LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Б. Видимо, ему не хватает времени или усидчивости; помогу, если попросит, например, подкину идеи.
B. Ничего не стану советовать, буду просто с удовольствием слушать всё новые и новые варианты (подумаю, какие интересные параллели с его жизнью, с тем, о чём думает).

14 лет
Вы идёте по бульвару и вдруг замечаете, что на пьедестале, оставшемся от разбитой скульптуры, стоит ваш ребёнок и очень увлечённо декламирует какие-то стихи. Его шумно слушают несколько приятелей. Вы опешили от неожиданности, но потом:
A. Прикидываете, а не стоит ли подойти поближе.
Б. Прикидываете, нет ли поблизости милиции.
B. Слушаете текст, потом, радостно отметив, что он вполне цензурен, потихоньку уходите, пока вас не заметили.

15 лет
Вы вдвоём с сыном гуляете по городу, никаких планов у вас нет. Сын уверенно ведёт вас вперед, но вам кажется, что вы заблудились. Вечереет, а вы всё никак не можете отыскать нужную вам улицу. Ваш молодой мужчина упрямо не желает расспрашивать редких прохожих. Вы:
А. Начинаете нервничать, берёте инициативу в свои руки и быстро находите дорогу.
Б Вы всегда неплохо ориентировались на местности и поэтому даёте ему советы по выбору маршрута.
В. Решаете, что гулять - приятное занятие, и полностью полагаетесь на него, да и время позволяет.

16 лет
Ради сына или дочери вы забросили своё любимое занятие, так как хотели больше внимания уделять ребёнку. Вы скажете ему об этом?
A. Да.
Б. Нет.
B. А зачем бросать любимое занятие?

Младшее поколение в очередной раз не понимает вас. Как вы считаете:
A. Это вечная проблема "отцов и детей"!
Б. Понять друг друга можно, если очень захотеть.
B. Есть случаи, когда понять друг друга просто невозможно, - остаётся только принять всё как есть.

Результаты
Ни для кого не секрет, что дети думают и чувствуют не так, как мы (секрет только, зачем они запустили тортом в кошку). Им пока недоступна логика взрослых; и то, что взрослому кажется очевидным, может быть недоступным для понимания ребёнка, мир для них наполнен прежде всего чувствами, эмоциями. Они ярче и удивительнее, чем у взрослых, и это исто формирует собственно детскую систему приоритетов и ценностей (где мамино золотое кольцо не дороже павлиньего пера, а потому их можно обменять). И как следствие - точка зрения ребёнка и взрослого часто не совпадают. Проблемы возникают, когда взрослые ожидают, что их наследники станут вести себя так-то и так-то. Ну а дети порой ведут себя с точностью до наоборот и при этом совершенно не понимают, за что им всё-таки досталось, - и очень переживают.
Но проявить понимание придётся нам, взрослым. Оценивая (порой осуждая) поступок ребёнка, необходимо учитывать, что любимый человечек сделал это не просто так, что на это были какие-то причины. Это с вашей, взрослой точки зрения его действия неверны, а со стороны детской логики все законно. И заставляя его подлаживаться под нас, требуя "взрослости" раньше, чем он сам до неё дорастёт, мы не только выдёргиваем его из детства, но ещё и сбиваем с толку, не даём созреть, дорасти, отстоять себя и право на своё миропонимание. Упорно добиваясь частных мелочей - уборка, уроки вовремя, - мы иногда мешаем ему в главном: осознать себя таким, какой он есть на самом деле, стать собой.

Если большинство ответов:
А. Вы всегда видите перед собой маленького взрослого.
И часто на действия малыша реагируете так, как среагировали бы на проступок взрослого. И потому вы бываете недовольны и разочарованы, а ваше сокровище либо выбивается из сил, чтобы "соответствовать", либо уже готовится стать записным лентяем и прогульщиком - всё равно ведь невозможно соответствовать всем вашим взрослым требованиям.
Другими словами, садовник из вас - так себе. И то,что вы делаете, порой напоминает попытки вырастить пальму в Сибири. Ведь вы же построили парник, почему она не растёт!

Б. Ребёнок для вас - маленький, всегда, при любых обстоятельствах, как бы давно вы ни вышли из роддома.
Вы помните, что дети отличаются от взрослых, но, возможно, иногда забываете, что это не признак их беспомощности, слабости или "недоразвитости". Это просто другая Вселенная, альтернативная вашей, с ней тоже надо считаться, её тоже надо уважать.
Другими словами, садовник вы старательный, но вы закидываете пальму ватниками и заливаете удобрениями. Оставьте ей что-то сделать самой, ведь расти - это ее дело, а не ваше!

В. Вы твердо усвоили, что точка зрения маленького человека не всегда совпадает с вашей. Вы знаете, что он видит мир иначе, что он думает иначе. И самое главное - вы успеваете вспомнить об этом и мысленно встать на сторону ребёнка прежде, чем приступить к "воспитательным мероприятиям".
Поздравляем: вы грамотный садовник. Именно такие, как вы, возводят оазисы в пустыне.
Почему предпочтительнее вариант "В"? Об этом мы вам пока не скажем, но скоро вы и сами всё поймёте. Впрочем, наиболее нетерпеливые могут сразу начать с третьей главы, где мы более подробно рассказываем о возрастных особенностях детей.

Кто прав?
Полуторалетнюю Арину угостили булочкой с маком.
Малышка, старательно повертев её в руках, вдруг отколупывает корочку и бросает на пол.
Одновременно раздаются два возгласа:
"Ты что делаешь?!" - это мамин.
"Ай-ай-ай, как плохо! Нельзя бросаться хлебом!" - это тётин, из очереди.
Обе уверены, что малышка хулиганит.
А та поднимает от булки небесно-синие глаза и спокойно говорит: "Глясь!"
Ив самом деле-- малышка никогда не видела мак и спра-ведливдириняла маковые зёрнышки за грязь.
Вот и очищает.
Вывод: Хорошо, когда мама не торопится с выговором.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Любить без условий, растить без усилий

Глава первая
ЛЮБОВЬ БЕЗ УСЛОВИЙ

Безусловная любовь - та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы.

Любить, а не любоваться
Давным-давно (может быть, в прошлую пятницу), когда вашему прелестному созданию было годика полтора-два, он/а научился говорить. И из всех слов русского языка ваше сокровище выбрало чудесную парочку - "дай!" и "неть!" - и тиранило вас ими с утра до ночи (и даже намного дольше). "Пора домой; не рисуй на обоях; иди кушать; дай я тебя умою..." - а в ответ сплошные протесты и требования. Ваше чудо протестовало, бунтовало, хулиганило. Оно пыталось вас не признавать. Даже бороться с вами. Вероятно, иногда вас возмущало и доставало такое поведение, но чаще - забавляло и смешило. Вы легко прощали малышу все фокусы и безобразия, и свои недочитанные книги, и заброшенных из-за него друзей. Вы понимали: он совсем-совсем маленький и вы для него - самый главный в мире человек.
Вы любили его просто так, вот такого, какой он есть: нетерпеливого, капризного, чумазого и своенравного. Любили - и поэтому легко и радостно смирялись и принимали его всего- от макушки до пяток. Недостатков вы не считали (а впрочем, их и не было). А если и сравнивали малыша с другими детьми, так только затем, чтоб лишний раз убедиться: он - самый лучший и другого мне не надо.
Конечно, иногда вы выходили из себя, иногда даже приходилось принимать крайние меры, и это не всегда было приятно. Но на ваше настоящее отношение к ребёнку, на любовь к нему такая повседневная суета не влияла.
Вы прекрасно понимали, что малыш растёт и учится быть самостоятельным. Просто делает он это вот таким своеобразным способом. Потому что иначе ещё не умеет. И вы учили ejro, поддерживали и помогали. И учились сами - понимать своего ребёнка и находить с ним общий язык.
И это был удивительный и самый правдивый в мире язык - язык безусловной любви.
Он понятен без перевода, потому что идёт от сердца к сердцу.
Безусловная любовь - это любовь просто так, задаром. Это "я люблю тебя, потому что ты есть". Это не просто любовь к определённому объекту, а та, настоящая, из которой мы сотканы и которая - единственная в мире - дает ощущение первозданного счастья. В ней нет манипуляций - "я буду любить тебя, только если ты...". Она бескорыстна, потому что родители не ставят себе условий: за что любить, а за что нет. Они не оценивают: "Сегодня ты был хороший, дай за это я тебя поцелую". Или: "Ты мне совсем не нравишься, такой вредный". Или: "Что? Ты опять не выучил уроков? Уйди от меня, я тебя не люблю". Такие фразы (даже если мы говорим их в шутку) и такое наше отношение рождает в ребёнке мучительные сомнения: "Меня любят? не любят? я хороший? я плохой?" Человечку очень важно знать правду - и он ищет ответ. Дети всегда спрашивают родителей, как сильно те их любят. Но спрашивают - не только словами, а действиями, поступками. Натворят что-то - и смотрят: а как папы-мамы на это отреагируют? и где она там, их любовь? а правда ли любят? и как?

Вы замечали, как иногда хочется подойти, погладить, утешить нашкодившее дитя, но вы изо всех сил сдерживаетесь. А почему? И правильно ли? А вдруг сейчас, в эту минуту, рушится самое главное - ваше взаимопонимание, и вы теряете душевный контакт со своим ребёнком? Потому что именно в эту секунду он усомнился в вашей любви, а значит - и в своем праве любить и быть любимым. И как понять, насколько действенно наказание, и вдруг оно приведёт к обратному - к полному отчуждению друг от друга?
Это очень тонкая грань: наказывать, выказывать неудовольствие, сомнение - и при этом не смять, не сломать веру малыша в то, что он достоин любви и что вы всегда будете его любить.
Почему для ребёнка так важно почувствовать (прочувствовать) эту истинную любовь?
Потому что от этого зависит тот образ собственного "Я", который создаст малыш, его мнение о себе самом, его самооценка.
Потому что только она, любовь без условий, даёт родному человечку уверенность в надёжности мира, мира, в который он пришёл. Человек, недополучивший в детстве этой иррациональной, безусловной любви, не научится по-настоящему любить себя и любить других, не научится по-настоящему доверять ни окружающим его людям, ни самому себе.
Поначалу ребёнок учится принимать нашу любовь, потом начинает учиться отдавать, дарить её сам, щедро и радостно. И такой "круговорот" любви делает человека счастливым.
Совсем маленьких детей взрослые окутывают именно такой, настоящей, безусловной любовью, но вот ребёнок подрастает- и что-то в родителях меняется. Что?
Сначала мы ставим рамки, выдвигаем условия: "Буду тебя любить, если ты...", причём ставим их как бы понарошку (мы-то знаем, что будем любить всегда!), ставим затем, чтоб ребёнок слушался, чтоб привыкал к порядку, чтоб... да мало ли причин и поводов? Потом родители втягиваются в эту игру, на самом деле абсолютно ненормальную, и в конце концов так привыкают, что и вправду начинают любить не "просто так", а "за то, что ты...". (За то, что ты умница, за то, что послушный, за то, что учишься на "пять", и т. п.) Вот и получается, что родители выдают любовь, как товар в магазине. Им кажется, что так от ребёнка легче добиться желаемого. И тогда происходит печальная метаморфоза: любовь на определённых условиях становится привычкой, точкой отсчёта, основой отношений. Потихоньку, шаг за шагом она вытесняет любовь безусловную.
Разница поначалу не очень заметна: и так любовь, и этак любовь. Но это для взрослого она не очень незаметна, зато дети прекрасно улавливают оттенки. И начинают сомневаться - сначала в нас, потом - в себе, потом - в надёжности всего мира.

Как это происходит
Внешне это выглядит весьма благородно и называется "привить навыки культурного поведения", "приучить к порядку", "уберечь ребёнка от опасности" и т. д. и т. п. Казалось бы, а как иначе? Ну правда:__вцепился малыш в свою игрушку и не даёт никому (ахлъх жадина! - скажет бабушка), тянется к собачонке (не трогай, укусит! - предупредит бдительная мама), нельзя говорить "противная" незнакомой тёте (так не принято, ну и что, что пристаёт?!), не лезь в эту лужу (а то простудишься и заболеешь, или испачкаешься, как сви... ой, извините!).
И кричат заботливые родители и другие взрослые энергичной детворе с утра до вечера: "Не ходи, не ной, не делай, не смей, нельзя! Обидят! Свалишься! Накажу! Упадёшь! Разобьёшься!"
И всё бы ничего, если бы не одна досадная "мелочь" - дети по-особенному воспринимают наши замечания. Дело в том, что маленький человек не способен критически мыслить и анализировать наши слова. Доверие малыша к родному взрослому абсолютно. Он верит: всё, что мы говорим, - истинная правда. И что же делают наши острастки и сердитые НЕ? Медленно, но верно мы внушаем ребёнку мысль, что мир вокруг него опасен и недобр и что надо вести себя тихо-тихо, надо быть осторожным, ведь за каждым углом ждет большая бяка, но главное - главное! - надо слушаться. "А если не будешь слушаться, то любить тебя я не буду", - запросто говорит малышу его родная мама. А малыш пугается и - верит. Фактически ребёнку говорят: тебя любят, только если ты выполняешь такие-то условия, а просто так любить не будут - не за что. Условия могут быть разные, а результат один.
С нашей подачи маленький человечек делает жестокое открытие: любовь не получают просто так, её надо заслужить. Но ему-то любовь нужна как воздух - для дыхания. И он хочет, хочет её заслужить. Но выполнить всё, чего мы от него требуем, ребёнок просто не в силах, как бы ни старался. И когда он это понимает - в его душе зарождается страх. Наружу он выльется капризами, злостью, упрямством, трусостью, нервными срывами и ночными кошмарами...
Почти все наши взрослые боли и недостатки порождает тот самый детский испуг: "Меня не любят!" или "Я недостоин любви!"
И все проблемы воспитания и взаимоотношений начинаются в тот самый миг, когда мы теряем ощущение безусловной любви.

ПРАКТИКУМ
Запрет на "нет"
Малыш, который только пришёл в мир, ещё ничего не знает о нём. И первая связующая нить между ним и миром - это любовь.
Это удивительное чувство - любовь. Откуда оно приходит? Ниоткуда.
Любовь просто рождается вместе с каждым маленьким человечком, и живет, и дает ощущение бесконечного счастья, и для этого не нужны никакие условия и никакие усилия. Усилия нужны для того, чтобы научиться НЕ любить. Не отдавая себе в том отчета, мы преподносим нашим детям эти странные уроки. С завидным постоянством, из самых благих побуждений мы отлучаем детей от любви.
Как-нибудь, проходя через скверик, где копошатся маленькие дети, просто прислушайтесь к тому, что и как говорят им мамы. Вас поразит, сколько замечаний обрушивается на детские головы. А если понаблюдаете ещё немного, легко заметите, что родители самых буйных детишек и родители самых застенчиво-тихих чем-то похожи: именно они чаще всего твердят "нет", "нельзя", "разве так можно", призывая (или делая вид, что призывают) к порядку своих карапузиков. Иногда кажется, что внутри такой мамы работает автомат по производству запретов, вот он включился, что-то там замкнуло - и теперь никак не остановится. Впрочем, сама мама в это ни за что не поверит. Мы вообще многое делаем на автомате. Не потому, что вредные, а потому, что так привыкли. И в силу привычки уже не замечаем своих промахов.
На всякий случай проверьте: а сами-то вы не увлекаетесь запретами? Сделать это легко.
Подойдёт любой день, который вы проведёте со своим ребёнком, нужно только запастись мелкими фишками, монетками или, например, орешками.


ТЕСТ-ЭКСПЕРИМЕНТ
Посчитай доходы

Вариант 1
Оборудование:
Для этого теста вам понадобятся два кармана и много мелких монет (монеты можно заменить орешками, желудями, камешками, ракушками и т. д.).
Цель:
Выяснить, много ли вы запрещаете (не пропускайте ни одного случая, когда вы что-то запрещаете своему ребёнку).
Процесс:
С самого утра держите под рукой монетки. И делайте так. Каждый раз, когда вы говорите ребёнку "нет", "нельзя" или просто "не..." ("не делай, не ходи, не смей..."), кладите монетку в левый карман. Каждый раз, когда вы хотели запретить что-то или были чем-то недовольны, но сдержались, кладите монетку в правый карман.
Результаты:
Уже к обеду ваши карманы потяжелеют. Многие родители замечали, что во второй половине дня монетки в левый карман начинают прибывать гораздо медленнее: "нетканья" становится меньше. Зато правый тяжелеет быстрее.
В конце дня подсчитайте свои "доходы".
И прикиньте: а как бы вы сами реагировали, если б вам столько раз за день сказали "не-зя-я" ? И положаруку на сердце, скажите: с вами легко ужиться?

Вариант 2
Ешё лучше, если в этом эксперименте будут участвовать и другие взрослые члены семьи. Если ваши дети достаточно большие, им тоже можно предложить поучаствовать. И когда вы сравните результаты, они вас, вероятно, удивят. А самое главное, появится повод для общесемейной беседы
(и выводов).
Попробуйте недельку-другую последить за собой и потом повторите тот же эксперимент. И если "доходы" станут меньше, можете смело себя поздравить.

Вариант 3
Таким же простым способом вы можете проверить, а не слишком ли часто вы навязываете ребёнку свою волю, требуете, приказываете...
Можете поставить прозрачную вазу и предложить ребёнку каждый раз, когда вы на него "нажмёте", отмечать этот факт особым звуком - "хрустальным звоном" по любимой вазе. Гудком, щелчком, писком. Вариантов вы можете придумать множество, главное здесь - научиться замечать за собой собственные ошибки и переборы.
Работа над ошибками
Но вот - заметили, и что дальше? А дальше бывает так. Некоторые сознательные папы и мамы, честно отметив, что они слишком много говорят "нет"

Как избежать запретов

и "нельзя" своему любимому наследнику, решают круто измениться. Они резко перестают "грызть" своих детей и... направляют освободившуюся энергию в другую сторону - на то, чтоб погрызть самих себя. Ничего хорошего из этого, естественно, не выходит. "Повинившихся" родителей начинает мучить совесть, им хочется загладить свою "вину". А для этого они, быстренько развернув себя на 180°, делают всё наоборот: если раньше ребёнку безостановочно запрещали, то теперь всё позволяют-изо всех сил. К сожалению, сообразительные детки мигом оценивают новую родительскую тактику и буквально садятся на голову старательным родителям. Да, ваша задача, дорогие мамы и папы, - отказаться от запретов (вернее, свести их к разумному минимуму), но отказаться с умом!

Первое: не позволять себе никаких упрёков в свой адрес! Драгоценная родительская энергия должна расходоваться не на разрушение (то есть самоедство), а на созидание (то есть на отработку новой тактики). Вы заметили - вы исправили - вот ваш девиз.
Второе: чётко сформулируйте, в чём ваша ошибка и как вы будете её исправлять. Ещё лучше, если вы запишете это. Например, вы говорите себе: "Да, я слишком часто одёргиваю ребёнка" и "С (дата) я начинаю контролировать себя и..."
Третье: выполняем.
Ясно, что избавиться от вредной привычки одним махом невозможно.
Если вы привыкли одёргивать и поучать, необходимо время, чтобы от этого отвыкнуть.
Причём, чтобы не переживать из-за каждого промаха, лучше всего отучаться как бы понарошку. Не стремиться искоренить вредную привычку, а начать с ней играть.
Да-да, играть. Давно замечено, что в игровой форме любое "воспитательное мероприятие" проходит веселее, легче и безболезненнее.
Почему? Потому что игра раскрепощает, игра - это маленький праздник, который выводит за рамки повседневности. Игра - это всегда немного несерьёзно, а значит, вы не будете ставить себя и ребёнка в суровые рамки, устанавливать сроки и судить слишком строго. Нет лучшего способа решить проблему, найти общий язык, повеселиться - и всё это можно делать одновременно. В игре есть правила, которые непременно надо соблюдать (а иначе - какая же это игра). А самое главное, если даже вы сделаете неверный ход (ошибётесь, проиграете) - ну и что? Всегда можно сказать "чур-чура" и начать сначала.


ПРАКТИКУМ
Игра "День без запретов"

Вариант 1
Поиграйте! Объявите в своём доме "День без запретов".
Да-да, попробуйте как-нибудь обходиться весь день без запретительных акций! (То есть за целый день вы не должны ни разу произнести "нет", "нельзя", "не..." и другие запретительные слова.) ^"
Вы, конечно^екажете, что это нереально - за целый день не сделать нцодного замечания. И будете правы. Потому что частенько Хш на самом деле не можем обойтись без запретов. Малыш балансирует на краю дивана, первоклашка после уроков идёт не домой, а на ледяную горку, да мало ли что ещё. Действительно, бывают ситуации, когда вмешаться, остановить ребёнка, сделать ему замечание просто необходимо. Необходимо? Ну и делайте на здоровье. Но только соблюдайте правила игры:
¦ Делать замечание (останавливать, запрещать) можно только в самом крайнем случае.
¦ Замечание можно делать только в позитивной форме. Например:
Малыш лезет на подоконник. Вы не кричите ему "нельзя!", а подбегаете, хватаете на руки и всем своим видом показываете, как это страшно, как вы испугались. Малыши всё срисовывают с родителей. И ваш испуг проймёт его гораздо больше, чем прямой запрет.
Ваш первоклашка вместо обычных пятнадцати минут добирается домой со школы часа полтора? Вы можете сказать: "Почему ты не пришёл вовремя?" (Но такая фраза - не по правилам игры!) Поэтому говорите примерно так: "Сейчас два часа где же ты был?" или "Когда задерживаешься - обязательно звони". Вот вы и замечание сделали, и правил игры не нарушили. Кстати, от соблюдения игровых правил есть ещё одна польза. Первый вариант (замечание с "не...") звучит как упрёк и вызывает внутренний протест у ребёнка, в лучшем случае от такого замечания ему станет стыдно - и только; в другом (без "не...") акцент делается не на упрёк, а на то, как ребёнку надо поступать, чтобы им были довольны. Вы даёте ребёнку направление, ориентир. А это очень важно: ведь на самом деле детям нравится быть хорошими. Даже если вслух они об этом не говорят.

Вариант 2
Если вы чувствуете, что "День без запретов" вам не потянуть, начните с другого, облегчённого варианта. Можете для начала играть в "Час без запретов", а потом, день за днём, постепенно увеличивать время. Примерно через месяц привычка твердить "нельзя" и другие вредные "не" обязательно уйдёт, потому что появится новая: делать любое замечание только в позитивной форме.

Вариант 3
Со старшими детками, школьниками, игра в одни ворота не очень эффективна. Зато с ними можно поиграть в очень увлекательную игру под названием "Да и нет не говорить, в черном-белом не ходить". Кстати, такая забава поможет вывести подростков из меланхолии, в которую они так часто погружаются.
Подловив момент, когда ваше чудо пребывает в добродушном настроении, предложите ему поиграть. Условия игры простые: весь день не говорить слов "чёрное", "белое", "да" и "нет". Кто скажет - с того штраф. После этого вы ставите на видное место ёмкость для штрафов и - продолжайте жить так же, как всегда. Впрочем, "как всегда" у вас не получится, потому что жить в этот игровой день будет гораздо веселее. Запретные слова слишком популярны, они сами собой выскакивают то у одного, то у другого игрока, что каждый раз вызывает радостные комментарии и приступы смеха, причём чем дальше идёт игра - тем веселее. А смех - это прекрасное раскрепощение! Ну нельзя же одновременно дуться и смеяться, так что волей-неволей напряжение ("напряг", как говорят наши детки) уменьшится, а договориться и мирно обсудить насущные проблемы вам станет гораздо проще.
Если хотите - присуждайте штрафные баллы за промахи и оговорки. Придумайте любой штраф (подтянуться на перекладине, выпить чашечку воды, прокричать "иго-го!" - что угодно); единственное условие: штраф не должен быть обидным. Штрафные очки можно отрабатывать сразу, а можно складывать (например, фишки, фантики разного цвета). Подойдёт даже простая баночка-корзиночка, причём одна на двоих (мол, свои люди, сочтёмся); туда вы бросаете что-то вкусненькое, а потом, в конце дня, вместе съедаете. (Забавно: вы не проглатываете обиды - вы ими закусываете!)

Природа запретов
Вообще-то слово "нет", как и частичка "не", очень коварно, но обладает одним странным свойством. Это слово или пролетает мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше "не" как прямой приказ - и НЕ делает того, о чём просит взрослый.
Например, посылаете вы своё прекрасное чадо в магазин за молоком и, вспомнив, добавляете: "Не забудь купить ещё сметаны". Скорее всего, про сметану наследник забудет. Но он не виноват! Это вы должны были сказать иначе: "Купи ещё сметаны".
Дети вообще часто слышат не то, что мы имеем в виду. И в первую очередь это относится к негативным высказываниям. Их-то наша психика воспринимает в штыки. Иногда достаточно изменить построение фразы - и исчезает масса недоразумений и неприятностей, связанных с забыванием и непослушанием.
Ну а для наглядности здесь приведена таблица. Высказывания в ней расположены по мере роста детей (и возникающих проблем) - от обращения к малышам до обращения к подросткам.

Как можно запретить не запрещая


Как не надо говорить
Что думает ребёнок
Как сказать правильно
Не прыгай на краю. Упадёшь!
Проверим!
Стой! Осторожно, край! Посмотри...
Нельзя рисовать на обоях.
Буду!
Вот большой лист, рисуй здесь.
Не дёргай кошку за хвост!
А за что можно?
Кошке больно, она тебя оцарапает.
Не лезь в эту лужу!
Я не лезу, только попробую...
Лужа глубокая, обойди её с краю.
Не шуми!
Буду!
Давай послушаем тишину.
Ты опять не выучил уроков...
Ну и что? Па-а-адумаешь!
Через час я проверю, как ты выполнил домашнее задание по...
Нет, я не разрешаю тебе идти в парк, нечего тебе там делать (ты ещё слишком мал, чтобы...).
Я большой!
Но я же не маленький!
Одному в парке опасно... в парк пойдём вместе, в воскресенье... возьми меня с собой...
Сколько раз тебе говорить!
Форма риторического вопроса не доходит до ребёнка, потому что он не считает это ни за вопрос, ни за указание.
Сделай то-то и то-то... (Конкретно скажите, что вы от ребёнка хотите.)
Не трогай мороженое, пока не съешь кашу.
Вам что, мороженого жалко?!
Сегодня у нас на десерт мороженое!
Сколько можно висеть на телефоне!
Сколько надо! А сама-то...
Извини, ты давно разговариваешь, а мне надо позвонить...
Сними этот безобразный плакат.
А мне нравится! (Много ты понимаешь!)
Повесь, пожалуйста, что-нибудь другое, а то я боюсь такого реалистичного изображения огня (меня пугают такие монстры).
Сколько можно сидеть за компьютером!
Он подумает, но не скажет: "Да сколько угодно".
Ты играешь почти час. Через 10 минут заканчиваешь, хорошо


Видеть лучшее

Чаще всего дети ведут себя неправильно не потому, что хотят нам насолить, а просто потому, что они дети. И мир они видят иначе и память у них работает по-другому, и интересы, в конце концов, другие. Если вы помните об этом и верите, что ваш ребёнок - Очень Хороший Ребёнок, это отразится и в ваших словах, и в интонации - подтекстом.
Даже если сейчас, сию минуту он не такой, но вы видите в нём лучшее и делаете акцент на этом - то ему на самом деле захочется быть таким. Если же вы так не считаете - это тоже скажется и в голосе, и в словах. И тогда человечек сделает вывод: так зачем же стараться? Всё равно плохой. Это как планка для прыжков в высоту: опущенная слишком низко, она не дает возможности тренироваться и совершенствовать своё мастерство.

Кто меня научит?
Не обязательно ходить на курсы и штудировать массу книг, чтобы понять, как правильно обращаться с собственными детьми, как вырастить хорошего, уверенного в себе, счастливого человека. Иногда достаточно просто повнимательнее посмотреть вокруг - и неожиданно для себя вы встретите великолепных учителей.
Для нас таким "педагогом" однажды стала собственная собака - рослый поджарый "дворянин" по имени Бонифаций*.
Впервые Бонн подошел к кроватке новорожденного "на цыпочках", шумно втянул воздух и растерянно поглядел на час, требуя пояснений.
- Свои, - сказали ему.
- Свои? - изумился Бонифаций и улёгся рядом, видимо обдумывая новую информацию. Свёрток в кроватке зашевелился, и вдруг из него раздался первый пробный вопль. Отныне пёс неизменно терял самообладание при звуках детского рёва. На чём и попался. Мы стали поручать Боне "посидеть" с малышом. Детям любого возраста полезно общаться с животными, ведь правда? Да и нам можно было заняться своими взрослыми делами, не отрываясь поминутно на вопли оставленного в одиночестве ребёнка. Быть один на один с непонятным миром - не каждому малышу по плечу такой груз.
Сын узучал мир младенчески синими глазами - пёс стоял рядом, помахивая белым хвостом. Лёня тянулся к погремушке- пёс задумчиво жевал другую. Лёня учился садиться - пёс с любопытством следил за его кувырками. Лёня с упрямым сопеньем пробовал вставать в кроватке - пёс подталкивал его мокрым носом. А вот пели они на два голоса. Лёнька - вдохновенно и басовито, Бонъка - с протяжным жалобным подвывом. Соседи, правда, были не в восторге от дуэта.
Но только когда малыш научился ползать, мы по-настоящему оценили стоическое терпение нашего "дворянина". Сыну он позволял то, что запрещено было всем остальным: тащить за хвост, выкручивать уши, бодать, кусать, засовывать в зазевавшуюся пасть игрушки. Именно подвижный и неугомонный во всякое другое время Бонъка преподавал нам, взрослым людям, уроки терпения и снисходительности.
Бонифаций учил Лёню ходить. Восьмимесячный малыш хватался за мощные лапы, с трудом, но дотягивался до собачьей холки и вцеплялся в нее мёртвой хваткой. Пёс осторожно делал первый шаг. С ним шагал и малыш, но, конечно, спотыкался и, конечно, повисал на лохматом приятеле. Шкура учителя оттягивалась так, словно дворняжка превращался в шарпея, но пёс терпеливо ждал, когда болтающийся Лёнька снова обретет точку опоры. И всё начиналось сначала.
Вряд ли такие развлечения приносили Бонифацию радость, п скорее всего, мужественно терпел и только жмурил глаза и отводил острую морду в сторону, когда маленький ученик в очередной раз полз на уроки.
Может быть, именно тогда мы впервые по-настоящему увидели и поняли, что такое безусловная любовь, терпение и принятие человечка целиком, даже когда он ревет, даже когда он дерётся.
Это именно любовь без условий проявляется в таких мелочах она, в сущности, и складывается из "мелочей" - простых, незаметных событий нашей жизни. На самом деле это вовсе не мелочи. То, что происходит ежедневно, постоянно, что стало привычным, как раз и определяет то, как будут развиваться в дальнейшем взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Любовь - это как воздух, пока дышишь - не замечаешь. Но попробуй обойтись без него! Любовь - это способ существования детей и животных. Жаль, что мы, взрослые, забываем об этом. И суетимся, и морщим лоб, и читаем нотации...
Может, давайте вспомним, что просто быть, просто улыбаться, просто прощать и принимать мир таким, каков он есть,-это начало счастья, той любви без условий, от которой в детстве нас почему-то отучают. Да, сначала отучили нас, а теперь мы, в свою очередь, отучаем своих детей. Давайте прервём эту ненормальную эстафету и будем снова учиться просто любить. Безусловно. Потому что безусловная любовь-та почва, на которой расцветают дети. Её легко упустить из виду, и даже не заметить этого. Её легко подменить. Но зато, осознав её подлинную ценность, никогда не поздно к ней вернуться. Уроки детства - самые прочные, ведь они остаются с человеком на всю жизнь. Так пусть те уроки, которые мы даём своим детям, будут уроками добра и любви, настоящей любви - без условий. Сколько бы ни было лет вашему любимому человечку- никогда не поздно начать. А начать придется с себя. Начните сегодня, начните сейчас. Готовы? Начинаем!

Глава вторая
ЛОВУШКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Есть всего два вида родительской любви: любовь безусловная и любовь озабоченная.

Любовь и страхи
Отучение (отлучение) от безусловной любви проходит поэтапно. Причём процесс этот всегда двусторонний: отвыкаем мы сами и постепенно отучаем своего малыша. Отучаем ребёнка - и отучаемся сами. Но никогда не поздно сказать себе "стоп!". Когда вы за что-то рассердились на своё непослушное создание, когда вы разгневаны или просто обижены и вам хочется сказать ему что-то... м-м-м... не очень приятное, сделайте простую вещь. Поменяйте вектор. Все мы ощущаем детей как своё продолжение и, может быть, даже более своё, чем собственная рука или нога. И всё, что вы хотите выдать своему капризному созданию, когда оно вас "довело", на самом деле вы адресуете себе. И сердитесь вы на себя, и обижаетесь на себя, и гневаетесь на самом деле тоже на себя. А за что? Вернее, почему?
Потому что в этот самый момент, когда вы недовольны своим ребёнком, вы словно теряете частичку безусловной любви. А так как подсознательно вы чувствуете это, отрицательные эмоции захлёстывают вас. Не им, ребёнком, вы недовольны на самом деле - собой. И вы правы: нельзя осуждать ни малыша, ни подростка!
Поступок может быть плохой, но ребёнок - хороший всегда.
Ребёнок всегда любимый и лучший. Как только вы уясните это, и поводов для скверного настроения, и детских проблем у вас будет гораздо меньше. А отношения ваши станут светлее и чище.
Возможно, сейчас вы возражаете: глупости, мне бы побольше времени, мне бы побольше терпения, да будь ребёнок чуть попокладистей - вот тогда был бы полный порядок. Позвольте с вами не согласиться. Начало наших проблем - страх, конец их - любовь.
Это как два сообщающихся сосуда: как только в одном уровень уменьшается, в другом немедленно увеличивается. Уменьшается уровень любви-увеличивается уровень страха, уменьшается страх - увеличивается любовь.
Страх может всплыть неожиданно, да ещё и в такой форме, что его очень трудно опознать. Он умеет маскироваться под гнев, усталость, благие намерения, осуждение, недовольство, он прячется за занятостью, отсутствием времени, непокладистым характером и т. д. и т. п. Распознать свой страх - избавиться от него - вернуться к любви - это самое важное, что надо сделать. Кстати, сделать это не так уж и трудно.
Нужно только понять: как только мы начинаем опасаться, бояться чего-то, усиленно осуждать себя или других за неправильные поступки - мы попадаем в ловушку страха. А стра> не лучший советчик. Он переключает внимание с вопроса "как решить проблему" на вопрос "как от неё избавиться".
Решить - это значит понять причины и предпринятг определённые действия.
Избавиться - это значит вступить в борьбу. И бороться придётся либо с самим собой, либо с собствен ными детьми, а чаще - и с тем и с другим. Такая борьба заранее обречена на неудачу. Потому что, кто бы ни победил (вы или дети), изранены будут ваши отношения.
Итак, поговорим о самых распространённых ловушках, которые мешают свободному проявлению нашей любви; о том, как в них не попадать, а если уж попали - как выбраться без крупных потерь.

Ловушка первая
"ТЕРПЕНИЕ ЛОПНУЛО"

Сын с папой смотрят по телевизору хоккей; сын громко комментирует: "Так, хорошо... хорошо... очень хорошо... ещё хуже!"

Баюшки-баю, или Ни минуты покоя!
Возьмём, к примеру, такое ежедневное мероприятие, как укладывание любимого чада в кроватку и его засыпание. Многих родителей оно способно довести до полного исступления. В самом деле, иногда кажется, что кровать - это некий катализатор умственной деятельности ребёнка. У подростков - бессонница, у младшеклассников - умоляющее нытьё "ещё чуть-чуть", а уж с малышами - совсем караул.
Как только детская головка соприкасается с подушкой, в ней тотчас же рождается вопрос: "А не забыл ли я чего?" И тут же выясняется, что забыл. И очень даже многое. Попить. Пописать. Поесть, покакать, сказать всем домашним питомцам спокойной ночи... И ещё уложить игрушки ("Мамочка, я забыла самое важное!"). Самое удивительное, что всё заявленное малыш в состоянии сделать; и делает -успешно. Но вот (слава богу!) все насущные потребности удовлетворены. Я тут-то изобретательный ребёнок немедленно переходит следующему этапу под названием: "Расскажи-почитай мне сказку". Рассказываем... Читаем... Где-то после пятой истории про серого зайчика и вагона прочего зверья вы замечаете, что глазки малыша слипаются, слипаются... затаив дыхание и что-то мурлыкая, вы наблюдаете за этим изумительным процессом... И мысль о свободе и независимости ласкает вашу душу. Нет, не надо питать ложных надежд! На самом деле ваше чадо просто набирается сил, чтобы перейти к следующему этапу борьбы со сном - и с вами. И переходит. Тут уже возможны варианты - от тихого нытья до истошных воплей. Кому как повезёт (это я о соседях)*.
Развитие же дальнейшего сценария будет зависеть от того, что раньше закончится: силы у ребёнка или терпение у мамы. Обычно всё так и происходит. А теперь давайте посмотрим на эту же ситуацию с другой точки зрения - с позиции безусловной любви. И тогда мы увидим другое.
На самом деле никуда-не-годное засыпание в основе своей имеет две причины: любовь и страх. Любовь к вам, родителям, и страх неизвестности.
Для малыша сон - абсолютно непонятное явление (к слову сказать, мы тоже не очень-то понимаем, куда и почему уводит нас сон, мы просто привыкли). Есть мир, где можно играть, бегать, теребить и обнимать маму; этот мир знаком и, значит, надёжен. Но закрой глаза - и всё меняется, уходит... куда? Уснуть-это как выпасть из привычного мира, уплыть, унестись куда-то, потеряться или исчезнуть, перестать существовать.
Сон для малыша - это разлука с тем, что ему понятно и дорого. Одни дети принимают такую разлуку легче, другие - труднее, но для всех она некомфортна.

Вспомните об этом, дорогие родители, когда, измученные борьбой за здоровый сон, вы готовы выйти из себя и сказать юному наследнику всё, что вы о нём думаете, но чего он на самом деле не заслужил. Постарайтесь подумать о нём хорошо, прикиньте, на какие хитрости приходится идти карапузу, чтоб удержать вас в зоне влияния. Может, эта мысль согреет вас и придаст сил для разработки новых, более эффективных манёвров укладывания.
Видите, как просто сохранять нервы и выдержку (и даже хорошее настроение), если смотреть на ситуацию с точки зрения безусловной любви?!
Вы принимаете своего ребёнка таким, каков он есть, и поэтому прощаете его и себя. Главное здесь - простить себе (своё неумение уложить, уговорить и заставить...) и потому:
* не злитесь, не сердитесь на маленького любимого человечка;
* постарайтесь найти причины "плохого" поведения;
* подумайте о том, что делать с этой причиной;
* и терпеливо исправляйте ситуацию.

Где взять терпение?
На самом деле его нигде не надо брать. Ведь дело не в том, как ведёт себя ребёнок (хорошо-плохо), а в том, как сами мы реагируем на происходящее, в частности, на его поведение.
"Никакого терпения с ним не хватит!" - восклицают почти все родители.
На самом же деле у вас ровно столько терпения, сколько вы позволяете себе иметь. Поясним. Вы решили (и надеетесь на это), что малыш заснёт за тридцать минут. Но вот тридцать минут прошло, потом ещё пять, потом ещё... лимит (который вы выдали сами себе) исчерпан, терпение заканчивается. Вы взрываетесь или скрежещете зубами...
Но вспомните, сколько терпения вы проявляете, если, не дай бог, ребёнок заболел. Вы будете без проблем качать его и два, и три часа подряд, при этом абсолютно не сердясь на него-лишь бы отдохнул, бедняжка.. Просто в этом случае вы не ставили ему никаких сроков, не придумывали никаких лимитов.
Так что терпение - категория вымышленная, причём самими родителями, и очень относительная. Вспомните это сегодня вечером!
Или вот другая ситуация. Ребёнок, ученик, пишет первые палочки-крючочки (или решает задачку про бассейны с трубами и с водой). Если вы позволите ему делать уроки в удобном для него темпе - всё нормально. Если же вы ожидаете от него молниеносных успехов (такую, мол, чепуху сделать как следует не может!) - действительно, терпение испарится молниеносно.
Ваше терпение заканчивается, потому что не оправдываются какие-то ожидания. О спокойном вечере или об идеальном ученике. Но и эти категории - тоже вымышленные. А перед вами - живой человек, к тому же любимый, у которого могут быть свои жизненные установки, свой собственный ритм усвоения материала, свои природные таланты (иногда далёкие от школьных предметов).
Значит, лучший выход - отказаться от ожиданий и дать ребёнку возможность установить свои сроки, свой темп и свои ритмы. А самому стать "естественным" родителем, который уважает естественные циклы и ритмы своего малыша, который позволяет ему расти. "Естественный" родитель - тот, кто растет вместе со своим ребёнком, а не подтягивает его к себе.

Чем отличается растущий родитель от родителя терпеливого, то есть терпящего. Первый помнит, что:
* Так как терпения не хватает только тогда, когда не оправдываются какие-то ожидания, "естественный" родитель не ставит себе рамок-ожиданий. "Естественный" родитель идёт за ребёнком, а не за своими ожиданиями.
* Если ребёнок делает что-то наперекор, значит, у него есть на это какая-то причина.
* "Естественный" родитель ищет настоящую причину своих неудач и борется с ней, а не с ребёнком.
* В любой ситуации есть своя комическая сторона. "Естественный" родитель умеет увидеть комизм ситуации и посмеяться над собой.
* "Естественный" родитель знает и использует приёмы самоуспокоения, которые помогают ему расслабиться, успокоиться и принять верное решение.
* Даже если поведение ребёнка никуда не годится, такой родитель знает: поведение, может, и никуда не годное, но сам ребёнок - хороший.
* И никогда не забывает, что у ребёнка тоже есть нервы.
*
Ловушка вторая
"ОПАСНЫЕ ФРАЗЫ"

- Стояло дерево.
В нём был настоящий яд.
С антимолью.

Дети устроены не так, как взрослые. И если мы не знаем этого устройства, то, сами того не желая, можем нанести родному человечку глубокую душевную травму. Не обращали внимания, как часто дети нас переспрашивают, когда мы что-то им сообщаем? Переспрашивают, потому что не понимают - в силу возраста, развития или характера. А иногда случается и того хуже. Они понимают, но абсолютно неправильно. "Как ты мне надоел со своей музыкой!" - говорит мама юному музыканту, опять отлынивающему от гамм в пользу "Собачьего вальса".
Говорит в сердцах и не подозревает, что эта фраза может положить начало его заниженной самооценке. По сути, мама права, но вот форма подачи неверна. Ей надо было сказать чуточку иначе, примерно так: "Пора и позаниматься; поиграй гаммы, а уж потом наслаждайся своим "Собачьим вальсом"". Конечно, один-два случая погоды не испортят, но от слишком частого повторения некоторых вредных слов в голове ребёнка поселяются опасения, сомнения, страхи, что угодно, только не вера в то, что его любят. На многие наши слова (сказанные в сердцах) дети реагируют острее, чем мы, а всё потому, что понимают их буквально. Иные слова вызывают у ребёнка вовсе не те чувства, каких хотели добиться мы. Иногда родители говорят что-то в шутку, и незаметно "куют" малышу серьёзные проблемы.

Фразы, которые опасно говорить детям
Что мы говорим
Что слышит ребёнок
Возможные последствия сказанного
Ты плохой мальчик/ девочка.
Я плохой/плохая, я никому не нужен/ не нужна.
Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же.
Ты вредный (грязный, глупый...).
Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая...), я никому не нужен такой.
Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким.
Вот придёт милиционер, он тебя... ...собачка укусит.
Что придёт на самом деле и такое (!) устроит...
Запугивание, которое формирует фобию.
Ну и оставайся один, я пошла...
Мне всё равно, что с тобой дальше будет.
Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность.
Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...).
Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха... я плохой. Меня не любят.
Программирование на неудачу.
Ты бестолковый, как твой отец.
Мы оба плохие, но я хуже.
Ребёнок переживает за себя и за родителя.
Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий).
Её можно не слушаться. Она делает неправильно.
У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.
Что ты пристал со своими играми.
Мне с тобой неинтересно.
Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать.
Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты...
Он умный, я дурак.
Нездоровое соперничество, зависть.
Как тебе не стыдно...
Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду.
Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого.
И это что, твои друзья?! Как
можно с ними...
Я не уважаю твой выбор.
Со временем отчуждается и заводит свои секреты.
Разве можно любить такую музыку, группу?
У тебя дурной вкус.
Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие.
Дай, я сама, у тебя не так получится.
Я ничего не умею делать хорошо.
Возникает неверие в свои силы.
Как ты мог опять так поступить?!
Тебя не за что любить.
Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви.

Кстати, неплохо бы помнить и о том, что популярные в семье поговорки и "одомашненные" крылатые выражения врезаются в детскую память на подсознательном уровне и часто "помогают" вырабатывать... жизненную позицию.
Попробуйте оценить с этой точки зрения фразы, которые часто повторяете при своём ребёнке, и избавиться от тех, которые несут в себе отрицательные установки.
Например, популярная у старшего поколения фраза "жизнь бьёт ключом" часто имеет продолжение: "Жизнь бьёт ключом, и всё по голове". Правда же, есть разница между первым и вторым вариантом? Первый вариант - жизнеутверждающий Особенно если пояснить ребёнку, что ключ, то есть родник, - это чистая бурная вода). Во втором есть что-то тяжелое, что долбит и долбит тебя по голове.
"Работа не волк, в лес не убежит", "с волками жить - по волчьи выть", "девушка должна быть скромной", "с лица воду не пить", "и в кого ты такой хилый", "у него гены отца-алкоголика" и т. п., повторенное сотни, а то и тысячи раз, в конце концов собьёт ребёнка с толку, запрограммирует его на определённую жизнь, помешает раскрыться тому лучшему, что в нём заложено.
И может быть, в присказке про мудрого графа, которого каждое утро будили словами: "Вставайте, граф, вас ждут зеликие дела!" - на самом деле гораздо больше смысла, чем мы думаем?

МИНИ-ТЕСТ
Твоя моя не понимает
Большинство воспитательных проблем упирается в один простой момент: взрослый не умеет объяснить, что ему нужно, так, чтобы ребёнок понял. Этот тест поможет выяснить, умеете ли вы объяснять так, чтобы ребёнок вас понял.
Проведение:
Попросите ребёнка нарисовать какой-нибудь несложный рисунок из геометрических фигур, только пусть не показывает его вам. (Можно просто вырезать из журнала, но только не слишком мелкий.) Теперь то же самое сделайте вы.
Сядьте спиной друг к другу.
Вы берёте в руки свой готовый рисунок, а ребёнок - чистый лист бумаги такого же размера и фломастер.
Задача:
Вы должны так объяснить-рассказать ребёнку про свей рисунок, чтоб он смог его нарисовать. Показывать ничего нельзя! Рисовать надо, только слушая объяснения.
Потом меняетесь заданиями. Ребёнок описывает свой рисунок, а вы рисуете с его слов.
Сопоставляете два рисунка, готовый и тот, который получился, и оцениваете, насколько совпадают размеры, расположение на листе, форма и т. п.
Этот игровой тест покажет, насколько доходчиво вы умеете объяснять. А также поможет наладить взаимопонимание. Теперь каждый из вас убедился, как сложно порой объяснить что-то другому человеку, и недоразумения случаются не из-за чьей-то вредности, а на уровне "твоя моя не понимает".

Ловушка третья
"КАК МЫ ОБМАНЫВАЕМ ДРУГ ДРУГА"

- Ты сегодня опять в садике не спала?
- Спала, спала! Я сама видела, как я спала.

Вообще-то все мы знаем: врать нехорошо. Но при этом врём (ну, привираем) гораздо чаще, чем нам бы хотелось. Иногда делаем это так бездумно и привычно, словно отыгрываем сценарий, роли в котором расписаны заранее.
Когда ученик опаздывает на урок, учителю положено на это отреагировать. Реагируют по-разному. Некоторые выпроваживают опоздавших, некоторые, бросив укоризненный взгляд, кивком головы позволяют войти и сесть за парту, большинство же приступает к расспросам (допросам?): а где, мол, тебя носило, отвечай, голубчик. И редко кому придёт в голову спросить себя: а узнаю ли я правду, если спрошу?
На такую неожиданную мысль натолкнули меня однажды собственные ученики.
Как-то после долгой оттепели грянул мороз-и наш город в один миг превратился в большой каток. Естественно, первый урок никак не мог начаться нормально-опоздавшие тянулись бесконечной вереницей. "Итак, - начинала говорить я, - тема нашего..." - тут раздавалось "тук-тук-тук", потом открывалась дверь и в проёме возникал очередной опоздавший. Далее следовал типичный диалог:
- Ты почему опоздал?
- Да, понимаете, автобус сломался.
- Понимаю... Заходи, садись. Итак, тема нашего... "Тук-тук-тук..."
Первый, второй, третий, четвёртый... Все как один говорили про сломанные автобусы и дурную дорогу. Класс бурно радовался каждому новому явлению, я слегка нервничала и поглядывала на часы. Но вот все опоздавшие подтянулись, и только мы как следует взялись за "Отцов и детей"...
... снова раздался стук. Явился последний, очаровательный и абсолютно безалаберный, ученик, по совместительству - мой сосед. I
- Можно? - спросил/, как и положено опоздавшему, он. Я (как положено педагогу) сделала вид, что нахмурилась:
- Ты почему опдздал?
Он открыл было рот: "Да-а..." - и тут весь класс грянул хором:
- Автобус сломался...
- Ага, - подтвердил он, - автобус.
- Заходи... - согласно сценарию кивнула я головой. Он расплылся в улыбке. И тут же до меня дошло, что автобус ему как раз без надобности: в училище он всегда ходит пешком!
"Соврал", -подумала я, и тут же мне стало ужасно интересно: а другие лгали или нет? Весь урок промаявшись этой мыслью, к концу я не выдержала и спросила ребят:
- Скажите честно, кто сегодня на самом деле опоздал из-за того, что сломался автобус, а не из-за чего-то другого? По классу покатились смешки, потом поднялась пара рук. Впрочем, одна, поколебавшись, опустилась.
- А есть такие, кто опоздал без уважительной причины?- не унималась я.
- А это глядя что вы за вескую иуважителъную считаете, - получила я в ответ.
Вот тогда-то я и подумала: интересно, а кто инициатор этого вранья, учащиеся или их учитель?
С тех пор вопрос "почему опоздал", дабы не побуждать к вранью, я отмела напрочь. Лучше поверить: на всякий поступок есть своя причина. И не толкать на заранее запланированный обман.
(Кстати, опозданий после этого не стало больше. Ну а с теми, кто ввёл личную моду на опоздания, велись другие разговоры. И уж точно - не на уроке и не при всём классе.)
По природе своей дети честны. На обман детей мы провоцируем сами. Сначала - провоцируем, а потом, если им раз за разом удаётся избежать неприятностей благодаря своим "сказочкам", они привыкают лгать.

Как мы делаем это?
Самый типичный способ - поставить ребёнка в ситуацию, когда ему приходится изворачиваться, придумывать - сочинять сказки для родителей.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign