LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мальному тарифу, например, $70 за 1 п. л., если преподаватель сда
ет электронную версию материалов, то оплата происходит уже с
определенным коэффициентом (например, 1,7), а если материал
передается в форматированном виде (полностью готовым к уклад
ке в электронную среду обучения), то данный коэффициент может
быть в несколько раз больше.




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 203
Затраты на оплату труда других участников коллектива раз
работчиков дистанционного курса также рассчитываются исходя
из определенных шаблонов (здесь необходимо отметить, что речь
идет именно о затратах на создание курса, а не об оплате труда,
так как в большинстве случаев члены команды работают в каче
стве штатных сотрудников организации и оплачиваются незави
симо от объема выполненных работ по каждому конкретному
курсу).
В табл. 1 указаны примерные расценки на оплату труда коллек
тива разработчиков курса. Примерное количество рабочих дней для
каждого члена коллектива определяется в техническом задании на
разработку курса.
В категорию затрат на оборудование входят затраты на приоб
ретение или аренду аппаратного обеспечения (компьютеры, пери
ферийные устройства, оргтехника) и программного. Достаточно ред
ко программное и тем более аппаратное обеспечение приобретает
ся для создания конкретного курса (как правило, только в случаях
большого целевого заказа какой либо компании). Стоимость одной
рабочей станции составляет приблизительно $1000, мультимедий
ной рабочей станции (с возможностью редактирования аудио и ви
деоматериалов) — $2000, стоимость сервера для системы дистан
ционного обучения — от $1500 до $30 000 в зависимости от специ
фикации и предназначения. Спецификация сервера определяется
исходя из параметров курса, количества обучающихся и использу
емых технологий обучения (видеоконференции, групповая работа
и т. д.). В случае аренды аппаратного обеспечения в стоимость курса
можно заложить арендную плату. Примерные расценки на аренду
приведены в табл. 2.
Аналогичным образом рассчитываются затраты на програм
мное обеспечение. Здесь многое зависит от программной среды обу
чения: это может быть как собственная разработка, так и приобре
тенный готовый продукт. Стоимость аренды среды электронного
обучения составляет в среднем $100—150 в месяц за один курс в
зависимости от числа слушателей, общего количества курсов и са
мой среды обучения.
Затраты на коммуникации, к которым относятся обычно затра
ты на аренду интернет канала, составляют, как правило, фиксиро
ванную величину, зависящую от большого числа факторов (тип под
ключения, пропускная способность канала, объем трафика и т. п.).
Расчет затрат на коммуникации одного конкретного курса доста
точно сложен вследствие того, что, например, центр дистанционно
го обучения кроме разработки занимается еще и сопровождением
одного или нескольких курсов, а также другими видами деятельно
сти. Однако, как показывает практический опыт, в среднем такие
расходы составляют около $50 в месяц за один дистанционный курс.
Что касается административных расходов, то в данную категорию




e-learning
204 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
включаются расходы на канцелярию, командировочные расходы,
связанные с разработкой именно данного курса, и другие расходы.

Таблица 1
Примерные расценки оплаты труда коллектива разработчиков
дистанционного курса

Должность Оплата труда, $ (за 1 рабочий день)
Менеджер 30—50
Методист 15—20
Программист 20—30
Дизайнер 25—40
Разработчик аудио, видео 30—40

Таблица 2
Примерные расценки на аренду аппаратного обеспечения
для создания дистанционного курса
Оборудование Арендная плата, $ (за 1 месяц)
Рабочая станция 70—100
Мультимедийная рабочая станция 100—150
с возможностью редактирования
аудио и видеоматериалов
Сервер системы дистанционного 150—250
обучения


–‡O?AU ·?‰EAU‡ I‡ O?O‚A‰AIEA E ‰‡I?IAE?AA OOO?O‚OE‰AIEA
‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
Данный этап предполагает наличие законченного продукта (ди
станционного курса), который был разработан или куплен для даль
нейшего использования.
Бюджетирование дистанционного курса осуществляется для:
• расчета основных экономических показателей деятельности
организации, осуществляющей сопровождение дистанционного
курса;
• определения наиболее эффективной рыночной стоимости
образовательной услуги (по данному курсу);
• планирования и управления дальнейшими затратами по дан
ному курсу, а также для следующих курсов.
Составление бюджета на сопровождение дистанционного курса,
т. е. фактически на проведение дистанционного обучения по курсу,
является достаточно сложным процессом. Однозначного определе
ния статей расхода на сопровождение дистанционного курса, а так
же механизмов и принципов расчета основных показателей не су




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 205
ществует, и поэтому каждая организация, занимающаяся практи
ческими аспектами дистанционного обучения, составляет бюджет
курсов по своему с учетом специфики как самой организации, так
и каждого конкретного курса. В этой связи представленный в дан
ном разделе материал является лишь практическим примером од
ного из способов, каким можно рассчитать бюджет дистанционного
курса.
Бюджет дистанционного курса будем рассчитывать на осно
ве типового центра дистанционного обучения при государствен
ном (муниципальном) учебном заведении высшего профессио
нального образования (вуза). Предполагается, что центр имеет
сложившуюся инфраструктуру и установившиеся взаимоотно
шения как с самим вузом, так и с различными организациями
(например, интернет провайдером). Так как одной из основных
целей составления бюджета дистанционного курса является
определение оптимальной цены на конечный продукт (в данном
случае — образовательную услугу), то предполагаемая цена
обучения по курсу будет являться основным экономическим по
казателем.
Основными статьями расхода в бюджете курса являются:
• затраты на оплату труда преподавателя дистанционного кур
са (тьютора) и куратора учебной группы;
• выплата авторского гонорара автору дистанционного курса
(в случае, если это оговорено отдельной позицией авторского дого
вора);
• затраты на техническое сопровождение курса (оплата труда
системного администратора);
• оплата коммуникационных услуг (услуги хостинга, аренда
интернет канала, аренда ISDN каналов, телефония и др.);
• затраты на дополнительные материалы по курсу (печатная
продукция, видео , аудиокассеты, CD ROM);
• затраты на приобретение или аренду оборудования и про
граммного обеспечения для проведения обучения по курсу;
• затраты на рекламу и продвижение курса;
• административные расходы (оплата труда секретаря, канц
товары, аренда офиса, страховые взносы, командировочные, транс
портные расходы).
Многие организации, занимающиеся дистанционным обучением,
в отношениях с авторами курсов не практикуют оплату труда ав
торов на этапе разработки курса, а оговаривают определенные вы
платы в процессе обучения по курсу. Авторский гонорар, как пра
вило, составляет определенный процент от стоимости обучения по
курсу (например, 5% или 10%). Оплата труда преподавателя дис
танционного курса может быть как почасовой (например, $0,3 за
1 час обучения одного виртуального студента; в этом случае оплата
преподавателя за 36 часовой курс группы из 20 человек составит




e-learning
206 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
$360), так и выражаться в процентном соотношении от стоимости
обучения по курсу (например, 15%).
Оплата труда системного администратора, ответственного за
функционирование системы дистанционного обучения (такой спе
циалист является, как правило, штатным сотрудником с опреде
ленным окладом), также может определяться, например, 0,5—1 пол
ным рабочим днем в неделю, что соответствует $20—40. В этом слу
чае для окончательных расчетов необходимо учитывать календар
ную продолжительность курса. Другим вариантом может быть вы
плата определенного процента на техническую поддержку курса
(например, 5%).
Расчет арендной платы за интернет канал, а также расчет за
трат на оборудование и программное обеспечение осуществля
ются аналогичным образом. В случае использования, например,
ISDN соединения для проведения видеоконференций в рамках
обучения по курсу, арендная плата начисляется повременно (т. е.
за общую продолжительность сеансов). Поэтому данная величи
на закладывается уже при планировании самого курса, когда оп
ределяются применяемые технологии и особенности их исполь
зования.
Проведение обучения по некоторым видам курсов требует на
личия не только сетевых ресурсов, но и печатных материалов,
CD ROM версий и т. п. В этом случае в стоимость курса, равно
как и при планировании бюджета курса, необходимо заклады
вать затраты на производство и распространение таких матери
алов. В эту статью расходов можно отнести, например, затраты
на изготовление сертификата или диплома, выдаваемого по окон
чании курса.
Если курс предлагается на открытом рынке (т. е. разработан не
по заказу конкретного предприятия и конечный потребитель еще
неизвестен), то необходимо учитывать также и затраты на рекламу
и продвижение курса. В соответствии с основными принципами
бизнес планирования затраты на рекламу вычисляются как опре
деленный процент от оборота (т. е. дохода, полученного от реализа
ции товара или услуги). В зависимости от параметров самого курса
и возможностей организации затраты на рекламу могут составлять
2—10%.
Административные расходы на сопровождение конкретного кур
са, как правило, вычисляются из общих административных расхо
дов организации в целом.
Рассмотрим типовой дистанционный курс (72 учебных часа,
2 месяца календарного обучения, группа 20 человек). Рассчитаем
бюджет на сопровождение данного курса при стоимости обучения
$300 (табл. 3).
Выручка от продаж в данном случае составит $6000. Рассчитаем
отдельные статьи бюджета курса:




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 207
• авторский гонорар $300;
• оплата работы преподавателя $720;
• затраты на рекламу $490;
• оплата труда системного администратора $320;
• подготовка материалов на CD $400;
• аренда оборудования и ПО $600;
• оплата труда куратора группы $400;
• оплата интернет канала $120;
• административные расходы $800;
• производство сертификата об окончании курса $20.
Таким образом, общие затраты на сопровождение курса в дан
ном случае составили $4170. Для того чтобы вычислить чистую при
быль организации, из выручки от продаж ($6000) вычитаем расхо
ды и налог на прибыль (24%). В итоге получаем $1390.
Зная затраты на разработку курса и прибыль, получаемую пос
ле проведения обучения одной группы по курсу ($1390), можно оп
ределить срок окупаемости дистанционного курса. Допустим, за
траты на разработку курса равны $4000. В этом случае несложно
подсчитать, что уже после четвертого прогона курса (после обуче
ния четырех групп при стоимости обучения в $300) затраты на раз
работку курса окупятся.
Для изменения параметров окупаемости курса можно варьировать
различными показателями, например, ценой обучения по курсу.

Таблица 3
Пример расчета некоторых статей бюджета
дистанционного курса

Статья бюджета Тариф Кол во Сумма, $
Авторский гонорар 5% от выручки — 300
72 ? 20
Оплата труда $0,5 за 1 час 720
преподавателя
Оплата труда $40 в неделю 8 320
системного
администратора
Затраты на рекламу 7% от выручки — 490
Подготовка $20 за 1 комплект, 20 400
материалов на CD включая доставку
Аренда оборудова $200 в месяц — 2 600
ния и ПО сервер,
$100 в месяц —
рабочая станция
преподавателя/
куратора
Оплата труда $50 в неделю 8 400
куратора группы




e-learning
208 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
Окончание табл. 3
Статья бюджета Тариф Кол во Сумма, $
Оплата аренды $60 в месяц 2 120
интернет канала
Административные $400 в месяц 2 800
расходы
Производство $1 20 20
сертификата об
окончании курса
Итого: $4170



—U?‡UA„E? ?‡A‚EUE? ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡

Практика дает большое количество примеров, когда курс ди
станционного обучения, разработанный в ходе выполнения про
екта, через некоторое время просто прекращает свое существо
вание: учебный материал не актуализируется, преподаватели
авторы учебного курса переориентировались на другие проек
ты, никто не занимается целенаправленной работой по рекламе
и продвижению курса, в лучшем случае в интернете висит объяв
ление о том, что можно подать заявку на обучение по данному
курсу.
Таким образом, еще в процессе разработки курса дистанцион
ного обучения необходимо планировать его развитие. Можно выде
лить следующие направления развития курса дистанционного обу
чения:
• поддержка функционирования технологической базы курса
(системы ДО);
• расширение аудитории (работа с потенциальной клиентской
базой);
• развитие коллектива преподавателей и совершенствование
технологии организации учебного процесса;
• совершенствование технологий ДО, используемых в курсе
(информационно коммуникационных, технологий взаимодействия,
педагогических технологий);
• организационное развитие (участие в различного рода кон
сорциумах, образовательных сетях и т. п.).
Необходимо также отметить, что целенаправленная работа по
этим направлениям требует привлечения соответствующих финан
совых ресурсов. Вопросы, связанные с бюджетом на сопровождение
курса дистанционного обучения, более подробно изложены в пре
дыдущем разделе.
Рассмотрим более подробно эти направления.




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 209
?O‰‰A?EI‡ E ?‡A‚EUEA UA?IOIO„E?AOIOE ·‡A? IU?O‡
Перспективы развития курса ДО в существенной степени зави
сят от того, насколько решены вопросы дальнейшего устойчивого
функционирования программно аппаратного комплекса, на котором
он реализован, или той технологической площадки, где планируется
установка курса ДО для организации текущего учебного процесса.
Возникает несколько вариантов, каждый из которых имеет свои
особенности и проблемы.
Вариант 1. Курс базируется на разработке, осуществленной
внутри организации или по специальному заказу какой нибудь
программистской компанией. Таким образом, мы имеем дело с про
граммным комплексом, созданным неким коллективом разработ
чиков. В этом случае необходимо иметь ответы на следующие воп
росы:
• Имеется ли комплект эксплуатационной документации?
• Как будут организованы доработка программного обеспече
ния, исправление ошибок и разработка дополнительных модулей?
• Насколько велика устойчивость функционирования коллек
тива разработчиков, который создал данное программное обеспе
чение, и какие меры необходимо будет предпринять в случае уволь
нения (переориентации на другие задачи) основных разработчиков?
• Насколько устойчиво функционирует аппаратная база про
граммного обеспечения курса ДО?
• Как организован доступ в интернет (пропускная способность
канала, участие провайдера в обмене трафиком с другими провай
дерами и т. п.), наличие резервных каналов в случае возникновения
непредвиденных обстоятельств, возможность расширения канала в
случае необходимости?
Вариант 2. Курс реализован на вашей базе с использованием
одной из систем дистанционного обучения (типа VLE, WebCT, Lotus
Learning Space и др.). Таким образом, мы имеем дело с програм
мным комплексом, который является неким «конструктором дис
танционных курсов». В этом случае необходимо учитывать следую
щие позиции:
• Лицензионная чистота программного обеспечения. Некоторые
системы можно получить бесплатно для конструирования курса и
тестового обучения, но при запуске курса в эксплуатацию и ком
мерческом наборе учащихся вы обязаны заключить договор с ком
панией разработчиком этой среды ДО.
• Наличие квалифицированных кадров, способных установить
и эффективно сопровождать программно аппаратный комплекс.
• Наличие адекватной технической базы и эффективного дос
тупа в интернет (см. два последних пункта в варианте 1).
Вариант 3. Курс реализован с использованием одной из стан
дартных систем дистанционного обучения, но не на вашей базе, а на
базе другой организации. В этом случае необходимо учитывать все




e-learning
210 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
позиции, указанные в предыдущем варианте, и, кроме того, устой
чивость отношений вашей организации с организацией, обеспечи
вающей сопровождение системы ДО. Немаловажным является на
личие соответствующего договора (соглашения) и адекватных фи
нансовых ресурсов.
–‡O?E?AIEA ‡U‰EUO?EE IU?O‡ ??
Самой распространенной ошибкой является мнение разработ
чиков курса, которое можно сформулировать следующим образом:
«Мы создали и опробовали на пилотной группе курс ДО, теперь
необходимо разместить информацию о нем в интернете, и после
того, как к нам поступит некоторое количество заявок, мы опреде
лимся со стоимостью и начнем организовывать учебный процесс…».
Необходимо еще на стадии проектирования курса ДО преду
смотреть план мероприятий по продвижению курса, выявлению его
целевой аудитории и дальнейшей планомерной работе с потенциаль
ной клиентской базой.
–‡A‚EUEA O?AOO‰‡‚‡UAI?OIO„O IOIIAIUE‚‡
Планомерная работа по формированию преподавательского кол
лектива является существенным фактором, влияющим на разви
тие и устойчивое функционирование курса ДО. В этой связи необ
ходимо организовать целенаправленную работу в следующих на
правлениях:
• повышение квалификации преподавателей разработчиков
курса ДО в области использования технологий и систем дистанци
онного обучения;
• построение системы отбора и обучения тьюторов (ассистен

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign