LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

тов преподавателей) для данного курса ДО.
Практика показывает, что не всегда автор курса заинтересован
(или способен) вести по нему текущее обучение. Таким образом,
необходимо целенаправленно формировать преподавательский
коллектив. Хорошим методом выявления преподавателей, заинте
ресованных в процессе дистанционного обучения, является вклю
чение дистанционного модуля в традиционный очный учебный про
цесс в качестве вспомогательного учебного материала.
—O‚A??AIOU‚O‚‡IEA UA?IOIO„EE, EOOOI?AUAI?? ‚ IU?OA
Зачастую первой версией курса ДО является гипертекстовый
учебник, дополненный набором тестовых заданий для самопровер
ки и некоторыми средствами коммуникации (электронная почта,
форум и т. п.). Необходимо сформировать программу развития тех
нологий, используемых в курсе. Можно разделить эти технологии
на четыре группы:
1) информационно коммуникационные технологии дистанци
онного обучения: подключение дополнительных модулей систе




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 211
мы ДО, мультимедийных средств, систем адаптивного тестиро
вания и т. п.;
2) технологии взаимодействия «слушатель—слушатель», «слу
шатель—преподаватель», «преподаватель—группа», «слушатель—
группа», использование технологий видеоконференций и т. п.;
3) технологии администрирования учебного процесса и мони
торинга учебной деятельности;
4) новые педагогические технологии.
??„‡IEA‡?EOIIOA ?‡A‚EUEA
Организационное развитие курса ДО включает в себя решение
следующих вопросов:
• участие в различного рода консорциумах, образовательных
сетях может способствовать выходу на новую клиентскую базу и
обеспечить доступ к новым ресурсам (как финансовым, так и ин
теллектуальным);
• получение для разработанного курса статуса участника меж
дународных, общероссийских и региональных программ развития
ДО (например, в рамках системы «Открытого образования»);
• интеграция курса ДО в базовый образовательный процесс
вузов в качестве «очно заочного», «заочного» модуля.
В заключение можно представить шкалу оценки курсов ДО по
степени активности его развития (табл. 4). Плюс означает наличие
деятельности по данному направлению, минус — отсутствие такой
деятельности. Плюс и минус — начало деятельности.

Таблица 4
Оценка активности по развитию курса дистанционного обучения

Степень активности по развитию курса ДО
Направления развития курса отсутствие низкая средняя высокая
актив актив актив актив
ности ность ность ность
+/ ? + + +
Поддержка и развитие
технологической базы курса
? +/ ? + +
Расширение аудитории
курса ДО
? +/ ? + +
Развитие преподавательского
коллектива
? ? +/ ? +
Совершенствование техно
логий, используемых в курсе
? ? ? +/ ?
Организационное развитие
курса ДО

Необходимо понимать, что повышение степени активности тре
бует привлечения все больших ресурсов, как финансовых, так и
интеллектуальных.




e-learning
212 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
Следует отметить, что имеются три стратегии развития курса
ДО. Они зависят от выбора основных источников финансирования
для развития работ по реализации курса (или совокупности кур
сов). Эти стратегические линии можно обозначить следующим об
разом:
1. Организация платного обучения слушателей и переход на са
моокупаемую деятельность в рамках программ повышения квали
фикации и дополнительного профессионального образования.
2. Набор слушателей и организация учебного процесса с компен
сацией затрат из средств грантовой поддержки.
3. Включение курса в плановый учебный процесс вуза с отнесе
нием расходов на базовое финансирование.
Практика показывает, что возможны различные комбинации
этих подходов.
В заключение следует подчеркнуть, что когда мы говорим о за
даче обеспечения устойчивой поддержки функционирования и раз
вития курса дистанционного обучения, речь идет не только о со
вершенствовании самого курса, но и о грамотном использовании
стандартных методов его продвижения в интернете. Для этого не
обходимо освоить базовые технологии и методы интернет марке
тинга: вдумчивое отношение к выбору доменных имен, регистра
ция ресурсов в поисковых системах, использование рейтингов и
бесплатных досок объявлений, обмен ссылками, баннерной рекла
мой и т. п.




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 213




«? A???O»?
Государственная система подготовки специалистов по педа
гогическому дизайну в России отсутствует. Большинство специ
алистов — самоучки, которые выросли на базе организации про
изводителя электронных учебных изданий и, накопив опыт рабо
ты, остались работать в этой организации. Фирмы, готовящие для
себя специалистов, как правило, имеют историю присутствия на
рынке и располагают существенным опытом создания собствен
ных и локализации иностранных электронных учебников. Эта
подготовка опирается на опыт собственных разработок, а также
на анализ зарубежных и в последнее время все чаще российских
разработок (примеры см. ниже). Редкие фирмы имеют свои ори
гинальные учебно методические пособия («know how») по под
готовке педагогических дизайнеров. Не сформулированы требо
вания к знаниям, навыкам и умениям, которыми дол
?·U?AIEA OOA-
жны обладать педагогические дизайнеры професси
?E‡IEOUO‚ OO
оналы или учителя. Ни одна из организаций не вы
I‡O?‡‚IAIE?
дает свидетельства о квалификации педагогическо ??A‰‡„O„E?AOIEE ‰E-
го дизайнера. A‡EI, ?‡A?‡·OUI‡ E ‚IA-
В зарубежном образовании изучение основ педаго ‰?AIEA? (Specialists in
Instructional Design,
гического дизайна является одним из самых приори
Development and Eva-
тетных направлений, поскольку позволяет подгото luation) o Syracuse
вить специалистов, понимающих, как можно интенси University o
фицировать учебный процесс за счет использования http://www.syr.edu
средств информационных и коммуникационных тех
нологий. В условиях личностно ориентированного обу
чения представляется особенно важным сделать про
цесс обучения высокотехнологичным, предлагать уча University of
щимся такие средства, формы и технологии обучения, Southern
Quinsland
которые в наибольшей степени отвечали бы их личным
Online o http://
потребностям и интересам, индивидуальным учебным www.usqonline.com.au/
стилям (learning styles), имеющимся у них условиям для
получения образования, техническому оснащению и пр.
Важность этой тематики признается за рубежом на всех
уровнях — от федерального (путем создания из средств The Common-
welgth for
государственного бюджета различных сетей, ассоциа
Learning o
ций, консорциумов, федеральных учебно методических
http://www.col.org/
центров и пр.) до уровня отдельных институтов, фа Knowledge/
культетов, школ и пр. ks_instrdesign.htm




e-learning
»IUA?IAU-O·U?AIEA
214
На специалиста в области педагогического дизайна возлагаются
разнообразные функции в процессе проектирования электронных
учебных материалов. На нем же лежит и ответственность за итого
вый результат, и его внедрение в педагогическую практику. С ус
ложнением технологий создания учебных материалов педагогичес
кий дизайнер оказывается центральной фигурой в разнородной ко
манде разработчиков, в которой он обеспечивает методическую ос
нову всего процесса проектирования, включая производство и вне
дрение новых средств обучения.
Поскольку сформулированных четких требований к професси
ональной компетентности педдизайнеров в нашей стране пока нет
(но они обязательно появятся в ближайшие год—два, в рамках про
екта Министерства образования ИСО — «Информатизация систе
мы образования»), мы предложим читателю познакомиться с ана
логичными требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки
педдизайнеров в США. Прочитав эти требования, можно будет по
нять, к чему нужно стремиться, если педагогический дизайн — это
та область, в которой вы хотели бы и дальше профессионально раз
виваться и совершенствоваться.
В США перечень профессиональных компетенций по педдизай
ну был определен в 1986 г. За последующие годы эти компетенции
неоднократно подвергались редактированию, что было вызвано не
обходимостью включать новые компетенции, связанные с исполь
зованием новых информационных и коммуникационных техноло
гий, сменой парадигмы образования; большей, чем ранее, ориента
цией на групповые формы обучения, обучение в сотрудничестве;
интернационализацией образования и интеграцией образователь
ных систем и т. д. К 2000 году список компетенций по педдизайну,
составляемый и регулярно обновляемый в International
Board of Standards for Training, включал 23 основных
направления компетенций и 127 положений.
—‡EU »IUO?-
Компетенции 2000 года в области педагогического
I‡?EOIIO„O
дизайна приведены ниже. Полный перечень компетен
UA?IOIO„E?A-
OIO„O ?AIU?‡ ERIC o ций и соответствующих профессиональных требований
http://ericir.syr.edu/ можно найти в стандартах Информационного техноло
ithome/ гического центра ERIC.


??OUAOOEOI‡I?I?A U?A·O‚‡IE? E UUII?EE
1. Обеспечивать эффективную коммуникацию в визуальной,
устной и письменной форме (базовые требования).
2. Применять новые теории и результаты последних иссле
дований в практике педагогического дизайна (требования более вы
сокого уровня).
3. Повышать квалификацию, совершенствовать навыки в об
ласти педагогического дизайна и по смежным направлениям (ба
зовые требования).




e-learning
«‡II??AIEA 215
4. Применять навыки в области проведения фундаменталь
ных исследований в рамках проектов по педагогическому дизайну
(требования более высокого уровня).
5. Выявлять и разрешать этические и правовые проблемы, воз
никающие в процессе дизайна (требования более высокого уровня).

?I‡IE?O‚‡IEA E ‡I‡IEA
6. Проводить анализ потребностей (базовые требования).
7. Разрабатывать учебный план или программу (базовые тре
бования).
8. Отбирать и применять различные приемы для определе
ния педагогического содержания (базовые требования).
9. Идентифицировать и описывать характеристики целевой
аудитории (базовые требования).
10. Анализировать характеристики обучающей среды (базо
вые требования).
11. Анализировать характеристики существующих и разра
батываемых технологий, а также возможностей их применения
в обучающей среде (базовые требования).
12. Продумывать элементы ситуации до окончательного при
нятия решений и стратегий в области дизайна (базовые требо
вания).
13. Дизайн и разработка.
14. Отбирать, модифицировать или создавать модели дизай
на и разработки для данного проекта (требования более высокого
уровня).
15. Отбирать и применять различные приемы для определе
ния педагогического содержания и стратегий и выстраивать со
ответствующие последовательности (базовые требования).
16. Отбирать или модифицировать существующие педагоги
ческие материалы (базовые требования).
17. Разрабатывать педагогические материалы (базовые тре
бования).
18. Разрабатывать педагогические методические рекоменда
ции, которые отражают понимание многообразия учащихся и
групп учащихся (базовые требования).
19. Оценивать эффективность преподавания и его влияния (ба
зовые требования).

–A‡IEA‡?E? E UO?‡‚IAIEA
20. Планировать и управлять проектами в области педагоги
ческого дизайна (требования более высокого уровня).
21. Способствовать сотрудничеству, партнерству и взаимо
действию между участниками в дизайнерском проекте (требова
ния более высокого уровня).




e-learning
»IUA?IAU-O·U?AIEA
216
22. Применять деловые навыки в управлении педагогическим
дизайном (требования более высокого уровня).
23. Разрабатывать системы педагогического управления (тре
бования более высокого уровня).
24. Обеспечивать эффективную реализацию педагогических про
грамм и продукции (базовые требования).

Таким образом, можно выделить следующие ключевые направ
ления, по которым проводится подготовка специалистов в области
педагогического дизайна:
• овладение теорией (педагогикой, психологией, дидактикой,
методикой) и умение применять теорию на практике в ходе реали
зации проектов по педагогическому дизайну;
• обучение планированию, организации апробации, проведе
нию анализа эффективности полученных результатов;
• обучение методике отбора средств обучения, проектирова
ния и создания новых средств;
• обучение основам менеджмента и PR, связанных с внедрени
ем результатов проекта в сфере образования.

То есть, по сути, речь идет об интегрированной междисципли
нарной подготовке высококлассных специалистов, владеющих ос
новами таких дисциплин, как педагогика, методика, психология, ин
формационные технологии и вычислительная техника, управление,
менеджмент, связи с общественностью.




e-learning

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign