LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* Создать и внедрить системы контроля успеваемости и анализа успешности обучения;
* Создать систему информационной безопасности СДО.
* Обеспечить обмен опытом в рамках научно-методических конференций и семинаров и его обобщение в инициативных НИР и публикациях;
* Обеспечить проведение конкурсов на разработку учебников и методик ДО;
* Организовать маркетинг ДО (реклама услуг, поиск организаций для сотрудничества, потенциальных обучаемых и т. п.);
* Принять участие в разработке ГОС связанных с СДО;
* Принять участие в развитии стандартизации и сертификации элементов дистанционного обучения в сотрудничестве с органами Госстандарта.
* Определить перечень учебных программ ДО первого этапа;
* Определить пункты ДО в территориях и их штат,
* Провести мероприятия по приему людей в штат ЦДО;
* Провести экспертизу работоспособности линий связи. Предпринять шаги к выяснению перспектив развития связи на территории;
* Провести тендер между компьютерными фирмами на предмет крупной закупки техники для ЦДО и представительств. Договор с фирмой должен быть долговременным характер и предусматривать как гарантийные обязательства, так и возможность отказа от услуг фирмы;
* Распределить траты средств на закупку техники на несколько этапов. Это повысит эффективность вложения средств и дисциплинирует поставщика;
* Приступить к реализации плана закупок;
* Определить круг необходимых учебных пособий и действия для их создания и приобретения (закупка, тиражирование, заказ на создание);
* Приобрести необходимые электронные пособия и тестирующий комплекс;
* Начать работы по самостоятельному созданию электронных учебных пособий;
* Определить ценовую политику и правила оплаты стоимости обучения. При этом следует ориентироваться на введение
* адаптированной к региональным условиям системы скидок,
* распределенности оплат по времени,
* дифференцированности оплат по достижениям (стимул повышения качества),
* распределенности оплат по услугам;
* Определить смету доходов и скоординировать ее со сметой расходов;
* Построить договорные отношения с предприятиями, нуждающимися в обучении и повышении квалификации персонала. Это наиболее перспективный путь развития контингента учащихся;
* Помните, что иногда руководство предприятий может не подозревать того, что вложенные в обучение средства окупаются разными путями. Научите этому сначала руководителей;
* Сформулировать условия обучения и требования к абитуриентам. Опубликовать условия в СМИ и региональных справочниках;
* Спланировать и начать долговременную рекламную кампанию. Рекламную кампанию следует делать целевой, ориентироваться на службы трудоустройства населения и крупные предприятия. Следует оснастить рекламные объявления и акции нестандартными деталями, привлекающими внимание целевой аудитории;
* Формализовать технологию набора учащихся на территории региона;
* Объявить набор учащихся;
* Создать круглогодичную систему набора и формирования "виртуальных" учебных групп студентов. Осуществить набор студентов;
* Начать учебный процесс.
* Вести мониторинг учебного процесса, внося оперативные изменения, основанные на опыте коллег и своих наблюдениях.
СДО: планирование развития
Проблемой технологизации современного информационного образовательного пространства занимались многие отечественные педагоги.
Н. В. СОФРОНОВА
При планировании организации обучения на основе СДО реализуются:
* стратегическое планирование;
* среднесрочное планирование;
* краткосрочное планирование;
* текущее планирование.
Предмет стратегического планирования:
* обоснование и планирование инвестиций для создания СДО;
* определение перспектив развития, связанных с потенциальным расширением номенклатуры специальностей подготовки и увеличением возможностей;
* совершенствование учебных планов и программ в связи с внедрением СДО.
Предмет среднесрочного планирования:
* определением всех возможных вариантов достижения результатов;
* оценка, и выбор вариантов достижения результатов;
* определение сроков;
* определение способов выполнения конкретных действий;
* распределение ответственности;
* обеспечение полномочий;
* обеспечение наличия ресурсов.
Предмет краткосрочного планирования:
* материально-техническое обеспечение СДО;
* создание дидактических средств СДО;
* создание программно-методического комплекса;
* разработка методик обучения по отдельным учебным курсам;
* обучение преподавателей, администрации и персонала;
* разработка правил функционирования и описание системных процедур по важнейшим направлениям деятельности.
Предмет текущего планирования:
* перенесением выполнения конкретных мероприятий на календарную основу;
* осуществление ежемесячных, еженедельных и ежедневных планов.
Такой многоуровневый подход к планированию позволяет установить взаимнооднозначное соответствие между иерархической системой целей осуществляемой деятельности и их выполнением, обеспечив комплексный системный подход.
СДО: контроль и коррекция развития
Подавая сигналы в рог,
будь всегда справедлив, но строг.
Козьма ПРУТКОВ
Контроль и корректирующие действия в СДО тесно связаны с другими этапами управления и заключаются в том, что по результатам контроля цели и планы применения ДО могут уточняться и корректироваться. То есть, контроль - это не только средство минимизации отклонений от цели, но и способ выявления ошибок в самих целях.
Организация контроля в СДО разбивается на несколько направлений, среди которых:
* контроль соответствия поставленным целям по критериям, выбранным в процессе целеполагания;
* контроль усвоения содержания обучения;
* контроль успешности обучения;
* контроль качества элементов СДО;
* мониторинг СДО - сбор данных о динамике СДО, прогнозирование ее параметров;
* контроль психолого-педагогических характеристик СДО.
В соответствии с этими направлениями на подсистему контроля СДО возлагаются задачи:
* диагностирование текущего и итогового уровня подготовленности обучаемых, степени сформированности у них профессионально-важных и личностных качеств;
* оценка организационного, методического, научного, психолого-педагогического, материально-технического и других видов обеспечения СДО;
* оценка деятельности преподавательского состава, качества преподавания, соответствия технологии обучения целям и содержанию подготовки;
* выявление проблем, причин и следствий снижения уровня качества обучения;
* стимулирование деятельности администрации, педагогов, обучаемых на достижение более высоких результатов;
* осуществление прогноза развития СДО.
На основе данных контроля проводится анализ результатов, целью которого является установление выполнения СДО ее предназначения. Направления анализа:
* соответствие дидактической эффективности СДО заданному уровню;
* соответствие материально-технической оснащенности решаемым задачам;
* организационный уровень развития СДО;
* уровень научно-методического обеспечения СДО:
* уровень программного обеспечения СДО;
* экономическая эффективность СДО;
* полнота и достоверность информации для контроля и мониторинга СДО.
На основании результатов анализа вырабатываются адекватные корректирующие воздействия, направленные на устранение выявленных отклонений и на развитие СДО.
Функции преподавателя СДО:
* контроль соответствия учебного процесса поставленным задачам;
* консультирование учащихся;
* проведение учебных дискуссий;
* контроль уровня усвоения учебного материала.
Оперативный контроль учебной деятельности - проблема СДО. При таком контроле, когда обучающиеся и преподаватели не видят друг друга, часто возникают ситуации:
* недобросовестность студента;
* неоперативность студента;
* плохая работа линий связи.
Борьба с ними - проблема руководителей территориальных представительств СДО. Наряду с традиционными, в СДО можно применять следующие методы контроля:
* компьютерное тестирование;
* метод рейтинговых оценок;
* кумулятивные методы (ИКИ),
а также проектно-коммуникативные методы:
* написание реферата по заданной теме в паре с коллегой или в составе группы;
* оценка работы коллеги;
* интервью с преподавателем;
* развернутая публичная самооценка.
При оценивании результатов тестирования в четырехбалльной шкале "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно" не удается добиться объективности, поскольку разные преподаватели один и тот же ответ могут оценить по-разному. Поэтому распространяются методики рейтинговых оценок, где итоговый балл формируется алгоритмически. Это привносит в учебный процесс и элемент соревнования.
Проектно-коммуникативные методы субъективны, основаны на дистанционном контакте участников учебного процесса. Они дают возможность преподавателям лучше узнать учащихся и уровень их подготовки. В силу своей субъективности, проектно-коммуникативные методы контроля не поддаются автоматизации, однако хорошо реализуются в условиях телекоммуникационной сети.
При создании раздела использованы материалы: Нестеров А. В., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Информационные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие, - СПб.: Издательство ООО "Книжный дом", 2003. - 340 с
СДО: учебный процесс. Условия обучения
Истина - это вовсе не то, что можно убедительно доказать,
это то, что делает все проще и понятнее.
Антуан де Сент-Экзюпери
Для ДО не всегда подходят гипертекстовые учебные пособия. Сам по себе, гипертекст не содержит средств организации учебного процесса, в нем отсутствует динамика. Навигация с помощью перекрестных ссылок более подходит для специалиста, знающего, какую информацию он ищет. Современные учащиеся более приучены к восприятию информации с телеэкрана, чем со страниц книг. Далеко не все умеют пользоваться учебником. Психологи говорят, что современный человек часто лучше воспринимает информацию в динамике (как акула).
Учебные фильмы для этого подходят, но, к сожалению, нужно создавать целую индустрию для их производства. Нужна армия квалифицированных сценаристов, которые не превратят учение в выслушивание скучных лекций. Пока мало примеров грамотно созданных, увлекательных и поучительных одновременно, учебных фильмов. Чаще в фильмах демонстрируются говорящие головы вперемешку с формулами и графиками, сперва привлекающими внимание, а потом отбивающими охоту к постижению знаний.
Сочетание динамики с разумными объемами передаваемой информации могут обеспечить компьютерные слайд-фильмы. В отличие от обычных слайдов, эти слайд-фильмы оснащаются мультипликацией, позволяющей организовать динамику показа, звуком, видео, гиперссылками, выходом в Интернет. Современные программные средства значительно упростили процесс их создания.
Как правило, учебный электронный слайд-фильм предназначен для сплошного просмотра, навязывает студенту логику изучения материала и ритм. Он не ориентирован на личность студента, предполагает пассивное поглощение информации.
Интерактивный слайд-фильм изготовить не сложно. Процедура его создания напоминает процедуру создания гипертекстовой структуры обычных электронных документов. Однако, несмотря на простоту создания, внедрение индивидуализированных и активных электронных слайд-фильмов в образовательную практику пока представляется делом будущего. Почему? Все дело в сценарии.
Сценарий слайд-фильма, претендующий на высокую степень интерактивности должен включать на каждом шаге выполнения возможность выбора из достаточного количества направлений дальнейшего просмотра. Все эти последовательно, шаг за шагом, выбираемые учащимся направления просмотра можно объединить в траектории - траектории обучения. Даже в небольшом учебном слайд-фильме, состоящем из трех-четырех десятков слайдов, траекторий может оказаться очень много (сотни). Все они должны быть проверены, согласованы и описаны - как соответствующие тем или иным потребностям учащегося. Оказывается, что объем этой проверочной и описательной работы может во много раз превысить объем работ по созданию обычного неинтерактивного слайд-фильма.
Говорят, хорош в обучении проектный метод, когда ученику предоставляется возможность самому разрабатывать слайд-фильм и показать его затем учителю для обсуждения. Организовать такое производство совсем просто, школьники и студенты с удовольствием этим занимаются. Совсем просто передавать учителю готовые проекты по электронной почте. Вот только тяжко педагогу - просмотреть и объективно разобрать по косточкам три десятка слайд-фильмов в течение нескольких часов - героизм.
Усвоение знаний является необходимым условием развития мышления, но далеко не любое усвоение и не любое владение знанием может оказывать развивающее воздействие на мышление. ДО во многом является личностно ориентированным обучением. Работа педагога здесь - не диктовать тексты и показывать картинки, а организовывать самостоятельную познавательную деятельность, учить конкретного студента самостоятельно искать и применять знания. Такое обучение называют развивающим
Студент СДО работает там, где есть доступный ПК. Общение его с преподавателем и коллегами происходит виртуально, посредством сети. Живое общение в полнообъемном ДО - редкость. А оно необходимо в учебном процессе. Очное общение заменяют видеоконференцией либо просмотром специально отснятых фильмов. Такое общение имеет свои преимущества - здесь студент свободен от агрессии собеседника, имеет возможность пересмотреть непонятный фрагмент или задать дополнительный вопрос в рамках регламента.
Что рота на взводы разделяется,
в этом никто не сомневается
Козьма ПРУТКОВ
Глава 05. Инструментарий для организации и ведения учебного процесса в Интернет
Длина нашей жизни - не в нашей власти.
Но в нашей власти ее глубина, широта и высота.
(из ресурсов Интернет)
Специализированные фирмы - производители инструментария для технологий ДО довольно высоко его оценивают в денежном эквиваленте, что часто не имеет прямой связи с качеством и функциональностью. За полной и оперативной информацией Вам следует обратиться на сайты фирм, адреса которых приведены в электронных Приложениях.
Приобрести готовый программный продукт для организации и сопровождения дистанционного образовательного процесса, а также грамотно его эксплуатировать могут лишь крупные учебные заведения. "Пиратских" версий такой продукции не существует в России по многим причинам:
* массовое внедрение дистанционных технологий обучения в России совпало по времени с началом работы ряда законодательных актов, направленных на борьбу с компьютерным "пиратством";
* фирмы - производители предусматривают обязательные акты обращения покупателя в фирмы для перерегистрации в процессе эксплуатации. В противном случае программные модули теряют работоспособность, там срабатывают так называемые запрограммированные "мины замедленного действия";
* образовательные учреждения, занимающиеся дистанционным обучением, вынуждены публиковать свою рекламу в Интернет, что делает нетрудным отслеживание "пиратских" версий программного обеспечения.
Можно попробовать создать такой инструментарий самостоятельно. В принципе, это под силу отдельному вузу. Однако при эксплуатации инструмента могут возникнуть проблемы:
* не вполне адекватный учет мирового опыта приведет к необходимости постоянной модернизации не только инструмента, но и той архивной информации, которая с его помощью создана и накоплена;
* слабость самозащиты инструмента (неизбежная при игнорировании опыта крупных фирм) приведет к частому его разрушению в результате "хакерских" атак;
* процесс интеграции в университетские консорциумы приведет к необходимости пользования всеми участниками единым инструментарием, и кустарь здесь неминуемо проиграет;
* рано или поздно, Ваши коллеги по внедрению дистанционных технологий справедливо потребуют, чтобы Ваш инструментарий был совместим с используемым ими;
* Министерство образования России не преминет директивным образом рано или поздно насадить в вузах единый инструментарий, а Ваш останется "не у дел",
и т.д. Вложить деньги в создание еще одного инструмента, несмотря на длинный ряд уже существующих, может только настоящий российский авантюрист.
Фирменного инструментария для организации дистанционного обучения на рынке существует много. В Приложениях приведен довольно длинный соответствующий перечень. Перенос этого инструментария в Российскую образовательную среду вызовет довольно много нареканий и, может быть отторжение в ряде случаев. Перечислим нежелательные черты известных инструментальных средств:
* иноязычный интерфейс рабочего места студента (довольно сложно понять иноязычный программистский жаргон людям далеким от программирования, а это основной контингент студентов - дистанционников);
* сложный интерфейс рабочего места преподавателя;
* необходимость периодических взаимодействий с фирмой - производителем;
* "закрытость" программных модулей (не всегда известно, какую информацию и кому передает по сети работающая программа в конкретные моменты времени);
* высокая себестоимость программных комплексов и их сопровождения.
Перечислять отрицательные черты иностранных программных продуктов (как и положительные) можно долго. Мы надеемся, что российские программисты в ближайшие год-два создадут полноценный программный продукт рассматриваемого направления.
Кстати, прецеденты существуют: уже долгое время такие уважаемые российские вузы как Московский университет экономики и статистики, Томский государственный университет, Московский государственный университет электроники и математики ведут дистанционный образовательный процесс с помощью самостоятельно изготовленного программного продукта. Существует продукт, созданный в Российском научно-исследовательском институте открытого образования (РГИОО), который внедрен в учебный процесс ДО нескольких десятков вузов.
Инструментарий для организации интегрированного обучения посредством Интернет
Vacabula artium explicenda sunt secundum definitiones prudentium.
- Технические термины должны объясняться
- в соответствии с определениями опытных людей. (лат)
Среди наиболее популярных в настоящее время инструментов в первую очередь следует выделить (Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.):
* WebCT - Построение карт обучающих курсов, совместное использование информационных ресурсов, проведение конференций, тестирование и оценивание
* Interactive Learning Network - Оценивание обучения, создание базы данных успеваемости, интерактивное ассистирование, дискуссии в реальном времени, групповое дистанционное обучение
* The Internet Classroom Assistant - Проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах
* The Learning Manager (TLM) - Построение карт учебных курсов, хранение мультимедиа учебных ресурсов, тестирование и оценивание студентов.
Некоторые авторы особенно популярными в российской образовательной среде считают продукцию фирмы LOTUS. Ниже мы приводим небольшую выдержку из [Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Титарев Д.Л., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Ярных В.В., Яхшибекян А.А. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / под общей редакцией Тихомирова В. П. // Изд-во МЭСИ, М. 2000 - 189 с.].
Сетевые информационные технологии компании LOTUS
Особую популярность в организации учебного процесса в Интернет завоевали два программных продукта компании LOTUS http://www.informika.ru/texn/friends/lotus}.
* Lotus Domino и Notes; система электронной почты, совместной работы и создания Web-приложений;
* Lotus LeamingSpace: платформа для дистанционного обучения.
Lotus Domino и Notes являются лидирующими программными продуктами в области систем электронной почты, совместной работы и документоориентированых баз данных. Lotus Domino и Notes представляют собой синтез следующих технологий:
* документоориентированная база данных;
* стандартные средства электронной почты;
* средства совместной работы на основе баз данных коллективного доступа для дискуссий, форумов и пр.;
* интегрированные визуальные средства для быстрой разработки Web-приложений, обеспечивающих интеграцию в режиме реального времени между внутренними источниками данных (реляционными базами данных, системами обработки транзакций и т.д.) и деловыми процессами;
* система тиражирования (реплицирования) данных;
* интегрированные средства защиты данных;
* групповые и индивидуальные средства календарного планирования и составления расписаний;
* Web-технологии и технологии Интернет/intranet;
* поддержка доступа мобильных пользователей к почте и приложениям.
Lotus Domino/Notes можно встретить в огромном количестве учебных заведений - как за рубежом, так и в России. Среди российских учебных заведений, активно использующих эту технологию, можно перечислить: Новгородский Университет им. Ярослава Мудрого, Ивановский Энергетический Университет, Московский Экономико-Статистический институт, Московский Гуманитарный Университет, Московский Международный Университет, Московский институт электроники и математики, Московский институт радиоэлектроники и автоматики, Московский государственный технический университет им. Э. Баумана. Таганрогский государственный радиотехнический университет, Брянский государственный технический университет. Уфимский государственный авиационный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Нижегородский госуниверситет, Казанский Государственный Технический Университет и многие другие. Lotus Domino и Notes являются основой коммуникационной инфраструктуры, инфраструктуры распределенных баз данных и серверов Web проекта Центра содействия развитию научно-техническому предпринимательству в высшей школе, объединяющей 12 регионов России.
Когда учебные заведения внедряют Domino/Notes, они с удивлением для себя обнаруживают, как этот продукт обогащает среду обучения, ускоряет административные процессы, дает новые средства преподавателям и студентам для обмена информации, работы и учебы.
Lotus LearningSpace - уникальная система для поддержания всего процесса создания и доставки учебных курсов с использованием современных информационных технологий и стандартов Интернет. LearningSpace поддерживает все аспекты среды для совместной работы преподавателей и студентов посредством следующих интегрированных модулей:
* Schedule (Расписание);
* MediaCenter (Хранилище курсов);
* CourseRoom (Виртуальный учебный класс);
* Profiles (Информация о преподавателях и студентах);
* Assesment Manager (Система оценки знаний);
* Course Management Tools (Средства управления и создания учебных курсов);
* Customization Libraries (Библиотеки настройки учебных курсов);
* Administration Tools (Средства администрирования);
* Lotus LearningSpace работает как приложение на сервере Lotus Domino. В качестве клиентской части и учащихся может использоваться либо клиент Lotus Notes, либо обычный Web-броузер.

Приносим читателям извинения за, несвойственную нашему изложению, перегруженность приведенной выдержки технической терминологией.
Получить подробную информацию о возможностях использования различных интегрированных обучающих пакетов, ознакомиться с демонстрационными версиями их применения, оговорить условия их приобретения учебным заведением и выяснить другие вопросы можно по следующим адресам:
Authorware. http://www.mocrornedia.com/software/authorware
CyberProf http://cyberpiof.uiuc.edu/mdex.html
DiscoverWare http://www.discoverware.com/Discoverware/home.html
Eventware Classroom. http://eventware.corn/products
FirstClass http://www.softarc.corn/
Interactive Learning Network http://www.courseinfo.com/
Internet Classroom Assistant. http://129.105.114.26/nicenet/ica/
The Learning Manager http://www.campuscon.com/frames/frstlok2.htm
Learning Space http://www2.lotus.corn/home.nsf/tabs/learnspace
Learning Web http://www.learning-web.corn/
Toolbook II Assistant http://www.asyrnetnx.com/products/toolbook2/assistant
TopClass http://www.wbtsystems.com/product/index.html
WebCT http://www.webct.com/webct/
Web Course in a Box http://www.madduck.com/wcbinfo/ucb.html
В электронных Приложениях можно найти дополнения к приведенному списку.
Инструментарий для организации и проведения асинхронных компьютерных конференций
Есть баррикады, по одну сторону которых пусто.
Станислав Ежи ЛЕЦ
Выступления участников асинхронных компьютерных конференций публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.
Соответствующий инструментарий позволяет осуществлять в ходе учебного процесса
* удаленное управление учебной дискуссией;
* тематическую организацию дискуссий;
* систематизировать публикуемые послания.
Приведем перечень сайтов, где можно почерпнуть более подробную информацию о конкретных инструментальных средствах [Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.]:
W3 Interactive Talk (WIT) http://www.w3.org/pub/www/wit/
WebBoard http://webboard.ora.com/
WebThreod http://www.emaze.com/wt-mfo.htm
Xaforum http://www.xa.com/forum.htm
Big Mouth Lion http://www.infohiway.com/bigmouthlion/
Futplex http://gewis/win.tue.nl/applications/futplex
InterBoard http://interboard.theforge.corn/
HyperNews http://union.ncsa.uiuc.edu.80/HyperNews
Message Board http://www.ichat.com/products/mb_10.html
NetForms http://www.moxum.com/NetForms
NetForum http://www.biostat.wise.edu/netforum/
В электронных Приложениях можно найти дополнения к приведенному списку.
Инструментарий для организации и проведения синхронных компьютерных конференций
Птичка рогами вверх означает "дизъюнкцию"
(из афоризмов офицеров Советской Армии)
Специальное программное обеспечение для проведения синхронных компьютерных конференций называют Chatware. Ставшее уже жаргонным среди программистов слово "чат" можно перевести на русский язык как "болтовня". Выступления участников синхронных компьютерных конференций, вопросы "слушателей" и ответы публикуются в Интернет в режиме реального времени
Среди наиболее популярных в настоящее время инструментальных средств для проведения синхронных компьютерных конференций можно выделить следующие [Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.]:
AtChot http://www.abbottsys.com/atchat.html
Conference Room http://www.webmaster.com/products/conferenceroom/index.html
HoneyCom http://www.honeysw.com/honeycom.htm
ICQ http://www.icq.corn
LOL Chat http://www.lolchat.corn
Microsoft Chat http://www.microsoft.com/ie/chat
Expressions http://www.eshare.com/products/ехрЗ.html
Interaction http://interaction.in-progress.corn
PowWow http://www.tribal.com/powwow
WinTalk http://www.elf.com/elf/wintalk.html
Rooms http://www.ichat.com/products/roomsf&b.html
Rendezvous http://rendezvous.visualtek.com
PumpKIN http://www.klever.net/pumpkin.html
PeopleLink http://www.peopleiink.com
В электронных Приложениях можно найти дополнения к приведенному списку.
Некоторые из этих средств ориентированы на передачу звуковых и видеофайлов. Это важно для ДО, однако, полноценное применение возможностей нока невозможно:
* мультимедийная техника относительно сложна в эксплуатации. Не всякий учащийся в состоянии быстро и надежно освоить технику самостоятельной эксплуатации;
* пропускная способность российских телефонных линий, в большинстве, невысока.
Мы надеемся, что эти два возражения вскоре перестанут быть актуальными для России. Уверенность в этом порождается и успехами технологий, и снижением цен на оборудование.
Инструментарий для организации и проведения дистанционных семинаров
Искусственный разум способен преодолеть
только искусственную глупость.
(из ресурсов Интернет)
Такие инструментальные средства имеют жаргонное название "групповер" от английского "groupware". Они позволяют:
* хранить информацию;
* управлять базами данных;
* разрабатывать совместные проекты;
* передавать послания посредством электронной почты;
* пересылать звуковые и видеофайлы;
* вести синхронные и асинхронные текстовые, аудио- и видеоконференции;
* выработать единый документ в процессе группового ДО.
Перечислим наиболее популярные "групповеры" (Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.):
* SuperTCP Suite - http://www.frontiertech.com/products/suite/ - электронная почта, совместная работа над документом, поиск информации, управление информацией, дискуссии.
* TeamWARE Office - http://www.teamw.com/teamware/products/tw5office.htm - электронная почта, составление учебных графиков, дискуссии, хранение и поиск документов
* TEAMate - http://www.mmb.com/ - сотрудничество в разработке и использовании документа, система управления процессом решения групповой задачи.
* WebShare - http://www.radnet.com/webshare/main_webshare.html - дискуссии, поиск и хранение информации, составление учебных графиков.
В электронных Приложениях можно найти дополнения к приведенному списку.
Инструментарий для проведения дистанционного контроля знаний
По-чукотски "вегетерианец" означает "криворукий охотник"
(из ресурсов Интернет)
Дистанционный контроль знаний - наиболее популярная тема для обсуждения на конференциях специалистов по ДО. Причин тому несколько.
Во-первых, в России тестирование долгое время было запрещено нормативными документами и, в результате, приходится догонять другие страны в этой технологической области. Многие страны давно перевели большинство массовых переводных, вступительных, квалификационных и иных экзаменов на тестовую форму. Во многих странах эта форма проверки знаний осталась архаичной, "бумажной", во многих - стала компьютеризованной.
Во-вторых, вокруг этой темы сконцентрировались, подобно свифтовским "остроконечникам" и "тупоконечникам", приверженцы антагонистических воззрений.
В частности, спорными являются многие вопросы технологии и идеологии тестирования:
* должен ли процесс тестирование приносить удовольствие студенту?
* обязательным ли результатом тестирования должно быть "моральное" удовлетворение?
* можно ли публиковать результаты тестирования?
* должен ли процесс тестирования носить соревновательный оттенок?
* следует ли ограничивать время тестирований?
* должен ли процесс тестирования быть поучающим?
* нужны ли психологические разгрузки в процессе тестирования?
* должен ли процесс тестирования опираться на личностно-ориентированную сюжетную линию?
* следует ли разрешать тестируемому вносить исправления в выполненные тестовые задания?
* следует ли выделять тестируемому лимит подсказок?
* должен ли процесс тестирования быть мягким, позволяющим тестируемому самостоятельно выбирать план действий?
* должны ли тестовые задания содержать элемент сюрпризности?
* эффективней ли для образовательного процесса в целом тестирование как ролевая игра или - тестирование как выбор ответа на вопросы из списков?
Авторы настоящего пособия склонны дать положительный ответ на все эти вопросы. Кстати, беглый анализ мировой литературы по технологиям тестирований и существующих тестовых комплексов, показывает, что обсуждение многих из этих вопросов присуще только педагогам-россиянам.
Большинство известных нам тестовых комплексов (в т.ч. и интернетовские) грешат многими неоправданными свойствами. Более всего выделяется "налет" специфики технического либо математического образования создателей. Чувствуется превалирование механистичного подхода к человеку, неприятие присущих ему качеств (настроение, усталость, темперамент, возраст, пол, национальность и пр.). А ведь в грамотном использовании человеческих качеств и заключается суть педагогических приемов, позволяющих ускорить и наполнить новым содержанием образовательный процесс! (Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, проблемы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.; Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты. - М.: Информ Пресс -94, 1995. - 220 с.).
Довольно много тестирующих комплексов существует на российском образовательном рынке. С описанием их и методологией их создания можно познакомиться в вышеназванных и многих других литературных источниках. Большей частью, российские изделия мало отличаются от того, что предлагают зарубежные фирмы - производители.
Сходя из нашей точки зрения, перечислим недостатки существующих обучающих тренажеров и тестирующих комплексов. Разобьем их на три группы:
1. Недостатки интерфейса учащегося (Интерфейс - грубо говоря, это то, что Вы видите на экране компьютера. Это переводчик, позволяющий Вам общаться с компьютерной программой и понимать результаты общения, не задумываясь о перекодировках и прочих технических тонкостях):
* отсутствие режимов самообучения;
* отсутствие соревновательного компонента;
* отсутствие сюрпризности и других психологических трюков для активизации внимания;
* однообразие представления информации;
* неоднозначность обозначений.
2. Недостатки интерфейса составителя тестовых заданий
* сложность освоения;
* большие затраты времени на ввод информации и конструирование заданий;
* сложности ввода графической информации;
* необходимость технического сопровождения;
* отсутствие анимационных средств;
* сложность редактирования тестовых заданий.
3. Недостатки интерфейса экзаменатора
* сложность освоения;
* отсутствие средств оперативного контроля успехов учащихся;
* отсутствие средств интегрального наблюдения за успехами группы;
* сложность сравнения результатов группы по разным дисциплинам.
4. Недостатки интерфейса руководителя учебного заведения
* сложность освоения;
* отсутствие средств систематизации и хранения результатов тестирований;
* отсутствие средств сопоставления успехов учебных групп по разным дисциплинам;
* невозможность оперативного контроля за успеваемостью студентов учебного заведения в целом.
Все эти недостатки, складываясь с техническими, характерны и для электронных учебных пособий.
Новые подходы к созданию сценариев тестирования развиваются, в частности, в Открытом университете ДВГУ. Созданные там игровые тестирующие комплексы давно стали популярными в школах Приморского края. На их основе ежегодно проводится более пятидесяти краевых и региональных олимпиад по множеству дисциплин, на их основе проводятся экзамены в школах. На основе деловой игры "Дидактор" в ДВГУ создано множество учебных пособий для системы ДО. Многие студенты-очники предпочитают проходить процесс обучения и контроля на компьютере. В 2003-2004 учебном году сервер классов открытого доступа ДВГУ зафиксировал более полумиллиона результатов тестирований студентов по нескольким десяткам дисциплин. Дальневосточный государственный университет по праву можно назвать одним из первых вузов России, столь масштабно внедрившим компьютерные технологии контроля знаний в учебный процесс.
Инструментарий для организации и проведения телеконференций
Когда ты говоришь с богом, это молитва.
Когда бог с тобой -- шизофрения.
(из ресурсов Интернет)
Для современного образования характерны новые черты. Среди них - использование в учебном процессе телеконференций. На базе технологий проведения телеконференций формируются специфические методы дистанционного образования.
Телеконференции, происходящие с непрерывным участием всех участников (в режиме онлайн) подразделяют на:
* Аудиоконференции,
* Аудиографоконференции,
* Видеоконференции,
* Анимационные конференции.
Проведение онлайн-конференций - занятие хлопотное. Особенно для сельской глубинки, где частый разрыв связи - традиция. Поэтому чаще устраивают офлайн-конференции, где участники обмениваются посланиями, на которые совсем не обязательно отвечать моментально. Офлайн-конференции работают непрерывно, в них можно участвовать в удобное для себя время.
Распространение в мировой образовательной среде получили конференции на базе электронной почты. Именно в ходе этих конференций можно не спеша обсудить проблемы, возникшие в работе, попросить помощи и совета у сообщества специалистов, узнать об эффективном опыте, "учиться на чужих ошибках".
Важно, что участие в постоянно функционирующих компьютерных конференциях позволяет также получить более точную и полную информацию о создании новых и разработке полезных Интернет - страниц по проблемам применения новых технологий в образовании.
Адреса фирм, производящих соответствующий программный инструментарий, приведены в Приложениях. Для квалифицированного суждения об их достоинствах и недостатках необходимо выйти за границы данного пособия, необходимо наличие специальных знаний и у читателей определенного опыта.
Часто инструментарий для организации телеконференций можно приобрести вместе с "железом", т.е. всеми необходимыми электронными приспособлениями в комплекте, например на выставках - ярмарках организуемых разными организациями в разных городах. Информацию о проведении таких мероприятий можно получить на сервере "Информика" - http://www.informika.ru .
Выбор наиболее эффективного инструментария для организации и ведения дистанционного учебного процесса
Стоимость жизни постоянно растет,
но спрос на нее не падает.
Кэтлин НОРРИС
В этом разделе мы процитируем несколько выдержек из книги [Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; Под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с ] полагая, что высказанные там положения наиболее адекватны ситуации.
В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.
Уже в течение нескольких лет специалисты подчеркивают, что, поскольку различные цели обучения могут успешно достигаться с помощью различных средств коммуникации (текста, графики, звука или видео), постольку выбор этих средств должен определяться содержанием, а не технологией.
Это означает, что в основе выбора технологий должно быть исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т. п.
В отношении телеконференций утверждается, что аудио-конференции наиболее эффективны при обсуждении абстрактных понятий; аудиографические конференции, в которых сочетаются вербальные послания и визуальный материал, подходят как для абстрактных, так и для конкретных обучающих упражнений; видеоконференции, в ходе которых осуществляется как аудио, так и визуальное взаимодействие, резко повышают эмоциональные составляющие процесса обучения.
Более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии.
В результате проведенного недавно специального обследования использования технологий различной стоимости в учебных курсах были построены соответствующие технограммы зависимости между затратами на технологию, уровнем ее интерактивности и временем использования в учебном курсе.
Анализ этих технограмм привел к заключению, что чаще всего такие дорогостоящие технологии, как традиционное "лицом к лицу" обучение или современные технологии видеоконференций, используются в образовании без учета реальных целей курсов и потребностей во взаимодействии между преподавателем и учащимися.
Различными исследователями неоднократно подчеркивалось, что во многих учебных заведениях очень нерационально расходуются финансовые средства, поскольку дорогостоящие технологии типа традиционного обучения, телеконференций, спутникового телевидения применяются тогда, когда цели обучения могли бы быть достигнуты и на базе таких требующих относительно небольших затрат технологий, как видеокассеты, компьютерные обучающие программы, аудиоконференции и др.
Результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При выборе технологии важно исследовать вопросы относительно того, что будет более эффективным: затрачивать средства на дорогостоящие технологии или, выбрав менее дорогие технологии, направить дополнительные средства на разработку учебного материала.
Вполне возможно, что при условии глубокой и детальной разработки учебного курса его цели могут быть достигнуты и на базе недорогих информационных технологий, что приведет к значительному результату при сокращении затрат, т. е. к повышению эффективности образования.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
Быстрое развитие большого спектра информационных технологий делает возможным и необходимым при выборе технологий не останавливаться на какой-либо одной, а стремиться к оптимальному сочетанию целого ряда различных технологий.
Детальная разработка учебной среды на базе разнообразных информационных технологий является основой гибкого открытого обучения, при котором каждый обучаемый со свойственными ему образовательными предпочтениями выберет подходящую ему совокупность технологий, построит свою собственную траекторию обучения.
Наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.
Использование нескольких информационных технологий в учебном курсе, так называемый мультимедиа подход к выбору технологий, представляется актуальным потому, что при взаимодополнении различных технологий возможно проявление синергетических эффектов, т. е. может произойти качественное усиление результата образования, резкое повышение его эффективности вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Ubi non norma legis, omnia quast pro suspectis habenda sunt.
- Где нет норм права, там все должно рассматриваться с подозрением.
(правило римских юристов)
ПРИЛОЖЕНИЯ
У бога добавки не просят.
Сергей ДОВЛАТОВ
В приложениях приведены выдержки из монографий, статей, а также материалов опубликованных на официальных сайтах. Во всех случаях приведены ссылки на источники, где можно найти исходные авторские тексты. Более полные материалы можно найти на прилагаемом к пособию компакт-диске.
Красть мысли у одного человека - плагиат.
У многих - научное исследование.
(неизвестный автор)
Защита образовательной информации в условиях сетевого обучения
(выдержки из книги Кречетников К.Г. Теоретические основы создания креативной обучающей среды на базе информационных технологий для подготовки офицеров флота. Моногр. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - 360 с. Материал сокращен и адаптирован)

В условиях, когда всё большая часть информации переводится в электронную форму, в этой форме хранится, обрабатывается и передаётся, особое значение приобретают вопросы обеспечения целостности, сохранности и безопасности информации. Ввиду глобальной коммуникабельности мир стал очень тесен, а следовательно, информационно опасен. Специальная правительственная комиссия США по компьютерной безопасности еще в 1994 году назвала угрозу информационного противоборства "главным вызовом безопасности в этом десятилетии, а возможно, и в следующем столетии".
Опыт показывает, что практически каждый компьютер, подключенный к глобальной сети Интернет, несколько раз в неделю сканируется, зондируется и всячески прощупывается на предмет поиска наиболее слабых мест в системе защиты как специальными службами, так и хакерами-любителями.
В феврале 2000 года сразу три крупных американских университета оказались невольными сообщниками хакеров, атаковавших их основные Web-сайты. Хакеры наводнили эти сайты посланиями из сети Интернет, которые вывели главные компьютеры-серверы из строя и сделали невозможным доступ к ним другим пользователям.
Под защитой информации понимается обеспечение:
* конфиденциальности - невозможности открытия информации посторонними лицами;
* аутентификации - гарантированной идентификации (определения происхождения, опознания) источника информации;
* целостности - невозможности уничтожить, подменить, повторить информацию;
* неотказуемости - невозможности для посылающей стороны отказаться от факта создания и передачи информации.
Под безопасностью информации понимают такое состояние хранимых, обрабатываемых и передаваемых данных, при котором невозможно их случайное или преднамеренное получение, изменение или уничтожение. Остроте проблемы обеспечения безопасности способствуют как общий прогресс информационных технологий, так и постоянное противоборство нападающих и защищающихся.
Безопасность информации может быть нарушена в результате:
* случайных воздействий природной среды (урагана, землетрясения, пожара, наводнения и т. п.);
* целенаправленных воздействий нарушителя (шпионажа, разрушения компонентов информационной системы и т. д.);
* внутренних возмущающих факторов (отказов аппаратуры, ошибок в программном обеспечении, недостаточной подготовки персонала и т. д.).
Создание образовательной среды, техническим ядром которой является корпоративная сеть, требует и создания системы обеспечения безопасности, так как:
* корпоративная сеть имеет несколько территориально разнесенных частей, связи между которыми могут находиться в ведении внешнего поставщика сетевых услуг, выходя за пределы контролируемой зоны;
* корпоративная сеть может иметь одно или несколько подключений к глобальной сети Интернет;
* в каждой из частей корпоративной сети могут находиться критически важные серверы, в доступе к которым нуждаются работники, базирующиеся в других частях, мобильные работники и, возможно, сотрудники сторонних организаций и другие внешние пользователи;
* для доступа пользователей могут применяться потребительские устройства, использующие, в частности, беспроводную связь;
* в течение сеанса работы пользователю приходится обращаться к нескольким информационным сервисам, опирающимся на разные аппаратно-программные платформы;
* к доступности информационных сервисов предъявляются жесткие требования, обычно выражающиеся в необходимости круглосуточного функционирования;
* информационная система представляет собой сеть с активными агентами, то есть в процессе работы программные компоненты, такие как аплеты или сервлеты, передаются с одной машины на другую и выполняются в целевой среде, поддерживая связь с удаленными компонентами;
* не все пользовательские системы полностью могут контролироваться администраторами организации;
* конфигурация информационной системы постоянно изменяется (меняется состав пользователей, их привилегии, версии программ, появляются новые сервисы, новая аппаратура и т. п.);
* сеть имеет разделяемые (общие) ресурсы, доступ к которым может быть сравнительно легко получен с любого устройства, подключенного к сети;
* выявлено немало погрешностей в системе безопасности основной сетевой операционной системы Windows NT, включая ее обновленные версии.
Проблему обеспечения безопасности информации рассматривают с точки зрения принципа системности. Данный принцип требует, чтобы обеспечение безопасности информации представляло собой регулярный процесс, осуществляемый на всех этапах жизненного цикла средств информационных технологий при комплексном использовании всех средств и механизмов защиты. При этом все средства и механизмы, используемые для защиты информации, объединяются в систему обеспечения безопасности, которая должна обеспечивать многоуровневую защиту информации не только от злоумышленников, но и от пользователей и обслуживающего персонала.
Система защиты информации - это совокупность технических, программных средств и целенаправленных мероприятий по обеспечению безопасности информации. Хорошо продуманная, системно построенная и досконально соблюдаемая политика защиты позволяет избежать появления трещин в фундаменте корпоративной сети, избежать потери или утраты информации вследствие несанкционированного доступа. Система должна быть защищена от ошибок и даже злонамеренных действий её операторов, удобна в эксплуатации и, по возможности, "прозрачна" для конечного пользователя.
К системам защиты информации и ее элементам предъявляют требования:
1) надёжность; система защиты должна надежно обеспечить безопасность информации на протяжении заданного времени;
2) стойкость; способность системы защиты противостоять специально организованным вторжениям извне, сохраняя при этом свою работоспособность;
3) экономичность; создание и эксплуатация системы защиты должны осуществляться с минимальным расходом материальных и сетевых ресурсов;
4) удобство для пользователей (принцип невидимости защиты); механизмы защиты информации не должны создавать дополнительные трудности законным пользователям сети;

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign