LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 24
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





e-learning
180 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тща
тельно обдумать свой ответ.
Удостоверяющие замечания
Это очень удачный вопрос... Я рад, что вы задаете... То, что вы
задаете мне этот вопрос, доказывает, что...
Направляющие вопросы
Эти вопросы используются для того, чтобы подать знак, когда
выступать очередному докладчику. Также они позволяют выделить
и передать более выразительно определенную тему дискуссии, а
также замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы.
Провокационные вопросы
Используются для установления того, чего в действительности
хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел: Вы дей
ствительно считаете, что...? Вы уверены, что...?
Открывающие вопросы
Это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это
очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заин
тересованности, при котором возникает состояние положительно
го ожидания: Если бы я смог предложить вам решение ... нашли бы
вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить ре
шение этой проблемы?
Заключительные вопросы
Вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило,
задаются после одного двух подтверждающих вопросов: Смог ли я
вас убедить в том, что...? Заметили ли вы...? А затем (без перехо
да) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает?
Где могут быть применены эти знания?

5.4. ?U „?UOO U?‡?E?O? I U?A·IOIU OOO·?AOU‚U
В процессе дистанционного обучения преподавателю ДО прихо
дится работать как с большими группами студентов (до 20—25 че
ловек), так и с малыми. При этом в зависимости от выбранной мето
дики обучения и формы организации учебной деятельности малой
группой может быть группа:
• из 2—3 человек, например, группа совместно работающих над
проектом студентов,
• из 3—5 человек — группа, работающая по технологии обуче
ния в сотрудничестве,
• из 10—15 человек — группа, участвующая в виртуальном
психотренинге и т. п.
В целом же, если говорить о наиболее эффективном соотноше
нии «преподаватель ДО — количество студентов, с которым он ра
ботает» на одного преподавателя ДО должно приходиться не более
15—20 человек. Эти данные выведены эмпирическим путем на ос




e-learning
5.4. ?U „?UOO U?‡?E?O? I U?A·IOIU OOO·?AOU‚U 181
нове анализа опыта различных курсов и программ ДО, однако и в
российской, и зарубежной «школах ДО» это соотношение сохраня
ется. Причины такого соотношения связаны с необходимостью обес
печить постоянное общение преподавателя с каждым отдельным
студентом и группой в целом, индивидуальный подход (что и в ус
ловиях очного обучения возможно лишь при той же пропорции 1:20).
Для каких целей преподавателю ДО необходимо знать о малых
группах и процессах, протекающих в них? Во первых, группа «вир
туальных» студентов, представляя собой типичную малую группу,
обладает всеми присущими ей признаками и основными характе
ристиками. Во вторых, любая малая группа проходит определен
ные стадии развития, знание о которых позволит преподавателю
предвидеть и учитывать их при организации учебного процесса.
Наконец, наиболее важно для преподавателя иметь представление
о тех процессах и сопутствующих им явлениях, которые протекают
в малых группах, с тем чтобы эффективно управлять образователь
ным процессом, предотвращая негативные моменты и стимулируя
позитивные.
Под малой группой исследователями понимается
?I‰?AA‚‡ v.A.
«немногочисленная по составу группа, члены которой
—O?E‡I?I‡?
объединены общей социальной деятельностью и нахо
OOE?OIO„E?. o
дятся в непосредственном личном общении, что явля A., 1997.o —. 191.
ется основой для возникновения эмоциональных отно
шений, групповых норм и групповых процессов».
Основываясь на данном определении и работах авторов, можно
выделить следующие основные признаки малой группы:
• объединение членов группы общей деятельностью (профес
сиональной, учебной, досуговой и пр.). Следует отметить, что потреб
ности, мотивация и цели членов группы могут быть при этом совер
шенно разными. Однако на уровне поведения людей существует их
взаимозависимость, проявляющаяся в совместной деятельности;
• наличие непосредственных контактов каждого члена груп
пы с каждым. Это наиболее значимый признак малой группы, так
как именно непосредственное взаимодействие членов группы друг
с другом способствует возникновению, развитию и поддержанию
интерперсональных отношений как на деловом (операциональном),
так и эмоциональном (аффективном) уровне. Это, в свою очередь,
отражается на формировании, развитии и сохранении группы в
целом;
• членство, чувство принадлежности к данной группе. При
надлежность к группе во многом определяется привлекательнос
тью для индивида группы и членства в ней. Индивиду импонирует
взаимодействие с другими, в результате чего он способен удовлет
ворять свои потребности. Помимо частных потребностей, опреде
ляемых конкретной ситуацией, индивид в группе удовлетворяет
общие потребности, такие, как потребность во власти, принадлеж




e-learning
182 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...

ности к обществу, уважении и престиже. Кроме того, групповая
жизнь создает новые потребности у индивида, которые он может
реализовывать в процессе взаимодействия в группе;
• наличие образа группы, т. е. осознание членами группы себя
как «мы», других как «они». Образ собственной группы складывает
ся на основе взаимодействия с другими группами и осознанием при
сутствующих различий, определяемых индивидом субъективно;
• наличие общих групповых норм и ценностей, разделяемых
членами группы.
Групповая динамика определяется авторами как «совокупность
тех динамических процессов, которые одновременно происходят в
малой группе в какую то единицу времени и которые знаменуют
собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие». Важ
нейшими из таких процессов являются:
• процесс образования малой группы (т. е. те психологические
механизмы, которые делают группу группой);
• развитие группы, т. е. прохождение определенных стадий;
• процессы групповой сплоченности;
• распределение ролевых позиций и выделение лидеров;
• нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, пра
вил и ценностей;
• групповое принятие решений;
• разрешение внутригрупповых противоречий.
Процесс образования малой группы подразумевает формирова
ние группы, основные признаки и характеристики которой позволя
ют рассматривать ее именно как малую группу (в отличие от «боль
ших групп», таких, как нация, народность, толпа, коллектив препо
давателей и учащихся какого нибудь крупного университета и пр.).
В процессе своего существования группа проходит определенные
стадии развития: интерперсональные отношения зарождаются, ук
репляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ос
лабляться. Каждая стадия характеризуется определенными изме
нениями в отношениях между членами группы. Так, например, по
мере развития отношений происходит сближение взглядов и фор
мирование общих ценностей, оказание поддержки друг другу и т. д.
С этой точки зрения групповую динамику можно рассматривать как
совокупность внутригрупповых процессов и явлений, характеризу
ющих весь цикл жизнедеятельности малой группы: образование,
функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Понятие групповой сплоченности как одного из процессов груп
повой динамики характеризуется степенью приверженности к груп
пе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой спло
ченности, как правило, рассматриваются:
• уровень взаимной симпатии в межличностных отношени
ях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу,
тем выше ее сплоченность;




e-learning
5.4. ?U „?UOO U?‡?E?O? I U?A·IOIU OOO·?AOU‚U 183
• степень привлекательности (полезности) группы для ее
членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пре
быванием в группе, т. е. тех, для кого субъективная ценность приоб
ретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость
затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следова
тельно, и ее сплоченность.
Отечественные психологи делают при этом акцент на достиже
нии особой степени развития отношений, при которой все члены
группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельно
сти и связанные с ней ценности. По мере развития группы происхо
дит распределение ролей среди ее членов, например, выделение
лидера, экспертов, приближенных, отверженных и пр. В разных
группах степень выраженности и устойчивости данной иерархии
различна (например, ср. криминальную группировку и студенчес
кую группу). Удовлетворенность членов группы своими ролями
влияет на внутригрупповые отношения и эффективность взаимо
действия, а также продолжительность существования группы.
Процесс нормообразования, т. е. появление групповых норм, мо
жет объясняться различными аспектами жизни группы:
• необходимостью регламентации поведения членов группы в
процессе совместной деятельности — например, распределение
среди студентов заданий при подготовке к семинарским и практи
ческим занятиям, разделение на подгруппы для выполнения раз
личных видов деятельности и пр.;
• возникновением общих групповых представлений — принад
лежность к группе во многом определяет восприятие и оценивание
ее членами окружающей социальной действительности. Возникает
групповая избирательность восприятия, определенный образ жиз
ни и мысли;
• подражанием другим членам группы.
Характерный для малой группы процесс группового принятия
решений подразумевает групповое обсуждение имеющейся про
блемы, в результате которого группа принимает определенное ре
шение и которое состоит из четырех основных фаз: установление
фактов, оценка фактов, поиск решений и принятие решения. Имен
но этой технике надо учить студентов для повышения эффективно
сти обучения в сотрудничестве. Как это ни покажется странным,
российские студенты не очень успешно работают в группе и пред
почитают все решать поодиночке, нежели вырабатывать группо
вое решение. Поэтому преподавателю не следует ожидать сфор
мированности подобных навыков у студентов, а проводить специ
альные разъяснения, консультации и постепенно отрабатывать на
выки участия в групповых дискуссиях и навыки принятия группо
вых решений.
Работа малых учебных групп не всегда безконфликтна. Более
того, внутригрупповые противоречия рассматриваются исследо




e-learning
184 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
вателями как движущая сила становления и развития малой груп
пы. При этом выделяются:
• противоречия между деловой и эмоциональной сферами внут
ригрупповых отношений; противоречия между возрастающими
потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятель
ностью;
• противоречия между увеличивающимся стремлением чле
нов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно
усиливающимися тенденциями включения личности в групповую
структуру, более жесткой ее интеграции с группой;
• конфликты «взглядов и предпочтений»;
• «борьба за влияние на других» и пр.
В социальной психологии превалирует мнение, что все динамичес
кие процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают опреде
ленным образом эффективность групповой деятельности. С одной сто
роны, показателем эффективности является производительность тру
да группы (иначе — продуктивность деятельности группы), с другой
стороны, не менее важен показатель — удовлетворенность членов груп
пы совместной деятельностью. Эффективность групповой деятельнос
ти определяется конкретными результатами обучения и сопоставле
нием с целями и задачами обучения. Удовлетворенность же членов груп
пы совместной деятельностью можно определить с помощью группо
вой и индивидуальной рефлексии — путем анкетирования, предостав
ления студентам возможности поговорить об этом в чате, на итоговой
конференции и т. д. В любом случае необходимо помнить, что эффектив
ность работы малых учебных групп зависит от степени сформирован
ности у студентов навыков обучения в группе.

”?A·I?A OOO·?AOU‚‡
В последнее время слова «виртуальные учебные сообщества»
(online learning communities) стали все чаще встречаться в педаго
гической литературе и материалах конференций, посвященных
интернету. Что же скрывается за этим термином? В каких случаях
они появляются в интернете? Являются ли сообщества чем то прин
ципиально новым в системе образования? Можно ли создать учеб
ное сообщество, а также управлять им?
Итак, начнем с этимологии понятия «сообщество». Русское сло
во «сообщество» означает группу людей, делающих что то сообща,
вместе, обменивающихся какой либо общей информацией друг с
другом. Английское слово community Оксфордский толковый сло
варь объясняет как: 1) «... люди, проживающие в одном месте, рай
оне или стране, но считающие себя одним целым», 2) «...группа
людей, принадлежащих к одной религии, национальности, роду
деятельности... или имеющих общие интересы», 3) «среда, благо
приятная для взаимообмена, совместного владения чем то, ... при
которой все участники становятся некоторым образом похожи




e-learning
5.4. ?U „?UOO U?‡?E?O? I U?A·IOIU OOO·?AOU‚U 185
друг на друга». Латинский корень «communus» означает «общий,
совместный, коллективный, корпоративный или глобальный». Та
ким образом, в единое сообщество люди могут объединяться по
принципу общности географического положения, социальных или
культурных предпочтений, общих целей и интересов.
О сообществах как таковых говорили много и давно. В советской
педагогике XX столетия был очень хорошо проработан вопрос об
ученическом коллективе и его влиянии на результаты обучения.
В 20—30 е годы в школах бывшего СССР и США вопрос формирова
ния ученических коллективов/сообществ прорабатывался на фоне
широкого экспериментирования с проектными методами обучения
(например, Дальтон план в США, бригадный метод в СССР и др.).
Позднее, в силу разных обстоятельств, среди которых главную роль
сыграли не столько политические изменения, происходящие в мире,
сколько временная «победа» традиционных (классно урочных, лек
ционно семинарских) методов обучения, про учебные сообщества
надолго забыли. Однако в последние 5—10 лет в связи с бурным разви
тием интернета, созданием системы дистанционного обучения, сме
ной ведущей парадигмы образования с традиционного на личностно
ориентированное обучение вопрос об учебных сообществах опять
стал очень популярным в научно педагогической среде.
Учебные сообщества, появившиеся в интернете, очень разные:
они могут быть локальные и глобальные, различные по числу уча
стников и целям, образовательному уровню обучающихся, гетеро
генные или моногенные. Однако все они имеют общие, присущие
только им черты:
• общие цели и интересы участников — у группы дистанцион
но обучающихся студентов могут быть как формальные (построе
ние образовательной карьеры, успешное освоение курса, получе
ние диплома и пр.), так и неформальные;
• саморегуляция — учебные сообщества возникают, поддер
живаются, развиваются и в какой то момент изчезают;
• наличие неформальных связей между членами сообщества —
члены учебного сообщества общаются друг с другом не только во
время занятий, но и во внеурочное время, стремятся поддерживать
контакты как дистанционно, так и путем личных встреч;
• наличие общих идентификаторов (атрибутов) — это различ
ные предметы с символикой университета или привычки, тради
ции, манера поведения, концепции и мироощущение, т. е. все то, что
позволяет всем членам сообщества идентифицироваться, отделить
себя от «других», не принадлежащих данному сообществу.
Доминирующим процессом внутри учебных сообществ интер
нета является сотрудничество через двустороннюю коммуника
цию, установление доверия и информационный обмен. Создание
образовательных сообществ может помочь в решении проблемы
оценки качества интерактивных образовательных сред, предусмат




e-learning
186 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
ривающих возможность отхода от лекционно семинарской формы
обучения и использование методов обучения в сотрудничестве и
подобных им. И все же главным отличием учебных сообществ от
других сообществ интернета (географических, сообществ практи
ков, негосударственных организаций и т. п.) является специфичес
кая образовательная среда, которая влияет в равной степени и на
преподавателей, и на учащихся, определяет их роли и требует про
думанного организационного построения учебного процесса. Учеб
ные сообщества могут возникнуть (или образоваться) внутри дис
танционного курса, группы «виртуального университета» или дру
гой формы присутствия в интернете при следующих обстоятель
ствах:
• в основе дистанционного курса лежит личностно ориентиро
ванный подход и созданы условия для образования демократичной
образовательной среды;
• учебный процесс организован с помощью новых педагогичес
ких технологий (обучения в сотрудничестве, метода проектов и т. д.);
• члены сообщества используют набор общих инструментов для
обеспечения процесса коммуникации и информационного обмена
(на уровне оборудования и программного обеспечения), доступных
в равной мере для всех участников.
Современные зарубежные авторы определяют учебные сообще
ства как «... культурные конгломераты, группы людей, которые
обмениваются словами или идеями» (Reinhgold, 1994), «альянсы
людей, объединенных эмоциональными отношениями» (Dyson,
1997), «группы людей, вступающих в социальные контакты друг с
другом ... для удовлетворения своих личных потребностей»
(Preece, 2000), «объединения людей с общими целями и интереса
ми» (Wittaker/Issacs/O’Day, 2000) и т. д. Кто является членом учеб
ного сообщества, если данное сообщество появилось в среде интер
нета? Это преподаватели, студенты, авторы и администраторы ди
станционных курсов, а также все те, кто активно участвует в фор
мировании и поддержке этого сообщества. Использование в рамках
дистанционного обучения технологии обучения в сотрудничестве
приводит к созданию специальной учебной среды, которая открыта
для любой формы взаимовыгодного информационного обмена, по
строения отношений доверия и взаимодействия, обмена идеями.
Студенты работают вместе в составе разнообразных учебных групп
и команд. Вот почему понятие «учебное сообщество» часто смеши
вается с такими определениями (отражающими формы организа
ции групповой учебной деятельности), как «учебные команды»,
«партнерские группы», «менторские пары» и пр.
Членов учебных сообществ объединяет (отличает от других, «не
членов») следующее: разделение общих целей и интересов, готовность
поделиться информацией с другими членами сообщества, участие в
определенных мероприятиях, типичных для этого сообщества, следо




e-learning
5.4. ?U „?UOO U?‡?E?O? I U?A·IOIU OOO·?AOU‚U 187
вание определенному набору традиций, правил, протоколов, руко
водств, выработанных в данном сообществе. Учебные сообщества име
ют неоспоримые преимущества по сравнению с другими формальны
ми и неформальными объединениями пользователей интернета:
• интенсивный коммуникационный процесс, способствующий
развитию навыков межперсональной коммуникации, обогащению
идеями, обмену знаниями, что приводит в целом к более глубокому
пониманию содержания обучения;
• высокая мотивация обучения и развитие чувства индивиду
альной ответственности за групповую учебную деятельность;
• обогащение учебного опыта, приобретение опыта группового
обучения и общения с другими людьми, соединение учебного и лич
ного опыта в социальном контексте;
• преодоление чувства одиночества, изолированности, харак
терное для некоторых дистанционных курсов интернета, осознание
чувства принадлежности к коллективу, оказание эмоциональной,
психологической поддержки друг другу;
• обучение через делание, практику, социально значимый экс
перимент;
• выработка нового знания путем общения с другими, постро
енного на основе методики обучения в сотрудничестве.
Очевидно, что современные учебные сообщества, формирующи
еся в интернете, отличает их неформальный характер. Члены сооб
щества создают его сами, сознавая, что в дальнейшем существова
ние этого сообщества будет зависеть от индивидуального вклада
каждого отдельного его участника. Таким образом, мы приходим к
парадоксальному выводу: учебное сообщество является совмест
ным продуктом деятельности учащихся, но являясь сообществом

<< Пред. стр.

страница 24
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign