LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





Рис. 10. Дискуссионный форум




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 163

Для удобства навигации по форуму предусмотрены три вида,
доступные пользователям: «По темам», «По авторам» и «По дате».
Основные функциональные возможности дискуссионного форума:
• Создание темы дискуссии.
• Создание ответа на тему. Любой участник форума может со
здать ответ на любую тему, помещенную в дереве документов форума.
• Создание ответа на ответ. Любой участник форума может
создать ответ на любое другое сообщение в форуме.
• Управление доступом. При создании темы можно ограничить
круг лиц, которые могут принимать участие в ее обсуждении.
• Интеграция с Учебным Методическим Комплексом. В каж
дом курсе ДО предусмотрена возможность создания своего дискус
сионного форума.
• Полнотекстовый поиск.
Таким образом, дискуссионный форум обеспечивает возмож
ность групповой работы, что является необходимой составляющей
качественного обучения.
AO‰UI? ??‡U-OEOUAI‡?
Чат система предназначена для организации дискуссий и деловых
игр в режиме реального времени. Пользователи системы имеют воз
можность обмениваться текстовыми сообщениями, доступными как
всем участникам дискуссии, так и отдельным участникам по выбору.
Для пользования системой необходимо иметь:
• персональный компьютер, подключенный к сети интернет;
• установленный на компьютере обозреватель сети интернет.
Желательно Microsoft Internet Explorer версии 4.0 и выше или
Netscape Navigator версии 4.0 и выше;
• в обозревателе должна быть включена поддержка JavaScript.
Рабочее пространство системы состоит из трех фреймов.
В верхней части экрана обозревателя находится форма ввода
сообщений. С ее помощью можно набирать и отправлять текстовые
сообщения, выбирать тип сообщения, направлять сообщение конк
ретному пользователю. Там же располагаются ссылки изменения
настроек пользователя и помощи.
В центральной части экрана находится фрейм сообщений, в ко
тором появляются все сообщения участников. Сообщения выводят
ся в порядке поступления, разделенные переводами строки. С по
мощью этого фрейма также можно добавить имя выбранного пользо
вателя в начало сообщения или выбрать пользователя для отправ
ки ему персонального сообщения.
Список присутствующих: в этом фрейме отображается список
всех пользователей, участвующих в дискуссии. С его помощью мож
но добавить имя выбранного пользователя в начало сообщения или
выбрать пользователя для отправки ему персонального сообщения.
AO‰UI? ?›IAIU?OII?E IEOOI?
Модуль «Электронный киоск» — это подсистема информационно
образовательной среды, предназначенная для доставки учебно мето




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
164
дических материалов удаленному слушателю на любых носителях. Тем
самым он позволяет обеспечить поддержку учебного процесса при ди
станционном обучении всеми необходимыми дополнительными мате
риалами, предоставляя пользователям информацию о них с возможно
стью организации процессов заказа и доставки этих материалов.
Незарегистрированный в электронном киоске пользователь может:
• ознакомиться с инструкцией по работе читателя;
• просматривать каталог ресурсов;
• осуществлять поиск по каталогу;
• зарегистрироваться в системе для заказа и покупки ресурсов.
Зарегистрированный пользователь (потребитель) может:
• осуществлять доступ к ресурсам после оплаты стоимости доступа;
• осуществлять заказы и покупки интересующих его ресурсов.
Подсистема «Электронный киоск» (рис. 11) представляет собой
программный комплекс из нескольких документоориентированных
взаимосвязанных баз данных Lotus Notes:
• «Каталог» — каталог учебно методических материалов, клас
сифицированных в пяти плоскостях: по носителям; по направлени
ям (и специальностям); по уровням образования; по виду ресурсов;
по назначению. Классификаторы по носителям, по направлениям и
по виду ресурса могут гибко настраиваться.
• «Заказы» — база администрирования заказов.
• «Регистрация» — база регистрации, позволяющая использо
вать «Электронный киоск» автономно, вне ИОС.
• «Адресная книга» — отдельная адресная книга пользователей.




Рис. 11. Интерфейс электронного киоска

AO‰UI? ??·?‡AO‚‡UAI?I?E OO?U‡I?
Модуль образовательного портала позволяет организовать пол
нофункциональное интернет представительство учебной органи
зации со следующими функциональными возможностями:




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 165

• гибко конфигурируемое меню;
• точка входа для зарегистрированных пользователей;
• новостная лента с подпиской на новости;
• система объявлений;
• механизм обратной связи;
• система голосований;
• полнотекстовый поиск;
• возможность подключения дополнительных модулей (фору
мы, чаты, системы голосования и т. п.).




Рис. 12. Главная страница образовательного портала
Бесфреймовая реализация исключает возникновение проблем
при индексации портала внешними поисковыми системами (рис. 12).
Содержимое левого трехуровневого навигатора гибко настраива
ется без дополнительного программирования. Размещение и моди
фикация информации на сайте не требуют знания html и сложных
процедур актуализации информации.
AO‰UI? ? OIIUIEI‡?EOII?E OO?U‡I?
Данный модуль обеспечивает всем категориям пользователей
ИОС, участвующих в учебном процессе, индивидуальный, настра
иваемый интерфейс (рис. 13).
Модуль реализует следующие функции:
• формирование и просмотр для конкретного пользователя
информации о программах и курсах обучения;




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
166




Рис. 13. Интерфейс коммуникационного портала
ИОС «ДО он лайн»
• предоставление информации о тестовых системах и дискус
сионных форумах для соответствующего курса;
• формирование и просмотр библиотеки ссылок;
• формирование общих ссылок в зависимости от настроек до
кумента профайла через клиента Lotus Notes (для администратора)
или через веб броузер;
• создание, редактирование, классифицирование и удаление
личных ссылок пользователем удаленно через веб броузер;
• формирование и просмотр адресной книги;
• формирование общих контактов в зависимости от настроек
документа профайла через клиента Lotus Notes (для администра
тора) или через веб броузер;
• создание, редактирование и удаление личных контактов
пользователем удаленно через веб броузер;
• удаленная работа с системой через клиента Lotus Notes (вер
сии не ниже 4 й) (для администратора) или через веб броузер (для
администратора и пользователя);
• удобные средства создания документов Профайлов и Настроек;
• надежность защиты информации, обеспечиваемая многосту
пенчатой иерархией доступа, характерной для платформы Lotus
Notes.
Реализация данной информационно образовательной среды на
сайте ЦДО МИЭМ позволила намного увеличить число студентов,
обучаемых в форме ДО, использовать данную среду для организации
краткосрочных дистанционных тренингов и курсов повышения ква
лификации, а также резко сократить время и трудозатраты на раз
работку и последующее обновление учебных материалов для ДО.




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 167




“?A? 5
?“ ????v?v»??— ?v? ?»«?…O?
  ?–? “» ? ??”??O»?
5.1. ”OU‡IO‚IAIEA IOIU‡IUO‚ OO OUU‰AIU‡IE
O‡·O? E ?A„EOU?‡?E? ·U‰U?E? OUU‰AIUO‚
Когда курс уже создан, его аннотация размещается на различ
ных сайтах и списках рассылки в интернете, а также, возможно, и в
традиционных средствах масс медиа. Рекламки и аннотации могут
иметь различный вид и включать более или менее подробную ин
формацию о курсе.
Иногда в информацию о курсах включают ссылку на онлайно
вую анкету, которую должны заполнить студенты. Эта анкета не
только рассматривается как формальная заявка на обучение по тому
или иному курсу, но и позволяет получить важную информацию о
студенте, которой в дальнейшем, при зачислении студента на курс,
будут пользоваться и преподаватель, и менеджер (администратор).
Что это за информация? Смотрите пример онлайновой формы для
регистрации на курсы ДО Программы IATP:




e-learning
168 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
В приведенном примере онлайновой заявки на курсы Програм
мы IATP видно, что при регистрации студента база данных автома
тически присваивает ему (помимо регистрационного номера заяв
ки) логин, пароль и использует данные из любого поля заявки для
систематизации иформации о студентах, обучающихся на курсах.
В анкетах, составляемых некоммерческими образовательными орга
низациями, часто присутствует просьба обосновать свое желание
обучаться на курсах (см. пример ниже).




«I‡IOIOU‚O OO OUU‰AIU‡IE E I‡I‡EE‚‡IEA O·?‡UIOE O‚?AE
Пожалуй, это самый психологически трудный момент. На этом
этапе у преподавателя уже есть все данные зарегистрировавшихся
на сайте абитуриентов: имена, электронные адреса, телефоны. Воз
можно, он даже знает уровень подготовки в области компьютерных
технологий каждого, если регистрационная форма предусмотрела
такой вопрос. Если не предусмотрела, то это может быть поводом
для первого личного обращения преподавателя к своим будущим
студентам. И это обращение также может послужить проверкой на
коммуникабельность каждого слушателя. Возможны два варианта:
1. Написать общее обращение (т. е. всем студентам одновременно)
с просьбой ответить на пару вопросов, относительно навыков владе
ния компьютером, направить это послание по общему списку рассыл
ки. И посмотреть, кто откликнется и насколько быстро. При этом мы
считаем, что технически трудностей с доступом к интернету у слуша
телей нет. Те, кто откликнутся быстро, — люди коммуникабельные,
легко общающиеся с виртуальными незнакомцами. Те, кто задержит
ся с ответом, не объяснив причину задержки, — люди, имеющие труд
ности в общении через компьютер. Те, кто не ответит совсем, — требу
ют особого внимания. Преподавателю следует позвонить таким слу
шателям по телефону и выяснить причины молчания. Личный контакт
снимает напряженность и облегчает общение в сети.
2. Более простой вариант: написать письмо с такой же просьбой
индивидуально каждому и послать не общим списком адресов, а на




e-learning
5.1. ”OU‡IO‚IAIEA IOIU‡IUO‚ OO OUU‰AIU‡IE 169
каждый отдельный электронный адрес. Из опыта можно сказать,
что откликается большая часть группы. Психологически трудно не
ответить, если к тебе обращаются лично. Тот, кто все же не ответил,
требует личного контакта по телефону.
Надо отметить, что во многих современных оболочках для созда
ния курсов ДО есть специальный инструмент для налаживания до
верия и формирования межличностных связей между участниками
обучения. Это так называемая «визитная карточка». В визитной кар
точке есть место для текстовой информации, где каждый может
написать о себе то, что сочтет нужным, а также место для фотогра
фии. Такие «визитки» имеет смысл создавать не только студентам,
но и другим участникам коммуникационного процесса — препода
вателям, ведущим обучение, авторам курса, а также администра
торам (менеджерам, координаторам), обеспечивающим общее ад
министрирование курса. Фотография визуализирует виртуально
го незнакомца, превращает его в весьма зримый и материальный
персонаж. Становится «уже не так страшно».
Очень важно, чтобы слушатели общались не только с препода
вателем, но и с другими слушателями. Для этого в оболочке есть
еще один инструмент, который позволяет «сломать лед» в отноше
ниях между студентами. Это — чат, т. е. возможность общения в
режиме реального времени. При этом на данном этапе тема не име
ет особого значения. Она может не иметь отношения к курсу как
таковому. Но должна быть значимой для участников беседы. На
пример, обсудить технические трудности при загрузке фотогра
фии в визитную карточку. Работа с графическими файлами, как
правило, не всем хорошо знакома, и при формировании визитной
карточки загрузка собственной фотографии вызывает некоторые
затруднения приблизительно у половины группы.




И еще один способ «сломать лед» — это рассказать про себя смеш
ную или забавную историю. Преподаватель, как всегда, начинает
первым и задает тон.




e-learning
170 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...

5.2. A? ‚OA U‡IEA ?‡AI?AO
Почему при дистанционном обучении возникает так много про
блем с общением, если это, разумеется, происходит в деловой или
академической среде, когда под «крышей» одного курса ДО собира
ются люди, не знавшие друг друга ранее? Почему многие студенты
ведут себя непредсказуемо? Поисками ответов на эти и другие по
добные вопросы уже занимаются психологи. Мы же попробуем сей
час найти ответы лишь на часть из них.
Итак, организация эффективного дистанционного обучения в ус
ловиях интернета невозможна без учета, с одной стороны, особен
ностей телекоммуникационной среды, а с другой — особенностей
поведения человека в этой среде. Интернет представляется участ
никам процесса дистанционного обучения (учащимся, преподава
телям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порож
дает новые ситуации и отношения.
Во первых, специфика общения определяется тем, что в интерне
те происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Речь
идет о том, что при работе с ресурсами сети учебная информация по
ступает к учащимся через экран компьютера. И как бы интенсивно не
происходило развитие средств мультимедиа, задействующих и дру
гие каналы восприятия информации (например, аудиальный, или слу
ховой, а также кинестетический), визуальный канал еще долгое время
останется доминирующим. Следовательно, при создании различных
средств обучения (образовательных веб сайтов, веб учебников, спра
вочных систем и пр.) необходимо еще на этапе их проектирования, а
также при использовании их в учебном процессе учесть наиболее важ
ные психолого физиологические особенности восприятия человеком
информации, представленной в визуальной форме.
Во вторых, общение участников дистанционных курсов по ин
тернету преимущественно в вербальной форме (когда они не могут
видеть друг друга в реальной среде) позволяет им принять новые
социальные роли. При этом форма взаимодействия участников обу
чения друг с другом может прямо транслироваться из реальной
жизни, может частично изменяться, а может порождаться и абсо
лютно новая и непривычная с точки зрения сложившихся привычек
и традиций. В этом смысле интернет является даже более благо
приятной психологической средой для обучения и общения по срав
нению с обычной школой. Студент может представить себя другим
учащимся таким, какой он есть (или каким он считает себя, хочет
себя видеть). У него всегда есть «пауза во времени» для того, чтобы
адаптироваться в новой среде, осмотреться и понять «расстановку
сил» в новом коллективе, познакомиться с правилами поведения в
новой среде и выработать свою тактику поведения. Условия асинх
ронной коммуникации (общение по электронной почте) дают ему
эту возможность. Более жесткий режим общения задается в усло




e-learning
5.2. A? ‚OA U‡IEA ?‡AI?A... 171
виях чата или видеоконференции, но обычно к моменту их проведе
ния учащиеся уже проходят период первичной адаптации.
К ситуации общения по электронной почте (и всех других видов
коммуникации с помощью обмена текстовыми сообщениями) более
адаптивны аудиалисты (те учащиеся, кто лучше воспринимает ин
формацию на слух) и визуалисты (те, кто предпочитает образы,
«видит» информацию), хуже — кинестетики (кому для восприятия
и запоминания информации нужно действие, движение). Когда че
ловек бессознательно испытывает дефицит какой то информации
(«мне нужно видеть лицо собеседника, я из текста не могу понять
его настроения»), ситуация им опять же, минуя сознательный конт
роль, расценивается как угрожающая. Он начинает реагировать на
собеседника как на агрессора «ответной» агрессией. Так может за
рождаться «война флеймов».
Если человек получает информацию в непривычной для себя
форме, он не может вписать ее в привычную систему оценок, к ко
торой он привык. Поскольку такое распознавание все еще минует
сознательную сферу, требуется время на осознание проблемы и
перекодирование ее в привычную форму. Видимо, таков механизм
психологической защиты. Все это встречается и в повседневной
практике, но ведь тогда нас окружают живые люди, которые могут
увидеть наше растерянное лицо и прийти на помощь. А в ситуации
дистанционной коммуникации нужно приложить специальные уси
лия для получения помощи, отправляя запросы и просьбы.
С подобной проблемой зачастую сталкиваются люди, которые орга
низуют и моделируют телеконференции, пытаясь активизировать
работу участников. Если и ведущему, и участникам важно «увидеть
лицо» говорящего или других участников, чтобы поддерживать ком
муникацию, возникает «тяжелое молчание». Оно продлится до тех пор,
пока кто то не начнет задавать адресные вопросы к аудитории, или
спорить с кем то конкретным, задавая общий контекст, позволяющий
другим участникам выбрать (или сконфигурировать) свои сенсорные
каналы. Нарушение лексики или несоблюдение лексических норм (пре
увеличенно официальный или, напротив, панибратский тон) может
свидетельствовать также о сенсорной дезадаптации.
Перечисленные выше проблемы вполне поддаются решению. Это
можно сделать, применив комплексные меры, а именно:
• расширив контекст для общения — фотографии, звуки, ви
деоролики, захватывающие не только человеческие фигуры, но и
предметы из окружающей среды, отражающие культурный кон
текст участника обучения;
• знакомя учащихся заранее с правилами, действующими на
данном курсе (для данной учебной группы и других групп) — на
пример, можно оставить привычные роли «учеников и учителей» и
считать всех участников процесса обучения (и преподавателей, и
студентов) равноправными участниками учебного проекта. В этом




e-learning
172 vI‡‚‡ 5. ?U OA‰‡„O„E?AOIO„O ‰EA‡EI‡ I O?‡IUEIA...
проекте задействованы специалисты из разных предметных обла
стей, каждый выступает экспертом в своей области. Последователь
ность действий предлагается следующая: все участники пишут на

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign