LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* проведение консультаций пользователей по технологиям работы в ИОС ОО через телеконференцию ВУ (форум);
* формирование региональных каталогов (учебные заведения, информационные и иные ресурсы, специальности и т.д.);
* техническое обслуживание и обеспечение работы сервера ВУ и сохранности на нем информации.
Ко второй категории функций относятся:
* формирование и актуализация учетной информации ВУ и ВП в БД КЦ ИОС ОО;
* выполнение регламента по репликации с серверами ВУ в соответствии с картой и графиком репликаций;
* сбор, предварительный анализ и доведение до разработчиков замечаний и предложений пользователей ВУ;
* участие в телеконференциях администраторов ВУ и разработчиков и др.
Главное назначение регионального уровня ИОС ОО - это предоставление учебным заведениям универсального типового комплекта сервисных возможностей, объединенных в рамках ВП образовательного учреждения в ВУ Портала ИОС ОО.

3.4. Виртуальное представительство образовательного учреждения
ВП является основным структурным элементом, содержащим функционально полный набор сервисных служб и программных технологий, обеспечивающих возможность ведения им сетевого учебного процесса и его интеграцию в свою существующую инфраструктуру. Функции, реализуемые в ВП, объединяются в ряд подсистем, основными из которых являются:
Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, размещение информации в открытой части ВП, контроль работы всех основных модулей ВП;
Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;
Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей на условиях, определяемых учебным заведением и согласованных с автором;
Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат, виртуальная кафедра) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль хода учебного процесса, организация учебно-методической работы преподавателей и студентов и т.д.;
Подсистема контроля знаний - тестовая подсистема;
Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, а также протоколирование всех этапов работы;
Финансовая подсистема - обеспечение тарификации работы преподавателей, фиксации оплаты услуг и отслеживания взаиморасчетов структурных элементов ИОС ОО;
Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов (как типовых форм, так и форм, задаваемых администратором ВП).
Из административной подсистемы, в свою очередь, по мере необходимости, могут создаваться производные модули, используемые при обучении отдельным дисциплинам, например:
* ЧАТ учебной группы по дисциплинам (on-line семинары и консультации),
* телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line семинары и консультации),
* доски объявлений,
* система индивидуальных (и тарифицируемых) консультаций.
Число таких модулей в ВП учебного заведения определяется потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.
Из-за многообразия административных функций выделяются два типа администраторов ВП - администратор ПО ВП и методист ВП (администратор учебного процесса). ПО ВП предусматривает как разделение административных функций между этими двумя типами администраторов, так и совмещение функций администратором ВП (при небольшом количестве обучаемых).
Образовательное учреждение через свое ВП проводит обучение по одной или более специальностям, объединяющим в рамках учебных планов разнообразные дисциплины (отдельные курсы).
ПО ВП позволяет учащемуся выбрать преподавателя (по его анкетным данным до начала обучения).
По каждой дисциплине учащиеся обеспечиваются обязательным и дополнительным учебно-методическим материалом, находящимся в электронной библиотеке ВП. Если необходимые материалы в данном ВП отсутствуют, то возможна кооперация ВП различных учреждений в рамках ИОС ОО.
Формы такой кооперации могут быть различны - от приобретения соответствующей лицензии на ресурсы до оплаты обучаемым доступа к рекомендованным ресурсам учебного назначения, размещенным в электронной библиотеке ВП другого вуза.
Функции преподавателя, в частности, включают:
* электронные консультации;
* проведение электронных семинаров;
* руководство выполнением индивидуальных заданий и проектов;
* обработка итоговых анкет с целью улучшения элементов учебного курса;
* руководство действиями администратора;
* анализ результатов тестирования;
* формирование итоговой оценки для каждого обучающегося;
* обобщение личного и опыта других преподавателей с целью повышения эффективности и качества учебного процесса.

3.5. Учебные центры
При организации учебного процесса в ИОС ОО часть процедур требуют очного контакта обучаемых с преподавателями (практические и лабораторные работы, особенно по техническим специальностям, итоговые контрольные мероприятия), что часто вызывает необходимость создания сети филиалов или представительств (учебных центров базового учебного заведения). Однако этот путь связан с большими организационно-финансовыми сложностями, вызванными, например, неравномерностью потоков учащихся, и периодически приводит к неэффективной работе учебных центров даже в крупных городах.
Решением данной проблемы могут стать партнерские отношения между образовательными учреждениями, открывшими в Портале свои ВП. Образовательным учреждениям на добровольной основе может быть предложено корпоративное партнерское соглашение, по которому каждое из них принимает на себя определенные обязательства по выполнению, например, оговоренного в нем минимума административно-организационных функций по отношению к учащимся других партнеров по соглашению. Перечень этих функций может оговариваться отдельно. Это может быть, в частности, выполнение функций идентификации личности учащегося в процессе выполнения им контрольных мероприятий через ВП вуза, находящегося в другом государстве, городе.
Более высокой степенью партнерских отношений является создание на базе образовательного учреждения аналогичного профиля удаленного учебного центра базового учреждения. Организация таких центров возможна на основании двухсторонних договоров между вузами. При этом базовое учебное заведение (БУЗ) должно предоставлять все необходимое учебно-методическое обеспечение и обеспечивать качественную организацию учебного процесса ("встроенное обучение"), а при успешном выполнении всех требований - выдавать документ об образовании в соответствии с изученным учебным планом. Учебный центр должен создавать все условия для проведения требуемых БУЗ мероприятий, обеспечивать соответствующий преподавательский состав и качество проведения занятий, контрольных мероприятий, вести документооборот в соответствии с требованиями БУЗ, вовремя производить все финансовые расчеты с БУЗ.

4. ДОГОВОРНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Все взаимоотношения в ИОС ОО строятся на основе двухсторонних договоров. При развертывании региональных ИОС ОО - создании соответствующих микро-порталов на основе типового программного обеспечения ВУ - порядок инсталляции, эксплуатации и модернизации ПО оговаривается в типовом договоре, заключаемом между организацией, инсталлирующей у себя ПО ВУ, и общесистемным центром администрирования и консалтинга (КЦ). Данный договор определяет как технические аспекты, так и финансовые взаимоотношения сторон.
В Портале каждое учебное заведение ведет самостоятельную административную, методическую и финансовую деятельность. Оно само определяет размеры и порядок оплаты обучения или условия доступа пользователей к своим информационным ресурсам, размещенным в электронной библиотеке ВП.
Оплата обучения студентами, слушателями или читательского доступа в электронную библиотеку ВП также производится по договору с конкретным учебным заведением. Учебное заведение самостоятельно заключает договоры с авторами учебно-методических материалов, включаемых в электронную библиотеку своего ВП.
Все перечисленные выше договоры также являются типовыми в рамках Портала. Однако условия договоров определяются исключительно учебным заведением.

5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, АКТУАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
Ресурсы ИОС ОО состоят из множества различных по содержанию и методам реализации источников: лекционные и информационные материалы, обучающие модели, иллюстративные материалы, материалы результатов экспериментальных исследований, методические разработки, справочные данные, результаты социологических исследований и др., отражающие научно-образовательную деятельность учреждений и представляющие интерес для научно-педагогической общественности. Особый тип ресурсов составляют аппаратно-программные и программные комплексы, обеспечивающие доступ к физическим стендам и приборам и предназначенные для выполнения через сеть Интернет практических (лабораторных) работ и проведения распределенных научных исследований.
Ресурсы Портала можно классифицировать следующим образом:
Первая категория ресурсов - это фонд распределенной электронной библиотеки. Здесь находятся все ресурсы, предназначенные для использования в учебном процессе ВП учебных заведений, независимо от типов, форматов и средств реализации каждого отдельного ресурса.
Сами информационные ресурсы хранятся в электронной библиотеке организации-держателя (собственника, автора, правообладателя) данного ресурса, но они одновременно отражаются в каталоге Портале, что позволяет при необходимости получить доступ к этому ресурсу на условиях, определяемых держателем данного ресурса.
Вторая категория ресурсов - внешние ресурсы, находящиеся на серверах вне ИОС ОО, но описанные и каталогизируемые по правилам Портала.
Такими ресурсами могут быть компьютерные лабораторные практикуму, системы моделирования и проектирования, иные мультимедиа ресурсы. Все ресурсы данной категории, как и ресурсы первой категории, могут включаться в учебные курсы БУЗ и входят в каталоги Портала различного уровня.
Третья категория ресурсов - это ресурсы различного назначения, предлагаемые учебными заведениями для реализации.
В Портале создается электронный магазин (Интернет-магазин), в котором любое учебное заведение может предлагать свою продукцию - книги, программы, CD-ROM и пр. Порядок оплаты и получения определяется поставщиком. Таким образом, создается возможность широкого информирования о различных разработках, независимо от места их выполнения, и появляется механизм распространения результатов разработок, выполненных в любом учебном заведении.
Четвертая категория ресурсов - это информация о семинарах, конференциях и иных мероприятиях, проводимых в учебных заведениях.
Формирование ресурсов любой категории производится в ВП учебных заведений, а средства Портала обеспечивают их каталогизацию и распространение по всей среде, обеспечивая единое открытое информационно-образовательное пространство при реальном равноправном положении учебных заведений как в части получения информации, так и в части ее размещения, доведения до всех пользователей ИОС ОО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные отличительные черты подхода к созданию ИОС ОО:
Комплексность - интеграция работ, проводимых в рамках различных программ, их взаимная увязка и, как следствие, обеспечение качественного и доступного образования широким слоям населения.
Практическая направленность - реализация информационных и педагогических технологий открытого образования предполагает максимальный учет экономической заинтересованности каждого участника ИОС ОО.
Универсальность - предлагаемые принципы и подходы дают возможность реализовать инновационные технологии уже сегодня, а по мере совершенствования каналов связи технические системные решения ИОС ОО не требуют переработки, они являются практически инвариантными к телекоммуникационной инфраструктуре.
Реальность - большинство решений, вытекающих из Концепции ИОС ОО, уже апробированы и доказали свою практическую состоятельность.
Демократичность - максимальная образовательная административная и финансовая автономия каждого учебного заведения при единых технологических принципах работы.
Документ распространен 12 апреля 2004 г.
и опубликован www.openet.ru
Литература
* Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. - М., 1998. - 104 с.
* Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М., 1999. - 196 с.
* Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. - М., 1999. - 366 с.
* Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация /Международная академия открытого образования. - М., 1999. - 164 с.
* Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Часть1. - М., 2000. - 141 с.
* Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Часть 2. - М., 2000. - 163 с.
* Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Среда ИНТЕРНЕТ-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета /Международная академия открытого образования. - М., 2000. - 332 с.
* Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс). - М., 2002.-264 с.
* Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. - М., 2002. - 168 с.
* Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования OPENET.RU: проблемы и перспективы. - Российский государственный институт открытого образования. - М., 2002. - 148 с.
* Основы открытого образования. - Т. 1. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - Российский государственный институт открытого образования. - М., 2002. - 676 с.
* Основы открытого образования. - Т. 2. /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - Российский государственный институт открытого образования. - М., 2002. - 680 с.
* Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов /Отв. ред. С.Л.Лобачев и А.В.Манцивода. - М., 2003. - 215 с.
* Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация /Отв. ред. В.И.Солдаткин. - М., 2003. - 508 с.
Ассоциация "Сибирский открытый университет"
Beneficium dare qui nescit, iniuste petit
- Не жди услуг тот, кто сам не рад услужить (лат)
Межвузовская ассоциация "Сибирский открытый университет" (СОУ) является ярким примером интенсивно растущей организации нового типа. Студенты вузов - членов СОУ получили возможность пользования преимуществами системы открытого образования.
Среди членов СОУ есть представители разных регионов России и зарубежья, есть научные учреждения. Главной объединяющей идеей Ассоциации является построение открытого образовательного пространства на основе внедрения сетевых информацилнных технологий.
Информацию о СОУ можно найти, например, на сайте Института ДО Томского государственного университета http://www.ido.tsu.ru/ - одного из учредителей Ассоциации.

УСТАВ
Ассоциации "Сибирский Открытый Университет"
(в сокращении)
1. Общие положения
1.1. Ассоциация образовательных и научных учреждений Западной Сибири "Сибирский Открытый Университет" (далее по тексту именуемая "Ассоциация") - это интегрированная, самоуправляемая открытая интеллектуальная система, выполняющая функции трёх социальных институтов - образования, науки, культуры, и являющаяся элементом открытого общества.
1.2. Официальное полное наименование: Ассоциация образовательных и научных учреждений Западной Сибири "Сибирский Открытый Университет".
1.3. Ассоциация является некоммерческой организацией, создается как объединение на добровольной основе образовательных и научных учреждений Западной Сибири независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
1.4. Ассоциация в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами Ассоциации. Деятельность Ассоциации строится на основе самоуправления, открытости, развития инициативы, добровольности и равноправия её членов.
1.5. Учредителями Ассоциации являются юридические лица, подписавшие учредительный договор о создании Ассоциации. После регистрации Ассоциации учредители Ассоциации становятся еe членами. Все члены Ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены Ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам Ассоциации в пределах взносов, внесённых при учреждении Ассоциации, либо при вступлении в состав Ассоциации.
1.6. Ассоциация с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, имеет свои счета в банках, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
1.7. Местонахождение Ассоциации: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, Ассоциация "Сибирский Открытый Университет".
1.8. Настоящий Устав вступает в силу с момента государственной регистрации Ассоциации.
2. Цели, задачи и виды деятельности Ассоциации
2.1. Главными целями Ассоциации являются:
* формирование интегрированного научно-образовательного пространства на основе перспективных методов и средств информатики и телекоммуникаций;
* ·объединение усилий членов Ассоциации в осуществлении принципов непрерывного образования, реализации прав личности на получение образования, максимально соответствующего её творческим, культурным и интеллектуальным запросам вне зависимости от места проживания;
* повышение эффективности подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров в вузах региона и эффективности научных исследований за счёт реализации концепции открытого научно-образовательного пространства;
* развитие новых форм и технологий дистанционного обучения, позволяющих эффективно использовать учебно-методическую базу всех членов Ассоциации в интересах обучающихся;
* использование фундаментальной научной базы вузов региона, академических институтов, других учреждений в качестве базы учебного процесса Ассоциации.
2.2. Основными задачами и видами деятельности Ассоциации являются:
* совместная разработка методов и программ открытого образования, и научной деятельности на основе современных информационных технологий;
* координация деятельности образовательных учреждений региона в реализации учебных программ открытого образования на основе информационных ресурсов центров коллективного пользования;
* разработка и создание учебно-методического обеспечения открытой системы образования;
* развитие, освоение и совершенствование образовательными учреждениями региона технологий и методик дистанционного обучения; разработка и создание распределённой системы электронных баз знаний на основе существующего культурного наследия (книжных собраний, коллекций музеев, материалов экспедиций, архивов и др. информационных ресурсов);
* объединение сил и координация участия научно-образовательных учреждений региона в общероссийской и мировой системах открытого образования;
* формирование культурных ареалов на базе фундаментальных научных исследований региона и имеющегося культурного наследия; создание социально значимых культурных образцов, пропаганда российской культуры, российских духовных ценностей;
* участие обучающихся в создании и распространении эталонов культурных образцов в системе глобальной информационной инфраструктуры;
* анализ организационных и юридических проблем деятельности структур открытого дистанционного образования, разработка методических рекомендаций, проектов новых нормативных актов, нацеленных на поддержку и развитие принципов открытого научно-образовательного пространства в регионе;
* экспертиза проектов открытого образования на предмет их научно-образовательной новизны, практической ценности результатов;
* ·инновационное финансирование разработок в области открытого дистанционного образования;
* рекламно-информационная деятельность, направленная на решение основных задач Ассоциации;
* изучение потребностей образовательного рынка, создание банка данных по образовательным услугам вузов региона;
* поиск и привлечение отечественных и зарубежных компаньонов, фондов, спонсоров для решения основных задач Ассоциации, создание и финансирование временных творческих коллективов;
* разработка и реализация открытых комплексных научно - образовательных программ, нацеленных на решение актуальных социокультурных проблем региона, подготовку и переподготовку научно-педагогических кадров;
* установление и развитие связей с зарубежными союзами, фондами и организациями открытого образования по обмену специалистами, стажёрами, аспирантами и студентами, обучению в Ассоциации иностранных студентов и аспирантов, а также обмен идеями и опытом работы по совершенствованию высшего образования и научной деятельности, новейшими достижениями науки, техники и культуры, представительство и защита интересов членов Ассоциации по вопросам международной деятельности;
* взаимодействие с государственными организациями при проведении работы по признанию дипломов вузов, их учебных программ иностранными государствами и международными организациями;
* организация выставок, семинаров, конференций, совещаний, конкурсов, других форм творческих дискуссий, в том числе международных; 2.3. Для реализации своих задач Ассоциация может создавать вне места своего нахождения филиалы и представительства, утверждая Положения, регламентирующие их деятельность и назначая их руководителей, действующих на основании доверенности Ассоциации
3. Члены Ассоциации. Права и обязанности членов Ассоциации
3.1. Членами Ассоциации могут быть:
* высшие учебные заведения;
* научно-исследовательские институты;
* другие некоммерческие организации;
* органы государственного и муниципального управления.
3.2. C согласия членов Ассоциации в нее может войти новый член. Прием в члены Ассоциации осуществляется Советом Ассоциации на основании письменного заявления организации-кандидата по получению подтверждения от членов Ассоциации согласия на прием нового члена.
3.3. Организации других регионов России, зарубежные организации также могут быть членами Ассоциации.
3.4. Число членов Ассоциации не ограничивается.
3.5. Члены Ассоциации уплачивают вступительные и членские взносы, величина которых определяется решением Совета Ассоциации. Решением Совета Ассоциации могут быть также установлены целевые взносы, вносимые для финансирования конкретных программ и мероприятий.
3.6. Все члены Ассоциации имеют равные права и обязанности. Каждый член Ассоциации при голосовании имеет один голос.
3.7. Члены Ассоциации имеют право:
* вносить любые предложения, относящиеся к сфере деятельности Ассоциации;
* получать необходимую информацию о деятельности Ассоциации и её исполнительных органов;
* безвозмездно пользоваться ресурсами и услугами Ассоциации.
3.8. Члены Ассоциации обязаны:
* участвовать в деятельности Ассоциации, способствовать достижению целей и решению задач Ассоциации;
* вносить установленные взносы;
* выполнять решения органов управления Ассоциацией.
4. Управление Ассоциацией
4.1. Высшим органом управления Ассоциацией является общее собрание членов Ассоциации. Основная функция высшего органа управления Ассоциацией - обеспечение соблюдения Ассоциацией целей, в интересах которых она была создана.
4.2. Общее собрание Ассоциации:
4.2.1. изменяет Устав Ассоциации;
4.2.2. определяет приоритетные направления деятельности Ассоциации, принципы формирования и использования ее имущества;
4.2.3. образует исполнительный орган Ассоциации и принимает решение о досрочном прекращение его полномочий;
4.2.4. принимает решение о реорганизации и ликвидации Ассоциации;
4.2.5. принимает решение о преобразовании Ассоциации в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество;
4.2.6. избирает Совет Ассоциации.
4.3. Общее собрание проводится один раз в год. Внеочередное собрание может быть проведено по решению Совета Ассоциации или по требованию не менее трети членов Ассоциации. Собрание является правомочным при наличии на его заседаниях более половины членов Ассоциации или их законных представителей. Решение о преобразовании Ассоциации принимается единогласно, решения по вопросам, предусмотренным пп. 4.2.1. - 4.2.4 - квалифицированным большинством (2/3 голосов), а по всем остальным вопросам - простым большинством голосов.
4.4. Совет Ассоциации является постоянно действующим коллегиальным органом управления Ассоциации в период между общими собраниями членов Ассоциации. В Совет Ассоциации входят руководители организаций - членов Ассоциации, либо представители организаций на основании доверенности, выданной руководителем. Количество членов Совета и его состав утверждаются общим собранием Ассоциации.
Совет Ассоциации:
4.4.1. организует выполнение решений общего собрания Ассоциации;
4.4.2. утверждает годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс Ассоциации;
4.4.3. утверждает финансовый план Ассоциации и вносит в него изменения;
4.4.4. принимает решения о создании филиалов и открытии представительств Ассоциации;
4.4.5. принимает решения об участии Ассоциации в других организациях;
4.4.6. готовит отчеты и другие материалы для рассмотрения на общем собрании.
4.5. Решения Совета Ассоциации принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов
4.6. Исполнительным органом Ассоциации является единоличный исполнительный орган - Президент Ассоциации.
4.7. Президент Ассоциации:
* осуществляет непосредственное руководство деятельностью Ассоциации;
* обеспечивает выполнение уставных задач Ассоциации;
* представляет Ассоциацию в отношениях с руководителями организаций - членов Ассоциации и с другими организациями и лицами;
* заключает от имени Ассоциации договоры с юридическими и физическими лицами, обеспечивает выполнение договоров;
* обеспечивает оперативное управление средствами Ассоциации и её имуществом;
* формирует штатное расписание Ассоциации, принимает и увольняет её работников;
* руководит текущей деятельностью Ассоциации;
* отчитывается на общем собрании членов Ассоциации о результатах деятельности.

РЕШЕНИЕ
ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ-ВЫСТАВКИ
"Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития"
(г. Омск, 14-17 сентября 2004 г.)
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.07.2002 № 2927 и информационным письмом Министерства образования РФ в г. Омске на базе Омского государственного университета с 14 по 17 сентября 2004 года проходила третья всероссийская научно-практическая конференция-выставка "Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития".
Основные организаторы конференции - Министерство образования и науки Российской Федерации, Ассоциация образовательных и научных учреждений "Сибирский открытый университет" (АСОУ), Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) и Омский государственный университет (ОмГУ).
Цель конференции - обсуждение хода выполнения Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". Обсуждались достижения в области научно-педагогического, нормативно-правового обеспечения применения информационных технологий в образовании, создания электронных средств учебного назначения и системы электронных библиотечных ресурсов по уровням образования, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации специалистов в области информационных технологий, развития телекоммуникационной инфраструктуры, создания системы Интернет-порталов сферы образования. Тематика конференции охватывала методологические, научные, научно-методические, учебно-методические, технологические и организационные вопросы формирования единого образовательного информационного пространства России на всех уровнях образования.
Участниками конференции были 130 человек, в том числе:
* 89 представителей вузов Центрального региона России, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также Казахстана, Великобритании (университет Оксфорда);
* представители трех НИИ РАН;
В числе участников были руководители вузов России, руководители и представители учреждений и организаций системы образования, руководители коммерческих фирм.
Работа конференции была организована по следующим секциям.
1. Региональные программы информатизации образования.
2. Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования.
3. Создание электронных средств учебного назначения.
4. Телекоммуникационная инфраструктура единой образовательной среды России.
5. Интернет-порталы и дистанционные образовательные технологии.
6. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке.
7. Информационная безопасность единой образовательной информационной среды.
Было заслушано 80 докладов по всем секциям.
Конференция отмечает следующее
Наступает заключительный этап выполнения Федеральной целевой программы "Развитие единой информационной образовательной среды, 2001-2005 годы". На этом этапе важной задачей является анализ результатов и накопленного опыта участников Программы. В оставшиеся два года ФЦП "РЕОИС", основное внимание должно уделяться практической реализации результатов прошлых лет и отработки элементов единой образовательной информационной среды как конечной цели Программы.
Сегодня процесс информатизации охватил практически все уровни образования. Однако информатизация образования сегодня требует, прежде всего, наличия квалифицированных кадров: преподавателей и специалистов, имеющих знания в области современных информационно-коммуникационных технологий. Эта проблема нехватки кадров наиболее остро стоит в системе общего образования.
Сейчас в вузах России накоплены значительные ресурсы для создания системы открытого и дистанционного образования: электронные средства учебного назначения, автоматизированные информационные системы, центры коллективного пользования с удаленным доступом, что является хорошей основой для создания единой образовательной информационной среды. Тем не менее, созданные ресурсы характеризуются неполным представлением учебного материала, недостаточным распределением его по видам учебной деятельности. Имеются замечания к качеству электронных учебных средств.
С учетом накопленного потенциала регионов в области информатизации, особое внимание следует уделить разработке комплексных региональных программ информатизации. Такого рода программы позволяют учесть потребности всех отраслей социально-экономической деятельности и оптимально распределить финансирование по направлениям программ.
Решение таких задач невозможно без консолидации потенциала учреждений образования и координации их совместной деятельности в системе открытого и дистанционного образования.
Конференция отмечает, что сегодняшний уровень технического оснащения и коммуникационного обеспечения вузов, накопленные электронные образовательные ресурсы достаточны для реализации совместных образовательных программ, распространения опыта на другие образовательные и научные учреждения.
В связи с этим участники конференции постановили следующее.
1. Признать на заключительном этапе особо важными направлениями развития ФЦП РЕОИС:
* развитие сети ресурсных центров системы образования;
* разработку и реализацию программ повышения квалификации работников образования в области ИКТ и психолого-педагогической подготовки кадров для открытого образования;
* разработку методик применения Интернет-технологий и технологий мультимедиа в учебном процессе;
* развитие региональной и межрегиональной сетевой инфраструктуры общего и профессионального образования с учетом спутникового сегмента;
* создание электронного образовательного контента для общего образования.
Конференция рекомендует следующее.
1. Министерству образования и науки Российской Федерации
1.1. При создании сети ресурсных центров и определении механизмов их взаимодействия учесть предложения сибирских вузов - участников проекта по созданию Федерального ресурсного центра методического, кадрового и материально-технического обеспечения развития единой образовательной информационной среды в Сибирском федеральном округе, о создании таких Центров на базе головных вузов с разделением полномочий по федеральным округам и субъектам федераций, что позволяет максимально использовать потенциал регионов и привлечь региональные источники финансирования субъектов Федераций.
1.2. Создать на базе ресурсных центров единую систему мониторинга программ информатизации образования в регионе.
2. Органам исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации
2.1. Разработать комплексные программы информатизации, их нормативно-правовое и финансовое сопровождение.
2.2. Создавать при Окружных и Региональных ресурсных центрах координационные советы по выполнению Программы.
2.3. Формировать региональные образовательные фонды для консолидированного финансирования проектов по развитию межрегиональных программ информатизации.
2.4. Предусматривать выделение ассигнований на развитие региональных ресурсных центров.
2.5. Поощрять любые формы кооперации региональных и расположенных вне региона вузов в рамках реализации образовательных программ общего и профессионального образования;
2.6. Создавать условия для получения высшего профессионального образования выпускниками школ отдаленных территорий и населенных пунктов через систему профильных классов, Интернет-классов, различных форм довузовской подготовки на основе технологий дистанционного обучения и образовательного консалтинга.
3. Руководителям образовательных учреждений
3.1. Развивать ассоциативную деятельность по разработке и реализации совместных образовательных программ.
3.2. Создавать совместные проекты с учреждениями и органами управления общего образования по информатизации школ и созданию электронных учебных средств.
3.3. Обратить особое внимание на соответствие сетевых ресурсов, разрабатываемых в образовательных учреждениях, международным стандартам.
3.4. Создавать в вузах учебно-методические советы по информационным ресурсам учебного назначения и внедрению технологий дистанционного обучения.
Конференция поручает следующее.
1. Совету Ассоциации "Сибирский открытый университет":
* организовать работу по оценке результатов выполнения программы РЕОИС в регионах Сибири и Дальнего Востока и выработке предложений по развитию Программы на период 2006-2010 годы;
* создать на портале окружного Ресурсного центра Сибирского федерального округа информационно-аналитическую систему для мониторинга региональных программ информатизации регионов Сибири и Дальнего Востока;
* организовать разработку методического обеспечения применения Интернет-технологий и технологий мультимедиа в учебном процессе для учреждений общего и профессионального образования;
* организовать работу по развитию прикладного программного обеспечения для совместной образовательной деятельности учреждений образования;
* провести анализ разработок в области автоматизированных систем управления вузами и опубликовать краткое описание систем в журнале "Открытое и дистанционное образование";
* четвертую Всероссийскую научно-практическую конференцию-выставку "Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития" провести в сентябре 2005 года. При подготовке конференции предусмотреть разнообразие форм представления докладов;
* опубликовать материалы конференции по наиболее важным вопросам в очередном номере журнала "Открытое и дистанционное образование".
2. Учебно-методическим советам по электронным дидактическим средствам и технологиям дистанционного обучения Ассоциации "Сибирский открытый университет":
* разработать предложения по организации совместных образовательных программ вузов на основе информационных технологий;
* организовать совместные программы по психолого-педагогической подготовке преподавателей ДО. В частности, создать на сайте Ассоциации специализированную страницу о программах ПК преподавателей в области ДО, проводимых в рамках ассоциации, с указанием условий обучения, сроков, технологий и т.п.;
* организовать работу по комплексной экспертизе электронных образовательных ресурсов, разрабатываемых в образовательных учреждениях Сибири и Дальнего Востока;
* активизировать работу по наполнению банка электронных образовательных ресурсов на портале окружного РЦ СФО;
* проанализировать опыт вузов в разработке нормативных документов по определению трудозатрат при проектировании, разработке и издания электронных образовательных ресурсов.
3. Томскому государственному университету провести семинар-совещание по вопросам применения ИКТ в образовательной деятельности с участием руководителей и сотрудников управлений и департаментов образования регионов.
Решение принято на заключительном пленарном заседании 17 сентября 2004 года.
Сфера ДО. Обзор
Выдержка из обзора, содержащегося в книге: Кречетников К. Г. Теоретические основы создания креативной обучающей среды на базе информационных технологий для подготовки офицеров флота. Моногр. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - 360 с. Материал сокращен и адаптирован.

Главным критерием оценки степени информативности учебного процесса служит возможность доступа в глобальные сети для использования в образовательных целях материалов видео- и телеконференций, электронной почты и т. д. . Сегодня не менее 80% студентов старших курсов московских и петербургских вузов имеют дома компьютер и выход в Интернет. Реформа в области образования, а также меры, предусмотренные программой развития образования Центра стратегических разработок Г. Грефа, предусматривает к 2005 году 60 % школ оборудовать компьютерными классами, подключенными к Интернету, к 2010 году на четверых учащихся школ будет приходиться один компьютер. По некоторым прогнозам, в скором времени обучаемый будет тратить до 40% времени на дистанционные формы образования, примерно столько же - на очные, а оставшиеся 20% - на самообразование.
Дистанционное обучение (ДО) - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Минимальный набор критериев для того, чтобы считать систему заочного обучения дистанционной:
* наличие двухсторонней связи между преподавателями и обучаемыми;
* использование специальных технологий для обеспечения двухсторонней связи.
В зарубежной литературе применяются также термины "технологически опосредованное ДО" [760] и "электронное обучение" (e-learning) [34], которые определяются как обучение с использованием информации, компьютерной техники и коммуникационной технологии в более чем одном месте.
История ДО показывает, что эта область постоянно находилась в состоянии эволюции, в процессе которой поток предлагаемых новых идей и технологий вступал в конкурентное соревнование с традиционными формами обучения. В наиболее ранней форме ДО означало обучение по переписке (кейс-технология). По мере развития новых технологий материалы для ДО доставлялись такими средствами, как радио и телевизионные трансляции, спутниковые передачи (TV-технология). Сегодняшнее поколение средств ДО определяется компьютерами и сетью Интернет (сетевая технология).
Интернет имеет огромный образовательный потенциал. Это огромная библиотека, которая может предоставить практически любую информацию. Кроме того, Интернет предоставляет огромные возможности для общения, что тоже увеличивает его значение для образования. Также Интернет позволяет проводить исследования других культур, так как обеспечивает связь без географических ограничений.
Существование большого числа программ для создания и редактирования электронных документов позволяет существенно упростить и сократить время подготовки учебных материалов. Сочетание гипертекстовых учебных пособий и системы электронного контроля знаний, базирующихся на технологиях сети Интернет, позволяют, в перспективе, создать единую обучающую среду, адаптирующуюся под уровень знаний и фактически создающую индивидуальный "электронный учебник" для каждого обучающегося.
При проведении ДО информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Однако, хотя технологии доставки учебного материала играют ключевую роль в ДО, педагоги должны фокусировать свое внимание на процессе и результатах обучения, а не на технологии доставки. Главное - это учет требований к содержанию курса и удовлетворению нужд обучаемых.
Первые дистанционные программы открывались малоизвестными университетами, пытающимися улучшить свои позиции на рынке образования. Ведущие университеты долгое время относились к электронному образованию скептически. Но сегодня ситуация изменилась. Системы ДО становятся неотъемлемой частью образования во всем мире, что определяет достаточно большие вложения в эту область. Например, только в США в 1999 - 2000 учебном году на цели развития ДО было израсходовано более 1,5 миллиардов долларов (www.findsvp.com).
США являются одним из мировых лидеров в использовании ДО. По программам ДО в США сегодня обучается более миллиона студентов. Более 50% университетов и институтов США оценивают эффективность ДО как "высокую" и "очень высокую" (www.cca-consults.com).
В настоящее время активно развивается и так называемое "корпоративное ДО", т. е. система ДО в промышленных корпорациях и компаниях. Как известно, каждый работник корпорации (компании) проходит переподготовку (повышение квалификации) в среднем 5 - 6 раз за время своего активного труда (в возрасте от 25 до 60 лет). Например, президент корпорации "Motorola" Крис Галвин заявил: "Мы не хотим больше принимать на работу инженеров с 4-летним дипломом (т. е. дипломом бакалавра). Вместо этого мы хотим принимать на работу инженеров с 40-летним дипломом" (www.sylla-bus.com). Дополнительными факторами, приводящими компании к идее создания корпоративного центра ДО, являются:
* высокая стоимость переобучения в специализированных центрах по повышению квалификации (до двух тысяч долларов США в неделю за одного слушателя без учета проезда и проживания в гостинице);
* необходимость отрыва работника от производства на длительное время.
Системы корпоративного ДО уже работают или создаются в IBM, General Motors, Ford, Federal Express, Газпроме, Федеральном казначействе России. Фактически воплощаются в жизнь принципы:
* от образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь;
* от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.
Процессы глобализации коснулись в первую очередь бизнес-образования, где, по мнению многих исследователей, они имеют наибольшие перспективы. Сначала в сети Интернет стали появляться программы МВА (Master of Business Administration) для высших менеджеров. В настоящий момент более 40 аккредитованных американских университетов предлагают полные программы ДО на степень МВА.
Понятие ДО обычно ассоциируется с деятельностью крупных учебных центров, колледжей или университетов. Однако и частное лицо может с успехом вести курсы ДО. На Западе эта практика довольно распространена, и сейчас это направление начинает постепенно развиваться в России.
Виртуальными университетами называют образовательные организации, которые не имеют физических зданий, классов, лабораторий и прочих атрибутов обычных университетов. Обучение студентов в виртуальных университетах ведется только через сеть Интернет.
В настоящее время наблюдается тенденция перехода от конфронтации и соперничества между университетами к их сотрудничеству. Например, руководители 28 крупнейших виртуальных университетов различных стран мира в 2000 году подписали соглашение о развитии сотрудничества с целью обеспечения студентам ДО возможности "переводить" свои зачеты из одного виртуального университета в другой, что должно облегчить процесс получения ими степеней.
В США опробованы две модели такого сотрудничества:
* Университет западных губернаторов (Western Governors University); объединяет около 950 учебных курсов, созданных в 40 различных учебных заведениях - членах проекта из 22 американских штатов;
* "Электронный кампус южного регионального совета по образованию" (Southern Regional Education Board's Electronic Campus); предоставляет своим членам (вузам из 16 штатов США) общий Web-сайт для публикации онлайновых курсов; является своеобразным справочником курсов ДО.
"Электронный кампус" - это гораздо менее жесткая (и поэтому более жизнеспособная) структура. Студенты здесь получают зачеты и степени непосредственно от этих учебных заведений, поэтому проблема аккредитации с "Электронного кампуса" снимается. В 1998 - 1999 учебном году около 20 тысяч студентов обучались по онлайновым курсам вузов, участвующих в "Электронном кампусе".
Программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира.
Для Российской Федерации с ее огромными территориями и рассредоточением населения ДО является одним из основных путей достижения статуса высокоинтеллектуальной державы по следующим основным причинам.
Во-первых, - большая рассредоточенность образовательных учреждений и низкая плотность населения. Расчеты показывают, что в среднем по России одна школа "покрывает" площадь в 254,24 кв. км. По данным Министерства образования РФ, из 67161 имеющихся школ лишь 20623 (30%) расположены в городах и 46538 (70%) - в сельской местности. Около 90% сельских школ испытывают острую нехватку квалифицированных учителей. Как следствие, более 60% учащихся в силу объективных причин не имеют возможности получать образование, отвечающее отечественным и мировым стандартам.
Во-вторых, - функционирование российской системы высшего образования не обеспечивает в полной мере реализацию конституционного права российских граждан на образование. Более половины молодых людей, желающих получить высшее образование, в настоящее время лишены такой возможности. В Российской Федерации студенты составляют около 2% населения страны против 3 - 3,5% в большинстве цивилизованных стран мира и 5,5% в США.
Однако многие из предлагаемых в России на сегодняшний день курсов ДО не оправдывают ожиданий, поскольку являются лишь своеобразной "гонкой" за модой или попыткой получить государственное финансирование. Такой формой обучения заинтересовались многие некоммерческие организации, поэтому не всегда по окончании подобного обучения можно рассчитывать на получение сертификата государственного образца.
Эксперимент в области ДО, проводимый с июля 1997 г., позволил уточнить направления развития и методы ДО в РФ, получил поддержку в среде научно-педагогической общественности и охватил более 100 тыс. обучающихся. Вузами - участниками эксперимента были созданы оригинальные методы ДО, предложены две новые технологии: сетевая электронная Интернет-библиотека и мультипреподавательское спутниковое телевидение.
В России имеется несколько десятков образовательных учреждений, реализующих технологии ДО. Наиболее известные среди них:
* Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ);
* FAST-Центр Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации;
* Современный гуманитарный университет (СГУ);
* Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО);
* Международный институт менеджмента "Линк";
* Система ДО РАО "Газпром";
* Центр ДО "Эйдос";
* Российский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления "Тантал";
* Центр ДО "Истина";
* Лаборатория ДО Института общего среднего образования Российской академии образования;
* Межрегиональный общественный фонд "Образование в третьем тысячелетии";
* Компания "Экстериа".
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных организаций.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (www.mesi.ru) - головная организация России в области ДО. Институт ДО МЭСИ (www.ido.ru) осуществляет подготовку по специальностям менеджмент, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, статистика, юриспруденция. В МЭСИ создано более 100 оригинальных электронных учебников, установлено более 50 мощных серверов, открыт портал университета, который управляет всеми электронными пособиями, отслеживает ход учебной деятельности каждого студента. Студент сам отбирает 50 дисциплин, которые дают право получить высшее образование [318]. На сервере МЭСИ поддерживается информация о ряде структур, связанных с ДО:
* Евразийской ассоциации ДО (ЕАДО) (www.dist-edu.ru);
* Международной академии открытого образования (МАОО) (www.maoo.ru).
Международный институт менеджмента "Линк" (www.link.msk.ru) - негосударственное высшее учебное заведение. Основано в 1992 году. Среди учредителей "Линка": Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Социологический факультет Московского государственного университета, Всероссийское аэрокосмическое общество "Союз" и др. "Линк" - российский партнер Открытого университета Великобритании, обладатель эксклюзивного права проведения обучения по методике Открытого университета в России и странах СНГ.
FAST-Центр Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (www.fast.ane.ru) имеет лицензию бизнес-школы Университета Карнеги Меллон (Питтсбург, США) на обучение по курсу FAST ("Финансовый анализ и торговля ценными бумагами"). В настоящее время центр предоставляет возможность комплексного обучения по программе "Магистр делового администрирования", которая отвечает одновременно современным международным стандартам (МВА) и требованиям российского государственного диплома о профессиональной подготовке [446].
Центр ДО "Эйдос" - некоммерческое негосударственное образовательное учреждение. На базе Центра ведутся разработки ДО технологий, форм и методов творческого обучения - от дистанционных эвристических олимпиад и проектов для школьников до педагогических семинаров и Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года". Центр реализует совместные образовательные проекты с учреждениями из Америки, Канады, Великобритании, Бразилии, СНГ. Кроме этого проводятся дистанционные: эвристические олимпиады (за период с 1997 по 2001 г.г. в них участвовало более 6000 человек), образовательные курсы (более 25 наименований), семинары (9 разновидностей), мастер-классы (более 20 тем).
Технологическая компания ''Экстериа'' создала портал для ДО (www.cdo.ru), на котором можно размещать различные электронные обучающие программы и курсы, полезные ссылки. Желающий получить диплом может постепенно ''собирать'' полный набор блоков, а тот, кого интересуют конкретные предметы, может ограничиться изучением блоков, необходимых ему для повышения квалификации. Планируется также разработка интерактивной обучающей игровой среды, построенной на решении задач и анализе конкретных случаев.
Межрегиональный общественный фонд "Образование в третьем тысячелетии" организовал на цифровом телевизионном канале системы "НТВ+" круглосуточное обучение. Новый проект называется "Телешкола". С помощью этой системы можно получить государственный аттестат о среднем образовании, как в обычной школе. Являясь системой ДО, экранная школа будет существовать в двух вариантах: в форме экстерната, дающего возможность обучаться в 10 и 11 классах, и как вариант дополнительного образования - домашнее репетиторство. Контроль за ходом освоения учебных дисциплин предполагается осуществлять путем тестирования через Интернет.
В структуре двух российских министерств (образования и науки) создан Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций "Информика", который отвечает за внедрение сети Интернет в образование. Он также является головным в управлении национальной сетью образования и науки, ведет интегрированный Web-сервер Министерства науки и Министерства образования (www.informika.ru).
В целом анализ возможностей ДО позволяет выделить следующие его преимущества:
* гибкость; возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
* модульность и вариативность; возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям; увеличение числа "степеней свободы" в выборе траектории и содержания обучения, средств предоставления знаний;
* параллельность; параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства; возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение жизни;
* охват; одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.); общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;
* экономичность; эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов; по средним подсчётам ДО на 50 - 60 % дешевле очного обучения;
* технологичность; использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем;
* социальное равноправие; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения;
* лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала; любой учебный материал остается у студента фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован;
* возможность обеспечения оперативной обратной связи между преподавателем (тьютором) и обучающимся, вне зависимости от их взаимного местоположения;
* информативность; использование телетехнологий позволяет добиться более глубокого понимания свойств и ценности информации, сформировать навыки поиска, отбора информации, общения и обсуждения материала с использованием телеконференций;
* стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели; благодаря применению технологии ДО у обучаемых развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения;
* интернациональность; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Анализ результатов опроса 2288 студентов Открытого университета Великобритании показал, что при ДО обучающихся характеризует более сильная мотивация, чем у обычных студентов-очников.
Недостатки ДО:
* пропускной способности существующей структуры сети Интернет не хватает при подключении большого количества пользователей; зачастую информация приходит очень медленно, возникают задержки в передаче звука, видео и графики, что налагает ограничения на дизайн и применение некоторых технологий;
* дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним "вживую";
* обучающиеся могут превратиться в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания;
* успешность обучения зависит от технических навыков (в управлении компьютером, перемещении в сети Интернет) и от способностей справляться с техническими трудностями;
* существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
* в большинстве сельских областей все ещё затруднён доступ к сети Интернет;
* ослабляется контроль со стороны преподавателя; снижается разнообразие форм контроля;
* социальная изолированность обучающихся, недостаток невербальных взаимодействий могут способствовать утрате навыков интеллектуального и эмоционального общения с людьми;
* отчисляемость студентов ДО выше, чем студентов традиционных курсов; например, в американских колледжах отчисленных - от 20% до 50%; по оценкам экспертов, доля полностью завершивших обучение среди студентов традиционных курсов на 10 - 20% выше, чем среди студентов дистанционного обучения;
* снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
* наличие языкового барьера для студентов международных систем ДО;
* создание высокоэффективных курсов ДО, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени;
* методические требования, предъявляемые к учебным пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом.
Ряд вопросов и проблем, связанных с применением коммуникационных технологий:
* Существуют ли "имущие" и "неимущие" в отношении информации?
* Существуют ли половые различия в области использования технологий?
* Кто имеет право контролировать доступ к информации и решать, какие типы обучения могут быть доступными?
* Проблема эквивалентности дистанционных и традиционных курсов; проблема взаимного признания дипломов, сертификатов.
* Нейтрализация разницы во времени на больших территориях, если обучение происходит в режиме реального времени.
* Проблема коммуникаций и стандартов (особенно для России).
* Вопросы сертификации и качества курсов и программного обеспечения.
* Возможность информационной перегруженности обучающихся.
* Совместное существование образовательной и коммерческой информации в сети Интернет вызывает появление проблем, связанных с избавлением от нерелевантной информации.
* Проблема идентификации обучающихся при контроле знаний.
* Вопрос защиты авторских прав разработчиков дистанционных курсов и программистов.
* Неподготовленность обучающихся к напряжённой, эффективной самостоятельной работе; неумение самоорганизоваться и планировать свою работу; отсутствие самодисциплины.
Е.С. Полат отмечает, что организация ДО "предусматривает необходимость разработки тщательно продуманных педагогических аспектов проблемы, направления организации не просто информационной, а именно образовательной среды для широких слоев населения, желающих получить то или иное образование, конкретный курс обучения в любом регионе, независимо от возраста и социального статуса учащегося".
Для повышения эффективности методов ДО необходимо использовать следующие рекомендации, проверенные практикой:
* задание необходимого тона в самом начале курса; четкая постановка задач и целей обучения; тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организации;
* повышение степени интерактивности электронных учебников; обеспечение обратной связи с помощью электронной почты, факса, аудио- и видеоконференцсвязи, телефона; обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной (чтобы обучающиеся могли быть уверены в правильности своего продвижения), так и отсроченной;
* время общения обучающихся с преподавателем должно быть максимально продолжительным и удобным для них;
* широкое использование групповой работы; формирование сплочённости группы, представление участников друг другу, разбивка их на пары; обучение в малых группах (виртуальных командах) по схеме "постановка задачи - решение - внедрение";
* развитие и повсеместное распространение технологий Интернет-2, обеспечивающих более высокие скорости связи; создание приоритетов пользователей и управление ими;
* развитие у студентов технических навыков, а также навыков: управления дискуссией, самостоятельного учения, критического мышления, поиска и отбора информации, управления информацией;
* использование разных видов деятельности, таких как дебаты, голосование, размышление и критика; организация активного, деятельностного обучения с выходом на практический результат;
* использование учебных контрактов для формулирования целей участников учебного процесса;
* структурирование курса, модульность; обучаемый должен четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю; объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения;
* оказание студентам помощи в разрешении проблем при использовании технического оборудования; использование сайтовых помощников, оказывающих реальную помощь в установлении интерактивной связи между преподавателями и студентами и студентов между собой;
* предоставление обучающимся возможности выступать от имени вымышленного героя, что, по мнению многих психологов, снимает проблемы коммуникативного характера, помогает обучающимся преодолеть боязнь сделать ошибку;
* создание виртуальной системы переговоров, обеспечивающей отсутствие языкового барьера; использование метода "погружения" в язык;
* разумное сочетание ДО с традиционным, особенно необходимое для слабодисциплинированных, неспособных правильно организовать свой познавательный процесс обучающихся, а также для школьников младших классов;
* ориентация учебного процесса на индивидуальные потребности обучаемого с сохранением целостности изложения.
Наиболее адекватными целям ДО являются следующие направления:
* обучение в сотрудничестве (cooperative learning);
* метод проектов;
* индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
* разноуровневое обучение;
* модульное обучение.
Для ДО учебный материал, задания, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении. Опыт проведения ДО показал, что бригадный подход к разработке и организации учебного процесса при ДО является наиболее рациональным: требуется совместное участие преподавателей, специалистов по разработке учебного материала и использованию разных технологий, экспертов, редакторов, администраторов, технического персонала и прочих специалистов.
Перед созданием курса необходимо решить ряд вопросов:
* определить суть курса, его структуру и используемые материалы
* уточнить возможности использования одной из уже существующих систем ДО или уже разработанных кем-то материалов;
* продумать систему взаимодействия студентов с преподавателями;
* определить соотношение между традиционными методами и методами ДО в концептуальном плане.
Целесообразность использования ДО и возможность его развития в том или ином учебном заведении определяется наличием:
* профессионального состава разработчиков в области ДО;
* собственных или лицензированных программных разработок;
* материальной базы для организации специализированных мультимедийных компьютерных классов с доступом в Интернет;
* опыта работы вуза в заочной и вечерней формах;
* достаточного контингента обучающихся и спроса на специальности и направления, по которым предполагается организовывать образование;
* филиалов вуза в других регионах и населённых пунктах.
Полный современный обучающий курс для WWW должен, как правило, включать минимально необходимый набор составных частей, а именно:
* описание курса и график выполнения курсовых учебных заданий;
* полный конспект лекций (обычно 10 - 20 лекций), включающих многочисленные мультимедийные фрагменты (звук, видео, анимацию);
* задания для домашних работ и курсовых проектов;
* мультимедийные решения для типовых задач и курсовых проектов;
* примеры заданий и решений промежуточных и финальных экзаменов;
* базу данных по часто задаваемым вопросам и ответов к ним;
* архив сообщений, вопросов и ответов, идей, обсуждений домашних заданий и курсовых проектов студентами предыдущих лет;
* "горячую" электронную почту для обеспечения оперативных взаимодействий типа "студент - преподаватель", "преподаватель - студенты";
* "белую доску (white board)" или "электронную комнату для обсуждений (electronic chat room)", обеспечивающую совместную работу студентов;
* лист WWW-адресов, имеющих отношение к данному курсу;
* анонимную таблицу текущей успеваемости студентов;
* доску текущих объявлений;
* средства обеспечения аудио- и видеоконференций .
Стоимость создания одного такого WWW-курса за рубежом - от 30 000 до 70 000 USD, а в России - около 15 000 - 20 000 USD (так как труд российских программистов дешевле), хотя некоторые российские курсы по многим показателям не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги.
Следует отметить, что существуют многочисленные методические разработки, связанные с вопросами организации и проведения ДО, а также программные средства, позволяющие автоматизировать в достаточной степени процесс создания и поддержки многих вышеуказанных составных частей WWW-курсов.
По прогнозам специалистов, под влиянием распространения ДО произойдет радикальная трансформация роли преподавателя в учебном процессе. Актуальной проблемой становится подготовка преподавателя, умеющего работать с удаленными ресурсами и обучаемыми в виртуальных просторах сети. Владение ДО технологиями вскоре станет атрибутом любого высококвалифицированного преподавателя. Однако функции преподавателя не могут быть полностью заменены никакой существующей технологией, поскольку преподавание представляет собой нечто большее, чем простое доведение информации до студентов. Преподавание является передачей опыта культуры от одного поколения к следующему с помощью наставничества, моделирования ролей, социализации. Преподаватели должны предоставлять машинам делать то, с чем они справляются лучше всего, а себе оставлять то, с чем лучше справляются люди: планирование образования, управление обучением, воспитание, повышение учебной мотивации студентов.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign