LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- Я очень благодарен вам!
- Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова...
- Нет слов, чтобы выразить (вам) мою благодарность!
- Я признателен вам за (то, что) ...
- Я вам (очень, так, глубоко, бесконечно, чрезвычайно) признателен (за)...
- Как я вам признателен!
- Я очень (так, глубоко, чрезвычайно) благодарен вам за оказанную услугу!
- Я у вас в (бесконечном) долгу!
- Разрешите вас (сердечно) поблагодарить (за)...
- Я хочу (хотел бы) поблагодарить вас (за)...
- Мне хочется (хотелось бы) поблагодарить вас (за)...
- Я должен (обязан) поблагодарить вас за...
- Как я вам благодарен (признателен) (за)...
- Я вам так признателен (благодарен) (за)... вы не представляете, как я вам благодарен (признателен)!
- Спасибо за то, что вы мне помогли (выручили меня)!
- Вы так любезны!
- Вы так много сделали для меня!
- Я (очень) вам (многим) обязан!
Вот подходящие ответные реплики на выражение благодарности:
- Не стоит (благодарности).
- Не за что (благодарить).
- Мне (это было) не трудно сделать.
- Мне (это) не составило большого труда.
- Мне было (очень) приятно это сделать (для вас).
- Какие могут быть благодарности!
- Ну (да) что вы!
- И вас (я, тоже) благодарю!
- Это я вас должен (обязан) благодарить!
- Это такие пустяки!
- Хорошо.
- (Ну) хорошо.
- (Ну) ладно.
- Да ладно (уж).
Неумение убеждать людей

На это неумение психологу-консультанту чаще всего жалуются клиенты, которым по роду своей деятельности приходится в чем-то убеждать других людей, привлекать их на свою сторону, побуждать к совершению определенных действий и поступков. Обычно это бывают деловые люди, политики, учителя, родители, а иногда также подростки и юноши, которым во что бы то ни стало необходимо добиться признания, авторитета в среде сверстников или в сообществе взрослых людей.
Прежде чем предлагать клиенту практические рекомендации на эту тему, психолог-консультант для себя самого и для клиента должен прояснить сложившуюся ситуацию, т.е. в работе с клиентом найти вполне определенные ответы на следующие вопросы:
1. В общении с кем у вас возникают проблемы убеждения?
2. В каких ситуациях эти проблемы чаще всего появляются?
3. По каким конкретным вопросам вам труднее всего бывает убедить людей, привлечь их на свою сторону, побудить к определенным действиям?
4. Каким образом вы практически уже пытались решить эту проблему?
5. Как обычно реагируют ваши партнеры по общению на попытки с вашей стороны в чем-то их убедить, привлечь на свою сторону?
Ответ на первый из этих вопросов необходим для того, чтобы точно установить, в общении с кем из других людей данный клиент испытывает наибольшие трудности, пытаясь их убедить. Иногда для уточнения этого требуется описать, психологически охарактеризовать этих людей и их взаимоотношения с клиентом.
Дело в том, что люди обычно испытывают затруднения в общении далеко не со всеми без исключения другими людьми, а только с весьма ограниченной и специфической категорией людей. Точное определение типа таких людей позволит психологу-консультанту направить свои усилия на эффективное и быстрое решение проблемы. Для этого необходимо будет, в частности, установить, что общее между собой имеют, как личности, люди, которых клиенту бывает труднее всего убеждать.
Ответ на второй вопрос предполагает выяснение внешних обстоятельств, затрудняющих общение клиента с людьми и процесс их
убеждения.
Точно определив эти обстоятельства, важно далее обратить внимание на типичные ситуации, в которые подобные трудности убеждения возникают, и вместе с клиентом выяснить, почему соответствующие трудности появляются и в наибольшей степени проявляются именно в этих ситуациях. В результате можно будет точно сориентировать рекомендации консультанта и коррекционные действия клиента именно на работу с данными ситуациями. Добившись в них существенного успеха, можно будет далее рассчитывать на то, что проблема убеждения людей будет успешно решена и в других ситуациях.
Ответ на третий из сформулированных вопросов позволит выяснить, в чем клиенту труднее всего убеждать других людей и почему? Последнее особенно важно по той причине, что за неспособностью убеждать других людей нередко лежит не столько незнание логики убеждения или аргументов (фактов), сколько другие возможные причины, связанные, например, с личностью убеждающего или убеждаемого, с взаимоотношениями того и другого.
Четвертый из вопросов касается того, что, пытаясь убедить других людей и привлечь их на свою сторону, сам клиент делает правильно или неправильно. Первое - правильное - в его поведении следует закрепить и усилить, а второе - ошибочное - исключить из практики общения с людьми.
И здесь, как и в предыдущем случае, требуется точность и конкретность. Вряд ли возможно и нужно корректировать в целом коммуникативное поведение клиента. Чаще всего исправлять необходимо достаточно типичные или частые ошибки в таком поведении. Коррекция подобных ошибок требует обычно больших усилий и времени, и если на них не сосредоточиться, потратив время на то, что на самом деле не нужно клиенту, то исправить полностью допускаемые ошибки вряд ли удастся.
Наконец, найдя ответ и на пятый из сформулированных вопросов, психолог-консультант вместе с клиентом получит возможность не только решать проблему убеждения с учетом индивидуальных психологических и поведенческих особенностей партнеров по общению, но и находить способы воздействия на партнеров для достижения более выраженного убеждающего эффекта.
Получив нужные ответы на все эти вопросы можно точно поставить диагноз, на основе которого можно будет дать клиенту вполне конкретные практические рекомендации по исправлению имеющихся у него недостатков.
Рассмотрим, какими могут быть эти рекомендации в каждом из типичных случаев, учитывая сформулированные выше вопросы.
Если клиент испытывает трудности в убеждении вполне определенной категории людей или какого-либо одного, конкретного человека, то ему можно рекомендовать поступить следующим образом.
Прежде всего попытаться осознать, почему эти трудности возникают в общении именно с этими людьми или с данным человеком. Затем необходимо наметить план действий, при помощи которых можно добиться значительного результата в убеждении этих людей. Возможных вариантов таких действий должно быть как минимум, несколько, чтобы в случае необходимости можно было исправить допущенные ошибки. После этого клиент должен практически продемонстрировать свое умение вести себя по-другому и убеждать людей иначе, чем он это делал до настоящего времени.
Установив, что клиент действительно научился справляться с поставленной задачей, психолог-консультант может посоветовать ему воспользоваться новыми приемами убеждения в реальном общении с кем-либо из знакомых людей и потом поделиться своими впечатлениями с консультантом. Если новые формы убеждения окажутся удачнее, чем старые, то следует их закрепить и чаще использовать в практике общения с соответствующими людьми.
Необходимо, однако, время от времени менять технику и приемы убеждения людей, так как человек довольно быстро привыкает к определенному стилю общения и со временем перестает быть более гибким, чутко реагировать на действия других людей.
В том случае если проблема клиента связана с конкретными социальными ситуациями общения с определенными людьми, то ему можно посоветовать следующее:
- во-первых, стараться быть особенно внимательным, тщательно контролировать свое поведение, пристально всматриваться в партнеров по общению, наблюдать за ними, оценивать достигнутые результаты в их убеждении и одновременно, если в этом есть необходимость, корректировать свое поведение;
- во-вторых, желательно сразу же после общения проанализировать, как оно проходило, чтобы выявить допущенные ошибки;
- в-третьих, убеждая людей, полезно вспомнить похожую социальную ситуацию и ранее допущенные ошибки, чтобы теперь их не повторить.
В том случае если клиент жалуется на то, что он испытывает определенные трудности при убеждении людей по некоторым конкретным темам и вопросам, психологу-консультанту рекомендуется действовать следующим образом. Прежде всего вместе с клиентом найти ответы на такие частные вопросы:
• Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы готовитесь обсуждать с другим человеком какие-либо проблемы?
• Испытываете ли вы особенные затруднения при обсуждении данных вопросов?
• Как ведут себя в подобных случаях другие люди, с которыми вы обсуждаете эти вопросы?
Анализ ответов на данные вопросы дает возможность клиенту осознать и впоследствии избавиться от многих психологических барьеров, возникающих у него в процессе общения с людьми, мешающих ему убеждать людей. Кроме того, клиент может научиться более спокойно обсуждать соответствующие вопросы, более естественно вести себя, а также должным образом реагировать на действия партнеров по общению, умело подстраиваться под них.
При проблемах, которые касаются индивидуальных особенностей партнеров по общению, консультант может дать клиенту ряд рекомендаций.
Во-первых, ему необходимо сознательно и целенаправленно вступать в общение именно с теми людьми, с которыми у него возникают трудности убеждения.
Во-вторых, общаясь с этими людьми, желательно чаще экспериментировать над собственным поведением, применяя различные методы убеждения, наблюдая, оценивая и сравнивая результаты.
В-третьих, желательно чаще задавать себе вопросы, выясняя следующее:
• Правильно ли я себя веду в общении с людьми?
• Все ли меня самого устраивает в том, как я себя веду?
• Если бы кто-либо другой оказался на моем месте, то как он себя бы вел для того, чтобы наилучшим образом убедить кого-то?
В-четвертых, полезно было бы просить и других людей ответить на те же самые вопросы, а также просить их о том, чтобы они наблюдали за вами и впоследствии могли самостоятельно оценить ваше умение убеждать.
В-пятых, если проблема клиента состоит в том, что он недостаточно полно и точно учитывает реакции партнеров на свои попытки убедить их, то клиенту можно рекомендовать внимательно следить за партнером по общению в то время, когда он слушает или реагирует на слова и действия клиента.
Нередко, к сожалению, бывает так, что, увлекаясь, люди слушают только себя, забывая следить за другими. Иногда достаточно бывает заставить себя сделать это, и проблема практически оказывается решенной.
Необходимо также вполне сознательно варьировать свои реакции на действия партнера, выбирая и закрепляя наиболее эффективные формы реагирования. Не помешает хотя бы время от времени задавать партнеру следующий вопрос: "Если бы вы оказались на моем месте, то как бы вы реагировали на собственные действия?" Можно рекомендовать клиенту попробовать в разговоре с данным человеком вести себя так, как он рекомендует. Часто этот прием оказывается достаточно эффективным в убеждении людей.
Упражнения
1. Восстановите, пожалуйста, в своей памяти основные моменты процедуры психологического консультирования на тему о личных взаимоотношениях руководителя и подчиненных.
2. Припомните, как следует проводить психологическое консультирование, направленное на решение проблемы деловых взаимоотношений.
3. Вспомните основные процедурные моменты психологического консультирования руководителя по вопросам распределения обязанностей между подчиненными.
4. Повторите основные рекомендации, которые касаются психологического консультирования руководителя относительно принятия им оптимальных деловых решений.
5. Вспомните формы речевого этикета, подходящие для случаев обращения с просьбами, реагирования на просьбы и выражения благодарности за выполненную просьбу.
6. Припомните, какие вопросы следовало бы задать клиенту для выяснения его умения убеждать людей. Какие рекомендации ему можно было бы предложить на этот счет?
Практические задания
1. Проконсультируйте кого-либо из руководителей по проблеме установления нормальных личных взаимоотношений между ним и
подчиненными.
2. Дайте консультацию руководителю, испытывающему трудности в руководстве деловыми взаимоотношениями своих подчиненных.
3. Проведите психологическое консультирование руководителя по вопросам об оптимальном распределении обязанностей, координации взаимодействия и контроля деятельности подчиненных.
4. Проконсультируйте руководителя какого-либо коллектива по проблеме принятия оптимальных решений.
5. Выберите кого-либо из знакомых людей и выясните его умение убеждать. Дайте ему практические советы по совершенствованию данного умения.
Ключевые слова
Конфликтогенность человека. Покладистость человека. Неприязненные отношения между людьми. Необъяснимые отношения между людьми. Неопределившиеся (неопределенные) человеческие отношения. Неофициальные личные взаимоотношения руководителя и подчиненных.
Рациональное распределение обязанностей. Координация совместных действий. Контроль и оценка деятельности. Автоматизированные умения и навыки. Материальные поощрения. Моральные
поощрения.
Персональные дела подчиненных. Оптимизация принимаемых
решений.
Оптимальные решения по работе. Срочность в принятии решений. Коррекция принятого решения. Контроль реализации принятого решения.
Формы речевого этикета.
Конструктивный ответ.

ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Контрольные вопросы
1. Что называется результатами психологического консультирования ?
2. Что понимать под результативностью психологического консультирования?
3. Какими могут быть практические результаты психологического консультирования?
4. Каковы вероятные причины отрицательных результатов психологического консультирования?
5. По каким признакам можно определенно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно?
6. Какие результаты психологического консультирования можно назвать неопределенными или спорными?
7. Каковы возможные объективные и субъективные причины. невысокой результативности психологического консультирования ?
8. Что представляют собой внутренние и внешние признаки результативности психологического консультирования?
9. Каким образом, по каким конкретным критериям практически оцениваются результаты психологического консультирования ?
10. Почему желательно информировать клиента и обсуждать с ним критерии и способы оценки результатов психологического консультирования?
11. Каковы процедуры оценки результатов психологического консультирования?
12. Каковы достоинства и недостатки разных процедур оценки результатов психологического консультирования, оптимальные условия их применения ?
13. Каковы основные причины недостаточной результативности психологического консультирования?
14. Как практически повысить результативность психологического консультирования?
Что такое результативность психологического консультирования

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно - то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.
Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, - такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело - реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.
Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.
О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.
• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.
Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.
По завершении консультации обе ее стороны - консультант и клиент - признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.
Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.
Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.
• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.
Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.
Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.
Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.
Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.
Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.
Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.
Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.
Как оценивать результаты психологического консультирования

В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:
- во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;
- во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;
- в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше - по всем таким критериям, вместе взятым.
Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.
Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.
Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.
В практике проведения психологического консультирования можно применять любой из перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому - текущему - способу оценивания результатов консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда клиент не вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого консультирования, нуждается в постоянной психологической поддержке. Предоставление ему скорых и убедительных доказательств того, что психологическое консультирование действительно идет успешно, подкрепит его уверенность, повысит его доверие к психологу-консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результатов и, несомненно, заставит усерднее работать над реализацией рекомендаций, полученных от консультанта.
Второй способ оценки - по окончании консультирования - рекомендуется применять в следующих ситуациях:
- когда как психолог-консультант, так и клиент вполне уверены в успехе психологического консультирования;
- когда ни психолог-консультант, ни клиент не желают тратить время на то, чтобы в ходе консультирования проводить дополнительный анализ и оценку результатов консультирования;
- когда психолог-консультант ожидает, что положительные изменения в психологии и поведении клиента должны будут произойти только по завершении психологического консультирования.
Третий из указанных выше способов оценки результатов - через некоторое время по окончании консультирования - целесообразно применять тогда, когда ожидается, что итоги консультирования проявятся не сразу, а только через определенное время. Кроме того, к данному способу оценки результатов психологического консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда психолог-консультант ожидает, что результаты консультирования будут зависеть от того, насколько настойчиво и добросовестно клиент будет следовать полученным рекомендациям уже по окончании психологического консультирования.
В этом случае психолог-консультант, во-первых, должен будет с самого начала предупредить клиента о том, что рассчитывать на положительные результаты консультирования он сможет лишь при обязательном и строгом соблюдении полученных рекомендаций; во-вторых, он должен будет проконтролировать действия клиента с точки зрения следования полученным рекомендациям; в-третьих, ему придется заранее договориться с клиентом о том, когда и каким способом будут практически оцениваться результаты психологического консультирования.
Что же касается выбора средств оценки результатов консультирования, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самостоятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.
Причины недостаточной результативности психологического консультирования

Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или тогда, когда результаты консультирования в общем соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему. Последний из случаев возникает тогда, когда или само консультирование не в состоянии реально помочь клиенту, или психолог-консультант из-за недостаточной подготовленности к проведению консультирования на соответствующую тему не в состоянии оказать действенную помощь клиенту, или же сам клиент по тем или иным причинам не может выполнить рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Во всех этих случаях, как правило, не возникает особых проблем во взаимоотношениях между психологом-консультантом и клиентом, а если они и появляются, то решаются на основе взаимного согласия между участниками процесса психологического консультирования.
Первый из описанных случаев в практике проведения психологического консультирования обычно встречается чаще, чем второй, и поэтому его следует выделить и рассмотреть особо.
Выясним вначале типичные причины несоответствия реальных результатов консультирования ожидаемым. Таких причин может оказаться несколько. Обсудим их наряду с возможными способами эффективного устранения этих причин.
Причина 1. Незнание психологом-консультантом законов развития и изменения того или иного психологического свойства и формы поведения клиента, на которую оказывается воздействие в ходе проведения психологического консультирования.
С данной причиной недостаточной результативности психологического консультирования имеют дело довольно часто. Во многих случаях обращения клиентов в психологическую консультацию речь идет о коррекции таких психологических свойств и особенностей поведения клиента, которые или в науке недостаточно хорошо изучены, или о них плохо информирован психолог-консультант.
Полностью устранить неудачу, вызванную указанной причиной, довольно трудно. Психология - информационно насыщенная, довольно быстро развивающаяся наука, и быть компетентным специалистом во всех ее областях и вопросах для отдельно взятого человека практически нереально. Желательно, чтобы психолог-консультант хорошо осознавал свою информационную ограниченность и не обещал клиенту того, что выходит за пределы его - консультанта - научной компетенции.
Хорошо известно, что психологические явления и поведение человека довольно сложны. Научные знания о них были и, наверное, еще долгое время будут оставаться недостаточно полными, не вполне точными и подходящими для их практического использования.
На психику и поведение человека влияет множество случайных, малоизвестных науке факторов. Полностью знать и контролировать их невозможно, поэтому в практике проведения психологического консультирования, равно как, например, в процессе лечения многих заболеваний в медицинской практике, могут встречаться неудачи. Об этом также должен постоянно помнить психолог-консультант и, по возможности, заранее предупреждать об этом своего клиента.
Причина 2. Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации, полученные клиентом от психолога-консультанта, и рассчитывать на положительные результаты.
Эта причина в практике проведения психологического консультирования встречается довольно часто, так как в число оптимальных условий может входить то, что не вполне соответствует реальным условиям жизни клиента.
К примеру, для того чтобы клиент смог добиться максимума положительных результатов от реализации полученных рекомендаций, он должен бы почти полностью освободиться от других повседневных обязанностей, располагать достаточно большим количеством времени и быть способным отвлечься от всего постороннего, сосредоточившись только на решении своей проблемы. В реальных условиях современной жизни сделать это практически невозможно.
Для того чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия действия данной причины, необходимо заранее продумать условия реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, определить их таким образом, чтобы клиент мог без особых усилий выполнить эти рекомендации, существенно не меняя своего образа жизни.
Идеальным вариантом в этом случае мог бы стать следующий: обдумать как выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли этому помешать, если, конечно, сам клиент не откажется от выполнения полученных рекомендаций.
Причина 3. Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта рекомендациям.
Это, в свою очередь, может явиться следствием того, что клиент или изначально не верит в возможность практического решения своей проблемы, или не доверяет данному психологу-консультанту, или же сомневается в своих собственных возможностях по реализации полученных рекомендаций.
Для того чтобы усилить мотивацию клиента, свести к минимуму возможные отрицательные последствия этой причины, психологу-консультанту рекомендуется принять следующие меры.
Во-первых, заранее, психологически разносторонне оценить клиента как личность, чтобы выяснить, нет ли в его психологии и поведении чего-либо такого, что характеризует клиента как бесхарактерного, безвольного, пессимистичного или неуверенного в себе человека.
Если выяснится, что характер клиента на самом деле таков, то необходимо будет заранее продумать аргументы для его убеждения, средства воздействия на него для усиления его мотивации, а также способы получения достоверной информации о том, насколько усилия, предпринимаемые психологом-консультантом и клиентом, являются эффективными, дают необходимые позитивные результаты.
Во-вторых, необходимо всеми доступными мерами стараться добиться того, чтобы клиент полностью доверял психологу-консультанту. Это можно сделать одним из следующих способов. Например, этого можно добиться с помощью специальных психологических приемов, вызывающих доверие клиента. Среди них - демонстрация консультантом полной уверенности в себе, открытости и честности во время проведения психологического консультирования.
Клиенту можно предоставить достоверную информацию о том, что в прошлом работа данного психолога-консультанта и его личная практика проведения психологического консультирования были достаточно успешными. Самый лучший вариант в этом случае - тот, когда об этом клиенту сообщает не психолог-консультант, а другой клиент, которому данный клиент вполне доверяет.
Если же проблема состоит не в отсутствии доверия клиента к психологу-консультанту, а в психологии самого клиента, то необходимо разобраться в причинах нежелания клиента выполнять полученные от психолога-консультанта практические рекомендации. Если, наконец, клиент сомневается в правильности полученных рекомендаций, то психолог-консультант обязан всеми, доступными ему способами помочь клиенту устранить сомнения.
Причина 4. Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций.
Это тот случай, когда рекомендации, предложенные психологом-консультантом, на самом деле обоснованы и реально действуют, но клиенту, а иногда вместе с ним и психологу-консультанту кажется, что этого не происходит.
Устранить данную, скорее субъективную, чем объективную, причину недостаточной результативности, неполного осознания клиентом получаемых результатов психологического консультирования можно, если заранее продумать средства контроля результативности получаемых рекомендаций и добиться того, чтобы они подтверждались при помощи достаточно валидных, надежных и точных психологических тестов.
Часто бывает так, что результаты внедрения полученных рекомендаций не полностью оцениваются потому, что оценка производится при помощи весьма грубой, приблизительной оценочной шкалы, не отражающей тонких изменений корректируемых психологических свойств. На самом деле эти изменения могут происходить, но не отражаться в грубых оценках.
Если с самим диагностическим инструментарием все в порядке, то следует поинтересоваться, правильно ли этот инструментарий применяется. Если и здесь все нормально, то, вероятнее всего, причина недостаточной результативности психологического консультирования кроется в несвоевременной оценке ожидаемых изменений в психологии и в поведении клиента.
К примеру, если эти изменения должны произойти не раньше, чем через месяц после завершения консультации, а практическая оценка результатов производится на следующий день по ее окончанию, то вряд ли можно будет получить убедительные данные об эффективности психологического консультирования. К этому времени соответствующие позитивные изменения еще не будут достаточно выраженными.
Причина 5. Еще одной причиной невысокой результативности психологического консультирования могут стать неправильные действия клиента по практической реализации полученных от психолога-консультанта рекомендаций. Для того чтобы идентифицировать и далее устранить эту причину, консультанту следует прежде, чем предоставлять клиенту возможность самостоятельно выполнять полученные рекомендации, лично убедиться в том, что клиент их правильно понял и точно знает, что ему следует делать.
Этим, однако, ограничиваться нельзя. Дело в том, что заранее все предусмотреть практически невозможно, и, действуя в новой для себя социальной ситуации, клиент невольно может совершать ошибки. Поэтому важно, встречаясь с клиентом в процессе выполнения им полученных рекомендаций, расспрашивать клиента, подробно выясняя, что и как он делает, корректируя и уточняя его действия в ходе реализации рекомендаций.
Упражнения
1. Припомните, пожалуйста, по каким критериям и признакам (показателям) оценивается результативность психологического консультирования.
2. Вспомните, какими могут быть основные причины низкой результативности психологического консультирования.
Практические задания
1. Оцените результативность уже проведенных вами психологических консультаций, если они были, или консультаций, проведенных другими психологами.
2. Выявите основные причины недостаточно высокой результативности проведенных вами или другими людьми психологических консультаций.
Ключевые слова
Объективные признаки результативности психологического консультирования. Субъективные признаки результативности психологического консультирования. Внутренние признаки результативности психологического консультирования. Внешние признаки результативности психологического консультирования.
Критерии оценки результатов консультирования. Процедуры оценки результатов консультирования.
Профессиональная компетенция психолога-консультанта. Точность психологического теста. Оценочная психологическая шкала.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ"

Пояснительная записка
Психологическое консультирование является одной из трех основных, обязательных для подготовки практических психологов профилирующих спецдисциплин (наряду с психодиагностикой и психотерапией). Однако, несмотря на то, что выпуск практических психологов с высшим образованием в нашей стране ведется уже давно, до сих пор не было создано ни одной специальной программы по базовому курсу психологического консультирования, которая обеспечивала бы фундаментальную подготовку психологов в этой области, ни одного соответствующего данной программе учебника по психологическому консультированию 1.
1 Эти задачи и решает, по замыслу автора, данный учебник, к которому прилагается программа курса.

Данная программа, полностью соответствующая этому же учебнику, обеспечивает полноценную и разностороннюю подготовку практических психологов в области психологического консультирования. Она рассчитана на изучение этой дисциплины в течение как минимум двух семестров, включая лекционные, семинарские и практические занятия.
Программа предполагает дополнение данного, основного курса психологического консультирования несколькими спецкурсами, рассчитанными на углубленное изучение актуальных видов практического психологического консультирования.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел, включающий девять тем, посвящен изложению научных и организационных основ проведения психологического консультирования.
Второй раздел, охватывающий темы с десятой по двадцатую, содержит советы и рекомендации, касающиеся методики и техники проведения различных видов психологического консультирования, включая оценку его результатов.
В программу включены семинарские и практические занятия по наиболее важным темам.
Предполагается, что на семинарские и практические занятия должно быть отведено более половины всего учебного времени, предназначенного на изучение курса.
В курсе предусмотрены три формы отчетности: зачет - после первого семестра, экзамен - после второго семестра и отдельно - зачет по практическим занятиям (самостоятельная работа).
Распределение часов в учебном плане указано следующим образом: цифровое обозначение количества часов без скобок - для очной формы обучения; в скобках - первая цифра - для очно-заочного обучения, вторая - для заочного обучения.
Учебный план курса
"Основы психологического консультирования"

№ п/п


Темы занятий

Виды занятий


лекции

семинары

практические занятия

1

Введение в психологическое консультирование

2(2,1)

-

-

2

Требования, предъявляемые к психологу-консультанту

2(2,1)

2 (-, 2)



3

Профессиональная подготовка психолога-консультанта

2(2,1)





4

Организация работы психологической консультации

2(2,1)

2 (-, -)

-

5

Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры

2(2,1)

2 (2, -)




Продолжение таблицы


№ п/п



Темы занятий


Виды занятий



лекции

семинары

практические занятия

6



Техника
психологического консультирования

4(2,1)



2(2,2)



8(10,12)



7



Тестирование в практике
психологического консультирования

2(2,1)



2(2,-)



-



8



Тесты, рекомендуемые к
использованию в практике когнитивного психологического консультирования

4(2,1)



2 (2, -)



4(10,12)



9





Тесты, рекомендуемые к
использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования

4(2,1)




2(2,-)




4(10,12)


10





Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями

4(2,2)




2(2,-)

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 16)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign