LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ными, если они задаются не вообще, а фокусируются на определен
ной теме, например:
• Что именно было хорошо?
• Что особенно было плохо?
• Что вам больше всего запомнилось?
• Как можно было бы изменить курс?
• Какой совет вы дали бы своему другу, если бы он тоже захо
тел учиться на этом курсе?
• Если бы вам дали право сократить объем курса на 25%, то
какие темы вы предложили бы убрать?




e-learning
5.5. ??AII‡ OA‰‡„O„E?AOIOE ?UUAIUE‚IOOUE... 195
Также существуют специальные приемы, которые провоциру
ют студентов давать свои ответы более менее пространно, а не од
носложно. Этого можно добиться за счет:
• добавления нескольких пустых строк после вопроса, например:
Что вам больше всего понравилось в чате?
_____________________________________
_____________________________________
• добавления нескольких пустых пронумерованных строк пос
ле вопроса, в котором ставится задача привести определенное ко
личество ответов, например:
Назовите три причины, по которым вы не могли вовремя сда
вать отчетные материалы преподавателю?
1. _____________________________________
2. _____________________________________
3. _____________________________________
• добавления нескольких пустых пронумерованных строк (без
ограничений количества) после вопроса, например:
По каким вопросам вам приходилось обращаться по электрон
ной почте к преподавателю?
1. _____________________________________
2. _____________________________________
... _____________________________________
До проведения анкетирования преподавателю необходимо объяс
нить студентам назначение этого мероприятия, особенности запол
нения анкеты, показать форму заполнения и четко определить дату
и время передачи заполненных анкет преподавателю. Эффектив
ность анкетирования будет намного больше, если студенты будут
заинтересованы в заполнении анкеты. Этого можно добиться за счет
открытого обсуждения со студентами целей анкетирования и кол
лективного обсуждения возможных результатов (ожиданий студен
тов). После проведения анкетирования и анализа полученных дан
ных преподаватель может представить обобщенные результаты
всем, кто участвовал в анкетировании, и обсудить их.
Приведем примеры накоторых форм анкет, которые можно ис
пользовать на разных этапах дистанционного обучения.

›IOO?AOO-‡IIAU‡ ‰I? ·?OU?O„O ‡I‡IEA‡ ?UUAIUE‚IOOUE IU?O‡ ??

1. Что вам больше всего понравилось в этом курсе?
2. Что вам меньше всего понравилось в этом курсе?
3. Что бы вы хотели увидеть в курсе, но не увидели?
4. Оцените, пожалуйста, данный курс по пятибалльной шкале:
(плохо) 1 2 3 4 5 (отлично)




e-learning
196 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
?IIAU‡ ‰I? O?AIIE ?‡·OU? U?‡?A„OO?
Найдите несколько минут и расскажите нам о том, понравил
ся ли вам данный дистанционный курс и что вы хотели бы в нем
изменить.

Пожалуйста,
Ваша учебная деятельность
выберите нужный ответ
1. Всегда ли вы понимали, что именно вам нужно Да Иногда Нет
делать при изучении курса?
2. Всегда ли вы работали строго по плану, Да Иногда Нет
предложенному преподавателем?
3. Всегда ли вы вовремя выполняли задания Да Иногда Нет
и сдавали отчеты?
4. Сколько примерно времени вы ежедневно ______ часов
затрачивали на обучение по данному курсу?


Ваше впечатление о курсе:
1. Что, на ваш взгляд, было самым удачным в курсе?
2. Что бы вы изменили в курсе?

Пожалуйста, дайте общую оценку курса по пятибалльной
шкале, где 1 — это очень плохо, а 5 — отлично:
1 2 3 4 5

?IIAU‡ ‰I? O?AIIE ?‡·OU? O?AOO‰‡‚‡UAI?

Не согласен/
Вопросы
Согласен
1. Преподаватель хорошо подготовлен 1 2 3 4 5
2. Преподаватель объясняет материал очень 1 2 3 4 5
просто и понятно
3. Преподаватель отвечает на все вопросы, 1 2 3 4 5
которые ему задают
4. Преподаватель заботится об успешности 1 2 3 4 5
обучения студентов и о качестве учебного
процесса в целом
5. С преподавателем можно общаться и вне 1 2 3 4 5
занятий.
6. Преподаватель дает четкие инструкции 1 2 3 4 5
по выполнению заданий и заботится
о повышении мотивации студентов
7. Преподаватель задает темп обучения, 1 2 3 4 5
позволяющий всем студентам добиться успеха
8. Вы хотите что то еще добавить или сказать своему препо
давателю?
________________________________




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 197

5.6. ???U? EIE IA ·?U?O? o I‡I O·AOOA?EU? ‰OI„OIAUEA
‰EOU‡I?EOIIOIU IU?OU?
?·?EA OOIOEAIE? „OOU‰‡?OU‚AIIOE ?A„I‡IAIU‡?EE ‰A?UAI?IOOUE
O·?‡AO‚‡UAI?I?? O?„‡IEA‡?EE
Для ведения образовательной деятельности, необходимо иметь
лицензию на нее. Чтобы выдавать документ государственного образца
по результатам обучения, необходимо иметь государственную аккре
дитацию. Одной из основных проблем нормативно правового обеспе
чения является несоответствие особенностям ДО существующих ли
цензионных нормативов, аккредитационных требований и процеду
ры оценки качества подготовки выпускников при аттестации вуза.
В этой связи необходимо разъяснить сущность этих процедур.
Государственная регламентация деятельности образовательных
организаций в России включает 4 процедуры:
• регистрация в местном органе исполнительной власти (обя
зательная);
• лицензирование на право ведения образовательной деятель
ности (обязательная);
• аттестация (добровольная);
• государственная аккредитация (добровольная).
С точки зрения возможности проведения обучения по курсу нас
будут интересовать процедуры лицензирования, аккредитации и
аттестации.
Лицензирование образовательной организации — это процеду
ра оформления и выдачи данной организации государственной ли
цензии на право ведения образовательной деятельности на основа
нии установления соответствия условиям осуществления образо
вательного процесса, предлагаемого этой организации, государ
ственным и местным требованиям в части:
• строительных норм и правил;
• санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучаю
щихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;
• оборудования учебных помещений;
• оснащенности учебного процесса;
• образовательного ценза педагогических работников и укомп
лектованности штатов.
Лицензирование образовательной деятельности осуществля
ется в соответствии с Законами «Об образовании» от 13.01.1996 г.
№ 12 ФЗ и «О высшем и послевузовском профессиональном обра
зовании» от 22.08.1996 г. № 125 ФЗ, Положением о лицензировании
образовательной деятельности, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796, и нормативными право
выми документами Минобразования России.
Аттестация образовательной организации — это процедура
оформления и выдачи данной организации заключения об аттеста




e-learning
198 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
ции на основании установления государственным аттестующим
органом соответствия содержания, уровня и качества подготовки
выпускников этой образовательной организации требованиям
ГОСТа (Государственного образовательного стандарта).
Государственная аккредитация образовательной организации —
это процедура оформления и выдачи данной организации свидетель
ства о ее государственной аккредитации с присвоением государствен
ного аккредитационного статуса на основании установления государ
ственным аккредитующим органом соответствия значений показате
лей деятельности этой организации принятым критериям аккредита
ции по типу, виду, категории. Постановлением Правительства РФ от
02.12.1999 г. № 1323 утверждены соответственно Положение о госу
дарственной аккредитации высшего учебного заведения и Положение
о лицензировании образовательной деятельности.
Таким образом, становится понятным, что лицензироваться мо
жет только образовательное учреждение, а не отдельная програм
ма обучения, тем более не отдельный курс.
Обучение по отдельному курсу возможно в том случае, если:
• обучение проводит образовательное учреждение, имеющее
лицензию на образовательную деятельность;
• курс является частью программы обучения по направлению
или специальности, заявленных в лицензии;
• документ государственного образцы по окончании обучения
выдается при наличии аккредитации у данного образовательного уч
реждения. Если объем часов по курсу не превышает 72 часов, доку
мент не выдается; свыше 72 часов — выдается Удостоверение о повы
шении квалификации; свыше 120 часов — Сертификат; свыше 500 ча
сов — Государственный диплом о профессиональной переподготовке.
Сертификация учебных электронных изданий. В целях обеспе
чения качества создаваемых и используемых учебных электронных
изданий был издан Приказ от 19.06.1998 г. № 1646 о создании Феде
рального экспертного совета по учебным электронным изданиям
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. Он был призван решать следующие задачи:
• экспертиза учебных электронных изданий;
• решение вопроса, касающегося выдачи рекомендательного
грифа Минобразования России о возможности использования в учеб
ном процессе;
• разработка важнейших направлений выпуска учебных элек
тронных изданий.
Федеральный экспертный совет по учебным электронным изда
ниям является научно методическим органом Министерства образо
вания Российской Федерации. В своей деятельности он руководству
ется федеральными законами, указами и распоряжениями Прези
дента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
законодательными актами в области образования, авторского права




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 199
и книгоиздания, приказами и решениями коллегии Министерства
образования и Положением.
Основными задачами Федерального экспертного совета по учеб
ным электронным изданиям являются:
• обеспечение надлежащего уровня содержательной и учеб
но методической экспертизы учебных электронных изданий для
системы образования Российской Федерации;
• осуществление объективной технической и эргономической
экспертизы учебных электронных изданий;
• участие в формировании федеральных комплектов учебных
электронных изданий для общего образования, начального, средне
го и высшего профессионального образования;
• привлечение ведущих ученых, преподавателей, методистов,
учителей, издателей, психологов, других специалистов и организа
ций к участию в экспертной оценке учебных электронных изданий;
• содействие созданию современных учебных электронных из
даний, открытости и непрерывности образования, а также праву пре
подавателей и обучающихся на свободу выбора и использования ме
тодик и форм обучения, учебных и учебно методических материалов.

??EIA?I‡? O?AII‡ OUOEIOOUE OOA‰‡IE? ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡

Любой продукт или услуга имеют свой жизненный цикл, состо
ящий из различных этапов и начинающийся, как правило, с процес
са проектирования свойств конечного продукта или услуги. При
мерная оценка стоимости создания дистанционного курса, равно как
и любого другого продукта или услуги, будет складываться из зат
рат на проведение основных этапов его жизненного цикла вплоть
до этапа реализации (продажи или аренды).
Прежде чем перейти к оценке затрат, рассмотрим основные эта
пы жизненного цикла типового дистанционного курса (рис. 1).
–‡O?AU A‡U?‡U I‡ O?O‚A‰AIEA I‡?IAUEI„O‚?? EOOIA‰O‚‡IEE
На начальном этапе разработки курса возможны два варианта:
1) курс разрабатывается для открытого рынка, т. е. изначально
не ясно, кто будет являться заказчиком данного курса;
2) курс разрабатывается по заказу какой либо компании, т. е.
заказчик продукта уже известен.
В первом случае жизненный цикл дистанционного курса обязатель
но должен начинаться с проведения ряда маркетинговых исследова
ний, которые позволяют определить следующие ключевые вопросы:
• насколько актуален данный курс и будет ли спрос на него на
рынке образовательных услуг дистанционного обучения;
• обзор конкурентов, предлагаемых ими аналогичных продук
тов (цены, условия обучения);
• перспективы для дальнейшего развития (продвижения) раз
рабатываемого дистанционного курса.




e-learning
200 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...




Рис. 1. Основные этапы жизненного цикла типового
дистанционного курса

С точки зрения оценки затрат маркетинговые исследования, как
правило, сводятся либо к привлечению внешних экспертов марке
тологов, либо к использованию собственных ресурсов. В любом слу
чае общую стоимость затрат на проведение маркетинговых иссле
дований можно определить по следующей формуле:
n
C m = ? E i + ? C add ,
i =1
где Cm (marketing costs) — общие затраты на проведение маркетинговых
исследований;
E — затраты на работу одного эксперта;
n — общее число экспертов, проводящих исследования;
Cadd (additional costs) — дополнительные затраты.

В случае если исследования проводятся внешними экспертами,
то оплата их работы происходит в соответствии с договором (как
правило, стоимость работы такого эксперта от $50 до $200 за один
рабочий день). Количество экспертов и временные затраты на про
ведение маркетинговых исследований определяются исключитель
но параметрами курса и масштабностью проведения исследований.
Дополнительные затраты включают в себя другие виды расходов,
как правило, не оговоренные условиями договора с экспертами (на
пример, почтовые или коммуникационные расходы).
Если исследования проводятся собственными специалистами, то
затраты на проведение данного этапа можно определить аналогич
ным образом исходя из стоимости одного рабочего дня специалиста,
общего количества рабочих дней и количества специалистов, при
влеченных к данной работе.




e-learning
5.6. ???U? EIE IA ·?U?...?... 201
Во втором случае (когда дистанционный курс разрабатывается по
заказу какой либо компании) проведение маркетинговых исследова
ний не является необходимым этапом вследствие того, что большин
ство вопросов, решаемых в ходе таких исследований, уже определены
самим заказчиком. Тем не менее маркетинговые исследования могут
быть проведены дополнительно, однако в окончательную стоимость
курса затраты на них в данном случае обычно не включаются.
??OAIUE?O‚‡IEA IU?O‡ (?‡A?‡·OUI‡ UA?IE?AOIO„O A‡‰‡IE?)
Данный этап является определяющим с точки зрения дальней
ших работ по созданию дистанционного курса. Однако достаточно
трудно сформулировать алгоритм расчета вследствие того, что раз
работка технического задания на создание дистанционного курса
зависит от многих параметров как самого разрабатываемого курса
и тех организаций, которые эту разработку осуществляют, так и
заказчика (в том числе потенциального). Как показывает практи
ческий опыт, стоимость осуществления данного этапа составляет
от $50 (в случае небольшого по продолжительности курса или от
дельного модуля) до $300—500 (в случае разработки технического
задания на создание большого по продолжительности и сложного
по структуре курса или даже программы обучения).
Этап разработки начинается с определения потребностей в раз
личных видах ресурсов (в первую очередь человеческих и техничес
ких) исходя из технического задания на создание курса. Здесь необхо
димо отметить, что многие организации, занимающиеся созданием
дистанционных курсов, на данном этапе проводят поиск уже суще
ствующих курсов, которые соответствуют техническому заданию.
Иногда гораздо выгоднее купить уже существующий продукт, под
вергнув его в дальнейшем определенной доработке и адаптации. Этот
вариант особенно подходит к созданию курсов по заказу компаний.
Затраты на разработку в данном случае будут практически сведены
к стоимости готового продукта, а затраты на доработку и адаптацию
будут рассчитываться по приведенной ниже формуле.
Говоря о затратах непосредственно на процесс разработки кур
са, нужно заметить, что общие затраты складываются из следую
щих категорий:
• затраты на оборудование и программное обеспечение;
• оплата труда коллективу разработчиков курса (тех, кто не
посредственно принимает участие в процессе разработки);
• затраты на коммуникации;
• административные расходы.
Таким образом:
Cd = Ceq + Cat + Ccom + Cadm ,
где Cd (development costs) — общие затраты на разработку курса;
Ceq (equipment costs) — затраты на оборудование и программное обес
печение;




e-learning
202 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
Cat — затраты на оплату труда коллективу разработчиков;
Ccom (communication costs) — затраты на коммуникации (интернет);
Cadm (administrative costs) — административные расходы.

Коллектив разработчиков курса (рис. 2), как правило, состоит из
менеджера курса (проекта), автора курса (или коллектива авто
ров), методиста курса, программиста, дизайнера и разработчиков
интерактивных материалов (аудио, видео).




Рис. 2. Команда разработчиков дистанционного курса

В различных организациях по разному подходят к построению
договорных отношений с командой разработчиков. Особенно это ка
сается авторов курсов, которые, как правило, являются преподава
телями таких же курсов в очной форме учебных заведений. В неко
торых случаях, особенно когда центр дистанционного обучения на
ходится на начальной стадии своего развития, авторы курсов вооб
ще не получают никакого финансового вознаграждения в надежде
на прибыль в процессе сопровождения курса, где они будут являть
ся преподавателями консультантами (тьюторами).
В других организациях (особенно находящихся на бюджетном
финансировании) оплата труда авторов зачастую регулируется
трудовым договором на предоставление материалов разрабатыва
емого курса. В таком случае затраты на оплату автора курса обыч
но рассчитываются исходя из отношения $70—200 за 1 печатный
лист материалов курса.
В наиболее прогрессивных организациях оплата зависит от тех
нологичности преподавателя, т. е. если преподаватель предостав
ляет материал в виде рукописи, то оплата начисляется по мини

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign