LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• умение быстро адаптироваться в меняющихся экономичес
ких условиях;
• хорошо ориентироваться в происходящих процессах;
• умение работать в сотрудничестве с другими людьми, отно
сящимися к различным социально культурным и профессиональ
ным группам;
• умение общаться с людьми;
• умение критически мыслить и принимать самостоятельные
решения и т. д.
Развитие глобальной компьютерной сети интернет открыло но
вые перспективы совершенствования мировой образовательной
системы. Это отражается как на технической оснащенности образо
вательных учреждений, их доступе к мировым информационным
ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обу
чения, ориентированных на активную познавательную деятельность




e-learning
»IUA?IAU-O·U?AIEA
10
учащихся, обучение в сотрудничестве и т. д. Благодаря средствам
новых информационных и коммуникационных технологий появи
лась новая технология обучения, а именно — дистанционное обуче
ние. При дистанционном обучении учащийся и преподаватель про
странственно отделены друг от друга, но при этом они могут нахо
диться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью
особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, ме
тодов коммуникации посредством электронной почты и прочих тех
нологий интернета, а также специально предпринимаемых органи
зационно административных мероприятий. Дистанционное обуче
ние, основанное на использовании технологий интернета, выполня
ет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных
принципов, среди которых большое значение имеет принцип рас
пределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое
сетевое образовательное сообщество.
Новый социальный заказ повлиял на необходимость формиро
вания гибкой распределенной системы непрерывного пожизненно
го образования, с помощью которой человек может иметь доступ к
мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в те
чение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая
позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески ак
тивным. И опять же, именно дистанционное обучение или его эф
фективные сочетания с элементами очного или заочного обучения,
организованное на основе технологий интернета, постепенно при
обретает черты универсальной формы профессионального образо
вания, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и
их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возмож
ность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональ
ный уровень с учетом индивидуальных особенностей.
Начиная с 2001 г. Правительством Российской Федерации было
принято несколько программ, призванных изменить коренным об
разом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учеб
ных заведений к интернету, сложившуюся в системе образования
за последние 5—10 лет. Практически одновременно с этими про
граммами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию
и информатизацию российского образования, была определена
новая стратегия на модернизацию образовательной системы в це
лом. Основными задачами модернизации ставятся возрождение и
развитие лучших традиций российского просвещения, упрочение
позиций России в ряду высокообразованных стран мира и ее интег
рация в мировое образовательное сообщество. «Концепция модер
низации российского образования на период до 2010 года» была при
нята Правительством РФ в декабре 2001 г., и в ней говорится о весо
мой роли, которую призваны играть средства информационных и
коммуникационных технологий.
В развитие идей модернизации российского образования с
2001 по 2003 г. были приняты и другие основополагающие докумен




e-learning
¬‚A‰AIEA 11
ты: «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концеп
ция модернизации российского образования на период до 2010 года»,
утверждены программы «Федеральная программа развития обра
зования на 2000—2005 годы», «Президентская программа “Дети Рос
сии” на 2001—2002 годы», программы «Молодежь России (2001—
2005 гг.)», «Развитие единой образовательной информационной сре
ды на 2001—2005 гг.», «Программа создания системы открытого об
разования» и др. Значительный раздел по образованию, где речь
идет о средствах информационных и коммуникационных техноло
гий (далее — ИКТ), включен в стратегически важную для страны
Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002—
2010 гг.». К 2003 г. практически завершились «Программа компью
теризации сельских школ», «Программа компьютеризации городс
ких и поселковых школ — 2002» и т. д. В результате реализации
этих программ российские учебные заведения почти сравнялись по
основным показателям оснащенности средствами информационных
и коммуникационных технологий с европейскими образовательны
ми учреждениями, о чем свидетельствуют данные различных меж
дународных социологических исследований. Также за последние
годы наметилась положительная тенденция на интеграцию средств
информационных и коммуникационных технологий в учебный про
цесс. На данном этапе внедрения компьютерных технологий и ин
тернета в школах и вузах происходит накопление информационно
го и образовательного потенциала внутри каждого отдельно взято
го образовательного учреждения, в межрегиональных и междуна
родных образовательных проектах принимает участие пока еще
незначительное количество наиболее продвинутых в этой области
школ и вузов. Дальнейшее продвижение в этом направлении сдержи
вается лишь недостаточным количеством преподавателей, имеющих
специальную подготовку в области создания и использования средств
информационных и коммуникационных технологий в учебном процес
се. Уровень и эффективность использования этих технологий в обра
зовании зависят также от таких глубинных причин, как выбор при
оритетной модели образования и принципов, на которых это образо
вание строится. В настоящее время (и особенно остро это проявляется
в последние 5—7 лет) в российском образовании происходит борьба
двух направлений, двух моделей образования — «классической» и
«прагматической». От выбора модели зависит и то, в каком объеме и
насколько эффективно будут использоваться средства информацион
ных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
Первая модель образования базируется на традиционном акаде
мическом образовании и ориентируется во многом на усвоение зна
чительного объема знаний, передачу знаний от преподавателя (как
носителя больших объемов систематизированной информации) к
учащемуся (студенту). Эта модель по прежнему является домини
рующей в российском образовании, что связано с историческими тра
дициями и особенностями национальной культуры. В этой модели




e-learning
»IUA?IAU-O·U?AIEA
12
обучаемым предлагается усваивать большие объемы уже готовых
знаний, а необходимость самостоятельно искать учебную информа
цию, разрабатывать проекты, в основе которых лежит совместная
учебная деятельность с другими студентами вуза, практически от
сутствует. В ситуации со средним образованием первая («классичес
кая») модель образования очень наглядно проявляется на примере
учебных программ по информатике и вычислительной технике. В по
давляющем большинстве средних школ России учащимся старших
классов преподают основы программирования в ущерб формирова
нию пользовательских навыков по работе с операционной системой,
прикладными офисными программами, т. е. происходит явный крен в
сторону теории в ущерб практике, реальным навыкам, которые как
раз и требуются учащимся на выходе из школы.
Вторую модель условно называют «американской», и базируется
она на конструктивистской теории. «Американская» модель прагма
тична, максимально интернационализирована и личностно ориенти
рована. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности
общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя
группы учащихся, но не основного (и тем более не единственного!)
носителя информации. Учащиеся не приобретают глубокие и систе
матизированные знания, зато они в полной мере развивают навыки
самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки крити
ческого мышления, они умеют общаться и работать совместно с дру
гими. Именно в случае использования «американской» образователь
ной модели средства информационных и коммуникационных техно
логий применяются и в школах, и в вузах максимально эффективно.
Таким образом, можно сделать вывод, что постепенно происхо
дит смена парадигмы российского образования в сторону личност
но ориентированного обучения, педагогики прагматизма. В этой
новой модели компьютер и интернет занимают очень важное место
и используются как для администрирования учебного процесса в
целом, так и для организации некоторых видов учебной деятельно
сти студентов и школьников, преимущественно связанных с освое
нием новых информационных технологий, формированием базово
го уровня компьютерной грамотности.
Первостепенное значение использования информационных и ком
муникационных технологий в образовании как ключевого фактора для
дальнейшего развития страны обусловлено двумя обстоятельствами:
1. Обладание навыками использования средств информацион
ных и коммуникационных технологий, основами информационной и
коммуникационной культуры, умением адаптироваться в услови
ях стремительной смены информационных потоков и технологий
является непременным требованием современного рынка труда.
Именно эти навыки и умения формируются в случае полноценной
интеграции этих средств в образовательный процесс.
2. Компьютер и интернет сами по себе уже являются эффектив
ным инструментом для развития новых форм и методов обучения,




e-learning
¬‚A‰AIEA 13
изменения парадигмы образования, отвечающей условиям разви
тия информационного общества и экономики, основанной на знании.
Формирование у учащихся навыков самостоятельной и коллектив
ной работы, реализация принципа «образование через всю жизнь» —
вот лишь некоторые задачи, стоящие сегодня перед системой обра
зования, в решение которых могут внести свой вклад информаци
онно коммуникационные технологии.
В силу сказанного, уровень использования ИКТ в образовании дол
жен определяться не столько количеством поставленных в школу или
вуз компьютеров, принтеров и сканеров или доступом к интернету,
сколько качественными показателями включения этих средств в об
разовательный процесс, создания многофункциональных виртуаль
ных учебных сообществ, эффективного использования возможностей
новых технологий для дальнейшего проведения реформы образова
ния.
Дистанционное обучение, а особенно одна из его форм, в основу
которой положены технологии интернета, находится на стыке всех
проблем современного образования. Будучи новой формой обучения,
с максимальной эффективностью адаптирующей под свои нужды все
«новинки» сетевых технологий, оно «не вписывается» в рамки тради
ционного академического обучения. И в случае, если дистанционный
курс, создающийся в интернете, делается его авторами как слепок с
неэффективного и не отвечающего задачам образования XXI в. тра
диционного курса (речь идет, прежде всего, о курсах, построенных по
принципу «прочитал веб учебник и сдал онлайновый тест»), то этот
курс уже с самого начала будет обречен на неудачу. Новые информа
ционные и коммуникационные технологии являются катализатором
перехода к личностно ориентированному обучению. Поэтому, на наш
взгляд, более перспективный подход к организации дистанционного
обучения — это организация коллективного (группового) обучения с
внедрением новых педагогических технологий (обучения в сотруд
ничестве, кооперативного обучения, проблемного обучения, метода
проектов и пр.). Для этого подхода характерно следующее:
• учащиеся вовлечены в групповое обучение в составе неболь
ших групп;
• междисциплинарность учебных курсов, реализованная при
разработке учебного плана и содержания;
• интенсивный процесс коммуникации, общения учащихся друг
с другом, с экспертами в данных предметных областях, практиками
и координаторами;
• использование различных источников информации и баз данных;
• широкое использование самооценки, рефлексии при оценке
эффективности учебной деятельности; выработка навыков крити
ческого мышления и т. д.
Поискам ответа на вопрос, как именно реализовать перечислен
ные выше задачи на практике при проектировании и создании кур
сов дистанционного обучения, и посвящена данная книга.




e-learning
14 vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...




vA?¬? 1
A»?O?—“O?-?–»?O“»–?¬?OO??
??”??O»? » “?’O?A?v»»
????v?v»??— ?v? ?»«?…O?

1.1. OO‚?A O‡?‡‰E„I? O·?‡AO‚‡IE?,
EIE ?–‡‚IAIEA I‡ IE?IOOU?!?

В нашей книге речь идет главным образом о дистанционном обу
чении, но дистанционное обучение — лишь одна из форм обучения,
компонент системы непрерывного образования. Поэтому очевидно,
что концептуальные подходы к организации той или иной формы
обучения должны отражать единую концепцию образования, фор
мы обучения. В этой главе мы хотим остановиться на основных кон
цептуальных подходах к современному образованию. Это личност
но ориентированный подход, конструктивизм. Оба направления
«выросли» из основных ценностей гуманистической психологии и
педагогики, которая является антиподом традиционной, авторитар
ной педагогики. К сожалению, эти столь широко распространенные
в современной педагогической литературе понятия, столь важные
для осмысления приоритетных ценностей и профессиональных
умений современного педагога, трактуются неоднозначно. Подчас под
понятие личностно ориентированного подхода «подтягивают» са
мые различные теории и практический опыт педагогов, которые
так или иначе затрагивают проблему индивидуализации деятель
ности учащихся. Но только ли в индивидуализации дело?
Мы привыкли, что учитель всегда прав, что учитель все знает,
имеет ответ на любой вопрос, его слово непререкаемо, касается это
предмета изучения или его мнения по поводу и без повода… Однако
ученическая мудрость гласит, что лучше вопросов на уроке не за
давать, иначе можно нарваться на неприятность в виде записи в
дневнике о том, что слишком любознательный мешает вести урок.
Спорить с учителем и вовсе может позволить себе только либо со
вершенно неразумный, либо абсолютно отчаянный человек. При
чем это касается не только учащихся, но в большой степени и их
родителей. С учителем лучше не спорить! Кто этого не знает —
себе дороже. Вот такова психология взаимоотношений в условиях
авторитарной педагогики.




e-learning
1.1. OO‚?A O‡?‡‰E„I? O·?‡AO‚‡IE?... 15

Меняется ситуация в обществе. На смену одним ценностям при
ходят другие. Еще совсем недавно ценились знания, которыми об
ладал специалист. Теперь этого стало явно недостаточно. Знания,
конечно, нужны. Какой может быть специалист, не обладающий
необходимыми знаниями? Но многие знания быстро устаревают, да
и поток информации в любой области столь стремительно растет,
что приобретенных в школе или вузе знаний очень быстро стано
вится недостаточно. В наш век информационного общества работа с
информацией, умение самостоятельно добывать знания, повышать
свою квалификацию — показатель профессионализма. Умение при
нимать взвешенные, аргументированные решения, т. е. брать от
ветственность на себя, также является одной из главных ценностей
образования и квалификации специалиста. Как бы ни был эруди
рован учитель, каким бы великолепным не был учебник, даже в
совокупности они не могут обладать всей необходимой информаци
ей по тем или иным вопросам и быть истиной в конечной инстанции
на долгие времена.
Кроме того, ученики ведь тоже разные. Не каждая голова готова
вместить в себя все предусмотренные программой знания, да еще
свободно ими оперировать. Надо иметь в виду, что возможности и
способности учащихся разные. Поэтому ориентация на некоего сред
него ученика абсолютно тупиковая. Также давно известно, что хо
рошо усваивается то, что человек осознает для себя жизненно важ
ным, интересным. Почему, например, у многих учащихся школ Край
него Севера так сложно складываются отношения с математикой, а
вот прикладные виды деятельности (народные промыслы), требу
ющие опоры не на логическое, а на образное мышление, идут вели
колепно? Почему одни ученики прекрасно успевают в овладении
иностранными языками, а другим это дается с большим трудом?
Авторитарная педагогика учитывать эти особенности не может, ибо
ее принцип — передача знаний, накопленных человечеством неко
ему среднему ученику. А задача ученика (среднего ученика?!) в этой
ситуации — усвоить эти знания, умения, навыки.
Есть еще одна проблема. В реальной жизни человек большую
часть времени общается в так называемых малых группах — на
работе, дома в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, уме
ния принимать на себя различные социальные роли, выполнять что
то вместе, а не только индивидуально, принимать совместные ре
шения. Совместная деятельность людей занимает значительную
часть сознательной жизни человека. Возникло явное противоречие
между потребностями общества и системой образования, между
особенностями личности ученика и системой образования.
Думается, нужны принципиально иные отношения между учите
лем и учеником, иные способы обучения, организации познаватель
ной деятельности учащихся. Поиск решения этого противоречия при
вел психологов и педагогов к идеям гуманистической психологии и




e-learning
16 vI‡‚‡ 1. AE?IOOUIO-O?EAIUE?O‚‡IIOA O·U?AIEA...

педагогики. Это случилось, конечно, не сегодня и даже не вчера. Про
сто в наше время эта проблема обострилась в связи с новыми циви
лизационными процессами, сменой ценностей. Вместе с тем, уже мно
го десятилетий психологи, философы и педагоги бьют тревогу, ука
зывая на необходимость пересмотреть основную парадигму системы
образования в целом, начиная с самого раннего возраста, особенно в
школьном возрасте, когда идет стремительное становление личнос
ти. Дж. Дьюи, К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Брунер, Г. Олпорт, Л. Выгот
ский, А. Леонтьев, Ш. Амонашвили, а до них Г. Песталоцци, М. Мон
тессори — все внесли свой вклад в решение этой проблемы. Вы по
мните высказывание Г. Песталоцци: «Мои ученики, — писал вели
кий педагог, — будут узнавать новое не от меня; они будут открывать
это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, раз
вить собственные идеи». А ведь это начало XIX века. Схожие мысли
высказывал еще раньше и наш великий соотечественник
М.В. Ломоносов: «Не сумма знаний, а “правильный образ мышления”
и нравственное воспитание — вот цель обучения». Другой извест
ный педагог Я. Коменский предостерегал от единого подхода ко всем
детям в обучении, необходимости учета способностей и особеннос
тей личности ребенка. «Надо просто знать, — писал он, — какие зна
ния следует предлагать тому или иному ребенку, кому из них по
сильны знания академические, а кому практические, притом, что оба
вида этих знаний в равной мере нужны и уважаемы. Только элемен
тарное умственное образование, предусматривающее свободную ори
ентацию в числе, форме и языке, может быть одинаковым. Все ос
тальное в количестве и в содержании — соответственно врожден
ным способностям». Я. Коменский выражался и еще конкретнее —
«куда не влекут способности, не толкай».
Почти 100 лет спустя Джон Дьюи, Карл Роджерс развили эти
мысли в своих теориях. Это особенно важно помнить сейчас, когда в
средней школе принимаются государственные стандарты образо
вания при существующей классно урочной системе. Как решить
это противоречие, не устраивая революций в образовании? Ответ
во многом дает гуманистическая педагогика, которая в основе своей
опирается на основные идеи гуманистической психологии. В насто
ящее время появляется множество публикаций, в которых по раз
ному интерпретируются идеи гуманизма в педагогике. Поэтому да
вайте обратимся к истокам. Понятно, что никакая идея не возникает
на пустом месте. Ей предшествуют идеи многих мыслителей в этой
области. Новое направление в любой области знания возникает, как
правило, в результате обобщения ранее достигнутого и нового взгля
да на явление.
Гуманистическая педагогика как самостоятельное направление
возникло в 50—60 е гг. XX в. в США. Главная цель гуманистической
педагогики — самоактуализация личности на основе осознания ре
бенком особенностей собственного отношения к миру и себя в этом




e-learning
1.1. OO‚?A O‡?‡‰E„I? O·?‡AO‚‡IE?... 17

мире. В чем же состоят основные идеи, принципы гуманистической
психологии? К. Роджерс формулировал их следующим образом:
• человек находится в центре постоянно меняющегося мира. От
сюда следуют два вывода, чрезвычайно важных для педагога: для
каждого индивида значим собственный мир восприятия окружаю
щей действительности; этот внутренний мир не может быть до кон
ца познан никем извне;
• человек воспринимает окружающую действительность
сквозь призму собственного отношения и понимания;
• человек стремится к самопознанию и самореализации; он об

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign