LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

звание проекта, его содержание, описание вакансий в проекте и при
глашение к участию, описание области, в которой автор текста мог
бы быть экспертом (очевидно, тоже по предлагаемой схеме). Каж
дый из участников должен будет выступить и руководителем про
екта, и исполнителем, и экспертом в разных проектах;
• включив в учебный план неформальные мероприятия — это
могут быть неформальные домашние странички, «виртуальная ве
черинка», общая фонотека любимой музыки всех участников, об
суждение любимых фильмов или книг и т. п.;
• организовав процесс обучения таким образом, чтобы все уча
стники побывали во всевозможных ролях по отношению друг к другу
и руководителям проекта.
В процессе общения участников дистанционного обучения по
интернету иногда приходится сталкиваться и с агрессивными про
явлениями. Это явление психологи объясняют тем, что в реальной
среде человек учится контролировать свои агрессивные импульсы,
что необходимо для жизни в обществе. Вместе с тем, попадая в ин
тернет, человек раскрепощается, снимается внутренний контроль,
и агрессивное поведение проявляется в отношениях как с постоян
ными респондентами (и другими учениками, и преподавателями),
так и с совершенно незнакомыми людьми, «жителями» большого
интернета. Общение в интернете происходит преимущественно в
вербальной форме. При асинхронной коммуникации (например, при
общении по электронной почте) участники процесса общения не
видят друг друга, не ощущают нюансы отношений, мимику и на
строение человека, читающего в данный момент письмо. При синх
ронной коммуникации (общении в чате) скорость обмена реплика
ми такова, что не остается времени на раздумья об этичности, кор
ректности фраз и т. д. А для человека, находящегося в состоянии
стресса или неудовлетворенности своей работой, учебой и при про
чих накопившихся проблемах и неудачах, интернет превращается
в «черную дыру», в которую можно прокричать все, что угодно.
Каждый раз, сталкиваясь с агрессией по отношению к другим
пользователям интернета, преподавателю вместе с психологом или
самостоятельно нужно искать причину такого поведения учащего
ся. Возможно, причина кроется в ограниченности эмоционального
общения и активного доброжелательного внимания со стороны дру
гих участников обучения, отсутствии мотивации обучения; непони
мании материала из за низкого уровня подготовленности, некон
тактности, стрессовой ситуации (например, нехватки времени на
выполнение учебных заданий) и пр.
Таким образом, в процессе проведения дистанционных курсов
преподаватель может столкнуться с рядом психолого педагогичес




e-learning
5.3. ?OO·AIIOOUE IOIIUIEI‡?EE... 173

ких проблем, обусловленных спецификой среды интернета. Среди
этих проблем можно выделить такие, как:
• создание благоприятного психологического климата при про
ведении обучения;
• трудности с установлением межличностных контактов меж
ду участниками процесса обучения;
• проблемы формирования эффективно работающих малых
учебных групп при обучении в сотрудничестве;
• определение индивидуальных особенностей восприятия ин
формация у учащихся и стилей обучения для более эффективной
организации учебного процесса;
• повышение мотивации обучения;
• адекватность поведения самого преподавателя выбранным для
дистанционного обучения методике и педагогической технологии.
При использовании в дистанционном обучении методики обу
чения в сотрудничестве учащиеся должны проходить специаль
ную подготовку по работе в группах сотрудничества. Это можно
осуществить и в дистанционной, и в очной форме. В отечественной
и зарубежной практической психологии накоплен немалый опыт
проведения психологических тренингов, направленных на форми
рование готовности личности к эффективному взаимодействию с
другими людьми, воспитания толерантности, умения слушать и
слышать других, вести дискуссию и аргументировать. Используя
данный опыт и адаптируя его под условия дистанционного обуче
ния, некоторые преподаватели еще до начала обучения в дистан
ционной форме проводят так называемые пропедевтические, или
вводные, тренинги, включающие, как правило, три этапа:
1. Упражнения на самоопределение, самопознание своего «я».
На этом этапе определяются «врожденные» характеристики лич
ности человека, его тип личности, темперамент. Главная задача на
этом этапе — чтобы учащийся понял сам себя, принял себя таким,
какой он есть.
2. Упражнения, нацеленные на взаимопознание, соотнесение себя
и ближайшего окружения, «своей группы». На этом этапе идет разви
тие навыков коммуникации, развитие лидерских качеств, толерант
ности общения, предупреждения и выхода из конфликтных ситуаций.
3. Упражнения на соотнесение себя и своей группы как единого
целого с «внешним миром». На этом этапе стоит задача формиро
вания коллектива учащихся, умения работать вместе, «коллектив
ной толерантности».

5.3. ?OO·AIIOOUE IOIIUIEI‡?EE: I‡I IU??A OOI?U? ‰?U„
‰?U„‡ ‚ OAUE?
Успех обучения в интернете, как это ни парадоксально, зависит
не только от качества информационно образовательной среды и




e-learning
174 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
учебных материалов курса, а во многом от умения преподавателя
общаться со студентами, и наоборот. В данном разделе мы сделаем
попытку разобраться в этом вопросе и понять, как эффективнее
общаться и понимать друг друга.
И начнем разговор с этикета. Социальная структура общества до
некоторой степени фиксируется в речевом поведении с помощью
речевого этикета. Этикет — не система средств борьбы за власть в
речи, не оружие, а, напротив, система средств социально речевого
«успокоения» и «примирения». Этикет — это система ритуальных и
ритуализированных действий, направленных на избежание конфлик
та и вообще борьбы, на демонстрацию доброжелательности.
Пример отражения социального неравенства, иерархии в этикет
ных формулах это, прежде всего, наличие в русском языке формул
ты/Вы. В первую очередь именно социальная роль и социальный
статус собеседника относительно собственных признаков говоряще
го определяют выбор нужной формы. Сейчас в интернете происхо
дит изменение риторического идеала культуры в сторону «демокра
тизации», симметризации отношений партнеров по общению.
Одно из значений слова «этика» — нормы поведения, морали
человека какого либо класса, общественной или профессиональ
ной группы. В интернете преподаватель сталкивается с этикой, ха
рактерной для трех взаимопересекающихся групп:
• сообщества пользователей интернета, внутри которого при
няты демократичные нормы и правила поведения, зафиксирован
ные в сетевом этикете (netiquette);
• педагогов, работающих в интернете по различным образова
тельным проектам, создающих образовательные сайты и т. д., дея
тельность которых во многом определяется педагогической этикой;
• деловых людей, бизнесменов, администраторов различного
уровня, общение которых друг с другом подчиняется давно отрабо
танным законам делового или бизнес этикета.
На характер речевой коммуникации внутри этих трех пересека
ющихся групп определяющее воздействие оказывают общие для всех
категории морали и нравственности, общие понятия о добре и зле,
долге и совести, справедливости, счастье и пр. Преподавателям, по
стоянно работающим с людьми, принадлежащими к различным со
циальным слоям и религиям, т. е. находящимся в речевом контакте с
другими людьми, следует особенно внимательно относиться к учету
этических категорий. Не рекомендуется поддерживать разговоры о
религии, политике, равноправии женщин, а также задавать вопросы
о доходах, личной жизни, стоимости его имущества и пр.
Умение соблюдать этические нормы очень высоко ценится в об
ществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и речи
свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под
этим понимается владение этикетной культурой, умение контро
лировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей и т. п.




e-learning
5.3. ?OO·AIIOOUE IOIIUIEI‡?EE... 175
К соблюдению этикетных норм относится проявление таких ка
честв, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдер
жанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые
действия. Например, если человек в данный момент не хочет об
щаться в чате, он должен найти корректный способ выйти из него,
не обидев собеседника. Искренность не всегда уместна в речевой
коммуникации.
Преподавателю стоит усвоить основные принципы делового эти
кета, которые помогут ему более эффективно общаться с людьми в
процессе дистанционного обучения:
• Делайте все вовремя, будьте пунктуальны.
• Желательно на все электронные письма отвечать сразу же,
по мере их получения. Если вы не можете сразу отправить ответ на
письмо слушателя, постарайтесь короткой запиской (или с помо
щью заранее заготовленного шаблона) сообщить о том, что вы все
получили, но подробный ответ пришлете через … дней.
• Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
• Дружелюбное отношение к окружающим не означает дружбу
со всеми, с кем приходится общаться в рамках проводимых курсов.
• Думайте о других, а не только о себе.
• Координатор должен с уважением относиться к студентам и
своим коллегам. Старайтесь понять их проблемы, их точку зрения.
• Говорите и пишите хорошим языком.
• Тот, кто умеет четко выразить cвою мысль, обладает боль
шим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить не
редко отбрасывает человека назад, и его способности могут про
пасть впустую.
• Необходимо писать все сообщения, отправляемые по элект
ронной почте, на телеконференции и размещаемые на веб сайте,
хорошим языком и без ошибок.
• Если вы не уверены в своей грамотности или пишите письмо в
спешке (когда возможно появление большого количества ошибок), обя
зательно проверяйте все материалы с помощью встроенной во все со
временные текстовые редакторы программы коррекции орфографии.
• Единственное место, где допускаются ошибки и опечатки —
это чат. Однако чем лучше научится координатор работать с клави
атурой, чем грамотнее он будет писать, тем выше будет его рейтинг
среди студентов курса.
• Избегайте жаргонных слов, оскорбительных выражений, а
также сложных аббревиатур, названий и терминов, которые будут
непонятны большинству участников процесса обучения; не путай
те имена слушателей курсов и преподавателей.
• Не разглашайте публично информацию, касающуюся личных
дел слушателей.
При ведении деловой переписки со слушателями дистанционных
курсов, с организаторами или «внешними» пользователями интерне




e-learning
176 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
та, преподавателю необходимо уметь использовать различные рече
вые этикетные формы — извинения, просьбы, благодарности, согла
сия/несогласия, приветствия, прощания и др. Цель их использования
состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифи
цировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего.
Например, типовые приветствия:
Здравствуйте, Сергей!
Добрый день!
Здравствуй, Сергей!
Здравствуйте, коллеги!
Здравствуйте, уважаемые слушатели!
Рад вас приветствовать!
Приветствую вас!
Разрешите поприветствовать вас!
На уровне этикетных форм осуществляется и так называемое
ритуальное общение. Под ритуальным общением понимается вы
работанный обычаем или установленный порядок совершения об
щения. Например, при проведении чатов и прочих встреч в режиме
реального времени (видеотелеконференций) в начале, при встрече
собеседников используется такой ритуальный прием как «погла
живание» (Э. Берн), или обмен ритуальными репликами привет
ствия: «Привет привет!», «Как дела?», «Отличная погода!», «Пока!
Пока!». Такой обмен репликами не несет никакой информации, но
необходим для установления контакта между участниками встре
чи. Также очень важно при ритуальном общении установить связь
всех участников друг с другом, с группой в целом, повысить свою
самооценку и самоуважение, почувствовать единение с группой.

›UEI‡ OEO?IAIIOE ?A?E
При переписке по электронной почте следует соблюдать приня
тые в обществе требования этикета. Рассмотрим их подробнее.
‘O?I? O·?‡?AIE?
Сложившаяся форма обращения в русском языке — «Уважае
мый…». При этом запятая после обращения придает письму буд
ничный характер, а восклицательный знак, наоборот, указывает на
то, что факту общения придается особое значение.
«Уважаемые коллеги!» — такая общая форма обращения умест
на среди лиц одной профессии. Более эмоционально звучит «Доро
гие коллеги!», нейтрально — «Коллеги,..».
Если в обращении указывается имя и отчество, а фамилия не на
зывается, то обращение приобретает несколько личный характер.
¬?·O? A‡IO„‡
Действительный залог употребляется тогда, когда следует вы
делить, оттенить субъект действия. Действительный залог прида




e-learning
5.3. ?OO·AIIOOUE IOIIUIEI‡?EE... 177
ет динамизм изложению. Обычно предложения с действительным
залогом употребляются в настоящем времени и производят впе
чатление обмена информацией между адресатом и адресантом.
Страдательный залог употребляется тогда, когда факт сверше
ния действия имеет большее значение, чем указание лиц, свершив
ших действие, например:
«Вы не выполнили мою просьбу прислать отчетную работу
по данной теме».
«Моя просьба прислать отчетную работу по данной теме не
была выполнена».
Во втором случае внимание концентрируется лишь на факте
невыполнения, а конкретный виновник не называется прямо, а лишь
имеется в виду.
”OOU?A·IAIEA ‚‚O‰I?? OIO‚ E O·O?OUO‚
Удачно найденное вводное слово, кстати сделанное обособление
снимают напряженность тона изложения. Так, фраза «Ваша просьба
не может быть удовлетворена по следующим причинам» весьма
категорична, а ее этикетная редакция: «К сожалению, Ваша просьба
не может быть удовлетворена» заметно снижает напряженность
текста.
AAOUOEIAIEA ???
Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом
письме. Своеобразие русского языка заключается в том, что субъект
действия не обязательно выражается местоимением «я». Указание
на первое лицо единственного числа выражается окончанием.
”OOU?A·IAIEA IAOUOEIAIE? ?OI?
Этим местоимением нужно пользоваться с особой аккуратнос
тью, так как оно может быть средством обезличивания, фамильяр
ности и т. д. Лучше использовать имя конкретного человека, особен
но если это происходит в рамках чата.

“OI OIUEA·IO„O ‰OIUIAIU‡
Основное требование, предъявляемое к официальному письму, —
объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейт
ральность тона изложения. Официальные письма пишутся в доб
рожелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление
грубости, агрессии и пр. Не следует впадать и в другую крайность —
использование чрезмерной вежливости (например, «Не откажите
в любезности»), хотя современной деловой корреспонденции ско
рее присуща сухость, чем чрезмерная вежливость.
Например: «Направляю вам отчет учебной группы № 08. Про
шу познакомиться и дать экспертное заключение по данной ра
боте».




e-learning
178 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
›UEI‡ O?E O?O‚A‰AIEE ?‡U‡
Кроме общих требований этики, при проведении чата его участ
ники должны придерживаться следующих правил:
• Проявляйте уважение и доброжелательность к собеседнику.
Запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб,
обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и
прямых отрицательных оценок личности партнера по общению типа:
«Перестаньте пороть чушь», «Ваши высказывания глупы» и пр.
• Вежливо относитесь к собеседнику. Вежливость должна быть
не преувеличенной, а соразмерной данной ситуации. То есть необ
ходимо учитывать пол, возраст, социальное положение участника
дискуссии. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю
категоричность.
• Не выпячивайте собственное «я». Говорящему нужно быть
скромным в самооценках, не навязывать собеседнику собственные
мнения и оценки, но попытаться убедить его. Нужно уметь встать
на позицию партнера по дискуссии.
• Поставьте в центр внимания читателей, следящих за чатом. Пред
лагается постоянно поддерживать контакт с участниками чата, исполь
зуя языковые этикетные формы, как, например: «Вам, наверное, инте
ресно узнать…», «Вы, конечно, знаете…», повторные обращения.
Тема дискуссии должна быть понятна, уместна и интересна всем
ее участникам.

?OIO‚I?A UA?IEIE OOOU‡IO‚IE ‚OO?OOO‚
Для управления ходом телеконференций координатору необхо
димо научиться задавать вопросы, которые позволят управлять
ходом дискуссии, активизировать процесс коммуникации и в це
лом дадут возможность эффективно использовать время (что осо
бенно важно при проведении аудио , видео и мультимедийных
конференций). Опыт психологов и педагогов подсказывает, что не
обходимо помнить о следующих несложных правилах:
• Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.
• Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.
• Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть тех
никой постановки вопроса.
Результативный разговор — это оказание определенного влия
ния на собеседника. Подобный разговор — это не одностороннее вы
сказывание (мнение) по теме, а именно диалог — вопросы и ответы.
Вопросы — это импульсы для активизации разговора. Они служат
для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Они явля
ются инструментом суггестии, который способствует принятию
нужного вам решения. Задавая вопрос, вы уже определяете вид от
вета. Поэтому необходимо обучиться технике постановки вопроса
(Евланова, 2000), для этого рассмотрим их виды.




e-learning
5.3. ?OO·AIIOOUE IOIIUIEI‡?EE... 179
Информационные вопросы
Задаются в том случае, если вы нуждаетесь в знаниях, опыте,
советах другого. Необходимы для составления впечатления о чем
то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда откры
тые вопросы, т. е. вопрос всегда касается какого то конкретного пред
мета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая опре
деленные сведения, дает объяснения.
Контрольные вопросы
Задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли
к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наибо
лее простые контрольные вопросы: Что вы об этом думаете? Счи
таете ли вы так же, как и я? Не находите ли вы, что речь идет о
стоящем деле? Реакция собеседника подскажет, что делать дальше:
идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад.
Вопросы для ориентации
Позволяют установить, продолжает ли собеседник придержи
ваться высказанного ранее мнения или намерения. Это вопросы типа:
Есть ли у вас вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому
пункту? И к каким выводам вы при этом пришли? Поняли ли вы,
какую цель преследуете? Механизм работы с этими вопросами: воп
рос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял
собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.
Подтверждающие вопросы
Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый
раз согласился, то на решающий шестой не возразит. В любой разговор
надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на
том, что связывает, а не разъединяет. Например: Вы придерживае
тесь того мнения, что...? Наверняка вы тоже рады тому, что...?
Ознакомительные вопросы
Познакомиться с мнением собеседника. Открытые вопросы: Ка
ковы ваши цели? Довольны ли вы выполненной работой? На какой
эффект вы рассчитываете?
Встречные вопросы
Это искусный психологический прием. Вопросы позволяют су
зить разговор и подводят собеседника все ближе к тому моменту,
когда он скажет окончательное «да».
Альтернативные вопросы
Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше
трех вариантов). Предполагают быстрые решения. «Или» — основ
ной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания
подходит больше всего:... или ....? Когда: .... или ...?
Однополюсные вопросы
Повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он по
нял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ. Результат
такого вопроса — у собеседника складывается впечатление, что ваш

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign