LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5) невозможность миновать защитные средства; обеспечение закрытия по возможности всех обходных путей в действующей системе защиты;
6) усиление самого слабого звена; в цепи обеспечения безопасности действуют те же правила, что и в жизни - "где тонко, там и рвётся"; "устойчивость всей системы защиты равна устойчивости её слабейшего звена";
7) минимизация привилегий; каждому пользователю предоставляются только действительно необходимые ему права по доступу к ресурсам системы;
8) невозможности перехода в небезопасное состояние; это означает, что при любых обстоятельствах, в том числе нештатных, защитное средство либо полностью выполняет свои функции, либо полностью блокирует доступ;
9) полнота контроля (принцип равнопрочности границ); должен осуществляться полный контроль при каждом обращении к каждому ресурсу;
10) распределение полномочий (принцип глубокоэшелонированной обороны); каждая важная операция должна разрешаться при соблюдении только двух или более условий;
11) централизованное управление системой (см. ниже);
12) наказуемость нарушений; должны быть предусмотрены "наказания" за нарушения (например, блокировка терминала при вводе пароля больше разрешенного числа раз).
Система защиты информации включает методы и средства. Совокупность методов защиты информации подразделяется на две категории: организационные и технические. Как правило, в чистом виде ни один из методов не используется, а конкретные решения по безопасности строятся на их сочетании.
К организационным методам защиты информации относятся:
2) управление; регулирование использования ресурсов системы в рамках установленного технологического цикла обработки и передачи данных;
3) регламентация; разработка и реализация комплексов организационных и технологических мероприятий, создающих такие условия хранения и обработки данных, при которых минимизируется риск несанкционированного доступа к ним;
4) идеологизация; создание такой системы подготовки и воспитания обслуживающего персонала, при которой правила обращения с защищенными данными регулируются моральными и нравственными нормами;
5) принуждение; обеспечение материальной, административной и уголовной ответственности за нарушение правил обращения с защищенными данными;
6) упреждение; разработка и проведение комплекса активных мер защиты по принципу: "лучшая оборона - наступление", направленных на:
* поиск и выведение из строя устройств для скрытого съёма информации;
* выявление и задержание лиц, совершающих незаконные действия по доступу к информации;
* выявление возможных каналов несанкционированного доступа к информации и направление по таким каналам дезинформации;
* создание ложных потоков информации с целью маскировки истинных потоков и отвлечения сил противника на их дешифровку;
* демонстрацию противнику возможностей вашей защиты (не обязательно истинных) для создания у него впечатления бесперспективности преодолеть вашу защиту;
* проведение контрразведывательных мероприятий с целью получить сведения о том, как именно противник получает доступ к вашей информации, для организации соответствующего противодействия;
7) подготовка персонала; в каждой крупной организации должно быть отдельное подразделение, отвечающее за политику безопасности, включающее специальным образом обученный персонал.
Рациональным является организационное построение системы защиты информации на основе следующих положений:
* объект должен иметь постоянно обновляемую систему защиты, т. е. быть организован так, чтобы любой наблюдатель за время подготовки "вторжения" не сумел получить знаний об объекте больше "информационного барьера", необходимого для успешной атаки;
* необходимо разделение информации об объекте на "конфиденциальную" и "обычную" и хранение "ключей" к конфиденциальной информации отдельно от блоков с самой информацией;
* необходима маскировка ключевой информации в общем объёме сообщений.
Следует помнить слова известного специалиста в области защиты информации Брюса Шнейера: "Безопасность - это процесс, а не продукт. Продукты обеспечивают некоторую защиту, но для организации единственным способом эффективно заниматься своей деятельностью в мире, полном опасностей, является постоянно развивающаяся организация своей защиты с учетом того, что в продуктах всегда имеются ошибки безопасности".
Комплексная защита может быть обеспечена только при централизованном руководстве. В 1992 году Указом Президента Российской Федерации вместо существовавшей около 20 лет Государственной технической комиссии СССР была образована Государственная техническая комиссия при Президенте РФ - коллегиальный орган, отвечающий в том числе и за координацию усилий в области защиты информации. Существует ряд законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ в области защиты информации, нормативных документов в области сертификации и лицензирования.
Аналогичная система защиты информации существует и в зарубежных странах. В США сфера информационных технологий регламентируется более чем 300 законами и подзаконными актами. Основными видами документов, регламентирующих функционирование систем защиты за рубежом, являются:
* Оранжевая книга (TCSEC);
* Радужная серия, гармонизированные критерии Европейских стран (ITSEC);
* рекомендации Х.800.
Технические методы защиты информации делятся на две категории - аппаратные и программные.
Проблема защиты отечественных компьютерных систем заключается в том, что их программное и аппаратное обеспечение в значительной степени является заимствованным и производится за рубежом. Зарубежные фирмы производят более 90% технического и более 80% программного обеспечения для российских информационных систем. Проведение сертификации и аттестации компонентов этих систем - очень трудоемкий процесс. За время аттестации каждой системы в продажу поступает, как правило, не одна, а несколько новых версий системы или отдельных ее элементов. Поэтому в настоящий момент актуальной является задача обеспечения безопасности систем, все возможности которых пользователю не известны. В этой ситуации особый акцент должен делаться на аппаратные методы и средства защиты информации.
Аппаратные методы защиты информации подразделяются на три группы:
1) разграничения доступа; основаны на способах идентификации пользователя; в свою очередь, могут быть разделены на методы:
* недопущения пользователя к вычислительной среде;
* ограничения пользователя в использовании некоторых возможностей среды;
1) маскировки; защиты информации путём криптографического закрытия данных; используют средства, выполняющие обратимое преобразование информации; к ним относятся всевозможные методы шифрования, каждый из которых характеризуется своим набором параметров;
2) экспертного контроля; основан на использовании экспертных (самообучающихся) систем контроля доступа и выявления попыток несанкционированного копирования.
Рекомендуется отдавать предпочтение криптографическим методам защиты информации:
* шифрованию (ГОСТ 28147-89);
* электронной цифровой подписи (ГОСТ Р 34.10-94);
* функции хеширования (ГОСТ Р 34.11-94).
Цель криптографических методов - в том, чтобы зашифровать исходный текст, получив в результате совершенно бессмысленный на взгляд шифрованный текст (шифртекст, криптограмму). Различается шифрование двух типов: симметричное и асимметричное. При симметричном шифровании используется один и тот же ключ как для кодирования, так и для раскодирования информации. Его преимущество - высокая скорость, недостаток - возможность перехвата ключа. Асимметричное шифрование сложнее и надёжнее. Для него нужны два взаимосвязанных ключа: открытый и закрытый. Открытый ключ может быть доступен всем желающим. Он позволяет кодировать данные, но не раскодировать их. Закрытый ключ используется только для раскодирования информации. Поэтому надёжность несимметричного шифрования - намного выше.
При использовании криптографических методов следует руководствоваться правилом, впервые сформулированным голландцем Керкхоффом: "Стойкость шифра должна определяться только секретностью ключа". Иными словами, правило Керкхоффа состоит в том, что весь алгоритм шифрования, кроме значения секретного ключа, априори считается известным противнику.
Для организации защищённой, оптимальным образом функционирующей корпоративной сети рекомендуется использование решений, которые включают функции предоставления полосы пропускания по требованию (bandwidth-on-demand, BOD), маршрутизации по требованию (dial-on-demand routing, DDR), быстрой маршрутизации (snapshot routing), сжатия данных.
К числу функций, которые должны полностью или частично выполнять аппаратные средства защиты информации, относятся следующие:
1) осуществление запрета на модификацию процесса загрузки компьютера;
2) обеспечение идентификации и аутентификации пользователя до загрузки операционной системы;
3) контроль целостности операционной системы и прикладного программного обеспечения;
4) управление доступом пользователя к ресурсам компьютера, в том числе с использованием биометрических устройств (сканирование отпечатков пальцев, радужной и сетчатой оболочек глаза; распознавание черт лица, голоса и подписи) [226, 455];
5) ведение журнала действий пользователя;
6) реализацию криптографических алгоритмов, обеспечение гарантии их стойкости и неизменности;
7) обеспечение надежного хранения криптографических элементов (ключей) вне оперативного запоминающего устройства компьютера;
8) осуществление загрузки ключевых элементов со специальных носителей: смарт-карт, микропроцессорных карт идентификаторов (touch memory), жетонов (token) и т. п.;
9) обеспечение распределения случайных чисел, наиболее близкого к равновероятному; для этого необходимо наличие аппаратного датчика случайных чисел, использующего физический процесс (например, обратный пробой специализированного диода).
Полностью реализовать все перечисленные функции одним только аппаратным способом невозможно, поэтому ряд функций может выполняться программами.
Проверка целостности программ с помощью других программ не является надёжной. Поэтому к программным системам защиты информации следует относиться с особой осторожностью.
Существует большое разнообразие программных средств, позволяющих нарушителю получить необходимую информацию из компьютерной сети. Наиболее часто для этой цели используются так называемые "троянские кони". С помощью "троянских коней" можно не только украсть информацию с компьютера (имена и пароли, идентификационные номера, документы), но и модифицировать данные и программы или просто разрушить их. Для предотвращения проникновения с "троянских коней" в информационную систему необходимо соблюдать элементарную осторожность: не открывать подозрительные файлы (с "вложенными" фотографиями, обновлениями, архивными файлами), пришедшие по электронной почте, не пользоваться предлагаемым бесплатным программным обеспечением и т. д.
Более радикальным средством против "троянских коней" является использование постоянно обновляемых антивирусных программ (например, антивируса Касперского, а лучше - нескольких программ) в трёх режимах: резидентного монитора, ревизора, персонального пакетного фильтра. Подозрительные файлы и папки (а периодически и полностью все носители информации) нужно проверять антивирусной программой.
Наиболее радикальными средствами, рекомендуемыми к использованию для защиты серверов и рабочих станций корпоративной сети от атак извне, являются межсетевые экраны (брандмауэры). Брандмауэры бывают аппаратные, программные и комплексные. Система межсетевого экрана может быть маршрутизатором, персональным компьютером, группой компьютеров (хостов).
Современные комплексные межсетевые экраны, фильтрующие информацию на сетевом, транспортном и прикладном уровнях, должны обеспечивать надежное решение трех задач в области безопасности корпоративных сетей:
* защиту подключений к внешним сетям (с ведением журналов регистрации событий, противоречащих правилам);
* контроль и разграничение доступа между сегментами корпоративной сети;
* защиту корпоративных потоков данных, передаваемых по открытым сетям.
Межсетевой экран - это не только программное или техническое устройство, которое обеспечивает безопасность в сетях. Межсетевой экран - это подход, помогающий реализовать политику безопасности. Межсетевой экран должен иметь следующие возможности:
* обладать средствами для реализации политики "все, что не разрешено, - запрещено";
* быть гибким, адаптируемым к изменениям в политике безопасности;
* содержать средства усиленной аутентификации;
* реализовывать технологии фильтрации для разрешения или блокирования сервисов на отдельных внутренних системах;
* содержать гибкий, дружественный язык правил фильтрации, позволяющий фильтровать по максимальному числу атрибутов;
* иметь возможности централизации и фильтрации доступа через коммутируемые линии;
* содержать механизмы протоколирования трафика и нарушений;
* содержать средства проверки корректности и логичности своей работы;
* оперативно перестраиваться при обнаружении ошибок в работе.
Одним из принципов построения системы защиты должен стать принцип разумной достаточности, требующий учета защищаемой информации.
Выделяют три категории информации с точки зрения степени важности:
1) информация, составляющая государственную тайну; владелец - само государство; правовая база определяется законом "О государственной тайне"; нарушение этих требований влечет за собой применение санкций, предусмотренных Уголовным кодексом РФ;
2) персональные данные; правовая база определяется законом "Об информации, информатизации и защите информации";
3) информация, составляющая коммерческую тайну; владельцы - коммерческие организации; они сами выбирают степень защиты информации; правовая база определяется Гражданским кодексом РФ.
Цели развития системы защиты информации состоят в поэтапном достижении изменяющихся целей каждой из её подсистем, содержание которых определяется тремя основными составляющими:
* видом защищаемой информации;
* видом угроз, от которых осуществляется защита информации;
* принципами построения системы защиты информации.
Критерии выбора системы защиты информации носят неформальный характер и основываются на сопоставлении полезности той или иной цели развития для самой системы, безопасности, реалистичности этой цели с учетом экономических ограничений.
Абсолютно надёжной защиты не существует. Любую защиту можно преодолеть. Но это может потребовать таких затрат, что добытая информация их не окупит. Надёжной признаётся такая защита, преодоление которой потребует от противника затрат, значительно превышающих ценность информации.
Для исключения лишних расходов по защите вся информация делится на категории в соответствии с требуемой степенью защиты. Например, в государственных органах принято 4 категории секретности:
* "для служебного пользования" (категория 4);
* "секретно" (категория 3);
* "совершенно секретно" (категория 2);
* "совершенно секретно особой важности" (категория 1).
Для упрощения решения вопросов защиты следует применять аналогичную схему. Издаётся инструкция, которая определяет, по каким признакам документ (информация) относится к той или иной категории и какие сотрудники к какой категории имеют доступ.
Современные технические и программные средства предоставляют возможность изменять параметры защиты в зависимости от требуемого уровня безопасности. Использование этой возможности позволяет, исходя из разумного компромисса между секретностью и удобством, выбирать уровни защиты, начиная с разрешения пересылки почти любой личной информации до блокирования данных, в которых могут содержаться сведения о пользователе и его компьютере.
Принципы организации системы защиты и обеспечения безопасности информации в корпоративной сети образовательного учреждения:
* принцип системности; комплексное использовании всех средств и механизмов обеспечения безопасности информации; постоянство, регулярность, многоуровневость процесса защиты;
* доминирование организационной составляющей; первоочередной акцент на организационные методы защиты информации, не требующие значительных капитальных вложений и приносящие максимальный эффект;
* доминирование аппаратных методов защиты информации над программными;
* предпочтение криптографическим методам защиты информации: шифрования, электронной цифровой подписи, функции хеширования;
* использование постоянно обновляемых антивирусных программ в нескольких режимах работы;
* применение современных комплексных межсетевых экранов, фильтрующих информацию на сетевом, транспортном и прикладном уровнях;
* принцип разумной достаточности, предусматривающий категорирование защищаемой информации изменения параметров защиты в зависимости от требуемого уровня безопасности.
Культурная и экономическая интеграция Дальнего Востока России в содружество стран АТР на основе открытого образовательного пространства
Вовна В. И., Львов И. Б., Морев И. А., Фалалеев А.Г., Шушпанова Л.С . Материал опубликован в сборнике материалов региональной научно-практической конференции Единая образовательная информационная среда. (Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2003. С. 62-63.)
Проблемы интеграции являются первостепенными во многих регионах мира. Области развития и сотрудничества, нуждающиеся в интеграционных изменениях разнообразны, и, в большинстве, связаны с интеграцией в образовательной области. Появление специалистов с необходимыми для этого навыками и знаниями возможно лишь при условии соответствующей политики в образовательной области или, другими словами, при условии построения совместного открытого образовательного пространства. Стремительное развитие новых информационных технологий открывает это поле для международной совместной деятельности педагогов.
Тесное общение студентов посредством сети Интернет между собой и с лучшими педагогами и учеными наших стран неизбежно принесет плоды в будущем. Начало такой деятельности можно положить устройством постоянно действующего международного студенческого Интернет - форума, посвященного естественнонаучным и гуманитарным проблемам человечества. Участвовать в такой конференции сможет каждый желающий, находясь у компьютера дома, в библиотеке. Развитием этой деятельности станет размещение на выделенных серверах национальных информационных и литературных источников, учебников, компьютерных тренажеров, мультимедийных материалов. После этапа накопления учебного и культурного материала станет возможным создание в сети Интернет международного виртуального образовательного "супермаркета", где можно будет "приобрести" дистанционно желаемое образование и закрепить его соответствующим признанным дипломом.
Открытое образование, в силу своих специфических черт - демократичности, вариативности и др. - приобретает все большую популярность в мире. Отработка и широкое внедрение технологий открытого образования в планетарном масштабе называют проблемой нового тысячелетия. Одной из международных организаций, провозгласивших решение ее своей задачей, является ЮНЕСКО.
Хорошей основой для строительства российского сегмента открытого образовательного пространства является деятельность Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), развивающего новые учебные программы для российских и зарубежных студентов, имеющего в своей структуре один из крупнейших в России университетский Интернет-центр, интенсивно развивающийся Тихоокеанский институт дистанционного обучения и технологий, первая в России кафедра Технологий открытого образования.
В ДВГУ разработана и внедряется концепция развития системы открытого образования (СОО). При разработке концепции авторы опирались как на зарубежный и российский, так и на свой опыт. В частности, авторы опирались на материалы ЮНЕСКО, полученную в ходе зарубежных поездок информацию, концепцию развития Системы открытого образования РФ, развиваемую РГИОО (Российским государственным институтом открытого образования) и РОУ (Российским открытым университетом), материалы ряда проведенных Минобразования РФ конференций.
Интеграция российской системы образования в общемировую должна пройти через ряд стадий. Одна из них - создание национальной системы открытого образования. С целью концентрации усилий по созданию Дальневосточного сегмента Российской СОО, на рубеже XX и XXI веков в структуре ДВГУ по решению Ученого Совета ДВГУ и при поддержке Министерства образования РФ создано специализированное подразделение "Открытый университет ДВГУ" (ОУ ДВГУ).
Понятие "Открытое образование" происходит из понятия "Открытое общество", введенного К. Поппером в работе "Открытое общество и его враги". Поппер определил открытое общество как антипод тоталитарного, или как такое, "в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения".
Можно кратко определить открытое образование как образование, готовящее человека к жизни в открытом обществе. Каким должен быть учебный процесс в системе открытого образования? Учебные заведения, интегрирующиеся в открытое образовательное пространство, часто идут разными путями. ОУ ДВГУ считает важными ряд специфических элементов учебного процесса:
* Индивидуальный учебный план (по дисциплинам). Студент СОО имеет возможность выбирать изучаемые дисциплины. При этом дисциплины федерального компонента для студента обязательны. Дисциплины регионального, вузовского компонента представляются студенту в избыточном количестве, с тем, чтобы он мог осуществить выбор, соответствующий его индивидуальной учебной программе.
* Индивидуальный учебный план (по срокам аттестации). Студент СОО имеет возможность выбирать сроки, необходимые ему для изучения дисциплины, дату аттестации. Студент не ограничен жестко сроками сессий, а имеет возможность самостоятельного планирования своего образовательного процесса. Это обустроено круглогодичными графиками устной аттестации (студент выбирает, в какой именно момент из предложенного графика он будет аттестоваться по данной дисциплине), письменными аттестациями в присутствии методиста в удобное для студента время с последующей проверкой работы преподавателем, компьютерное тестирование в присутствии методиста с сохранением результата тестирования и представления его преподавателю.
* Индивидуальный выбор формы освоения учебной дисциплины. Студент СОО имеет возможность выбирать форму изучения той или иной дисциплины (очную, заочную, дистанционную) в зависимости от его личного образовательного плана, возможностей и требований учебной программы.
* Индивидуальный выбор преподавателя. Студент СОО имеет возможность выбирать при изучении дисциплин курсы разных преподавателей. При этом курс должен быть аккредитован и признан вузом.
С развитием СОО, вероятно, появятся другие элементы, новое видение проблемы.
Принятая ОУ ДВГУ технология дистанционного обучения отличается от многих известных в России и за рубежом. В частности, отличия касаются технологии контроля и самоконтроля знаний, формы раздаточных учебных материалов. Основа их - компакт-диски, содержащие весь учебный материал с приложениями. Все учебные материалы сопровождены компьютерными тренажерами - деловыми играми - для самоконтроля знаний.
В настоящее время в ОУ ДВГУ по дистанционной технологии проходят обучение более двух тысяч студентов - заочников и более десяти тысяч студентов дневных отделений. Обучение ведется по месту жительства, с использованием ресурсов Интернет, электронной почты и материалов на CD - носителях. Студенты дневных отделений обучаются по 10-ти общеуниверситетским дисциплинам в компьютерных классах, изучая материал и тестируясь под наблюдением специально подготовленного персонала. Общение студентов с преподавателем происходит посредством электронной почты.
Развитие СОО предполагает наличие традиционных и нетрадиционных элементов:
* Подструктура поствузовской поддержки СОО;
* Подструктура трудоустройства выпускников СОО;
* Подструктура профессиональной ориентации абитуриентов СОО;
* Подструктура контроля качества и мониторинга образования.
Настоятельная необходимость их существования диктуется:
* Частым неоправданно длительным периодом трудоустройства и адаптации выпускников;
* Необходимостью "нетрадиционной", но необходимой для государства ориентации выпускников не на поиск, а на создание рабочих мест;
* Важностью межвузовского сотрудничества в планировании набора;
* Важностью помощи абитуриентам в выборе будущей профессии;
* Необходимостью развития системы объективного контроля качества образования выпускников учебных заведений;
* Необходимостью осуществления государственной политики контроля деятельности учебных заведений.
Успешное решение перечисленных задач возможно в настоящее время только на базе СОО, как наиболее технически оснащенной и динамично развивающейся структуры.
Работы по компьютерному мониторингу качества образования ведутся ДВГУ на основе результатов компьютерных тестирований. Количество дисциплин, по которым ведется компьютерный мониторинг успехов студентов ДВГУ - более 60-ти. Авторы концепции считают мониторинговые технологии не только инструментом отслеживания текущей успеваемости, но и важной ступенью к переходу на новый этап развития технологий управления качеством образования, основой деятельности подструктур трудоустройства и профессиональной ориентации.
Считая основными ценностями качество и свободу образования, Дальневосточный государственный университет опирается в построении СОО на следующие принципы:
* Открытость к национальной и мировой образовательным системам. Свобода конвертируемости кредитов, дипломов и квалификаций, присваиваемых выпускникам ДВГУ, и иных, разделяющих принципы открытости образования, российских и зарубежных образовательных учреждений. Свобода учащегося в выборе корпоративных образовательных ресурсов.
* Открытость и единство административной среды. Свобода корпоративного межвузовского использования административных информационных ресурсов. Свобода учащегося в межвузовском переводе и обучении.
* Открытость к формам и ступеням обучения. Свобода выбора учащимся формы обучения в каждой части учебных дисциплин. Свобода получения учащимся дополнительного образования с зачетом ранее сданной отчетности. Свобода опережающего обучения студентов и учащихся учреждений среднего образования.
* Открытость к потребностям развития региона. Свобода выбора направления обучения в соответствии с возможностями и потребностями региона. Свобода адаптации учебных программ для обеспечения образовательной поддержки развития региона.
* Открытость к индивидуализации. Свобода учащегося в выборе места, длительности, вариативной части учебного плана, языка и графика обучения. Свобода реализации и развития индивидуальных возможностей и потребностей учащегося. Отсутствие ценза на начальные знания, возраст, национальность, язык, вероисповедание учащегося.
* Открытость к контролю качества и технологиям обучения. Свобода выбора учащимся технологии контроля полученных знаний и умений. Независимость аттестации качества знаний. Доступность информации о качестве подготовки выпускников. Свобода учебного заведения в выборе образовательных технологий.
ОУ ДВГУ развивает в настоящее время технологии обучения, признанные многими ведущими педагогическими центрами - интернет-обучение, прокторинг, компьютерное тестирование знаний и др.
Прокторинг - технология, основанная на доверии. Она заключается в поручении (доверии) контроля знаний учащихся лицам, не являющимся штатными сотрудниками учебного заведения. Такими лицами могут быть работники администраций школ или предприятий, наиболее авторитетные учителя. В присутствии такого лица - проктора - происходит компьютерное тестирование знаний учащегося, а проктор ответственен за отсутствие посторонних влияний на результат тестирования и своевременную доставку результатов в учебный центр (по электронной почте). Прокторинг - неожиданность для России; его идеология, на первый взгляд, противоречит сложившемуся менталитету. Тем не менее, эта проблема разрешима, на что показывает опыт многих стран.
Одним из препятствий к развитию совместного открытого образовательного пространства является, по общему признанию, языковое. Как показывает опыт, эта проблема вполне разрешима. В настоящее время ДВГУ предпринял эксперименты по дистанционному обучению студентов - японцев русскому языку и российских студентов японскому языку. Экспериментальная технология включает Интернет-конференции, переписку по электронной почте, использование мультимедийного компьютерного тренажера для лучшего усвоения правил произношения. По-видимому, деятельность по дистанционному изучению языка и традиций должна быть первой ступенью вхождения в международное открытое образовательное пространство. Накапливаемый ДВГУ опыт станет хорошей основой для реализации провозглашенной здесь цели. В частности, сейчас в ДВГУ ведется проект создания мультимедийного учебного пособия для изучающих русский язык и культуру без языка-посредника и под дистанционным руководством, общающихся с преподавателем по электронной почте. Пособие пройдет апробацию в рамках договора ДВГУ и университета Васеда (Япония) о сотрудничестве в области образования.
Совместная деятельность педагогов и ученых по созданию открытого образовательного пространства поможет не только преодолеть проблемы и выявить достоинства наших образовательных систем, но и достичь высокой степени их взаимной интегрированности, способствовать повышению образовательного и культурного уровня народов.
Совместная Интернет-программа ДВГУ и университета Васеда. Российско-японский эксперимент по дистанционному изучению иностранного языка
Фалалеев А.Г., Бойко Н.Ю., Шнырко А.А., Лазарев Ю.В., Вовна В.И., Морев И.А. Материал опубликован в сборнике материалов региональной научно-практической конференции Единая образовательная информационная среда. (Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. 2003. С. 93.)
В сентябре 2000 года, ректорами ДВГУ университета Васеда (Япония) подписан договор о реализации образовательного проекта, предусматривавшего серию встреч студентов и преподавателей в режиме видеоконференций. Совместные программы ДВГУ и Университета Васеда реализуются в настоящее время с широким использованием растущих возможностей информационных и телекоммуникационных технологий.
Тематика первых видеоконференций предполагала скорее общение, чем обучение, поскольку качество связи было еще невысоким: Интернет-связь осуществлялась по проводным каналам через Москву. Это ограничивало масштаб и образовательные возможности видеоконференций. Тем не менее, для того времени программа была уникальной: ни один другой российский вуз не поддерживал регулярные видеоконференции с японским вузом, тем более такого уровня - Университет Васеда занимает первое место в рейтингах Японии.
По завершении программы оба университета признали результаты успешными и выделили средства на дальнейшее развертывание программы: общий бюджет проекта составил $150,000, из них $59,310 на 2002-2003 учебный год. Название новой программы - "Совместная экспериментальная образовательная программа по изучению русского и японского языка", продолжительность - 3 года (2002-2005).
Благодаря увеличению финансирования и развитию системы электронных коммуникаций ДВГУ, был достигнут прорыв в качестве связи. Для видеосеансов используется 10 Mbps канал компании "Ростелеком". Программное обеспечение: первоначально использовался CU-SeeMe, в процессе испытаний был сделан выбор в пользу BizMate. Помимо видеосвязи, поддерживаются режимы "классной доски", чата, совместного посещения веб-сайтов.
В течение каждого семестра 10 студентов ДВГУ изучают японский язык, 10 студентов Университета Васеда изучают русский язык. Для обеспечения высокого качества обучения, каждого студента сопровождает преподаватель. По итогам каждого семестра студентам вручаются сертификаты университета-партнера.
Немало проблем возникло перед международным коллективом, связанных с совместимостью применяемых в наших странах компьютерных программ. Решение таких технических проблем позволит значительно расширить эксперимент по внедрению технологий дистанционного обучения, шире использовать создаваемые в ДВГУ и в университете Васеда мультимедийные компьютерные пособия. Совместными усилиями Русской Школы и Открытого университета ДВГУ создается электронный мультимедийный тренажер для дистанционного изучения русского языка.
Реализация программы потребовала объединения усилий многих подразделений ДВГУ: Российско-Американский факультет, Открытый университет, Русская школа, Институт русского языка и литературы, Восточный институт, Интернет-центр. В работах широко используется опыт Российско-американского факультета и Открытого университета ДВГУ. Руководит программой первый проректор ДВГУ Б. Л. Резник, инициировал старт и развитие программы - ректор ДВГУ В. И. Курилов.
Российская система образования может гордиться этой международной Программой.
Примеры удачных систем СДО (конец XX века)
Natura duplex est causa causanti
- Двойственная природа - причина результата (лат)
Материал приведен (с сокращениями и дополнениями) по изданию: Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.

Важной моделью образования, которая стала развиваться в последние годы, является консорциум университетов (от лат. consortium - соучастие, сообщество). Это коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Консорциум университетов
* объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе ИТ,
* осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения,
* предоставляет как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, программы продолженного образования и подготовительные курсы для абитуриентов.
* дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум.
* позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов.
Значительный опыт развития этой формы накоплен в Австралии, где успешно функционирует консорциум "Открытое обучение Австралии" (Open Learning Australia - OLA - консорциум восьми университетов), предоставляющий возможность изучать курсы этих университетов с использованием информационных технологий слушателям:
1. курсов высшей школы;
2. аспирантских курсов;
3. программ продолженного образования;
4. подготовительных абитуриентских курсов.
OLA:
1. предоставляет поддержку как для университетов, так и для студентов.
2. осуществляет брокерскую связь между студентами университетами.
3. предлагает австралийцам независимо от возраста, места жительства и уровня образования изучать университетские курсы и получать ученые степени.
4. не имеет никаких условий и ограничений на количество студентов
Студенты OLA изучают курсы дистанционно, используя целый ряд средств: телевидение, радио, аудио- и видеозаписи, ПК и печатные материалы. Учебный год разбит на четыре периода Студенты могут обучаться как в течение одного, так и всех этих периодов и выбирать те курсы, которые они хотят изучать в соответствии со своими потребностями Тьюторы OLA могут дать совет по управлению процессом обучения студента.
OLA, совместно с телекомпанией АВС, создает аналогичные телепрограммы, демонстрируемые по АВС. Печатные руководства по методикам ДО создаются консорциумом UNILEARN.
OLA включает специальный магазин "Co-op Bookshop" (книга-почтой), предлагающий учебники и руководства по процессу обучения.
В деятельности OLA важное значение имеет сотрудничество с телекомпанией АВС, которая передает телевизионные и радиопрограммы, дополняющие курсы OLA. АВС консультирует OLA по производству нового теле- и радиоматериала.
Программы OLA разрабатываются так, чтобы не только достигать определенных образовательных целей, но и быть интересными Большинство программ представляют собой не просто записанные на пленку лекции, а беседы с экспертами или проведение занятий в обстановке или среде, способствующей обучению. Все программы, за исключением программ по иностранным языкам, имеют субтитры для глухонемых. OLA рекомендует студентам записывать теле- и радиопрограммы и использовать их при учебе.
Для целей исследования или обучения разрешается копировать части печатных материалов OLA (обычно до 10% каждой публикации), а также записывать телевизионные и радиопрограммы OLA Незаконными являются запись программ для другой цели.
Образовательные учреждения могут записывать телевизионные программы для образовательных целей при условии, что они будут вести у себя регистрацию числа сделанных копий и числа студентов, а также вносить плату за лицензию.
Просмотр телевизионных программ не обязателен. Весь важный материал, содержащийся в теле- и радиопрограммах OLA, дублируется в учебных печатных материалах
OLA предлагает университетские учебные курсы, охватывающие искусство, социальные науки, бизнес, технологии и прикладные исследования.
Учебный год в OLA делится на четыре 13-недельных учебных периода Большинство курсов - единичные, т. е. охватывают один учебный период. Стоимость их - $310. Двойные учебные курсы охватывают два учебных периода и стоят $610. Две учебные программы (по математике и статистике) являются исключением, каждая из них представляет собой единичную учебную программу, но обучение длится два учебных периода, что связано с количеством соответствующих телевизионных трансляций. Плата, взимаемая за каждую учебную программу, покрывает стоимость учебных материалов, библиотечный доступ, проверку работ и консультирование студентов, но она не включает стоимость учебников.
OLA не является университетом и не присваивает ученые степени. Однако многие университеты, входящие в OLA, присуждают ученые степени частично или полностью посредством обучения через OLA. Так можно получить степень в таких областях, как гуманитарные науки, бизнес, прикладные науки и информационные технологии и др.
Университеты, дающие возможность получения степени через OLA, засчитывают баллы за соответствующие учебные программы, пройденные в других университетах OLA.
Результаты предыдущего обучения могут засчитываться для получения степени через OLA. Это, например, учебные программы, уже изученные в каком-то традиционном или дистанционном университете, а также пройденные в системе продолженного образования. В OLA разработана соответствующая система трансферта.
Оценивание результатов в каждой учебной программе осуществляется соответствующим университетом и охватывает то же самое содержание и на том же уровне сложности, что и в случае традиционного обучения. Как правило, студент должен выполнить два задания и сдать один экзамен по каждой учебной программе.
Задания посылаются и возвращаются по почте, по факсу, по электронной почте. Все университеты гарантируют проверку и возвращение заданий в течение двух недель после их получения, некоторые тьюторы гарантируют возврат задании в течение 48 часов для студентов, имеющих доступ к факсу или электронной почте.
Экзамены проводятся в июне и ноябре ежегодно по всей Австралии. Чтобы гарантировать приемлемое для студентов время на поездку к месту сдачи экзамена, функционирует национальная сеть экзаменационных центров Детальная информация о датах и месте экзаменов предоставляется каждым университетом. Специальная договоренность может быть достигнута для студентов, проживающих в удаленных местах или имеющих проблемы со здоровьем. В этих случаях назначается преподаватель-экзаменатор (инвигилатор) для приема экзамена в удобном для студента месте и в удобное время
Тьюторы OLA помогают студентам решить, подходит ли им обучение в OLA или нет, Они также содействуют в выборе учебных курсов и дают советы по развитию навыков обучения, письменному выполнению заданий и подготовке к экзаменам.
Библиотеки университетов, осуществляющих поставку курсов через OLA, создали Информационную библиотечную службу открытого обучения (OLLIS - Open Learning Library Information Service), чтобы обеспечить студентам OLA доступ к библиотечным услугам. Как только студент зарегистрировался в OLA, он сразу получает специальное библиотечное руководство OLLIS и ваучеры для получения библиотечных услуг.
Обучение дистанционными методами бывает изолированным, и некоторые студенты испытывают потребность контактировать с другими студентами, для того чтобы обмениваться идеями, опытом или информацией. Для них OLA организует учебные группы - списки с именами и телефонами людей, проживающих относительно близко друг к другу.
В Австралии разработана схема отсрочек платежей за открытое обучение (Open Learning Deferred Payment Scheme - OLDPS) OLDPS была введена Федеральным правительством в начале 1994 года. Она позволяет студентам OLA, которые отвечают определенным критериям, отсрочить их регистрационные взносы в OLA на семестр (любые два последовательных учебных периода) путем получения займа от Правительства Содружества. Схема взносов за высшее образование (HECS - Higher Education Contribution Scheme) была введена в Австралии в 1989 году. OLDPS затрагивает только основную плату за каждую учебную программу. Плата за учебники или другие дополнительные услуги не может быть отсрочена
Этой схемой могут пользоваться следующие студенты:
1. граждане Австралии, и лица, постоянно проживающие в Австралии,
2. граждане Новой Зеландии, которые к моменту регистрации непрерывно живут в Австралии в течение двух или более лет,
3. обучающиеся по подготовительным программам и курсам продолженного обучения,
4. имеющие процент успешно сданных экзаменов должен быть не ниже 50%.
Форма займа представляет собой контракт между студентом и Содружеством и требует, чтобы студент начинал выплачивать заем через налоговую систему, как только его заработная плата превзойдет определенный уровень.
Разработана Схема финансовой помощи Правительства Содружества AUSTUDY, которая доступна студентам OLA AUSTUDY, предоставляет помощь студентам в возрасте 16 и более лет. Чтобы получить AUSTUDY, обычно нужно учиться полное время (не работать).
Примером успешной реализации модели консорциума университетов является Институт новых форм обучения (ИНФО). http://www.users.portal.ru/rao.info. Вузы-участники ИНФО - Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов. Московский государственный институт электроники и математики. Тульский государственный университет, Томский политехнический университет. Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Они объединились в консорциум для реализации услуг ДО. ИНФО создал систему региональных центров в России и Ближнем зарубежье.
Еще одна новая форма университетского образования - Телеуниверситет. Она основана на объединении ресурсов университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предполагает совместную работу независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав и ресурсы университетов.
Модель Телеуниверситета воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ. НТУ вошел в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук.
Обычно возникает вопрос: как смогло новое образовательное учреждение достичь такого быстрого прогресса? Самый короткий и простой ответ на этот вопрос - благодаря ИТ, а более развернутый ответ - благодаря объединению национальных университетских ресурсов и предоставлению возможности работающим инженерам и управленцам иметь доступ к ресурсам на рабочем месте в корпорациях и учреждениях, других университетах посредством крупнейшей в мире сети цифрового телевещания.
НТУ был создан в 1984 году под руководством доктора Леонела Болдвина из Государственного университета Колорадо и объединил ресурсы восьми университетов США для разработки, доставки и поддержания курсов ДО, предназначенных для профессионалов в области технологий и управления. Этот дистанционный университет со штаб-квартирой в Форт Коллинз (Колорадо) организован как неприбыльное учреждение, управляемое Советом попечителей, которые представляли главным образом высокотехнологичные корпорации. НТУ был аккредитован в 1986 году, когда он подготовил своего первого выпускника.
НТУ объединяет ресурсы многих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям.
НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Контроль деятельности сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию одновременно по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22 702 для университетских курсов и 2980 - для коротких незачетных курсов Зона, обслуживаемая внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, часть Канады, часть Мексики, часть Карибского бассейна. Возможно, наиболее впечатляющее развитие Сети НТУ наблюдалось в 1992 году в связи с переходом к цифровому компресс-видео (DCV). НТУ первым использовал эту новую телекоммуникационную технологию для образовательных сетей.
Так как основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации, то высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в Силиконовой Долине, Миннеаполисе, Чикаго, Бостоне, Вашингтоне.
Существуют два способа присоединения организации к Сети НТУ: присоединение всей организации и присоединение одной или нескольких рабочих площадок, принадлежащих определенной организации. Многие организации, представляющие крупные известные корпорации, выбрали первый способ присоединения к НТУ. Каждая из них может иметь неограниченное число площадок и оказывать существенное воздействие на управление университетом и на его программы путем участия в Исполнительном консультативном совете НТУ. Второй путь получения доступа к Сети НТУ избрали более 100 корпораций, правительственных учреждений и университетов.
Учебные планы НТУ состоят из учебных университетских программ и коротких незачетных курсов по разнообразным техническим и управленческим темам. Список учебных университетских программ НТУ включает технические и компьютерные науки, технологическое управление. Курсы проводятся в кампусах университетов - членов НТУ и передаются по Сети на рабочие площадки в США, Канаду и Мексику
В настоящее время НТУ предлагает программы, ведущие к получению степени магистра в 11 предметных областях. При обучении по программам, практически во всех областях (кроме двух - управление технологиями и дозиметрия) необходимые требования для получения степени могут быть полностью удовлетворены в результате доставки курсов с помощью спутниковой связи на рабочие площадки.
НТУ предлагает короткие незачетные курсы "Программы по передовым технологиям и управлению" (АТМР - Advanced Technology and Management Programs). НТУ отводит для них 6 часов на каждом из двух каналов для АТМР. В 1994 году более 100 тыс. человек прошли эти интерактивные программы. Потребители в лице корпораций и служб также используют курсы АТМР в записи на их площадках вне Северной Америки
Не меньшее значение, чем "технологическое ноу-хау" НТУ имеет его "организационное ноу-хау". Важным организационным достижением является совместная работа почти полсотни независимых университетов по интегрированным учебным планам
В 90-х годах начала развиваться и такая организационная форма образования, как виртуальные классы и виртуальные университеты
В этой образовательной модели реализуются потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа. В результате человек может получать обучение из многих источников. Эта модель позволяет осуществлять обучение на расстоянии и независимо от учреждения.
Эта модель столкнулась с трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитии, кампусов, кабинетов административных работников и актовых залов, он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, это означает большой прогресс на пути интернационализации и доступности образования.
В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет-университет CASO - http://www.caso.com. CASO, привлекая сотни аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает тысячи университетских интерактивных курсов в десятках предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др. Курсы доставляются посредством Интернет. Курсы могут быть зачетные и незачетные. Наиболее существенной является возможность получения в CASO ученой степени.
В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность виртуального университета Spectrum - http://www.vu.org. Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на WWW является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются там".
Учебный год в Spectrum разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др. Ведется работа по созданию новых курсов с учетом запросов обучаемых. Spectrum функционирует на принципах открытости, т. е. он не выдвигает никаких ограничений для зачисления на курсы. Регистрационный взнос в университете составляет 15 долл., уплатив которые можно изучить три курса. Spectrum имеет свой книжный Интернет-магазин. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания в интерактивном режиме. Популярно Chat Cafe Spectrum, где ведутся учебные дискуссии в реальном времени.
С 1998 года Spectrum выдает документы государственного образца в области дополнительного профессионального образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить только после успешной сдачи итогового экзамена.
НП "Открытый университет"
20 апреля 2001 года состоялось учредительное собрание российского некоммерческого партнерства "Открытый университет" (НП ОУ). Присутствовало 62 представителя образовательных и научных учреждений России. Главная цель НП ОУ - создание комплекса условий для предоставления образовательных услуг широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды открытого типа на основе федерального образовательного портала "Российский портал открытого образования" (www.openet.ru) в составе распределенных виртуальных университетов с виртуальными представительствами образовательных учреждений-членов НП ОУ.
Основные задачи НП ОУ:
* определение и закрепление принципов организации и функционирования системы открытого образования (ОО) в Российской Федерации;
* формирование организационно-управленческой структуры ОО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
* разработка нормативно-правового обеспечения ОО;
* организация подготовки кадров ОО;
* инвентаризация существующего и создание специализированного научно-методического и учебно-методического обеспечения ОО;
* укрепление материально-технической базы, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов;
* совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации информационных и образовательных технологий ОО;
* развитие международного сотрудничества в области ОО.

М А Н И Ф Е С Т
некоммерческого партнерства образовательных и научных учреждений РФ
"ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Признавая наличие общемировых тенденций к развитию открытого образования, глобализации и персонификации обучения, масштабного применения информационных и педагогических технологий дистанционного обучения,
Открытый университет призван содействовать появлению новой организационной системы получения знаний на основе Российского портала открытого образования, создающего условия реализации принципов открытого образования:
* когда формализованные знания предоставляются всем желающим и доставляется, как правило, на любое расстояние в соответствии с возможностями и потребностями обучаемого, где бы территориально он ни находился,
* когда в этот процесс активно включаются и традиционные университеты по всем формам обучения (очной, очно-заочной, заочной, экстернат и др.),
* когда имеющиеся формы обучения интегрируются в смешанную.
Открытый университет отмечает, что две мировые проблемы настоятельно требуют решения российским образовательным сообществом.
Первая проблема - это принципы вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Настоятельно требуется оценить с национальных позиций задачи ВТО в области профессионального образования: обеспечение доступности образовательных услуг, предоставляемые учебными заведениями; гарантии поставщикам услуг образования при создании их филиалов в любой стране; экспорт учебных продуктов и программ; инвестиции в зарубежные учебные центры.
Ныне существуют следующие способы доставки образовательных услуг (т.н. "транснациональное образование"): поставка услуг за рубеж (on-line-программы Интернет-обучения); потребление услуг за границей (обучение за рубежом); коммерческое присутствие (через СП); филиалы-кампусы базового вуза в других странах; образовательный франчайзинг; частичный зачет базового вуза по изученной программе в иностранном вузе; вузы-побратимы (совместные программы, двойное зачисление); корпоративные программы с зачетными единицами, полученными в иностранном (или базовом) вузе; поездки физических лиц (выезд на обучение) и др.
Вторая проблема - это интеграция России в европейское образовательное сообщество, которое активно создает условия для формирования глобальной системы образования на следующих принципах:
* введение двухуровневого обучения - бакалавриата и магистратуры;
* введение перезачетной и накопительной кредитной системы, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни", когда кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим;
* контроль качества образования аккредитационными агентствами с установлением стандартов транснационального образования;
* расширение мобильности учащихся, преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом и трудоустройств;.
* обеспечение трудоустройства выпускников на национальном и мировом рынке труда с признанием квалификации и повсеместным использованием Приложения к диплому, рекомендованного ЮНЕСКО.
Открытый университет считает, что российское научно-педагогическое сообщество должно четко определиться как в части условий и последствий вступления России в ВТО, так и в своем участии в общемировом образовательном процессе.
Открытый университет считает, что активное участие России в строительстве мирового образовательного пространства позволит российским образовательным организациям оценить свои возможности по приведению своих структур и действий к нормам, принятым и/или принимаемым мировым образовательным сообществом.
Открытый университет считает, что независимость и автономия университетов - основа того, что системы высшего образования и научных исследований разных стран будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.
Открытый университет считает, России необходимо модернизировать и развивать интеллектуальную, культурную, социальную и материально-техническую базу образования. Эта задача предполагает ликвидацию каких-либо межведомственных барьеров, требует расширения мобильности и сотрудничества.
Открытый университет - первое из российских научно-образовательных объединений - принимает обязательства следования принципам общеевропейского и мирового образовательного открытого пространства, способствующего получению профессионального образования в любое удобное для себя время в течение всей жизни.
Учащиеся должны иметь право войти в академический мир в любое время их профессиональной жизни и вне зависимости, как правило, от их предыдущей подготовки и территориальной принадлежности.
Студенты должны иметь доступ к диверсифицированным междисциплинарным программам, к знаниям по обучению иностранным языкам и использованию новых информационных технологий.
Открытый университет призывает образовательные и научные организации присоединиться к партнерству по вопросам транснационального образования, организации в сфере образовании обучения в течение всей жизни.
Открытый университет осознает необходимость сотрудничества по обеспечению качества образования и по признанию квалификаций, по принятию механизмов аккредитации/сертификации и оценки качества.
Открытый университет берет на себя функции гипер-провайдера образовательных Интернет-услуг российских и зарубежных университетов на базе Российского портала открытого образования.
Открытый университет призывает все российские вузы и научные организации объединиться для достижения этих целей, для усиления положения России в Европе и в мире.
Документ распространен 12 апреля 2004 г.
и опубликован www.openet.ru

КОНЦЕПЦИЯ
НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
"ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(в сокращении)
АННОТАЦИЯ
Концепция некоммерческого партнерства российских образовательных и научных учреждений "Открытый университет" (НП ОУ) (далее - Концепция) определяет цели создания и принципы построения, организации и функционирования информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации (ИОС ОО РФ).
Концепция соответствует основным положениям современной философии образования и определяет ИОС ОО как открытую систему.
ИОС ОО предполагает получение образования через целенаправленную, контролируемую, интенсивную, самостоятельную, творческую работу обучаемого в удобном для него темпе при свободном выборе учебной программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения, его места жительства и возможности обучаться на протяжении всей жизни по индивидуальной образовательной траектории.
Организационно-экономический механизм функционирования ИОС ОО выражается в гибком, модульном и распределенном обучении при всемерном использовании новых информационных и педагогических технологий с учетом комплексности, практической направленности, универсальности, демократичности, равноправности, административной и экономической самостоятельности, максимальной заинтересованности учебных заведений-членов НП ОУ.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Базовое учебное заведение (БУЗ) - образовательное учреждение, проводящее обучение по своим учебным планам и методикам и выдающее (при полном выполнении всех требований) документ об образовании (аттестат, сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом)
Виртуальное представительство учебного заведения (ВП) - типовой программный комплекс, реализующий типовой набор сервисных служб, обеспечивающих организацию учебного процесса через сеть Интернет по учебным программам базового учебного заведения
Виртуальный университет (ВУ) - типовой программный комплекс территориально-распределенной ИОС, включающий совокупность ВП с универсальным набором сервисных служб учебного назначения, а также реализующий ряд системообразующих функций, обеспечивающих объединение любого числа ВУ в единую информационную систему с общими каталогами и общесистемными инструментальными средствами
Дистанционное обучение (ДО) - совокупность сетевых, программных, информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса обучения, посредством синхронного или асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени
Информационно-образовательная среда (ИОС) - программно-технологическое, телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными средствами создания, администрирования и организации взаимодействия всех структурных элементов, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности
Открытое образование - гибкая система получения образования, доступная любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности обучения, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения
Портал открытого образования - WWW-система с настраиваемым персонифицированным интерфейсом, особенностью которой, наряду с традиционными признаками информационности, является возможность ведения и администрирования Интернет-обучения.
Сетевая технология обучения - система средств, методов и форм тиражируемой и эффективной реализации содержания образования на базе Интернет-технологий
Тьютор - преподаватель-консультант, сертифицированный базовым учебным заведением на право ведения учебного процесса по программам базового учебного заведения
Универсальная модель представления информации в образовательных системах - нормативный документ проекта, играющий роль корпоративного стандарта, определяющий профиль стандартов, типы и форматы образовательной информации, спецификацию полей и синтаксис представления информации на XML
Электронная библиотека - программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть полнотекстовых информационных ресурсов учебно-справочного и иного назначения со своей системой документирования, безопасности и формирования описаний ресурсов.

ВВЕДЕНИЕ
Движение современного общества к информационному, открытому находит естественное отражение в образовании, которое является зеркалом социальных и иных отношений, объективно существующих в обществе. Одной из новых форм на этом этапе развития общества явилось открытое образование, всемерное и максимальное использование новых информационных и педагогических технологий обучения.
Классическое формы получения образование в той или иной степени переживают кризис во всех странах мира:
* неспособность обеспечить всем желающим возможность получения необходимого им образования (территориальность);
* отставание получаемых знаний от уровня развития знаний и технологий (консерватизм);
* низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);
* специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении (локальность);
* не весь перечень специальностей может быть предоставлен желающим обучаться на конкретной территории региональными вузами (ограниченность).
Образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний практически сохранились в неизменном виде. Реальными шагами в решении этих проблем являются:
* создание единой образовательной информационной среды;
* использование открытых форм обучения;
* обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам.
При создании ИОС ОО должны быть в полной мере использованы:
* накопленные в общей и профессиональной школе научный, методический, кадровый и производственный потенциал,
* информационные ресурсы и технологии,
* опыт проведения дистанционного обучения,
* существующая телекоммуникационная инфраструктура и их организационные структуры.
Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний. Равноправный доступ к таким технологиям следует обеспечить на всех уровнях систем образования.
В мире идут глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные образовательные структуры открытого типа. Ведется поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно, образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь", - важнейшая проблема XXI века. Образовательные среды могут стать такими социальными институтами, которые были бы способны предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания, выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения.
Подобная среда может быть сформирована как консорциум (ассоциация) связанных друг с другом учебных учреждений, которая предполагала бы наличие информационно-педагогического пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ (способных удовлетворять запросы и потребности населения), возможность многомерного движения потребителя образовательных услуг в образовательно-профессиональном пространстве и создания для него оптимальных условий развития через обучение и профессионально-образовательный консалтинг в рамках единых технологических средств.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в образовательную практику принципов открытого образования и технологий дистанционного обучения.
Характерными признаками открытого образования являются:
* открытое поступление в высшее учебное заведение (политика "открытых дверей");
* открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);
* свобода в выборе:
* преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг);
* времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);
* места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
Выделяют три основных вида дистанционных образовательных технологий.
* Кейс-технология - учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор ("кейс", "портфель"), пересылаются (передаются) обучаемому для самостоятельного изучения и последующего периодического обращения за разъяснением к специально подготовленным преподавателям-консультантам (тьюторам или инструкторам) в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах или пунктах.
* TВ-технология - использование телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-консультантов по месту жительства обучаемых, по телефону, по сети Интернет;
* Сетевая технология - использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.
Модели учебных заведений, применяющих сетевые технологии обучения:
* Первая категория - базовая (локальная) модель, ориентированная на обеспечение потребностей отдельного учебного заведения (его филиалов и представительств) и не ориентированная, как правило, на интеграцию с иными учебными заведениями.
* Вторая - брокерская модель, фактически являющаяся организационно-технологическим объединением (ассоциацией, консорциумом) самостоятельных учебных заведений, работающих на добровольной основе и в рамках согласованных (единых) корпоративных стандартов.
* Третья - виртуальная модель, когда учебные заведения нового типа ориентированы на работу только в сетевой среде Интернет.
Вторая модель по условиям ее создания обеспечивает единый тип интерфейса всех категорий пользователей, универсальную структуру пользователей и их прав, единые форматы хранения информации, технологии работы и многое другое, что позволяет простыми средствами интегрировать накопленные в системе образования научно-методический, кадровый и производственный потенциалы, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования на основе:
* требований образовательного стандарта;
* общих педагогических, методических и технических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам;
* единой универсальной информационно-образовательной среды системы образования;
* рекомендаций международных или национальных стандартов и рекомендаций;
* объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие перспективной системы образования в целом;
* координации функционирования системы.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ
Главной целью создания ИОС ОО является максимальное удовлетворение потребностей обучаемых по самому широкому диапазону специальностей, уровней получаемого образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов, независимо от местонахождения как самого обучаемого, так и обучающего, образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием единых, типовых технологий, реализованных в среде Интернет.
Поставленная цель достигается путем построения единой территориально распределенной ИОС ОО на основе Интернет-портала, состоящего из региональных и специализированных виртуальных университетов, - Российского портала открытого образования (далее - Портала) как средства информационно-образовательной и универсальной инструментальной среды, обеспечивающей выход учебных заведений в мировое образовательное Интернет-пространство со своими услугами, продуктами и научными достижениями.
Портал является инструментом создания ИОС ОО с набором разнообразных педагогических сценариев и технологических карт ведения сетевого учебного процесса независимо от профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовых форм и форм собственности учебных заведений, открывших в нем свои Интернет-представительства.
В процессе создания ИОС ОО должны быть решены следующие основные задачи:
* разработка функционально-содержательной структуры Портала, технологии и механизма его наполнения, расширения и актуализации;
* разработка форматов представления различной информации в ИОС ОО, обеспечивающих совместимость с международными и национальными стандартами, спецификациями и нормативными документами;
* разработка архитектуры типового программно-дидактического комплекса "Виртуальный университет" (ВУ) как элемента распределенного Портала с отражением на нем интегрированной общесистемной информации (каталогов, списков и т.д.).
* разработка функционально-содержательной структуры ВУ, соответствующей всем уровням получения образования, отражающей их специфику и целевые группы пользователей;
* обеспечение независимости отдельного учебного заведения в рамках ИОС ОО в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической и образовательной политики;
* обеспечение любого учебного заведения типовым набором сервисных служб, обеспечивающих реализацию всех этапов процесса обучения, включая документирование хода учебного процесса;
* конфиденциальность информации, находящейся в виртуальном представительстве (ВП) каждого учебного заведения;
* автоматизация процесса каталогизации информационных ресурсов ИОС ОО и иных ресурсов на различных уровнях, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых учебным заведением, входящим в среду;
* создание возможностей профессионального общения и обмена опытом научных и педагогических кадров, независимо от их местонахождения или работы;
* обеспечение равноправности всех учебных заведений в части учебной, административной, маркетинговой и иной деятельности, направленной на обеспечение качественного проведения учебного процесса;
* разработка психолого-педагогического и валеологического обеспечения функционирования ИОС ОО;
* автоматизация сбора и представления статистических и иных интегральных показателей работы как всей ИОС ОО в целом, так и ее региональных и специализированных сегментов;
* разработка нормативно-правовых документов, системных соглашений и рекомендаций, а также экономических механизмов, обеспечивающих взаимодействие образовательных учреждений, входящих в ИОС ОО, через систему типовых документов (договоров, соглашений, положений), регламентирующих взаимоотношения с потребителями образовательных услуг, с другими учебными заведениями и техническими службами среды;
* создание ядра администрирования ИОС ОО (Консалтингового центра), обеспечивающего потребности административных и технических специалистов в части эксплуатации среды и получении дополнительной профессиональной информации и консультаций научно-педагогических сотрудников по методикам ведения сетевого учебного процесса, защите авторских прав и обмену опытом работы в ИОС ОО;
* обеспечение мониторинга состояния ИОС ОО и информационных ресурсов, находящихся в ней, сбор замечаний и предложений, а также формирования механизма ее совершенствования и самофинансирования.

3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Общие принципы
Создание масштабной распределенной ИОС ОО должно вестись на основе единых универсальных технологий работы и форматов данных, международных и национальных стандартов, нормативных и экономических механизмов при обеспечении учебным заведениям максимальной самостоятельности в реализации образовательных функций, а также в проведении методической, экономической и кадровой политики.
ИОС ОО должна обеспечивать:
* универсальность технологических процессов создания, хранения и использования учебно-методических и иных ресурсов, обеспечивающих ведение учебного процесса через сеть Интернет;
* инвариантность среды и технологий в отношении уровня и профиля образования;
* масштабируемость, допускающую наращиваемость ресурсов на различных уровнях портала;
* реализуемость учебного процесса на своих инструментальных средствах в полном объеме статуса вуза;
* проведение качественного сетевого учебного процесса на основе Интернет-технологий;
* создание и актуализацию широкого набора каталогов среды и разнообразный поиск по ним;
* создание, актуализацию и использование федерального парка автоматизированных лабораторных практикумов удаленного доступа;
* создание и внедрение в учебный процесс федерального фонда моделей технологических процессов и природных явлений;
* создание распределенного Интернет-магазина Портала для реализации учебными заведениями их научно-технической продукции - от книг до CD-ROM, программного обеспечения, разнообразных макетов и т.д.;
* формирование распределенных профессиональных сообществ;
* стимулирование материальной заинтересованности всех участников образовательного процесса (физических и юридических лиц);
* обеспечение самоокупаемости структур, ведущих учебный процесс в Портале.

3.2. Структурная организация
Построение Портала должно идти путем создания однородной структуры, состоящей из множества серверов с типовым программным обеспечением (ПО) "Виртуальный университет" (ВУ), ориентированных на работу в среде Интернет. Каждый сервер содержит виртуальные представительства (ВП) учебных заведений, создаваемые по инициативе учебных заведений на договорной основе.
Функционально ПО НВУ является самодостаточным и может функционировать без взаимодействия с иными компонентами ИОС ОО. Однако постоянная модернизация и обновление ПО, актуализация каталогов среды и иные общесистемные процедуры требуют проведения регулярных репликаций с административным ядром Портала - Консалтинговым центром (КЦ). В процессе такого взаимодействия происходит обмен данными, позволяющий в КЦ формировать статистические показатели работы и системные каталоги ИОС ОО.
Распределенный Портал трехуровневую структуру.
Уровень 1 - уровень учебного заведения (организации) - уровень ВП:
* создание, размещение (загрузка) ресурсов в БД, актуализация и предоставление пользователям полнотекстовых информационных ресурсов электронной библиотеки ВП конкретного учебного заведения (организации);
* формализованное описание ресурсов согласно требованиям стандартов, например, UNIMARC и рекомендаций IMS, IEEE;
* формирование учебных планов, групп учащихся;
* реализация и документирование учебного процесса;
* формирование разнообразных каталогов с возможностью сортировки и поиска по широкому спектру показателей.
Уровень 2 - уровень регионального или специализированного виртуального университета:
* хранение программных средств и БД ВП учебных заведений;
* формирование каталогов путем объединения каталогов отдельных ВП с возможностью сортировки и поиска ресурсов по различным параметрам;
* размещение информации регионального или специализированного значения.
Уровень 3 - федеральный уровень:
* формирование системного каталога с репликацией во все узлы второго уровня методических и аналитических материалов ИОС ОО, общесистемных ресурсов (профессиональные сообщества, экспертиза, сертификация, занятость и т.д.);
* обучение персонала, сбор и анализ замечаний пользователей;
* составление плана совершенствования и развития ПО и технологий работы на всех ее уровнях, включая внедрение открытых стандартов и спецификаций.

3.3. Разделение функций между федеральным и региональным уровнями ИОС ОО
Функции, реализуемые типовым ПО ВУ, разделяются на две категории:
1) обеспечение работы (ВУ);
2) выполнение общесистемных функций и организация взаимодействия в рамках ИОС ОО.
К первой категории функций относятся:
* формирование информации для размещения в открытой части ВУ (Новости, Контакты, Общая информация о проекте и т.д.);
* создание и удаление ВП образовательных учреждений в рамках ИОС ОО;

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign