LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вы, определяющие наше видение будущего поколения учащихся:
1. Мы хотим их видеть инициативными, самостоятельными, спо
собными разбираться в сложных ситуациях, умеющими самостоя
тельно решать проблемы, принимать взвешенные решения, про
гнозировать последствия принятия того или иного решения. Для
этого они должны быть образованными, способными постоянно са
мостоятельно повышать свою квалификацию, в случае необходи
мости переквалифицироваться, уметь самостоятельно приобретать
необходимые знания, уметь работать с информацией.
2. Мы хотим их видеть послушными исполнителями, обладающи
ми определенной суммой знаний, однако не способными к самостоя
тельным взвешенным решениям, самостоятельному поиску путей
выхода из сложных проблемных ситуаций, подверженных внешне
му воздействию и ведомых извне. Для этого достаточно усвоить пред
лагаемые знания и уметь их применять в типовой ситуации.
Да, люди разные. Обществу нужны не только гении и творческие
люди, генераторы идей, способные двигать общество по пути про
гресса. Не менее важны и хорошие исполнители для выполнения
определенных работ. Нужны поэты, ученые, композиторы, но нуж
ны и продавцы, плотники, фермеры. Однако и тем, и другим, всем
людям для собственного обустройства в этой жизни приходится
встречаться с жизненными проблемами, с необходимостью выбора




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
32
правильного решения для выхода из той или иной ситуации. Если,
по меткому выражению Дж. Дьюи, у человека при этом мысль идет
наобум, т. е. если он не умеет анализировать ситуацию, предвидеть
и взвешивать все возможные последствия, то он не в состоянии при
нять верное решение. Это не просто профессиональные, квалифи
кационные умения, но и жизненно необходимые. Это умения не про
сто мыслить, а мыслить критически. Эти умения необходимы всем
и каждому. Вот почему и в наших сложившихся условиях образо
вания необходимо искать компромисс, чтобы по возможности ис
пользовать методологию гуманистической педагогики, личностно
ориентированного подхода. И этот компромисс следует искать в
методах, педагогических и современных информационных тех
нологиях, в формах и средствах обучения, в принципиальном, как
уже было сказано выше, изменении отношений между учителем и
учащимися. Необходима смена парадигмы обучения. Вместо тра
диционной парадигмы, которую можно условно представить в виде
схемы учитель—учебник—ученик, принципиально иной: ученик —
учебник—учитель, где деятельность учения, а не преподавания яв
ляется приоритетной, где, как вы помните, «проблема устанавли
вает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Конструктивизм как философское, психологическое основание
образования может в этом отношении быть весьма полезным. Он по
своей идеологии ближе других теорий стоит по отношению к лич
ностно ориентированному подходу. Основная идея конструктивиз
ма — создание собственного знания на основе ранее приобретенного
опыта, ранее усвоенных знаний. Это не новая концепция. Она имеет
свои корни в философии, широко используется в социологии, ант
ропологии, в когнитивной психологии. Еще Эммануил Кант утвер
ждал, что человек не является пассивным реципиентом информа
ции. Он активно воспринимает знание, присоединяет его к ранее
познанному и преобразует его, создавая новое знание. Те же мысли
высказывает и Джером Брунер в наши дни.
Конструктивизм рассматривает учение как активный познава
тельный процесс, в котором учащиеся создают новые идеи, взгляды,
основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах, поня
тиях. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипо
тезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления,
собственное видение проблемы. В центре познания находится про
блема, которая требует работы мысли для ее решения. Познаватель
ная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить
за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль учи
теля конструктивиста заключается в том, чтобы помогать учащим
ся, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открыти
ям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом учи
тель и ученик являются соучастниками этого процесса в активном
диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету




e-learning
1.3.  OIOU?UIUE‚EAI E A„O IAOUO... 33
становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается
им. Ученик, благодаря используемым способам познавательной дея
тельности, открывает для себя новое знание. Как видим, идеи конст
руктивизма действительно весьма близки, если не сказать, отража
ют идеологию личностно ориентированного подхода.
Новая информация, новый материал предлагается ученикам
лишь в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория,
без детализации, без «разжевывания». Учащиеся в процессе актив
ного диалога, стимулируемого учителем, пытаются уяснить неко
торые положения (сократовские беседы), детали, неясности. Весь
диалог строится на проблемной основе, связанной с ре
Hanly S.
альными жизненными ситуациями, знакомыми учени
On Constructi-
кам. На основании анализа этих ситуаций, собственного
vism o http://
опыта и знаний ученики пытаются строить свои раз www.towson.edu/csme/
мышления, ища новую информацию, новые факты, от mctp/Essays/
Constructivism.txt
крывая для себя новое знание. Активная познаватель
ная деятельность каждого отдельного ученика и всех
вместе лежит в основе такого подхода. Каждый ученик имеет воз
можность высказать свою точку зрения, согласиться или не согла
ситься с мнением других участников полилога, с мнением учителя
или автором концепции. Он должен сформулировать свои аргумен
ты. Сюзен Хэнли в статье, посвященной конструктивизму, приво
дит слова философа XVIII в. Гиамбатиста Вико: «Только тот обла
дает знанием, кто может его объяснить».
Дж. Брунер подчеркивает, что если мы хотим при
??UIA? ?E.
нять идеи конструктивизма в педагогике, мы должны
?OE?OIO„E?
признать, что роль учителя состоит в том, чтобы предо
OOAI‡IE?. o
ставить ученику возможность познавать новое и конст A., 1977. o —. 239.
руировать свой собственный мир. Такой подход доволь
но сложно осмыслить и тем более с ним согласиться. Мы
привыкли, что лучше знаем, что нужно нашим ученикам, как, каким
образом они должны думать, какое значение они должны вклады
вать в то или иное понятие. «Я позволю себе высказать убеждение,
что лишь сообщение учащимся утверждений, “убедительных в при
чинно следственном отношении”, сделает возможным вести образо
вание на основе широкого диапазона человеческих знаний. Общее
образование должно стремиться стать обобщенным образованием,
тренирующим способность выхода за пределы полученной инфор
мации, обеспечивая правдоподобное предсказание новых событий».
Основные принципы конструктивизма в образовании сводятся к
следующему:
• учение (познавательная деятельность) — активный процесс,
в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысле
ния нового знания;
• люди учатся учиться в процессе учения: процесс познания
включает как осмысление отдельного явления, так одновременно и




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
34
системы явлений. Например, если мы пытаемся усвоить хроноло
гию дат исторического события, мы тем самым осмысливаем и зна
чение самой хронологии;
• основой создания нового знания являются интеллектуальные
действия. Физические действия, в том числе рукотворные, могут быть
необходимы для познания, особенно маленьким детям, но их явно недо
статочно, необходимо приложить умственные усилия, чтобы процесс
познания состоялся (Дьюи называл это рефлекторной активностью);
• учение предусматривает коммуникацию: язык, которым мы
пользуемся, оказывает непосредственное влияние на процесс по
знания. Л. Выготский в своих исследованиях убедительно доказал
связь языка и интеллектуального развития;
• учение — социальная активность. Наша познавательная дея
тельность, развитие непосредственно связаны с нашим окружени
ем: учителями, соклассниками, семьей, а также случайными знако
мыми. Признание этого факта приводит к выводу, что общение в
процессе учения значительно более эффективно, чем попытки ин
дивидуализировать этот процесс, свести его к общению отдельного
ученика с учебником, источником информации;
• деятельность учения всегда контекстна в том смысле, что эту де
ятельность нельзя вырвать из контекста всей нашей жизни. Она входит
в понятие жизни со всеми ее надеждами, страхами, предубеждениями;
• познавательная деятельность требует времени. Это не одномо
ментный акт. Нам приходится возвращаться к одним и тем же идеям,
мыслям, понятиям, по иному их рассматривать, размышлять над ними;
• мотивация — ключевое слово для деятельности познания.
Имеется в виду не только тот факт, что мотивация помогает про
цессу познания, но она предполагает понимание цели познания (за
чем мне это надо), способов достижения цели.
Роль учителя в личностно ориентированном обу
чении, использующем идеологию конструктивизма,
Brooks J.G., иная, чем в традиционном, авторитарном обучении. Она
Brooks M.G. нисколько не менее значима, но принципиально иная.
Association for
Если объединить рекомендации разных авторов
Supervision and Curri-
(Дж. Г. Брукс и М.Г. Брукс, Р. Ягер), можно дать некото
culum Development. o
Alexandria, VA., 1993. рые общие рекомендации для учителя, которые доста
точно точно отражают специфику конструктивизма:
1. Станьте одним из многих источников информации для ваших
учеников, не единственным и не главным.
2. Всячески поддерживайте в учащихся желание инициировать идеи.
3. Предоставьте вашим ученикам возможность поразмышлять
над имеющимся у них опытом, который в чем то противоречит сло
жившимся взглядам.
4. Позвольте вопросам учащихся «направлять» урок, помогайте
им тщательно продумывать вопросы, давайте им время на обду
мывание.




e-learning
1.3.  OIOU?UIUE‚EAI E A„O IAOUO... 35
5. Поощряйте альтернативные источники информации.
Yager R.
6. Поддерживайте в учащихся стремление к лидер The Constructi-
ству, сотрудничеству, взаимодействию, созданию и раз vist learning
model, towards real refor-
мещению собственной информации как результата их
m in science education //
самостоятельной познавательной деятельности.
The Science Teacher. o
7. Поощряйте учащихся высказывать предположе 1991. 58 (6). o –. 52o57.
ния о причинах обсуждаемого явления или ситуации и
возможных последствиях.
8. Поддерживайте атмосферу любознательности, дискуссии, за
давая открытые вопросы, требующие вдумчивости, размышления.
Стимулируйте не поверхностную, а углубленную дискуссию меж
ду учениками.
9. Дайте возможность предварительно учащимся высказаться по
поводу новой проблемы, нового материала для изучения до того,
как вы кратко изложите основные ее положения или ученики про
чтут их в учебнике.
10. Стимулируйте дискуссии между учениками по серьезным
концептуальным проблемам.
11. Поощряйте самоанализ, отбор и анализ объективных данных,
пересмотр высказанных ранее идей в свете новых данных.
12. Используйте научную терминологию, как, например, «клас
сифицировать», «анализировать», «разрабатывать», «определять»
в процессе формулирования задания.
13. Поощряйте и стимулируйте самостоятельность учащихся, их
автономию и инициативу. Будьте готовы отказаться от какой то
формы классного контроля.
14. Не отделяйте знание от процесса поиска. Используйте разно
образные источники информации.
15. Настаивайте на ясном и логичном изложении учеником его
точки зрения. Когда они могут доходчиво и внятно передать свое
понимание обсуждаемой проблемы, только тогда можно считать,
что они действительно учатся.
16. Обращайте внимание учащихся на полезность их деятельно
сти для жизни, для будущей карьеры.
Первое, с чего должен начать урок учитель, это привлечь внима
ние учащихся, заинтересовать их темой изучения в широком контек
сте. Для этого можно использовать демонстрации: таблицы, видео
клипы, слайды и пр. Далее следует задать наводящие вопросы, кото
рые бы помогли понять, что им известно из предлагаемой темы и как
они это понимают. После этого учитель предлагает информацию или
какие то конкретные данные, которые не соответствуют высказан
ным ими идеям. Пусть ученики сразу «возьмут быка за рога». Раз
бейте учащихся на малые группы сотрудничества, чтобы они сфор
мулировали свои гипотезы и доказательства, данные своего или чу
жого опыта, которые бы могли примирить ранее высказанные ими
точки зрения и информацию, предлагаемую учителем. Роль учителя




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
36

во время работы групп — помогать отдельным группам наводящими
вопросами. По окончании обсуждения в малых группах учащиеся
делятся своими выводами и приходят, наконец, к консенсусу. Каждая
группа может оформить свою точку зрения письменно.
Конструктивизм — это теория генезиса знания о вещах, генети
ческая теория познания. Для конструктивизма знание не есть образ
внешней реальности, а функция познавательного процесса. Альтер
нативой конструктивизму является теория объективизма, которая
рассматривает мир вещей и в которой процесс познания связан со
ответствующим описанием, познанием этих вещей. Конструктивизм
делает акцент на активной интерпретации сущности явлений и
объектов действительности, формировании, создании собственно
го понимания, на познавательной деятельности. Знание, его приро
да и наш путь к знанию являются предметом изучения. Знание со
здается индивидом через его взаимодействие с окружающим ми
ром. Это тот самый природосообразный подход, о котором в дале
ком теперь уже прошлом писали наши ученые предки. Вдумайтесь
только в слова М.В. Ломоносова, обращенные к студентам: «Идеи
суть простые и сложенные. Простые состоят из одного представле
ния, сложенные из двух и многих, между собой соединенных и со
вершенный разум имеющих. Ночь, представленная в уме, есть про
стая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов
покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того, что соединяет
ся пять идей, то есть о дне, о ночи, о людях, о трудах и о покое».
От того, как мы себе представляем знание, зависит и
каким образом мы его представляем в процессе обучения.
?IUOIO„E?
Если мы исходим из того, что ученики пассивно воспри
„UI‡IIOE OA‰‡-
„O„EIE. AOIOIO- нимают информацию, тогда и методы обучения будут ори
OO‚. o A., 1996. o —. 2. ентированы на передачу знаний. С другой стороны, если
мы исходим из того, что наши ученики активно участвуют
в создании знания, в попытке понять, осмыслить окружающий их мир,
тогда мы будем использовать адекватные этому подходу методы, сти
мулирующие активные действия учащихся в этом направлении. Кон
структивисты, сторонники гуманистической педагогики и психоло
гии, личностно ориентированного обучения придерживаются дея
тельностного подхода в обучении. Именно поэтому их идеи во многом
созвучны идеям отечественных дидактов, психологов, разрабатываю
щих проблемные методы в контексте развивающего обучения
(Ш.А. Амонашвили, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И.Я. Лернер и др.).
Суммируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть одну важную для
нас мысль. В современной системе образования вряд ли можно найти
одну оптимальную теорию, реализация которой полностью и гаран
тированно обеспечивала бы эффективность обучения в любой куль
туре, в любой системе образования. Делая акцент на личностно ори
ентированной парадигме образования, рассматривая идеи конструк
тивизма, наиболее полно отражающие эту парадигму, мы имеем в




e-learning
1.4. ?A‰‡„O„E?AOIEA UA?IOIO„EE... 37

виду, что современное образование призвано решать
¬‡OEIAIIO A.?.
чрезвычайно важные и сложные задачи для отдельного »IUA?IAU ‚ EI-
гражданина и для общества в целом. Развитие современ UO?I‡UEA‡?EE
„OOU‰‡?OU‚AIIOE OIUE-
ного общества в большой степени зависит от того, на
·? –OOOEE. —O?EOIO„E?AO-
сколько развита в нем и эффективно функционирует ин
IEA ‡OOAIU?. o A.,
формационная среда. Нельзя не согласиться с Л.А. Васи 2000. o —. 4.
ленко в том, что «информация представляет собой глав
ный движущий фактор самоорганизующихся систем любой приро
ды. Становление информационного общества все более проявляет ин
формацию как важнейший продукт общественной практики, один из
факторов развития общества, определяющую развитие не только ма
териального производства, но и социальных отношений, культуры
коммуникации, практически всех эволюционных процессов, ради
кально изменяя содержание деятельности человека».
Умение работать с информацией становится одним из приоритетных
для современного человека. Это значит, что система образования должна
быть способна формировать у учащихся со школьной скамьи интеллек
туальные умения критического мышления. Изменилось общество, изме
нились ценности. Образованность, гибкость мышления, умение ориенти
роваться в огромном потоке информации становятся значимыми ценнос
тями для человека на протяжении всей его жизни. Эти же ценности зна
чимы и для общества, и для государства. Стремительное развитие техно
логий во всех областях науки, культуры, наукоемких производств требу
ет высокообразованных людей не только на руководящие должности, но
и для обслуживания этих технологий. Социальное обеспечение не только
пожилых людей, больных, инвалидов, но и людей трудоспособного возра
ста и состояния, но не способных в силу своей малообразованности найти
место в обществе, становится все более обременительным для государ
ства, общества, правоохранительных органов. Таким образом, проблемы
образования превращаются в проблемы социальные, проблемы полити
ческие. От их решения, в конечном счете, зависит прогресс всего обще
ства. Именно поэтому грамотные экономисты во многих странах считают,
что нельзя жалеть капиталовложений в сферу образования. Они окупа
ются, если не сразу, то в достаточно близкой перспективе.

1.4. ?A‰‡„O„E?AOIEA UA?IOIO„EE
E OA‰‡„O„E?AOIEE ‰EA‡EI o ?‡A·A?AIO?
‚ UA?IEI‡?
В заключение главы необходимо разобраться в педагогических
терминах, столь часто встречающихся в данной книге. Дистанцион
ное обучение, как мы уже неоднократно писали, является новой
формой обучения, наряду с очной формой, заочной, экстернатом и
одновременно является компонентом системы непрерывного обра
зования. Это — система обучения, как и любая другая форма, имею
щая в своем составе цели, содержание, методы, организационные




e-learning
vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...
38
формы, средства обучения. Поэтому основной категориальный ап
парат, относящийся к системе образования в целом, отражает и дан
ную форму, систему обучения. Разумеется, специфика новой фор
мы обучения, основывающаяся на телекоммуникационных техно
логиях, интернет ресурсах и услугах, не может не влиять на спосо
бы отбора и структуризации содержания, способы реализации тех
или иных методов и организационных форм обучения, что, в свою
очередь, в соответствии с принципами системных образований ока
зывает заметное воздействие на функционирование всей системы.
В книге мы устанавливаем зависимость между двумя термина
ми, широко использующимися сейчас в сфере образования. Это «пе
дагогическая технология» и «педагогический дизайн». Первый из
этих терминов — педагогическая технология — уже достаточно
прочно вошел в понятийный аппарат педагогики. Не углубляясь в
историю вопроса, хотелось бы подчеркнуть, что термин «педагоги
ческая технология» в современной педагогике используется доволь
но широко применительно к различным областям: как к целостно
му учебному процессу, образовательной системе, так и к методам
обучения, организационным формам обучения.
В.П. Беспалько о педагогической технологии пишет,
как о «систематичном и последовательном воплоще
?AOO‡I?IO ¬.?.
—I‡„‡AI?A нии на практике заранее спроектированного учебного
OA‰‡„O„E?AOIOE процесса», подчеркивая при этом, что «поскольку опи
UA?IOIO„EE. o A.,
сание любого учебно воспитательного процесса пред
1989. o —. 5o6.
ставляет собой описание некоторой педагогической си
стемы, то педагогическая технология — это проект определенной
педагогической системы, реализуемый на практике».
Б.С. Гершунский считает, что понятие «педагоги
ческие технологии» должно трактоваться достаточно
vA??UIOIEE ?.—. широко, определяя практически все последовательно
?·?‡AO‚‡UAI?-
проводимые мероприятия учебно воспитательного и

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign