LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

–?«–???“ ? ”???O¤’ A?“?–»?A?¬

4.1. ?OI?UEA O O?O„?‡IIIO-IAUO‰E?AOIOI IOIOIAIOA
Еще в конце 80 х годов, когда создавались первые программные
средства учебного назначения — «обучающие» компьютерные про
граммы, тесты и тренажеры, компьютерные модели и симуляции,
оказалось, что успех их внедрения в учебный процесс зависит во
многом от того, насколько преподаватели, ведущие обучение, могут
разобраться в методических идеях, заложенных в данное учебное
средство, как преподаватели, используя обучающие компьютер
ные программы, смогут организовать эффективную учебную дея
тельность в условиях компьютерного класса, при ограниченном до
ступе учащихся к компьютеру и т. д. Также очень остро встал воп
рос о времени, которое должен был потратить преподаватель на
подготовку к подобным занятиям. Уже в ходе первых эксперимен
тов было определено, что преподаватели средних школ и вузов счи
тают, что компьютерные учебные средства вынуждают их тратить
гораздо больше времени на подготовку к занятиям, а именно — на
предварительное детальное знакомство с особенностями компью
терной программы, ее инсталляцию, «вписывание» программы в
план урока и пр.
Для повышения эффективности внедрения программных средств
в учебный процесс школ и вузов, а также в целях распространения
инновационного педагогического опыта и методической поддержки
преподавателей, начинающих внедрять программные средства на
своих занятиях, возникла идея создания так называемых програм
мно методических комплексов (ПМК). Первые программно мето
дические комплексы были разработаны для всех предметов школь
ного цикла в рамках совместного проекта Гособразования СССР и
фирмы IBM «Пилотные школы». Научным руководителем, разра
ботавшим методологию создания ПМК, был Б.Г. Киселев. Итак, что
же такое ПМК?
Программно методический комплекс — это комплекс учебных
материалов различного вида, включающий программное средство
учебного назначения, представленное на определенном носителе
учебной информации (на дискете, CD ROMe и т. п.), учебные посо
бия для учащихся и методические материалы для преподавателя,
обеспечивающие наиболее эффективное с педагогической точки




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
136
зрение усвоение конкретного вопроса или темы учебной програм
мы. ПМК является необходимым и достаточным для усвоения конк
ретной темы или нескольких тем в рамках существующих программ
обучения.
Таким образом, типовой ПМК включает такие необходимые эле
менты, как:
• компьютерная программа учебного назначения;
• учебное пособие для учащихся, созданное в виде традицион
ного учебника на печатной основе;
• руководство по инсталляции программы на компьютере
пользователя и описание ее структуры, возможностей и пр.;
• методическое пособие для преподавателя с тематическим
планом занятий и поурочным планированием, включающее реко
мендации по проведению занятий;
• дополнительные материалы — слайды по теме для демонст
рации в учебной аудитории, иллюстративные материалы, раздаточ
ные материалы для учащихся, формы для проверки знаний и т. д.
В условиях дистанционного обучения идеи комплексного подхо
да к созданию учебно методических материалов для каждого от
дельного учебного курса получили свое дальнейшее развитие. Если
внимательно рассмотреть базовые компоненты любого с методи
ческой точки зрения грамотно сделанного дистанционного курса, мы
увидим те же самые элементы ПМК:

Элементы ПМК для программных Элементы курса ДО
средств учебного назначения
Компьютерная программа учебного Электронное учебное пособие
назначения
Учебное пособие для учащихся (книга) Учебное пособие для учащихся (книга)
Руководство по инсталляции Руководство по работе с программой
программы в виде экранов помощи (Help) или на
печатной основе
Методическое пособие для Методическое пособие для
преподавателя преподавателя
Дополнительные материалы Медиатека курса, файловые архивы,
дополнительные пособия на печатной
основе, компьютерные тесты и пр.

Из всех необходимых элементов ПМК и курса ДО, представлен
ных в данной таблице, чаще всего авторы и разработчики курсов
ДО забывают о методических пособиях для преподавателя, веду
щего обучение, негативным результатом чего является почти пол
ная невозможность возобновления проведения дистанционного курса
в случае, если по каким либо причинам автор (он же, как правило,
преподаватель первых экспериментальных групп обучаемых) ре
шает прервать свою деятельность и отказывается сопровождать
курс в дальнейшем. Поэтому при создании любого курса дистанци
онного обучения авторы учебных материалов должны уделить вни




e-learning
4.2. AA‰E‡UAI‡ ‚ ‰EOU‡I?EOIIOI O·U?AIEE 137

мание написанию специального методического пособия по органи
зации и проведению занятий, в котором как минимум было бы опи
сано следующее:
• целевое назначение данного курса;
• связь курса с другими учебными курсами и дисциплинами,
существующими в данном вузе;
• методологическая основа курса и основные первоисточники,
на базе которых создавались учебные материалы;
• тематическое планирование — перечень основных тем и воп
росов курса с общим указанием учебных (академических) часов;
• поурочное планирование (план занятий) с указанием не толь
ко видов работ, выполняемых студентами (лекции, практические
работы, самостоятельная работа, подготовка проекта и пр.), но и
количества часов, которое в среднем должны затратить студенты
на эту деятельность;
• рекомендации по методике и формам организации учебной
деятельности студентов, по использованию дополнительных учеб
ных и раздаточных материалов и пр.
Также было бы полезно включить в описательную методичес
кую часть ПМК такие документы, как:
• пакет анкет для знакомства с обучаемыми и мониторинга учеб
ной деятельности;
• пакет для предварительного тестирования студентов (опре
деление исходного состояния обученности по данному предмету, теме);
• дополнительные задания для студентов на усвоение матери
ала и проверку его понимания, осмысления;
• описание творческих заданий, направленных на самостоятель
ное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конк
ретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах со
трудничества; практические работы (индивидуальные, совместные);
• комментарии по экзаменационным материалам, контрольным
заданиям (с ответами).

4.2. AA‰E‡UAI‡ ‚ ‰EOU‡I?EOIIOI O·U?AIEE
Еще совсем недавно при подготовке первых курсов дистанцион
ного обучения их авторы и разработчики пытались создать инфор
мационно образовательную среду, насыщенную учебными матери
алами, с которыми студенты могли бы самостоятельно работать в
рамках существующих учебных планов. Чаще всего такой инфор
мационно образовательной средой становилась «виртуальная биб
лиотека», т. е. аналог традиционной библиотеки, в которой в элек
тронном формате собирались тексты различных первоисточников —
книг, статей, рефератов, аннотаций и пр., а также (если это веб
курс) коллекции ссылок на различные сайты интернета, где можно
найти полезную информацию по изучаемой теме.




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
138




И все же, изначально ориентируясь на традиционную, веками
складывающуюся систему библиотек, разработчики не учли быст
ро меняющуюся глобальную информационно образовательную сре
ду, в которой все большую роль начинают играть совсем другие виды
информационных ресурсов и носители этой информации.
В 1991 г. впервые в отечественной методической и педагогичес
кой литературе прозвучали термины «медиа» и «медиатека», ра
нее уже признанные мировой общественностью. «Медиа» (лат. мedia —
мн. число от medium — средство, посредник) — это не только аппа
ратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и
распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того,
собственно информация. По сути дела, в этом определении содер
жится идея связи между различными частями человеческого обще
ства — идея коммуникации, понимаемая полифункционально.
В определениях «медиацентр» и «медиатека» также содержит
ся идея коммуникации, поскольку, располагаясь в учебном заведе
нии, это структурное подразделение представляет собой интегри
рованную информационно образовательную среду, где становятся
возможными новые формы в организации познавательной и комму
никативной деятельности участников учебного процесса — прове
дение поисковой и исследовательской деятельности в рамках вы
полнения проектов, участия в работе групп сотрудничества и т. д.
В медиатеках учащиеся работают с различными «медиатекстами» —
печатными, устными, визуальными, аудиовизуальными. При этом
использование разнообразных ресурсов, предоставляемых медиа
текой, невозможно без развития навыков критического мышления,
умения учащихся общаться друг с другом и пр.
Вузовский медиацентр является подсистемой в общей системе
дистанционного образовательного и информационного пространства.




e-learning
4.3. –‡AIA?AIEA I‡UA?E‡IO‚ IU?O‡ ‚ EIUA?IAUA 139
В нем происходят процессы интеграции, координации и коопера
ции ресурсов за счет подключения к партнерскому взаимодействию
с общероссийскими, региональными или зарубежными учебными
заведениями, библиотеками, музеями и прочими владельцами учеб
ной информации.
В состав медиатеки курса ДО могут быть включены:
• мультимедийные материалы к занятиям;
• мультимедийные энциклопедии, словари;
• интерактивные репетиторы;
• развивающие и обучающие программы;
• собрание медиа объектов (аудио , видео , мультимедиа ре
сурсы и др.);
• коллекции проектов и итоговых мультимедийных презента
ций, выполненных студентами.
Книга продолжает оставаться базисом медиатеки. Основа лю
бой медиатеки — фонд документов, включающий электронные ко
пии печатных изданий (книг, периодики), аудио и видеоматериа
лы и пр. Этот фонд рассчитан на преподавателей и студентов и со
держит учебники, учебные и учебно методические пособия и мате
риалы, литературу для дополнительного чтения, справочные и иные
документы. Также в комплекте с электронной книгой могут идти
видеоматериалы, СD, DVD ROM диски и пр.
Для подготовки презентаций выполненных итоговых, отчетных
работ необходимо включить коллекции образов, пиктограмм, слай
дов, заготовок презентаций (готовых шаблонов), а также различные
графические объекты.
Очень сложным делом является создание качественных компь
ютерных моделей, симуляций, которые используются в качестве
иллюстраций, демонстрационных и опытных образцов при изуче
нии различных дисциплин естественно научного цикла и т. п. Со
здать качественные модели силами одного вуза практически невоз
можно, однако объединение ресурсов двух и более вузов позволит
решить эту проблему. Так, например, в Канаде существует Ассо
циация университетов, развивающих дистанционные технологии
обучения, и в настоящее время они создают единый медиацентр, где
будут храниться и предоставляться для свободного использования
различные фрагменты мультимедийных программных средств, ко
торые легко интегрируются в случае необходимости с готовыми кур
сами и программами ДО.

4.3. –‡AIA?AIEA I‡UA?E‡IO‚ IU?O‡ ‚ EIUA?IAUA
Продумав и создав комплект учебных материалов или, что еще
лучше, программно методический комплекс в поддержку дистан
ционного курса, можно переходить к процессу создания курса. По
скольку мы ведем речь в основном о курсах дистанционного обуче




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
140
ния, создаваемых на основе технологий интернета, то рассмотрим
пример создания курса в оболочке Виртуальная Среда Обучения —
ВСО (VLE). Похожая схема создания курса, т. е. фактически разме
щения (публикации) готовых учебных материалов на сайте дистан
ционного обучения, используется и во многих других оболочках.
Рассмотрим этапы публикации материалов курса в оболочке ВСО.
Для создания курса в оболочке ВСО используется простейший
инструментарий, который позволяет разработчику отобрать необ
ходимые для создания курса инструменты и сервисы, а затем со
здать веб учебник из набора текстовых документов, подготовлен
ных и оформленных (сверстанных с использованием стилей оформ
ления) в текстовом редакторе MS Word. В самом начале работы над
созданием курса ДО администратор (разработчик курса) определя
ет, что именно из доступных инстументов и сервисов будет нужно
для курса. В меню, предлагаемом редактором курса, разработчик
выбирает то, что ему потребуется, например, вводный модуль, мо
дуль учебных материалов, веб форум и обмен файлами. Выбор того
или иного инструмента определяется исключительно целями и за
дачами, стоящими перед данным курсом, а также дидактическими
свойствами представленных сервисов.




e-learning
4.3. –‡AIA?AIEA I‡UA?E‡IO‚ IU?O‡ ‚ EIUA?IAUA 141
Имея права администратора при работе в оболочке ВСО, каж
дый разработчик курсов видит на панели инструментов специаль
ную кнопку (в пользовательском интерфейсе она отсутствует) Ре
дактирование. Входя во Вводный раздел или в раздел Учебные ма
териалы, разработчик щелкает эту кнопку и переходит в режим
создания/редактирования материалов курса. На экране появляет
ся набор инструментов, которые можно использовать для первич
ного создания структуры курса.




После того как каркас будущего курса создан (на рисунке видно,
что в разделе Учебные материалы появилось три модуля), можно
добавить новые модули или завершить редактирование материалов
курса. Продолжим редактирование и наполним каждый из этих мо
дулей линейной последовательностью их текстовых или иных мате
риалов (составных элементов модуля). Для этого используются более
сложные инструменты, но все же вполне доступные для любого раз
работчика, даже не имеющего ранее опыта создания таких курсов:
• инструмент оперативного редактирования текста без форма
тирования (для исправления ошибок, внесения дополнений и пр.);
• инструмент для детального редактирования и форматирова
ния (при его использовании страница текста загружается в тексто
вый редактор MS Word);
• инструменты для связывания того или иного текста с другими
элементами учебного модуля — тестами, опросами, библиотекой
курса и пр.
Далее, для лучшего понимания последовательности создания
простейшего варианта веб курса в оболочке ВСО проследим на при
мере перечень работ, которые необходимо выполнить на сайте. Эти
работы осуществляются по двум основным направлениям:




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
142




1) создание каркаса (или, другими словами, структуры курса в
целом и его отдельных модулей);
2) наполнение этого каркаса содержанием.
Данные действия, в свою очередь, также осуществляются в оп
ределенной последовательности.

—OA‰‡IEA E I‡OOIIAIEA ‚‚O‰IO„O EIUO?I‡?EOIIO„O ?‡A‰AI‡
В Вводном разделе оболочки ВСО можно разместить любую по
лезную информацию, касающуюся:
• курса в целом (цели, задачи, аннотация),
• автора курсов,
• требований к уровню подготовленности слушателей (знания
и умения слушателей, уровень технической оснащенности),
• учебно тематический план курса,
• организационно методические особенности курса и пр.
На примере, показанном ниже, можно увидеть основные рубри
ки Вводного раздела, где автор разместил для удобства учащихся
еще несколько дополнительных рубрик — описание контрольных
мероприятий и заданий, а таже методические указания по их вы
полнению, выделив отдельно наиболее сложный вопрос — созда
ние «профессионального портфеля» слушателя курса.
Вынесенный в Вводный раздел «Список использованной лите
ратуры» позволяет студентам погрузиться в проблему и подгото
виться к учебе еще до знакомства с основными учебными материа
лами, представленными на сайте. Включение в Вводный раздел ин
формации о требованиях к уровню технической оснащенности ра
бочих мест студентов приобретает особую актуальность в случае,
если курс посвящен приобретению навыков работы с той или иной




e-learning
4.3. –‡AIA?AIEA I‡UA?E‡IO‚ IU?O‡ ‚ EIUA?IAUA 143




компьютерной программой. Здесь важно не только дать студентам
четкие рекомендации по программному обеспечению, но и объяс
нить необходимые действия по работе с лицензионными програм
мами или дать ссылки на сайты, где можно скачать необходимую
программу, если она находится в свободном доступе. Посмотрите на
пример подобных инструкций для тех студентов, кто работает по
курсу «Веб мастеринг».

Программное обеспечение
Операционная система Windows 95/98/NT4/2000/ME/XP
Почтовый клиент Outlook Express или любой другой
Офисное ПО Adobe Arcobat Reader, MS Word 2000,
MS Excel 2000, MS PowerPoint 2000
Интернет пейджер ICQ
(необязательно)
Менеджер файлов Total Commander или FAR
Текстовый редактор Bred или Notepad
Браузеры Internet Explorer и Opera 7, желательно Mozilla
Графический редактор PhotoShop или Pixia
HTML редактор HomeSite, DreamWeaver
(необязательно)


—OA‰‡IEA OU?UIUU?? IU?O‡ E ‚A?OUI‡ IO‰UIAE
Существует несколько вариантов организации структуры веб
учебников: линейная, разветвленная, свободная и сложная.
Самой простой является линейная модель, напоминающая обыч
ную книгу, которую листает читатель. Гипертекстовые ссылки в
подобной модели позволяют осуществлять быстрый переход с од
ной страницы на любую другую, однако первичное знакомство с по
добным веб учебником удобнее проводить именно последователь
но, изучая один модуль за другим.




e-learning
vI‡‚‡ 4. –‡A?‡·OUI‡ U?A·I?? I‡UA?E‡IO‚
144
Разветвленная модель позволяет показать иерархию информа
ции, объединяя ее в группы. Эта структура подобна организации
информации на жестком диске компьютера, что облегчает разра
ботку курса по данной модели.
Именно эта структура чаще всего используется разработчика
ми дистанционных курсов в ВСО, поскольку она дает возможность
формировать учебные модули и обеспечивать вариативное диф
ференцированное обучение, а построение — систему перекрест
ных ссылок между модулями. Общие правила разработки такой
структуры включают следующее:
• структура не должна быть ни слишком длинной, ни слишком

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign