LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. Выберите кого-либо в качестве клиента и, пользуясь рекомендациями, изложенными в данной главе, выясните, есть ли у него проблемы, связанные с отсутствием интереса к людям.
2. Определите касающиеся лично вас, субъективные причины недостаточного умения привлекать к себе внимание со стороны других людей (если, конечно, это неумение характерно для вас).
3. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента и проведите с ним психологическую консультацию на тему неумения высказывать комплименты и правильно реагировать на них.
4. Проведите психологическое консультирование кого-либо, кто, па ваш взгляд, не умеет правильно воспринимать и оценивать социальные роли людей, которые они берут на себя в процессе общения.
Ключевые слова
Социально-перцептивное психологическое консультирование. Личное общение людей.
Интерес человека к людям. Психологическое подкрепление в системе межличностных отношений.
Объективные и субъективные причины неумения человека привлекать к себе внимание людей. Эпатажные средства привлечения к себе внимания. Гипертимность. Истеричность.
Комплиментарное поведение. Аутотренинг.
Ролевое взаимодействие людей в общении. Социально-психологическая теория ролей.

ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Контрольные вопросы
1. Что такое неудачи в эмоциональной саморегуляции деловой жизни?
2. Каковы вероятные внутренние и внешние причины таких неудач?
3. Каким образом можно практически решать проблемы, связанные с неудачами в области эмоциональной саморегуляции?
4. Как диагностировать и решать такую частную проблему, как неуверенность человека в себе и его повышенная эмоциональная возбудимость?
5. По каким признакам можно судить о том, что клиента действительно преследуют неудачи в выборе профессии, условий и места работы?
6. Каковы основные причины возникновения неудач в выборе профессии, условий и места работы?
7. Какую практическую помощь консультант-психолог может оказать клиенту, жалующемуся на неудачи в выборе профессии, условий и места работы?
8. С какими трудностями может столкнуться психолог-консультант, оказывая помощь клиенту в выборе профессии, условий и места работы ?
9. По какому плану консультанту-психологу следует действовать, оказывая клиенту помощь в связи с его неудачами в выборе профессии, места и условий работы?
10. Каковы основные объективные и субъективные причины неудач клиента в продвижении по службе?
11. Какие действия может предпринять и что может рекомендовать психолог-консультант клиенту, который жалуется на неудачи в продвижении по службе?
12. В чем состоят возможные причины снижения работоспособности человека?
13. Как практически определить реальные причины понижения работоспособности человека?
14. Какие практические рекомендации можно дать клиенту с пониженной работоспособностью в зависимости от тех или иных причин ее снижения?
15. В чем обычно проявляются неудачи человека в соревновании с другими людьми?
16. Каковы возможные причины неудач человека в соревновании с людьми?
17. Как проводить психологическое консультирование, если от клиента поступают жалобы на неудачи в соревновании с людьми?
18. Что можно рекомендовать клиенту для устранения реальных причин его неудач в соревновании с людьми?
Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни

Жизненные неудачи, связанные с недостатками эмоциональной саморегуляции, могут быть обусловлены самыми разными причинами, но большинство из них относится к особенностям внутреннего, психологического мира человека или к взаимоотношениям, складывающимся у него с окружающими людьми.
Если проблемы касаются психологии человека, то они называются внутренними или субъективными, если же проблемы относятся к обстоятельствам, не зависящим от человека, то они называются внешними или объективными.
К внутренним причинам неудач в эмоциональной саморегуляции могут быть отнесены следующие причины:
1. Борьба между собой равнозначных, равносильных мотивов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива.
2. Слабость воли человека.
3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с которой он сам не в состоянии успешно справиться.
5. Неуверенность человека в себе.
6. Медлительность в принятии и реализации решений. К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены следующие причины:
1. Слишком большая зависимость человека от складывающихся жизненных обстоятельств.
2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.
3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.
4. Сложные, противоречивые отношения человека с окружающими людьми.
Рассмотрим более подробно каждую из названных выше причин.
Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с другом конкурируют два или более разных мотивов, две или более, трудносовместимых друг с другом, потребности, причем каждая из них актуальна и достаточно сильна. В результате человек оказывается не в состоянии предпочесть какую-либо одну из них, так как не может полностью отказаться от любой из них.
Если, к примеру, он следует только одному из реально действующих мотивов и приступает к его реализации, то спустя некоторое время, когда данный мотив уже будет частично удовлетворен, актуальным сразу же становится другой, неудовлетворенный мотив. Эта ситуация многократно воспроизводится с чередующимся доминированием то одного, то другого мотива. В итоге человек постоянно будет находиться перед выбором: как действовать и что предпочесть. Он будет не в состоянии контролировать свои эмоции, связанные с конфликтом несовместимых друг с другом мотивов поведения.
Выход из данной конфликтной ситуации может быть следующим. Человеку необходимо будет каким-то образом искусственно повысить ценность для себя одних потребностей (мотивов, интересов) и одновременно снизить значимость других.
Еще один возможный способ выхода из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы создать условия, при которых вероятность удовлетворения одних потребностей будет намного выше, чем вероятность удовлетворения других потребностей.
Третий способ поведения в этой же ситуации состоит в том, чтобы просто принять и усилием воли практически реализовать осознанное решение о вполне определенной последовательности удовлетворения равносильных потребностей (мотивов, интересов).
Во всех этих случаях для того, чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое поведение, и в каждый момент времени оно фактически окажется подчиненным задаче реализации одной мотивационной тенденции.
Слабость воли человека - трудно устранимое препятствие на пути эффективной эмоциональной саморегуляции. Однако следует помнить о том, что иногда за слабость воли человека ошибочно принимается борьба мотивов.
За слабой волей часто скрывается неумение человека принимать или выполнять уже принятые решения. Поэтому если клиент обратился в психологическую консультацию с жалобой на слабость воли, то не стоит сразу же безоговорочно доверять его собственному объяснению проблемы. Желательно выяснить, не состоит ли его проблема в борьбе мотивов или в неспособности принимать и выполнять решения.
До сих пор с волей человека также нередко ошибочно связывают представление о некоторой физической силе, при помощи которой решаются жизненные проблемы или преодолеваются препятствия, возникающие на пути продвижения к намеченной цели. На самом деле это далеко не всегда так. С физическим усилием, вернее с его дефицитом, связываются лишь отдельные, самые простые проявления воли человека, в то время как более сложные ее проявления касаются интеллекта и разума. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании почти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его разумности и сознательности.
Наличие у человека конкурирующих друг с другом черт характера - это проблема, суть которой выражается в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут актуализировать различные поведенческие тенденции, связанные, например, с конкурирующими чертами характера, противоположными друг другу.
К примеру, в психологии одного и того же человека могут иногда сочетаться доброта и злость, экстраверсия и интроверсия. Каждая из конкурирующих между собой реакций, порождаемая такими различными чертами личности, ослабляется противодействием прямо противоположной ей тенденции, так что эффективная саморегуляция поведения человека в этих условиях становится весьма проблематичной.
Диагностировать данный случай можно при помощи личностных, характерологических психологических тестов, позволяющих выявлять и оценивать у одного и того же человека противоположные черты характера. Если окажется, что такие черты характера имеются у клиента и являются достаточно развитыми, то это будет означать, что психолог-консультант действительно имеет дело с обсуждаемой проблемой.
Как практически решать данную проблему? Если пытаться ее решить так называемым радикальным образом, за счет усиленного развития одной из положительных, конкурентных черт характера, то, став доминирующей, она может породить форму поведения, регулирование которой не составит труда.
Однако такой путь труден и требует большого времени, так как черты характера человека являются весьма устойчивыми. Обсуждаемую проблему можно также попытаться решить при помощи метода, уже описанного применительно к конфликту мотивов, а именно - за счет выработки у человека полезной привычки действовать рационально, не под влиянием эмоций, ситуационно возникающих импульсов.
Конечно, и в этом случае проблема, по-видимому, не будет решаться сразу же и полностью, так как прежде, чем человек примет разумное решение, он все же некоторое время будет колебаться и переживать, и, следовательно, недостаточно хорошо управлять собой. Однако как только он придет к определенному решению и приступит к его выполнению, контроль за собственным поведением с его стороны сразу же возрастет.
Повышенная эмоциональная возбудимость как проблема поведенческой саморегуляции проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения поставленной цели, он довольно быстро приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и долго не может успокоиться. Это практически лишает его возможности контролировать в течение некоторого времени свое поведение, так как слишком высокий уровень эмоциональной возбужденности, как правило, снижает контроль человека за своим поведением, делает его менее управляемым.
Такое неприятное свойство поведения человека может явиться следствием одновременного действия нескольких причин. Во-первых, оно может выступить, как естественное проявление типа темперамента человека, и в этом случае никакие специальные меры не будут в состоянии полностью его устранить. Даже если клиенту удастся справиться с внешними проявлениями своей эмоциональности, его внутренние, непроизвольные эмоциональные реакции на ситуацию автоматически будут возникать. Слишком частое внешнее, волевое подавление таких реакций может привести к неблагоприятным последствиям для общего состояния психического и физического здоровья человека.
Во-вторых, повышенная эмоциональная возбудимость человека может явиться следствием неблагоприятного психологического и физического его состояния. В этом случае клиент, даже будучи от природы не слишком эмоциональным человеком, все же весьма эмоционально может реагировать на складывающиеся обстоятельства жизни. Решить проблему клиента в этом случае можно будет за счет укрепления состояния его здоровья и улучшения настроения.
В-третьих, причиной чрезмерной эмоциональной возбудимости человека может стать нерациональный образ его жизни, например физическая или психологическая перегрузка, слишком частые жизненные неудачи, порождающие состояние, близкое к фрустрации. И то и другое ослабляет нервную систему человека, делает ее более возбудимой.
В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет только одним путем - изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникновение в будущем физической перегрузки и фрустрации.
Неуверенность человека в себе - это особое психологическое состояние, которое может быть порождено сочетанием нескольких различных причин. Неуверенность может стать следствием как заниженной самооценки, так и ожидания неудач. Последнее обычно бывает тогда, когда в прошлом человека в основном преследовали неудачи.
Неуверенность в себе также может выступить как своеобразная защитная реакция, порождаемая комплексом неполноценности, преобладанием потребности избежания неудач над потребностью достижения успехов.
Прежде чем давать клиенту практические рекомендации по этому поводу, необходимо выяснить, в чем на самом деле состоит причина его неуверенности в себе. Если эта причина заключается в низкой самооценке, то необходимо повысить ее. Этого, в частности, можно добиться за счет обнаружения у клиента таких способностей и качеств личности, по которым он не только практически не уступает другим людям, но определенно их превосходит.
Если же причина неуверенности клиента в себе состоит в твердой установке на ожидание неудач, то необходимо как-то изменить эту установку на ожидание успеха.
Этого можно добиться, предложив клиенту тщательно продумывать свои действия, чтобы заранее свести к минимуму неудачи и в максимальной степени обеспечить успех. Кроме того, важно научить клиента внимательно анализировать условия своей деятельности, рационально использовать их для достижения успехов.
В том случае если неуверенность клиента в себе выступает как защитная психологическая реакция, ее можно устранить теми мерами, которые уже обсуждались выше.
Что же касается замедленности принятия решений как вероятной причины неуверенности человека в себе, то с этой причиной рекомендуется бороться следующим образом.
Прежде всего необходимо разъяснить клиенту, что сама по себе замедленность в принятии и реализации решений не является достаточной причиной неудач и серьезным психологическим недостатком человека. Она, как таковая, вполне может быть скомпенсирована тщательностью подготовки и точностью выполнения принимаемого решения. Кроме того, для человека со сравнительно медленными естественными реакциями полезно находить и усваивать некоторые стандартные, оптимальные способы действий, требующие минимума времени, и в дальнейшем стараться следовать им.
Неудачи в выборе профессии, условий и места работы

Этот вид жизненных неудач обычно сопровождается следующими характерными симптомами: недовольством человека избранной профессией, той работой, которой ему приходится заниматься, наличием у него желания сменить свою профессию, низкими результатами в работе. Нередко в целом человек бывает вполне удовлетворен своей профессией, но его почему то не устраивают условия и место работы, и он изъявляет желание их изменить. Правда, такое желание не всегда сопровождается вполне конкретными требованиями к новым условиям и месту работы, а в том случае если человек желает сменить профессию - не всегда осознанным стремлением к какой-либо иной профессиональной деятельности.
Жалобы на данный вид неудач со стороны клиента могут быть как явными (открытыми), так и неявными (скрытыми). С открытыми жалобами мы имеем дело тогда, когда клиент, имея определенную профессию и место работы, обращается в психологическую консультацию с просьбой помочь ему что-то в этом деле изменить. К жалобам скрытого плана могут относиться те, которые встречаются у людей, способных устроиться на работу по имеющейся у них специальности, или тех, кто оказался безработным.
К подобной ситуации нередко приводит отсутствие у клиента интереса к избранной профессии, вследствие чего он не отдает полностью свои силы работе и не выдерживает профессиональной конкуренции с другими людьми, занимающимися тем же самым делом, что и он. Человек при этом хочет изменить профессию, условия и место работы таким образом, чтобы это его больше устраивало.
В обсуждаемом случае клиент может прямо не жаловаться на неудачный выбор профессии, но сам факт его обращения в психологическую консультацию по данному поводу косвенно содержит в себе скрытую жалобу на неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.
Какую конкретную помощь психолог-консультант может практически оказать клиенту, обратившемуся в консультацию с такой проблемой?
Прежде всего надо постараться понять, что возможности оказания реальной, полноценной помощи в данном вопросе уже достаточно взрослому клиенту ограничены. Это связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, в наши дни, когда растет безработица, сменить свою профессию взрослому человеку, заменив ее такой, которая была бы достаточно престижной и высокооплачиваемой, весьма затруднительно. В области профессиональной деятельности существует высокая конкуренция и, кроме того, немалые усилия и средства требуются для того, чтобы добиться в своей профессии успеха.
Во-вторых, далеко не каждый человек по своим реальным возможностям может получить престижную и высокооплачиваемую работу. Но даже если он этого вполне достоин, далеко не всегда он на самом деле может получить требуемую работу. Большинство вопросов, которые в данном случае приходится решать клиенту, обычно находится за пределами компетенции психолога-консультанта.
Для того чтобы реально как-то помочь клиенту, психолог-консультант в сложившейся ситуации может сделать следующее.
Прежде всего ему следует помочь клиенту объективно разобраться в ситуации и с учетом всех обстоятельств принять правильное, разумное и взвешенное решение. Далее консультант может помочь клиенту наметить и практически реализовать продуманный план необходимых шагов, которые почти наверняка приведут к оптимальному решению возникшей проблемы.
Этот план, в частности, должен будет содержать в себе ответы на следующие вопросы:
• Почему клиента не вполне устраивают имеющаяся у него профессия, условия и место работы?
• Можно ли практически устранить причины недовольства клиента всем этим настолько, чтобы радикально изменить сложившееся положение дел?
• Какую новую профессию вместо старой профессии клиент хотел бы приобрести?
• Какие условия работы и какое место работы его бы вполне устроили?
• Что клиенту может дать новая для него профессия?
• Какие дополнительные проблемы в связи с ней у клиента могут возникнуть?
• Сможет ли клиент успешно преодолеть вновь возникшие проблемы?
• Чего реально это будет стоить клиенту?
• Что для клиента выгоднее: постараться улучшить условия и место работы, оставаясь при старой профессии, или попытаться приобрести новую профессию, новые условия и место работы?
Подробные, обстоятельные ответы на все эти вопросы, полученные совместно психологом-консультантом и клиентом, их анализ, взвешивание всех "за" и "против" принимаемого решения, позволят клиенту свести к минимуму вероятные ошибки.
Следующий шаг в психологическом консультировании по данному вопросу может состоять в проведении разностороннего психодиагностического обследования клиента, рассчитанного на то, чтобы выяснить, имеются ли у клиента нужные задатки и способности для освоения новой профессии, смены условий и места работы.
Психолог-консультант, проводя обследование клиента, прежде всего должен определить, какими персональными, положительными качествами реально обладает клиент для того, чтобы хорошо освоить новую для себя профессию, быстро и успешно адаптироваться к новым условиям и месту работы. Обработав результаты психологического тестирования клиента, психолог-консультант может сообщить ему свое заключение вместе с соответствующими рекомендациями относительно того, стоит или не стоит менять профессию, условия и место работы.
Неудачи в продвижении по службе

Неудачи этого типа также могут быть вызваны самыми разными причинами. Поэтому, прежде чем приступить к поиску практически действенных рекомендаций в связи с такими неудачами, необходимо выяснить, в чем состоит их причина.
Некоторые из причин подобного рода неудач носят объективный характер и не могут быть полностью устранены с помощью только психологических средств воздействия. Другие порождены факторами субъективного характера, и здесь психологическое консультирование может оказать действенную поддержку клиенту. В связи с этим мы остановимся только на выяснении и обсуждении причин субъективно-психологического свойства.
Какими могут быть эти причины и как следует практически действовать психологу-консультанту в каждом конкретном случае, связанном с такими причинами?
Наиболее распространенными общими психологическими причинами неудач в продвижении по службе могут быть следующие:
1. Незнание клиентом условий, в силу которых он может или не может реально претендовать на продвижение по службе.
2. Неспособность клиента производить благоприятное впечатление на тех людей, от которых зависит его продвижение по службе.
3. Завышенный уровень притязаний клиента в продвижении по службе, не вполне соответствующий его способностям и реальным возможностям. Это тот случай, когда клиент в общем нормально продвигается по службе, но то, как это происходит, его не вполне устраивает.
Первая из названных причин сравнительно легко устранима и как таковая может быть выявлена в результате личной беседы психолога-консультанта с клиентом. Для этого достаточно задать клиенту следующие вопросы:
• Знаете ли вы то, от чего зависит ваше продвижение по службе и что обеспечит его практически?
• Каковы условия, при которых вы можете успешно продвигаться по службе?
• Соответствуете ли вы и ваши возможности этим условиям?
• Каким конкретно из указанных выше условий вы полностью и не полностью соответствуете?
• На чем основываются ваши ответы на предыдущие вопросы? Если они базируются на каких-либо конкретных фактах, то назовите эти факты.
В том случае если клиент определенно и быстро, достаточно легко ответит на все эти вопросы, можно будет сделать вывод о том, что основная причина его неудач в продвижении по службе не связана со знанием условий такого продвижения.
Может, однако, иметь место случай, при котором ответы клиента на эти вопросы окажутся не вполне определенными и точными. Тогда, наверное, проблема неудовлетворительного продвижения по службе хотя бы частично будет связана с незнанием клиентом условий продвижения по службе.
Диагностировать последний случай в практике психологического консультирования можно по следующим признакам: если клиент, ответив на первые из сформулированных выше вопросов, очевидным образом затрудняется ответить на следующие вопросы, то вполне вероятно, что и его ответы на первые вопросы не являются вполне достоверными. Скорее всего, клиент в данном случае просто не знает реальных условий своего успешного продвижения по службе.
В данном случае рекомендация клиенту может быть следующей: выяснить, при каких условиях возможно его продвижение по службе, что этому может способствовать или препятствовать.
В том случае если причина неудач клиента - его неспособность производить благоприятное впечатление на людей, от которых зависит его судьба, то желательно будет научить клиента, как это лучше делать. Наконец, если неудачи клиента связаны с тем, что он имеет чрезмерно завышенные притязания на продвижение по службе, то задача консультанта будет состоять в том, чтобы убедить клиента снизить свой уровень притязаний.
Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности

Существует несколько вероятных причин снижения работоспособности человека, и их можно разделить на две группы: психологические причины и физиологические причины. Часто они сосуществуют друг с другом и действуют совместно, оказывая комплексное влияние на работоспособность человека. Тем не менее это разные причины, и их следует обсуждать отдельно.
Психологическими называются такие причины, которые ведут к понижению работоспособности вследствие действия одного из следующих факторов:
• отсутствие должной мотивации деятельности, интереса человека к тому виду занятий, в котором снижается работоспособность,
• достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы,
• неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация, апатия, скука, безразличие и т.п.,
• неверие в успех дела, связанное с одним из следующих обстоятельств: неуверенность человека в себе, отсутствие надежды на успех дела в данных конкретных условиях. Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:
• болезнь,
• усталость, слабость нервной системы, ее повышенная утомляемость,
• общая физическая ослабленность организма.
Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально действующей, какие рекомендации психолог-консультант в каждом таком случае может предложить клиенту.
Первую из названных причин - отсутствие мотивации - можно определить следующим образом.
Ее можно идентифицировать в результате прямого разговора с клиентом и выяснения того, есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельности. Если в ответ на прямо заданный ему вопрос клиент вполне определенно отвечает "нет", то это однозначно свидетельствует о том, что такого интереса у клиента действительно нет, за исключением, конечно, крайне редко встречающегося в практике психологического консультирования случая, когда клиент просто не настроен говорить консультанту правду о себе.
Если же клиент говорит "да", то это не всегда означает, что в действительности дело обстоит именно так. Клиенту может показаться, что такой интерес у него действительно есть, хотя на самом деле его может и не быть. Кроме того, клиент часто невольно говорит "да", не желая, чтобы в случае ответа "нет" консультация прекратилась.
В последнем случае действительно нет смысла ее продолжать, так как фактическое отсутствие у клиента интереса к делу не может быть скомпенсировано другими мерами.
Отсутствие должной мотивации деятельности у клиента можно установить и косвенным путем, задавая клиенту и получая от него ответы на следующие вопросы:
1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у вас снижается работоспособность?
2. Что можно и нужно сделать для того, чтобы соответствующая работа стала для вас более привлекательной и интересной?
3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем перестанете заниматься этой работой?
4. Можно ли данную работу для вас заменить какой-либо другой? Если на первый из перечисленных вопросов клиент отвечает определенно и без долгих раздумий, называя немало такого, что привлекает его в работе, то можно сделать вывод о достаточно сильной мотивации клиента к занятиям соответствующим видом деятельности. Это же дает основание для заключения о том, что причиной снижения работоспособности клиента является не дефицит интереса к работе (дефицит мотивации), а нечто совсем другое.
В случае неопределенного ответа на данный вопрос, сопровождающегося к тому же долгими размышлениями клиента, гипотезу о Дефиците мотивации полностью также отвергнуть нельзя.
Если клиент затрудняется ответить на второй вопрос, то можно высказать предположение о том, что причина снижения его работоспособности - недостаточность положительной мотивации деятельности. В случае же уверенного ответа на данный вопрос эта гипотеза, напротив, подвергается сомнению.
Если, отвечая на третий вопрос, клиент перечисляет исключительно или в основном только возможные отрицательные следствия прекращения работы, то это дает основание предполагать, что его мотивация к занятиям соответствующим видом деятельности является достаточно сильной.
Если же ответы на данный вопрос со стороны клиента неопределенны или если клиент называет немало возможных положительных следствий прекращения занятий данным видом деятельности, то можно предположить, что мотивация клиента не является достаточно сильной.
Наконец, если на четвертый вопрос клиент отвечает "да", то вывод психолога-консультанта может быть таким: данный вид деятельности сам по себе малоинтересен для клиента. Если же следует ответ "нет", то вывод о "малоинтересности" деятельности однозначно сделать нельзя.
Выяснив реальность первой из указанных выше причин, вернее - наличие положительной мотивации к деятельности, психолог-консультант может далее переходить к выяснению второй причины - отвлечения внимания или наличия конкурирующей мотивации.
Действенность этой возможной причины определяется следующим способом. Клиента спрашивают, есть ли у него в данный момент времени, в текущий период его жизни какие-либо другие проблемы, которые не позволяют ему полностью сосредоточиться на деле, в связи с которым он и жалуется на снижение работоспособности. Если выяснится, что такие проблемы есть, то это будет означать, что возможной причиной снижения работоспособности клиента являются именно эти проблемы. В случае отсутствия у клиента других проблем такое предположение является маловероятным.
Неблагоприятные эмоциональные состояния: фрустрация, апатия и другие - идентифицируется как возможная причина снижения работоспособности следующим образом.
Прежде всего эти эмоциональные состояния можно выявить, просто внимательно наблюдая за поведением клиента во время консультации. Если в процессе разговора с психологом-консультантом клиент постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального возбуждения и психологического напряжения, то вполне можно предположить, что в таком же состоянии он находится и во время той работы, в которой у него снижается его работоспособность.
Клиенту далее можно задать ряд вопросов, ответы на которые покажут, действительно ли ему свойственны отрицательные эмоциональные переживания, возникающие тогда, когда он работает.
Такими вопросами могут быть, например, следующие:
"Какие эмоции вы обычно переживаете во время работы: положительные или отрицательные?"
"Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?"
Неверие в свой успех как возможная причина снижения работоспособности или наличие отрицательных ожиданий (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, констатируется по ряду признаков. Прежде всего по ответам клиента на вопросы типа:
"Успешно ли идет ваша работа?"
"Верите ли вы в то, что в конечном счете добьетесь успеха?"
Если клиент дает на эти вопросы положительные ответы, то это позволяет сделать вывод о том, что ожидания клиента также являются положительными. В случае отрицательных ответов на данные вопросы можно сделать вывод прямо противоположного характера:
об отрицательных ожиданиях клиента.
Неуверенность в себе как причина снижения работоспособности может быть установлена по поведению клиента и по его ответам на соответствующие вопросы психолога-консультанта.
Если клиент ведет себя достаточно уверенно, если он так же уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то это является основанием для предположения, что подобная уверенность свойственна ему и в работе.
Если же клиент ведет себя недостаточно уверенно и так же не вполне уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то можно сделать вывод, что неуверенность в себе, вероятно, свойственна ему и в работе.
Однако в последнем случае неуверенность клиента, как гипотеза, требует дополнительной проверки и независимого подтверждения. Таким подтверждением могут служить ответы клиента на следующие вопросы:
"Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, когда занимаетесь работой?"
"Верите ли вы в то, что в этой работе сможете добиться успеха?"
Если на эти вопросы клиент ответит "да", то гипотезу о неуверенности как черте его характера следует, вероятно, отклонить. Если же ответы клиента на них будут "нет", то такая гипотеза окажется вполне вероятной.
В том случае если причина снижения работоспособности клиента имеет чисто физиологический характер (неблагоприятное состояние организма), то клиенту все же следует дать некоторые рекомендации психологического свойства, так как определенное влияние на физическое состояние человека оказывают психологические
факторы.
Прежде всего здесь надо иметь виду то, что положительные эмоции повышают, а отрицательные эмоции понижают работоспособность человека. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональные переживания. Следует также помнить о том, что состояние усталости легче предупредить, чем устранить, если оно уже возникло.
По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно заботиться о создании оптимального режима работы. Такой режим заключается в том, чтобы не допускать возникновения выраженного состояния физической усталости, делая в работе частые, небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил.
Еще одно важное правило на этот счет гласит: люди обычно больше устают не от той работы, которая ими уже выполнена, а от той работы, которую они должны были выполнить, но по тем или иным причинам не успели сделать в срок. Следовательно, планируя свою работу на день или намечая выполнить определенный объем работы за какое-то время, необходимо включать в него только то, что обязательно и при всех обстоятельствах будет к заданному сроку выполнено.
Неудачи в конкуренции с другими людьми

Такие неудачи испытывают многие люди, по-своему переживая по этому поводу, причем не только из-за самих неудач, но и из-за их причин. Причины неудач, в свою очередь, могут быть самыми разными. Рассмотрим типичные из подобных неудач и их вероятные
причины.
Прежде всего отметим, что само понятие удачи или неудачи в соревновании с другими людьми является весьма относительным понятием, а оценка реальных достижений человека как, соответственно, удач или неудач зависит от того, с кем он сравнивает себя и что он считает для себя удачей или неудачей.
Человек может сравнивать себя и свои достижения с успехами тех людей, достижения которых хуже, чем у многих других людей, и тогда то, что делает сам этот человек, чаще всего им самим будет восприниматься как удача.
Человек может сравнивать свои успехи с достижениями тех людей, успехи которых, напротив, выше, чем у многих других людей, и в этом случае оценки его собственных достижений, вероятнее всего, будут выглядеть для него самого как относительные неудачи. И это будет происходить несмотря на то, что в действительности достижения данного человека могут превосходить успехи многих других людей.
У человека могут оказаться, соответственно, заниженные или завышенные критерии успехов, и в зависимости от этого, например, выигрыш или проигрыш в соревновании с другими людьми он будет считать своим достижением или упущением.
К примеру, если человек в соревновании с другими людьми стремится к тому, чтобы намного их превосходить, и не довольствуется тем, чтобы просто быть не хуже других людей, то вряд ли он будет в действительности удовлетворен своими успехами. Если же быть не хуже или не намного хуже других рассматривается им как достижение, то он, по-видимому, чаще будет испытывать удовлетворение в соревновании с другими людьми, чем неудовлетворение.
Кроме того, у разных людей нередко имеются довольно различные системы ценностей, и без учета этих различий вряд ли можно будет понять, почему то, что для одного человека является неудачей, для другого ею не является.
Если, к примеру, занятия спортом не представляют ценности для данного человека, то и проигрыш другому человеку в спортивном состязании он вряд ли будет рассматривать, как свою серьезную неудачу и не станет сильно переживать по этому поводу. Но если эрудированность и интеллектуальная развитость для него же являются несомненной ценностью, то проигрыш другому человеку в эрудированности и интеллекте, скорее всего, будет глубоко им переживаться.
Все это обязательно необходимо учитывать, проводя психологическое консультирование на тему о неудачах в соревновании с другими людьми.
Одна из первых задач, которую в личной беседе с клиентом в этом случае должен будет решить психолог-консультант, состоит в том, чтобы выяснить, что и почему клиент рассматривает как личную неудачу в соревновании с другими людьми.
Стратегию проведения с клиентом соответствующей психодиагностической беседы можно построить следующим образом. Внимательно выслушав жалобу клиента и с его слов предварительно определив суть его проблемы, психолог-консультант может далее обратиться к клиенту со следующей просьбой: "Не могли бы вы подробнее рассказать о том, что касается ваших неудач в соревновании с другими людьми?"
Для того чтобы облегчить рассказ клиента о сути своей проблемы, ему следует задать ряд вопросов, на которые желательно ответить как можно более определенно.
Если на некоторые из вопросов клиенту будет трудно отвечать, то эти вопросы можно временно отложить или просто пропустить. Если, кроме ответов на предложенные вопросы, клиент пожелает поделиться с психологом-консультантом какими-либо дополнительными соображениями, то клиента следует внимательно выслушать.
Получив согласие клиента на продолжение психодиагностической беседы, консультант может поставить перед ним следующие вопросы:
• Когда вы в последний раз потерпели неудачу в соревновании с другими людьми?
• С кем, по какому поводу вы в этом случае конкурировали?
• Как часто с вами раньше происходили неудачи в соревновании с людьми?
• Были ли в вашей жизни еще какие-либо неудачи кроме тех, которые мы до сих пор обсуждали?
• Чем вы объясняете свои жизненные неудачи?
• Предпринимали ли вы самостоятельные попытки избежать неудач? Если да, то в чем эти попытки выражались?
• Каков был результат этих попыток?
Получив от клиента развернутые ответы на все эти вопросы и прояснив для себя ситуацию, связанную с жизненными неудачами клиента, психолог-консультант может непосредственно приступить к выяснению причин неудач клиента в личном соревновании с другими людьми. Без точного знания характера неудач, а также их возможных причин трудно будет оказать практически действенную помощь клиенту.
По своей природе неудачи человека в соревновании с другими людьми могут быть объективными и субъективными. Соответственно, и их причины могут относиться к одной из двух названных групп.
Субъективные причины неудач касаются личности самого клиента, и в большинстве случаев при помощи психолога консультанта эти причины в значительной степени могут быть устранены.
Объективные причины неудач лежат в обстоятельствах, практически не зависящих от самого клиента. Для того чтобы исключить вызванные такими причинами неудачи, необходимо или оказывать влияние на сложившиеся жизненные обстоятельства, или, по мере возможности, сознательно, целенаправленно избегать попадания в такие ситуации, которые неизбежно приводят к неудачам в большинстве случаев жизни.
Проводя психологическое консультирование по поводу неудач клиента в соревновании с другими людьми, как правило, недоста
точно выяснить и довести до сознания клиента природу и причины соответствующих неудач. Важно также подсказать клиенту, а если надо - и научить его тому, как лучше всего избежать неудач.
Вот несколько общих советов, которыми мог быть воспользоваться консультант-психолог в разных случаях проведения консультирования на данную тему.
Случай 1. Неудача клиента в конкуренции с людьми обусловлена тем, что клиент имеет явно завышенный уровень притязаний, вызывающий чрезмерные, объективно не реализуемые, ожидания на успех.
В этом случае психолог-консультант может посоветовать клиенту поступить следующим образом: каждый раз, соревнуясь с людьми, устанавливать для самого себя минимально удовлетворительный уровень успехов и стремиться в первую очередь достичь именно этого уровня.
Кроме того, клиенту важно выработать у себя привычку постоянно сравнивать свои достижения с успехами других людей, устанавливая для себя такой уровень притязаний на успех, который не уступает достижениям абсолютного большинства других людей.
Полезно также, чтобы клиент задумался над следующими вопросами и нашел для себя разумные, удовлетворительные ответы на них:
"Для чего лично мне нужно непременно быть первым среди равных?"
"Какие выгоды я буду иметь от того, что превзойду других людей?"
"Чего мне самому будет стоить достижение соответствующих результатов?"
"Имеет ли смысл тратить на это силы и средства?"
Размышления над этими и другими подобными вопросами, как правило, приводят клиента к убеждению, что ему необходимо несколько снизить уровень своих притязаний на успех в соревновании с людьми. Вследствие этого клиент сам начинает считать себя меньшим неудачником, чем ему казалось раньше.
Случай 2. Неудача вызвана тем, что клиент не верит в свои возможности и поэтому, соревнуясь с другими людьми, часто терпит неудачу из-за того, что не в состоянии эти возможности практически реализовать (предполагается, что они у него имеются).
Усилия психолога-консультанта в данном случае должны быть направлены на то, чтобы помочь клиенту выявить и осознать свои реальные возможности, подсказать клиенту, как эти возможности наилучшим образом использовать в жизни.
Для этого психолог-консультант вначале должен будет точно определить, как ведет себя клиент, вступая в соревнование с другими людьми. Затем необходимо будет определить слабые стороны в по-
ведении клиента и предложить ему попробовать вести себя по-другому, более расчетливо, разумно и взвешенно.
Следующий шаг в работе с клиентом может заключаться в том, чтобы дать ему возможность самому установить, что предлагаемые новые формы конкурентного поведения более эффективны, чем прежние. В заключение клиенту можно посоветовать чаще анализировать свое собственное поведение в соревновании с другими людьми, самостоятельно выявляя его слабые и сильные стороны, чаще экспериментировать над собой в ситуациях соревнования с другими людьми, применяя разнообразные формы поведения и следя за тем, к чему, к каким результатам они приводят.
Выработав у себя соответствующие, полезные для жизни привычки, клиент в конечном счете сможет вполне самостоятельно справляться со своими проблемами.
Случай 3. Неудача клиента обусловлена тем, что он включается в соревнование с другими людьми при таких обстоятельствах и на таких условиях, при которых объективно невозможно или маловероятно выиграть у соперника.
В этом случае психологу-консультанту в работе с клиентом следует предложить ему мысленно восстановить в памяти те ситуации, в которых он уступал своему сопернику, проигрывал соревнование с другими людьми. Далее желательно предложить и практически помочь клиенту объективно оценить свои шансы на успех в этих соревнованиях.
Задача психолога-консультанта на данном этапе работы с клиентом заключается в том, чтобы доказать клиенту, что его шансы на успех в тех соревновательных ситуациях, в которых он принимал вызов своего конкурента, на самом деле были весьма невелики, и состязание для него с самого начала фактически было обречено на неудачу.
После этого консультанту нужно постараться убедить клиента в том, что без предварительного, тщательного вьмснения своих реальных шансов на успех вообще не стоит вступать в соревнование с людьми. В противном случае неудачи будут постоянно преследовать клиента.
На заключительном этапе консультационной работы с клиентом полезно научить его тому, как анализировать сложившуюся ситуацию для реального, объективного определения своих шансов на успех. Этому, в частности, может способствовать получение определенных ответов на следующие вопросы (эти вопросы самому себе должен задать клиент и найти на них ответы до того, как он вступит в соревнование с другими людьми):
• Какими качествами лично мне нужно обладать для того, чтобы выиграть соответствующее соревнование?
• Есть ли эти качества у меня сейчас?
• В какой мере они в настоящее время развиты?
• Обладает ли такими же качествами мой потенциальный соперник? Если обладает, то в какой степени?
• Превосхожу ли я своего соперника в том, что необходимо для победы?
• Каковы мои реальные шансы на успех с данным соперником, в данном соревновании и в данных условиях?
• Каковы шансы на успех моего соперника в этом соревновании?
• Стоит ли вступать с ним в соревнование?
• Как мне следует поступить, если соревнование все же выиграет мой соперник?
Получив ответы на эти вопросы, клиент сможет далее принять вполне разумное, обоснованное решение и свести к минимуму вероятную неудачу в соревновании с другими людьми.
Упражнения
1. Проанализируйте собственный жизненный опыт и определите, были ли в нем какие-либо неудачи, связанные с эмоциональной саморегуляцией. Если они были, то постарайтесь установить их причины.
2. В том случае если профессия психолога не первая для вашей профессиональной карьеры, определите, почему в начале вашей профессиональной карьеры вы потерпели частичную или полную неудачу в выборе профессии.
3. Если в вашей деловой жизни уже были моменты, связанные со снижением работоспособности, то проанализируйте их, выясните их причины, определите для себя действенные способы повышения работоспособности.
4. У вас, как и у большинства других людей, были, наверное, в жизни такие моменты, когда вы проигрывали соревнование с другими людьми. Установите, почему это происходило, выясните и проанализируйте причины соответствующих неудач.
Практические задания
1. Проведите психологическое консультирование кого-либо из людей, выбранного в качестве клиента, по поводу неудач в эмоциональной саморегуляции. Дайте данному человеку практические советы по устранению подобных неудач в будущем, научите его регулировать свои эмоции в деловых отношениях.
2. Выберите кого-либо в качестве потенциального клиента (желательно - из числа старших школьников). Это должен быть человек, которому предстоит определить для себя профессию, условия и место будущей работы. Проведите с ним полное психологическое консультирование на соответствующую тему. Предложите ему практические рекомендации по решению его проблемы.
3. Возьмите в качестве клиента кого-либо из людей, кто не вполне удовлетворен своим продвижением по службе. Проведите с ним психологическую консультацию. Предложите ему практические рекомендации по решению его проблемы.
4. Проконсультируйте какого-либо взрослого человека, жалующегося на снижение работоспособности. Выясните причины снижения работоспособности и предложите этому человеку рекомендации по повышению его работоспособности.
Ключевые слова
Эмоциональная саморегуляция. Конфликт мотивов. Мотиваци-онные тенденции. Слабость воли человека. Конкурирующие черты характера. Эмоциональная возбудимость.
Неудачи в сохранении работоспособности. Физиологические причины снижения работоспособности. Психологические причины снижения работоспособности.
Неудачи в соревновании (конкуренции) с людьми. Конкурентное (соревновательное) поведение человека.

ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы
1. Каким образом могут быть связаны между собой личностные и межличностные проблемы у одного и того же человека?
2. Каковы, основные межличностные проблемы, по поводу которых клиенты обычно обращаются за помощью в психологическую консультацию?
3. Каковы возможные причины трудностей, возникающих в сфере межличностных отношений людей?
4. В чем состоит специфика взаимоотношений людей разного возраста?
5. В чем проявляется и как практически решается проблема отсутствия между людьми взаимных симпатий?
6. Что и как следует учитывать психологу-консультанту, проводящему психологическое консультирование по вопросу отсутствия взаимных симпатий между людьми?
7. Как осуществлять психодиагностику, связанную с отсутствием взаимных симпатий между людьми?
8. Какие рекомендации психолог-консультант может дать клиенту, жалующемуся на отсутствие между ним и другими людьми взаимных симпатий?
9. Каковы типичные случаи и основные причины возникновения антипатий между людьми?
10. Как должен практически действовать психолог-консультант в каждом конкретном случае антипатии?
11. Что означает неспособность клиента быть самим собой?
12. В чем проявляется эта проблема в психологии и поведении клиента?
13. По каким признакам можно судить о существовании у него данной проблемы?
14. Какие действия следует предпринять психологу-консультанту в связи с неспособностью клиента быть самим собой?
15. Каковы основные этапы практической работы психолога-консультанта с клиентом, жалующимся на неспособность быть самим собой?
16. Что может практически рекомендовать психолог-консультант клиенту, чья проблема состоит в неспособности быть самим собой?
17. Каковы типичные проблемы, которые возникают у клиентов в области деловых взаимоотношений?
18. В чем конкретно эти проблемы проявляются?
19. Что может сделать психолог-консультант для клиента в том случае, если у клиента обнаружатся проблемы, касающиеся сферы его деловых взаимоотношений с людьми?
20. Как проявляется и каким образом объясняется неспособность человека быть хорошим лидером (руководителем) для людей?
21. Каковы типичные случаи и способы психодиагностики проблем, касающихся неспособности человека быть лидером среди людей?
22. Что может рекомендовать психолог-консультант клиенту в каждом отдельном случае, связанном с неспособностью быть хорошим лидером (руководителем) для людей?
23. В чем проявляется и как практически решается проблема неумения клиента подчиняться другим людям?
24. Каковы типичные случаи возникновения проблем, связанных с неспособностью клиента предупреждать возникновение и разрешать уже возникшие межличностные конфликты?
25. Какие общие и специальные рекомендации психолог-консультант мог бы предложить клиенту, у которого имеется проблема неспособности предупреждать и разрешать межличностные конфликты?
Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения

Проблемы, обозначенные в названии данной главы, встречаются довольно часто в практике проведения психологического консультирования, и если клиент прямо не говорит о них, высказывая жалобы лишь на другие проблемы личностного плана, то это не означает, что на самом деле у него нет проблем межличностных отношений.
Справедливо в большинстве случаев жизни и обратное: если клиента беспокоит состояние дел в области межличностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера. Кроме того, методы практического решения тех и других проблем во многом сходны между собой.
Тем не менее данные проблемы стоит рассмотреть отдельно, так как они практически всегда решаются несколько по-иному, чем проблемы личностного плана, - путем регуляции взаимоотношений данного человека с другими людьми. В отличие от этого, персональные проблемы каждый человек может решать индивидуально и не обязательно в непосредственных контактах с другими людьми.
Кроме того, имеется существенная разница в способах решения проблем личностного и межличностного планов. Если личностные проблемы обычно связаны с необходимостью радикального изменения внутреннего мира человека, то межличностные проблемы - с необходимостью изменения в основном только внешних форм поведения человека, которые касаются окружающих людей.
Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Они могут оказаться связанными с личными и деловыми взаимоотношениями человека с окружающими его людьми, касаться взаимоотношений с близкими и достаточно далекими от него людьми, например с родными и посторонними.
Эти проблемы могут также иметь выраженный возрастной оттенок, например возникать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старшего возраста, чем он сам.
Проблематика межличностных отношений также может касаться людей разного пола: женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (различных по половому составу) социальных группах.
Многоаспектность названных проблем отражает сложность реально существующей системы человеческих взаимоотношений. Хотя многие из названных проблем мы будем здесь обсуждать отдельно, следует, однако, помнить и о том, что все эти проблемы практически взаимосвязаны и в большинстве случаев жизни должны решаться комплексно.
Есть, например, некоторые общие причины возникновения типичных затруднений в сфере человеческих взаимоотношений. Обсудив эти причины, мы более не будем к ним возвращаться и далее ограничимся только ссылками на соответствующие места в тексте. Однако есть и частные, специфические причины затруднений, характерные для отдельных видов человеческих взаимоотношений. На них в основном и будет сконцентрировано наше внимание в дальнейшем.
Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми

К группе этих проблем прежде всего относятся те, которые касаются взаимоотношений клиента с теми людьми, которые примерно одного с ним возраста и отличаются по возрасту друг от друга не более чем на два-три года.
Заметим вместе с тем, что понятия "сверстник" или "люди одного поколения" в данном случае охватывают разные диапазоны возрастов для детей и для взрослых людей. Если, например, сверстники ребенка дошкольного возраста, как правило, не отличаются от него самого более чем на один год, то в школьном возрасте разница между сверстниками может доходить до двух лет. Соответственно, сверстниками можно называть юношей и девушек в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет, т.е. людей, разница в годах между которыми доходит уже до пяти лет.
Применительно к взрослым людям в диапазоне возрастов от тридцати до шестидесяти лет понятие "сверстник" охватывает уже интервал до десяти лет. Если же речь идет о пожилых людях старше шестидесяти лет, то здесь допустимо считать представителями одного поколения или - условно - сверстниками тех, чья разница в возрасте доходит даже до пятнадцати лет.
Психологическое развитие человека с возрастом постепенно замедляется, и общность жизненного опыта, психологии и поведения людей становится главным критерием для их оценивания как сверстников.
Наблюдения показывают, что чаще всего в психологическую консультацию по поводу проблем взаимоотношений с окружающими людьми обращаются те, кому больше пятнадцати и меньше шестидесяти лет. Что же касается взаимоотношений дошкольников, младших школьников и людей пожилого возраста друг с другом, то они реже вызывают беспокойство у их участников и, кроме того, имеют свои, специфические особенности.
В дошкольном и в младшем школьном возрасте обычно еще нет серьезных проблем во взаимоотношениях детей со сверстниками, которые требовали бы повышенного внимания и проведения психологического консультирования. В пожилом возрасте взаимоотношения людей ограничиваются обычно узким кругом родственников, знакомых и друзей, с которыми эти взаимоотношения установились давно и более или менее отрегулированы. Кроме того, взаимоотношения пожилых людей с окружающими сравнительно легко улаживаются за счет большого жизненного опыта, накопленного такими людьми, и, следовательно, возникающие у них проблемы также сравнительно просто решаются без обращения в психологическую консультацию.
Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях

Отсутствие взаимности в личных человеческих симпатиях - довольно распространенное явление. На него как на жизненно волнующую их проблему чаще всего жалуются сравнительно молодые люди.
При проведении консультирования на данную тему важно иметь в виду следующие обстоятельства:
Во-первых, далеко не всегда эту проблему можно практически решить только за счет советов, которые психолог-консультант может дать клиенту. Дело в том, что причинами отсутствия межличностных симпатий людей могут быть весьма трудноустранимые факторы, например, подсознательные, недостаточно осознаваемые и, следовательно, плохо контролируемые.
Во-вторых, таких причин обычно бывает несколько, и, устранив одну из них, можно не добиться желаемого результата в устранении других причин, так как реально действующими при этом останутся иные, не менее весомые факторы.
В-третьих, прежде чем приступить к проведению психологического консультирования на тему отсутствия взаимных человеческих симпатий, желательно знать типичный перечень причин возникновения подобной проблемы. Такое знание поможет правильно поставить диагноз и, следовательно, быстрее выявить и устранить возможные причины.
Обсудим подробнее обозначенные проблемы, но сделаем это несколько в ином порядке, чем они были поставлены. Начнем с выяснения возможных причин отсутствия взаимных симпатий между людьми.
Прежде всего необходимо отметить, что по вполне естественным законам люди противоположного пола испытывают симпатии друг к другу чаще, чем люди одного и того же пола. Поэтому полностью решить проблему обеспечения взаимных симпатий между людьми
одного и того же пола труднее, чем решить аналогичную проблему для людей разного пола.
Есть немало индивидуальных психологических особенностей, в силу которых люди, независимо от того, с кем конкретно они общаются, могут не испытывать особых симпатий друг к другу. Это может быть, например, постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выраженной симпатией будет относиться и к другим людям.
В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хронического недовольства собой, не будет проявлять особых симпатий, могут воспринимать это как признак плохого личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же.
У многих людей имеются устойчивые негативные черты характера, такие, например, как недоверие к людям, подозрительность, замкнутость, агрессивность. Обладая такими, как правило, недостаточно осознаваемыми и плохо контролируемыми чертами характера, эти люди будут невольно проявлять их в общении с другими людьми и тем самым осложнять свои личные взаимоотношения с ними.
К этому же случаю можно отнести наличие у человека потребностей и интересов по разным причинам несовместимых с потребностями и интересами других людей. В силу данного обстоятельства между такими людьми довольно часто будут возникать конфликты и, конечно, будут отсутствовать взаимные симпатии.
Сюда же можно отнести и случаи, когда люди просто не умеют культурно вести себя, чем и вызывают антипатию окружающих людей.
Можно определенно утверждать, что значительная доля причин отсутствия межличностных симпатий людей заложена в самом человеке, в его личной психологии, а не во взаимоотношениях или в обстоятельствах жизни. Тем не менее ряд причин связан именно с этими обстоятельствами. Рассмотрим их подробнее.
Одной из довольно часто встречающихся в жизни причин человеческих антипатий является следующая причина. Какой-либо человек, сам того не замечая, невольно, своими непродуманными действиями может существенно затронуть жизненно важные интересы других людей, задеть их самолюбие, уронить престиж, нарушить принятые в обществе или группе правила поведения, очень важные для соответствующих людей. В любом из названных случаев следствием происходящего, скорее всего, станет отсутствие симпатий к человеку, нарушающему сложившиеся нормы поведения, со стороны окружающих людей.
Вторая причина связана со следующими обстоятельствами. Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии.
Третье обстоятельство можно охарактеризовать так. Допустим, что в вашей личной жизни кто-либо раньше причинил вам немало неприятностей, и в результате этого к данному человеку с вашей стороны сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на вашем жизненном пути случайно встретился другой человек, внешне похожий на того, кто доставил вам немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии с вашей стороны по той простой причине, что он внешне похож на неприятного вам человека.
Еще одной вероятной внешней причиной отсутствия взаимных симпатий между людьми может оказаться невольно сформировавшаяся отрицательная социальная установка одного человека на личность другого человека.
Известно, что любая социальная установка в качестве главных ее компонентов включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Первая из них относится к знаниям человека об объекте социальной установки. Вторая содержит связанные с этим объектом эмоциональные переживания. Третья касается практических действий, предпринимаемых в отношении соответствующего объекта. Знания и переживания, в свою очередь, формируются под влиянием жизненного опыта, накапливаемого человеком, в частности опыта познания других людей. У каждого конкретного человека этот опыт всегда ограниченный, так как любой человек не в состоянии исчерпывающим образом знать окружающих его людей.
Если в силу случайно сложившихся обстоятельств наши знания о людях будут в основном негативными, то и в последующем люди не будут вызывать к себе наших симпатий. В данном случае вряд ли можно будет рассчитывать и на ответные симпатии к нам со стороны окружающих нас людей.
Как проводить в психологической консультации диагностику, направленную на выяснение причин отсутствия симпатий к клиенту со стороны значимых для него людей?
Проще всего попытаться это сделать путем подробного, целенаправленного расспроса самого клиента. Для того чтобы получить от него не случайную, а целенаправленную и необходимую информацию, желательно последовательно задать клиенту следующие вопросы:
• Какие взаимоотношения и с кем конкретно в связи с отсутствием взаимных симпатий больше всего вас беспокоят?
• Когда, в каких ситуациях и в чем проявляется отсутствие взаимных симпатий между вами и соответствующими людьми?
• Чем, по вашему мнению, это вызвано?
Если клиент легко и вполне конкретно отвечает на эти вопросы, и в том, что он говорит, уже фактически содержатся ответы на один или несколько следующих вопросов, то они клиенту не задаются. В противном случае следует получить определенные ответы от клиента и на следующие вопросы.
• Есть ли какие-либо причины, связанные с вами лично или с вашим поведением, в силу которых вы не можете рассчитывать на взаимные симпатии со стороны людей, о которых шла речь в ваших ответах на предыдущие вопросы?
• Есть ли в поведении данных лиц что-либо такое, что вызывает отсутствие к ним симпатий с вашей стороны?
• Есть ли какие-либо жизненные обстоятельства, не зависящие от вас или какого-либо другого человека и помимо вашего желания осложняющие отношения между вами и другими людьми?
• Что вы предпринимали уже для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
• Какими оказались результаты предпринятых вами усилий?
Внимательно выслушав ответы клиента на все эти вопросы, психолог-консультант в результате анализа этих ответов и личного наблюдения за поведением клиента во время беседы с ним делает определенные выводы относительно сути проблемы клиента, намечает возможные пути ее решения, которые затем обсуждаются им совместно с клиентом.
Следует помнить о том, что клиент вряд ли сможет сразу же дать точные, полные и исчерпывающие ответы на все задаваемые ему вопросы. Если бы это было так, то клиент и сам смог бы решить свою проблему, не обращаясь за помощью в психологическую консультацию.
После того как поставлен правильный психологический диагноз проблемы клиента, консультант непосредственно может приступить к выработке совместно с клиентом рекомендаций по практическому решению его проблемы.
Существуют общие советы, которыми можно воспользоваться в типичных случаях проведения психологического консультирования на обсуждаемую тему. Эти советы, даваемые клиенту, следующие.
Внимательно анализировать собственное поведение, выясняя, нет ли в нем чего-либо такого, что само по себе может вызывать отрицательную реакцию со стороны других людей. Если это так, то следует изменить свое собственное поведение, сделав его таким, чтобы оно не вызывало антипатий.
Наблюдать за реакциями другого человека и одновременно экспериментировать над своим собственным коммуникативным поведением, устанавливая и закрепляя в собственном опыте общения с
людьми те его формы, которые вызывают положительные реакции со стороны людей.
Попытаться оказать влияние на обстоятельства жизни с расчетом на то, чтобы изменить в лучшую сторону сложившуюся жизненную ситуацию.
Убедить клиента в том, что если ему не удастся решить свою проблему, то ему необходимо будет принять сложившуюся жизненную ситуацию такой, какая она есть, и просто смириться с ней.
Если, проанализировав коммуникативные действия клиента, психолог-консультант придет к выводу, что клиент действительно сделал все от него зависящее, чтобы решить свою проблему, то ее причина, вероятнее всего, кроется не в личности клиента, а в независящих от него обстоятельствах.
Наличие антипатий в общении клиента с людьми

Хотя антипатия фактически представляет собой нечто противоположное симпатии, однако, практически решать проблему исключения антипатий из сферы межличностных отношений клиента только с помощью их замены симпатиями невозможно. Редко или почти никогда не бывает так, чтобы одно из этих, противоположных друг другу эмоциональных проявлений сразу же сменилось на другое, т.е. почти никогда антипатия сразу не переходит в симпатию, и наоборот.
Между этими двумя крайностями в человеческих взаимоотношениях чаще всего лежит относительно нейтральное или двойственное (амбивалентное) отношение одного человека к другому. Такое отношение включает в себя как элементы симпатии, так и элементы антипатии в их довольно противоречивом сочетании друг с другом.
Как позиции крайние - симпатия или антипатия переходят друг в друга в сложной динамике человеческих, эмоционально окрашенных взаимоотношений, сменяются относительно нейтральными, нормальными и внешне спокойными взаимоотношениями.
Следовательно, первая задача, которую перед собой должен поставить и постараться решить психолог-консультант, оказывая практическую помощь клиенту, состоит в том, чтобы избавить его от эмоциональных крайностей во взаимоотношениях с людьми - в данном случае от их явно выраженной антипатичности.
Для этого сначала необходимо выяснить причины отрицательного отношения одного человека к другому. Среди этих, типичных причин могут оказаться, например, следующие:
1. Восприятие одним человеком другого человека как достаточно серьезного конкурента в каком-либо важном для него деле, при
условии, что этот, другой человек, преследуя свои личные интересы, сознательно создает препятствия на пути достижения своих целей для конкурента. Так, например, клиент может явиться конкурентом для другого лица, со стороны которого он испытывает выраженную антипатию к себе, или, наоборот, этот человек может оказаться сильным конкурентом для клиента.
2. Получение клиентом достоверной информации о том, что какой-то другой человек унижает его личное достоинство, причем делает это целенаправленно и вполне осознанно, с расчетом на то, чтобы доставить как можно больше неприятностей клиенту.
3. Наличие общей отрицательной установки на людей у какого-либо человека, с которым клиент часто вступает в контакты.
4. Обладание какими-либо качествами, личными особенностями, которые, по мнению клиента, несовместимы с принятыми им нормами морали.
5. Распространение некоторым человеком ложных слухов, порочащих честь и достоинство клиента.
Если одна или несколько из указанных выше причин действительно имеют место, то соответствующий человек объективно может и должен вызывать антипатию со стороны клиента.
Однако далеко не всегда очевидно, что некто, на кого жалуется клиент, действительно проявляет антипатию по отношению к нему или вполне сознательно ведет себя так, чтобы вызвать аналогичное чувство со стороны клиента.
В любой ситуации сначала необходимо тщательно разобраться, чтобы точно определить действительные причины и следствия происходящего. Без этого вряд ли удастся изменить ситуацию и нейтрализовать антипатии, тем более заменить их симпатиями.
В связи с этим имеет смысл определить и обсудить способы диагностики, а также практические пути устранения антипатий, основанных на недопонимании или недоразумениях, нередко возникающих в сфере человеческих взаимоотношений.
Практически установить, каковы подлинные причины антипатий между клиентом и другими людьми можно, поставив перед клиентом следующие вопросы:
1. Есть ли какое-либо дело, в ходе которого человек, относящийся к вам с явно выраженной антипатией, выступает как ваш потенциальный конкурент?
2. Как он обычно реагирует на ваши успехи в этом деле?
3. Известно ли вам о человеке, к которому вы сами относитесь с явно выраженной антипатией, что-либо такое, что определенно свидетельствует об унижении им вашего человеческого достоинства или же достоинства близких, значимых для вас людей?
4. Имеется ли у данного человека, вызывающего антипатию, склонность сознательно делать что-либо такое, что вам доставляет неприятности?
5. Испытывает ли этот человек удовольствие от причинения вам неприятностей?
6. Проявляется ли у данного человека общее отрицательное отношение к людям, характеризующее его как личность?
7. Обладает ли данный человек такими чертами характера, которые лично для вас неприятны?
8. Есть ли что-либо такое в поведении, поступках данного человека, что вызывает у вас неприязнь?
9. Занимается ли этот человек распространением слухов, унижающих вас или порочащих достоинство других, значимых для вас людей?
Отвечая на каждый из сформулированных выше вопросов, клиент обязательно должен аргументировать свой ответ, приводя конкретные, подтверждающие его правильность доказательства, реальные факты из жизни.
В том случае если клиент дает определенный ответ на тот или иной вопрос, но не в состоянии его аргументировать, у психолога-консультанта могут возникнуть обоснованные сомнения в правильности ответов клиента.
В том случае если клиент подтверждает свой ответ убедительными аргументами и фактами, этому ответу вполне можно доверять. Неубедительность и неуверенность клиента тогда, когда он приводит аргументы в подтверждение правильности своего ответа, скорее всего, свидетельствует о том, что причины антипатий носят у него субъективный характер.
В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек - клиент или его партнер - воспринимает другого как конкурента в каком-либо важном деле, для устранения антипатии можно рекомендовать сделать следующее:
Во-первых, выяснить, действительно ли поведение потенциального конкурента препятствует клиенту в достижении его важных целей (вполне может быть, что такое мнение ошибочно).
Во-вторых, клиенту необходимо подумать о том (и в этом ему может оказать помощь психолог-консультант), можно ли сделать так, чтобы все же добиться своей цели без противодействия со стороны конкурента.
В-третьих, желательно определить, насколько обоснованы ответные действия самого конкурента на поведение клиента, и имеет ли клиент моральное право вести себя именно так, как он на самом деле ведет себя в общении со своим потенциальным конкурентом.
Наконец, в-четвертых, желательно определить, нет ли возможности просто договориться с конкурентом о совместных, согласованных действиях - таких, которые сведут конкуренцию к минимуму и позволят каждому из участников добиться своих целей без помех со стороны другого человека и при минимальных потерях.
Поиск ответов на все эти вопросы и сам по себе способен значительно прояснить ситуацию, существенно уменьшить или же вовсе устранить проявление антипатии между соответствующими людьми.
В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек унижает достоинство другого и делает это сознательно, получая удовольствие от подобных действий, следует предложить клиенту ответить дополнительно на такие вопросы:
• Почему тот человек, который унижает достоинство другого, делает это и ведет себя именно так?
• Что следовало бы предпринять для того, чтобы изменить его поведение?
Ответ на первый из этих вопросов позволяет психологически глубже понять поведение соответствующего человека, а ответ на второй вопрос - определить и продумать конкретные действия, направленные на то, чтобы действительно в лучшую сторону изменить поведение соответствующего человека.
Несколько сложнее обстоит дело тогда, когда человеку, вызывающему антипатию, приписывается общая отрицательная установка на людей, относительно независимая от их индивидуальных особенностей. Эта установка, кроме того, довольно часто может выступать как результат действия психологического механизма проекции, который проявляется в необоснованном приписывании другому человеку того качества личности - как правило, отрицательного, - которым на самом деле обладает сам этот человек.
В данном случае убедить клиента в том, что он проецирует свой недостаток на личность другого человека, бывает довольно трудно, так как здесь, помимо прочего, срабатывает еще и механизм так называемой психологической защиты. Но все же можно попытаться это сделать, действую не прямо, а косвенно, предложив, например, клиенту последовательно ответить на следующую серию вопросов:
• Как вы считаете, проявляет ли кто-либо еще, кроме человека, на которого вы жалуетесь и который у вас вызывает антипатию, такие же черты характера, на которые вы реагируете эмоционально отрицательно?
• Не случалось ли в вашей личной жизни такого, что вы по ошибке считали кого-либо враждебно настроенным по отношению к вам, а потом оказывалось, что это не так?
• Как вы думаете, бывает ли так, что некоторые обстоятельства жизни помимо воли самих людей, случайно оказавшихся в соответствующих жизненных обстоятельствах, вынуждают их вести себя не так, как им хотелось бы?
• Были ли в вашей жизни случаи, когда вас лично обвиняли в том, в чем вы сами сейчас обвиняете другого человека, т.е. в провоцировании антипатии?
Задумываясь над этими вопросами и ища на них ответы, клиент сможет в конечном счете понять и признать, что он не вполне прав, обвиняя другого человека в порождении эмоционально отрицательных взаимоотношений, в данном случае - антипатии.
Если обнаружится, что причина антипатии кроется в том, что ее объект обладает качествами личности или формами поведения, несовместимыми с принятыми среди людей нормами морали, то в этом случае психологу-консультанту рекомендуется действовать следующим образом.
Во-первых, желательно спросить клиента о том, всегда ли и везде ли тот человек, на поведение которого он жалуется, ведет себя именно так и проявляет соответствующие отрицательные личностные качества. Во-вторых, необходимо выяснить, можно ли найти причины, оправдывающие поведение данного человека в некоторых жизненных ситуациях. В-третьих, важно задать клиенту вопрос следующего характера: все ли окружающие люди воспринимают человека, о котором идет речь, так, как его воспринимает клиент? Наконец, в-четвертых, нужно узнать у клиента, смог бы он лично изменить свое поведение и повлиять на поведение другого человека, если бы оказался его близким другом.
В том случае если антипатия к человеку связана с тем, что, по мнению клиента, его конкурент занимается распространением ложных слухов и сплетен, порочащих человеческое достоинство клиента, психологу-консультанту рекомендуется выяснить прежде всего, есть ли в этих слухах и сплетнях хотя бы какая-то доля правды. Затем нужно выяснить, имеет ли тот человек, который эти слухи распространяет, право открыто говорить то, что думает, и без согласия других людей публично выражать свое мнение.
После этого клиенту можно задать следующий вопрос: "А вы сами могли бы открыто сказать другому человеку что-либо неприятное о каком-либо третьем человеке, если бы считали себя правым и были убеждены в том, что говорите правду?" Полезно также спросить клиента о том, почему, по его мнению, некоторые люди занимаются распространением слухов, и есть ли какое-либо оправдание их подобным действиям.
Наконец, положительную роль в осознании причин поведения другого человека и уменьшении антипатии к нему мог бы сыграть и такой вопрос: "Если бы распространением слухов занимался какой-то другой, очень близкий для вас человек, как бы вы отреагировали на его поведение?"
В заключение клиенту следует рекомендовать еще раз подумать над всеми этими вопросами наедине и принять разумное решение о
том, стоит ли продолжать испытывать столь выраженную антипатию по отношению к данному человеку.
Неспособность клиента быть самим собой

Если клиент жалуется на то, что неудовлетворен самим собой, что его не вполне устраивает собственное поведение, а также на то, что принимая решение о том, как следует вести себя в той или иной жизненной ситуации, он тем не менее ведет себя совсем по-другому, это означает, что клиент не вполне способен быть самим собой.
В этом случае для того, чтобы помочь клиенту, психологу-консультанту необходимо, во-первых, уточнить, где, когда и при каких обстоятельствах у клиента появляется неудовлетворенность собой. Во-вторых, определить, в чем конкретно проявляется неестественность его поведения. В-третьих, постараться помочь клиенту самому разобраться в том, каков он на самом деле, в чем состоит естественное для него поведение. В-четвертых, помочь клиенту определить и выработать у себя новые формы более естественного поведения, позволяющие ему быть самим собой.
Рассмотрим последовательно и подробнее все эти шаги в психологическом консультировании. На психодиагностическом этапе консультационной работы рекомендуется задать клиенту следующие частные вопросы:
• Где, когда и при каких обстоятельствах вы чаще всего и острее всего ощущаете (переживаете) свою неспособность быть самим собой?
• В каких действиях и поступках обычно проявляется ваша неспособность быть самим собой?
• Что конкретно мешает вам оставаться самим собой в соответствующих жизненных ситуациях?

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign