LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДВГУ






И. А. МОРЕВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Часть 3. Дистанционное обучение





Учебное пособие
для учащихся педагогических специальностей вузов
и слушателей курсов повышения квалификации
педагогических и управленческих кадров










Владивосток
Издательство Дальневосточного университета
2004





УДК 37.012.8

ББК 74.202.2
М 79




Рецензенты:
Михина Галина Борисовна -
канд. пед. наук, доцент, декан педагогического факультета ДВГУ,
зав. кафедрой общей педагогики и психологии ДВГУ
Грудин Борис Николаевич -
докт. техн. наук, директор Дальневосточного
Центра Федерации Интернет-образования


Морев И. А.
М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.



Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний, списки дополнительной литературы, документы, описания электронных педагогических средств, концепции, обзоры, тематические перечни Интернет-ссылок.
Для студентов педагогических специальностей вузов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Может использоваться для самостоятельного изучения.




ББК 74.202.2
М 79


(c) Морев И. А., 2004
(c) ТИДОТ ДВГУ, 2004
(c) Издательство Дальневосточного
университета, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ 5
СТУДЕНТУ 6
ВВЕДЕНИЕ 10
Глобальные сетевые технологии и всемирная образовательная среда 14
Глава 01. Развитие Интернет-технологий в Российской системе образования 16
Две дюжины особенностей российской системы образования и Интернет 17
Десять факторов сдерживающих развитие Интернет в системе образования России 18
Три конкурента Интернет в системе образования России 19
Двадцать социальных явлений вызванных Интернет 20
Интернет - проекты российских учебных заведений 22
Образовательные Интернет - центры России. Культурная составляющая образовательной среды 24
Гипертекстовые технологии 25
ГИС и Интернет 27
Мультимедиа и Интернет 27
Виртуальная реальность 28
Получение образования с использованием возможностей Интернет 29
Глава 02. Дистанционные образовательные технологии 31
ДО: десять общих принципов 32
ДО: кто такой - тьютор? 33
ДО: десять "за" и десять "против" 34
ДО: дюжина компонент 37
ДО: полторы дюжины частных принципов 39
ДО: пятнадцать видов дистанционных занятий 42
ДО: успехи 43
Глава 03. Открытое образование 45
СОО: двадцать принципов 45
СОО: достоинства 47
СОО: дюжина различий курсов 47
СОО: десять задач в области общего среднего образования 48
Переход к открытости образования в России 49
Правовой фундамент для системы открытого дистанционного образования 49
Структурные изменения. Семь шагов управленческого плана создания СОО 51
Управление образованием и Интернет. Мониторинговые технологии 54
Открытое образование в школе 55
Виртуальный колледж 56
Глава 04. Система дистанционного обучения. Подробности 57
СДО: доставка учебных материалов 57
СДО: штат, тьюторы, преподаватели, сотрудники ... Сколько их требуется? 59
СДО: шесть важнейших достоинств 61
СДО: шестьдесят первых шагов 62
СДО: планирование развития 65
СДО: контроль и коррекция развития 66
СДО: учебный процесс. Условия обучения 68
Глава 05. Инструментарий для организации и ведения учебного процесса в Интернет 70
Инструментарий для организации интегрированного обучения посредством Интернет 71
Инструментарий для организации и проведения асинхронных компьютерных конференций 74
Инструментарий для организации и проведения синхронных компьютерных конференций 74
Инструментарий для организации и проведения дистанционных семинаров 75
Инструментарий для проведения дистанционного контроля знаний 76
Инструментарий для организации и проведения телеконференций 79
Выбор наиболее эффективного инструментария для организации и ведения дистанционного учебного процесса 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Защита образовательной информации в условиях сетевого обучения 82
Культурная и экономическая интеграция Дальнего Востока России в содружество стран АТР на основе открытого образовательного пространства 90
Совместная Интернет-программа ДВГУ и университета Васеда. Российско-японский эксперимент по дистанционному изучению иностранного языка 94
Примеры удачных систем СДО (конец XX века) 95
НП "Открытый университет" 101
Ассоциация "Сибирский открытый университет" 116
Сфера ДО. Обзор 124
СОО Дальневосточного государственного университета 135
Компьютерные технологии в СДО 137
Тестовые технологии и системы усвоения знаний для СДО. Характеристики и этапы разработки и внедрения 144
Характеристика современного российского рынка компьютерных средств 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149
АННОТАЦИЯ
Понять - значит простить.
Анна Луиза Жермена де СТАЛЬ, aforizm.kaminplus.ru
Пособие предназначено для работников системы образования, желающих быстро и без "ужасающих" технических подробностей получить ответы на вопросы, касающиеся дистанционного обучения и открытого образования:
* Что такое дистанционное обучение?
* Зачем мне дистанционное обучение?
* Зачем моим ученикам дистанционное обучение?
* Зачем моим подчиненным дистанционное обучение?
* Какой нужен инструментарий для ведения дистанционного обучения?
Пособие может быть использовано для самостоятельного изучения, а также для обучения слушателей курсов или студентов педагогических специальностей.
Всем читателям будет полезно проверить свои знания с помощью электронного тренажера, включенного в электронную версию пособия.
Большое количество Интернет-ссылок на российские и зарубежные образовательные сайты, собранные в Приложениях, позволило сократить объем описательной информации и ограничиться при разборе специальных вопросов обсуждениями и рекомендациями. Приложения можно рассматривать как своеобразное приглашение в Интернет.
Все дополнительные материалы, а также Глоссарий, подборка документов и списки дополнительной литературы помещены на прилагаемом компакт-диске.
Разделы пособия содержат обсуждения действенности тех или иных методов обучения и контроля ЗУН, применимости их в условиях наличия компьютерной поддержки.
Многие разделы пособия снабжены вступлениями, формулирующими тему. Иногда это - цитата, заостряющая (одобряющая, высмеивающая) обсуждаемую проблему. Цитаты мы взяли из открытых источников Интернет и из своих старых записей. Они наверняка пригодятся Вам при подготовке к лекциям. Авторы цитат везде указаны, источники цитат - иногда. Это означает, что восстановить источник, где цитата появилась впервые, мы не смогли. За это мы заранее приносим авторам свои извинения и уверения в почтении.
Пособие не претендует на полноту. Мы будем пополнять его, в том числе и материалами, присланными по адресу morev@vido.dvgu.ru. За что мы Вам заранее благодарны.
Здесь не рассматриваются специальные вопросы, касающиеся технического обслуживания и правил пользования программными средствами.
Здесь не содержится рекламы технических и инструментальных средств. Эта информация, несомненно, необходимая читателю, представлена в приложениях Интернет-ссылками.
СТУДЕНТУ
Народу нужны не отвлеченные идеи, а прописные истины
Антуан РИВАРОЛЬ, aforizm.kaminplus.ru
Это пособие предназначено для учащихся по Программе "Менеджмент в образовании". Курс "Образовательные информационные технологии" является одним из основных разделов этой программы, поскольку нацелен на подготовку специалистов, которые непосредственно реализуют новые проекты в области образовательных информационных технологий (ОИТ) и технологий управления качеством образования.
Задачи пособия -
* способствовать формированию потребности в применении новых технологий на практике в процессе педагогической или управленческой деятельности,
* познакомить учащихся с ОИТ,
* познакомить учащихся с мировыми контрастами в развитии ОИТ,
* расширить круг известных учащимся перспективных направлений развития ОИТ,
* дать обзор наиболее значимых публикаций и ресурсов в области ОИТ.
В Приложениях приведен материал для практического применении изложенных теоретических разработок, положений, сведений. Представлены нормативные документы, опубликованные в Интернет и открытой печати. Материалы Приложений не являются обязательными для Вас именно в момент обучения, поэтому тестирование знаний их не предусмотрено. Материал Приложений пригодятся Вам потом, в реальной деятельности.
В тексте пособия и Приложениях можно найти информацию о деятельности и принципах функционирования Открытого университета ДВГУ, о новых возможностях, возникающих с появлением открытых форм образования.
Кто хочет достигнуть того, чего желает,
пусть желает достижимого
Хуан МАНУЭЛЬ, aforizm.kaminplus.ru
В соответствии с технологией дистанционного обучения, принятой в Открытом университете ДВГУ, пособие содержит компьютерную тестирующую программу, с помощью которой учащиеся смогут подготовиться к сдаче зачета и экзамена. Тестовые задания разбиты на группы, соответствующие Главам пособия. Проверить свои знания учащиеся смогут как в рамках глав, так и в целом, после завершения обучения.
Тестирование знаний производится на компьютере по следующему плану.
* После изучения материала каждой главы учащийся подвергает свои знания тестированию с помощью компьютерного тренажера и после этого проходит промежуточную аттестацию. В ходе тренировки учащийся может увидеть правильные ответы на текущие вопросы теста. По окончанию тренировки учащийся получает перечни вопросов, ответы на которые он не знает.
* После прохождения всего курса учащийся либо представляет (через руководителя или методиста своего территориального представительства) в учебный отдел Открытого университета ДВГУ файл-отчет итоговой аттестации, либо все файлы-отчеты промежуточной аттестации.
* Оценку по пятибалльной шкале учащемуся выставляет преподаватель на основе анализа файлов-отчетов и практической работы.
Учащиеся программы обязаны выполнить и защитить одну практическую работу. Оценка работы осуществляется комиссией, в соответствии с приказом ректора.
Желание высказаться почти всегда бывает сильнее,
чем желание чему-нибудь научиться.
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович ,aforizm.kaminplus.ru
Защита работы может быть заочной, очной либо публичной.
Результаты и текст работы представляются преподавателю в электронном виде (передается на дискете, либо пересылается по электронной почте через свое территориальное представительство).
Учащиеся выбирают тему практической работы самостоятельно, придерживаясь приведенного здесь списка и учитывая актуальность её для образовательного учреждения, территориального управления образованием, Открытого университета ДВГУ.
Практическая работа оформляется в соответствии с принятым в Открытом университете ДВГУ стандартом, аккуратно, в электронном виде, в формате Word. Графики, таблицы, схемы выполняются с использованием инструментария MS Office.


ТРЕБОВАНИЯ
к оформлению практической работы


Легче сделать более, нежели то же
Марк Фабий КВИНТИЛИАН, aforizm.kaminplus.ru
Работа содержит титульный лист, Оглавление, Введение, три Главы, Заключение, список литературных источников, Приложения.
На титульном листе должны быть указаны следующие сведения:
Первая строка: Министерство образования и науки РФ
Вторая строка: Дальневосточный государственный университет
Третья строка: Открытый университет ДВГУ
Четвертая строка: Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
Название работы (не более 10 слов)
Данные о руководителе и соруководителе работы (ФИО полностью, место работы, звание, должность) с помеченными местами для их подписи
Адрес и наименование образовательного учреждения, на базе которого исполнялась работа, адрес электронной почты (номер телефона) автора
Последняя строка: год исполнения
Во Введении описываются предпосылки работы, формулируется тема, ставятся задачи. Здесь же делаются предварительные пояснения к тексту работы, если это необходимо.
Первая глава, как правило, посвящается обзору литературы, обсуждению научной и практической ситуации в избранной области.
Вторая глава содержит используемые и выдвигаемые автором теоретические идеи, формулировку технологии работы.
Третья глава - результаты работы. Они оформляются в виде таблиц и графиков со словесным описанием. Часть результатов, для сохранения целостности восприятия текста Главы, можно вынести в Приложение.
Выводы (или Заключение) должны включать 3-4 положения с краткими формулировками того, что автором сделано самостоятельно в процессе работы. Именно эти положения автор будет защищать публично перед комиссией.
Всюду, где в тексте включен материал источников, помещаются соответствующие ссылки - номер источника (согласно списку литературных источников) в квадратных скобках.
Текст работы создается на компьютере с использованием MS Office (или аналога).
Объем работы: около 20-40 страниц печатного текста (Times New Roman, 12). Оформление полей - верхнее и нижнее поля: 2,5см, левое поле: 3см, правое поле: 1см. Межстрочный интервал - 1.
К публичной защите учащийся обязан подготовить компьютерную презентацию работы в формате MS Power Point для демонстрации комиссии.


ПЕРЕЧЕНЬ
рекомендуемых направлений практических работ


Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно.
Если на вид она трудна, значит, выполнить ее абсолютно невозможно.
Теорема Стокмайера. Артур БЛОХ, Мерфология
Мы предполагаем, что в приведенном ниже списке Вам удастся выбрать направление по душе. Если этого не произошло, предложите свой вариант. Ваше предложение должно включать предполагаемые название, план и объем работы.
Обращаем внимание, что право названия будущей работы принадлежит Вам.
1. Постройте и обоснуйте подробный план внедрения компьютерной технологии (обучения, аттестации, управления качеством) для применения в конкретном образовательном учреждении. План включает финансовую, материальную, кадровую, временную составляющие. Примените знания, полученные при изучении других дисциплин Программы.
2. Постройте модель внеурочной работы школьного компьютерного класса с использованием ресурсов Интернет. Обоснуйте модель, имея в виду главную цель - удовлетворенность родителей качеством образования, получаемого детьми в Вашем образовательном учреждении. Модель включает финансовую, материальную, кадровую, временную составляющие.
3. Создайте тест по материалам избранных разделов какой-либо учебной дисциплины на основе знаний, полученных при прохождении данного курса. Тест должен содержать не менее 100 тестовых заданий, задания должны быть разнесены по темам, уровням сложности, направленности, значимости. Разнесение должно быть обоснованно письменно в тексте работы.
4. Создайте обзор известных Вам тестовых систем, содержащий обоснованную критику и перечень положительных характеристик.
5. Создайте самостоятельно действующий макет программной оболочки для самостоятельного (группового) обучения и тестирования знаний, обладающую чертами, выгодно отличающими ее от известных комплексов.
6. Напишите сценарий программной оболочки для тестирования знаний и обучения, обладающую чертами, выгодно отличающими ее от известных. Сценарий должен содержать текстовое описание и формализованную рабочую блок-схему. Допустимы нестандартные обозначения элементов блок-схемы.

Справки и консультации можно получить через местное представительство Открытого университета ДВГУ, либо по электронной почте prog@vido.dvgu.ru
Авторы будут признательны читателям, которые найдут возможность поделиться своим собственным опытом в области проведения образовательного мониторинга.
Предложения и информацию присылайте по адресу: morev@vido.dvgu.ru

ВВЕДЕНИЕ
Пишите коротко и туманно,
чтоб можно было интерпретировать.
(из наставлений спичрайтерам)
Интернет - одно из величайших чудес двадцатого века. С полным правом ее можно назвать шестым, информационным океаном (вслед за четырьмя естественными и пятым - воздушным - океанами Земли). Поэтому слово Интернет мы везде и пишем с заглавной буквы.
"Интернет", как и "Мерседес" - слово женского рода. Мы будем всюду придерживаться этого мнения: ведь это собственное имя сети. На наш взгляд, фраза "выйти в Интернет" звучит более по-человечески, чем "выйти в Интернета", а это однозначно определяет "пол" слова. Спор этот продолжается. Возможно, судьба "Мерседеса" постигнет и Интернет, и это слово тоже станет словом мужского рода. В августе 2004 года мы обращались за консультацией на самый авторитетный сайт в области русского языка Грамота.ру - и не получили вразумительного ответа о роде слова Интернет.
Много популярных, научных и справочных книжек посвящено Интернет. Журнальных и газетных статей о ней - миллионы. Литература об Интернет столь же обширна, как и сам объект описания. Интернет и сама себя описывает. На подавляющем большинстве сайтов Интернет можно найти ссылки на несколько других популярных сайтов.
Интернет привела к развитию своего жаргона - целой области русского языка. Все эти новые словечки мы не пустим на страницы настоящего пособия. Кроме самых необходимых случаев. Но и тогда, каждый раз мы будем давать соответствующие пояснения. Хотя, впрочем, может мы и не правы. Учитель вправе и должен знать язык, на котором общаются его ученики. Наверное, необходимость толкового иллюстрированного словаря жаргонных выражений российских программистов и "сетевиков" назрела.
Интернет в России возникла не на пустом месте. Сетевые идеи в системе образования России культивируются много десятилетий. Первые сети были экспериментальными, строились на базе крупных компьютерных центров в вузах (сети удаленных терминалов). С появлением персональных компьютеров ситуация изменилась. Сети укрупнялись и становились междугородними, а потом они получили и международные выходы. Вот некоторые российские компьютерные сети, существовавшие самостоятельно и вносившие свой вклад в развитие системы образования до появления Интернет:
* Demos/Интернет (www.demos.ru) - сконцентрирована на узлах в Москве. Обеспечивала связь между несколькими крупными российскими городами и США.
* Sovam Teleport (www.sovcirn.corn) - предоставляет услуги во многих крупных городах. Ведет проект "Россия-он-лайн". Информация на сайте www.online.ru
* Eunet/Relcom (www.relcom.ru) - имеет сервера во многих крупных городах России и ближнего зарубежья. Известна большой пропускной способностью.
* Glasnet (www.glasnet.rui) - сравнительно молодая сеть, развивалась при поддержке международных организаций, заинтересованных в развитии гласности.
* Global One Russia (www.global-one.ru) - одна из крупнейших российских сетей. Строилась по планам и под руководством ряда международных компаний. Имеет свои сервера в большинстве крупных городов России.
* Rosnet (www.rosnet.ru) - АО "Российская телекоммуникационная сеть". Строилась по российским проектам. С 1996 года была подключена к сетям США.
* RUNNet (www.runnet.ru) - государственная (федеральная) российская университетская сеть. Практически полностью ориентирована на предоставление образовательных услуг в Интернет. Подключена к нескольким десяткам университетов, в том числе через спутниковую связь. Является примером межведомственного взаимодействия в России. Контролируется Министерством образования России.
* RUHEP/Radio-MSU (www.radio-msu.net) - возникла по инициативе физиков - ядерщиков как следствие необходимости ведения квантовомеханических расчетов на немногих существовавших ранее суперкомпьютерах, находясь на рабочем месте в другом городе. В известном смысле, с самого зарождения несла образовательную нагрузку, ведь расчеты вели не только ученые, но и их ученики-студенты.
* RSSI (www.rssi.ru) - изначально объединила несколько крупных медицинских центров России. Задумывалась как средство ведения дистанционных операций и консультаций. Была подключена к серверам NASA. Имеет как прикладную, так и научную и образовательную направленность.
* FREENet (www.free.net) - научно-образовательная сеть. Имеет подключения к большинству вузов и научных институтов европейской части России. Как всякая некоммерческая сеть, характеризуется низкой пропускной способностью.
* RELARN-IP (www.rinp.net/relarn) - развивалась на основе сети RELARN. Имеет давнюю историю и малую известность.
* MSUNet (www.msu.ru) - сеть Московского государственного университета
Сейчас эти сети - часть Интернет.
Информации в Интернет столь много, что для поиска нужных страниц приходится применять специальные поисковые машины. Этих машин также много, среди них есть и специализированные, и общие, и "самопальные". "Самопальной" программисты называют такую программную продукцию, которая создана маленькой фирмой и не получила широкого признания (например, которая не имеет разного рода признанных сертификатов и регистрационных номеров).
Поисковая машина ищет нужную Вам информацию на основании так называемых ключевых слов, которые Вы ей укажете. При этом машина систематизирует информацию, расставляет ее по очереди в соответствии с частотой обращений к ней. "Интеллектуальные" машины даже умеют искать информацию по вариантам ключевых слов, самостоятельно меняя их написание в соответствии с обнаруженными в процессе деятельности статистическими закономерностями.. Для этого она использует хранящуюся в памяти информацию о многих-многих обращениях. Эта информация, в свою очередь, является основой для научных статистических исследований информационных предпочтений населения разных стран и регионов.
Пользование поисковыми машинами не сопровождается специальными дополнительными оплатами. Обратиться к ним за помощью можно на специализированных сайтах. Например:
* www.yahoo.com
* www.yep.com
* www.rumbler.ru
* www.goto.com
* www.altavista.com
* www.yandex.com
* www.tela.dux.ru
* www.russia.agama.com/aport
* www.unicor.ac.ru
* www.dux.ru/news.html
* www.search.interrussiai.corn
Общепринятых или "узаконенных" способов размещения информации в Интернет не существует, и это усложняет процесс поиска нужных сведений. Для ускорения поиска в Интернет придумывают разные способы структурирования, упорядочивания сведений. В частности, в настоящее время издаются своеобразные общие бумажные и электронные путеводители в информационном океане Интернет. Их часто называют "желтыми страницами". Есть и "путеводители по путеводителям", столь их много. В этом проявляется отличительная черта Интернет - распределенность ресурсов.
Первый вариант Интернет был создан на средства Министерства обороны США. Сеть связывала "информационные острова" в масштабе страны. Эти "острова" были связаны и автономны одновременно, они должны были "выжить", сохранить информацию и поддержать функционирование ракетных систем в случае ядерной войны. Интернет была "распределенной"; этот термин впоследствии стал научным.
Оказалось, что выбранная тогда концепция "распределения" ресурсов прекрасно подходит для мировых интегрированных систем рыночной экономики. Тысячи бирж и брокерских контор во всех (практически) странах мира связаны сетями и работают как единый организм, устраивая и устраняя кризисы, поддерживая и ломая экономические структуры.
Наиболее коммуникативным (обеспеченным информационными технологиями и средствами) обществом в мире на сегодняшний день являются США. Именно США являются сейчас центром развития Интернет - технологий. Это лидерство неоспоримо, несмотря на усилия многих стран, в том числе Китая, Индии и России. Почему мы выделили эти страны? Да именно потому, что программисты - выходцы из этих стран внесли значительный вклад в развитие информационных технологий. Российские "мозги", работают в США над созданием технологий Интернет новых поколений - ИНТЕРНЕТ-2 и ИНТЕРНЕТ-3. США инвестируют в настоящее время наибольшее количество средств в создание высокотехнологичного будущего.
Отстанет ли Россия от США безнадежно в создании и скорости внедрения новых технологий? А нет ли рядом с Интернет таких технологий, догадаться до которых под силу только пытливым россиянам?
Интернет - это средство связи и получения разносторонней информации. Многие россияне сейчас не представляют своей работы и общения с коллегами без e-mail. В России уже сформировался культовый образ делового человека, рабочее утро которого начинается с открытия "ящиков" e-mail и чтения свежей прессы на сайтах ведущих мировых информационных агентств.
Интернет - это и увлекательная игра. Большинство "свободных пользователей Интернет" предпочитают блуждать по сайтам, подобно золотоискателям, в поисках крупиц интересного и полезного. Многие посвящают этому все свободное время, и, часто, с пользой. К ним вполне можно применить изречение легендарного Оливера Кромвеля: "Никто не достигнет таких вершин, как сбившиеся с пути".
Интернет принесла и новые возможности для образовательных систем. Распределенные образовательные проекты, дистанционное обучение, открытое образование - эти термины не пришли бы в нашу жизнь, если бы не Интернет.
Много психологических и педагогических проблем породила Интернет (как, впрочем, и компьютер). Замечено, что у компьютерщиков и частых пользователей Интернет заметно меняется характер поведения среди людей. Плотное общение с экраном компьютера меняет их, они становятся "другими" с точки зрения окружающих. Интеллектуальный их уровень часто заметно растет. Разговор таких людей иногда вдруг становится отрывистым и часто малопонятным для непосвященных в "таинства интерфейсов". А то и наоборот - получаемые в Интернет сведения переполняют человека, и он стремится поделиться с окружающими, становясь невыносимым.
Этот феномен еще ждет своего физиологического, психологического и педагогического описания. И оно необходимо - новые технологии, как всякое новое, таят в себе и положительные и негативные последствия не только для системы образования, но и для человечества в целом.
В определенной мере привнесенные общением с компьютером и Интернет отклонения в психике влекут социальную беззащитность "интернетчиков". С другой стороны, "интернетчики" часто находят высокооплачиваемую работу, однако, материальные потребности их снижаются по мере "переселения в виртуальный мир" и они передают заботу о собственных материальных благах другим людям.
Идея применения автоматизированных систем в обучении возникла еще до создания Интернет. Литературоведам еще предстоит выяснить, кто из писателей-фантастов впервые стал описывать в своих романах специальные управляемые кнопками светящиеся экраны, глядя на которые человек с большой скоростью получает информацию и учится.
Мировая научная фантастика "проглядела" Интернет, сосредоточившись на впечатляющих картинах покорения звезд и планет. В результате общество оказалось не подготовленным психологически к осмыслению и развитию возможностей Интернет.
Виртуальное пространство сейчас - это множество вполне структурированных информационных построек, множество "времянок" и огромное количество мусора. И во всем этом многообразии денно и нощно копаются поисковые машины, выуживая крупицы информации (А. Г. Фалалеев).
Компьютерное обучение еще не покорило скоростных планок фантастов, однако появление Интернет позволило по-новому взглянуть на многие атрибуты образования. На учебник будущего мы смотрим уже как не на книгу, а на распределенную базу знаний. Авторы теперь создают учебники, находясь одновременно в разных странах. Анимация и звук теперь стали необходимыми в учебниках (кажется, недалеко время вовлечения в учебный процесс и запаха, и тактильных воздействий). Ученики теперь ведут диалог с учителем, находясь на разных континентах.
Образовательные структуры разных стран стали изменяться с появлением Интернет. С одной стороны, исчезают географические рамки образовательных учреждений, с другой - действующие комитеты и комиссии по образованию получили мощные рычаги воздействия на направления и качество образования. Аккумулируя и анализируя сведения об успехах учащихся и выпускников учебных заведений, они создают общую картину, ведут мониторинг образования в подведомственных регионах и, демонстрируя ее в Интернет потенциальным абитуриентам и работодателям, оказывают решающее влияние на региональные образовательные рынки.
Появление Интернет изменило и учащихся. Если раньше учащийся перемещался в пространстве в поисках источников знаний, как Магомет к горе, то теперь гора знаний перемещается в пространстве вслед за учащимся. Теперь учащиеся видят преподавателя не только в аудиториях; лекции и консультации "в живом исполнении" приходят к учащимся домой, прямо к рабочему столу и удобному креслу.
Не обращаясь к преподавателю, студент может проконтролировать свои знания и получить рекомендации по их коррекции в Интернет. Несколько нажатий на клавиши - и все студенты учебной группы получают возможность помочь коллеге в поисках информации.
Информация книг виртуальных библиотек - в недалеком прошлом многие тысячи тонн бумаги - легким движением руки может быть вызвана учащимся за многие тысячи километров, прочитана и вставлена в создаваемый реферат.
Все чаще преподаватели доверяют свои функции компьютеру. Компьютер делает рекомендации учащимся от лица преподавателя, принимает зачеты и экзамены, доставляет необходимую информацию, ведет семинары и поддерживает споры среди учащихся.
И все это не мечта, это - реальность. Буквально несколько лет назад многие полагали, что такое положение (особенно в России) наступит только через 2 -3 десятилетия. И вот оно наступило. Рассмотрим его подробнее.
Глобальные сетевые технологии и всемирная образовательная среда
Никто не знает настоящей правды.
Антон Павлович ЧЕХОВ
Все страны имеют свои образовательные структуры. Часто эти структуры отличаются, часто чиновники копируют их друг у друга. Они бывают централизованными и распределенными, они могут иметь множество ограничений и могут быть открытыми, там могут быть приоритетными фундаментальные либо узкоспециальные направления. Все вместе национальные образовательные структуры образуют всемирную образовательную среду.
Каждая образовательная структура имеет достоинства и недостатки. С надеждой люди смотрят на Интернет как на панацею, которая позволит сделать общим достоянием достоинства образовательных структур, а недостатки нивелировать.
Интернет устранила барьеры в распространении информации. Теперь абитуриент имеет возможность оценить и выбрать учебное заведение, пользуясь ресурсами Интернет.
Отправляясь в командировку на конференцию в другую страну, можно с помощью Интернет заказать билет, забронировать место в гостинице. Перед конференцией можно принять участие в виртуальных предварительных обсуждениях программы работ и докладов, чтобы оптимально построить время научного общения.
Интернет позволяет автоматизировать, объективизировать и ускорить выбор. Интернет позволяет перевести деньги со счета на счет, быстро найти и купить товары, не выходя из дома. Интернет - прекрасное средство для проведения рекламных образовательных акций.
Образовательные структуры поощряют перемещение преподавателей между учебными заведениями. Считается, что это повышает эффективность их работы и, как следствие, уровень качества образования. Интернет позволяет преподавателю обоснованно выбирать очередное место работы.
Мониторинговые центры помещают в Интернет результаты своих исследований качества образования в виде рейтинговых таблиц учебных заведений. Эти ресурсы позволяют работодателям более обоснованно подходить к выбору работников, а инвесторам - к выбору наиболее эффективных вложений в систему образования.
Учебные заведения используют Интернет для формирования контингента наиболее перспективных абитуриентов. Интернет-олимпиады школьников помогают и учебному заведению, и абитуриентам. Участвуя в олимпиадах, абитуриент получает возможность заблаговременно оценить свои силы и доступность для себя выбираемой специальности, формы обучения, учебного заведения.
Мы приближаемся к долгожданному идеалу "на мониторе как на бумаге". Многие люди предпочитает получать информацию в электронном виде.
Развиваются виртуальные библиотеки, где все есть (включая видеофильмы и звукозаписи) и все доступно. Достоинство электронных средств информации - автоматизированный поиск по ключевым элементам - всецело поддерживается технологиями Интернет.
Современные учащиеся часто не удовлетворены учебными курсами, предлагаемыми разными учебными заведениями. Это естественно. Интернет позволяет решить эту проблему, устранив географические ограничения. Теперь учащийся может дистанционно учиться в "открытом образовательном пространстве", одновременно в нескольких учебных заведениях в разных государствах и на разных языках. Открытое образование - образование XXI века. Открытому образованию посвящено много страниц этой книги.
Перечисленное доказывает необходимость глобальных сетевых технологий для дальнейшего развития как образовательной среды, так и, как следствие, уровня жизни общества.

P.S.
В своем рассмотрении мы будем предполагать, что читатель знаком со словарем основных понятий Интернет, таких как "сайт", "сервер" и т.п. Желающих поподробнее узнать об истории возникновения Интернет, о существующих технических ресурсах, мы отсылаем к электронным Приложениям на компакт-диске.
Практически вся написанная на русском языке специальная и учебная литература про Интернет, из той, что мы видели, многим людям не нравится. Такое ощущение часто возникает при чтении, что авторы говорят на каком-то "птичьем" языке. Такая ситуация типична для читателей-педагогов, которые привыкли к традиционному способу получения информации из книги. Учебник должен иметь свой сюжет, свою аудиторию и свое место. Хочется, чтоб для понимания этой книжки совсем не нужно было постигать таинства жаргона.

Глава 01. Развитие Интернет-технологий в Российской системе образования
Народ не хочет знать, что он должен делать.
Народ хочет знать, какой он хороший.
(из наставлений спичрайтеру)
Середина 90-х годов двадцатого века - начало эпохи победного шествия Интернет - технологий в российском образовании. Буквально несколько лет - и многие учебные заведения России не представляют своего дальнейшего существования без Интернет.
Университетские центры Интернет открыты в большинстве крупных городов России. Особую часть их составляют построенные и оснащенные при мощной финансовой поддержке Института "Открытое общество" (http://www.isf.ru) и объединенные едиными образовательными проектами центры в 33-х городах: Барнаул, Благовещенск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Махачкала, Нальчик, Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пермь, Петрозаводск, Ростов, Самара, Саранск, Саратов, Тверь, Томск, Тула, Уфа, Чебоксары, Якутск, Ярославль.
Многие образовательные учреждения открыли Интернет-центры, опираясь на иные ресурсы. В каждом регионе России существуют центры новых информационных технологий (ЦНИТ), опирающиеся в своей деятельности на созданные в Интернет-центрах технические ресурсы.
Деятельность ЦНИТ поддерживается и контролируется Министерством образования России, а также отображается на сайте www.informika.ru. Основная цель ЦНИТ - объединение деятельности образовательных учреждений региона, связанной с созданием и внедрением новых компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс.
Образование - приоритетное направление деятельности российских создателей ресурсов. Интернет. Создаются многочисленные Интернет - библиотеки и Интернет - конференции, открываются Интернет - университеты. Скорость роста российских ресурсов Интернет столь велика, что не поддается количественному описанию.
Практически все высшие заведения России предпринимают попытки создания структурных подразделений, занимающихся обучением через Интернет - дистанционным обучением.
Ряд крупных образовательных центров стали инициаторами создания межуниверситетских ассоциаций - открытых университетов, обучающих студентов посредством Интернет. Интернетовские адреса таких организаций Вы найдете в Приложениях.

Две дюжины особенностей российской системы образования и Интернет
Исследователи отмечают уникальное сочетание особенностей системы образования России:
1. магическая способность к выживанию, восстановлению и воспроизводству;
2. высокая устойчивость по отношению к нововведениям (консерватизм) в сочетании со стремлением к педагогическому изобретательству;
3. разнородность и терпимость в сочетании со стремлением к централизации и регламентации;
4. культ критики и самокритики;
5. превалирование "женского" начала;
6. консерватизм;
7. смешение (патологическое неразличение) гуманизации и гуманитаризации;
8. интернационализм;
9. культ роста качества и количества передаваемой учащимся информации;
10. стремление к фундаментальности передаваемых знаний;
11. стремление к одновременному упрочению связей с научными и производственными структурами;
12. неспособность к длительному поддержанию деловых связей с партнерами;
13. концентрация прав у администрации образовательного учреждения в сочетании с реальным отсутствием их у учащихся и педагогов;
14. образование - один из основных экспортных продуктов России;
15. недостаток реальных связей со сферой производства и бизнеса;
16. низкий общественный статус учителя и глобальные государственные планы о его подъеме;
17. стремление к первоочередному обеспечению (компьютерная техника, ремонт помещений) руководства учреждений;
18. отсутствие стремления руководителей учреждений к самостоятельному повышению квалификации в области информационных технологий;
19. пацифизм;
20. патриотизм;
21. жесткая государственная регламентация, приводящая к бессилию администрации образовательного учреждения в ключевых вопросах: увольнение и прием на работу, контроль качества, оплата труда, реформа учебного процесса;
22. культ альтруизма;
23. высокая взаимозаменяемость педагогов;
24. стремление к распространению влияния во все сферы человеческой деятельности (школа - центр культуры),
и др. На взгляд иностранца, многие из этих особенностей противоречат друг другу. Многими из них не прочь обзавестись развитые страны, поскольку именно с наличием их связывают феномен технического и научного взлета России в середине двадцатого века, а с нивелированием некоторых из них - последовавший вслед за этим упадок.
Многими из перечисленных особенностей обладает и Интернет. Может быть, именно поэтому мы наблюдаем сейчас лавинообразное появление множества образовательных сайтов на российских серверах. Многие из этих сайтов создаются и сопровождаются более из альтруистских соображений, чем из соображений выгодности; многие вообще созданы без надежды на деловой успех. Часть этих проектов находит финансирование из-за рубежа.
Наиболее известный источник средств поддержки российских образовательных проектов в Интернет - Институт "Открытое общество" (фонд Дж. Сороса). Деятельность Института "Открытое Общество", заслуживающая отдельного историко-философского рассмотрения как феномен современности. Есть и другие источники (см. Приложения).
Сравнительно слабо с финансовой точки зрения пока выглядят Интернет - проекты, продвигаемые Министерством образования России.
Десять факторов сдерживающих развитие Интернет в системе образования России
Вот некоторые из факторов, сдерживающих развитие образовательных функций и ресурсов Интернет:
* дороговизна оборудования и программного обеспечения;
* отсутствие культуры эксплуатации компьютерных средств;
* отсутствие культуры автоматизированного обучения;
* отсутствие стимулов;
* дороговизна оплаты услуг телефонных компаний и провайдеров Интернет;
* отсутствие правового фундамента, защищающего права создателей и пользователей;
* отсутствие необходимого количества специалистов (утечка мозгов);
* отсутствие гарантированных ресурсов для оплаты труда специалистов;
* традиционный консерватизм работников органов управления образованием;
* низкий уровень кругозора значительной части работников органов управления образованием в области информационных технологий.
Вес и влияние этих факторов меняются. Ощутимыми стали и снижение тарифов, и рост количества специалистов, и рост интереса к ОИТ работников управлений образованием.

Три конкурента Интернет в системе образования России
Вместе с развитием Интернет, в России возникают и развиваются технологии близкие Интернет по направленности и отличающиеся технической реализацией.
Основными причинами, заставляющими работников образования не "закрывать" эти направления, являются не только перечисленные в предыдущем разделе факторы, но и традиционная для россиян изобретательность.

Система "Информ-образование"
Наиболее развитым и известным конкурентом Интернет в России является система "Информ-образование". Кратко опишем ее, опираясь на известные публикации в педагогической прессе и рекламную информацию.
Система "Информ-образование" ориентируется на неиспользуемые возможности гражданского телевещания, а именно - на возможность передачи текстовой информации во время телепередачи "за кадром". Эта информация закодирована и не видна на экране обычного телевизора. Она включает материалы педагогической прессы, директивные и инструктивные документы министерства образования, публикации по заявкам абонентов.
Чтобы получить доступ к распространяемой системой "Информ-образование" информации, необходимо заключить договор с абонентским узлом, иметь IBM-совместимый компьютер, купить приемное устройство и вносить ежегодную абонентскую плату. Кодировка информации позволяет конкретному абоненту получать толь общую часть, либо то, что адресовано именно ему.
Себестоимость получения информации по сети "Информ-образование" в десятки раз ниже себестоимости пользования Интернет.
О размахе системы свидетельствует (неполный) список абонентских узлов в городах России и ближнего зарубежья: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Курск, Хабаровск, Ярославль, Екатеринбург, Орел, Новосибирск, Магадан, Красноярск, Владивосток, Махачкала, Ставрополь, Тамбов, Мурманск, Кемерово, Астрахань, Вологда, Тюмень, Иркутск, Оренбург, Ижевск, Байконур, Алматы, Талды-Курган и др.
Система позволяет осуществлять передачу информации в любую точку Земного шара, где принимаются программы "Останкино".
Для передачи используется уже существующая сеть ТВ-трансляции, включающая спутниковые каналы системы "Орбита" и региональные структуры ТВ-вещания.
За более подробной информацией можно обратиться по адресу master@infedu.msk.su.
Очевидны недостатки системы, не позволяющие ей опередить в своем развитии Интернет:
* отсутствие интерактивности;
* низкая скорость передачи графической информации.
Тем не менее, положительные качества системы позволяют не только ожидать ее дальнейшего развития, но и надеяться на возникновение совершенно новых ее качеств, не присущих Интернет.

Учебное телевидение
Система учебного телевидения, несколько десятилетий успешно развивавшаяся в России, является конкурентом Интернет в области доставки и распределения информации.
В современном своем состоянии, если сбросить со счетов повсеместное низкое качество аппаратуры, и относительно малые площади приема программ, учебное телевидение имеет преимущества и недостатки в сравнении с Интернет.
Преимущества:
* высокая скорость передачи видеоинформации;
* низкая тарифы на стоимость получения информации.
Недостатки:
* малая аудитория из-за несовпадения расписание учебных телепередач со школьными расписанием занятий;

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign