LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





4(6,10)



11




Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента

4(2,2)



2(2,-)



8(10,12)



Продолжение таблицы
№ п/п


Темы занятий

Виды занятий


лекции

семинары

практические занятия

12




Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию


2 (2, -)





8(10,12)





13



Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях

4(2,2)



2 (2, -)



8(10,12)



14




Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования

4(2,2)




2 (2, -)



8(10,12)



15



Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования

4 (2,2)



2 (2, 2)



8(10,12)



16



Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования

4(2,1)



2 (2, -)


8(10,12)


17





Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами

4 (2,2)





2 (2, 2)





8(10,12)





Окончание таблицы

№ п/п


Темы занятий

Виды занятий


лекции

семинары

практические занятия

18



Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья

4(2,2)



2 (-, -)



8(10,12)



19




Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию

4(2,1)




2 (2, -)




8(10,12)



20



Оценивание результатов
психологического консультирования

2 (2,1)



2 (-, -)



6(6,10)





Количество часов на отдельные виды занятий

66 (40,28)

36 (28,8)

98 (132, 164)



Общее количество часов

200
























ПРОГРАММА КУРСА
"Основы психологического консультирования"

Тема 1. Введение в психологическое консультирование

Что такое педологическое консультирование. Определение психологического консультирования. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании. Ориентация консультанта на самостоятельность клиента. Место проведения психологического консультирования. Время, необходимое для консультации.
Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту. Понятие о зоне психологического риска. Люди, находящиеся в зоне риска, неудачники и эмоционально неуравновешенные люди как потенциальные клиенты психологической консультации. Основные причины обращения в психологическую консультацию: неуверенность в себе, угроза повторения тяжелых душевных переживаний, невозможность самостоятельно решить возникшую жизненную проблему, душевные расстройства, одиночество. Любопытные и скандальные люди как потенциальные клиенты. Необходимость одинаково уважительного отношения психолога-консультанта ко всем клиентам и оказание помощи всем, кто приходит в психологическую консультацию.
Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку. Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии по целям, задачам, частоте, непрерывности и длительности контактов психолога с клиентом, по активности ролей, выполняемых психологом и клиентом, по их ответственности и стилю общения. Отличие психотерапевта и психолога-консультанта по степени владения методами психокоррекции.
Цели и задачи психологического консультирования. Многообразие целей и задач психологического консультирования. Оказание срочной психологической помощи клиенту, примеры такой помощи. Житейские проблемы, самостоятельно решаемые людьми и требующие совета, основанного на здравом смысле. Проблемы, которые не могут быть решены на основе житейской практики. Временная консультативная помощь клиенту. Неуверенность клиента, необходимость его моральной поддержки со стороны психолога-консультанта. Применение психологического консультирования вместе с другими методами практического психотерапевтического воз
действия на клиента. Анализ проблемы клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как личности. Формулирование советов и рекомендаций, оказание текущей помощи клиенту. Психопрофилактическая работа консультанта с клиентом. Сообщение клиенту элементарных практических психологических знаний.
Виды психологического консультирования. Виды психологического консультирования, их классификация. Зависимость видов психологического консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем. Интимно-личностное психологическое консультирование, его специфика и разновидности. Особенности и виды семейного консультирования. Отличие психолого-педагогического консультирования. Проблемы делового консультирования.
Условия результативности психологического консультирования. Пять основных условий, обеспечивающих результативность психологического консультирования. Действительность психологической проблемы клиента. Наличие у психолога-консультанта соответствующей профессиональной подготовки и опыта проведения психологического консультирования. Достаточная длительность психологической консультации. Возможность разногласий между психологом-консультантом и клиентом о сути и решении проблемы клиента, действия психолога-консультанта в случае таких разногласий. Необходимость соблюдения клиентом рекомендаций, данных психологом-консультантом. Благоприятная обстановка для проведения психологического консультирования.

Тема 2. Требования, предъявляемые
к психологу-консультанту и его работе

Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать.
Понятие об общем профессиональном образовании психолога-консультанта. Необходимость для психолога-консультанта иметь общее высшее и специальное профессиональное образование, а также достаточный опыт проведения практического психологического консультирования. Основные вопросы, на которые должен уметь отвечать профессионально подготовленный психолог-консультант. Личностные качества психолога-консультанта.
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и психологу-консультанту. Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Ответственность психолога-консультанта перед клиентом за результаты психологического консультирования. Сохранение в тайне психологом-консультантом личных сведений о клиенте. Отношение психолога-консультанта к фактам непрофессионального использования психологического консультирования. Взаимоотношения психолога-консультанта и клиента в ходе консультаций. Чем отличается хороший психолог-консультант от плохого в постановке целей консультирования, в стратегии консультирования, в восприятии происходящего во время консультации, в теоретической подготовке и интерпретации проблемы клиента, в осознании собственных ограниченных возможностей, в формах влияния на клиента, в ориентации на личность клиента, в реакциях на действия клиента, в личном отношении к клиенту, в сохранении конфиденциальности психологического консультирования. Качества, проявляемые хорошим психологом-консультантом в личном общении с клиентом. Требования, предъявляемые к ситуации психологического консультирования. Оптимальные условия проведения психологического консультирования.
Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования. Основное содержание специальных требований к психологическому консультированию. Причины, по которым эти требования выделяются и рассматриваются отдельно. Особые требования к психологу-консультанту и к психологическому консультированию в интимно-личностной сфере. Требования к возрасту и опыту психолога-консультанта при консультировании по интимно-личностным вопросам. Отсутствие интимно-личностных проблем у самого психолога-консультанта. Время, необходимое на проведение такого консультирования. Условия успешности консультирования по семейным вопросам. Необходимость опыта семейной жизни для психолога-консультанта и знания им законов семьи. Правила проведения психологического консультирования по семейным вопросам, знание и соблюдение их психологом-консультантом. Особенности семейного консультирования клиентов, вступающих в повторный брак, заключающих брачный союз в зрелом возрасте, а также после долгого периода одиночества. Специфика психолого-педагогического консультирования, необходимость наличия собственного опыта педагогической работы у психолога-консультанта. Сложные педагогические ситуации и их разрешение. Понятие о многоканальном консультировании, необходимость его проведения. Особенности делового консультирования. Важность хорошего знания психологом-консультантом того дела, по которому он консультирует клиента. Вопросы, при помощи которых психолог-консультант может получить достаточно полную информацию о специфике работы клиента. Необходимость создания деловой обстановки и деловых отношений между психологом-консультантом и клиентом во время проведения такого консультирования.

Тема 3. Профессиональная подготовка
психолога-консультанта

Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта. Специальные знания и умения профессионально подготовленного психолога-консультанта, пути их получения. Работа психологической консультации, ее основные составляющие. Необходимость знания психологом-консультантом организации работы психологической консультации.
С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта. Содержание общей и профессиональной подготовки психолога-консультанта. Специальная профессиональная подготовка психолога-консультанта. Учебные дисциплины, которые должен изучить психолог-консультант. Необходимость приобретения начинающим психологом-консультантом опыта практической работы. Основные аспекты профессиональной подготовки психолога-консультанта. Отличие работы психолога-консультанта от исследования ученого-психолога и от учебной деятельности преподавателя психологии.
Как повышается профессиональная квалификация психолога-консультанта. Необходимость систематического повышения психологом-консультантом своей профессиональной квалификации. Основные направления повышения квалификации и совершенствования работы практикующего психолога-консультанта.

Тема 4. Организация работы
психологической консультации

Общие вопросы организации работы психологической консультации. Условия, обеспечивающие необходимость создания психологической консультации и организации ее работы. Выбор места для размещения психологической консультации. Подбор кадров для работы в психологической консультации.
Режим работы психологической консультации. Оптимальный режим работы психологической консультации для ее посетителей (клиентов). Внутренний режим работы психологической консультации для ее сотрудников. Соотношение затрат времени на психологическое консультирование и другие виды работ. Режим индивидуальной работы психолога-консультанта.
Распределение обязанностей между работниками психологической консультации. Типы психологических консультаций как учреждений. Условия, при которых возникает необходимость в узкой специализации психологов-консультантов в отдельных видах психологического консультирования. Психологическая совместимость работников психологической консультации.
Организация индивидуальной работы психолога-консультанта. Понятие об оптимальной организации индивидуальной работы психолога-консультанта. Примерные средние нормы затрат времени на разные виды психологического консультирования. Относительность и изменчивость временных затрат на данные виды работ.
Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами - консультантами в разных областях. Типичные случаи, требующие активного делового взаимодействия психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами. Действия психолога-консультанта в случае, когда он не вправе принимать самостоятельное единоличное решение о проблеме клиента и путях ее решения. Шаги, предпринимаемые психологом-консультантом в том случае, когда он в состоянии принять такое решение, но ему для этого недостает знаний в других областях консультирования. Взаимодействие специалистов-консультантов различного профиля в составе единых экспертных комиссий. Приобретение психологом-консультантом дополнительной квалификации в ходе наблюдения за работой коллег и через чтение специальной литературы.
Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом психологической консультации. Основные специалисты, входящие в состав вспомогательного персонала психологической консультации. Взаимодействие психолога-консультанта с секретарем-референтом психологической консультации. Взаимодействие психолога-консультанта с помощником-лаборантом. Взаимодействие психолога-консультанта с другими работниками из вспомогательного персонала.

Тема 5. Подготовка и проведение психологического
консультирования, его этапы и процедуры

Как готовиться к психологическому консультированию. Общие вопросы, связанные с подготовкой к психологическому консультированию. Выбор и оборудование помещения для проведения психологического консультирования. Минимум мебели, необходимой для психологической консультации. Техническое оборудование психологической консультации. Обеспечение психологической консультации документацией и расходными материалами. Регистрационный журнал психологической консультации. Картотека клиентов психологической консультации. Хранение в консультации конфиденциальной информации о клиентах. Минимум специальной литературы, которая должна находиться в психологической консультации. Оформление помещения консультации, подготовка помещения консультации к проведению психологического консультирования.
Как проводится психологическое консультирование. Встреча клиента в помещении психологической консультации. Предоставление клиенту возможности устроиться на месте, успокоиться и настроиться на разговор с психологом-консультантом. Начало беседы психолога-консультанта с клиентом. Исповедь клиента, поведение психолога-консультанта во время исповеди. Практические пути решения психологом-консультантом запоминания информации, которую сообщает ему клиент во время исповеди. Действия психолога-консультанта по окончании исповеди клиента. Типичное поведение клиента по окончании исповеди. Необходимость проведения тестового психологического обследования клиента, действия психолога-консультанта в случае такой необходимости.
Основные этапы психологического консультирования. Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Время, необходимое для проведения каждого из этапов консультирования.
Процедуры психологического консультирования. Понятие о процедуре психологического консультирования. Основные процедуры психологического консультирования. Связь процедур психологического консультирования с его этапами.
Тема 6. Техника психологического консультирования

Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования. Понятие о технике и технических приемах психологического консультирования. Связь техники психологического консультирования с его этапами и процедурами. Универсальная и специальная техника психологического консультирования.
Встреча клиента в психологической консультации. Место и приемы встречи клиента в психологической консультации. Препровождение клиента к месту проведения консультации. Действия лиц, которые во время встречи клиента находятся в психологической консультации. Внешний вид (одежда) психолога-консультанта.
Начало беседы с клиентом. Первые слова психолога-консультанта, адресованные клиенту. Личное знакомство психолога-консультанта с клиентом. Вопросы, с которыми психолог-консультант обращается к клиенту в начале беседы с ним. Приемы, помогающие психологу-консультанту снять излишнюю напряженность у клиента в начале разговора с ним. Общая подготовка психолога-консультанта к началу разговора с клиентом. Формы речевого этикета, которые полезно знать и уметь применять психологу-консультанту в начале беседы с клиентом (приветствие, приглашение, обращение с вопросами, знакомство, выражение радости от встречи, удовольствия от беседы). Приемы, с помощью которых можно успокоить клиента с начале разговора с ним.
Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди. Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Действия психолога-консультанта в том случае, если он не вполне согласен с тем, что говорит и делает клиент. Поведение психолога-консультанта, когда сам клиент выражает недовольство тем, как организована и проводится консультация, и он настаивает на обсуждении этих вопросов с психологом-консультантом. Действия психолога-консультанта в том случае, если ему есть что возразить клиенту на стадии исповеди. Прием "зеркализация", его суть и условия правильного применения. Прием "перифраза": где, как и когда его целесообразно использовать. Прием "обобщение": в каких случаях психологического консультирования к нему разумно обращаться. Прием "эмоциональная поддержка клиента": в чем он выражается и когда применяется. Что означает прием "использование консультантом языка клиента". Когда и как этот прием применяется во время консультации.
Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Обдумывание психологом-консультантом своих выводов о проблеме клиента и о путях ее решения по окончании исповеди клиента. Необходимость перерыва между исповедью клиента и ее интерпретацией. Недопустимость противоречий в тех фактах, из которых могут следовать определенные выводы психолога-консультанта о проблеме клиента. Понятие односторонней интерпретации исповеди клиента, ошибки, к которым приводит односторонняя интерпретация исповеди. Необходимость комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации фактов, сообщенных ему клиентом на стадии исповеди.
Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций. Правила, которых психологу-консультанту следует придерживаться, предлагая клиенту свои выводы и практические рекомендации. Необходимость выработки нескольких различных рекомендаций клиенту по решению его проблемы. Индивидуальные особенности клиента, важность их учета при формулировании практических советов и рекомендаций. Проведение психодиагностики личности клиента через наблюдение за ним в ходе консультирования. Оценка личности клиента по выражениям его лица. Возможные внешние признаки невротической личности. Роль забывчивости, оговорок, описок и других непроизвольных речевых ошибок в психодиагностике личности клиента. Речь клиента как прямое отражение его психического состояния и отношения к людям. Предварительная оценка психологом-консультантом всех достоинств и недостатков предлагаемых клиенту практических рекомендаций. Сообщение об этом клиенту в тот момент, когда он принимает самостоятельное решение. Окончательный выбор клиентом из предложенных консультантом советов и рекомендаций наиболее приемлемых для него. Необходимость обеспечения клиента средствами эффективного самоконтроля действий, направленных на выполнение полученных рекомендаций. Представление психологом-консультантом клиенту дополнительных, корректировочных советов и рекомендаций после того, как клиент приступил к практическому решению своей проблемы. Способы определения психологом-консультантом того, что клиент все верно понял и собирается правильно действовать, выполняя полученные рекомендации.
Техника завершающего этапа консультирования и практика общения психолога-консультанта с клиентом после окончания консультации. Выработка психологом-консультантом совместно с клиентом плана и программы выполнения полученных рекомендаций. Обеспечение обратной связи психолога-консультанта с клиентом при реализации клиентом полученных рекомендаций. Поведение психолога-консультанта на завершающем этапе психологического консультирования. Формы речевого этикета при расставании психолога-консультанта с клиентом. Необходимость продолжения общения консультанта с клиентом после завершения консультации. Организация, выработка и реализация плана такого общения.
Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения. Понятие о технических ошибках в психологическом консультировании. Основные виды технических ошибок, допускаемых в процессе консультирования. Ошибки, связанные с неверным умозаключением психолога-консультанта о проблеме клиента. Ошибки, касающиеся неточных рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту по решению его проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями самого клиента при выполнении им рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Правила проведения психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки.

Тема 7. Тестирование в практике
психологического консультирования

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования. Индивидуальность проблем клиента. Невозможность точного диагноза проблемы клиента без изучения его психологических особенностей. Невозможность заранее предусмотреть, с какими трудностями в жизни столкнется клиент, выполняя рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Необходимость проведения постконсультационной психодиагностики клиента. Важность точного определения тех изменений, которые происходят в психологии и поведении клиента под влиянием полученных им практических рекомендаций в долгосрочной временной перспективе.
Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты. Недостаточность сведений о личности клиента у психолога-консультанта, особенно в первые моменты проведения консультирования. Необходимость таких сведений для правильного определения проблемы клиента и для выработки научно обоснованных рекомендаций по ее решению. Наличие у каждого клиента не вполне осознаваемых влечений и черт характера, без точного знания которых трудно правильно решить его проблему. Важность объективной оценки реального влияния психологического консультирования на личность клиента и его поведение. Использование в практике психологического консультирования новых методов, которые нуждаются в экспериментальной проверке и в уточнении их влияния на личность и поведение клиента. Оказание дополнительного, положительного психотерапевтического воздействия на клиента через практику психологического тестирования.
Каким требованиям должно отвечать тестирование, применяемое в психологическом консультировании. Необходимость использования в психологическом консультировании только самых проверенных, простых, надежных и понятных клиенту психологических тестов. Важность органического включения процедуры тестирования в процесс психологического консультирования. Необходимость сведения к минимуму количества времени, отводимого на проведение тестирования во время консультирования. Возможность непосредственного использования результатов психологического тестирования для выработки советов и рекомендаций клиенту. Нежелательность применения проективных тестов в психологическом консультировании, предпочтение опросников перед другими видами психологических тестов. Особые требования, предъявляемые к опросникам, используемым в психологическом консультировании. Ориентация на компьютеризированные варианты психологических тестов с автоматической презентацией стимульного материала и обработкой результатов тестирования. Условия выделения психологического тестирования в особый вид деятельности при проведении психологического консультирования. Время, необходимое для психологического тестирования в процессе консультирования. Обязательность информирования клиента о результатах его психологического тестирования.

Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования

Тесты общих интеллектуальных способностей. Понятие об общих интеллектуальных способностях и общем уровне интеллектуального развития человека. Случаи, когда в практике психологического консультирования возникает необходимость в проведении тестирования общих способностей клиента и определении уровня его общего интеллектуального развития. Различия в интеллектуальном развитии детей и взрослых людей: как в связи с этими различиями необходимо подходить к дифференцированной оценке уровня их интеллектуального развития и к выбору подходящих для этого психологических тестов. Методы оценки уровня общего интеллектуального развития детей 3-4-летнего возраста. Методы оценки уровня общего интеллектуального развития детей 4-5-летнего возраста. Методы психодиагностики восприятия, внимания, воображения и речи дошкольников. Методы определения общего уровня интеллектуального развития детей, поступающих в школу, а также учащихся первых классов. Методы оценки уровня развития когнитивных процессов у 6-7-летних детей. Методы оценки общего Уровня развития интеллекта у младших школьников. Методы оценивания уровня развития интеллекта подростков, юношей и
взрослых людей, достоинства и недостатки этих методов. Рекомендации по использованию таких методов в практике психологического консультирования.
Тесты памяти. Предварительная постановка диагноза о состоянии памяти клиента. Методы динамического изучения памяти детей и взрослых людей. Методы диагностики процесса узнавания. Методы определения особенностей кратковременной, зрительной и слуховой памяти. Методы изучения процесса запоминания. Методы диагностики оперативной памяти. Способы изучения опосредствованной памяти.

Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию
в практике персонального и коммуникативного
психологического консультирования

Тесты коммуникативных способностей. Понятие о коммуникативных способностях. Основные проблемы и недостатки в развитии коммуникативных способностей у клиентов. Внешне наблюдаемые признаки таких недостатков. Методы оценки уровня развития коммуникативных способностей у детей и у взрослых людей.
Тесты организаторских способностей. Понятие об организаторских способностях. Признаки достаточного и недостаточного уровня развития организаторских способностей. Методы определения уровня развития организаторских способностей у клиентов.
Тесты специальных способностей. Понятие о специальных способностях. Психологические тесты, предназначенные для оценки уровня развития специальных способностей.
Тесты темперамента и характера. Понятие о темпераменте и характере человека. Методы, при помощи которых оцениваются свойства темперамента и черты характера. Методы диагностики у детей и у взрослых людей. Методы оценки таких черт характера, как агрессивность, зависимость, ответственность, а также лидерских качеств клиента. Способы диагностики акцентуированных черт характера.
Тесты мотивов и потребностей. Общее представление о тестах мотивов и потребностей человека. Практические рекомендации по подбору тестов для диагностики мотивов и потребностей клиента. Тестирование стремления к достижению успехов и избежания неудач.

Тема 10. Ситуации и общие практические
рекомендации по психологическому консультированию,
связанному со способностями

Типичные случаи и ситуации психологического консультирования. Понятия "ситуация" и "случай" в психологическом консультировании. Основные случаи и ситуации, чаще всего встречающиеся в практике психологического консультирования. Проблемы, из-за которых люди обращаются в психологическую консультацию.
Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования. Задатки и социальные условия как два основных фактора, от которых зависит развитие способностей человека. Необходимость раннего выявления и диагностики задатков для их своевременного и активного использования при развитии способностей. Период времени, в течение которого у детей впервые проявляются имеющиеся задатки к большей части способностей. Условия, обеспечивающие полноценное формирование способностей человека на основе его задатков. Возможности развития способностей при отсутствии явно выраженных задатков. Зависимость практического использования задатков для развития способностей человека от его возраста.
Советы по развитию интеллектуальных способностей. Структура интеллектуальных способностей человека, необходимость учета сложности этого вида способностей в процессе их развития. Параллельное и последовательное развитие у человека трех его основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Условия и факторы, которые необходимо учитывать для полноценного развития интеллекта. Общие законы развития детского мышления, практические рекомендации по использованию этих законов в психологическом консультировании. Важность систематической интеллектуальной тренировки для поддержания высокого уровня развития умственных способностей человека.
Советы по развитию мнемических способностей. Понятие о мнемических способностях человека. Многоаспектность проявления мнемических способностей и множество практических проблем памяти, связанных с этим. Основные законы памяти, которые необходимо знать и учитывать в практике психологического консультирования. Своеобразие индивидуальных проблем памяти у разных клиентов. Важность проведения разносторонней и точной психодиагностики памяти каждого клиента перед тем, как давать ему рекомендации по улучшению памяти. Факторы, которые необходимо учитывать, предлагая клиенту конкретные рекомендации по совершенствованию его памяти. Индивидуальные различия в развитии разных видов памяти у человека. Возрастные закономерности изменения памяти человека и вытекающие из них практические рекомендации. Качественные различия в функционировании разных видов и процессов памяти у людей, следующие отсюда выводы для практики психологического консультирования. Необходимость комплексного и специализированного совершенствования памяти у человека. Взаимосвязь в развитии памяти и интеллекта человека. Пути совершенствования процесса узнавания. Средства улучшения запоминания. Пути повышения качества сохранения материала в памяти человека. Совершенствование процесса воспроизведения запомненного материала. Учет данного человеку от природы объема кратковременной памяти при ее совершенствовании. Факторы, от которых зависит качество оперативной памяти. Способы положительного влияния на долговременную память человека. Средства улучшения произвольной и опосредствованной памяти. Повышение продуктивности зрительной и слуховой памяти.
Пути решения проблемы развития коммуникативных способностей. Признаки, по которым можно судить о наличии у клиента коммуникативных проблем. Необходимость для клиента чаще общаться с людьми с целью решения своих коммуникативных проблем. Важность развития наблюдательности для улучшения коммуникативных способностей. Полезность смены людей и ситуаций общения для развития коммуникативных способностей. Важность предвидения исхода общения с конкретным человеком и его результатов. Необходимость осознания клиентом причин изменения у него настроения после общения с определенными людьми в конкретных ситуациях. Шаги по нормализации реакции клиента на действия людей в общении с ним. Проявление инициативы в общении с людьми для развития коммуникативных способностей. Способы стать человеком интересным для других людей. Необходимость быть хорошим, доброжелательным слушателем. Как вызвать симпатию со стороны других людей. Причины антипатии, которую клиент может вызывать к себе со стороны других людей, способы устранения этих причин.
Улучшение организаторских способностей клиента. Понятие об организаторских способностях, их структура. Знания и умения, которыми должен обладать хороший организатор. Начальный этап работы с клиентом по совершенствованию его организаторских способностей. Примерная программа развития организаторских способностей клиента.
Развитие специальных способностей у клиента. Условия, обеспечивающие нормальное развитие специальных способностей
человека. Рекомендации по развитию математических способностей. Умения, входящие в структуру математических способностей, последовательность практических действий, направленных на их формирование. Рекомендации по развитию математического мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Структура физико-технических способностей, рекомендации по их развитию. Состав лингвистических способностей, начальный этап их развития у детей. Практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, направленные на ускоренное овладение письмом.


Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента

Советы по вопросам, связанным с темпераментом. Факты, которые психологу-консультанту необходимо знать о психологии темперамента. Природный и социально обусловленный тип темперамента человека. Проявление темперамента человека в когнитивных процессах и в практической деятельности. Возможность коррекции свойств темперамента человека. Типичные проблемы темперамента. Действия психолога-консультанта в случае жалобы клиента на повышенную эмоциональную возбудимость. Рекомендации клиенту при обнаружении у него проблем, связанных со скоростью реакции. Проведение консультирования в том случае, если клиент жалуется на несовместимость своего темперамента с темпераментами других людей. Рекомендации клиенту, если его жалоба касается психологической напряженности, возникающей в работе и в общении с людьми. Действия психолога-консультанта в случае, когда клиент жалуется на слабость своей нервной системы.
Общие рекомендации по коррекции черт характера. Устойчивость и изменчивость черт характера человека. Возрастные особенности развития черт характера и связанные с этим практические рекомендации по их коррекции.
Советы по развитию воли. Факты, которые надо знать и учитывать, давая рекомендации по развитию воли у детей раннего возраста. Практические советы по укреплению воли у детей дошкольного возраста, проблемы, которые здесь могут возникнуть и способы их решения.
Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера. Понятие о первичных и вторичных деловых чертах характера. Особенности развития первичных и вторичных черт характера,
их взаимосвязь. Оптимальное время, когда необходимо начинать формировать у ребенка первичные деловые черты характера. Действия, предпринимаемые в том случае, если к определенному периоду жизни первичные деловые черты характера у ребенка еще не сформировались. Условия успешного развития деловых черт характера. Трудности, связанные с изменением черт характера, препятствующих активному формированию деловых качеств человека. Системная организация черт характера человека, необходимость комплексного подхода к их коррекции.
Советы по развитию коммуникативных черт характера. Умения и навыки общения, в которых проявляются коммуникативные черты характера человека. Рекомендации по развитию коммуникативных черт характера, связанных с правильным восприятием и пониманием людей. Жизненно полезные привычки, которые позволяют человеку правильно воспринимать и оценивать людей. Оценка ситуации общения. Выбор подходящих для нее стилей и приемов общения. Эмпатия и рефлексия как коммуникативные черты характера, их значение и совершенствование в процессе общения.
Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам. Понятие мотивации, мотива и потребности. Разнообразие интересов и потребностей человека - важное условие его физического и психологического благополучия. Выявление и оценка мотивационных проблем клиента, роль и место тестирования в этом процессе. Основные мотивационные проблемы клиента психологической консультации, вероятные причины и типичные проявления этих проблем. Отсутствие у клиента интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков, способы решения этой проблемы. Отсутствие у клиента серьезных жизненных планов, пути решения данной проблемы. Дефицит стремления человека к достижению определенных целей, способы его ликвидации.

Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному
и социально-перцептивному психологическому консультированию

Отсутствие интереса к людям. Дефицит опыта личного общения клиента с людьми, его возможные причины. Типичное начало психологического консультирования в случае отсутствия у клиента выраженного интереса к людям. План проведения такого консультирования. Отклонения в психологии поведения и взаимоотношениях клиента с людьми, что порождает у него отсутствие интереса к людям. Способы развития и поддержки такого интереса у клиента.
Неумение привлекать к себе внимание, производить положительное впечатление на людей. Типичные жалобы психологу-консультанту со стороны клиента, у которого есть такая проблема. Объективные и субъективные причины недостаточного внимания к человеку со стороны других людей. Три возможных случая подобных жалоб и действия психолога-консультанта в каждом из них. Способы решения проблемы в том случае, если жалобы клиента на недостаточное внимание к нему со стороны других людей обусловлены индивидуальными особенностями самого клиента. Как действовать, если причина недостаточного внимания к клиенту со стороны других людей вызвана объективными обстоятельствами или недостаточно обоснована.
Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них. Возможные причины и следствия неспособности клиента самостоятельно решить данную проблему. Способы борьбы с этими причинами. Действия психолога-консультанта в том случае, если клиент боится высказывать комплименты в адрес других людей, чтобы не показаться смешным. Практическое решение проблемы, если клиент не считает нужным или не желает высказывать комплименты в адрес других людей. Что делать в том случае, если клиент не умеет высказывать комплименты. Рекомендации, которые можно предложить клиенту в случае, если он в общении с людьми не способен управлять собой. Практические советы клиенту, который не умеет правильно реагировать на комплименты в его адрес со стороны других людей.
Неумение точно воспринимать и правильно оценивать социальные роли людей. Наиболее важные правила ролевого взаимодействия человека с другими людьми в процессе общения с ними, необходимость выполнения этих правил. Вопросы, которые психолог-консультант может задать клиенту в процессе психодиагностической беседы с ним по данной проблеме. Типичные ошибки, допускаемые психологом-консультантом при решении этой проблемы. Как научить клиента правильно воспринимать и точно оценивать социальные роли, играемые людьми в общении друг с другом.

Тема 13. Практические рекомендации по проблемам
саморегуляции в деловых отношениях

Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни. Признаки и возможные внутренние и внешние причины подобных неудач. Конфликт потребностей, мотивов и интересов человека как вероятная причина таких неудач, возможные пути ее устранения. Слабость воли клиента как причины его неудач в эмоциональной саморегуляции. Типичные жизненные проявления воли человека. Способы практического решения проблемы эмоциональной саморегуляции при наличии у клиента несовместимых друг с другом черт характера. Повышенная эмоциональная возбудимость клиента как причина и проблема саморегуляции его поведения. Неуверенность клиента в себе. Ее причины и пути устранения.
Неудачи в выборе профессии, условий и места работы. Типичная психологическая и поведенческая симптоматика, свидетельствующая о подобных неудачах. Явные и скрытые жалобы клиента на жизненные неудачи в выборе профессии, условий и места работы, возможные причины таких неудач. Помощь психолога-консультанта клиенту, обратившемуся к нему по этому поводу. Трудности, с которыми обычно сталкивается психолог-консультант, оказывая помощь клиенту в этом вопросе. План конкретных действий психолога-консультанта по устранению неудач клиента в выборе профессии, условий и места работы.
Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности. Основные психологические, физиологические и другие причины снижения работоспособности человека. Способы практического определения реально действующих причин снижения работоспособности. Рекомендации психолога-консультанта клиенту в каждом из случаев, связанных с разными причинами снижения работоспособности.
Неудачи в конкуренции с другими людьми. Понятие об удачах и неудачах в соревновании человека с другими людьми. Относительность оценок человеком результатов своей деятельности как удач или неудач, зависимость этих оценок от установок и системы ценностей человека. Оптимальная стратегия проведения психологического консультирования на эту тему. Вопросы, которые психолог-консультант может задать клиенту, приступая к поиску практического решения его проблемы. Возможные причины неудач клиента в конкуренции с другими людьми и соответствующие рекомендации психолога-консультанта по их устранению. Советы психолога-консультанта клиенту в случае неудачи.

Тема 14. Практические рекомендации по проблемам

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign