LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* отсутствие научно обоснованных рекомендаций и управленческих решений,
и пр. Российской системе образования, по всей видимости, предстоит пройти путь к открытости, по которому идут много лет авторитетные образовательные системы. Итак.
* Поддерживая провозглашенные ЮНЕСКО принципы развития системы образования;
* Разделяя деятельность правительства России по формированию национальной системы открытого образования, как фактора, имеющего решающее значение для всех направлений развития России;
* Считая основными ценностями качество и свободу образования,
* Осознавая социальную значимость внедрения в сфере образования новых технологий,
ряд крупных российских вузов определил приоритетом своего развития - построение системы открытого образования (СОО).
СОО: двадцать принципов
И даже самый малый из миров
в своем движеньи бесподобен
Вильям ШЕКСПИР
Среди принципов построения СОО обычно указывают следующие
1. Открытость к национальной образовательной системе. Свобода участия в национальных образовательных ассоциациях.
2. Открытость к мировой образовательной системе. Свобода участия в межнациональных образовательных ассоциациях.
3. Свобода участия в объединениях образовательных, промышленных, научных, общественных и других организаций, когда это не оговорено Законом.
4. Открытость к формам и ступеням обучения, свобода их выбора учащимся и свобода их смены.
5. Свобода конвертируемости кредитов, дипломов и присваиваемых квалификаций.
6. Свобода использования корпоративных информационных ресурсов.
7. Свобода корпоративного использования административных ресурсов.
8. Открытость и единство административной среды.
9. Свобода межвузовского перехода учащихся.
10. Свобода опережающего получения образования с зачетом ранее сданной отчетности.
11. Свобода выбора учащимся направления образования.
12. Свобода выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории.
13. Открытость учебных программ к потребностям развития региона, обеспечение образовательной поддержки развития региона.
14. Открытость к индивидуализации образования (гуманизм, толерантность).
15. Свобода выбора места, длительности, языка и графика обучения, вариативной части учебного плана
16. Свобода реализации и развития возможностей и потребностей учащегося. Отсутствие ценза на начальные знания, возраст, национальность, язык общения, вероисповедание.
17. Открытость к контролю качества образования.
18. Независимость аттестации качества.
19. Свобода выбора технологии контроля ЗУН.
20. Открытость информации о качестве ЗУН выпускников.
Судя по литературным источникам, сейчас Вы впервые увидели все эти принципы вместе.
Для реализации этих принципов в вузах создаются специальные подразделения - Открытые университеты и институты, Отделы открытого образования. Одно из препятствий открытости - нормативная нерешенность вопроса о том, какое же учебное заведение выдаст диплом студенту, реализовавшему свои права? Путь его устранения - создание договорных отношений между организациями, официально действующими в открытом образовательном пространстве. Когда таких договоров заключено достаточно много, отношения упрощаются путем создания ассоциаций, где действуют единые правила выдачи дипломов.
Такие организации созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске, Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке и др. Координирует их деятельность на федеральном уровне Российский государственный институт открытого образования (РГИОО, директор - д.ф.н. В. И. Солдаткин). Информация о формировании СОО - на сайте www.informika.ru
СОО: достоинства
Если взять один кирпич - мало толку в нем.
Джанни РОДАРИ
Большинство читателей этих строк учились и в вузе и помнят, как иногда хотелось им
* заменить одну дисциплину другой.
* углубить свои знания по какому-либо из разделов.
* посещать занятия иных преподавателей,
* иметь свободный график обучения и сдавать экзамены в удобное время.
* выучить иностранный язык изучая какую-либо дисциплину на этом языке.
* окунуться в атмосферу иностранного вуза, пообщаться с его студентами.
* учиться в двух вузах одновременно,
* учиться так, чтобы учеба, работа и личная жизнь не мешали друг другу,
* получить два диплома по разным специальностям оптимально быстро,
* учиться медленнее или быстрее, сдавать сессии опережающими темпами,
* иметь возможность выбрать и гарантированно заранее знать будущее свое рабочее место, готовиться к работе именно там.
Это все возможно при обучении в системе открытого образования. Открытое образование - это образование, не привязанное к конкретному вузу. Студент, для получения документа об образовании, должен выполнить учебный план под руководством тьютора, которого он сам себе и выбрал при поступлении в СОО. Тьютор поможет студенту определиться, какую дисциплину и с каким преподавателем лучше осваивать, в соответствии с пожеланиями, возможностями и наклонностями.
После выбора курсов и преподавателей, студент оплачивает услуги СОО и приступает к учебе. Учеба разбивается на стадии по согласованию между студентом и тьютором, и может прерываться на продолжительные сроки либо идти ускоренным темпом.
Сданная студентом отчетность (кредиты и т.п.) в разных комбинациях является основой для получения нескольких дипломов. Вопрос о том, дипломы каких учреждений получит студент, помогает решить тьютор в рамках Устава СОО.
СОО: дюжина различий курсов
...а тошнит не того, кто врет,
а того, кто слушает.
Г. ОСТЕР
Одни и те же учебные курсы разных преподавателей СОО различаются, несмотря на общность названий, следующими характеристиками:
* насыщенностью консультациями,
* близостью центра к месту жительства студента, т.е. доступностью очных консультаций,
* насыщенностью учебным материалом,
* интересностью и привлекательностью,
* типом консультаций, используемым инструментарием для их организации и проведения,
* технологией приема отчетности,
* языком,
* стоимостью,
* продолжительностью,
* приближенностью к практике,
* признанием отчетности в тех или иных учебных заведениях,
* перспективой получения рекомендации преподавателя для занятия престижного рабочего места,
и др. Можно указать и другие различия. Опираясь на свои пожелания и известные различия курсов, студент СОО осознанно строит свою образовательную траекторию под руководством тьютора.
СОО: десять задач в области общего среднего образования
1. Профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров по месту жительства в рамках соответствующих программ.
2. Повышение квалификация педагогических кадров по выделенным дисциплинам.
3. Подготовка школьников к сдаче экзаменов экстерном.
4. Подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля.
5. Помощь школьникам в углубленном изучении разделов школьной программы или дополнительных учебных дисциплин.
6. Помощь в диагностике и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках по дисциплинам школьного цикла.
7. Ведение курса школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени.
8. Помощь школьникам в выборе своей будущей образовательной траектории.
9. Помощь органам управления территориями в трудоустройстве школьников.
10. Организация образовательных региональных и межрегиональных и международных образовательных и культурных проектов.
Несомненно, с развитием СОО этот перечень расширится.
Более подробную информацию можно найти на портале www.openet.ru и в книге Солдаткин В. И. Основы открытого образования. - Т. 1, 2. / Ответ. редактор В. И. Солдаткин. - РГИОО. - М., 2002.
Переход к открытости образования в России
Кому язык послушен, тот часто молчит.
Станислав Ежи ЛЕЦ
Система дистанционного образования в России является переходным этапом к установлению Системы открытого дистанционного образования.
Переход к открытости образовательной системы влечет добавление к вышеназванным принципам еще нескольких, провозглашенных международной организацией ЮНЕСКО http://www.unesco.ru . Все они, кроме одного, являются вполне естественными для России. Например, касающиеся терпимости к различиям национальностей, партийных принадлежностей, пола, вероисповеданий и пр.
Но один из принципов - краеугольный, декларирующий именно открытость - совершенно непривычен для существующей в России системы образования. А именно:
* человек волен и имеет право обучаться разным образовательным курсам в разных учебных заведениях, на разных языках и в разных странах. и получить в результате полноценный диплом об образовании.
Конечно, для России это не новость, но и далеко не массовое явление, как, например, для США, где образовательная система направлена на открытость.
Открытость отнюдь не предполагает снижения качества образования. Скорее наоборот.
Построение в России системы открытого образования должно пройти через технические этапы и этапы интеграции:
* построение региональных систем дистанционного образования;
* разработка правовой базы для интеграционных образовательных проектов, касающейся не только Закона об Образовании, но Кодекса законов о Труде;
* объединение региональных систем дистанционного образования в университетские ассоциации и консорциумы;
* завершение "интернетизации" страны;
* построение международных университетских консорциумов;
* разработка и принятие международных правовых документов об образовании.
И, конечно же, не следует забывать об эксперименте. Экспериментальное внедрение открытости доверяется университетам, зарекомендовавшим себя высоким качеством образования выпускаемых специалистов, имеющим международный авторитет и крепкие связи с университетами многих стран на основе долговременных проектов и контрактов.
Правовой фундамент для системы открытого дистанционного образования
Ficio legis neminem laedit.
- Юридическая фикция никому не причиняет вред (лат)
Создание глобальной системы открытого дистанционного образования должно опираться на специфический правовой фундамент. Интеграция образовательных структур предполагает не только обмен опытом и сотрудничество в сфере конкретных программ, но и развитие этого фундамента.
Что это за фундамент? Нельзя ли обойтись без него? Почему он так необходим? Почему Министерство образования России вот уже несколько лет не решается ввести официально открытую дистанционную форму обучения, в то же время активно собирая Всероссийские и Международные конференции посвященные ей?
Представьте ситуацию. В вузе, много лет выпускавшем специалистов на платной основе (как-то формально названной) по очной форме обучения, возникает новая форма - дистанционная. Хозяйственник видит в этих формах всего два отличия:
* ДО надо внедрять и на этом этапе будет масса хлопот и неизвестных затрат;
* ДО значительно дешевле и для вуза, и для студента.
В обоих отличиях хозяйственник видит скрытую угрозу материальному благополучию вуза.
Как бороться с проблемами, несомыми первым отличием, примерно понятно: во-первых можно надеяться на министерство, у которого можно, в конце концов, получить научно-методические либо финансовые средства, во-вторых можно объединиться с соседями в ассоциацию и тем самым сэкономить, в-третьих - в руках ректора есть немало средств поднятия "бескорыстного энтузиазма" ППС.
Второе отличие представляется более грозным. Диплом ведь выдается одинаковый при любой форме и технологии обучения.
Студенты, в массе своей, обычные люди - им выгоднее учиться в более дешевой форме и их массовый переход, естественно значительно нарушит финансовую картину вуза. С другой стороны - при снижении оплат за обучение количество обучающихся станет больше. И это внушает хозяйственнику некоторый оптимизм.
Как быть со вторым отличием? Первое, что приходит в голову - восстановить запись в диплом формы обучения выпускника. Но это не решает проблемы поддержания очной формы, поскольку российская система найма на работу не ориентирована законодательно на приоритеты образования.
Вот простая мысль. В отличие от США, где работодатель обязан принимать на работу претендента с более "дорогим" дипломом (т.е. с более высоким официальным рейтингом), в России очередность приема на работу мало зависит от престижности выдавшего диплом вуза либо формы обучения претендента.
Российский Закон не регламентирует эту ситуацию, не защищает права выпускников вузов. Именно здесь, на наш взгляд "зарыта собака". Именно поэтому дистанционная форма обучения принята практически везде, кроме России.
Поэтому, предполагаемая правовая база обязательно должна включать акты, защищающие и оговаривающие права выпускников при поступлении на работу в зависимости от качества диплома (оценок) и престижности (рейтинга) выпустившего его образовательного учреждения. Принятие таких актов должно сопровождаться созданием региональных комиссий, ведущих мониторинг качества образования и устанавливающих таблицы рейтингов учебных заведений, учитывающих форму обучения.
Теперь перейдем к проблемам внедрения открытого образования. Открытое образование - развитая форма дистанционного образования.
Открытое образование - это когда учащийся обучается разным дисциплинам одновременно в разных учреждениях, в разных странах и на разных языках, неограниченное время. Какой диплом он получит? Того вуза, где он сдал большинство дисциплин или того, где защитил диплом? Или это будет какой-то особенный диплом, выдаваемый уполномоченной министерством комиссией?
Каков будет рейтинг этого диплома в официальных таблицах ведущих держав мира, не говоря уже о России?
Заданные здесь вопросы очерчивают некоторую схему правового фундамента, его скелет. Мы надеемся, что изложенное будет способствовать созданию названного фундамента, без которого буксует не только развитие дистанционного и открытого обучения в России, но и интеграции Российской образовательной системы в общемировую.
Структурные изменения. Семь шагов управленческого плана создания СОО
Я представляю себе открытое общество
как общество, открытое улучшениям.
Дж. Сорос
"Открытие" российской образовательной структуры, ее интеграция в общемировую, повлечет структурные изменения. Они будут связаны с решением главных вопросов, стоящими перед проектными группами, экспериментально внедряющими у себя элементы открытости образования:
* какой диплом должны получать выпускники системы, учившиеся одновременно в нескольких образовательных учреждениях?
* как контролировать качество специалиста, участвующего в учебном процессе в разных частях Света одновременно?
* каким образом будут контролироваться потоки средств, выплачиваемых учащимися учебным заведениям посредством Интернет, минуя таможенные барьеры?
и т.д.
Какие структурные изменения должны произойти в российской образовательной структуре при дальнейшем внедрении Интернет - технологий, при переходе ее на новый качественный уровень интеграции и открытости?
Можно ли управлять этими структурными изменениями? Делая соответствующие предположения и прогнозы, большинство авторов не осмеливаются их конкретизировать, высказывая лишь самые общие и, во многом, очевидные замечания.
Предполагаемый структурный переход слишком сложен и многогранен, чтобы предвидеть его результаты в тонкостях. Наиболее подходящим научным аппаратом для этого случая является известная теория диссипативных структур, развиваемая многими научными группами мира.
Мы не будем здесь вдаваться в тонкости теории, отметим лишь, что понятие диссипативной структуры является одним из наиболее общих для современной физики. В частности, под понятие диссипативной структуры подпадают не только материальные объекты (напр. человек, человеческое общество), но и "не материальные" - информационные потоки (т.е. то, чем заполнена Интернет).
Одним из важнейших понятий теории диссипативных структур является "флуктуация" - локальное отклонение состояния некоторых элементов структуры от нормы.
Следует принимать во внимание, что множественность предпринимавшихся неудачных попыток вызова направленного структурного перехода образовательной структуры России говорит о
* значительной устойчивости рассматриваемой структуры и ее разнородности;
* существовании не удовлетворяющегося структурой потока социальных заказов;
* непримиримости и неиссякаемом трудолюбии российских чиновников в деле борьбы с объективными законами природы.
Общим для всех этих попыток является то, что авторы и проводники перестроечных образовательных проектов заранее представляли и планировали конкретный конечный результат.
Такой детерминистский подход исключает роль неконтролируемых событий, т.е. случая, но именно случайные процессы, как показывает физика диссипативных структур, играют наиболее значительную роль в структурных преобразованиях.
Анализ закономерностей, выявленных теорией диссипативных структур в неживой и живой природе, показывает, что целенаправленная деятельность по реализации структурных переходов (и даже в образовательной среде) возможна.
Деятельность, направленная на достижение такой цели, должна строиться на довольно непривычных подходах и принципах.
Во-первых, следует с самого начала отказаться от излишне конкретных представлений об ожидаемом результате и сконцентрироваться на выделении черт, которые бы Вы не хотели видеть в результате своего труда.
Во-вторых, следует придерживаться совершенно необычного плана управленческой деятельности:
1. Создайте условия для возникновения в управляемой Вами среде значительного количества флуктуаций. Нужно ее дестабилизировать. Рецепт здесь прост: следует изменить объемы материальных и информационных потоков, пронизывающих структуру, например, приказов.
2. Немедленно начинайте всестороннее изучение возникающих флуктуаций и выделите среди них наиболее подходящих, на Ваш взгляд, претендентов на выживание.
3. Произведите корректировку потоков так, чтобы выбранные Вами претенденты оказались в выгодном положении, по сравнению с конкурентами.
4. На время предоставьте систему самой себе.
5. Проверьте жизненность своих взглядов - протестируйте своих протеже на предмет устойчивости процесса их роста и размножения: неожиданно на краткое время отмените режим благоприятствования.
6. Если Ваши протеже оказались неконкурентоспособными в отсутствии Вашей помощи, меняйте свои взгляды и возвращайтесь к п.2.
7. Если же выбранные Вами флуктуации выжили и разрослись, изучите и зафиксируйте величины пронизывающих их потоков. Здесь от Вас потребуется твердость и мужество, ибо при этом Вы неминуемо станете противником собственного управленческого аппарата.
Это абстрактный план. Его конкретная реализация в конкретной управленческой ситуации сложна и требует индивидуального рассмотрения, анализа.
Успехи теории диссипативных структур вселяют надежду, что подробный анализ проблемы поможет выработать и более конкретные рекомендации.
По-видимому, частью черт будущей Российской образовательной структуры станут:
* распределенность (децентрализованность управления);
* усиление влияния телекоммуникационных технологий в управлении, хранении, обучении;
* усиление влияния на учебный процесс компьютерных технологий самообучения и самоконтроля знаний;
* вынос учебного процесса из аудиторий на рабочие места и в места жительства учащихся (расширение доли дистанционного образования);
* значительные изменения в характере преподавательского труда, перепоручение значительной части рутинной составляющей его компьютеру;
и др. Естественно, что следует остерегаться здесь безоглядности. Да российские педагоги этого и не позволят. Неосторожность во внедрении новых технологий может привести к выхолащиванию из учебного процесса многого из того, чем славна Российская образовательная система.
Уместно здесь привести известный парадокс. Американские управленцы иногда признаются, что считают для себя близкой к идеалу образовательную ситуацию в России 50-х - 60-х годов двадцатого века.
Именно тогда выпускники российских школ и вузов сделала грандиозный технологический и научный рывок. Именно тогда и учебные программы, и общий настрой российских педагогов наиболее способствовали прогрессу общества.
Нововведения в российской школе, произошедшие за последние два десятилетия - гуманитаризация учебных планов, снижение требуемых уровней специальных и естественнонаучных знаний - вместе с сопутствующими политическими процессами негативно повлияли на технологический и научный прогресс в России.
Можно долго говорить и о российском дореволюционном гимназическом образовании, далеко обошедшем в своем качестве образование многих стран и сформировавшем внушительную часть мировой когорты нобелевских лауреатов.
Странно, но противопоставление естественного и гуманитарного циклов в российских и американских образовательных учреждениях в ущерб первому продолжается. "Умом Россию не понять", а прагматичные американцы предпочитают нововведениям приглашение к себе на рабочие места готовых российских специалистов.
Таким образом, налицо парадокс управления образованием: американцы хотят переломить ситуацию, но не могут, а россияне - могут, но не хотят.
А, может, Интернет - породивший реструктуризацию управления образованием и новые качества учебных программ - станет панацеей, даст решение этого парадокса?

Управление образованием и Интернет. Мониторинговые технологии
Дети враньем мир творят
Взрослые враньем миром управляют
(неизвестный автор)
Согласно концепции управления образованием выдвинутой авторами [2], "...для новой образовательной системы, возникающей в процессе преодоления мирового кризиса образования, характерны следующие основные черты.
Расширение самого понятия образования путем снятия его отождествления с формальным школьным обучением и трактовки любой деятельности, которая имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков, как образовательной
В новой системе функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школа; важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия.
В основе новой образовательной системы - современные компьютерные и телекоммуникационные технологии хранения, обработки и передачи информации, которые дополняются традиционными информационными технологиями.
Для новой образовательной системы характерно становление и утверждение рыночных механизмов, формирование и развитие рынка образовательных продуктов и услуг.
Глобальность - отличительная черта новой образовательной системы и процессов ее становления.
Новая образовательная система возникает как система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания непрерывного образования человека в течение всей его жизни
Такая характеристика возникающей новой системы образования выявляет чрезвычайную сложность и противоречивость процессов ее становления и развития Их ход во многом зависит от того, насколько эффективные методы будут применяться в управлении этими процессами".
Для того чтобы эффективно управлять сложной системой, необходимы оперативные сведения о ее состоянии, необходимо наличие методов анализа ситуации, планирования и прогноза.
В небольшом регионе, в таком, где все населенные пункты легко достигаемы из столицы, проводить и контролировать управленческие решения относительно не сложно. Иное дело - Россия, где расстояния и бездорожье "удачно" сочетаются со столь специфическими характерными (см. гл. 2) чертами образовательной структуры.
Ситуация изменилась с появлением Интернет.
В условиях быстрого расширения множества информационных технологий, стремительного развития инструментальных средств важной задачей управления технологической составляющей современного образования является МОНИТОРИНГ развития компьютерных и телекоммуникационных технологий, т. е. сбор и актуализация информации о разработке новых технологий и их использовании в образовании.
В качестве основных источников информации для проведения такого мониторинга можно выделить следующие:
* Информация на Web-страницах организаций и специалистов в области образования, основанного на НИТ.
* Участие в почтовых компьютерных конференциях по проблемам образования, основанного на НИТ.
* Традиционные и электронные журналы, посвященные проблемам обучения, основанного на новых технологиях
Информация, размещенная на следующих Web-страницах, может оказать существенную помощь при мониторинге технологий, применяемых в современном образовании:
* Страницы Информики: http://www.informika.ru;
* Страницы Российского НИИ информационных систем: http://www.riis.ru;
С одной стороны, исчезают географические рамки образовательных учреждений, с другой - действующие комитеты и комиссии по образованию получили мощные рычаги воздействия на направления и качество образования. Аккумулируя и анализируя сведения об успехах учащихся и выпускников учебных заведений, они создают общую картину (ведут мониторинг) образования в подведомственных регионах и, демонстрируя ее в Интернет потенциальным абитуриентам и работодателям, оказывают решающее влияние на региональные образовательные рынки.
Открытое образование в школе
Человек, который почувствовал ветер перемен,
должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен КИНГ
Для чего открытость в школьном образовании? Для чего школьнику выбор - какую дисциплину и на каком языке изучать, к какому учителю на занятия идти? К чему приведет этот выбор?
Парадокс: школьная программа последних лет упростилась, а труд учителя усложнился. Одной из причин этого является, придуманная лет тридцать назад каким-то великим экономистом нормировка оплаты труда учителя. Отсюда - увеличение численности учащихся в классе. Учитель потому не справляется с освещением всего учебного материала и научением, что материал сложен, а потому, что класс переполнен. Даже в 2001-2003 годах, когда господствовало "эхо" снижения рождаемости, руководители образованием, действуя нормативно, продолжали сокращать все, кроме наполняемости классов. Учебное время больше тратится на замечания, чем на объяснения материала. Нельзя одновременно продуктивно и быстро учить больше 7-8 учеников.
Учителя задыхаются, школа плодит удивительную поросль. Многие родители пытаются исправить ситуацию и ищут нешкольные пути образования для своих детей. Если семья живет в городе - она найдет пути. А как быть в селе, где хороших лишних учителей нет? А если и в интернат приличный (физико-математический, экономический ...) - огромный конкурс? А если родители растят вундеркинда и желают, чтобы чадо побыстрее закончило школу и университет? Здесь - область развития СОО.

Виртуальный колледж
Первый час, который дала нам жизнь, укоротил ее.
СЕНЕКА
Университеты являются гарантами реализации конституционных прав граждан на получение образования и ведет обучение как по образовательным программам, так и по избранным дисциплинам.
Гражданин, не имеющий аттестата о среднем образовании, не может стать студентом вуза. Так говорит Закон. Но ничто не мешает гражданину самостоятельно или с чьей-то помощью изучать отдельные вузовские дисциплины и тренироваться сдавать экзамены. Благо, что учебных дисциплин, доступных школьнику, в вузе предостаточно - около десятка. Результаты тренировок могут быть зафиксированы и, впоследствии, при поступлении гражданина в вуз, зачтены. Важно, чтобы тренировки шли в том же режиме, что и сдача экзамена студентами вуза, а регистрация результатов была объективной.
Такую возможность - пользоваться учебниками и оборудованием, консультироваться и официально регистрировать результаты своих тренировок - даст школьнику региональная СДО. Она же гарантирует объективность оценки знаний с помощью компьютерного тестирования. На базе СДО можно вести ДО и по школьным дисциплинам, если университет-организатор СДО имеет такое законное право.
Школьники могут учиться в ВК так же, как и студенты-дистанционники. Они выберут дисциплины для изучения, получат учебные и методические материалы. Обучение избранным дисциплинам является платной образовательной услугой.
В случае успешного завершения обучения избранной дисциплине, учащийся учреждения общего среднего образования получит об этом сертификат установленного образца. При этом он, в соответствии с законодательством, не обязательно должен быть студентом.
При наличии выданного в ВК сертификата, студент считается успешно прошедшим обучение по избранной дисциплине и получает об этом отметку в зачетной книжке и экзаменационной / зачетной ведомости. При этом, естественно, у студента освобождается много свободного времени, которое можно использовать для получения второго образования либо для научной или трудовой деятельности.
Раньше сядешь - раньше выйдешь.
(пословица)
Технология обучения избранным дисциплинам определяется утвержденным ректором Положением о дистанционном обучении студентов. Победители общеобразовательных олимпиад получат льготы при оплате услуг ВК.
Востребованность услуг ВК станет выше с ростом популярности получения двух-трех дипломов одновременно и ускорения обучения для скорейшего получения специальности.
Глава 04. Система дистанционного обучения. Подробности
Все прелести твои благообразно
Пусть защищает платья бастион,
У тайного соблазна свой закон:
Где тайны нет, там не ищи соблазна.
КАМПОАМОР, испанский поэт
В основном тексте настоящего пособия описаны достоинства и недостатки дистанционного обучения (ДО), его краткая история и перспективы. Здесь мы сконцентрируем внимание на информации, которая важна для создателей систем дистанционного обучения (СДО)
СДО: доставка учебных материалов
Чувствуя, как расправляются крылья на локтях и на кончиках пальцев,
они вдруг погружались в новый воздушный поток,
и прозрачная осенняя река стремительно несла их к цели.
Рэй БРЭДБЕРИ
Согласно технологии дистанционного обучения (ДО), личность преподавателя должна быть максимально исключена из учебного процесса и заменена учебными пособиями. Материалы для пособий ДО различаются по виду, наполнению и форме.
1. Различие по наполнению заключается в том, сведения из какой учебной дисциплины использован для создания данного материала, а также сколько сведений и какие сведения вошли в материал.
2. Различие по форме заключается в том, какая форма использована для представления учебного материала:
* монолог - авторский текст, аудиозапись, видеофильм;
* диалог - специально организованная интерактивная беседа студента с преподавателем посредством электронной почты или более развитых средств;
* деловая игра, - в которой участвуют несколько студентов и преподаватель, в т.ч. семинар или интерактивный компьютерный тренажер.
3. Различие по виду заключается в том, на каком носителе представляются материалы:
* Дискета,
* CD-диск,
* Аудиокассета,
* Видеокассета,
* Виртуальный источник (материал получается из сети Интернет),
* Бумага,
* Бинарные (тринарные, тетрарные) учебные пособия - взаимосвязанные комплекты пособий типа "книга + компьютерный диск + видеокассета + аудиокассета".
Технологии доставки учебных материалов являются существенным элементом СДО. Можно выделить шесть технологий доставки:
1. Интерактивное телевидение:
* маломощное - действующее на территории от 10 до 20 квадратных миль;
* замкнутое - действующее в рамках одного университетского комплекса;
* микроволновое - действует в радиусе 25 миль;
* кабельное - информация доводится до потребителей через кабельные системы.
2. Телекоммуникационные сети:
* локальные,
* университетские,
* региональные,
* общенациональные и международные глобальные,
в совокупности образующие единое информационное пространство. Этот вид включает электронную почту, электронные доски объявлений, гипертекст, но не включает интерактивные технологии с передачей видеоизображения в режиме on-line;
3. Компьютерные телекоммуникационные сети, где происходит обмен мультимедийной информацией, проходят видеоконференции, работают диалоговые системы типа
* ICQ,
* MS NetMeeting,
* NetsCape Conference.
4. Сеть типа "ТВ-Информ". Технологии "ТВ-Информ" основаны на включении информации в основной сигнал глобального телевизионного вещания. Эта информация доставляется в любую точку страны и мира. Прием информации производится от обычной телевизионной антенны с помощью специального модема. Эта технология обходится в десятки раз дешевле, чем Интернет, и может стать одной из основ развития федеральной СДО. К недостаткам технологии относят односторонность, поскольку информация в обратную сторону передается иными стандартными способами.
5. Обычная почтовая либо курьерская доставка,
6. Телефонная и селекторная связь.
В будущем, возможно, большая часть российских образовательных программ будет осуществляться по технологиям ДО. Тогда возникнет настоятельная необходимость организации унифицированной сети районных центров ДО, где собиралась бы информация учебных программ и велась бы подготовка местных кадров.
При этом, если следовать целям экономическим, унифицированный центр будет обеспечивать программы не одного вуза, как это делается сейчас, а всех вузов, реально действующих на данной территории.
Так будет, пока стоимость космической связи (сетевой, телефонной, телевизионной) не снизится до таких пределов, что станет бессмысленно организовывать технически оснащенные территориальные центры ДО.
СДО: штат, тьюторы, преподаватели, сотрудники ... Сколько их требуется?
Бойцов любят.
В. Э. ОСУХОВСКИЙ
Штат ЦДО отличается от штата традиционного учебного заведения. В зависимости от специфики в штат ЦДО входят разные специалисты. Там должны быть:
Совет, возглавляемый председателем, состоящий из:
* ведущих сотрудников ЦДО,
* привлеченных специалистов.
Дирекция
* Директор.
* Референт, ведущий сайт ЦДО и осуществляющий связи со СМИ и партнерами, осуществляющий подбор кадров как для ЦДО, так и для территориальных представительств.
Отдел хозяйственный
* Руководитель.
* Водитель.
Отдел учебный
* Руководитель.
* Делопроизводители, готовящие договора, ведущие учебную документацию, личные дела учащихся и базы данных.
Отдел тьюторский
* Руководитель.
* Тьюторы, могущие быть по совместительству заместителями деканов факультетов вуза или сотрудниками отделов кадров предприятий - партнеров.
Отдел маркетинга
* Руководитель.
* Маркетологи, ведущие мониторинг образовательной ситуации, координирующие и осуществляющие набор студентов с помощью сотрудников представительств.
Отдел производственный
* Руководитель, контролирующий заключение и выполнение авторских договоров на создание наполнения учебных пособий.
* Редакторы.
* Инженеры, техники, создатели тиражей продукции.
Отдел научно-методический
* Руководитель.
* Методисты, разработчики учебных материалов, создатели новых видов учебных материалов, представляющие ЦДО на научно-методических конференциях.
Отдел технический
* Руководитель.
* Инженеры - наладчики оборудования ЦДО и территориальных представительств.
Библиотека
* Руководитель.
Территориальные представительства
* Руководитель, организующий работу представительства, набор студентов, маркетинг образовательных услуг.
* Методист, реализующий технологию доставки учебных материалов и документов, компьютеризованный учебный процесс, прием отчетности, виртуальные консультации, связь студентов с тьютором.
Иными словами, для функционирования ЦДО необходимы специалисты не менее двух десятков направлений. Совмещать обязанности они смогут только на начальной стадии.
Тьютор - центральная фигура СДО. Это специалист, на котором лежат обязанности:
* сопровождение учебного процесса;
* личная переписка со студентами;
* формирование "виртуальных" учебных групп;
* знакомство преподавателей со студентами;
* знание личных дел и проблем всех учащихся;
* поездки по представительствам и знание всех местных проблем.
Тьютору студенты несут все свои проблемы. Тьютор - опора студента и лицо СДО.
Преподаватель СДО отстранен от сопровождения учебного процесса. Его дело -
* создание и модернизация учебных пособий,
* подготовка и ведение виртуальных занятий,
* ведение виртуальных и очных консультаций,
* определение итоговых оценок.
Функции специалистов определяет директор. Директору следует учесть ошибки, которые делают практически все начинающие. Директор должен уделить особое внимание
* поддержке сайта ЦДО, где должны оперативно отображаться дела всех представительств и самого ЦДО, успехи студентов, изменения учебных планов, планы конференций, семинаров, консультаций и пр.;
* контролю состояния техники в территориальных представительствах (сельские "Кулибины" не в ладах с порядком);
* деловым взаимовыгодным связям со службами трудоустройства населения;
* тону (вежливости и деловитости) бесед тьюторов со студентами;
* устранению духа нездоровой конкуренции с коллегами на территории, заблаговременному совместному распределению ролей.
СДО: шесть важнейших достоинств
Штампам не должно быть места на страницах нашей печати!
(афоризм редакторов)
Как и у любой системы, у СДО есть достоинства и недостатки. Считается, что достоинств у нее много. Вот они:
1. Транснациональность - получение образования независимого от национальности и языка общения;
2. Толерантность - получение образования вне зависимости от вероисповедания, пола, расовой принадлежности и пр.
3. Гуманность - получение образования в максимально доступной форме
4. Доступность - низкая себестоимость образования и распространенность, т.е. близость к местам проживания студентов;
5. Оперативность - максимальная приближенность к потребностям региона, быстрое реагирование на изменения в промышленности и пр.;
6. Плюральность - широкая возможность выбора направления обучения и получения интегрированного (межвузовского) образования, в т.ч. вариативность учебных программ.
СДО многих российских вузов уже вышли на уровень самофинансирования. По технологиям ДО в России обучается сейчас несколько сотен тысяч студентов.
За рубежом СДО существуют давно, во многих университетах количество студентов - дистанционников часто превышает уровень 50 тысяч человек. Удельная финансовая доля, поступающая в бюджет вузов от системы дистанционного образования, может превышать другие поступления. СДО менее затратна, чем традиционные системы обучения.
Существуют перечни специальностей, по которым подготовка по системе ДО считается невозможной; среди них - медицина, психология, биология, физика, химия и др. Однако и здесь, с развитием компьютерной техники, можно достичь компромисса. Многие научные коллективы работают над проблемой обеспечения адекватности дистанционной подготовки образовательным требованиям.
Не врет только сумасшедший
А. МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ

СДО: шестьдесят первых шагов
Как всякий лентяй, я обожаю, когда мне мешают работать.
Олег БАСИЛАШВИЛИ
Создавая СДО, следует поступать в такой последовательности:
* Провести анализ исходного состояния:
* определить проблемы существующего процесса обучения;
* определить вероятные пути разрешения проблем средствами ДО;
* исследовать состояние социального заказа и востребованность ДО, определить вероятных потребителей услуг и их потенциал (количество учащихся, платежеспособность, территориальное распределение, перспективы получения рабочих мест и пр.);
* провести анализ потенциала учебного заведения для создания СДО, учет научно-методических, технических, кадровых возможностей;
* провести анализ готовности потребителей адекватно воспринимать ДО.
* Сформировать политику в области ДО - систему согласованных взглядов руководства и коллектива по ключевым направлениям внедрения, основанных на
* учете требований законов и нормативных документов по организации подготовки специалистов на основе СДО,
* оценке необходимости развития материально-технической базы вуза,
* учете традиций учреждения,
* стремлений коллектива к совершенствованию образовательного процесса и его готовности к инновационной деятельности,
* оценке роли и места учебного заведения в системе образования,
* сохранении преемственности в методах осуществления образовательной деятельности на основе последних достижений науки и техники,
* обеспечении лидерства в определенных направлениях.
* Определить задачи, для решения которых создается СДО, которые соответствуют общим целям образовательной деятельности и вытекают из политики учреждения и государства. Задачи имеют долгосрочный характер, формулируются конкретно, на основе принципиальной преемственности (обязанностей руководства, деятельности учреждений). При этом следует:
* определить, что планируется достичь в результате внедрения системы,
* определить сроки и графики создания и внедрения,
* выявить (предположить) условия создания СДО и последующего внедрения новых образовательных технологий,
* оценить потенциал субъектов управления по внедрению СДО,
* определить способы решения поставленных задач.
* Определить стартовую базу СДО (территория, оснащение).
* Создать основу организационной структуры, которая будет решать все вопросы, связанные с созданием и внедрением СДО;
* Создать план создания, внедрения, развития СДО;
* Подготовить и издать приказ об открытии ЦДО;
* Определить штат ЦДО и функциональные обязанности сотрудников, принять соответствующие финансовые документы.
* Определить пути контроль выполнения обязанностей сотрудниками СДО, особенно в части, связанной с объективностью контроля успеваемости учащихся;
* Принять смету расходов. Смета расходов СДО предусматривает расходы на оплату
* труда штатных и привлекаемых сотрудников,
* приобретения оборудования и аренду,
* приобретения учебных пособий и программно-методических средств,
* командировок сотрудников в иные ЦДО и на конференции,
* мероприятий по обучению специалистов,
* рекламных мероприятий,
* проведения конференций и семинаров,
* проведения конкурсов на создание новых средств ДО,
* приглашения специалистов для обучения персонала и наладки техники,
* представительских расходов,
* накладных расходов,
* налоговых сборов.
Опыт российских СДО показывает, что для выхода на начальное самофинансирование необходимо набрать не менее 150 - 200 студентов.
* Подготовить договорную и нормативно-правовую базу (образцы договоров, сертификатов, дипломов);
* Осуществить подбор технических специалистов СДО и обеспечить их обучение;
* Определить преподавателей, работающих по программам ДО первого этапа, определить объемы и периодичность оплаты их труда;
* Определить и подготовить тьюторов;
* Подготовить и приступить к проведению мероприятию по лицензированию и аккредитации ЦДО и его территориальных представительств;
* Осуществить лицензирование деятельности и сертификации всех элементов СДО -
* преподавателей,
* технических средств,
* средств связи,
* программных средств;
* Направить ведущих сотрудников ЦДО в крупные центры, где СДО уже функционируют, для приобретения опыта;
* Оборудовать помещение ЦДО и подключить его к Internet;
* Обеспечить технологии обучения на основе локальных сетей;
* Согласовать свои действия с Министерством образования и войти функционально в формирующуюся федеральную СДО;
* Отладить процесс руководства структурными подразделениями и организации их взаимодействия;
* Отработать систему процедур управления электронной документацией СДО;
* Организовать бесперебойную работу телекоммуникационного центра СДО;
* Внедрить программно-методический комплекс СДО;
* Организовать научно-методическую комиссию (совет) СДО;
* Организовать дидактическое обеспечение СДО;
* Организовать управление разработкой и внедрением обучающих систем;

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign