LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Проект "Муниципальная модель профильного обучения г.Перми"

Актуальность

Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.
Однако реальность такова, что многие выпускники школы, обладая определенной системой знаний, не могут найти им адекватного применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учетом собственных возможностей и склонностей. Закончив среднее учебное заведение, выпускники школы нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о несоответствии основной цели образования его реальным результатам. Введение профильного обучения призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории. При этом радикально должно измениться качество образования выпускника школы, которое характеризуется уровнем владения им системой общеобразовательных компетенций. Они определяют возможности активного взаимодействия обучаемого с окружающим миром и эффективного решения задач, возникающих в разных сферах науки и практической деятельности людей.
Поставленные цели определяют массовый характер профильной школы и необходимость развития профессионального самоопределения каждого учащегося. Однако глубина освоения им учебных дисциплин и степени прикладной и практической направленности изучаемого материала зависит не только от его интересов, но и множества других факторов, в частности познавательных способностей. Поэтому формы профилизации, с одной стороны, должны быть адекватны запросам учащихся, а с другой - устанавливать необходимый баланс этих факторов, учитывая возможности педагогического коллектива школы и опыт дифференциации и индивидуализации обучения в разных типах образовательных учреждений.
В настоящее время модели профильного обучения и предпрофильной подготовки разрабатываются и адаптируются в образовательном пространстве города. Анализ предлагаемых многими образовательных учреждений вариантов профильного обучения позволяет зафиксировать ряд недостатков. Выделим наиболее типичных из них.
* Непонимание сути моделирования образовательного процесса, выраженное в несоответствии его цели и содержания представленных моделей профильного обучения.
* Отсутствие научно-педагогических идей, раскрывающих эффективные пути становления профильного обучения.
* Представленные модели не характеризуют профильное обучение как целостную систему во взаимосвязи его основных составляющих, отражают опыт педагогической деятельности, усовершенствованный в каком-либо частном аспекте.
* Профильное обучение понимается как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору. При этом качественно образовательный процесс не меняется.
* Как следствие, представленные модели профильного образования рассчитаны в основном на школьников, ориентированных на получение высшего профессионального образования. Модели профилизации образования, предлагающие варианты упрощенного учебного плана, содержащие преимущественно прикладной дисциплины, не предлагаются.
* Не выделены проблемы, возникающие в связи с современными требованиями к качеству образования школьников, усилением его прикладной и практической направленности, реализацией компетентностного подхода и, следовательно, не раскрыты механизмы решения данных проблем.
* Не раскрываются в полной мере механизмы достижения главной цели профилизации образования - формирование социального, в т.ч. профессионального самоопределения учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы. Подходы к психолого-педагогическому сопровождению развития личности в условиях профильного обучения в представленных моделях наименее разработаны.
* Основным способом организации учебного процесса является коллективная классно-урочная система обучения (которая на сегодня представляется естественной и экономной), а индивидуальное обучение рассматривается лишь как форма дополнительной работы, чаще всего с нуждающимися в особой помощи детьми.
* Практически во всех проектах отсутствует целостная система критериев качества профильного образования учащихся. Это свидетельствует о том, что оценить в полной мере качество профильного образования школьников и, как следствие, эффективность предлагаемых вариантов профилизации образования не представляется возможным.
* Существенным недостатком всех моделей профильного обучения является отсутствие механизмов использования результатов мониторинга качества профильного образования различными участниками образовательного процесса. Это приведет к тому, что мониторинг не будет выполнять своего главного предназначения - выступать средством управления качеством профильного образования.
* Образовательные учреждения формируют учебные курсы профильной направленности, как правило, в рамках бюджетного финансирования, возможность профилизации образования за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг не используются в полной мере.
* В предлагаемых моделях профильного обучения недостаточно внимания уделяется описанию механизмов управления их введением в реальную практику (не фиксируются состав, структура и содержание управленческих действий различных субъектов управления в связи с профилизацией образования; не закреплена ответственность структурных подразделений и отдельных структурных единиц за организацию профильного обучения и т.д.).
В целом отчетливо прослеживаются две тенденции в организации профильного обучения. Условно обозначим их как "жесткая профилизация" и "мягкая профилизация". В первом случае предусматривается дифференциация учащихся в зависимости от выбранного профиля обучения и достаточно однозначное построение содержания образования с выделением профильных предметов и системы курсов по выбору как специализации в рамках выбранной сферы науки. Это образование соответствует профильному уровню образовательных стандартов. Во втором случае общеобразовательная подготовка школьников дополняется определенной системой курсов по выбору, часто логически не связанных между собой и отвечающих интересам учащихся в освоении тех элементов содержания образования, которые являются для них значимыми на данном этапе обучения. В обоих случаях не удается в полной мере учесть интересы всех обучаемых, поскольку спектр услуг одного образовательного учреждения весьма ограничен. Очевидно, что нужны формы профильного обучения, позволяющие сочетать фундаментальность подготовки по дисциплинам учебного плана с их прикладной и практической направленностью, одновременно обеспечивая развитие профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, целесообразно эффективно использовать ресурсы не конкретного образовательного учреждения, а в целой всей системы образования г. Перми, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования. В условиях образовательного процесса в средней школе - это может быть индивидуально-групповая форма обучения, а в масштабе города - сетевая организация образования.
Данный подход к профильному обучению соответствует личностной парадигме образования и является привлекательным в социальном плане, поскольку учащихся специально готовятся к активному вхождению в социум и самоопределению в нем. Практическая реализация этого подхода требует разработки особых механизмов становления профильного обучения в системе образования г.Перми. В данный момент они отсутствуют. Имеющие место стихийные процессы формирования моделей профильного обучения должны регулироваться на муниципальном уровне, быть юридически правомерными, педагогически целесообразными и гарантирующими необходимое качество образования.
В связи с этим возникает потребность в создании муниципальной модели профильного обучения, реализация которой должна обеспечить доступность профильного обучения для каждого школьника г.Перми на основе интеграции образовательных ресурсов городской системы образования.
Цель исследования заключается в разработке и апробации муниципальной модели профильного обучения и технологии управления системой такого обучения на муниципальном уровне.

Объект исследования - образовательный процесс в общеобразовательных школах г.Перми.
Предмет исследования - сущность профильного обучения на муниципальном уровне (его структура, содержание, способы взаимодействия школы с различными организациями и ведомствами) и механизмы управления системой профильного обучения.
Задачи:
1. Разработать концепцию профильного обучения на муниципальном уровне, опираясь на современные достижения психолого-педагогической науки.
2. Создать структурную модель профильного обучения, определяющую характер взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными организациями и ведомствами в рамках муниципального образовательного пространства.
3. Определить общие подходы к разработке содержания профильного образования в городе в соответствии с государственными образовательными стандартами.
4. Создать единую систему муниципального мониторинга, выступающую в роли средства управления качеством образования учащихся и их профессиональным самоопределением.
5. Сформировать нормативно-правовую базу, фиксирующую способы взаимодействия различных типов образовательных учреждений (в том числе начального, среднего и высшего профессионального образования), различных организаций и ведомств в процессе организации профильного обучения.
6. Провести апробацию разработанной модели профильного обучения в образовательном пространстве города и оценить ее эффективность
7. Разработать методические рекомендации для различных субъектов управления образованием по внедрению муниципальной модели профильного обучения в массовую педагогическую практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработаны теоретические основы формирования индивидуальной образовательной траектории обучаемого с целью его профессионального самоопределения в муниципальном образовательном пространстве; раскрыты эффективные способы взаимодействия образовательных учреждений, гарантирующие необходимый уровень качества профильного обучения учащихся; разработаны подходы к организации индивидуально-групповой формы профильного обучения в рамках образовательных учреждений и созданы механизмы управления профильным обучением как компонентом целостной системы образования города.

Практическая значимость определяется востребованностью данной формы профильного образования различными социальными слоями населения, интеграцией образовательных ресурсов муниципальной системы образования и реализацией потенциальных возможностей педагогических ресурсов образовательных учреждений, повышением социального и экономического эффекта образования, созданием условий для функционирования и развития муниципальной системы образования как подсистемы единой социально-экономической системы города.

Концепция проекта

Психолого-педагогические основы проекта

Главная цель профильного образования - обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием путем создания условий для полноценной реализации обучающимися их индивидуальных склонностей и потребностей, социального, в том числе профессионального, самоопределения в единстве с овладением ими знаниями, умениями и способами деятельности.
Эта цель определяет и педагогические подходы к организации профильного образования, среди которых ведущим в Концепции модернизации Российского образования является компетентностный подход. В соответствии с ним качество современного образования определяется сформированностью целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также накоплением опыта самостоятельной деятельности в различных сферах науки и практики. В данном случае речь идет об образовательных компетенциях (ключевых, общепредметных и предметных), которые создают основу для успешного формирования в будущем профессиональных компетенций. О полноценном профессиональном самоопределении учащихся можно говорить только тогда, когда они имели возможность пробовать свои силы в различных сферах социальной практики и профессиональной деятельности еще в период обучения в школе. Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие в средней школе предполагает использование личностно-деятельностного подхода. Конкретные пути реализации указанных подходов определяются спецификой образовательного учреждения и механизмами самоопределения личности.
В современном понимании профессиональное самоопределение понимается как развитие личности в качестве субъекта деятельности, а его главная цель заключается в постепенном формировании у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации личных перспектив своего развития (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). При этом выбор рассматривается как одно из упражнений формирования способности к последующим выборам.
Готовность личности к профессиональному самоопределению рассматривается как ее интегративное свойство, имеющее сложную многоуровневую структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-действенный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный компоненты, и позволяющее субъекту осуществлять сознательное и самостоятельное конструирование личного плана профессионального развития.
Содержательная характеристика каждого из компонентов готовности отражает сформированность качеств личности учащихся, характеризующейся готовностью к профессиональному самоопределению (табл.1).
Таблица 1
Характеристика личности, обладающей
готовностью к профессиональному самоопределению

Компоненты
Качества личности

1
2
Мотивационно -
Ценностный
Потребность в профессиональном развитии; устойчивая мотивация к самообразованию в интересующей профессиональной сфере; осознанность важности профессионального самоопределения; характер доминирующего мотива выбора профессии; сформированность и структура профессиональных интересов; структура жизненных целей.
Когнитивный
Знания о своих индивидуальных особенностях; наличие системных представлений о мире профессий и их особенностях; наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе; уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности. Сформированность представлений о востребованных в регионе профессиях; наличие умений адекватно оценить конъюнктуру рынка труда.
1
2
Эмоционально -
Волевой
Сформированность активной позиции в выборе профессиональной сферы; уверенность в своих силах в достижении поставленных профессиональных целей, целеустремленность, волевая саморегуляция.
Оценочно -
Рефлексивный
Самооценка своей социальной компетенции: умение принимать решения и делать выбор, готовность брать ответственность за свой выбор, способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими и т.д. Осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального развития. Способность к прогнозированию развития своих мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых особенностей в выбранной сфере профессиональной деятельности. Способность к осмыслению результатов саморазвития в выбранной сфере профессиональной деятельности и определение (в случае необходимости) альтернативных вариантов ее изменения.
Операционально -
Деятельностный
Владение методами конструирования личного плана профессионального развития: владеть алгоритмом составления плана, уметь ставить корректные, реальные, измеримые цели, планировать действия по их достижению, оценивать продвижение к поставленной цели, осуществлять коррекцию как разработанного плана, так и поставленных целей.

Нахождение баланса между осознанием учащимися своих индивидуальных качеств, профессиональных интересов и общественных потребностей составляет основной механизм процесса профессионального самоопределения, так как в результате раскрываются возможности саморазвития и самореализации личности в наиболее подходящей для нее профессиональной сфере. При этом соотнесение интересов и склонностей ("хочу") с индивидуальными психологическими особенностями, способностями ("могу") и потребностями общества ("надо") определяют характер отношений личности к труду, обществу и коллективу.
На каждом этапе обучения в средней школе выделяются задачи профессионального самоопределения школьников с учетом их возрастных особенностей.
Таблица 2

Этап
Задачи профессионального самоопределения
1-4-й
класс
Развитие трудолюбия и интереса к выбору профессии; ознакомление с миром профессий. Формирование ценностного отношения к труду, включение в различные виды деятельности.
5-7-й
класс
Выявление индивидуальных задатков, разработка рекомендаций по формированию индивидуальной траектории их развития.
Создание условий для развития соответствующих склонностей и способностей (вариативности, личностной ориентации образовательного процесса и т.д.). Развитие представления о собственных интересах и возможностях.
Формирование потребности в профсамоопределениии, развитие интересов и склонностей.
8-9-й
класс
Создание условий (индивидуальные консультации, групповые психологические тренинги и т.д.) для совершенствования и коррекции индивидуальных свойств организма.
Создание условий для выбора учащимися практико - ориентированных курсов, соответствующих их профессиональным интересам и потребностям.
Формирование профсамосознания, осознанного намерения продолжения образования, образовательного запроса.
10-11-й класс
Создание условий для выбора учащимися практико - ориентированных курсов, соответствующих их профессиональным интересам и потребностям.
Развитие убежденности в адекватности сделанного выбора профессии; подготовка к реализации профнамерения. Апробация различных типов профильного обучения.

Для эффективного решения этих задач необходимо создание муниципальной модели профильного обучения, учитывающей обозначенные подходы и специфику образования г.Перми. В основе построения такой модели следующие положения.
1. Образование современного выпускника школы предполагает овладение им навыками самостоятельного конструирования личной траектории развития на основе соотнесения своих способностей и потребностей.
2. Развитие у учащихся качеств личности, необходимых для профессионального становления в будущем, - непрерывной процесс, охватывающий все основные этапы обучения в средней школе и сохраняющий преемственность на каждом из них.
3. Подготовка учащихся к осознанному и самостоятельному самоопределению в социальной сфере является системообразующим фактором их образования и рассматривается в гармоничном единстве с овладением ими специально-предметным содержанием учебных дисциплин.
4. Каждый ученик должен иметь возможность выбора значимого для него содержания обучения и формирования своей индивидуальной образовательной траектории с учетом собственных интересов и возможностей.
Предлагаемая модель является многоуровневой, поскольку предусматривает фиксирование общих подходов к организации профильного обучения в масштабе города, а затем их конкретизацию с учетом возможностей образовательного учреждения. Кроме того, муниципальная модель интегрирует различные варианты профильного обучения, сложившиеся в городе, определяя характер взаимодействия ОУ друг с другом и с ОУ регионального и федерального уровня (включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования).
Выделим основные принципы организации профильного обучения, реализуемые в данной модели:
* Принцип фундаментальности образования и его направленности на развитие социального самоопределения. Он требует верного соотнесения фундаментальности и технологичности, ориентации на общее развитие и развитие специальных способностей и интересов школьников.
* Принцип связи теории с практикой. Опора на этот принцип при организации профильного обучения предполагает, что овладение теоретическими знаниями должно осуществляться на основе уже имеющегося у школьников опыта, а формирование умений и навыков надо довести до стадии операций и технологий.
* Принцип деятельностного подхода предусматривает, что только на практико-ориентированной основе, когда ученик выступает в качестве субъекта деятельности, возможен самостоятельный и осознанный выбор сферы своей будущей профессиональной деятельности.
* Принцип открытости образовательных систем. Он требует организации взаимодействия и сотрудничества различных типов образовательных систем - систем начального, среднего и высшего профессионального образования, системы дополнительного образования - для консолидации усилий с целью социального самоопределения школьников.
* Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Он предусматривает гармоничное сочетание этих форм в условиях массовой общеобразовательной школы и обеспечения их адекватности содержанию образования.
* Принцип саморазвития и самоорганизации. Каждое образовательное учреждение самостоятельно выстраивает путь своего развития в рамках муниципальной системы образования с учетом собственных возможностей и потребностей социума.

Содержание образования

Отбор и структурирование содержания профильного обучения определяется следующими положениями.
1. Содержание образования рассматривается в единстве трех составляющих: теоретической, прикладной и развивающей. За счет каждой из них создается определенная направленность образования: академическая, профессиональная, общеразвивающая.
2. Формирование содержания образования осуществляется на основе федерального, муниципального и социального заказов. Федеральный заказ обеспечивает выполнение образовательных стандартов, муниципальный заказ - профильную направленность образования, социальный - определяет спектр платных образовательных услуг.
3. Выделяются три уровня освоения учащимися учебных дисциплин, предусматривающих различную сложность изучаемого материала.
4. Профильное обучение в рамках образовательного учреждения может существенно отличаться по глубине освоения содержания учебных дисциплин и степени прикладной направленности образования.
Условно структуру содержания профильного обучения можно представит в системе координат в пространстве. Ось ОХ задает основные компоненты заказа на образование: федеральный заказ, муниципальный заказ и социальный заказ. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
* Федеральный заказ содержит нормы и требования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. В него входят базовые общеобразовательные предметы. Федеральный заказ гарантирует выполнение обучающимися требований образовательного стандарта.
* Муниципальный заказ составляют нормы, отражающие специфику профильного обучения в городе. Она связана с созданием условий для построения индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся в системе образования города. По своей сути муниципальный заказ - это средство индивидуализации обучения, а по форме - это единый по городу реестр курсов. Они различаются, во-первых, по направленности содержания образования; во-вторых, по уровню сложности. Выделяются следующие компоненты в содержании образования: теоретический, прикладной, развивающий. Они обеспечивают соответственно академическую, профессиональную и общеразвивающую (включая развитие профессионального самоопределения личности) направленность содержания образования. Предполагается выделение трех уровней сложности содержания образования: высокий, средний, низкий, связанных с разными вариантами продолжения образования после школы.
* Социальный заказ должен учесть запросы населения на дополнительные образовательные услуги, которые не вошли в перечень услуг по муниципальному заказу. Предоставление этих услуг предполагается осуществлять на платной основе.
Ось ОУ задает направленность содержания образования. Она может быть:
* академической (в соответствии с образовательными областями);
* профессиональной (прикладной, практической);
* общеразвивающей (в частности, формирование специальных способностей конструирования траектории личностного развития, в том числе - в профессиональной сфере).
Ось ОZ задает уровень сложности содержания: А, В, С (по усложнению).

Рис. 1


Соотношение курсов по выбору будет определяться пропорцией в зависимости от того, какое образование предполагает получать обучающийся (например, высшее или среднее специальное). Рекомендуемые пропорции:
по уровню А
академические : профессиональные : общеразвивающие = 30 : 60 : 10
по уровню В
академические : профессиональные : общеразвивающие = 60 : 30 : 10
по уровню С
академические : профессиональные : общеразвивающие = 60 : 30 : 10
Целесообразность указанных пропорций предполагается проверить в условиях эксперимента.
Положение точки в таком пространстве содержания профильного образования ребенок определяет самостоятельно. На рис.2 представлен максимальный объем содержания образования, который может быть выбран учеником.
Рис.2


Очевидно, что этот объем ограничен, во-первых, базисным учебным планом; во-вторых, имеющимся ресурсом (временным, финансовым и др.); в-третьих, интересами школьников. С учетом указанных ограничений ученик самостоятельно выстраивает оптимальную модель выборов. Различные комбинации этих моделей в зависимости от перспектив продолжения после школы и познавательных возможностей ученика представлены на рис. 3-5:
Рис. 3


Рис. 4

Рис. 5


Базовые предметы в совокупности с курсами по муниципальному заказу, дополненные заказом социальным, составят основу для формирования индивидуальной образовательной траектории. Эту траекторию каждый ребенок определяет для себя самостоятельно (при разумной поддержке взрослых) в результате соотнесения своих индивидуальных возможностей и интересов. Учащемуся необходимо предложить некие ориентиры, которыми он будет руководствоваться, осуществляя этот выбор. Потенциальное поле возможностей ограничивается необходимостью сохранения целостности, универсальности и фундаментальности образования. В рамках образовательного учреждения фиксируется последовательность такого выбора, и осуществляется поиск наиболее удачных вариантов способов формирования такой траектории в плане качества образования и профессионального самоопределения личности.
Поэтому особое внимание следует уделить составлению учебного плана ОУ и школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах. Здесь выделяются три этапа.
Рис. 6

Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана ОУ. В соответствии с федеральным базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (назовем его уровень А). Далее перечень дополняется профильными предметами, которые школа предлагает учащемуся для выбора. При этом профильные курсы условно делятся на 2 уровня сложности: В и С. Таким образом в образовательном учреждении формируется список базовых и профильных учебных курсов, предлагаемых для выбора обучающимся в школе.
Рис. 7



Ясно, что в рамках одного ОУ невозможно удовлетворить образовательные потребности всех учащихся в профильных курсах в силу ряда причин: наличия кадров, материально-технического обеспечения, рентабельности образовательных потоков и т.д. Поэтому достаточно полная свобода формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся будет при условии взаимодействия различных ОУ, согласовании спектра оказываемых ими образовательных услуг и предоставлении возможности выбора учеником ОУ.
Второй этап - совместная работа образовательных учреждений города и органов управления образования. В городском образовательном пространстве формируется единый по городу реестр элективных курсов. Критерии к отбору этих курсов, способы составления реестра курсов еще предстоит разработать. Данные курсы, без сомнения, могут иметь различную направленность, степень сложности, объем учебных часов, а главное, могут предоставляться за пределами школы в любом образовательном учреждении города.
Рис. 8


Третий этап - эта работа самого ученика. На этом этапе происходит собственно составление обучающимся индивидуального учебного плана. Последовательность его действий следующая:
1. Ученик выбирает профильные предметы в количестве, определенном на муниципальном уровне (например, 2, как предусмотрено федеральным учебным планом). Логика этого выбора первоначально определяется ориентацией на конкретные сферы науки (образовательные области). Затем возможна ориентация на определенные профессии (перспективы продолжения образования после школы) в рамках выбранной сферы науки.
2. К ним добавляет набор обязательных предметов на базовом уровне. Из этого складывается часть его учебного плана, обязательная для изучения.
3. Затем подсчитывается суммарное число часов. Если полученное число часов меньше максимально допустимой нагрузки учащегося, то можно дополнить состав учебного плана из реестра элективных курсов.
4. На заключительном этапе подсчитывается суммарный вес выбранных для изучения курсов (базовых, профильных, элективных); этот вес может варьироваться в зависимости от степени сложности курса, его социальной востребованности и других факторов; вес курсов, составляющих реестр, необходимо будет определить и обосновать в ходе реализации проекта.
5. Если после окончательного подсчета баллов, ученик решит, что вес курсов, составляющих его портфолио незначителен, он может изменить состав учебного плана.

Формы реализации профильного обучения в рамках
муниципальной модели

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Однако, практика профилизации образования, сложившаяся за последние 2-3 года, показывает, реализация профильного обучения в образовательных учреждениях города осуществляется в основном через комплектование профильных классов. Эта форма обучения дополняется комплексом факультативных и элективных курсов, организуемых, силами, как правило, самих образовательных учреждений или с привлечением преподавателей высших учебных заведений опять же для всего классного коллектива.
Возникает противоречие, которое впрочем, естественно, для коллективной классно-урочной системы обучения: противоречие между коллективным способом организации учебного процесса и индивидуальным характером интеллектуальной деятельности, темпом усвоения учебного материала, развитием каждого учащегося и т.д.
Это противоречие усиливается в условиях организации профильного обучения, когда необходимо учитывать не только индивидуальные способности и возможности обучающихся, но и их интересы и склонности к различным сферам профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает потребность поиска вариантов оптимального сочетания различных форм профилизации образования - классно-урочной и индивидуальной - с целью полноценного профессионального самоопределения школьников в условиях массовой общеобразовательной школы. Один из таких вариантов на муниципальном уровне связан с использованием возможностей кооперации усилий различных образовательных систем города, включая систему дополнительного образования детей, систему начального, среднего и высшего профессионального образования.
Поэтому формы профильного обучения, адекватные его содержанию, предлагаются следующие.
1. Изучение профильных дисциплин (обязательных) и курсов по выбору предполагает использование индивидуально-групповой формы обучения (например, образовательных потоков); изучение необязательных курсов ( в рамках социального заказа) определяет ведущей индивидуальную форму обучения.
2. В масштабе городской системы образования предполагается сетевая организация профильного обучения.
В результате в городской системе образования возникает движение большого числа образовательных потоков учащихся. Механизмы управления этим движением еще предстоит разработать. Образовательные потоки учащихся будут сформированы в зависимости от выбранного комплекса учебных курсов и уровня сложности содержания образования. Этот уровень в значительной мере определяет образовательную траекторию обучаемого, поскольку соотносится с различными вариантами продолжения образования после школы: в вузе, в учреждении среднего или начального профессионального образования.
В связи с формированием индивидуальной образовательной траектории учащихся необходимо зафиксировать следующее:
1. профильные курсы и базовые курсы учащийся изучает в рамках одного ОУ, которое несет ответственность за качество его образования;
2. курсы по выбору могут быть предоставлены учащимся в любых ОУ города.
В процессе создания индивидуального учебного плана необходимо:
1. обеспечить выбор интересующих элективных курсов;
2. оказать психолого-педагогическую поддержку учащемуся в процессе такого выбора;
3. сохранить преемственность с предпрофильной подготовкой в плане содержания образования базовых и профильных курсов;
4. Предусмотреть возможность корректировки индивидуального учебного плана.
Поэтому в рамках проекта предусматривается разработка специальных механизмов построения учащимися индивидуальной образовательной траектории.
В условиях общеобразовательной школы профильное обучение предполагает специальное расписание занятий. Оно должно позволять осуществлять обучение учащихся по профильным потокам в рамках школы и посещать элективные курсы в других ОУ. Возможны два варианта. Первый вариант: в определенные дни недели вторая смена во всех школах города будет предоставлена для элективных курсов. Второй вариант: выделяется один день в неделю для элективных курсов. Первый вариант позволяет в большей мере варьировать расписание и в меньшей мере фиксирует движение образовательных потоков. Второй вариант предполагает большую регламентацию действий обучаемых и более жесткое фиксирование расписание в масштабе города. Очевидно, что предпочтительным окажется тот вариант, который будет наименее затратным и более удобным в плане организации учебной работы школьников. Кроме того, многое определяется также согласованностью расписаний различных ОУ и интенсивностью их взаимодействия. А это выявится только в условиях эксперимента.
Еще один вариант организации профильного обучения - это профильная школа для учащихся старших классов. Вполне разумно создание такой школы для каждого микрорайона. Тогда открываются возможности для привлечения педагогических кадров из учреждений начального, среднего и профессионального образования, что уменьшит интенсивность движения образовательных потоков. Кроме того, специальное материально-техническое оснащение таких школ (лаборатории, мастерские и т.д.) также будет способствовать интеграции образовательных ресурсов в данном образовательном учреждении. В экономическом плане этот вариант представляется наиболее выгодным. С точки зрения организации образовательного процесса и сохранения его целостности он также является более перспективным.
Различные типы образовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) на основании определенных критериев могут рассматриваться как один из вариантов профильного образования, соответствующий по сложности уровню С. В рамках данной муниципальной модели предполагается сохранение их культурного образовательного пространства и его большая открытость в отношении других ОУ.
Таким образом, сетевая организация профильного обучения в городе, во-первых, связана с движением образовательных потоков учащихся по разным учебным заведениям; во-вторых, с созданием новых типов образовательных учреждений для старшей ступени средней школы, обеспечивающих полноценное профессиональное самоопределение; в-третьих, с использованием новых педагогических технологий (в частности, дистанционного обучения на основе дидактически эффективных автоматизированных обучающих систем или отдельных обучающих программ).
В рамках данного проекта на первом этапе его реализации предполагается исследование характера и интенсивности движения образовательных потоков учащихся с тем, чтобы разработать оптимальную (с точки зрения удовлетворения запросов обучаемых и финансовых затрат) структуру сетевой организации профильного обучения.
В этой структуре должны быть предусмотрены:
1. механизмы межведомственного взаимодействия;
2. способы интеграции системы основного и дополнительного образования;
3. формы управления движением профильных потоков учащихся.

Мониторинг качества образования учащихся в условиях
профильного обучения

Используемое в проекте понятие профильного обучения определяет и основные критерии его качества, устанавливая необходимые приоритеты. Они задаются следующими положениями.
1. Качество профильного образования интегрирует в себе две составляющие: овладение обучаемыми системой общеобразовательных компетенций (ключевых, общепредметных и предметных) и развитие профессионального самоопределения личности. Эти составляющие неразрывно связаны: компетенции можно рассматривать как предпосылку самоопределения личности, поскольку они предусматривают взаимодействие с окружающей средой, использование познавательного опыта индивида и его ценностных ориентаций. Суть профильности отражают, во-первых, критерии профессионального самоопределения учащихся, во-вторых, - показатели овладения ими компетенциями.
2. Выделяются два уровня мониторинга, отражающих его инвариантную и вариативную часть. В инвариантной части предусматривается оценка эффективности образовательных систем по универсальным обобщенным критериям.
3. Вариативная часть предполагает дополнение инвариантной части критериями, позволяющими своевременно осуществлять коррекцию образовательного процесса, и специфичными для образовательного учреждения. Дополнение должно осуществляться таким образом, чтобы учитывать профессиональные возможности и потребности обучаемых, а также их соответствие друг другу и потребностям общества и государства. Кроме того, в показателях мониторинга качества образования на уровне школы целесообразно отразить динамику овладения обучаемыми не только предметными, но и общепредметными и ключевыми компетенциями.
4. Мониторинг качества профильного образования рассматривается как фактор формирования целостной образовательной среды города.
Цели мониторинга качества образования на муниципальном уровне в условиях профильного обучения на разных этапах обучения в средней школе представлены в таблице 3.

Таблица 3
Этапы
Цели мониторинга качества образования учащихся
В условиях профильного обучения
1 класс
сентябрь
1. Определение уровня готовности детей к школе.
2. Выявление группы учащихся, имеющих низкий уровень готовности к школе и нуждающихся в дополнительной психолого-педагогической поддержке.
4 клсс
апрель
1. Определение качества образования выпускников начальной школы.
2. Выявление группы учащихся, имеющих очень высокие и очень низкие показатели учебной успешности и общего развития и нуждающихся в дополнительной психолого-педагогической поддержке.
7 класс
апрель
1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам (математика, русский язык).
2. Определение уровня общего развития обучающихся.
3. Выявление интересов и склонностей подростков к той или иной профессиональной сфере деятельности.
9 класс
1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам (математика, русский язык) по результатам итоговой аттестации.
2. Выявление уровня учебной успешности школьников в выбранном ими профиле обучения.
3. Определение уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
4. Уровень удовлетворенности качеством образования (базовым и курсами по выбору).
10-11 классы

1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам (математика, русский язык) по результатам итоговой аттестации.
2. Выявление уровня успешности школьников в выбранном ими профиле обучения.
3. Определение общего уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
4. Определение доли учащихся, чьи профессиональные интересы соответствуют психофизиологическим требованиям выбранной ими профессии и потребности рынка труда в данном регионе.
5. Уровень удовлетворенности качеством образования (базовым и курсами по выбору).

Объектом мониторинга на муниципальном уровне являются параллели учащихся 1-х, 4-х, 7-х, 9-х и 11-х классов.
Предметом мониторинга на муниципальном уровне является наличный уровень состояния образовательной системы и его динамика по следующим возможным составляющим:
* Результативность деятельности образовательной системы:
- обеспеченность обязательности основного общего образования;
- обеспечение у учащихся готовности к профессиональному самоопределению (состояние здоровья, мотивы, учебные достижения школьников, их ценностные ориентации т.д.);
- портфолио достижений учащихся, отражающий их успехи в различных сферах человеческой деятельности (олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях и т.д.), подтвержденные дипломами, наградами, грамотами, свидетельствами и т.д.
- удовлетворенность учащихся и их родителей образовательными услугами.
* Компоненты процесса функционирования и развития образовательной системы:
- состояние образовательного процесса (в т.ч. охрана здоровья учащихся);
- состояние процесса профессионального самоопределения;
- социокультурная и досуговая деятельность;
* Условия, обеспечивающие деятельность и развитие образовательной системы:
- организационное обеспечение (нормативно - правовая база, организация питания, соблюдение санитарных правил и норм и т.д.) ;
- кадровое обеспечение (образовательный уровень педагогических и руководящих кадров, возрастная характеристика педагогических и руководящих кадров и т.д.);
- материально-технические обеспечение (состояние материальной базы школы, учебное оборудование и т.д.);
- финансовое обеспечение (сумма средств по бюджету, объем внебюджетных средств и т.д.);
- программно-методическое обеспечение (программы, реализуемые в школе, обеспеченность учебниками и т.д.);
- социально - педагогическая и психологическая поддержка, в т.ч. процесса профессионального самоопределения и.д.;
Субъектами мониторинга на муниципальном уровне станет независимая экспертиза (например, областной Центр оценки качества образования).
Критерии отбора информации: Система критериев качества профильного обучения должна быть сформирована таким образом, чтобы представить:
- оценку учебных достижений школьников по базовым предметам в рамках стандарта;
- оценку учебных достижений школьников по предметам профильной направленности;
- оценку различного рода достижений школьников (интеллектуальных, творческих, спортивных и т.д.);
- готовность личности к профессиональному самоопределению.
Основными инструментами мониторинга станут единый муниципальные тест и портфолио достижений школьников. Применение тестирования для оценки учебных достижений школьников и уровня их общего развития обусловлено возможностью проведения массового контроля, экономичностью временных затрат, объективностью получаемых результатов. Результаты тестирования легко формализуются, переводятся в числовые показатели, что необходимо для использования математико-статистической обработки данных.
Однако использование только стандартной процедуры тестирования не позволит в полной мере оценить индивидуальные достижения школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.). Возникает потребность в создании специальных механизмов оценивания таких достижений. Один из таких механизмов - портфолио достижений учащихся, позволяющий зафиксировать их успехи в процессе получения образования. Для внедрения портфолио достижений в реальную практику будет создана единая по городу критериальная база и способы оценивания проектной, творческой, исследовательской деятельности обучающихся, их социальной активности, лидерских качеств и коммуникативных умений. В основу создания механизмов оценки индивидуальной траектории развития будут положены рекомендации специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (письмо ГУ - ВШЭ "О построении различных моделей и использовании "портфолио" учащихся основной и полной средней школы" от 28.12.2004 №31-17/12-2929).
В рамках муниципальной модели профильного обучения портфолио достижений учащихся выступает не как интегративный критерий отбора в профильные классы, а как с инструмент стимулирования активности обучаемого в построении индивидуальной образовательной траектории и развитии профессионального самоопределения. В данной ситуации возрастает роль воспитательной работы, неотъемлемой частью которой кроме профориентации становится повышение активности учащихся в самореализации своих возможностей в различных сферах деятельности (не только познавательной) и оказание педагогической поддержки в процессе их профессионального самоопределения с учетом тех сфер деятельности, в которых обучаемые наиболее успешны. В конечном итоге характер достижений учащихся, (причем необязательно учебных), зафиксированных в портфолио, важно привести в соответствие с их желаниями и возможностями в связи с профессиональным становлением в будущем. Кроме того, портфолио может рассматриваться как......


Технология организации мониторинговых процедур на муниципальном уровне включает:
- механизмы сбора информации о качестве школьного образования в условиях профилизации (этими механизмами будет определяться различных субъектов управления в процессе сбора данных, последовательность их действий и т.д.);
- механизмы обработки этой информации (в них будут зафиксированы этапы обработки информации, используемые методы обработки данных на каждом этапе и т.д.);
- электронные формы (специальные базы данных) персонифицированного учета результатов муниципального мониторинга качества образования учащихся, включая портфолио их достижений (здесь же будет определен ответственный за хранение информации и своевременное пополнение форм, круг лиц, имеющих доступ к формам);
- способы распространения информации о результатах мониторинга в образовательном пространстве города;
- способы использования информации о качестве образования различными субъектами управления (администрацией образовательного учреждения, специалистами муниципальных органов управления образованием, городским социально-психологическим центром и т.д.).

Управление качеством профильного обучения

Управление качеством профильного обучения на муниципальном уровне требует изменения подходов к организации взаимодействия образовательных учреждений, которое должно иметь характер сотрудничества и непрерывного поиска источников саморазвития. В основу этого взаимодействия положены следующие принципы:
- открытости образовательных систем, выраженной в способности и стремлении взаимодействовать друг с другом, предоставлять возможности использования ресурсов для достижения общих целей;
- дополнительности - возможность привлечения в каждом образовательном учреждении ресурсов муниципальной образовательной системы;
- саморазвития и самоорганизации - каждая образовательная система самостоятельно выстраивает путь развития, включая профилизацию.
Реализация этих принципов на уровне образовательного учреждения предполагает совершенствование всех основных составляющих, определяющих содержание управленческой деятельности: организационную структуру управления, функций субъектов управления, педагогического мониторинга как средства управления, ресурсного обеспечения профильного обучения.
1. Изменения в организационной структуре управления, организационных механизмах управления в связи с введением профильного образования требуют разработки специальных правил внутреннего и внешнего (с другими образовательными учреждениями) взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц как по горизонтали, так и по вертикали.
2. В функционале как отдельных штатных единиц, так и структурных подразделений необходимо предусмотреть формы и методы деятельности, направленные на развитие профессионального самоопределения учащихся.
3. В использовании мониторинга как средства управления выделяется два уровня:
- применение результатов муниципального мониторинга качества профильного обучения;
- разработку системы мониторинга качества профильного обучения с учетом целей развития школы и специфики образовательного процесса.
4. Ресурсное обеспечение профильного обучения должно включать:
- научно-методическое обеспечение (разработка учебного плана, формирование методических комплексов, реализация возможностей муниципальной системы образования и т.д.);
- материально-техническое обеспечение (создание специальных кабинетов, лабораторий, автоматизированных обучающих систем и т.д.).
- систему стимулирования педагогических работников, учитывающей качество профильного обучения учащихся;
- нормативно-правовую базу ( законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровней, обеспечивающие введение профильного обучения в образовательном учреждении, локальные акты в связи с предоставление платных образовательных услуг).
На муниципальном уровне предполагается разработка методики подушевого финансирования в связи с организацией профильного обучения.
Кроме того, повышается роль муниципальных органов управления образования в связи с организацией межведомственного и внутриведомственного взаимодействия. Оно должно координироваться на муниципальном уровне и обрести рациональные организационные формы.



Механизмы реализации проекта

Для разработки и внедрения муниципальной модели профильного обучения будет создана организационная структура управления матричного типа (схема 1). Столбцы матрицы отражают административное подчинение участников проекта, строки - функциональное подчинение.
Для решения содержательных задач проекта будут созданы рабочие группы, возглавляемые представителями научного сообщества города, по следующим основным направлениям деятельности:
- содержание профильного обучения;
- формы организации профильного обучения;
- мониторинг качества профильного обучения;
- управление образовательным процессом в условиях профилизации.
Руководитель группы будет наделен полномочиями формирования состава группы (численность, представительство различных участников образовательного процесса и т.д.), определения ее структуры (создание подгрупп в случае необходимости) в пределах оговоренного фонда оплаты труда. В состав рабочих групп могут войти представители образовательных учреждений, районных отделов образования, городского комитета, психологических центров, департамента по образованию Пермской области, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, научного сообщества города. Состав рабочей группы и ее научный руководитель будут утверждаться приказом комитета.
Не реже 1 раза в месяц научные руководители всех групп будут встречаться на совещаниях при научном руководителе проекта, докладывать о результатах работы и перспективах.
Для решения организационно-управленческих задач в городском комитете и исследовательском центре развития системы образования будут назначены лица, ответственные за реализацию проекта - куратор и менеджер проекта соответственно.
В целях упорядочения действий по внедрению муниципальной модели профильного обучения в территориях в комитете по образованию и науке, в районных отделах образования будут определены специалисты, ответственные за профилизацию школьного образования. В функционал этих специалистов будут внесены необходимые изменения и дополнения в связи с внедрением модели.
Непосредственную апробацию муниципальной модели (или ее отдельных аспектов) будут осуществлять базовые школы города. Выбор этих школ и их количество будет определяться следующим образом:
- научный руководитель рабочей группы в зависимости от целей ее деятельности и в рамках оговоренного фонда оплаты труда будет предлагать образовательные учреждения (наименование, количество) для апробации модели;
- на общем совещании при научном руководителе проекта на основании предложенных списков школ будет формироваться единый список образовательных учреждений, участвующих в апробации модели профильного образования в 2005/06 учебном году;
- указанный список будет в окончательном варианте обсуждаться на расширенном заседании у председателя комитета, на которое будут приглашены заместители председателя - начальники районных отделов образования, начальники отделов комитета, куратор и менеджер проекта и утверждаться приказом комитета.
В условиях матричной структуры управления базовые школы, являющиеся базовыми площадками по профильности, подчиняются
- в административном плане районным отделам образования и комитету;
- в функциональном плане руководителям рабочих групп и научному руководителю проекта.
Механизмы реализации проекта будут конкретизированы научными руководителями групп в зависимости от решаемых этими группами содержательных задач и представлены на первом заседании Совета по профильности.
На данном этапе можно обозначить ключевые направления деятельности по разработке и реализации муниципальной модели профильного обучения.

1. Содержание профильного обучения
- Разработка критериев для определения уровня сложности А,В,С для профильных предметов и дифференциации по уровням А и В курсов по выбору.
- Обеспечение преемственности в содержании предпрфильной подготовки и профильного обучения.
- Разработка психологического обеспечения профильного обучения;
- Разработка муниципального реестра элективных курсов ( изучение возможностей ОУ по предоставлению элективных курсов, разработка критериев отбора элективных курсов и т.д.);
- разработка технологии педагогической поддержки ученика при выборе образовательной траектории, в частности, механизмов коррекции индивидуального учебного плана.
........

2. Мониторинг качества профильного обучения

- разработка комплекса показателей, характеризующих качество профильного обучения на муниципальном уровне, и соответствующих диагностических материалов;
......

3. Управление образовательным процессом в условиях профилизации

Организационная структура управления:
- разработка вариантов моделей внутриведомственного и межведомственного взаимодействия образовательных учреждений (холдинги, центры, лаборатории, программно-целевые проекты);

- разработка механизмов общественной поддержки модели профильного обучения.

Кадровое обеспечение:
- привлечение педагогов начального, среднего и высшего профессионального образования к преподаванию элективных курсов;
- специальная подготовка педагогов (администрации, учителей-предметников, психологов) к реализации профильного обучения (в связи организацией образовательных потоков, обеспечением технологичности образования, усилением его прикладной и практической составляющей, реализацией компетентностного и личностно-деятельностного подходов, использованием информационных технологий, психолого-педагогическим сопровождением профессионального самоопределения);
- подготовка специальных кадров: менеджеров сети (на уровне школы и города), педагогов-наставников или тьюторов для профильных потоков;
- разработка системы оценивания качества работы педагогов в условиях профильного обучения и их стимулирования;
- организация профессиональных сообществ;
- регулирование занятости учителей-предметников в связи с предоставлением курсов по выбору.

Материально-техническое обеспечение:
- транспортное обеспечение движения профильных потоков силами отрасли;
- использование материально-технических ресурсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- целенаправленное обогащение материально-технической базы ОУ за счет профицита;
- эффективное использование возможностей информационных технологий в профильном обучении (глобальных и локальных сетей, электронных библиотек, автоматизированных обучающих систем и т.д.);
- поиск возможностей финансирования школ другими ведомствами.

Финансирование профильного обучения:
- определение коэффициента для профильного обучения с учетом формирования индивидуального учебного плана учащимся и методика его расчета;
- определение норм формирования профильных потоков и образовательной сети;
- создание попечительских советов в ОУ и привлечение различных инвестиционных потоков заинтересованных работадателей.

Информационное обеспечение:
- создание банка данных и педагогических кадрах и системе элективных курсов, доступного широким слоям населения города;
- разработка системы мероприятий по информированию населения об образовательных услугах.
- разработка схемы социологического анализа образовательных запросов различных социальных и потребностей рынка труда;
- создание системы информирования ОУ, учащихся и родителей о результатах такого анализа;
- формирование единой информационной среды в каждом ОУ как составной части информационного пространства системы образования города.


Нормативно-правовое обеспечение в связи с внутриведомственным и межведомственным взаимодействием образовательных учреждений предполагает разработку пакета документов, определяющих юридические основания для интеграции образовательных ресурсов (оказание образовательных услуг; условия использования имущества ОУ других ведомств и т.д.).

Ожидаемые результаты

Научно-методические результаты.

1. Модель профильного обучения, обеспечивающая условия для профессионального самоопределения учащихся и получение ими качественного образования с учетом интересов и возможностей.
2. Способы формирования индивидуальной образовательной траектории обучаемого с целью его профессионального самоопределения в муниципальном образовательном пространстве.
3. Эффективные формы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия образовательных учреждений, гарантирующие необходимый уровень качества профильного обучения учащихся.
4. Методические рекомендации по проектированию содержания профильного обучения.
5. Теоретическое обоснование критериев качества профильного обучения на муниципальном уровне.
6. Схемы обработки и анализа информации о качестве профильного обучения для разных субъектов управления.
7. Набор типовых нормативно-правовых документов по реализации профильного обучения.

Практические результаты

8. Доступность профильного обучения для каждого школьника г.Перми.
9. Интеграция образовательных ресурсов городской системы образования с целью развития профессионального самоопределения учащихся.
10. Пакеты учебных программ профильных предметов и курсов по выбору..
11. Технология организации мониторинга качества профильного обучения на муниципальном уровне и использования его результатов в качестве средства управления.
12. Реализация профессиональных возможностей педагогических коллективов образовательных учреждений.
13. Нормативы финансирования профильного обучения на муниципальном уровне.

Социальный эффект профильного обучения заключается в следующем.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign