LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

IO-OA‰‡„O„E-
управленческого характера и не сводиться только к
?AOI‡? O?O„IOOUEI‡. “A-
O?E?. AAUO‰OIO„E?. использованию новых информационных технологий на
??‡IUEI‡. o A., базе компьютерной техники и других технических
2003. o —. 414.
средств повышения эффективности педагогического
процесса».
Авторы книги «Профессиональная педагогика» дают
такое определение педагогической технологии: «последовательное
и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонен
тов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его уча
стников».
По мнению Ф.А. Фрадкина, педагогическая техноло
гия — «это системное, концептуальное, нормативное,
??OUAOOEO-
I‡I?I‡? OA‰‡- объектированное, инвариантное описание деятельнос
„O„EI‡. o A., ти учителя и ученика, направленное на достижение об
1997. o —. 503.
разовательной цели». Таким образом, под педагогичес




e-learning
1.4. ?A‰‡„O„E?AOIEA UA?IOIO„EE... 39

кой технологией понимается либо технологическая про
‘?‡‰IEI ‘.?.
работка всех этапов учебно воспитательного (и даже ?A‰‡„O„E?A-
управленческого) процесса, либо детальное описание OI‡? UA?IOIO-
„E? ‚ EOUO?E?AOIOE OA?-
деятельности учителя и учащихся. В литературе иног
OOAIUE‚A// »OUO?E? OA-
да предлагается первое понятие именовать образова
‰‡„O„E?AOIOE UA?IOIO-
тельными технологиями. Нам представляется такой „EE: o —·. I‡U?I. U?. o
A., 1992. o —. 12.
подход правомочным, однако мы оставляем эту пробле
му на усмотрение дидактов.
В нашей книге под педагогическими технологиями
мы понимаем именно целенаправленное, последовательное опи
сание деятельности учителя и учащихся для достижения постав
ленных дидактических целей. Центральным понятием учебного
процесса является деятельностная составляющая, т. е. детальная
проработка последовательности совместной деятельности учи
теля и учащихся в определенной системе обучения либо само
стоятельной познавательной деятельности ученика. Следова
тельно, говоря о педагогических технологиях, мы в большей мере
имеем в виду способы достижения образовательных целей в со
вместной деятельности учителя и учащихся. Другими словами,
педагогические технологии в современном понимании — это ско
рее детально (технологически) разработанные методы и органи
зационные формы обучения.
Системы обучения могут отличаться достаточно значительно
одна от другой в зависимости от используемой концепции обуче
ния, которая и определяет отбор содержания, методов, организаци
онных форм и средств обучения, т. е. обусловливает специфику все
го учебно воспитательного процесса и, соответственно, его педаго
гических технологий. Кроме того, в системных образованиях компо
ненты системы, благодаря присущим им системообразующим свя
зям, оказывают определенное влияние друг на друга через связи
взаимодействия и развития. Это воздействие подчас весьма замет
но и влияет на функционирование всей системы в целом. Именно
такое влияние мы наблюдаем при организации дистанционной фор
мы обучения, где взаимодействие учителя и учащихся и учащихся
между собой, находящихся на расстоянии друг от друга, обусловле
но телекоммуникационными технологиями, их спецификой. Концеп
ция обучения может быть та же, что и в очной форме обучения,
соответственно, отбираемые содержание, методы обучения. Но со
держание для дистанционной формы обучения должно быть опре
деленным образом структурировано и организовано, чтобы было
достаточно удобно и эффективно с ним работать в специфичных
условиях дистанционной формы обучения. То же относится к педа
гогическим технологиям (методам, организационным формам обу
чения). Они могут соотноситься с очным обучением, но реализуются
они специфичными средствами интернет технологий. Попробуем
пояснить нашу мысль схематически.




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
40




Поэтому, говоря о педагогических технологиях, следует прежде
всего четко определиться с концепцией учебно воспитательного
процесса, а также с целями и задачами системы обучения.
Думается, будет правильно, если, ведя речь о концептуальных
основах современной системы школьного образования, о современ
ных педагогических технологиях, которые способству
—EOUAI‡ ‰EO- ют реализации этой концепции, мы будем, ориентиру
U‡I?EOIIO„O ясь в основном на дистанционное обучение, затрагивать
O·U?AIE? o
и проблемы очной системы. Основная идея ведь состоит
O·?‡AO‚‡UAI?I‡? OEOUA-
в том, чтобы в демократическом обществе человек имел
I‡, O·AOOA?E‚‡??‡?
UOIO‚E? ‰I? OOIU?AIE? возможность в разные периоды своей жизни, при изме
O·?‡AO‚‡IE? ‚ UOIO‚E- нении условий выбрать ту форму образования, кото
?? ??.  ‡I E I?·‡? O·-
рая в данный момент наиболее отвечает его возможно
?‡AO‚‡UAI?I‡? OEOUAI‡,
стям и интересам. Поэтому любая форма обучения дол
‚II??‡AU ‚ I‡?AOU‚A
IOIOOIAIUIO„O OOOU‡‚‡ жна органично вписываться в непрерывную систему об
?AIE, OO‰A?E‡IEA, IAUO- разования. Человек, переходя от одной формы обуче
‰?, O?A‰OU‚‡ E O?„‡IE-
ния к другой, должен чувствовать себя достаточно ком
A‡?EOII?A UO?I? O·U-
фортно.
?AIE?, ‡ U‡IEA ‚A‡EIO-
Информатизация образования в наше время прони
‰AEOU‚EA U?EUAI? E U?‡-
?E?O? ‚ IOIUAIOUA ‚?·- зывает все формы обучения. Компьютер становится
?‡IIOE IOI?AO?EE O·U-
таким же привычным предметом быта, как телевизор
?AIE?.
и видеомагнитофон. Многие школьники уже имеют в
своем распоряжении домашние компьютеры. Школы также после
довательно в соответствии с принятой государственной програм
мой информатизации образования оснащаются современными ком
пьютерами. Поэтому возможность использования компьютера для
целей образования перестает быть недостижимой мечтой для дос
таточно многочисленной категории учащихся. Востребованность же
в организации дистанционной формы обучения в системе школьно
го образования растет с каждым годом. То же самое касается и дру




e-learning
1.4. ?A‰‡„O„E?AOIEA UA?IOIO„EE... 41

гих уровней образования — высшая школа, дополнительное обра
зование и система повышения квалификации.
Вместе с тем можно констатировать заметно расши
ряющуюся сферу образовательной деятельности в се ?A‰‡„O„E?A-
OIEA UA?IOIO-
тях. Это и виртуальные олимпиады для школьников, и
„EE ‰EOU‡I?EOI-
виртуальные методические объединения для учителей, IO„O O·U?AIE? o OO‚O-
региональные и международные проекты для школь IUOIOOU? IAUO‰O‚ E O?E-
ников, виртуальные кафе, чаты и многое другое. Все AIO‚ O·U?AIE?, O·AOOA-
?E‚‡??E? OOU?AOU‚IA-
большее число школьников и учителей принимают уча
IEA U?A·IO-‚OOOEU‡-
стие в этой сетевой деятельности, эффективность ко UAI?IO„O O?O?AOO‡ ‰EO-
торой напрямую зависит от того, насколько педагоги U‡I?EOIIO ‚ OOOU‚AU-
OU‚EE O ‚?·?‡IIOE IOI-
чески грамотно она организована. Если вести речь о ди
?AO?EAE O·U?AIE?.
станционном обучении для школы, то здесь практичес
ки полный застой. В вузовском образовании дистанци
онная форма обучения набирает обороты с каждым годом. По дан
ным ЮНЕСКО, в России уже более 200 университетов имеют дис
танционную форму обучения. Правда, в ближайшее время по заяв
лению Министерства образования начнут работать образователь
ные порталы: девять порталов по гуманитарным, естественным на
укам, которые предполагается в дальнейшем не только поддержи
вать, но и развивать. Однако речь идет о специальной системе от
крытого школьного дистанционного обучения. В школах такой прак
тики фактически нет. В чем же причина? Причин много. Финансовая
причина как бы очевидна изначально. Если в вузах необходимые
курсы дистанционного обучения худо бедно можно разработать соб
ственными усилиями профессоров и студентов, то в школе такой
возможности нет. По мере информатизации систем образования ста
новится вполне реальной возможность получать дополнительное
образование и в зарубежных школах. Интеграция систем образова
ния, проблема глобализации — факт, прогнозируемый для буду
щего многих стран мира. Но для этого необходимо создание вирту
альных школ, библиотек дистанционных курсов по всем учебным
предметам, подготовка учителей дистанционного обучения. Этим
озабочены представители многих стран.
Мы же, как страусы, пряча голову в песок, стара
?UE?E‡I?I?E
емся не видеть проблему и предлагаем внести в Закон
O‡EU vOOO»»
«Об образовании» следующее: «Использование обра »““ »IUO?IE-
зовательными учреждениями при реализации обра I‡ o http://
www.informika.ru
зовательных программ различных методик образова
тельного процесса и образовательных технологий, в
том числе дистанционных образовательных технологий (дистанци
онного обучения), не влечет за собой увеличения нормативов их фи
нансирования». Понятно, если дистанционное обучение — это всего
лишь технология обучения (абсолютно не ясно, что такое дистанци
онная технология), то каждое учебное заведение вправе проекти
ровать использование тех или иных технологий без дополнитель




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
42

ного финансирования. Вот так легко можно вновь, в который уже
раз оставить перспективы развития современных систем образо
вания на обочине цивилизации, обрекая и будущее школы на давно
доказавшую неэффективность для учащихся старших классов ос
новной и полной школ классно урочную систему. В век информаци
онных технологий особенно важно продумать новые подходы к
организации учебного процесса, не перетасовывая вновь и вновь кар
ты в старых колодах, а ища новые пути интеграции современных форм
обучения: очных и дистанционных, полностью дистанционных для осо
бых случаев. Вариативность должна быть не только в возможности
выбора учебника или профиля обучения, но и формы обучения.
Более того (и здесь мы переходим ко второму термину, с кото
рым хотели познакомиться), создание современных учебных кур
сов и программ, в основу которых положены принципы личностно
ориентированного обучения, невозможно без серьезных вложений
как финансовых, так и людских в развитие технологий педагогичес
кого дизайна и обучение основам этого мастерства всех тех, кто бе
рется за разработку средств обучения, курсов и программ. Много
численные, но, к сожалению, зачастую неудачные попытки создать
востребованные системой образования и высокоэффективные ком
пьютерные программы учебного назначения, веб учебники и т. п.
показали, что неверно думают те обыватели, кто считает, что «учить
и лечить все знают, как...». Создание серьезного средства обучения
требует не только специального образования и системного подхода
(т. е. определенного видения всей педагогической системы, в рамках
которой будет использоваться данный продукт), но и владения ос
новами так называемого педагогического дизайна.
В последние десятилетия за рубежом, в отличие от российской
методической школы, которая еще только начинает развивать это
направление, сложилось достаточно отчетливое представление о
педагогическом дизайне. Сам термин достаточно интересен, так как
в англоязычном варианте он звучит как «instructional design», т. е.
разработка, дизайн инструкций. В настоящее время дискутируется
вопрос о том, что этот термин нужно срочно менять, так как в лично
стно ориентированном обучении учащихся нельзя загонять в рам
ки инструкций, выстроенных преподавателем, ограничивая свобо
ду учащихся и подрывая тем самым основу обучения. Наиболее удач
ный вариант для замены — это «learning activities’ design», т. е. ди
зайн учебной деятельности учащихся. И это намного точнее отра
жает суть современного педагогического дизайна, реализуемого в
условиях личностно ориентированного обучения.
Педагогический дизайн рассматривает весь диапазон различных
организационных форм и методов обучения. В основу педагогическо
го дизайна положены закономерности и принципы, выработанные
авторами наиболее успешных и самых эффективных электронных
учебных материалов, т. е. различных средств обучения, использую




e-learning
1.4. ?A‰‡„O„E?AOIEA UA?IOIO„EE... 43

щих средства информационных и коммуникационных технологий. По
скольку это направление в педагогике и дидактике довольно новое,
то и теория, и в большей степени практика педагогического дизайна
постоянно актуализируются в ходе конкретных разработок.
Для правильного понимания задач педагогического дизайна, обес
печивающего высокий уровень образовательного процесса, необ
ходимо четкое определение самого термина. «Педагогический ди
зайн — это область, в рамках которой предписываются конкретные
педагогические действия для достижения желаемых педагогичес
ких результатов; процесс принятия решений о наилучших педаго
гических методах для осуществления желаемых изменений в зна
ниях и навыках с учетом конкретного содержания курса и целевой
аудитории». Педагогический дизайн обычно представляет собой
первоначальную стадию систематического преподавания. По мере
того, как педагогический процесс все больше усложняется, особен
но в результате использования технологий, педагогический дизайн
приобретает все большее значение. Педагогический дизайн как про
цесс представляет собой систематическую разработку педагогичес
ких спецификаций с использованием учебных и педагогических те
орий для обеспечения высокого качества преподавания. Он охваты
вает весь процесс от анализа потребностей и целей обучения до
разработки системы преподавания для удовлетворения этих по
требностей. Педагогический дизайн предусматривает разработку
учебных материалов и видов деятельности, а также методов и
средств, т. е. речь идет о дизайне, проектировании большей части
компонентов системы обучения. В сети интернет среди зарубеж
ных источников встречается несколько определений, рассматрива
ющих данное понятие в различных ракурсах. В частности, интерес
представляют трактовки педагогического дизайна, заимствованные
(в адаптированном варианте) из «Учебного и педагогического ди
зайна» Лаборатории прикладных исследований Университета шта
та Пенсильвания, США. Приведем некоторые из них.
Педагогический дизайн как дисциплина представляет собой от
расль знаний, в рамках которой проводятся исследования и раз
рабатывается теория о педагогических стратегиях, в том числе
о процессе их разработки и реализации.
Педагогический дизайн представляет собой науку о создании де
тальных спецификаций для разработки, реализации, оценки и со
хранения ситуаций, которые обеспечивают процесс изучения как
крупных, так и малых предметных блоков всех уровней сложности.
Педагогический дизайн как реальность не всегда реализуется в
виде систематической последовательности действий. Часто ра
бота начинается с появления случайной идеи, которая лишь впо
следствии закладывает основы педагогической ситуации. Ко вре
мени завершения всего процесса дизайнер проводит анализ и про
веряет соответствие результата базовым требованиям. Затем




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
44

дается описание всего процесса «с начала до конца», как если бы он
происходил систематическим образом.
Таким образом, педагогический дизайн — это целенаправлен
ный процесс построения педагогических систем, т. е. педагогичес
кий дизайн представляет собой неотъемлемую часть любой педа
гогической технологии, являясь тем самым процедурным и техно
логичным механизмом, благодаря которому эта педагогическая тех
нология доходит до ее реального применения на практике, т. е. в
учебном процессе.
Общепризнанно, что электронные учебные материалы, т. е. раз
нообразные средства обучения, использующие новые информаци
онно коммуникационные технологии, должны разрабатываться с
учетом условий их последующего использования в педагогической
практике (организационные формы и методы учебной работы, уро
вень подготовки и мотивации учащихся, квалификация преподава
телей и т. д.). Уже в процессе разработки материалов должны учи
тываться положения теории обучения, достижения методики, опыт
создания эффективных образовательных технологий. Недостаточ
ное внимание к специфике практического применения электрон
ных учебных материалов в учебном процессе приводит к отрица
тельным результатам. Даже добротно выполненные (с технической
точки зрения) материалы в лучшем случае лишь частично исполь
зуются в реальной учебной работе. В результате средства, вклады
ваемые в разработку и издание электронных учебных материалов,
не дают адекватной отдачи: работа учителя не облегчается, заинте
ресованность учащихся не растет, а сами материалы быстро оказы
ваются на полке.
Процедуры педагогического дизайна помогают учесть обра
зовательный контекст и в процессе разработки учебных матери
алов, и в процессе их использования. Необходимо, чтобы прин
ципы педагогического дизайна были знакомы как разработчикам,
так и педагогам, которые используют эти материалы в учебном
процессе.
Рассматривая теоретические аспекты, нельзя не обратиться к
одному из классиков этого направления —А.Ю. Уварову, который
выделяет четыре уровня педагогического дизайна:
Уровень 1: уровень системы курсов (или курса, предназначенно
го для решения многих задач).
Уровень 2: уровень «урока» — урок в данном контексте означает
педагогический этап, необходимый для решения одной задачи (или
небольшого числа тесно взаимосвязанных задач), а не фиксирован
ный период времени в учебном расписании.
Уровень 3: уровень «педагогического события» — термин «собы
тие» используется для обозначения одного из конкретных действий,
которые необходимо осуществить для эффективного обучения в
рамках четко описанной задачи.




e-learning
1.4. ?A‰‡„O„E?AOIEA UA?IOIO„EE... 45

Уровень 4: уровень «учебного шага» означает детальное плани
рование отдельного «педагогического события» как совокупности
шагов.
На всех четырех уровнях должны быть определены:
• желаемые результаты;
• исходные ресурсы — содержание этапа, описание континген
та обучаемых, информационное наполнение;
• условия обучения (учебная среда и препятствия).
В результате анализа специалист по педагогическому дизайну
должен получить ответы на следующие важные вопросы:
• когда (последовательность событий, которые должны про
изойти);
• как (используемые стратегии, методы и тактика);
• кто (структура и состав групп);
• с помощью чего (применяемые средства обучения);
• насколько хорошо (необходимые механизмы контроля).
Краткая иллюстрация четырехуровневой модели процесса пе
дагогического дизайна приведена в таблице.

Уровни Структура Цели
1 й — педагогические Стратегические задачи, Педагогические
подходы и теории целевая аудитория, ин стратегии
теграция в более широ
кую образовательную
систему
2 й — педагогические Конкретные задачи, Педагогические планы
стратегии базовая подготовка, (набор методов, последова
существующие ресурсы тельность их применения)
и ограничения
3 й —педагогические Содержание, Педагогическая тактика
планы вспомогательные
задачи, требуемые
знания и навыки
4 й — педагогическая Накопленный практи Специфические педаго
тактика ческий опыт, решение гические приемы
конкретных проблем,
обучение/преподавание

Педагогический дизайн представляет собой систематический

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign