LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* малое количество профессионально сделанных учебных видеоматериалов, особенно ориентированных на регионы;
* отсутствие интерактивности.
Для системы дистанционного образования эти недостатки весьма актуальны. В частности, отсутствие интерактивности не позволяет качественно проводить практические занятия, например - уроки кройки и шитья или лабораторные работы по химии. В этом частном случае исправить положение может видеокассета, которую можно просмотреть с остановками повторно. Но телевещание здесь уже не при чем.
Вместе с тем, учебное телевидение обладает огромным потенциалом, до конца не познанным.
Во всяком случае, уже имеются опытные образцы устройств, позволяющих "сложить" достоинства телевидения и Интернет и получить при этом совершенно новое качество.

Кабельное телевидение
Системы кабельного телевидения имеют преимущества по сравнению с существующими региональными системами учебного телевидения:
* повышенное качество изображения;
* повышенные возможности совмещения расписания вещания с расписаниями занятий;
* низкая стоимость аппаратуры позволяет организовать системы кабельного телевидения в пределах городского района либо даже одной школы и вуза
С развитием кабельного телевидения, следует ожидать появления на образовательном рынке зарубежных учебных телепрограмм самого различного качества. Многие из них изготавливаются на высоком уровне: например, программы "National Geographic".
Двадцать социальных явлений вызванных Интернет
Интернет не только средство для работы с информацией. Это место встреч и объединения. Интернет устранила многие барьеры, разъединяющие людей.
Дольше всего в Интернет сохраняются финансовые барьеры: создатели и хранители информации, естественно, желают окупаемости своего труда. Но и эти барьеры постепенно нивелируются либо приобретают иные свойства, благодаря возникающим новым способам опосредованной окупаемости затрат и получения прибыли, поскольку Интернет - это еще и двигатель торговой активности.
К известным и будущим последствиям рождения Интернет многие относятся восторженно, многие - настороженно, многие - отрицательно.
Перечислим часть этих возможных последствий, предоставив читателю судить о них:
1. Осознанные либо неосознанные тенденции выделения единого языка общения. В настоящее время таким языком стал английский, несмотря на то, что велика активность в Интернет и японцев, и китайцев, и немцев, и французов, и русских. Вряд ли эта тенденция изменится, поскольку сами создатели сайтов и потребители информации предпочитают существующую ситуацию.
2. Общение в Интернет вызывает у людей психические изменения. Какие-то из них известны, с какими-то нам еще предстоит встретиться.
3. Интернет замыкает на себя большую часть финансовых и документационных потоков. Безбумажный обмен ресурсами и защищен, и беззащитен.
4. Интернет вызывает тенденции выделения единой валютной единицы для всех стран.
5. Интернет стала конкурентом телевидению, радио и прессе, мощным средством распространения культурного и политического влияния.
6. Беспрепятственное общение людей в Интернет, на самом деле не такое уж и беспрепятственное. Появляются программные и технические средства надзора за информационными потоками и влияния на них. От того, кто ими пользуется, во многом будет зависеть будущее всемирной "инфосферы".
7. Интернет стала демократическим средством преодоления национальных и расовых предрассудков.
8. Интернет стала демократичным средством самовыражения. Имея некоторые навыки, несложно публиковать и распространять в Интернет собственноручно написанные памфлеты, статьи, книги.
9. Интернет стала идеальной средой для "интеллектуального хулиганства". Сетевой хулиган может "дополнить" и изменить проходящую по сети официальную информацию правительств, распространить свою информацию под видом вполне благопристойного издания и пр.
10. Свободные информационные потоки Интернет вполне в состоянии "подорвать" устои власти правительств, "подогреть" ситуацию в конкретных странах. Причем так, что в соседних странах об этой информационной диверсии никто не узнает.
11. Интернет позволяет делать деньги "из воздуха". Там существует немало "пирамид", информационных и рекламных коммерческих агентств.
12. Интернет стала средой для "хакерских" объединений, взламывающих совместными усилиями коды программного обеспечения финансовых и военных структур.
13. Наиболее коммуникативным обществом в мире на сегодняшний день являются США. Что несет миру превалирование в "киберпространстве" культуры одной, пусть самой молодой и процветающей, супердержавы?
14. Интернет - двигатель торговли. Новая технология передачи информации неизбежно вызывает появление новых технологий конкурентной борьбы за рынки потребления и сбыта. Какие формы она примет?
15. Человек изобретателен. Чудовищно изобретательны разного рода преступники и аферисты. Станет ли Интернет орудием убийства?
16. Интернет-терроризм - реальность сегодняшнего дня. Часты ситуации преднамеренного нарушения работы каких-либо выделенных линий связи или серверов в результате вирусной атаки либо серии обычных взрывов. Это может привести не только к финансовым потерям. Компьютеры сейчас управляют транспортом, энергоснабжением городов, обороной, системами жизнеобеспечения медицинских центров и пр. Проблема защиты Интернет - коммуникаций в России должна решаться и в ближайшее время.
17. "Киберкошелек" - это хорошо или плохо? Как эта технология, рожденная северянами, приживется на южных землях? Неужели мы являемся свидетелями глобального перелома в мировой истории - появления новых форм финансовых отношений?
18. Возникновение "киберуниверситетов" ведет к сокращению реального общения учеников с учителями. Каких специалистов мы будем получать, используя новые образовательные Интернет - технологии?
19. Интернет пришла к Вам в постель. Наибольшее наслаждение от чтения человек получает в горизонтальном положении. Сколько бы не протестовали врачи. Как только станут доступными суперлегкие компьютеры с экранами, похожими на бумажную страницу, Интернет окажется на Вашей подушке рядом с конфетной вазочкой и чашкой кофе.
20. Посмотрите на известные примеры - одной из самых "оцифрованных" стран мира является Финляндия. Ну и что? Сколько открытий совершили финские ученые за последние 3 года? Не приводит ли доступность Интернет к сокращению научной деятельности? Хотя, скорее, Интернет и компьютер здесь не при чем.
Большинство из приведенных явлений стали социальными. Интернет несет нам новую неизведанную пока культуру, характерную единым языком, единой финансовой средой, едиными источниками информации, простотой письменного (а скоро - звукового и видео) общения.
Сфера образования остается пока во "взвешенном" состоянии: с одной стороны, хочется применить для обучения все разнообразие достоинств Интернет, с другой - не появилось еще технологии, позволяющей исключить учителя-человека из учебного процесса без ущерба для качества обучения.
Интернет - проекты российских учебных заведений
В России все врут
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ
Вряд ли возможно в короткий срок сделать полное обозрение ведущихся работ в области создания электронных образовательных ресурсов Интернет. Несомненно: это направление перспективно настолько, что даже чиновники российской образовательной системы (а эта группа людей всегда считалась наиболее консервативной) стали творить собственные сайты.
Часто сайты российских авторов отличаются от заграничных:
* оригинальностью (жарг. - "навороченностью") структуры;
* большим количеством полезных гиперссылок;
* большим объемом (щедростью) закладываемой текстовой и визуальной информации;
* наличием рекомендаций и методик;
* бескорыстными предложениями совместных работ по улучшению представления информации.
Информация российских сайтов - это не просто информация, это педагогический инструмент. Она инициировала множество полезных дел в системе образования. Творческий подход к развитию возможностей Интернет нередок в России.
Как правило, на образовательных сайтах можно найти следующую информацию:
* база данных учреждений среднего, дополнительного и специального образования;
* учебные курсы;
* банк педагогического опыта;
* информация для абитуриентов;
* психолого-педагогические и медико-социальные службы помощи;
* библиотека психолога;
* каталог педагогических методик;
* банк исследований в области психологии;
* психологический практикум;
* служба интерактивной анонимной психологической поддержки;
* справочник профессиональных учебных заведений;
* интерактивные пособия по экологии для дистанционного обучения;
* галерея детского творчества;
* фонд идей и разработок педагогов дополнительного образования/
В качестве одного из удивительных примеров такого творчества хочется выделить Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников. Он создан в 1994 голу, как воплощение идеи о возможности использования новых информационных технологий в образовании и обучении. Сегодня Ярославский областной центр дистанционного обучения школьников является главным информационным узлом Ярославской образовательной компьютерной сети, включающей более 120 образовательных учреждений области (школы города и области, учреждения дополнительного образования, интернаты и др.). В рамках деятельности по дистанционной поддержке экологического образования Центром создано большое количество специализированных сайтов на сервере http://www/edu/yar/ru. Некоторые из этих сайтов с краткими описаниями перечислены в Приложениях.
ЯрЦДОШ представляет собой уникальный опыт взаимодействия в сфере инновационных педагогических методик и новых информационных технологий Департамента образования области и крупного университета (ЯрГУ). Одна деталь - 120 школ области в Интернет - это ли не российское чудо? А ведь эти школы не просто "интересуются" или переписываются в Интернет. Интернет связала их множеством проектов, тысячи школьников участвуют в дистанционных олимпиадах; получают с сервера дополнительную учебную информацию; собирают по области образцы растительности, воды и почв, учатся их классифицировать и анализировать; публикуют результаты своего научного труда на школьных сайтах. Посмотрите на сайт http://www.edu.yar.ru/russian/board/perv/ и удивитесь: школьникам удалось внести поправки в официальные геоботанические описания области, они нашли у себя в области такое, чего ни один взрослый ученый еще не находил! Информацию сайтов ЯрЦДОШ потребляют пользователи 60-ти стран мира. За январь 2000 года сервер ЯрЦДОШ зарегистрировал 20 000 посещений. Сейчас это количество значительно возросло.
Россия велика. Вероятно, где-то на ее просторах существуют еще более уникальные примеры открытия и применения возможностей Интернет в образовании. Мы обязуемся свой кругозор расширять и при каждом обновлении текста приводить такие примеры.
Образовательные Интернет - центры России. Культурная составляющая образовательной среды
Многие десятки Интернет - центров созданы в вузах России. Эти центры различаются многими параметрами, например:
* наличием устойчивого финансирования;
* наличием базы для подготовки специалистов;
* спектром применяемых технических устройств;
* пропускной способностью информационных каналов;
* структурой системы дистанционного обучения;
* наличием потребителей услуг Центра.
Одной из важнейших характеристик Центра, не входящей в традиционные отчеты, является наличие в штате организаторов, способных возглавить и повести образовательные проекты. Мы имеем здесь в виду не проекты - выставки (создание веб-страниц на основе готовых материалов), а проекты - исследования, где были бы задействованы многие десятки учащихся, педагогов, ученых. Такие, например, как ведущиеся в Ярославской области Центром дистанционного образования школьников http://www.edu.yar.ru/ на базе Интернет - центра Ярославского государственного университета. Именно наличие таких организаторов является фактом, определяющим направление и интенсивность развития Центра, развитие образования в целом.
Даже при беглом знакомстве со справочниками Интернет-ресурсов удивительным может показаться количественное превалирование культурно-исторических ресурсов, создаваемых в России, над научными (имеются в виду математика, физика, химия). Вероятно, это связано с явной специализацией грантовой поддержки. А может, это только кажется, поскольку справочники строятся на основе рекламной информации и информации поисковых машин.
Крупнейший сайт, посвященный науке и российскому естественнонаучному образованию территориально расположен (на серверах) в США. Его создали бывшие российские студенты и аспиранты, попавшие туда и скучающие по России. Вот его адрес: http://www.scientific-library.net/ . Зайдите на этот сайт и удивитесь: насколько бережно его создатели относятся к российскому образованию.
В электронных Приложениях собрана информация для сопоставления активности известных Интернет - центров в направлении создания специализированных образовательных сайтов и ведения Интернет-проектов. Даже спектр приведенных названий проектов свидетельствует о многом.
Гипертекстовые технологии
Уже сам знак параграфа выглядит как орудие пытки.
Станислав Ежи ЛЕЦ
Создание языка HTML (Hyper Text Markup Language) вызвало лавинообразное увеличение количества создателей сайтов и информационных материалов в Интернет.
Для изучения правил пользования HTML не требуется значительного времени, а возможности создателю документов он предоставил невиданные ранее:
* возможность объединения графической, видео, звуковой и текстовой информации в единое целое;
* возможность использования готовых шаблонов для наполнения документов, позволяющая значительно сократить время подготовки;
* возможность одновременного наполнения одного документа коллективом авторов;
* возможность использования одних и тех же массивов информации для наполнения разных документов без расширения объемов необходимой компьютерной памяти
и др. Именно на основе HTML создается, в настоящее время, подавляющее большинство учебных изданий. На основе HTML создаются и базы поддержки учебного процесса.
Многие российские группы предприняли попытки создания обучающих мультимедиа-сред на основе HTML. В частности, на основе HTML в ДВГУ создана уникальна деловая мультимедиа-игра "Дидактор-4" для тренировки и тестирования знаний. Эта игра позволяет пользователю почувствовать себя учителем, проводящим устный опрос в виртуальном классе. Играя, пользователь задает вопросы ученикам, ученики ему отвечают и получают оценки - двойки, тройки, четверки, пятерки. Время от времени пользователь может заглянуть в шпаргалку, т.е. вести себя подобно настоящему учителю. По окончании игры, пользователь получает оценку своим знаниям по дисциплине. Вопросы и ответы могут содержать текст, картинку, звук, видеофрагмент. На основе "Дидактор-4" в ДВГУ созданы сотни учебных курсов в Интернет.
На смену HTML уже пришли новые языки Интернет, например - VRML (Virtual Reality Modeling Language). О виртуальной реальности, о ее значении для образования мы поговорим ниже в соответствующем разделе пособия.
Теперь немного о минусах гипертекстовых технологий. Нет нужды приводить здесь определение терминов "гипертекст" и "гиперссылка". Они входят в нашу жизнь одновременно с компьютером. Дома и на работе. Гипертекстовыми ссылками пестрят страницы Интернет, ими оснащены тексты - описания WINDOWS и Microsoft Office.
Приведем цитаты характеризующие восторженное отношение, пробуждающееся к гипертекстовым технологиям среди филологов:
* Гипертекст, который, безусловно, является текстом особого типа, позволяет превратить знания "не только в часть понятийной памяти, но и в чувственный опыт" (Семчинская Н. С., Нелинейный текст как новый тип текста // Язык и культура. V Междунар. Науч. конф. Т. 2. Киев, 1997. С. 139-143.)
* Особого внимания заслуживает применение гипертекстовых технологий в преподавании и обучении (Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A report of Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.)
* Читатель гипертекста, чей интерес в отсутствие авторского диктата становится основанием для композиционного выстраивания элементов, по сути, становится соавтором. Именно его воля и свободный выбор создают порядок следования единиц текста ... и, следовательно, устанавливают контекстные связи ... регулирующие формирование смысла. (Ремнева М. Л., Дедова О. Л. Об опыте гипертекстового изложения учебных курсов // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. - 2001. №6. - С. 181-192)
Поработав с гипертекстом, быстро понимаешь, что далеко не все так радужно. Иногда, в стандартных, предусмотренных авторами случаях, гипертекст очень помогает - позволяет быстро просмотреть определение, совет и пр. Однако:
* если текстовая база существенно многофункциональна и создана для использования специалистами разных направлений, авторы не в силах предусмотреть все и гиперссылки не всегда приводят читателя к искомой информации
* если гиперссылок очень много, "путешествуя" по ним можно запросто заблудиться и забыть про то, что требуется отыскать.
Гиперссылки могут образовывать замкнутые циклы и уводящие "в бесконечность" спирали. Иногда это бывает даже интересным - путешествовать по незнакомой информации. Но чаще эти супервозможности гипертекста просто мешают пользователю. У него создается впечатление, что проще и быстрее можно найти информацию в обычной бумажной книге.
Чтобы более подробно познакомиться с описанным здесь, попробуйте взять несколько произвольных файлов созданных с помощью Microsoft Word (например, главы книги) и самостоятельно оснастить его внутрифайловыми и межфайловыми гиперссылками. Тогда можно оценить, какой труд необходим для создания гипертекстового документа или базы. Включите компьютер и возьмите часы (можно использовать компьютерные). Замерьте по часам, сколько времени Вам необходимо для создания, скажем, десяти межстраничных гиперссылок. Большой гипертекстовый документ, скажем, школьный учебник, может содержать десятки тысяч гиперссылок. Умножьте получившееся у Вас число на тысячу - столько примерно времени необходимо для его технического создания. Далее. Когда Вы сейчас тренировались, Вы делали ссылки случайным образом, не задумываясь, быстро. А сколько времени нужно добавить на то, чтобы авторы успели точно определить местонахождение ключевых слов и той информации, к которой ведут гиперссылки?
Задача оптимизации процессов создания и использования гиперссылок пока не решена. Можно так сказать, что даже не поставлена. Но многое уже сделано на этом пути - во многих областях человеческой деятельности проектируются и создаются интеллектуальные базы знаний и пр. Слово "интеллектуальные" здесь означает, что для пользования такими базами человеку не понадобится собственный интеллект. Таким образом, "техника попала в руки дикаря" - человек придумал гипертекст, и пока не научился толком ни создавать его, ни использовать.
В заключение приведем цитату, позволяющую "окунуться в историю" гипертекста:
* В работах М. Бахтина, Р. Барта, Ю. Кристевой мы видим некое предугадывание, ожидание того, что в середине 60-х гг. получит название гипертекст......Именно с появлением гипертекста мы становимся свидетелями того, что еще в 1968 г. Ролан Барт провозгласил как "смерть автора", имея в виду то, что "текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл ("сообщение автора - Бога"), а многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников. (Ремнева М. Л., Дедова О. Л. Об опыте гипертекстового изложения учебных курсов // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. - 2001. №6. - С. 181-192)
ГИС и Интернет
ГИС - это геоинформационная система (или среда). До недавнего времени создание ГИС было уделом профессионалов - географов, историков, экологов, летчиков и пр. Сейчас ГИС все более и более внедряются в область образования. Этому способствует как любознательность школьников, так и постепенное "открытие" ранее секретных ГИС в Интернет.
ГИС - это географические, океанографические, экологические, ботанические, химические, геофизические и прочие атласы, введенные в память компьютера и отображающие действительность с гигантской точностью.
Создание ГИС - кропотливый и дорогостоящий труд. Здесь задействованы и космические аппараты, и авиация, и морской флот, и полярные станции, и пешие экспедиции, собирающие данные во всех уголках Земли.
Прекрасным примером работы сообщества российских школ и сотен школьников является проект "Первоцветы", ведущийся Ярославским центром ДО школьников http://www.edu.yar.ru/russian/board/perv/. Эта работа уже принесла научные плоды: школьникам удалось внести существенные дополнения и изменения в областные ботанические атласы. Образовательный эффект такой работы неоценим.
Несомненно, то, что российский школьник увидит, настроившись на ГИС в Интернет, будет значительно отличаться от того. что он видит в школьном атласе. Это зрелище, плюс возможность "полетать" над разными регионами Земли, плюс информация об исследователях, заполнявших своим трудом клеточки карты - все это, несомненно, разбудит интерес, страсть к исследованиям. ГИС в сочетании с Интернет несет огромный образовательный потенциал.
Мультимедиа и Интернет
Ludere est scire.
- Поиграешь - узнаешь (лат)
Потребности системы образования растут, и Интернет не всегда справляется со всем тем, что от нее ожидали. В частности, скорость доставки текстовой и графической информации значительно снижается с ростом количества пользователей Интернет. Еще более возрастает поток информации, когда пользователи начинают работать с мультимедийными материалами - звуком, библиотеками видеозаписей.
Именно поэтому сейчас проектируются и создаются новые поколения Интернет - Интернет-2 и Интернет-3.
Ну, а что делать сейчас? Конструкторы и программисты мультимедиа-сред нашли выход. Дело в том, что Интернет "загружен под завязку" не всегда. Существуют довольно большие отрезки времени, когда часть ресурсов Интернет не задействована, "отдыхает вместе с людьми".
Именно в эти промежутки и можно заранее "закачать" из учебного центра на компьютеры учащихся наиболее объемные фрагменты учебных мультимедийных пособий. А в момент занятия, когда учащийся будет активно работать с пособием, ограничиться пересылкой по Интернет только текстовой либо командной информации, активизируя, по мере необходимости то, что уже размещено на компьютере ранее.
Есть и другой выход. Можно вообще не "перекачивать" по Интернет из учебного центра массивы мультимедийных фрагментов, а переслать их непосредственно пользователю обычной почтой, на компакт-диске.
Этот путь более приемлем, чем предыдущий по многим причинам:
* не нужно хранить в памяти компьютера учащегося большие массивы информации,
* не нужно занимать ресурсы Интернет и отнимать, тем самым, время у других пользователей,
* учащийся становится более "мобильным" - ему не нужно уже заниматься учебой за одним конкретным компьютером.
Естественны "минусы" такого подхода:
* время доставки и
* степень сохранности компакт-дисков.
Виртуальная реальность
Розы пахнут профессионально
Станислав Ежи ЛЕЦ
Наиболее эффективно человек запоминает информацию, "привязывая" их к определенным образам. Для того чтобы запомнить много однотипной информации и потом эффективно с ней коллективно работать, необходим подходящий классификационный образ, легко доступный и понятный каждому. Таким образом, может служить обыкновенный город.
Представляя себе мысленно город - дома, проспекты, расположение этажей и окон, и "привязывая" к этим объектам определенные части информации можно довольно быстро запомнить много взаимосвязанных фактов, закономерностей. Техника такого запоминания известна и хорошо развита психологической наукой.
Город можно "построить" в компьютере и "населить" персонажами. Эти персонажи могут управляться с разных компьютеров, в том числе и через Интернет. Персонажи могут быть отождествлены с конкретными людьми - участниками построенного виртуального мира.
Персонажи в этом мире общаются посредством текстовых надписей либо голоса.
Посмотрите один из первых таких российских проектов - http://www.lenin.ru . Это виртуальный Мавзолей. Или, например, посетите сайт Санкт-Петербургского Эрмитажа - http://www.hermitagemuseum.org , "походите" по его залам и коридорам.
То, что Вы увидите, легко спутать с играми, распространяемыми на компакт-дисках. На самом деле технологии создания "мира" в Интернет и "мира" на компакт-диске - две большие разницы.
Такие виртуальные миры - реальность нашего времени. Множество людей проводят все свое свободное и рабочее время, участвуя в постройке либо в групповых "прогулках" по виртуальным городам. Идеальным образом идея виртуального мира могла бы быть использована для устройства синхронных конференций и семинаров учебных групп в Интернет.
"Обучающих" в прямом смысле слова виртуальных миров нам в Интернет встречать пока не доводилось, однако, следует ожидать их появления в самом ближайшем будущем. Идея учебника - города лежит на поверхности.
Мы не рассматриваем здесь технологий, ориентированных на применение дополнительных к компьютеру устройств - шлемов и т. д. В настоящее время удовольствия, получаемые с их помощью, довольно дороги и необходимость применения этих устройств в образовательных целях пока сомнительна. Описания таких устройств и тех ощущений, которые можно получить с их помощью, можно найти в популярной прессе. Кстати, очевидцы рассказывают, что восторженные описания в прессе и увиденное в действительности может сильно различаться.
Получение образования с использованием возможностей Интернет
Лотерея: косвенный налог на плохое знание математики.
(из ресурсов Интернет)
Получить образование, пользуясь возможностями Интернет и при минимуме живого общения с преподавателем можно. Такое образование раньше называлось заочным, сейчас, в соответствии со сменой технологий общения и введением активных ОИТ в обеспечение учебного процесса, оно модифицировалось и стало называться дистанционным.
Русскоязычная терминология в этой области пока не установилась, и приверженцы разных терминологических подходов могут усмотреть в текстах многих авторов "ужасные" грехи. В самом деле, чью точку зрения принять - "остроконечников" или "тупоконечников"? Как правильно говорить - "обучение" или "образование": "дистантное" или "дистанционное"?
Билл Клинтон, в своей иннаугурационной речи перед вступлением на второй президентский срок 20 января 1997 г. произнес: "Десять лет назад Интернет был таинственным уделом физиков. Сегодня это расхожая энциклопедия для миллионов школьников". Он привел цифру - 65% американских школ подключены к системе Интернет и обещал приложить все усилия, чтобы довести эту цифру к концу своего президентского срока до 100%.
Это было в 1997 году. Сейчас (в 2004 году) в США к Интернет подключены не только школы, но и уличные телефонные автоматы, кресла большинства пассажирских самолетов, столики в студенческих барах. Развита индустрия "сайтостроения" - заплати и получи личный сайт на свой вкус, заплати - и специалисты наполнят его какой угодно информацией со звуками, картинками, фильмами. Люди знакомятся друг с другом в Интернет, разглядывая сайты, которые сделали совсем другие люди.
Многие университеты России открыли в Интернет сайты дистанционной подготовки и переподготовки специалистов. Здесь следует указать, в первую очередь, показательные примеры МЭСИ, МИЭМ, ТГУ, СГИ. Тысячи средних учебных заведений России организовали свои сайты в Интернет. Есть целые территории (Якутия, Ярославская область, Томская область и др.) где подключение школ к Интернет стало частью губернаторских и президентских программ. Есть и немало обратных примеров.
Относительно просто в России получить домашний доступ к Интернет; домашний Интернет доступнее и дешевле школьного: распространена практика, когда школьный сайт школьники с учителем строят находясь не в школе, а дома.
Дистанционное обучение стало обыденностью и в российской деревне (если только там есть телефонная связь и электричество).
Можно выделить один большой и трудный вопрос, стоящий перед специалистами, организующими проекты ДО: какой статус у работодателей будет иметь диплом, получаемый учащимися после прохождения курса? Вопрос обоснован, поскольку в ДО
* учащиеся с преподавателем почти не общаются;
* трудно идентифицировать учащихся на расстоянии;
* трудно гарантировать выполнение всех необходимых требований учащимися, сдающими дистанционные экзамены и зачеты;
Какие дисциплины можно преподавать дистанционно, а какие - нет? Ясно, что почти невозможно передать дистанционно опыт хирурга. Считается, что хирург станет хирургом, лишь проведя много часов над операционным столом рядом со своим учителем.
А можно ли дистанционно научить конструировать сложную электронную технику? А можно ли дистанционно воспитать специалиста - педагога?
Есть разные технологии ДО. Подавляющее большинство из них сегодня - почтовые, с использованием элементарных телеконференций и чатов. Трудности надежной идентификации учащихся за компьютерами и российские трудности с электронной почтой заставляют вузы содержать штат методистов, поддерживающих учебный процесс на местах. Они обеспечивают доступ учащихся к почтовому компьютеру и обеспечивают идентификацию учащихся при сдаче отчетности.
Желающим познакомиться с многообразием предложений образовательных учреждений США в области дистанционного образования, рекомендуем обратиться на сайт http://www/petersons/com . Кстати, он считается одним из наиболее посещаемых сайтов для абитуриентов США и других стран.
Глава 02. Дистанционные образовательные технологии
Не верил ни в заочное обучение, ни в загробную жизнь.
Эмиль КРОТКИЙ
Вхождение в новый век россияне связывают с качественным переходом в сфере образования. Этот переход будет обеспечен путем массового внедрения ОИТ. К таким технологиям относится экспериментально внедряемые в ряде территорий России технологий централизованного компьютерного тестирования (ЦКТ) и, в перспективе, компьютерного Единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Ближайшие несколько лет станут для российских педагогов большим экзаменом. Нам придется пересмотреть многие аспекты своего труда: уйдет рутина, придут новые автоматизированные методы контроля знаний учащихся и аттестации кадров, телекоммуникационные и мониторинговые технологии станут мощным подспорьем в планировании.
В повседневность войдет новая форма обучения - дистанционная. В перспективе следует ожидать широкого внедрения открытых форм обучения.
Качество образования школьников, работы учителей и школ будет контролироваться независимыми экспертными центрами, координирующими набор абитуриентов в вузы, строящими таблицы рейтингов образовательных учреждений, ведущими мониторинг образовательных систем. Новые для России рыночные термины - менеджмент, маркетинг - прочно укоренятся в лексиконе работников образования.
Технологии обучения характеризуется
* формой и содержанием,
* методами и методиками,
* технологиями и ...
Некоторые из этих характеристик "освящены" Законом, другие - нет. Например, долгое время законодательно были установлены три формы учебного процесса (массового обучения): очная, вечерняя, заочная. Но есть люди, предпочитающие получать образование вне этих форм - экстерном, т.е. абсолютно самостоятельно. За рамками официальных форм в России остается и довольно массовая технология получения образования с помощью репетитора.
В конце XX - начале XXI века в России появляются новые формы получения образования:
* очно-заочная
* дистанционная ...
Дистанционная форма не стала в России официальной. Сейчас говорят - не форма, а технология, не образование дистанционное, а - обучение. В конце концов, пусть формальностями занимаются философы и юристы.
Мы, во избежание казуистических споров, будем здесь говорит о дистанционном обучении (ДО).
Встретишь в жизни женщину - королем будешь;
не встретишь - философом.
(студенческий юмор)
Границы между формами и технологиями стираются и возникают вновь. Студенты-очники предпочитают осваивать большую часть учебного материала дистанционно, в то же время консультации для студентов-дистанционников превращаются самими же преподавателями в традиционные аудиторные лекции.
Люди предпочитают самостоятельно выбирать себе преподавателей, пользуясь рекомендациями старших коллег, соседей и пр. Одного преподавателя ему порекомендуют в одном вузе, другого - в другом. Как быть, как реализовать желания и свободу выбора одновременно?
Форма (технология) получения образования, когда студент одну дисциплину изучает в одном университете, а другую - в другом, называется открытой. Иногда студенты, обучающиеся в открытой форме, изучают дисциплины на разных языках и в университетах разных стран. Специально для таких случаев между университетами заключаются договоры о взаимном признании кредитов (т.е., по-русски, записей в зачетных книжках). Заключившие такие договоры университеты объединяются в ассоциации, корпорации и пр. Эти межуниверситетские объединения давно стали международными.
ЮНЕСКО рекомендует университетам развивать открытые формы обучения, как наиболее гуманистические и соответствующие духу времени.
Статистические геоинформационные исследования показывают, что образование становится все более открытым, а люди все более часто предпочитают самостоятельно выбирать и менять форму обучения (смешивать формы). Современные дистанционные технологии обучения (т.е. самостоятельное обучение с помощью компьютерных средств, ресурсов и средств Интернет) становится все более популярными и продуктивными.
Учиться открыто и дистанционно - модно.
В России существует формальный запрет на обучение в университете лиц, не имеющих законченного среднего образования. Ниже мы расскажем о том, как непротиворечиво преодолеть эту формальность с помощью дистанционных технологий.
Российское законодательство не разрешает учиться некоторым специальностям дистанционно. Как, впрочем, и в других странах. В официальный список запретов входят, например, медицина, экспериментальные химия и физика - т.е. те специальности, где студент должен пройти цикл лабораторных работ и исследований под непосредственным руководством преподавателя. Это не вызывает возражений - плох врач, не работавший в операционной, и плох физик, не умеющий паять. Есть научные коллективы, работающие над созданием компьютерных тренажеров, которые помогли бы преодолеть ситуацию, помочь студентам пройти дистанционно циклы лабораторных работ без существенного ущерба знаниям и умениям. Их изделия давно обсуждаются и подвергаются критике на научных и методических конференциях. В сценариях этих изделий важно не перейти грань, где, с одной стороны - студент действительно измеряет и обсчитывает результаты, а с другой - нажимает пару кнопок и результат "выползает" сам. Ясно, что во втором случае все будет красиво и бесполезно.
ДО: десять общих принципов
Строящаяся система дистанционного обучения России должна опираться на совокупность новых принципов. Разные авторы приводят их с небольшими различиями. Можно считать в достаточной степени приемлемыми следующие формулировки:
1. Бесконкурсное поступление в учебное заведение. Доступность знаний.
2. Индивидуальность обучения. Стремление к расширению адаптивности технологий
3. Свобода выбора времени и темпов обучения
4. Свобода выбора места обучения. Обучение в пути.
5. Стремление к непрерывности образования. Образование через всю жизнь
6. Знания доставляются к человеку, а не наоборот. Отсутствие таможенных барьеров.
7. Свобода выбора направления обучения (специальности, специализации).
8. Свобода выбора языка обучения.
9. Свобода выбора учебного заведения.
10. Личная ответственность за достоверность контроля качества полученных знаний, умений, навыков
ДО: кто такой - тьютор?
У этого слова - тьютор - интересная судьба. Оно ворвалось в лексикон российских педагогов в конце прошлого века и уже более десяти лет остается "неприкаянным". Считается многими, что нет у него русского аналога. И определения - что такое тьютор - не "узаконено". Хотя уже изобретено словосочетание "институт тьюторства", проводятся курсы "тьюторов", тысячи людей называют себя "тьюторами".
Чем занимаются тьюторы в странах, где система ДО существует давно? Вот их круг деятельности:
* индивидуальное собеседование с каждым абитуриентом, выяснение его предпочтений и склонностей;
* составление индивидуального плана обучения для каждого учащегося;
* поддержание переписки с учащимися, выяснение их затруднений, психологическая поддержка;
* поддержание связи с преподавателями, оперативное выяснение и разрешение всех спорных моментов, возникших в ходе учебного процесса;
* контроль прохождения документации, сопровождающей учебу каждого учащегося;
* контроль прохождения финансовых средств, поступающих от учащихся в оплату обучения.
Все перечисленное очень похоже на круг обязанностей традиционного в нашей высшей школе куратора группы.
Однако в России есть тенденция называть тьюторами и преподавателей, ведущих дистанционный образовательный процесс. Это идет от старинной привычки россиян к обобщению и к названию обычных вещей иностранными словами для придания им "важности".
ДО: десять "за" и десять "против"
Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия.
Нельзя учиться по книгам
Бенджамин ДИЗРАЭЛИ, aforizm.kaminplus.ru
Для развития дистанционных и открытых университетов характерны:
* использование опыта и инфраструктуры заочного образования, сети региональных центров для становления новых образовательных моделей на базе современных информационных технологий;
* выработка новых экономических и организационных механизмов образовательного процесса в ходе изменения его технологической основы.
Зарубежные и российские исследователи утверждают, что к 2010 году более половины образовательных услуг будет осуществляться дистанционно.
Дистанционное обучение - обучение с минимумом непосредственного участия преподавателя и с максимумом привлечения компьютерных технологий.
ДО совсем недавно с трудом воспринималось в России. Сторонники традиционных образовательных технологий не воспринимают обучения без учителя. Они приводят доводы:
1. ДО - это очередное модное явление в образовании, которое скоро все забудут.
2. ДО невозможно без оборудования и хорошей связи. Для России это - только перспектива.
3. Для построения системы ДО необходимы специалисты на местах. Хороших специалистов на селе нет по определению, они все в городе.
4. Отсутствие непосредственного диалога преподавателя с учащимися снижает уровень качества образования получаемого по технологии ДО.
5. Технология ДО в целом более затратна, чем традиционная.
6. В технологии ДО легко сдавать рефераты и экзамены - можно найти готовые тексты и решения задач в Интернет и переслать их преподавателю по электронной почте.
7. Учебный процесс ДО трудно организовать, он невыгоден с точки зрения вложения помещений, ставок, средств, времени.
8. Студентам сложно включиться в учебный процесс ДО, поскольку от них требуются специальные познания в области компьютерной техники и компьютерных программ.
9. ДО всегда платное. Люди не будут платить кому-то за то, что учатся самостоятельно.
10. В ДО некому поддерживать дисциплину и некому воспитывать специалиста личным примером. Никто не захочет продуктивно и эффективно учиться без присмотра.
Приведем контрдоводы.
1. ДО "живет" во многих странах уже более четверти века и доказало свое право на существование в многочисленных экспертизах. То, что Россия отстает с внедрением ДО связано, в первую очередь, с произошедшими именно в этот период экономическими преобразованиями. Не следует сбрасывать со счетов и сопротивление российских педагогов обсуждающимся новшествам. Вряд ли стоит обвинять российских педагогов в ретроградстве - ведь они создали и развили такую образовательную систему, которая до сих пор считается мировым образцом. Ломать созданное своими руками - всегда тяжело.
2. Техническое оснащение российских вузов растет довольно быстро. Практически нет вузов без выхода в Интернет. Вузовские представительства и филиалы, где студенты обучаются очно, как правило, оборудованы компьютерными классами и связью. В молодых сельских семьях компьютер уже стал таким же обычным явлением, как холодильник, да и цена их уже сравнялась. Трудно представить сельского студента-дистанционника, который бы не нашел компьютер и связь для подключения к Интернет у соседей, на почте, в школе, в конторе.
3. Посетите школьный урок. Измерьте время, в течение которого учитель не общается с учениками - пишет на доске, заполняет журнал. Вычтите это время из 40 минут. Посчитайте, сколько секунд учитель может посвятить каждому из 30-ти учеников из оставшегося времени. В лучшем случае, секунд 20-30. Или, примерно 1 минуту в неделю, 4 минуты в месяц или 16 минут в полугодие. Хулиганы и отличники получат немного больше, средние незаметные ученики - меньше. Такая же ситуация царит и в российском вузе. Часто преподаватель со студентом лично общается только на экзамене. Так о чем же мы спорим? И традиционная, и дистанционная технология обучения уделяет личному общению учителя с учеником одинаковое время. А вот письменное общение в дистанционной технологии значительно протяженнее и результативнее.
4. Усредненный студент-дистанционник имеет дома компьютер ($ 400-600), оплачивает Интернет ($ 100-200 в год), оплачивает обучение ($ 300-600 в год). Студент дневного отделения вуза оплачивает свое обучение в размере $ 1.000-3.000 в год (или это делает для него государство). С учетом того, что стоимость компьютера следует распределить на 5 лет обучения и студент для обучения использует часто служебный компьютер, следует признать, что стоимость ДО значительно ниже, чем традиционного очного. Расчет себестоимости ДО бессмыслен, поскольку образовательные учреждения, согласно закону "Об образовании", стремятся не иметь прибыли.
5. Во-первых, студенты-очники могут с той же легкостью, как и дистанционники, заниматься плагиатом в Интернет. Во-вторых, никто не мешает преподавателю самому исследовать источники Интернет и организовать на своем компьютере базу данных для автоматического сравнения присылаемых текстов с имеющимися. Необходимое программное обеспечение для этого существует там же - в Интернет.
6. С 1999 года в ДВГУ ведется эксперимент по самостоятельному созданию СДО регионального уровня. Создано специализированное подразделение - Открытый университет (ОУ) ДВГУ. Создан самый большой в России массив электронных учебников и тренажеров, три десятка территориальных представительств. Обучение и контроль знаний ведутся исключительно с помощью компьютерных технологий, консультации студентов с преподавателями проводятся как очно, так и с использованием электронной почты. К 2002 году достигнута окупаемость вложенных ректоратом средств. В 2003 году ОУ ДВГУ стал осуществлять вложение получаемых средств не только в поддержание сложившейся деятельности, но и в новые проекты, в расширение методической и материальной базы.
7. Как правило, для начала занятий студенту-дистанционнику не нужно дополнительных знаний сверх того, что он получил в школе. А если он их там не получил, он может вполне научиться всем "премудростям" у своего ребенка или ребенка соседей за пару вечеров. Дистанционник чаще общается с компьютером, чем очник. Он вынужден освоить приемы работы с электронной почтой, офисными и графическими на практике. Это самые прочные знания и они пригодятся ему на следующий же день, на реальном рабочем месте. Это большой плюс в пользу дистанционной технологии обучения.
8. Большая часть информации воспринимается через зрительный канал восприятия, а не через слух. Отсутствие непосредственного контакта с преподавателем вполне возмещается общением с помощью электронной почты. Используя письменную речь, учащийся лучше формулирует свои вопросы, аргументирует вопросы и ответы, оперативно привлекая тексты первоисточников и лекций. Общение студента с преподавателем при ДО становится более индивидуальным, чем при очном обучении.
9. Среднестатистический студент-дистанционник - это работающий специалист, уже имеющий первое образование и стремящийся получить более высокий социальный статус либо сменить имеющуюся профессию. Он знаком с вузовской дисциплиной и не задает стандартных вопросов. Он заинтересован в скорейшем выполнении учебного плана без "лирических" отступлений, полезных первокурсникам, сдать компьютеризованные экзамены и зачеты (тестироваться), пройти практику на своем рабочем месте, получить диплом. Он сам перед собой отвечает за качество получаемого образования и, в соответствии с этим, будет формальным или дотошным студентом. У него больше троек в зачетке, чем у студента-очника. Ему достаточно тройки. И никто его здесь не переубедит. Так будет, пока в России не будет принят Закон о защите качества образования, а вкладыш к диплому не обретет реального веса при приеме на работу.
10. Рентабельность ДО значительно превышает рентабельность традиционного образования, поэтому ДО характерно для коммерческого образования. Известно, что ДО позволяет среднему американскому или английскому студенту сэкономить значительные средства (от $5000 до $10000) в год по сравнению с очной формой.
11. ДО успешно используется во многих сферах образования, и наиболее эффективно там, где не требуется дополнительная мотивация обучающихся, таких как подготовка к поступлению в вуз, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Создание СДО в России началось в начале 90-х годов. К началу 1997 года было создано около 100 центров. ДО. Через два года их стало около 400. В 2004 году все ведущие вузы развивают свои СДО.
Дистанционное обучение может оказаться более эффективным в самых различных направлениях деятельности компаний. По мнению аналитиков, полученные сегодня знания "устаревают", в среднем, через год. Известно, что западные компании тратят на обучение сотрудников от 2 до 10% фонда заработной платы. Системы дистанционного обучения позволяют экономить до 30% этих средств. Именно поэтому одним из основных преимуществом дистанционного образования является снижение стоимости самого обучения. Помимо этого, уменьшаются затраты, связанные с необходимостью командировок сотрудников и тренеров с целью прохождения обучения. В числе важных преимуществ можно назвать также отсутствие ограничений по числу обучающихся, возможность обучения сотрудников в удаленных филиалах или офисах, возможность планирования и анализа результатов обучения.
http://www.rbcsoft.ru/ru/product/corporations/item.shtml?item_39
Первыми стали продвигать на российский рынок услуги ДО зарубежные образовательные структуры. Примерами может служить деятельность в России следующих организаций:
* Современный гуманитарный университет (СГУ, Москва), созданный в1992 г.
* Международный институт экономики и права (МИЭП, Москва), созданный в 1992 г.
* Консалтинговая компания BMI (Business Management International, Сан-Франциско, США),
* Международный институт менеджмента (Бывший Международный Центр Дистанционного Обучения) "ЛИНК" - российский партнер Школы Бизнеса Открытого Университета (Великобритания) ведет деятельность в России через сеть десятков учебных центров.
Международные образовательные учреждения ДО в России готовят специалистов преимущественно в экономических, юридических, компьютерных и лингвистических направлениях на коммерческой основе.
Серьезным шагом на пути продвижения идеи ДО в России стала "Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования России", принятая в 1995 г. Она придала значимость не только теоретическим исследованиям в этой сфере. Ряд вузов - например, МЭСИ, МИЭМ, МЭИ - получили финансирование и "карт-бланш" Госкомвуза на эксперимент в области внедрению ДО. Сразу было показано, что развитая телекоммуникационная инфраструктура отнюдь не является достаточным условием для успешного функционирования СДО. Ведущая роль здесь принадлежит непрерывной научно-методической и психолого-педагогической поддержке. Обозначилась необходимость создания "института тьюторства".
ДО: дюжина компонент
Автор должен усечь насчет статьи:
хочешь неслабо выступить - завязывай с жаргоном.
(афоризм редакторов)
В России существует много учебных заведений, назвавших "дистанционными" традиционные технологии заочного обучения. Это желается в погоне за абитуриентом Не будем их здесь судить. Здесь будем понимать под дистанционными только те технологии, которые существенно опираются на электронные ресурсы и возможности ИТ - электронная почта, компьютерные тренажеры, автоматизированные системы организации учебного процесса и пр.
Как должен происходить дистанционный образовательный процесс? Давайте попробуем разложить его "по полочкам".
1. Человек определенного возраста, пола, национальности, вероисповедания, и профессии решил получить конкретное образование. Причем, он не желает ради этого уезжать из родного города, увольняться с работы и тратить отпуск на вузовские сессии. Он обратился к рекламным источникам и нашел там несколько вузов, ведущих дистанционный образовательный процесс, подходящих ему. Естественно, выбирая вуз, он будет основываться на критериях: рейтинг (престиж) вуза, стоимость обучения, предоставляемые академические свободы и ограничения.
2. Вуз выбран, человек отправил по электронной почте данные о себе в ближайшее представительство вуза (либо консорциума), получил согласие вуза на прием его в качестве абитуриента, оплатил первый взнос.
3. По электронной и обычной почте человек получил необходимые для учебы материалы (кейс) и программный инструментарий, установил инструментарий на своем компьютере. После этого в согласованное время произошел его виртуальный разговор с тьютором. В течение разговора согласован учебный план, временные рамки учебы, а также списки пройденных ранее человеком дисциплин в других вузах и возможности их перезачета.
4. Вариант: в ближайшем представительстве вуза (либо консорциума) студент подтверждает подлинность имеющихся у него документов и получает компакт-диск с мультимедийным учебным материалом на предстоящий отрезок времени.
5. Человек стал студентом (слушателем, учащимся) и получил соответствующие документы.
6. За своим компьютером (за компьютером представительства) студент
* осваивает учебный материал компакт-диска,
* посредством Интернет консультируется с преподавателями и с коллегами по группе;
* участвует в телеконференциях (виртуальных учебных семинарах);
* просматривает установочные видеолекции;
* проходит виртуальные лабораторные работы посредством Интернет под наблюдением преподавателя;
* получает дополнительную информацию и отправляет преподавателям рефераты и результаты выполненных заданий;
* самостоятельно контролирует свои знания с использованием компьютерного тренажера.
7. После прохождения нескольких курсов, студент является в ближайшее представительство вуза (либо консорциума) и в присутствии методиста подтверждает свои знания, проходя компьютерное тестирование.
8. Подтвердить свои знания по наиболее значительным дисциплинам студент обязан перед экзаменационной комиссией в согласованные с тьютором сроки и в удобном для студента и вуза месте.
9. После прохождения учебной программы, оплаты всех взносов, защиты дипломной работы перед комиссией студент получает диплом.
10. Данные об успехах студента пополняют специализированную компьютерную базу данных вуза (консорциума). Вуз (консорциум) осуществляет мониторинг дальнейших успехов выпускника, помогает ему устроиться на работу посредством Интернет, сопровождает консультационную поддержку его дальнейшей работы.
11. Данные о выпускниках вузов (консорциумов) ежегодно обрабатываются на уровне комиссий правительств регионов с целью определения и публикации таблицы рейтингов вузов (консорциумов).
12. Публикуемые региональные таблицы рейтингов являются основой ценовой политики вузов (консорциумов), образовательной рекламы, выбора специалистов работодателями, построения мировой интеграционной политики в области образования.
Как видно из изложенного, невозможно отдать весь учебный процесс, и особенно, отчетность, под контроль компьютера и Интернет. Специфика обучения такова, что непременным фактором успеха является периодическая личностная идентификация студента (а он ли учится?). Пока техника не дает нам возможности обойтись здесь без преподавателя - контролера. Хотя идеи существуют (следящие телекамеры, сканирующие отпечатки пальцев клавиатуры, "детекторы лжи", психологические трюки и пр.).
ДО: полторы дюжины частных принципов
Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец стал открывать истины, никому еще не известные
К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
Согласно взглядам ряда авторов (см. напр.: Нестеров А. В., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. Информационные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие, - СПб.: Издательство ООО "Книжный дом", 2003 - 340 с ), ДО должно основываться не только на общих принципах обучения, но и на специфичных, основанных на свойствах ИТО:

Принцип интерактивности
Обеспечение взаимодействия преподавателей и обучаемых через специфическую дидактическую среду - в синхронном и асинхронном режимах.

Принцип стартовых знаний
Для эффективного проведения занятий в ДО необходимы некоторые стартовые знания, начальный уровень подготовки потребителей образовательных услуг ДО в области ИТ. Необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети.

Принцип преобладания самостоятельной работы
Функция преподавателя в СДО заключается в
* планировании и руководстве самостоятельной познавательной деятельностью,
* организации четкой обратной связи и
* коррекции образовательной траектории.

Принцип регламентарности
Необходимо тщательно планировать процесс обучения - для обеспечения постоянного стимулирования обучаемого, поддержания высокого уровня его текущей мотивации, а в результате - для повышения эффективности обучения.

Принцип педагогической целесообразности применения средств ИТ
Требуется педагогическая оценка каждого шага проектирования, внедрения и функционирования СДО.

Принцип открытости и гибкости обучения
Вместе обучаются люди разного возраста и начального уровня подготовки. Демпфером для выравнивания является дидактическая среда. СДО некритична к расстоянию и графику учебного процесса.

Принцип толерантности
Проектируемая система ДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, что создаваемые и внедряемые ИТ станут не инородным элементом в традиционной системе образования, а будут интегрированы в него. ДО может стать частью очного обучения, как одна из технологий.

Принцип приоритетности педагогического подхода
Проектирование СДО начинается с разработки теоретических концепций и создания дидактических моделей. На первый план необходимо ставить не спешное внедрение ИТ, а содержательное наполнение учебных курсов и дидактически обоснованную разработку образовательных услуг.

Принцип интегративности
Вся информация СДО (учебная, контрольная, экономическая, нормативная, административная и т. д.) сконцентрирована, взаимосвязана и удобна для комплексного применения в образовательном процессе.

Принцип информационной безопасности
Необходимость мер по сохранению целостности и конфиденциальности учебной информации, разграничению доступа и идентификации пользователей.

А. В. Хуторской предложил иную формулировку принципов ДО. Сформулированные им принципы характеризуют ту область учебного процесса, которая плотно связана с Интернет. Мы здесь приводим их вариант, придерживаясь текста книги Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с., в несколько измененных формулировках.
Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации учащегося, который не был предварительно подготовлен к продуктивной деятельности. Учащийся, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. Креативная позиция учащегося, предупреждающая "впитывание" неотфильтрованной информации, - необходимое условие ДО. С целью реализации этого условия, необходимо придерживаться следующих педагогических принципов:

Продуктивная ориентация ДО
Главная цель Интернет-занятий - создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения результатов.

Индивидуальная ориентация ДО
Организация проектов, олимпиад и других составляющих ДО происходит с опорой на индивидуальность, подготовленность и мотивированность.

Открытость содержания ДО
Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными участниками учебного процесса развивает универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.

Приоритет деятельностного содержания перед информационным
Традиционное содержание образования концентрируется в учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансляция фиксированного содержания. Возрастание объема ресурсов, возможность быстрого доступа к достижениям человечества меняют содержание образования. Значительный объем и доступность информации в Интернет не требуют от ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность, на технологию создания планируемой образовательной продукции.

Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий
Цели, содержание, формы и методы обучения должны соответствовать особенностям технических, программных и технологических компьютерных средств. Необходима алгоритмизация дистанционной деятельности, ее интеграция с организационно-управленческой образовательной деятельностью. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга участников учебного процесса направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, взаимопонимания, развития навыков коммуникации, на адекватную оценку результатов.

Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности
ДО не предполагает 100-процентного пребывания за компьютером. Так, в дистанционном курсе естествознания учащиеся изучают живых моллюсков у себя в аквариумах, обмениваются результатами наблюдений, отыскивают и систематизируют информацию.

Приоритет деятельностных критериев оценки
Существующая система очного образования приводит к тому, что лидерами посещаемости среди сайтов являются коллекции рефератов и готовых контрольных работ, а не "коллекции образовательных инструментов". Использование чужих рефератов определяется несовершенством требований традиционной системы образования, в которой проверяется отчужденный от учащегося продукт, а не его собственные образовательные изменения. Проверке подлежат не информационные, а деятельностные результаты обучения. Очный зачет и дистантный экзамен строится на заданиях типа: "Опишите способы достижения полученных вами результатов". Подобная система контроля оценивает не столько материализованный продукт учащегося, например реферат, который может быть "взят из "коллекции рефератов", а личную деятельность ученика, характеризующую его образовательные приращения.
Авторитет убивает свободу исследования,
свобода исследования убивает авторитет
Дистанционные курсы, проекты и другие формы обучения, разрабатываемые на основе перечисленных выше принципов, направлены на творческую самореализацию, на выработку индивидуальных траекторий обучения, на формирование пространственного мировоззрения.
ДО: пятнадцать видов дистанционных занятий
Остроумие - это дерзость, получившая образование.
АРИСТОТЕЛЬ
Дистанционные учебные занятия многообразны:
1. Демонстрационное занятие. Играет рекламную роль и включает наиболее выигрышные темы и виды деятельности. Цель - привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может играть рекламную и демонстрационную роль. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.
3. Индивидуальная консультация. Характерна структурой, предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться лично, по телефону, по электронной почте, по технологии ICQ.
4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний;
5. Пользование виртуальной библиотекой учебных курсов и дополнительных литературных источников;
6. Выполнение виртуальных лабораторных работ;
7. публикация и пополнение архивов вопросов учащихся и ответов преподавателей, касающихся конкретных учебных дисциплин, возникших при проведении семинаров и конференций в Интернет в течение длительного времени.
8. Чат. Проводится в реальном времени с использованием средств Интернет. Заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.
9. Синхронная конференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся.
10. Асинхронные конференции. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени;
11. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде деловой игры, лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, CHAT или ICQ.
12. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством CHAT или ICQ.
13. Самоподготовка. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях выполняя задание преподавателя либо под влиянием личной мотивации.
14. Контрольное занятие. Учащиеся лично являются в пункты ДО по месту жительства и проходят контроль ЗУН путем компьютерного тестирования в присутствии ответственных лиц. Результаты тестирований пересылаются на центральный сервер учреждения ДО и анализируются. На основе анализа делаются выводы об эффективности обучения по той или иной дисциплине в той или иной территории.
15. Защита выпускной работы (курсовой, дипломной). Проводится очно в местах проживания учащихся либо в корпусе основного учреждения.
Главным фактором при разработке таких занятий является использование возможностей телекоммуникационных технологий и компьютерных программ для тестирования качества и количества приобретаемых ЗУН.
Аналогичная информация, применительно к школьному ДО, есть в книге: Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
ДО: успехи
Возьмем сентябрь - плохой месяц, начало учебного года.
Рэй БРЭДБЕРИ
В настоящее время СДО развивается в России, главным образом, на основе эмпирического опыта. Известно много примеров успеха СДО:
* Центр ДО "Эйдос" хорошо известен среди учителей школ. Он успешно ведет деятельность на основе самофинансирования с привлечением лучших педагогических сил регионов. Популярны дистанционные конкурсы и другие образовательные проекты "Эйдос".
* Центр корпоративного ДО ОАО ''Газпром" повышает квалификацию руководителей и специалистов предприятий ОАО "Газпром" без отрыва от производства.
* СДО развивается Федеральным государственным учреждением "Центр испытаний и сертификации "Тест-Санкт-Петербург" Госстандарта РФ для подготовки экспертов в регионах.
* Центр ДО "Истина" (электронный университет Центра информатизации, социальных, технологических исследований и науковедческого анализа) развивает деятельность в соответствии с концепцией электронного факультета, на основе "образовательного брокерства", предоставляя учреждениям свою материальную базу и методическую поддержку.
* Лаборатория "Эмиссия" РГПУ им. А. И. Герцена повышает квалификацию работников образовательной сферы по технологиям ДО. Слушатели "Эмиссии" имеют возможность доступа к базам данных, где содержатся стандарты образования, лекции, учебные курсы, обзоры, образовательные концепции. "Эмиссия" ведет электронные семинары для слушателей.
* Центр дистанционной переподготовки учителей открыт в СПбИТМО в 2000 г. СПбИТМО принял такое соотношение средств ДО: печатные (текстовые) материалы - 40-50%. учебные материалы на основе сетевых технологий - 30-35%, компьютерная видеоконференцсвязь - 10-15%, другие средства - 5-20%. СПбИТМО оказывает помощь абитуриентам в рамках дистанционной школы довузовской подготовки.
* СПбГТУ осуществляет ДО на основе видеоконференцсвязи в рамках ряда международных проектов с университетами Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Польши.
* МЭИ (Москва) обучает дистанционно на кафедре радиосистем группы студентов РИРИ (Рязань) и МПТИ (Йошкар-Ола).
* МАТИ ведет дистанционную подготовку абитуриентов в удаленных районах.
* Созданы СДО во многих известных технических вузах - МАИ, ЧелГТУ, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, УрГТУ и др. Эти вузы идут по непроторенному пути, создавая компьютерные комплексы для дистанционного выполнения лабораторных работ.
* СПбИУЭ создал СДО, ориентированную на дополнительное образование. Обучение осуществляется по известной технологии "Web-CD"', с помощью компакт-дисков с учебными материалами. Здесь осуществляется работа по внедрению интеллектуальных тестирующих систем.
* Санкт-Петербургская Ассоциация довузовской подготовки ведет ДО школьников с использованием сетевых технологий и видеоуроков.
* Успешно создали и развивают СДО многие из самых удаленных от центра России университетов - ДВГАЭУ, ВГУЭС, ДВГТУ, ДВГАПС, КнАГТУ, ХабГПУ. Тысячи дальневосточников получили там образование дистанционным путем.
* Дальневосточный государственный университет стал инициатором интеграции созданной СДО в систему открытого образования стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках договорных отношений с университетами США, Японии и Австралии ведутся совместные учебные программы для россиян и иностранцев.
Усилия отдельных образовательных учреждений по развитию СДО в России объединяются в рамках ассоциаций, консорциумов. В 1997 году основана "Евразийская ассоциация дистанционного образования" (ЕАДО). ЕАДО организует обмен опытом и популяризирует технологии ДО. Почти сразу следом за ней организованы Ассоциация "Открытый университет Западной Сибири" (Томск), включающая десятки университетов, международная Ассоциация "Всемирный технологический университет" (Москва) и др.
Ряд российских НИИ и вузов ведут теоретические разработки в области ДО:
* Российский государственный институт открытого образования (В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев, С. Л. Тимкин и др.)
* Институт проблем информатики РАН (А. А. Федосеев, Д. А. Богданова и др.);
* Научно исследовательский институт образовательных технологий (Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, П. И. Пидкасистый и др.);
* Лаборатория ДО Института общего и среднего образования РАО (Е. С. Полат и др.);
* МГПУ (А. В. Хуторской и др.);
* Ассоциация "Сибирский открытый университет", Институт ДО Томского государственного университета (В. П. Демкин, Г. В. Можаева и др.)
* Открытый университет ДВГУ, Тихоокеанский институт ДО и технологий ДВГУ (В. И. Вовна, И. А. Морев, И. Б. Львов, А. Г. Фалалеев и др.).
и др. Довольно большой перечень Интернет-ссылок на сайты российских создателей СДО имеется в электронных приложениях.
Глава 03. Открытое образование
Филипп Георгиевич, мне кажется, что у Вас возникла странная фантазия,
будто Вы являетесь создателем советской микроэлектроники.
Это неправильно. Создателем советской микроэлектроники является
Коммунистическая партия, и чем скорее Вы осознаете этот факт,
тем лучше будет для Вас.
ШОКИН, Министр электронной промышленности СССР,
- Ф. Г. Старосу, 1964 г.
Смена образовательной парадигмы, переход на новые взаимоотношения всех участников сферы образования, - важный шаг в развитии государства. Этот шаг нельзя произвести мгновенно, он длится десятилетиями. Длительность его определяется факторами:
* традиционный консерватизм педагогов,
* отсутствие кадров нужной квалификации,
* отсутствие технического и методического обеспечения,

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign