LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В современных условиях возникает необходимость
?EOU‡I?EOIIOA
формирования гибкой распределенной системы непре
O·U?AIEA /
рывного пожизненного образования, с помощью кото ?O‰ ?A‰.
рой человек может иметь доступ к мировым ресурсам ?.—. ?OI‡U. o A., 1998.
»IUA?IAU ‚ „UI‡IEU‡?-
информации и базам данных, непрерывно в течение
IOI O·?‡AO‚‡IEE / ?O‰
жизни повышать свои профессиональные навыки и
?A‰. ?.—. ?OI‡U. o A.,
быть профессионально мобильным и творчески актив 2001.
ным. Дистанционное обучение на основе интернет тех OO‚?A OA‰‡„O„E?AOIEA
E EIUO?I‡?EOII?A
нологий является современной универсальной формой
UA?IOIO„EE ‚ OEOUAIA
профессионального образования, ориентированного на
O·?‡AO‚‡IE? / ?O‰ ?A‰.
индивидуальные запросы обучаемых и их специализа ?.—. ?OI‡U. o A., 2000,
цию. Дистанционное обучение предоставляет возмож 2001.
“AO?E? E O?‡IUEI‡ ‰EO-
ность всем желающим непрерывно повышать свой про
U‡I?EOIIO„O O·U?AIE? /
фессиональный уровень с учетом индивидуальных осо
?O‰ ?A‰. ?.—. ?OI‡U. o
бенностей. В процессе такого обучения студент опреде A., 2004.
ленную часть времени самостоятельно осваивает в ин
терактивном режиме учебно методические материа
лы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под
руководством преподавателя и взаимодействует с другими студен
тами «виртуальной» учебной группы.




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
62
Дистанционные курсы являются одной из наиболее удобных форм
обучения для тех людей, кто по ряду причин не может посещать
занятия очно, например: взрослых людей, желающих изменить свою
специальность или повысить квалификацию, для тех, кто ограни
чен во времени или по состоянию здоровья.
При дистанционном обучении применяются различ
ные информационные и коммуникационные техноло
?EOU‡I?EOIIOA
O·U?AIEA o гии (чаще всего — сочетание различных технологий).
‚A‡EIO‰AEOU‚EA При этом использование каждой технологии зависит от
U?EUAI? E U?‡?E?O?
целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом.
IAE‰U OO·OE I‡ ?‡OOUO-
Например, традиционные средства обучения на печат
?IEE, ?A‡IEAUAIOA ‚OA-
IE O?EOU?EIE U?A·IO- ной основе используются для знакомства учащихся с
IU O?O?AOOU IOIOOIAI- новым учебным материалом, интерактивные аудио и
U‡IE (?AI?IE, OO‰A?E‡-
видеоконференции обеспечивают общение в режиме
IEAI, IAUO‰‡IE, O?„‡-
реального времени, компьютерные конференции и
IEA‡?EOII?IE UO?I‡-
IE, O?A‰OU‚‡IE O·U?A- электронная почта используются для отправки сооб
IE?), OOA?EUE?I?IE щений, обеспечения обратной связи с учащимися, а так
O?A‰OU‚‡IE EIUA?IAU-
же для постоянных контактов между учащимися одной
UA?IOIO„EE EIE O?O?E-
группы. Заранее записанные на пленку видеолекции
IE, O?A‰UOI‡U?E‚‡?-
?EIE EIUA?‡IUE‚IOOU?. помогут учащимся визуализировать содержание учеб
ного материала. Факсимильная связь может служить
для передачи оперативных сообщений, заданий и обеспечения быс
трой обратной связи с учащимися.
Являясь относительно новой формой обучения с точ
ки зрения времени ее появления, дистанционное обу
»IUO?I‡?EOI-
IO-O·?‡AO‚‡- чение вовсе не появилось на пустом месте. Его праро
UAI?I‡? O?A‰‡ дителем по праву считается «обучение по переписке»
?? o OEOUAI‡ O?A‰OU‚
(correspondence learning) или заочное обучение. Сту
??, OO?‡‚O?I?? I‡UA-
дент получал по почте комплект учебных пособий и
?E‡IO‚, OIO‚‡?AE, ‰O-
OOIIEUAI?IOE IEUA?‡UU- перечень заданий, которые он должен был выполнить
??, ‚OA? OOOUUOU‚U?- за определенное время (набор упражнений, задач, экс
?E? U?A·IOIU O?O?AO-
периментов для самостоятельной работы). Позднее, с
OU I‡UA?E‡IO‚, IAO·?O-
появлением радио и телевидения возникли учебные
‰EI?? E ‰OOU‡UO?I??
радиопередачи и телепередачи. Зачастую они совме
‰I? OOIU?AIE? I‡?A-
OU‚AIIO„O O·?‡AO‚‡IE? щались с обучением «по переписке», поскольку уча
OO OO?A‰AIAIIOIU IU?-
щимся и преподавателям была необходима обратная
OU (U?A·IOIU O?A‰IAUU,
связь для общения друг с другом в периоды между оч
OOA?E‡I?IOOUE) IE·O OO
ными экзаменационными сессиями. Когда появились
O?O„?‡IIA, ‡ U‡IEA
O?A‰OU‚‡ E? ?‡A?‡·OU- средства новых информационных технологий — персо
IE, ??‡IAIE?, OA?A‰‡?E нальные компьютеры (с обучающими, контролирующи
E ‰OOUUO‡ I IEI.
ми программами, моделями и тренажерами), факси
мильная связь, видеотехнологии, аудиотехнологии и, конечно же,
интернет — все это отразилось на обучении «по переписке». Каким
образом? Информация стала подаваться студентам в различной
форме, а не только в виде традиционных учебников на бумажной
основе. Стали возможными постоянные контакты между всеми уча




e-learning
2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡ 63

стниками обучения в межсессионные периоды. А в настоящее вре
мя с появлением более совершенных средств информационных и
коммуникационных технологий физическая дистанция (расстояние
между учащимся и преподавателем) постепенно перестает влиять
на процесс обучения и его качество.
В зависимости от типа используемых при создании и проведе
нии дистанционных курсов средств обучения и выбора канала ком
муникации для обеспечения обратной связи со студентами выделя
ют следующие виды дистанционного обучения:
• Курсы на основе комплексных «кейс технологий». В основу
подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по
изучению различных печатных и мультимедийных учебных мате
риалов, предоставляемых в форме кейса (от англ. case — портфель,
ситуация). При этом, с одной стороны, любой кейс является завер
шенным программно методическим комплексом, где все элементы
связаны друг с другом в единое целое — материалы для знакомства
с теорией, практические задания, тесты дополнительные и спра
вочные материалы, компьютерные модели и симуляции. Учебные
материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая
и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.
Помимо самостоятельных занятий, студенты посе
??EIA? OOOU-
щают очные установочные лекции, а также «воскрес
?OAIE? IU?OO‚
ные школы», семинары и тренинги, очные консульта
‰EOU‡I?EOIIO„O
ции и принимают участия в контрольных мероприяти O·U?AIE? I‡ OOIO‚A
ях (проводимых как очно, так и заочно). В последнее вре IAEO-UA?IOIO„EE o
AAE‰UI‡?O‰I?E EIOUE-
мя при создании курсов на основе кейс технологий их
UUU IAIA‰EIAIU‡ A»O 
авторы переносят большую часть очных встреч со сту
(A»A A»O ) o
дентами в среду интернет — внедряются такие формы http://www.ou-link.ru
учебной деятельности, как интернет тьюториалы, кон
сультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры
и тренинги, студенческие конференции и пр. По мере создания рус
скоязычных ресурсов в интернете студенты получают возможность
работать с информацией, получаемой из электронных библиотек,
сетевых баз данных.
• Курсы на основе компьютерных сетевых технологий.
В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учеб
ные пособия различного вида и назначения — обучающие програм
мы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и
т. д., доступные для студентов с помощью глобальной сети интернет
или же локальных сетей (интранет). Использование электронных
учебных материалов при этом не исключает передачу студентам
индивидуальных комплектов учебно методических материалов на
традиционных носителях (в том числе бумажных).
Использование технологий интернета позволяет не только пред
ставлять студентам учебный материал в различных формах и видах,
но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляе




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
64
мый под руководством преподавателя. При этом обуче
??EIA?
ние может происходить как индивидуально, так и в со
OOOU?OAIE?
IU?OO‚ ‰EOU‡I- ставе учебных групп. Контакты между преподавателя
?EOIIO„O O·U?AIE? I‡ ми и студентами осуществляются с помощью электрон
OOIO‚A IOIO??UA?I??
ной почты, телеконференций и их интенсивность, зави
OAUA‚?? UA?IOIO„EE o
сящая в целом от выбранной методики обучения, может
AOOIO‚OIEE EIOUEUUU
?IOIOIEIE, OU‡UEOUEIE E приближаться к аналогичной при очном обучении.
EIUO?I‡UEIE (A›—») o Если в вузе создается система дистанционных кур
http://www.mesi.ru
сов на основе компьютерных сетевых технологий, то
чаще всего для этого приобретается специальная программная обо
лочка, делающая этот процесс более эффективным, а также позво
ляющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его ад
министративное сопровождение (вести базы данных по студентам,
обеспечивать мониторинг контроля знаний и пр.).
• Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых кана
лов передачи данных. Со времени появления телевидения оно сра
зу же стало использоваться для трансляции учебных
передач. Часто учебные телепередачи интегрируются
??EIA? IU?OO‚
‰EOU‡I?EOIIO„O в учебное расписание очных курсов, дополняя учебные
O·U?AIE?, OOOU- программы (например, при демонстрации в записи лек
?OAII?? I‡ OOIO‚A UA-
ций выдающихся ученых, нобелевских лауреатов и пр.).
IA‚EAEOII?? E OOUUIE-
В качестве обратной связи используются каналы элек
IO‚?? UA?IOIO„EE o
—O‚?AIAII?E „UI‡IE- тронной почты, по которым студенты получают помощь
U‡?I?E UIE‚A?OEUAU преподавателей и передают отчетные материалы. Как
(—v”) o http://
правило, для трансляции учебных телепередач служат
www.muh.ru
каналы кабельного телевидения или спутниковые ка
налы. Подобные «вещательные» курсы очень широко распростра
нены за рубежом. В России же пока единственным вузом, развива
ющим этот вид дистанционных курсов, является Современный гу
манитарный университет (СГУ).
СГУ имеет 200 учебных центров (филиалов и представительств)
в Российской Федерации и странах СНГ, для которых проводятся
телевизионные занятия по четырем каналам. Среди них выделяют
ся аудиторные занятия (очные), вводные и модульные лекции, те
левизионные курсовые работы, телетьюториалы, индивидуальные
и групповые тренинги. Контакты между преподавателями и сту
дентами осуществляются как лично, так и в асинхронном режиме —
по электронной почте или в телеконференциях.
Перечисленные выше три формы дистанционных курсов явля
ются на сегодняшний день самыми распространенными в российс
кой и мировой практике ДО. Однако в реальной практике вузов и
университетов можно увидеть и другие, подчас весьма оригиналь
ные формы ДО, такие, как, например, учебные радиопередачи с син
хронными аудиоконференциями и пр.
В заключение еще раз повторим, что дистанционный курс —
это система обучения, в которой присутствуют и преподаватель,




e-learning
2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡ 65

и студент. Это именно обучение, а не самообразование. Препода
ватель в этой системе выполняет свойственные ему функции уп
равления процессом обучения. Каждая система обучения строит
ся на определенной дидактической концепции, которая определя
ет отбор содержания, методов, организационных форм, средств
обучения. Более того, мы имеем дело с новой формой обучения —
обучением на расстоянии с использованием новейших средств ин
формационных технологий. При проектировании дистанционного
курса необходимо проанализировать дидактические возможности
телекоммуникаций, а также других средств новых информационных
технологий, которые будут использоваться как в виде средств обу
чения, так и в виде технологической основы формирования образова
тельной среды.
Разработка дистанционного курса может базироваться на раз
личных педагогических положениях и концепциях. Приведем в при
мер концептуальные положения, разработанные в Лаборатории
дистанционного обучения Института общего среднего образования
Российской академии образования (доктор педагогических наук
Е.С. Полат и др.).
В центре процесса обучения находится самостоятельная по
знавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподава
ние). Учение, самостоятельное приобретение и применение зна
ний стало потребностью современного человека на протяжении
всей его сознательной жизни в условиях информатизированного
общества. Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая си
стема образования, позволяющая приобретать знания там и
тогда, где и когда это удобно обучаемому. С другой стороны, обу
чаемый должен не только овладеть определенной суммой знаний,
но и научиться самостоятельно приобретать знания, работать
с информацией. Важным также является овладение способами по
знавательной деятельности, которые можно было бы применять
в дальнейшем при необходимости повышения квалификации, из
менения профессиональной ориентации и т. д.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пас
сивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен
быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ог
раничивающуюся овладением знаниями, но непременно предус
матривающую их применение для решения разнообразных про
блем окружающей действительности. В ходе такого обучения уча
щиеся (любого возраста и социального статуса) прежде всего учат
ся приобретать и применять знания, искать и находить нуж
ные для них средства обучения и источники информации, уметь
работать с этой информацией.
Организация самостоятельной (индивидуальной или группо
вой) деятельности обучаемых в сети предполагает в не меньшей
степени, чем при очном обучении, использование новейших педа




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
66
гогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних
резервов каждого студента. Применение этих технологий будет
способствовать формированию социальных качеств личности
(умению работать в коллективе, выполняя различные социальные
роли, осуществлению совместной деятельности при решении
сложных познавательных задач). В первую очередь речь идет о
широком внедрении метода проектов, обучения в сотрудничестве,
исследовательских, проблемных методов, разноуровневого обуче
ния, модульного обучения и пр.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей
сути, не должно исключать возможностей коммуникации не толь
ко с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудниче
ства в процессе разного рода познавательной и творческой дея
тельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дис
танционном обучении.
Обучение дистанционно предусматривает ту или иную фор
му дифференциации, поскольку оно изначально нацелено на обра
зовательные услуги. Следовательно, совершенно необходимы тех
нологии разноуровневого обучения (например, уровни A, B, C) там,
где это возможно, либо другие известные в дидактике способы диф
ференциации, доступные используемым средствам информаци
онных технологий.
Система контроля за усвоением знаний и способами позна
вательной деятельности, способностью, умением применять
полученные знания в различных проблемных ситуациях долж
на носить систематический характер. При этом она может
строиться как на основе оперативной обратной связи (напри
мер, возможности оперативного обращения к преподавателю
или консультанту курса), так и отсроченного контроля (на
пример, при тестировании).
В литературе по дистанционному обучению выделяют ряд ха
рактеристик, присущих любому его виду, если это обучение пре
тендует быть эффективным:
• курсы дистанционного обучения предполагают более тща
тельное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее
организации, четкую постановку задач и целей обучения, достав
ку необходимых учебных материалов;
• интерактивность — ключевое понятие образовательных
программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обу
чения должны обеспечивать максимально возможную интерак
тивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь
между обучаемым и учебным материалом, предоставлять воз
можность группового обучения;
• чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную
обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правиль
ности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая




e-learning
2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡ 67

обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной,
так и отсроченной в виде внешней оценки;
• необходимо использовать специальные приемы и средства
поощрения и мотивации обучаемых;
• структурирование курса дистанционного обучения долж
но быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко
осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные мо
дули или курсы заметно снижают мотивацию обучения.

OO?I‡UE‚IO-O?‡‚O‚OA O·AOOA?AIEA ??

Министерство образования РФ фокусирует свое внимание на
вопросах повышения качества образования, поэтому нормативно
правовая база образовательного сообщества находится в постоян
ном развитии. Однако появление новых информационных техноло
гий и их повсеместное внедрение в учебный процесс диктуют необ
ходимость реформирования системы образования, которое сейчас
рассматривается не просто в качестве использования современных
технических средств в обучении, а как изменение самой сущности и
организации процессов обучения.
Последнее десятилетие проблематика дистанционного обучения
и полемика по поводу его легализации постоянно присутствует в
тематике международных и российских научных и методических
конференций, семинаров, школ и обсуждается на мероприятиях под
эгидой Министерства образования.
Впервые проблемы развития ДО в российской системе образо
вания были рассмотрены на коллегии Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ
09.06.1993 г. № 9/1 «О создании системы дистантного образования
в Российской Федерации», в решении которой указывалась необ
ходимость разработки концепции единой системы дистанционно
го образования в России. Такая концепция была разработана в со
ответствии с Постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 г.
№ 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дис
танционного образования в России». Однако по объективным при
чинам (из за отсутствия бюджетного финансирования) данная
концепция не была реализована. Стало ясно, что необходимо ис
кать новые возможности внедрения технологий ДО в учебный про
цесс. Несмотря на неудачное начало, ростки дистанционного обу
чения стали появляться в образовательных учреждениях само
стоятельно.
Начали реализовываться крупные международные проекты
дистанционного обучения:
1993—1995 гг. — первый в истории российского образования
международный проект обучения студентов МИЭМ в государ
ственном Университете штата Нью Иорк (SUNY), США на сте




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
68
пень магистра по специальности «Информатика и вычислитель
ная техника»;
1994 г. — первая международная конференция по дистанцион

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign