LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ ПСИХОЛОГА - обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог-консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - специальная работа психолога-консультанта с клиентом, проводимая, как правило, в конце психологической консультации. Эта работа заключается в том, чтобы научить клиента избегать возникновения новых психологических проблем в его жизни.
ПРОЦЕДУРА АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ КЛИЕНТА - специальные приемы, применяемые психологом-консультантом во время исповеди клиента, включая прояснение его проблемы, выработку рекомендаций по ее решению. П.а.п. и м.к. рассчитана на улучшение процессов припоминания и умственных возможностей клиента в то время, когда он рассказывает психологу-консультанту о своей проблеме и совместно с ним ищет ее практическое решение.
ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА - процедура психологического консультирования, во время которой психолог-консультант убеждает клиента в том, что его проблема будет успешно решена при условии четкой и добросовестной реализации клиентом полученных от психолога-консультанта рекомендаций.
ПРОЦЕДУРА ВСТРЕЧИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - действия, предпринимаемые психологом-консультантом в момент первой личной встречи с клиентом.
ПРОЦЕДУРА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - группа объединенных друг с другом, направленных на достижение одной, частной цели консультирования и, как правило, применяемых совместно приемов психологического консультирования.
ПРОЦЕДУРА ОБЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНО НАСТРОЯ КЛИЕНТА - система приемов, при помощи которых психолог-консультант настраивает клиента на исповедь, стремясь, в частности, вызывать и поддерживать у него хорошее настроение во время консультации.
ПРОЦЕДУРА ПОДКРЕПЛЕНИЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ) КЛИЕНТА - приемы, при помощи которых психолог-консультант эмоционально поддерживает клиента, особенно на стадии исповеди и в процессе ее совместной интерпретации.
ПРОЦЕДУРА ПОИСКА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ ПРИЕМЛЕМОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - специальная процедура, при помощи которой психолог-консультант, ведя конструктивный диалог с клиентом, совместно с ним ищет взаимно приемлемое решение его проблемы - такое, которое устроило бы как психолога-консультанта, так и клиента.
ПРОЦЕДУРА ПРОЯСНЕНИЯ МЫСЛИ КЛИЕНТА - высказывание психолога-консультанта во время исповеди, в котором он своими словами повторяет, уточняет, конкретизирует мысль клиента, помогая и ему самому сформулировать ее более определенно.
ПРОЦЕДУРА РАЗЪЯСНЕНИЯ МЫСЛИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ - подробное изложение и детальное объяснение психологом-консультантом клиенту тех выводов и практических рекомендаций, которые он хочет предложить клиенту в связи с возникшей у него проблемой.
ПРОЦЕДУРА СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА У КЛИЕНТА - совокупность приемов, при помощи которых психолог-консультант в начале работы с клиентом старается распознать и по возможности психологически нейтрализовать влияние комплексов, снять имеющийся у клиента психологический барьер в общении с психологом-консультантом.
ПРОЦЕДУРА УБЕЖДЕНИЯ КЛИЕНТА - система логических приемов, основанных на достоверных фактах и убедительной логике доказательства, с помощью которых психолог-консультант убеждает клиента в правильности выводов и рекомендаций, касающихся практического решения его проблемы.
ПРОЦЕДУРА УТОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТОГО (ПРИНИМАЕМОГО) ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ СОВМЕСТНО С КЛИЕНТОМ - обсуждение психологом-консультантом вместе с клиентом деталей принимаемого (принятого) решения по проблеме клиента.
ПРОЦЕДУРА ЭМПАТИЧЕСКОГО СЛУШАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ КЛИЕНТА - система приемов, при помощи которых психолог-консультант, слушая исповедь клиента, старается как можно лучше понять его и его проблему, пытаясь сопереживать, сочувствовать клиенту, ставя себя на его место.
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - приемы и способы,
при помощи которых обычно оцениваются результаты проведенного психологического консультирования и успешность решения проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.
ПРОЯСНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - уточнение деталей того, что на самом деле не вполне благополучно у клиента и что составляет реальную психологическую проблему в его жизни.
ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - заболевания, имеющие все признаки реальной болезни, но вызванные не нарушениями в работе организма, а нарушениями в психике человека, в частности его взаимоотношений с окружающими людьми.
ПСИХОДИАГНОСТИКА - область знаний и умений, связанных с созданием и применением в практике методов психологической диагностики, в частности психологических тестов.
ПСИХОДРАМА - один из видов группового социально-психологического тренинга, основанный на использовании участниками психотерапевтической (психокоррекционной) группы элементов импровизированного спектакля на тему, связанную с психологической проблемой одного из клиентов.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ - одно из трех основных направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - приспособление одного или обоих супругов к индивидуальным особенностям друг друга или к сложившимся условиям семейной жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние клиента и соответствующая обстановка, при которой клиент не боится быть самим собой, ведет себя достаточно естественно и открыто, не опасается того, что его неправильно поймут или будут смеяться над ним.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ МЕЖДУ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ И КЛИЕНТОМ - мера отчуждения друг от друга психолога-консультанта и клиента;
своеобразное психологическое расстояние, на котором они предпочитают держаться в отношении друг друга в процессе проведения консультации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - недостаточный уровень развития у детей познавательных процессов, личностных качеств и форм межличностного поведения не позволяющий им нормально учиться в школе и успешно осваивать школьную программу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - общественная организация, часть структуры общества, сообщество людей, оказывающих профессиональные психологические услуги населению. П. с. существует как официальная часть общества и включает в себя профессиональных психологов, оказывающих соответствующие услуги
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ - способность двух или более человек устанавливать, сохранять и длительное время поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые взаимоотношения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА - функциональное (временное) нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить. П.т. может иметь для человека весьма далеко идущие последствия, порождая, например, нервные и иные психогенные заболевания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ - заметные отклонения в психологии и поведении человека от нормы, т.е. от некоторого среднего уровня, характеризующего многих, вполне нормальных людей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ - интенсивные воздействия, оказываемые на психику человека и вызывающие у него повышенную нервную напряженность, а также довольно сильные, трудно переносимые эмоциональные переживания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ (СТИМУЛЫ) - разнообразные воздействия, как правило внешние, оказываемые на человека для того, что поддержать его, побудить к активным действиям, направленным на достижение цели.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - разнообразные положительные реакции окружающих людей на действия данного человека при общении с ним. П.п. в с.м.о. могут быть, например, одобрением, поддержкой, оказанием внимания, доверия к человеку, демонстрацией готовности прийти ему на помощь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ - причины понижения работоспособности человека, источником которых являются неприятные психологические состояния данного человека в момент выполнения им какой-либо деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР - внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и
раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ - психологическое состояние человека, проявляющееся в его излишней психологической напряженности во время разговоров с людьми или при выполнении какой-либо деятельности. Состояние п.н. ведет обычно к разного рода ошибкам, к неправильным действиям, к неточным реакциям на происходящее, порождает неприятные эмоциональные переживания и неудовлетворенность человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ) ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА - передача психологом-консультантом клиенту полезных для его жизни психологических знаний, самостоятельно пользуясь которыми, клиент в состоянии оказывать себе самому и другим людям первичную психологическую помощь.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - часть психологической науки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека.
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ - система знаний, включающих психологию семейных отношений, а также систему методов решения внутрисемейных психологических проблем.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - область психологических исследований, связанных с изучением психологических явлений, возникающих в системах управления организациями и людьми.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - процедура проведения комплексного, психолого-педагогического изучения какой-либо проблемы. В итоге проведения п.п.э. вырабатывается обычно квалифицированное решение соответствующей проблемы с одновременным участием в его выработке как педагогов, так и психологов.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - разновидность психологического консультирования, связанная с решением вопросов обучения и воспитания детей.
ПСИХОТЕРАПЕВТ - профессиональный медицинский работник, врач, специализирующийся в области диагностики и лечения нервных и психических заболеваний, применяющих для этого по преимуществу методы психологии.
ПСИХОТЕРАПИЯ - часть медицинской и одновременно психологической (психокоррекционной) практики, связанной с применением психологических знаний и методов для диагностики и лечения разного рода заболеваний.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - область науки, пограничная между психологией и физиологией организма. В п. изучаются преимущественно связи, существующие между психологическими явлениями и физиологическими процессами, происходящими в организме и в мозге человека.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА - основные направления и способы улучшения умственных способностей человека, основанные на знании и практическом использовании законов формирования и развития его интеллекта.
РАЗОЧАРОВАНИЕ - неприятное психологическое состояние, эмоциональное переживание человека, связанное с какой-либо серьезной жизненной неудачей.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - защитный психологический механизм, целенаправленная попытка человека разумно объяснить и оправдать какое-либо свое действие, которое на самом деле не поддается вполне разумному объяснению и безусловному оправданию.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - наиболее правильное, оптимальное распределение обязанностей между людьми в каком-либо коллективе, обеспечивающее эффективную совместную деятельность этих людей. Р.р.о.м.л. основывается на соблюдении принципов справедливости, равномерности нагрузки между этими людьми.
РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу-консультанту, действительному положению дел. Проблема, обозначенная клиентом, считается реальной, если она на самом деле есть у него и не является вымышленной.
РЕВНОСТНЫЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между членами семьи, при которых одни из них требуют от других, чтобы их личное отношение к кому-либо было таким же, как и их собственное отношение или соответствовало отношению со стороны других членов семьи.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ - специальный журнал, имеющийся в психологической консультации, в который заносятся данные о клиентах, обратившихся за помощью в психологическую консультацию, о работающих с ними психологах-консультантах, о месте и времени проведения психологической консультации.
РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА - неблагоприятные изменения в личности и в поведении человека, проявляющиеся в отставании его развития и в переходе на более низкий уровень психологиче1-ского развития.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - конечный итог психологического консультирования, его практический результат в плане решения проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - четвертый этап психологического консультирования, на котором психолог-консультант вместе с клиентом находят и уточняют практические рекомендации по решению проблемы клиента.
РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - такие черты характера человека, от которых зависят его успехи и неудачи в практике общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
РЕФЛЕКСИЯ (В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ) - осознание человеком своих действий, мыслей и чувств, а также того, как он выглядит со стороны, общаясь с разными людьми.
РЕФЛЕКТОРНЫЕ БОЛИ - боли психогенного характера, порождаемые значительными неприятностями в жизни человека и вызывающие у него трудноуправляемые отрицательные эмоциональные переживания.
РЕШЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - устранение из жизни клиента той проблемы, из-за которой он обратился в психологическую консультацию.
РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕНИИ - взаимодействие людей в определенных жизненных ролях. Участники такого взаимодействия, выступая в своих социальный ролях, обычно проявляют те психологические качества, которые свойственны им как личностям.
САМОВНУШЕНИЕ - внушающее воздействие, оказываемое человеком на самого себя.
СВЕРСТНИКИ - люди примерно одинакового возраста, относящиеся к одному поколению и обладающие некоторыми, общими для них психологическими качествами.
СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ - один из работников вспомогательного персонала психологической консультации, в задачи которого входит прием клиентов и получение от них первичной информации, необходимой для начала психологической консультации, а также информирование клиентов об условиях проведения консультации.
СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ -консультирование членов будущей или настоящей семьи по поводу проблем, которые могут возникнуть или уже возникли в их семейных взаимоотношениях.
СИСТЕМА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ - множество связанных друг с другом проблем внутрисемейного характера, которые возникают, существуют и решаются в комплексе, путем психологического консультирования всех, участвующих в них, членов данной семьи.
СИСТЕМНОСТЬ СТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - взаимосвязанность и взаимозависимость черт характера человека в их развитии и совместном функционировании.
СИТУАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА - одна из психологических теорий лидерства, доказывающая, что реальный выход человека в лидеры определяется сложившейся ситуацией. Если, например, личные качества человека в данной ситуации оказываются наиболее полезными для достижения целей других людей, то он среди них в данной ситуации становится лидером.
СИТУАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - обстановка, в которой организуется и проводится психологическое консультирование.
СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА - время, в течение которого человек успевает отреагировать на то или иное событие или внешнее воздействие, если старается отреагировать на него как можно быстрее. С.р. - одно из важных, врожденных свойств темперамента и нервной системы человека.
СКРЫТНОСТЬ ПОДРОСТКА - нежелание подростка рассказывать о себе другим людям, в первую очередь своим родителям.
СЛАБОСТЬ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА - неспособность человека прилагать значительные волевые усилия и добиваться успехов в тех случаях, когда необходимо преодолеть возникающие препятствия, принять и целенаправленно реализовать сознательное решение.
СЛАБОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - неспособность нервной системы человека выдерживать длительные по времени и значительные по величине физические и психологические нагрузки.
СЛУЧАИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -ситуации, возникающие в практике работы психологической
консультации или психолога-консультанта; проблемы в жизни клиента, по поводу которых он обращается в психологическую консультацию за помощью.
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - главная, основная цель в жизни данного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.
СОСТОЯНИЕ ДУХОВНОГО РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА -психологическое состояние, характеризующееся отклонениями от нормы в функционировании психологических процессов; в таком состоянии человек не может принимать и выполнять продуманные, разумные решения.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область научных исследований и психологических знаний, касающихся общения и взаимодействия людей друг с другом.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - определенное, устойчивое отношение человека к кому-либо или к чему-либо.
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - психологическое консультирование, проводимое по вопросам восприятия и понимания людьми друг друга и регуляции человеческих взаимоотношений через коррекцию взаимного их восприятия.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ - развитие человека, характеризующееся приобретением им разносторонних и правильных знаний о людях и об обществе, формированием у него умений и навыков, улучшающих его личные и деловые взаимоотношения с людьми.
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия человека в обществе, рассчитанные на то, чтобы оказать определенное влияние на людей, на происходящие в обществе события.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА - культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -высшее или среднее специальное образование, позволяющее человеку считаться квалифицированным психологом и занимать соответствующие должности в государственных учреждениях.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, которое получает человек, приобретающий квалификацию практического психолога, включая психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - способности, от которых зависит успешность выполнения человеком отдельных, достаточно сложных видов учебной и профессиональной деятельности, например организаторской, математической, музыкальной, технической, художественно-изобразительной и т. п.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ - ряд требований, предъявляемых к психологу-консультанту и к психологическому консультированию, связанному с различными областями жизни человека: интимно-личностной, семейной, психолого-педагогической, деловой и т.п.
СПОСОБНОСТИ - психологические качества, обеспечивающие выполнение человеком какой-либо деятельности на достаточно высоком уровне, т.е. продуктивно и с высоким качеством.
СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ - способность человека руководить людьми, пользоваться среди них авторитетом, оказывать на них психологическое влияние.
СРЕДСТВА САМОКОНТРОЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА - средства, с помощью которых клиент может контролировать и оценивать успешность своих действий по исправлению имеющихся у него психологических и поведенческих недостатков. С.с.п.д., как правило, предлагаются клиенту психологом-консультантом на завершающем этапе проведения психологического консультирования.
СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ И ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ - специальные приемы и средства, опирающиеся на законы памяти, при помощи которых можно исправлять и совершенствовать память человека.
СРОЧНОСТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ - принятие решения в максимально короткие сроки после того, как возникла требующая данного решения проблема.
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ - манера, приемы и средства, используемые человеком в общении с людьми.
СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (В ВЫРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ КЛИЕНТУ) - способ достижения цели, которую ставит перед собой психолог-консультант, его типичные действия по отношению к клиенту на заключительной стадии проведения психологического консультирования, при формулировании практических рекомендаций по решению его проблемы.
СТРЕМЛЕНИЕ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХОВ - потребность человека, проявляющаяся в его устойчивом стремлении к успехам в разных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с людьми.
СТРЕСС - стойкое, эмоционально отрицательное психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.
СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ - жизненные ситуации, вызывающие у человека большое психологическое напряжение и порождающие состояние стресса.
СУБЛИМАЦИЯ - психоаналитический термин, обозначающий один из психологических защитных механизмов. С. проявляется в замене человеком одной, более важной, но не вполне удовлетворяемой, потребности, другой потребностью, менее важной, но более полно удовлетворяемой, или, соответственно, одного, более привлекательного, объекта, другим, менее привлекательным, объектом. С. происходит в том случае, если человеку почему-то не удается овладеть более привлекательным для него объектом и удовлетворить тем самым свою, актуальную потребность.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - представления, убеждения, ощущения клиента и психолога-консультанта, свидетельствующие о том, что проведенное психологическое консультирование оказалось успешным.
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - проведение профессионального, правового и психологического анализа случая, связанного с каким-либо правонарушением. Психологическое изучение участвовавших в нем лиц с целью определения их вменяемости и, следовательно, ответственности за совершение данного правонарушения. Кроме психологов, иногда в проведении с. п. э. принимает участие и врач-психиатр.
СУПЕРВИЗОР - специалист, осуществляющий профессиональный контроль и непосредственное руководство деятельностью начинающего практического психолога, в частности психолога-консультанта.
СУПЕРВИЗОРСТВО - работа супервизора или начинающего практического психолога под контролем более опытного психолога. В практике подготовки психологов-консультантов с. используется для того, чтобы свести к минимуму возможные ошибки, которые могут возникнуть в процессе самостоятельной работы еще не достаточно опытного психолога-консультанта с клиентами.
ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ - система методов практического воздействия на психологию и поведение человека через целенаправленную регуляцию его телесных состояний. Т.т. основана на убеждении в том, что между телесными состояниями (в частности, состояниями мышечной системы) человека и его психологией существует прямая, причинно-следственная зависимость.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА - две различные, взаимосвязанные психологические особенности человека как личности. Темперамент - это совокупность устойчивых динамических свойств активности человека, психических процессов и поведения в целом. Характер - система черт личности человека, определяющих его поступки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - теоретические знания, которые разделяет и использует психолог-консультант в практической работе с клиентами, особенно на стадии интерпретации исповеди и выработки практических рекомендаций для решения проблемы клиента.
ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА - психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний. Т.к.д. утверждает, что противоречия в знаниях человека порождают у него чувство дискомфорта и стремление во что бы то ни стало избавиться от него каким-либо путем.
ТЕСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - стандартизированная психодиагностическая методика, позволяющая получать точные количественные и качественные показатели изучаемых психологических свойств.
ТЕСТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА - изучение психологических особенностей клиента с помощью психологических тестов.
ТЕСТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические тесты, с помощью которых оцениваются способности человека, проявляющиеся в его общении с разными людьми.
ТЕСТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА - психологические тесты, с помощью которых оцениваются свойства темперамента и черты характера человека.
ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - психологические тесты, с помощью которых количественно и качественно оценивается уровень развития у человека специальных способностей.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - приемы и средства, которые на каждом из основных этапов психологического консультирования
в рамках соответствующих процедур консультирования применяет психолог-консультант для определения и правильного решения проблемы клиента.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ - ошибки, допускаемые в технике проведения психологического консультирования. В результате возникновения т.о. в п.к. неправильно может быть оценена проблема клиента и даны неверные рекомендации по ее практическому решению.
ТОЧНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА - свойство психологического теста, благодаря которому можно количественно точно и качественно тонко оценивать изучаемые психологические особенности человека.
ТРЕВОЖНОСТЬ - черта характера человека, выражающаяся в его повышенном беспокойстве при решении различных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними.
ТРЕНИНГ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ - специальные тренировочные занятия, рассчитанные на приобретение человеком знаний, на формирование у него умений и навыков делового общения с людьми.
ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - эпизодически повторяющиеся в жизни человека периоды времени, в течение которых его довольно часто преследуют неудачи, не полностью удовлетворяются его основные жизненные интересы и потребности, резко ухудшается физическое и психологическое состояние.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ - способность человека внимательно слушать других людей, поощрять их к откровенному разговору, располагать к себе.
УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА - степень развития у человека общих интеллектуальных способностей, позволяющих ему быстро обучаться и достигать значительных успехов в различных видах деятельности.
УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - совокупность условий, положительно или отрицательно влияющих на результаты психологического консультирования, включая степень сложности решаемых проблем, настрой клиента, опытность и профессионализм психолога-консультанта, обстановку проведения психологического консультирования и т.п.
УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ - реакции организма человека, сформированные по методу условных рефлексов (по Павлову).
УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - стабильность или изменчивость черт характера человека в зависимости от разных факторов и обстоятельств жизни, например от возраста, болезней, условий жизни.
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - специальные способности, связанные с успешностью освоения человеком основ научных, физико-технических знаний и с их использованием при конструировании различных технических устройств и машин.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ - причины снижения работоспособности человека, источником которых являются неблагоприятные физические состояния человека, например его заболевания.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА - физиологические процессы, происходящие в организме человека.
ФОБИИ - устойчивые невротические страхи человека, не обоснованные объективными обстоятельствами, например боязнь темноты, закрытых помещений, экзаменов, общения с определенными категориями людей и т. п.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОВЕТОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ - изложение психологом-консультантом клиенту своих советов и рекомендаций о наилучшем практическом решении его проблемы.
ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА - краткие высказывания, принятые в практике речевого общения с людьми в различных ситуациях и соответствующие распространенной в данном обществе культуре.
ФРУСТРАЦИЯ - стойкое, эмоционально-отрицательное психологическое состояние, возникающее у человека в результате многочисленных жизненных неудач.
ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА - психологическая теория, в которой доказывается, что, для того чтобы стать хорошим лидером, необходимо обладать особенным, врожденным набором так называемых лидерских качеств.
ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ - тип темперамента человека, характеризующийся быстрыми движениями, высоким уровнем хронической эмоциональной возбужденности, медленным переходом из состояния возбуждения в состояние покоя, и наоборот. При х.т. эмоциональные реакции человека нередко преобладают над разумными действиями и явно опережают разумные решения данным человеком возникающих проблем.
ЦЕНЗУРА - понятие из области психоанализа, означающее некоторый внутренний, психологический и, как правило, бессознательный процесс, в результате которого информация, способная вызвать у человека неприятные переживания, фактически не проникает в его сознание.
ЧАСТОТА КОНТАКТОВ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - количество личных встреч психолога-консультанта с клиентом за определенный промежуток времени, например в течение недели, месяца, года.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - устойчивые особенности личности человека, связанные с его характером и проявляющиеся в его поступках и реакциях на значимые социальные события.
ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -ожидаемые конечные результаты психологического консультирования, цели, на фактическое достижение которых оно направлено.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, связанная с экономической деятельностью человека. В состав э.п. входят, в частности, психология торговли, психология рекламы, психология маркетинга и ряд других областей.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - склонность человека поддаваться воздействиям других людей и обстоятельств жизни, быстро приходить в состояние эмоционального возбуждения.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ - способность человека гибко, в зависимости от ситуации и настроя, менять свои собственные состояния и способы их внешнего Выражения. Это особенно касается эмоций, переживаемых в данный момент времени человеком.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА -слабость внешнего и внутреннего выражения эмоциональных реакций человека, их явное несоответствие тому, что происходит с этим человеком и вокруг него.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - чрезмерно сильное, не соответствующее сложившейся ситуации, реагирование человека на обстоятельства его жизни; явное преобладание эмоций над разумом, доминирование процессов возбуждения над процессами торможения, или наоборот: преобладание процессов торможения над процессами возбуждения.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ - эмоционально окрашенные слова и практические действия психолога-консультанта, в которых проявляется открытая, заинтересованная эмоциональная поддержка психологом-консультантом того, что говорит, делает или собирается сделать клиент.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА - управление человеком своими собственными эмоциями в процессе деятельности или общения с людьми.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - непостоянство эмоциональных реакций и интересов человека, их непредсказуемость и слабая обусловленность объективными обстоятельствами жизни.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство темперамента человека, характеризующееся силой его эмоциональных реакций на те или иные жизненные обстоятельства.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ - отклонения в проявлениях эмоций человека от нормального для данного человека при сложившихся жизненных обстоятельствах уровня.
ЭМПАТИЯ (ПСИХОЛОГА КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ) -особое чувство, благодаря которому психолог-консультант может как бы изнутри понимать психологию клиента, проникать в его внутренний, психологический мир, лучше и глубже познавать личность клиента и его состояния.
ЭПАТАЖНЫЕ СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ -экстравагантные, не вполне приличные, явно нарушающие сложившиеся нормы человеческого поведения и бросающие вызов окружающим людям действия человека, рассчитанные на привлечение внимания к своей особе или на то, чтобы произвести впечатление, вывести окружающих людей из состояния душевного равновесия.
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ -последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К э.п.к. относятся, в частности, настрой клиента на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди клиента, прояснение сути проблемы клиента, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.













СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ

В этом, заключительном разделе учебника, который не входит в его основную часть и представляет своеобразное учебно-методическое приложение к нему, содержатся советы, которые реально давали или, исходя из их научных взглядов и профессионального опыта, могли бы дать начинающему психологу-консультанту другие известные практические психологи, в частности Р.Мей - специалист по психологическому консультированию, и А.Пиз - знаток телодвижений человека и их психологической интерпретации.
Их замечания и рекомендации несомненно помогут начинающему психологу-консультанту приобрести необходимый практический опыт по организации, проведению консультирования и по психологической оценке клиентов путем непосредственного наблюдения за ними во время проведения консультации.
Соответствующие замечания, советы и рекомендации распределяются по следующим рубрикам:
1. Общие советы психологу-консультанту по подготовке, организации и проведению психологического консультирования, включая:
- определение целей психологического консультирования,
- размещение клиента в помещении психологической консультации,
- ведение психологического консультирования,
- стимулирование активности клиента во время беседы с ним,
- определение роли собственных эмоциональных переживаний клиента в решении его проблемы.
2. Признаки, по которым во время консультации можно практически судить о психологическом состоянии и об особенностях личности клиента, в том числе:
- признаки актуальных психологических состояний клиента,
- признаки отношения клиента к тому, что он слышит или сам говорит, а также признаки отношения клиента к психологу-консультанту,
- признаки, свидетельствующие об устойчивых личностных особенностях клиента.

Советы по определению целей психологического консультирования

"Главная задача личности - определить свою уникальную роль в обществе" (Мей Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Независимая фирма "Класс", 1994. - С. 20).
Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е. приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.
"Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой,... не могут выразить свою индивидуальность" (Р. Мей. - С. 19).
Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой, убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.
"Помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным" (Р.Мей. - С. 18).
Свобода в понимании Р. Мея - сторонника гуманистической теории личности - это возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.
Главные человеческие пороки - тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер, и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: "Невротическое честолюбие порождается слабостью и неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других" (Р. Мей. - С. 28).
Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в этом активно
помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.
"Личность динамична, а не статична, ее стихия - творчество, а не прозябание... Полное устранение конфликтов ведет к застою" (Р. Мей. - С. 30).
Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического консультирования совершенно иная - превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.
"Неврозы ... не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство" (Р.Мей. - С. 43).
В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения собственных неврозов.
"Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья" (Р.Мей. - С. 113).
В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей, данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы морали.
В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых, выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых, установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.

Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации

Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло, лучше всего - вращающееся.
Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.
Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-консультанта.

Советы по ведению психологического консультирования

"Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. - Р. Н.)... Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса" (Р. Мей. - С. 91).
"Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант" (Р. Мей. - С. 94).
"Не менее двух третей (времени. - Р.Я.) всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди... Если это не так, то консультирование ведется неверно" (Р.Мей. - С. 79, 88).

Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним

Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).
Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).
"Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает" (Р.Мей. - С. 95).
"Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою ответственность в полной мере" (Р. Мей. С. 98).
Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к этому (Р. Мей).
" Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. - Р. Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента" (Р. Мей. - С. 89).
Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и доверчивыми (Пиз Аллан. Язык тело-
движений. Как читать мысли других по их жестам. - Нижний Новгород: "Ай Кью", 1992).

О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы

"Страдание обладает большим созидательным потенциалом" (Р.Мей. - С. 97).
"Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для духовного творчества" (К. Юнг; цит. по Р.Мею. - С. 97).
"С помощью страдания природа указывает нам, где мы ошибаемся и что нужно изменить в нашем поведении" (Р.Мей. - С. 97).
"Жизнь сама, через страдания заставит клиент "дозреть", и он примется за переделку самого себя" (Р.Мей. - С. 99).
"Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни, вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро" (Р.Мей. - С. 120).
"Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только приведет к психологическим проблемам" (Р.Мей. - С. 120).

Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента

Состояния клиента
- Наклон, сидя корпуса вперед, в положении сидя с руками на коленях или на стуле говорит о том, что сидящий человек готов закончить разговор и начать действовать.
- Расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени внутреннем, положительном чувстве, а сужение зрачков - об отрицательном чувстве.
- "Процесс курения есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта внутри человека" (А. Пиз. - С. 180).
- Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты на пепельницу свидетельствует о нервном, напряженном состоянии курящего человека.
- Прижатые друг к другу лодыжки сидящего человека говорят о том, что он настроен отрицательно, но сдерживает свое негативное отношение, свою взволнованность, неприятные мысли и чувства.
- Прямая постановка головы обычно свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит или видит. Когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у человека пробуждается интерес к тому, что он видит или слышит, и нейтральное отношение сменяется положительным. Если голова человека наклонена вперед, это чаще всего свидетельствует об отрицательном отношении.
- Закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и испытывающим чувство превосходства перед другими людьми.
- Если человек нервничает, принимает критическую или защитную позу, то он обычно скрещивает руки у себя на груди.
- Скрещенные на груди руки - это также попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации, свидетельствующая об оборонительном или негативном отношении человека.
- Если собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не согласен.
- О стремлении сдерживать свои негативные ощущения свидетельствует также сжимание пальцами предплечья противоположной руки.
- Если при скрещении рук на груди большие пальцы выставлены вверх, то это говорит о том, что у данного человека возникло чувство превосходства.
- Жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха.
- Замаскированные жесты скрещения рук, включающие в себя движения, которые обычно выполняются при скрещивании рук, свидетельствуют о взволнованности и нервозности человека, о его стремлении защититься.
- Перекрещивание ног также является признаком негативного или оборонительного отношения человека. Однако последний жест всегда необходимо интерпретировать в зависимости от ситуации и пола человека.
- Оценочной является поза, при которой человек подпирает щеку кулаком, а указательный палец упирается в висок. При этом рука не служит опорой для головы.
- Жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается принять решение.
- Если после того как его попросили сообщить о своем решении, человек берет что-либо в рот - это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо еще подумать.
- Если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это значит, что он говорит неправду.
- Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.
- Чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине.
- Тот факт, что человек не искренен или говорит неправду, может подкрепляться следующими жестами: прикосновением рук к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам и шее.
- Пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в одобрении и поддержке. Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит, у него на уме что-то неприятное. Это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.
- Постукивание пальцами по столу и ногами по полу свидетельствует о нетерпении.
- Сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.
- Если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком трудно будет договориться.

Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту

Отношение может быть как положительное, так и отрицательное. Вначале мы рассмотрим поведенческие признаки положительного, а затем - отрицательного отношения клиента.
Признаки положительного отношения
- Когда человек начинает откровенничать, он обычно полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником.
- Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.
- Направление положения ступней часто указывает на человека, интересного и привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.
- Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.
- Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.
- Если человек, снявший очки, вновь надевает их, это значит, что он готов размышлять, продолжать разговор.
- Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.
- Люди, которые часто во время разговора трут себе лоб, нередко являются открытыми и покладистыми людьми.
- Невольное отзеркаливание во время разговора означает, что человек, пользующийся этим приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.
Признаки отрицательного отношения
- Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.
- Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий жест является наиболее раздражающим из всех.
- Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.
- Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.
- Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит, почти всегда будет направлять струю дыма вниз.
- Выдувание струи дыма вниз, из уголка рта говорит о еще более негативном, скрытом отношении.
- Если, поиграв с очками, человек откладывает их в сторону, значит, он не желает дальше продолжать беседу.
- Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также характерно для застенчивых и скромных женщин.
- Собирание с одежды не существующих ворсинок означает, что человек не согласен с вами. Это - наиболее распространенный жест неодобрения.
- Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.
- Когда указательный палец направлен вверх, вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок, то это указывает на то, что человек негативно или критически настроен по отношению к тому, кого он слушает.
- Скрещение рук на груди, закидывание ноги на ногу, отклонение назад на спинку стула означает отрицательный ответ.
- Когда человек начинает терять интерес к говорящему, то его голова начинает склоняться к руке для опоры.
- Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим.


Личностные особенности клиента

- "С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу (личности. - Р.Н.), чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультационной деятельности" (Р. Мей. - С. 17).
- Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех - четырехчасовая беседа.
- "Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность" (Р.Мей. - С. 89).
- Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.
- "Неспособность ладить с окружающими - главная черта невротика" (Р.Мей. - С. 25).
- "За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности" (Р.Мей. - С. 27).
- Свободное движение навстречу человеку - признак душевного здоровья.
- "Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви" (Р.Мей. - С. 69).
- "Человек, особенно тщательно одетый, склонен придавать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни" (Р.Мей. - С. 68).
- Неординарная косметика - признак сильного желания привлекать внимание и симптом глубоких личностных нарушений (Там же).
- Изысканность туалета женщины - признак ее интереса к мужчине.
- Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.
- Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.
- Руки на поясе - один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.
- Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, чтобы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.
- Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.
- Человек, претендующий на главенство или власть, при рукопожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.
- Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально.
- Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь на большом расстоянии от вас.
- "Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками" (А. Пиз. - С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход.
- Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.
- "Использование воспоминаний раннего детства - ключ к пониманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях часто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит ценный материал..., если будет достаточно точен и осторожен в его расшифровке" (Р.Мей. - С. 71, 72).
- "У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности" (Р.Мей. - С. 73).
- "У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолюбия и привычки "с боем" добиваться своего" (Там же. - С. 74).
- Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).
- Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни (Там же. - С. 75).






















Учебное издание

Немов Роберт Семенович

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Учебник для вузов


Зав. редакцией В.А. Салахетдинова Редактор О.В. Кирьязев
Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник Ю.В. Токарев Компьютерная верстка А.И, Попов Корректор Н.А. Смирнова








Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.
Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 16.12.98. Подписано в печать 25.02.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1-10 000 экз.).
Заказ № 1845.

"Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС". 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-99-98, 437-11-11, 437-25-52, тел./факс 932-56-19.
Е-mail: vladoc@dol.ru
http://www. Vladoc.ru
Государственное унитарное предприятие
ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.





СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 5
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 5
КТО, КОГДА И ЗАЧЕМ ОБРАЩАЕТСЯ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ 6
ЧЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ 7
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 7
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 9
УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 11
ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ 13
КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ. ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДЕЛАТЬ 13
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ И К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ 14
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 21
ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 26
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 27
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ, КАК ПРОВОДИТСЯ И НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 28
КАК ПОВЫШАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 29
ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 30
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 31
РЕЖИМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 32
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 33
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 34
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ-КОНСУЛЬТАНТАМИ 34
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА СО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПЕРСОНАЛОМ КОНСУЛЬТАЦИИ 36

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign