LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

глубокой (советуют использовать максимум четыре уровня пред
ставления информации);
• для каждого уровня информация группируется в блоки по
3—7 единиц учебной информации (текстовые фрагменты);
• чем сложнее структура курса, тем больше внимания нужно
уделить написанию хелпов по структуре и содержанию курса;
• в курс должна включаться поисковая система, обеспечиваю
щая быстрый переход к нужной информации по ключевым словам.
Свободная модель структуры не рекомендуются для веб учеб
ников из за хаотичности ссылок и нелинейности представленных
учебных материалов (что сильно путает учащихся). Сложная мо
дель основана на математических графах и позволяет точно опре
делить связи между разными модулями курса, поэтому использу
ется в случае необходимости предоставления разных траекторий
изучения курса, но сама разработка такой модели требует усилий
целого авторского коллектива и не под силу одному разработчику
педдизайнеру.


O‡OOIIAIEA IO‰UIAE

Существует несколько простых правил, на которые следует ори
ентироваться при подготовке учебных материалов для веб учебника:
1. Тексты должны быть лаконичны, не перенасыщены сложными
терминами и сокращениями. Желательно, чтобы каждый завершен
ный фрагмент текста, размещаемый в веб учебнике, не превышал
трех четырех стандартных страниц текстового редактора MS Word.
2. Дробите текст на небольшие параграфы (они не должны пре
вышать 2—3 экранов при прокрутке). Эта операция позволит уви
деть иерархию знаний и спланировать порядок их предъявления.
Если учебный материал занимает очень большой объем, а разбить
его на отдельные фрагменты не получается, то его нужно разме
щать для скачивания в виде заархивированного файла или поме
щать в библиотеку курса.
3. В начале каждого текстового фрагмента должна быть помеще
на аннотация того, что включает данный фрагмент.




e-learning
4.3. –‡AIA?AIEA I‡UA?E‡IO‚ IU?O‡ ‚ EIUA?IAUA 145
4. В учебных материалах не должно быть очень много ссылок, так
как студент может потерять ориентировку в тексте.
5. Давайте возможность распечатки учебных материалов (же
лательно в одном файле, чтобы пользователям не приходилось рас
печатывать каждый раздел отдельно).
6. Желательно использовать наглядность — таблицы, схемы, гра
фики, которые послужат иллюстрациями к излагаемым вопросам
или схематично, но понятно представят новую информацию, за счет
чего удастся сократить объем учебного текста.
В отношении оформления самого текста (его верстки) соблюда
ются более менее стандартные требования для всех академичес
ких текстов, публикуемых в интернете. Главное требование — текст
должен легко читаться, т. е. следует тщательно продумать выбор
шрифтов (цвета и размера), соблюсти расстояния между элемента
ми текста, использовать единый стиль оформления, выбрать при
ятную для глаз цветовую гамму, позволяющую работать с текстом
длительное время. Очень важным моментом при верстке материа
лов курса является проверка орфографии. К сожалению, многие
учебные материалы, размещаемые на сайтах, содержат большое
количество стилистических и орфографических ошибок.

??EE‚IAIEA? IOIIUIEI‡?EOIIOE O?A‰?
До того момента, когда материалы веб курса в виртуальной среде
обучения будут открыты для студентов, разработчикам и преподава
телям курса необходимо заранее наполнить основные коммуникаци
онные разделы курса содержанием. Это создаст положительный пси
хологический эффект, так как, попадая на курс впервые, студенты уви
дят не пустые окна веб форумов или электронных досок объявлений
(что обычно пугает всех новичков), а вполне «обжитое» виртуальное
пространство, где их уже кто то ждет и к ним обращается, приглашая
к разговору. Как решаются подобные проблемы в ВСО?
O‡OOIIAIEA ?IAIU?OIIOE ‰OOIE O·??‚IAIEE
В оболочке ВСО, как и во многих подобных ей, есть специальный
раздел, называемый Доска объявлений. В этом разделе преподава
тель и менеджер курса публикуют новости, оперативно обращаются
к студентам и т. п. До начала курса в этом разделе можно разместить
информацию о первых двух неделях обучения, напомнить студентам
о том, как им лучше организовать свое рабочее место, спланировать
обучение. На рисунках продемонстрированы некоторые примеры
обмена информацией между преподавателем и студентами.

O‡OOIIAIEA ‚A·-UO?UI‡ (?IAIU?OIIOE IOIUA?AI?EE)
В веб форуме можно заранее написать приветственное письмо,
обращенное ко всем участникам обучения, повторить цели и задачи




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
146




курса, пригласить всех к обсуждению той или иной проблемы. Хо
рошим решением будет также заранее открыть дискуссии (отдель
ные форумы, папки) для каждого модуля (изучаемой темы) курса.
В этом случае и студентам, и преподавателям будет проще отсле
живать размещение новых материалов и не терять нить обсужде
ния. Наличие заранее опубликованных материалов в форуме так
же поможет студентам проявить активность и выступить (первым
быть всегда сложнее). Для неформального общения между участни
ками учебного процесса в ВСО создан отдельный веб форум Ин
тернет кафе. Там тоже можно разместить одно два сообщения (от
авторов курса, администраторов и пр.).




e-learning
4.4. ‘O?I? IOIU?OI? U?A·IOE ‰A?UAI?IOOUE 147
?A?OOIEUEI‡?E? O?AOO‰‡‚‡UAI?
Преподаватель может рассказать студентам о себе уже в Ввод
ном разделе, однако лучшим вариантом является создание отдель
ной индивидуальной странички, на которой студенты могут не толь
ко увидеть лицо преподавателя, но и узнать о нем побольше, на
пример, то, что не имеет прямого отношения к изучаемому курсу,
но ярко характеризует личность педагога. Это очень важно для ус
тановления отношений доверия и взаимопонимания между препо
давателем и студентами. Если преподаватель не создает свою ин
дивидуальную страницу, то очень сложно этого требовать от сту
дентов.




4.4. ‘O?I? IOIU?OI? U?A·IOE ‰A?UAI?IOOUE
С технологической точки зрения в интернете можно разместить
практически любые по форме представления учебные материалы —
текст, графические иллюстрации, анимационные и видеосюжеты,
компьютерные модели и пр. Также стало возможным осуществить
доступ студентов дистанционных курсов к различным информаци
онным ресурсам интернета — к базам данных с онлайновым досту
пом, информационно поисковым системам, тематическим телекон
ференциям и сайтам. Таким образом, студент, хорошо ориентиру
ющийся в информационном пространстве интернета, уже сегодня
получает реальную возможность заниматься самообразованием в
сети или же обучаться на специально организованных дистанцион
ных курсах. Но как студенту проверить свои знания и умения, при
обретенные в интернете, как преподавателю, проводящему дистан
ционное обучение, проконтролировать учебный процесс и провес
ти самую обыкновенную контрольную работу? Эти проблемы на
сегодняшний день так и остаются актуальными как для отечествен
ной, так и зарубежной системы дистанционного обучения.




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
148
Суть проблемы заключается в специфике общения через ин
тернет. Еще совсем недавно пользователям интернета был досту
пен лишь один способ связи друг с другом — через электронную
почту (один на один) или ее разновидность — телеконференции
(многие ко многим). Позже появился так называемый чат — обще
ние в режиме реального времени. Электронная почта, телеконфе
ренции и чат позволяют достаточно оперативно обмениваться со
общениями, но при этом способе общения собеседники не видят
друг друга, т. е. существует проблема идентификации собеседни
ка. Если преподаватель отправляет контрольные вопросы и зада
ния своему студенту по электронной почте, то, получив через не
которое время ответ от студента, он не может быть уверен в том,
самостоятельно ли тот выполнил задания или ему кто то помогал.
За последние 2—3 года в связи с массовым разви
тием средств мультимедиа в интернете ситуация
http://www.
стала меняться. Теперь можно подключить к компь
tantal_rim.com
ютеру небольшую видеокамеру и «видеть» студен
та в процессе онлайновой беседы. Но эта форма кон
троля пока еще остается дорогостоящей и малоэффективной с точ
ки зрения охвата студентов. Дистанционное обучение на основе
видеосвязи через интернет апробировано в Москве в колледже
«Тантал» (ныне — Русский институт менеджмента).
На выбор форм контроля учебной деятельности в интернете вли
яют такие факторы, как:
• продолжительность контрольных мероприятий — чем
меньше времени студент проведет за компьютером в сети, тем луч
ше и с финансовой, и с эргономической точки зрения;
• оперативность — чем быстрее преподаватель получит от
вет от студента, а студент от преподавателя, тем эффективнее про
цесс обучения;
• доступность — выбор технических устройств, программно
го обеспечения и средств связи и их совместимость;
• наличие обратной связи — после проведения контрольного
мероприятия студент должен получить ответ от преподавателя с
комментариями и оценками;
• соответствие используемым педагогическим технологиям —
если в основе дистанционного обучения лежит метод проектов, то
формой контроля будет описание выполненного проекта, презен
тация, защита проекта и пр., если это индивидуальное обучение, то
формой контроля может стать тест или отчетный реферат;
• соответствие содержанию обучения — чем менее доступен
изучаемый материал, тем более сложные формы контроля нужно
использовать. Например, при проверке знаний географических на
званий можно прибегнуть к обычному тесту, а при изучении темы
«История протестантского движения в Англии» явно потребуются
другие формы — реферат, онлайновое собеседование с преподава
телем, телеконференция и т. д.;




e-learning
4.4. ‘O?I? IOIU?OI? U?A·IOE ‰A?UAI?IOOUE 149
• достоверность — преподаватель должен знать, кто выпол
нял контрольное задание «на другом конце провода».
При организации контроля учебной деятельности в сети очень
важным является вопрос, кто же будет оценивать знания студен
тов. Здесь можно предложить несколько вариантов, учитывая саму
специфику учебной среды интернета, а именно, что это среда:
а) интерактивная (на каждое сообщение может быть отправлен
ответ); б) компьютерная (задания даются и контролируются с по
мощью компьютеров); в) коммуникационная (в интернете могут об
щаться друг с другом все участники дистанционных курсов).
Итак, проверять выполненные задания могут:
• Преподаватель. Это самый удобный вариант осуществления
контроля, поскольку здесь происходит личный контакт преподавате
ля и студента. Преподаватель следит за успехами студента, направ
ляет его учебную деятельность и т. д. Проблемой при этом является
охват студентов одним преподавателем. Опыт проведения дистанци
онных курсов показывает, что один преподаватель в сети может вести
не более 15—20 студентов. Если студентов больше, то на преподава
теля во время проверки работ учащихся и написания индивидуаль
ных ответных сообщений ложится слишком большая нагрузка;
• Другие студенты. При проведении дистанционного обучения
очень часто используется прием парной или групповой проверки
зачетных письменных работ. Так, например, преподаватель раз
бивает учебную группу на пары. Каждый студент, подготовив от
четную работу, передает ее по сети для анализа своему партнеру.
Тот, в свою очередь, читает работу, оценивает ее и пишет свое
«заключение» — резюме и направляет его вместе с исходной
письменной работой преподавателю. Дальнейшее дело препода
вателя — прочитать краткое резюме и сразу же поставить оценку
или действовать более традиционно — прочитать всю работу.
Широко используется в сети работа в сотрудничестве. Препода
ватель дает трем четырем студентам одно задание, которое они
выполняют, разделив функции и обозначив для каждого участни
ка свое задание. Затем по электронной почте группа обсуждает
выполнение заданий каждым участником и соответственно состав
ляет единую версию общего задания, которую и направляет пре
подавателю. В этом случае контроль коллективный — «каждого
за каждым». Иногда отчетные материалы выставляются на всеоб
щее обозрение в интернете (как сообщения на телеконференцию
или как оформленные должным образом веб страницы). Студен
ты коллективно обсуждают по электронной почте представлен
ные работы и оценивают их. Задача преподавателя при этом сво
дится к отслеживанию хода дискуссии;
• Компьютерная программа. Поскольку многие контрольные за
дания, которые должны выполнить учащиеся при дистанционном обу
чении в интернете, являются более или менее стандартизированными,
то обрабатывать их может специально подготовленная компьютерная




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
150
программа. При этом самым простым (но малоэффективным!) способом
может быть выведение на экран пользователя заданий с вариантами
ответов. После выбора правильного, по мнению студента, варианта от
вета компьютер сообщает результат и т. д.
Более интересным вариантом выдачи контрольных заданий яв
ляется предъявление заданий в случайном порядке, когда студент
не сможет подстроиться к этим заданиям и в случае необходимости
их повторить. Особенно эффективен этот прием тогда, когда суще
ствует целый банк заданий, на основе которого компьютер «здесь и
теперь» формирует вариант, намного превышающий по мощности
численность заданий в отдельном варианте. Компьютер может ог
раничивать время, затрачиваемое студентом на ответ, или изме
рять это время и учитывать полученную информацию при оценке
результатов. Психология человека, выполняющего проверочную
работу на компьютере, такова, что ему необходимо знать, сколько
времени у него в запасе для обдумывания ответа. Для этого наибо
лее широко используются динамические графические счетчики
времени («градусники», «песочные часы», тающие по мере убыва
ния времени на решение) или цифровые показатели, по которым
можно определить, сколько времени осталось.
В связи с бурным развитием в интернете мультимедийных тех
нологий, трехмерных моделей и миров можно предположить, что в
недалеком будущем стоит ожидать появления новых форм контро
ля учебной деятельности, сориентированных на самостоятельное
исследование. В интернете должны появиться компьютерные мо
дели и симуляции отдельных процессов и явлений, которые уже
широко используются при разработке образовательных программ
на CD, но еще не нашли широкого применения в условиях интерне
та в силу значительных финансовых затрат, необходимых для их
создания.
Среди основных форм контроля в дистанционном обучении вы
делим следующие:
• Контрольная работа (выполнение специальных контрольных
заданий). Контрольная работа может иметь тот же вид, что и в заоч
ном обучении. Однако в ДО есть и другие возможности: например,
поиск информации в интернете.
• Реферат или эссе. Студенты должны знать требования к ре
фератам и критерии их оценки. Целесообразно выкладывать на сайт
курса студенческие работы, обсуждать их — это повысит ответ
ственность студентов за их написание.
• Итоговый контроль (зачет или экзамен). Он должен осуще
ствляться в режиме реального времени. Здесь возможно использо
вание технологии видеоконференции или чата. Видеоконференция
позволяет видеть сдающего зачет. Некоторые курсы предлагают
задания на веб странице, которые открыты только в течение огра




e-learning
4.4. ‘O?I? IOIU?OI? U?A·IOE ‰A?UAI?IOOUE 151
ниченного времени — за это время студент должен успеть выпол
нить их все и переслать преподавателю. Однако здесь возникает
проблема идентификации личности.
• Задания типа кейс стади. Они представляют собой анализ
конкретной жизненной ситуации и являются весьма перспектив
ными для системы дистанционного образования, так как позволяют
применить на практике полученные знания.
• Оценка участия в дискуссиях. Одной из форм учебной рабо
ты является участие в виртуальных семинарах дискуссиях, разво
рачиваемых в телеконференциях (список рассылки, форум, чат).
Живая дискуссия позволяет «увидеть» студента, понять способ его
мышления, аргументацию и т. д. Существует множество способов
развертывания и поддержки дискуссии, оценки работы ее участни
ков. Например, могут быть введены такие критерии, как общая ак
тивность, аргументированность, количество реакций на публика
цию и т. п. Выбор конкретных критериев лежит на преподавателе.
• Тестирование. Многие считают тестирование чуть ли не един
ственно возможной формой контроля знаний в ДО. Тестирование
может осуществляться как on line, так и off line. На учебном сайте
легко организовать авторизованный вход с ограничением по време
ни работы с тестовой программой.
Недостатками тестового контроля являются:
• возможность оценить главным образом знания и в меньшей
степени умения слушателя;
• возможность оценить лишь конечный результат;
• «формализованный» характер выборочного ответа;
• неизбежность подсказки при альтернативном ответе;
• возможность запомнить ложный ответ;
• упрощение задачи, стоящей перед студентом;
• тестирование не способствует развитию активности и само
стоятельности студентов и т. д.
Таким образом, тестовый контроль может быть лишь частью
контрольных мероприятий в системе дистанционного образования.
Некоторые из данных недостатков позволяет устранить рейтинго
вая система. Она учитывает результаты текущего, промежуточно
го и итогового контроля, которые суммируются, образуя рейтинг
студента. В некоторых оболочках для осуществления дистанцион
ного образования система рейтинга является встроенной.
«Портфель ученика» — инструмент самооценки собственного по
знавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собствен
ной деятельности. Это — комплект документов, самостоятельных
работ ученика. Принципы такой технологии можно сформулиро
вать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами
познавательной деятельности.




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
152
2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лако
ничность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов «Пор
тфеля».
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в
«Портфеле» материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля ученика».


4.5. —OA‰‡IEA EIUO?I‡?EOIIO-O·?‡AO‚‡UAI?IOE
O?A‰?
Как правило, создание одного двух пилотных курсов дистан
ционного обучения и их успешное проведение открывают дорогу
для дальнейших целенаправленных действий по вовлечению боль
шего количества авторов и преподавателей дистанционных кур
сов и, в конце концов, способствуют охвату гораздо большей сту
денческой аудитории. В этом случае уже не обойтись без проекти
рования и создания на сервере ДО, принадлежащему тому или ино
му учебному заведению, комплексной информационно образова
тельной среды. В качестве примера успешной реали
зации идеи создания информационно образовательной
??? A»›A o
http://dlc. среды вузовской системы ДО опишем опыт Центра ди
miem.edu.ru станционного обучения Московского государственного
института электроники и математики (ЦДО МИЭМ).
Деятельность данного Центра начиналась в середине 90 х гг. с
совместных российско американских проектов дистанционного обу
чения. Реализация этих, а затем и российско австралийского про
екта позволили Центру накопить определенный опыт в проведе
нии дистанционного обучения и стимулировали процесс создания
информационно образовательной среды для дистанционного обу
чения. Центр дистанционного обучения (ЦДО) активно работает по
внедрению дистанционных технологий в учебный процесс российс

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign