LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ких образовательных учреждений. Разработан и постоянно поддер
живается и обновляется образовательный портал ЦДО, занимаю
щий одну из ведущих позиций в рейтинге образовательных ресур
сов российского интернета. ЦДО разработал методологическую кон
цепцию системы ДО, предложения по технической, организацион
ной, методической, финансовой и информационной политике в раз
витии системы ДО, а также методические рекомендации для всех
типов пользователей системы ДО.
Авторским коллективом студентов, аспирантов и сотрудников
ЦДО под руководством М.И. Нежуриной создан интегрированный
специализированный программно методический комплекс для
организации и сопровождения процесса дистанционного обучения —
информационно образовательная среда ИОС «ДО он лайн» на




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 153

платформе IBM Lotus Notes (рис. 1). В настоящее время он успешно
внедрен на общеинженерном факультете и используется в обуче
нии студентов и слушателей МИЭМ по заочной форме с дистанци
онными технологиями.
Комплекс имеет блочно модульную структуру и содержит:
• модуль регистрации различных типов пользователей (Реги
страция);
• модуль администрирования учебного процесса (Электронный
деканат);
• модуль структуризации учебного материала (Шаблон учеб
ного курса);
• модуль контроля знаний (Тестовая система);
• модуль для организации телеконференций (Дискуссионный
форум);
• модуль для организации синхронных конференций (Чат сис
тема);
• модуль поддержки системы электронных продаж (Электрон
ный киоск);
• модуль интернет представительства образовательного уч
реждения (Образовательный портал);
• модуль индивидуализации пользовательского интерфейса
(Коммуникационный портал).
Каждый из модулей среды является базой данных Lotus Notes
и может работать как автономно, так и интегрироваться с други
ми базами Lotus Notes, включая модули сторонних производите
лей.




Рис. 1. Модульная структура ИОС «ДО он лайн»




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
154
Особенности разработанной среды позволяют оперативно допол
нять и изменять содержимое учебных курсов, в кратчайшие сроки
создавать новые сетевые курсы и программы обучения.
Благодаря выбору Lotus Notes в качестве программного обеспе
чения для разработки, ИОС унаследовала все преимущества этого
программного продукта, такие как:
1. Документоориентированные БД:
• поддержка работы с данными различных типов и форматов;
• встроенная возможность полнотекстового поиска;
• обширные возможности автоматизации документооборота.
2. Система реплицирования БД, позволяющая эффективно и
оперативно актуализировать распределенную информацию.
3. Электронная почта.
4. Надежная система защиты информации, благодаря которой
существенно увеличивается степень защищенности как самого сер
вера, так и авторских прав разработчиков среды и преподавате
лей, предоставивших учебные курсы.
5. Календарное планирование.
6. Встроенные возможности работы с интернетом.
7. Интегрированная среда разработки баз данных.
Важным преимуществом разработанной ИОС является сохране
ние возможности внесения изменений любого уровня на любом этапе
разработки и использования. Созданный программно аппаратный
комплекс можно использовать в любом образовательном учрежде
нии для организации и проведения дистанционного обучения.

AO‰UI? ?A„EOU?‡?EE
База данных Регистрация предназначена для on line регистра
ции всех потенциальных слушателей и партнеров.
Модуль регистрации позволяет:
• организовать автоматическую регистрацию пользователей
различных категорий;
• обеспечить как автоматическую (по заданным шаблонам), так
и ручную рассылку электронной почты в зависимости от категорий
зарегистрировавшихся пользователей;
• проводить мониторинг регистрации.
При регистрации клиент заполняет документ, в который зано
сит первоначальные сведения о себе, в том числе адрес электрон
ной почты, и выбирает свой статус в системе ДО. Затем, в зависимо
сти от выбранного статуса, пользователю предлагается заполнить
подформу, в которой он может выбрать программу обучения и вне
сти более подробные сведения.
Статус, выбираемый пользователем, и программы обучения оп
ределяются специальными документами классификаторами, на
страиваемыми администратором базы регистрации (рис. 2).




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 155




Рис. 2. Окно регистрации
Каждому зарегистрировавшемуся пользователю автоматичес
ки отсылается письмо по электронной почте. Текст письма зависит
от выбранного статуса и/или программы обучения и может быть
также определен в документе классификаторе.
Для удобства зарегистрированные пользователи отображаются
в нескольких видах: By Date (все по датам), By Name (все в алфавит
ном порядке), By Status (категоризированно по статусу). В виде «Слу
шатели/По Специальностям» пользователи представлены катего
ризированно по выбранным специальностям. Также в БД имеется
вид сообщения, содержащий все автоматически отправленные кли
ентам письма с указанием дат отправки и статусов клиентов. Авто
матизирована рассылка дополнительной информации.
Одним из достоинств БД является простота установки и админи
стрирования. В частности, с помощью документов классификато
ров даже будучи незнакомым с программированием в Notes можно
легко настроить регистрацию под нужды своей организации.
AO‰UI? OU?UIUU?EA‡?EE U?A·I?? IU?OO‚
Модуль структуризации учебных курсов представляет собой
универсальный шаблон для создания баз данных с информацион
ным содержимым в виде модульного учебного курса с многоступен
чатой вложенностью документов (рис. 3).




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
156




Рис. 3. Пример оглавления курса
Эта база может содержать материалы по курсу, структуриро
ванные по модульному принципу. Легко осуществить сборку курса
из объектов различных форматов: текстовых, графических, звуко
вых и видео. При работе с базой только через интернет можно также
вставлять html, vrml, java, flash и другие фрагменты.
Удобная, интуитивно понятная система навигации, основанная
на фреймовой структуре, позволяет слушателю легко ориентиро
ваться в заданном материале.
Структура базы представлена следующим образом:
1. Титульный лист курса — содержит общую информацию о кур
се, его авторах и руководство для учащихся по работе с базой.
2. Объявления по курсу: динамически обновляемый раздел, содер
жащий информацию об изменениях в учебном процессе, содержании
курса, планируемых событиях. Возможно редактирование и добавле
ние/удаление объявлений как в среде Lotus, так и через веб броузер.
3. Совокупность документов, составляющих учебный курс:
• титульный лист модуля — создается по отдельной форме и
должен содержать краткую аннотацию модуля, перечень всех клю
чевых точек (контрольных, практических работ, консультаций и
т. п.) и методические указания, касающиеся порядка обучения («пу
теводитель» по курсу);
• пункт модуля — в этих документах помещается содержатель
ная часть курса.




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 157

4. Глоссарий терминов учебного курса.
5. Список источников (литературы, URL и т. д.) (рис. 4).
6. График обучения (рис. 5).




Рис. 4. Пример элемента из списка источников

Наполнение базы и редактирование имеющихся документов
проводятся автором курса в произвольном порядке и может легко
осуществляться прямо в процессе обучения. Наполнение базы жела
тельно производить только из клиента Lotus Notes, что связано с осо
бенностями существующих веб броузеров, не поддерживающих ввод
форматированного текста, таблиц и графики. По документам, состав
ляющим учебный курс, оглавление создается автоматически.
Имеется возможность осуществлять полнотекстовый поиск по
всем документам базы прямо в веб броузере.
При этом создается:
• надежная многоуровневая защита информации;
• эффективное обеспечение постоянного обновления данных с
помощью технологии реплицирования.




Рис. 5. График обучения




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
158
Каждому документу курса можно присвоить определенный тип:
«Теория», «Практическое задание», «Самоконтроль», «Дополни
тельный материал» и пр. Таким образом, пользователю обеспечи
вается более удобная навигация по курсу: с помощью дополнитель
ного навигатора «Ресурсы» есть возможность просмотреть как со
держание курса целиком, так и весь конспект лекций, все преду
смотренные контрольные задания или дополнительный материал.
Используя удобный механизм настройки, составитель курса мо
жет, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую
гамму для оформления различных элементов учебного материала.

AO‰UI? IOIU?OI? AI‡IEE
Модуль контроля знаний предназначен для проведения рубеж
ного и итогового контроля знаний, а также самоконтроля при дис
танционном обучении.
Он обладает следующими функциональными возможностями:
1. Создание вопросов с четырьмя основными формами ответов:
• «Истина/Ложь» (рекомендуется в основном для самоконтроля);
• «Выбор из нескольких» (наиболее универсальный и часто ис
пользуемый тип вопроса) с неограниченным количеством вариан
тов ответа;
• «Короткое сочинение» или с произвольной формой ответа
(рекомендуется для предоставления численного или текстового от
вета с последующим сравнением с эталоном или без него);
• «Вопрос на соответствие».




Рис. 6. Банк вопросов




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 159

2. Включение в вопрос данных формата RTF (произвольный текст,
т. е. графические форматы, гиперссылки, в том числе в интернете, при
соединенные файлы, например, с анимацией, внедренные файлы и т. п.).
3. Формирование банка вопросов (рис. 6), сгруппированных по
темам, благодаря которому можно легко и быстро создавать тесты
на основе произвольного сочетания уже существующих вопросов
(имеется механизм автоматического создания вопросов нескольких
типов из структурированного текста).
4. Формирование тестов тремя основными способами:
• вручную;
• автоматически из выбранных вопросов;
• из вопросов, автоматически выбираемых случайным обра
зом по заданной теме и количеству вопросов каждого типа.
5. Полуавтоматический контроль результатов тестирования:
• автоматическое вычисление совпадений ответов студентов с
эталонами;
• проставление оценок преподавателем с комментариями по
каждому тесту;
• подсчет времени выполнения теста.
Все это обеспечивает надежность и объективность контроля.




Рис. 7. Вычисляемая автоматически таблица результатов
тестирования

6. Формирование наглядных таблиц протоколов выполнения
заданий, содержащих подробную и полную информацию о резуль
татах контроля знаний (рис. 7).
7. Удаленная работа с системой через клиента Lotus Notes (для пре
подавателя) или через веб броузер (для преподавателя и студента).




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
160
8. Надежность защиты информации, обеспечиваемая многоступен
чатой иерархией доступа, характерной для платформы Lotus Notes.

AO‰UI? ‡‰IEIEOU?E?O‚‡IE? U?A·IO„O O?O?AOO‡ ??AI‡I‡U?
Система «Электронный деканат» является автономным модулем
информационно образовательной среды дистанционного обучения и
предназначена для учета контингента (студентов и слушателей) и их
успеваемости в процессе дистанционного обучения, хранения инфор
мации обо всех прочих участниках дистанционного обучения и фор
мирования всех документов, необходимых в процессе обучения.
Деканат — это автоматизированная база данных в среде Lotus
Notes, предоставляющая полную структурированную документа
цию деканата традиционных форм обучения с рядом дополнитель
ных информационных блоков и возможностей.
При этом основными функциями системы являются автомати
зация заполнения документов в базе данных, документооборот и
обеспечение удобного раздельного доступа к содержимому препо
давателям и администрации и самим слушателям.




Рис. 8. Учетная карточка студента/слушателя

В системе формируются следующие документы:
1. Информация о слушателе:
• Учетная карточка студента/слушателя (рис. 8).
• Учебная карточка студента/слушателя.
• Сводки успеваемости по предметам.
• Удостоверение слушателя.
• Карточки заданий по предметам.
• Карточки оплаты обучения.




e-learning
4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE O?A‰? 161

2. Информация о преподавателе: Учетная карточка преподавателя.
3. Информация о курсах:
• Рабочий учебный план.
• Расписание занятий.
4. Информация об организациях партнерах.
5. Приказы, ведомости и прочие служебные документы:
• Приказ о зачислении.
• Приказ о переводе.
• Ведомости по контрольным точкам.
• Экзаменационные ведомости.
• Создание отчетов и списков в форматах Word и Excel.
Система ориентирована на выполнение следующих функций:
• автоматизированная регистрация, перевод слушателей в си
стеме и на сервере (связь с адресной книгой);
• формирование ведомостей, приказов и прочей текущей до
кументации;
• предоставление раздельной информации участникам учеб
ного процесса в среде Lotus Notes и через интернет;
• архивация отработанных документов.
При внесении информации в базу на начальном этапе достаточно
полной информации о преподавателях, изучаемых курсах и учебном
плане. Система существенно облегчает административную работу в
течение семестра, выполняя не только функции деканата, но и функции
преподавателей по учету успеваемости студентов в течение семестра.
В системе хранится вся информация, необходимая для ведения
документации деканата. Удобный доступ к информации обеспечи
вается с помощью представлений Notes. В частности, в базе данных
имеются такие представления, как студенты/слушатели по груп
пам, успеваемость студентов/слушателей (рис. 9), учебные карточ
ки, приказы по группам, ведомости по группам и пр.




Рис. 9. Представление информации




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
162
В БД «Деканат» автоматизированы следующие функции:
1. Создание групп: при создании новой группы автоматически
создается приказ о зачислении группы в учебное заведение.
2. Регистрация студентов/слушателей: после внесения анкет
ной информации о студенте/слушателе в учетную карточку и вы
бора (с помощью диалоговых окон) группы и программы обучения,
автоматически заводятся учебная карточка, сводки успеваемости,
удостоверение слушателя, ФИО и автоматически заносятся в при
каз о зачислении.
3. Присвоение идентификационного номера студенту/слушате
лю с генерацией уникального пароля.
4. Заполнение ведомостей на группу: после указания номера
группы заполнение таблицы осуществляется автоматически.
5. Создание карточек заданий для студентов/слушателей.
6. Перенос оценок из ведомостей в карточки заданий и из экзаме
национных ведомостей в учебные карточки.
7. Перевод студентов/слушателей на следующий семестр.

AO‰UI? ??EOIUOOEOII?E UO?UI?
База данных дискуссионного форума является автономным про
граммным модулем среды дистанционного обучения и предназначе
на для обмена информацией между всеми участниками процесса ди
станционного обучения (рис. 10). Дискуссии группируются по темам.
После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к
ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы.
Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто
просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются други
ми. Это особенно удобно для новых членов группы, для быстрого осво
ения основных задач, над которыми работает группа. История обсуж
дения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также
может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои
варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign