LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ющие иллюзию реального объекта намного сильнее, чем простые
анимации. Подобные трехмерные объекты в зависимости от их




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
54
«объема» принято называть «виртуальными комнатами», «вирту
альными галереями» и «мирами»;
• CGI (Common Gateway Interface) — по сути является не язы
ком программирования, а спецификацией, описывающей правила
сбора информации и создания баз данных. Разработчики использу
ют язык PERL или какой либо другой, чтобы писать CGI програм
мы, которые позволяют создавать «динамические документы». На
пример, пользователи сталкиваются с подобными программами,
заполняя на веб страницах в режиме реального времени бланки ан
кет и отзывов, выполняя тесты и т. д.
В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов,
определяющих успешность становления дистанционного обучения
как новой формы обучения, является правильный выбор програм
мных средств для построения учебных курсов в интернете (напри
мер, для создания интерактивного веб учебника, для организации
архивов учебной информации, систем онлайновых конференций, ат
тестации учащихся и т. д.). В короткой истории развития програм
мных средств для дистанционного обучения уже можно выделить
несколько этапов, на каждом из которых решались свои, актуаль
ные именно для этого периода задачи (что значительно повлияло
как на «внешний вид» дистанционных курсов, так и на выбор форм и
методов учебной деятельности):
1 й этап. «Период экспериментов» (примерно 1995 — 1998 гг.)
Большинство университетов, получивших доступ к интернету и
разрабатывающих дистанционные курсы, приступили к созданию
разнообразных собственных «оболочек» для размещения курсов в
сети. Эти оболочки, как правило, предназначались для «внутренне
го использования» — удовлетворения потребностей студентов дан
ного учебного заведения. Возможности интеграции данных оболо
чек с оболочками других вузов не планировались, поэтому через
некоторое время «несовместимость» подобных оболочек с другими
дистанционными курсами интернета переросло в проблему. Совре
менный эргономичный дизайн и удобство работы пользователей в
подобных оболочках также не продумывались.
2 й этап. «Период профессиональных программ» (1998 — 2000 гг.)
Ведущие компании мира, являющиеся разработчиками про
граммных средств (например, IBM, Oracle и др.), обратили внима
ние на существующие потребности в сфере дистанционного обра
зования и представили на рынок новые универсальные средства
для создания и управления дистанционными курсами. Эти програм
мы получили широкое распространение во многих учебных заведе
ниях мира, тем самым создав определенные предпосылки для ин
теграции дистанционных курсов различных учебных заведений.
Вместе с тем эти профессионально выполненные оболочки не учи




e-learning
2.2. “A?IOIO„EE, IOUO??A I? UEA ?O?E?U?EIE? 55
тывали новые тенденции в развитии образовательных систем мира
и были сориентированы, главным образом, на традиционную лек
ционно семинарскую систему обучения, самообразование. Онлай
новые тесты в этих программах предусматривались в качестве един
ственного варианта оценки знаний и умений учащихся.
3 й этап. «Период создания единых образовательных “плат
форм”» (настоящее время)
В условиях открытого образования и широкого использования
новых педагогических технологий, предполагающих обучение в со
трудничестве и активную коммуникацию всех участников дистан
ционного обучения, наметилась отчетливая тенденция к созданию
интегрированных «платформ» для международных образователь
ных онлайновых сообществ. Эти «платформы» находятся в процес
се становления (равно как и сами сообщества), но они являются, по
сути, улучшенной версией предыдущих оболочек с усиленной ин
терактивной составляющей, способствующей интеграции интел
лектуальных сил различных университетов мира.
В качестве примера действующих в настоящее время наиболее
известных в России и за рубежом программных продуктов, пред
назначенных для создания дистанционных курсов и управления ими,
рассмотрим LearningSpace, WebCT и Virtual Learning Environment
(VLE).


LearningSpace
LearningSpace поддерживает модель обучения, в которой при
сутствует преподаватель, обеспечивается индивидуальный подход
к каждому студенту и создается виртуальное пространство для со
вместной групповой работы. Опыт показывает, что самый высокий
уровень обучения достигается в группе учащихся, руководимой
преподавателем. Пять специализированных баз данных Lotus Notes
позволяют студентам решать задачи, проводить обсуждения и уча
ствовать в классной работе, в полной мере учитывающей требова
ния группового обучения:
• База данных Schedule — описание содержания курсов, вклю
чая программы и цели занятий — центральный модуль системы,
позволяющий участникам просматривать учебные материалы и уп
ражнения, участвовать в тестах, решать задачи и проводить иссле
дования. База данных Schedule отражает структуру курса обуче
ния, созданную преподавателем.
• База данных MediaCenter — библиотека учебных материа
лов, которые могут включать текст, видео, компьютерные обучаю
щие программы, графику и многое другое (информация классифи
цирована и снабжена механизмом поиска). Через нее можно полу
чить доступ к сети World Wide Web и другим внешним источникам




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
56
информации. База данных MediaCenter может также хранить до
полнительную информацию, которая выходит за рамки курса обу
чения и позволяет студентам проводить индивидуальные исследо
вания в соответствии с личными наклонностями и требованиями.
• База данных CourseRoom — интерактивная среда, в которой
студенты ведут дискуссии между собой и с преподавателем, а так
же совместно решают задачи и выполняют различные задания.
CourseRoom позволяет студентам и преподавателю обмениваться
информацией, работать в группах, задавать вопросы и получать
ответы на них и т. д.
• База данных Profiles — информация о студентах и препода
вателях, в том числе данные для контактов (адрес, номер телефона
и т. д.), фотографии и сведения о ходе обучения, полученном опыте и
увлечениях. Здесь они могут встречаться со своими «виртуальны
ми» одноклассниками.
• База данных Assessment Manager — средство, с помощью ко
торого преподаватели оценивают работу каждого студента и сооб
щают ему результаты. Материалы для контрольных работ, зачетов
и экзаменов направляются студентам через базу данных Schedule, а
выполненные работы передаются для проверки по электронной
почте в базу данных Assessment Manager.

WebCT (Web Course Tools)
Следует подчеркнуть, что WebCT уже достаточно долго суще
ствует на рынке образовательных программных продуктов и ак
тивно развивается.
WebCT обладает рядом преимуществ:
• программа имеет простой, интуитивно понятный как для раз
работчиков, так и для пользователей интерфейс;
• предлагает большой диапазон различных сервисов как для
проведения дистанционного обучения, так и для мониторинга учеб
ного процесса;
• осуществляет деятельность в области интернационали
зации программного обеспечения;
• внедряет международные стандарты IEEE в сферу техноло
гий информационных обучающих систем.
Среда дистанционного обучения WebCT имеет полезные инст
рументы, позволяющие проводить мониторинг учебного процесса
и своевременно выявлять проблемы использования курса, опреде
лять степень активности и успеваемости учащегося. Кроме того, в
WebCT есть возможность оценивать рейтинг используемости («по
пулярности») отдельных фрагментов (страниц) учебного курса, что
позволяет определять область интересов конкретной группы, а так
же корректировать содержание учебных модулей для повышения
интереса учащихся к представленным материалам.




e-learning
2.2. “A?IOIO„EE, IOUO??A I? UEA ?O?E?U?EIE? 57
Virtual Learning Environment (VLE)
Виртуальная среда обучения (ВСО) была создана в 2000 г. при
поддержке Института Всемирного Банка. Эта оболочка использу
ется в настоящее время во многих образовательных некоммерчес
ких организациях и университетах как в России, так и в других стра
нах.
С 2002 г. оболочка ВСО активно применяется в Программе «Обу
чение и доступ к Интернет» (IATP) Прожект Хармони Инк. Только
за один академический год с помощью этой оболочки было создано
более 20 краткосрочных дистанционных курсов и обучено около
900 человек. По своей структуре и функциональным возможностям
данная оболочка эффективна при организации обучения в системе
повышения квалификации.
Программный пакет ВСО 3.0 написан на языках C++, Java и
JavaScript и позволяет работать с курсом, даже если у преподава
теля ранее не было опыта программирования в интернете. Един
ственное, что требуется — навыки использования редактора
Microsoft Word и просмотровой программы (веб броузера). Кроме
того, доступ к программе организован через веб броузер и защи
щен паролем.
При помощи программного пакета ВСО 3.0 препода
ватели могут заново разработать курс дистанционного —‡EU ‚E?UU‡I?-
обучения либо привести существующие курсовые ма IOE O?A‰? O·U-
?AIE? ??O„?‡I-
териалы в тот вид, который требуется для размещения
I? IATP o http://
их в виртуальной среде, при помощи компонента кур
vle.projectharmony.ru
совых модулей. Задействовав прочие функциональные
области данного программного пакета, преподаватели
смогут:
• сформировать план заданий, доступ к которому имеют все
участники;
• общаться с обучаемыми посредством электронной доски
объявлений, электронной почты, дискуссионного клуба, совместно
го использования файлов и функций виртуального класса;
• разрабатывать тесты, оценочные задания и анализы;
• выполнять административные функции и отслеживать ус
певаемость.
В ВСО имеется инструментарий для следующего:
• разработки курса;
• коммуникации;
• оценки;
• управления.
Разработка или составление курса проистекает главным обра
зом внутри программного компонента курсовых модулей. Раздел
курсовых модулей выполнен в виде отдельных модулей, которые
изучают при прохождении курса. Организация данных модулей от
ражает общую направленность курса; в них содержится вся ин




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
58
формация, необходимая для достижения учебных целей, постав
ленных курсом. В каждом модуле, как правило, указаны его задачи,
программа модуля и список учебных материалов и занятий. В нем
также могут содержаться справочные материалы по курсу, напри
мер, статьи, графика, звуковые и видеофайлы, ссылки на узлы в
сети интернета и т. д. Модуль может состоять из нескольких стра
ниц текста, библиотеки, тестов, обзоров, оценок и дополнительных
файлов.
Коммуникация представляет собой самую важную составную
часть программного пакета ВСО 3.0. Функция коммуникации позво
ляет участникам курса советоваться друг с другом и обсуждать темы
и задания. Одни участники могут рассылать документы, а другие их
комментировать, создавая тем самым цепочку для обсуждения.
Функции коммуникации позволяют участникам задавать вопросы
преподавателю и другим обучаемым, что способствует закрепле
нию усвоенного материала и более глубокому пониманию темы. Об
суждение может быть как открытым, так и закрытым.
Оценочный компонент программы предназначен для разработ
ки и использования тестов, призванных проверить успеваемость
учащихся. Преподаватели также имеют возможность разрабаты
вать оценки и обзоры. Оценку можно использовать для определе
ния эффективности курса. Отзывы учащихся о курсе помогают пре
подавателю улучшить материал и обеспечить эффективное его
понимание и усваивание обучаемыми. Преподаватели также могут
получать оценочные данные при помощи обзоров, что может ока
заться полезным в начале курса или для сбора информации по ак
туальным для курса темам.
Функции управления программного пакета ВСО 3.0 позволяют
преподавателям и администраторам организовывать учебные ме
роприятия и управлять работой учащихся. Средства управления
помогают преподавателю отслеживать успеваемость как отдель
ных учащихся, так и всей группы. В этой области программы адми
нистратор редактирует списки группы (добавляя и удаляя пользо
вателей), добавляет новые группы, управляет работой сформиро
ванных групп и т. д. Учащиеся также могут воспользоваться функ
цией управления, чтобы просмотреть информацию о курсе и изме
нить свои личные установки.
Специалисты, занимающиеся созданием курсов дистанционного
обучения в вузах, все чаще сталкиваются с проблемой выбора инст
рументальных программных средств, значительно облегчающих
процедуру создания курсов и позволяющих проводить обучение
больших потоков студентов. Еще совсем недавно с подобными про
блемами вузы не сталкивались, поскольку большинство разработ
чиков курсов дистанционного обучения в университетах шли про
стым (с организационной и финансовой точки зрения), но довольно
трудозатратным путем — с помощью языка HTML (а позднее —




e-learning
2.2. “A?IOIO„EE, IOUO??A I? UEA ?O?E?U?EIE? 59
XML) «вручную» создавались материалы, которые дополнялись на
писанными на языке Java и прочими онлайновыми тестами, инте
рактивными опросными формами, анимациями, веб форумами и
чатами. Подобная «ручная» работа имела свои плюсы и минусы.
Плюсы — это простота интерфейса создаваемых курсов, высокая
скорость загрузки веб страниц, отсутствие конфликтов шрифтов и
стилей, используемых при верстке текста веб учебников и имею
щихся у пользователя, и т. д. К минусам можно отнести слишком
высокие трудозатраты не только на создание подобных курсов, но и
неудобство проведения последующего редактирования, обновления
учебного материала на страницах курса, относительная бедность
дизайна, необходимость интеграции в рамках одного курса различ
ных программных средств для повышения интерактивности курса —
чат серверов, веб форумов, онлайновых библиотечных систем и
разнообразных баз данных.
За последние годы появилось немало профессионально сделан
ных интегрированных инструментальных программ оболочек для
создания курсов дистанционного обучения. Они включают, как пра
вило, следующие необходимые для проведения дистанционных кур
сов модули:
• инструментальный модуль — средства создания веб страниц,
тестов, опросов, связывания различных элементов курса друг с дру
гом и т.д.;
• интерактивный модуль — чат, веб форум(ы), «внутренняя»
электронная почта курса, доска объявлений, индивидуальные стра
ницы;
• административный модуль — базы данных по учащимся, сред
ства мониторинга активности учащихся, базы данных по контролю
успеваемости учащихся и т. д.;
• демонстрационный модуль — веб учебник, с которым рабо
тают учащиеся;
• архивный модуль и/или медиатека курса — коллекции тек
стовых, графических, анимационных, видео и аудиофайлов и про
чих материалов, которые учащиеся могут использовать для учеб
ных целей, и пр.
В большинстве оболочек для преподавателей и/или разработ
чиков курсов и учащихся предусмотрены различные уровни досту
па и соответственно различные интерфейсы. Например, в исполь
зуемой в данном курсе оболочке ВСО учащиеся не «видят» инстру
ментальный и административный модули, которые доступны для
просмотра только преподавателям, администраторам и редакто
рам курса. Оболочек для создания курсов в настоящее время суще
ствует великое множество. Как не ошибиться и выбрать именно то,
что нужно? Сложность выбора обусловлена тем, что оболочка дол
жна не только удовлетворить текущие сегодняшние потребности
университета в создании и поддержке курсов дистанционного обу




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
60
чения, но и обеспечить дальнейшее развитие системы ДО, как ко
личественное (широкий охват обучаемых, большее количество учеб
ных курсов), так и качественное (повышение интерактивности кур
сов, поддержка технологии и методики обучения в сотрудничестве,
в малых группах и пр.).
Перечислим основные вопросы, ответы на которые должны знать
представители учебного заведения, ответственные за принятие ре
шения о выборе инструментальных программных средств для со
здания курсов дистанционного обучения:
1. Каковы финансовые возможности университета, какие сред
ства запланированы на приобретение программных средств для ДО,
т. е. имеющийся в настоящее время и планируемый бюджет на даль
нейшее техническое сопровождение курсов ДО?
2. На какое количество обучаемых рассчитана оболочка? Нужно
ли, покупая оболочку, приобретать вместе с ней лицензию на ее
использование для фиксированного количества учащихся, или же
число учащихся не ограничено?
3. Каковы минимальные технические требования к оснащению ра
бочего места пользователя, преподавателя, администратора курсов?
4. Каковы минимальные и максимальные технические требова
ния, предъявляемые к оборудованию, имеющемуся в вузовском цен
тре ДО — серверу, каналам доступа к интернету, программному
обеспечению?
5. Совместима ли оболочка с другими подобными программами,
использующимися в ведущих российских и зарубежных вузах? Со
ответствует ли оболочка принятым международным стандартам?
6. Какие языки поддерживает данная оболочка? На каком языке
написаны инструкции для разработчиков, экраны помощи для уча
щихся и т. д.?
7. Можно ли с помощью этой оболочки проводить админи
стрирование учебного процесса? Есть ли в программе функции
«Электронный деканат», «Электронная бухгалтерия» (отслежи
вание финансовых потоков в случае платного обучения студентов)
и пр.?
8. Какое количество персонала центра ДО должно обслуживать
эту систему? Является ли инсталляция и отладка системы слож
ным процессом или это может быть сделано любым сотрудником,
знакомым с азами сетевого администрирования?
9. Какие модели и виды курсов ДО можно развивать при исполь
зовании данной оболочки?
10. Можно ли включать в учебные курсы создаваемые на основе
этой оболочки мультимедийные компоненты и графические иллю
страции?
11. Какие средства общения для преподавателей и студентов
предусмотрены в оболочке: внутренняя почта, доски объявлений,
чаты (виртуальные классы), веб форумы и пр.?




e-learning
2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡ 61

12. Имеет ли данная оболочка простой, дружественный для
пользователя интерфейс, легко ли в ней сориентироваться препо
давателям и студентам?

2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡:
„‰A I? E IU‰‡ E‰AI?

Итак, в этой книге уже не раз звучал термин «дистанционное
обучение». В данном параграфе мы рассмотрим более подробно, что
же это такое. Дистанционное обучение как форма обучения возник
ла относительно недавно и обязано своим появлениям средствам
новых информационных и коммуникационных технологий.
При дистанционном обучении учащийся и преподаватель про
странственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в
постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых
приемов построения учебного курса, форм контроля, методов ком
муникации с помощью электронной почты и прочих технологий
интернета, а также специально предпринимаемых организацион
но административных мероприятий. Дистанционное обучение, ос
нованное на использовании технологий интернета, выполняет ряд
новых функций и предполагает реализацию определенных прин
ципов, среди которых важное значение имеет принцип распреде
ленного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое
образовательное сообщество.

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign