LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и литература», а также преподавателей со средним профессиональ
ным образованием, обучающихся по дополнительной специализации
«Методист школьной медиатеки».
Цель курса — познакомить слушателей с новыми информационны
ми и педагогическими технологиями, сформировать первичный навык
работы с мультимедийными образовательными программами в объеме,
который позволит выполнять функциональные обязанности методис
та школьной медиатеки, т. е. оказывать различного рода информацион
ные услуги всем участникам учебно воспитательного процесса.
Задача курса — постоянно мотивировать слушателей использо
вать навыки компьютерной грамотности в повседневной работе по
изучению материалов курса.




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
128
Содержание курса тесно связано с другими спецкурсами по данной
специализации: основы компьютерной грамотности, библиотечное дело
(формирование фондов, обслуживание читателей, каталогизация и биб
лиографическая деятельность), медиа образование, интернет техноло
гии и др.
Курс рассчитан на 120 часов и нацелен на практическое применение
полученных знаний, поэтому большая часть аудиторных занятий по
священа практическим и самостоятельным работам с учебным мате
риалом. Учебное заведение может изменить число часов практических
занятий в связи с различной оснащенностью компьютерными классами.
Курс начинается с введения, которое предполагает знакомство слу
шателей с тематическим планированием курса, обсуждение тем прак
тических и самостоятельных работ, так как темы этих видов учебной
деятельности носят рекомендательный характер. Введение также вклю
чает тему «Презентационные программы», которая поможет слуша
телям представить результаты своих практических работ в современ
ном виде — в виде мультимедийной презентации.
Раздел первый посвящен «Новым информационным и педагогическим
технологиям», в ходе изучения которого слушатели познакомятся с вли
янием новых информационных технологий и информатизации общества
на развитие образовательной системы в России, узнают о последних раз
работках российских методистов в области педагогических технологий,
изучат опыт создания школьного информационного пространства, где
системообразующим звеном является медиатека, научатся работать с
браузерами, ориентироваться в интернете, использовать интернет
технологии в своей профессиональной деятельности, в частности, кон
сультировать учащихся и преподавателей по вопросам работы с курса
ми дистанционного обучения. Так как «Функциональные обязанности ра
ботника школьной медиатеки» предписывают работу по ведению веб
страницы медиатеки в локальной сети ОУ, открывающую доступ к ка
талогам, инструкциям, тематическим подборкам и т. п., в первый раз
дел курса включена обширная тема «Графические редакторы и основы
веб дизайна».
Раздел второй «Мультимедиа технологии в средней школе» посвящен
общим сведениям и технологии обработки звука, видео и текстовой ин
формации, которые впоследствии помогут слушателям находить и пра
вильно сохранять или обрабатывать мультимедийные данные. В этом же
разделе будущие медиатекари познакомятся с различными видами муль
тимедийных продуктов образовательного характера.
«Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне сделать
самому — и я научусь» — гласит древняя восточная мудрость, поэтому
раздел третий полностью посвящен практике работы с однопользова
тельскими версиями мультимедийных учебников, репетиторов, трена
жеров, справочников, обучающих и развивающих программ.
Четвертый раздел посвящен работе в информационно образователь
ных средах.
Завершающим этапом курса следует считать выполнение зачетной
работы в виде разработки учебного проекта и сбора материалов к нему из
различных источников. Темы проектов определяет либо преподаватель, ис
ходя из уровня подготовки слушателей, либо сами слушатели. Важным фак
тором формирования мотивации к данному виду работы является выбор
темы проекта, которая должна быть актуальна для будущих медиатека




e-learning
3.8. ”?A·IO-UAI‡UE?AOIEE OI‡I 129
рей, а учебно методический материал, подготовленный ими в процессе рабо
ты, был бы полезен им в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Важным разделом курса является «Дополнительный материал» к раз
делам. Он состоит из текстовой информации (статьи, выдержки из книг,
нормативные документы, законодательные акты и пр.), которые предпо
лагают вдумчивую самостоятельную работу с источниками, на что в
курсе отводится некоторое количество часов. В «Дополнительный мате
риал» входят также и мультимедийные презентации, разработанные ав
торами курса, которые можно использовать как в готовом виде, так и в
качестве источника мультимедийных данных.
Еще раз обращаем внимание на то, что темы самостоятельных и
практических работ, а также учебно методическое обеспечение носят
рекомендательный характер в зависимости от уровня подготовки груп
пы и материально технической базы учебного учреждения. Слушатели,
приступающие к изучению данного предмета, должны предварительно
освоить курс компьютерной грамотности и овладеть практическими
навыками работы на компьютере.

После написания аннотации и пояснительной записки обычно пе
реходят к составлению тематического плана курса, т. е. составлению
списка тем, которые подлежат усвоению, по следующей схеме:

Введение
Раздел I
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Раздел II
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Раздел… (и т. д.).

Степень подробности изложения вопросов, включенных в каж
дую тему, должна быть минимальной, но достаточной для понима
ния учащимися и самим автором основных понятий и определений,
знаний и умений, которые будут сформированы в процессе обуче
ния в отведенный для изучения данной темы временной промежу
ток. Какие документы подлежат изучению? Чему должны быть по
священы и в какой форме проводиться контрольные и зачетные ме
роприятия? «Раскладка» темы полностью отвечает на эти вопросы.
Например:

Раздел I. Новые информационные и педагогические технологии
Тема 1. Влияние информатизации общества на развитие об
разовательной системы в России.
Гуманистическое направление в педагогике и личностно ориентиро
ванные технологии обучения, развитие информационного общества, из




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
130
менение парадигмы образовательной системы, новые задачи современной
системы образования, компетентностный подход. Цели и задачи обще
образовательного учреждения в свете нового социального заказа общества,
образовательная программа учебного заведения — путь к решению задач
современного образования.
Самостоятельная работа с нормативными документами: Закон об
образовании, Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г.
№ 393), Стратегия модернизации российского школьного образования
(Минобразования России, 2001 г.) и др.
Семинары на темы: «Формирование ключевых компетентностей —
новые задачи школы в современном обществе», «Пути решения новых за
дач, стоящих перед современной школой».
Практическая работа: разработка и презентация программы ра
боты медиатеки конкретной школы/лицея/гимназии (на базе навы
ков использования Word, Power Point). Программа должна четко пока
зывать пути решения образовательных задач. Цель работы — пока
зать роль школьной медиатеки в решении задач, стоящих перед совре
менной школой.
Рекомендуемое учебно методическое обеспечение: сетевой компьютер
ный класс, компьютер преподавателя + мультимедийный проектор, Боль
шая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ) как ресурс мультимедиа
объектов, дополнительный материал к разделу.

Далее, после составления тематического плана, его автор дол
жен задуматься над тем, сколько часов необходимо на усвоение дан
ной темы, а также какие практические работы или контрольные
работы нужно выполнить, чтобы проверить уровень усвоения уча
щимися того или иного учебного материала. Затем темы и часы за
писываются в виде стандартной для нашей системы образования
таблицы. Таким образом, мы уже получаем не просто тематичес
кий план, а почасовой учебно тематический план.

Количество часов
лекции семинар самосто практи
Наименование разделов и тем
ятельная ческие
работа работы
Раздел I
Тема 1:

Раздел II
Тема 2:




Рассмотрим для примера два учебно тематических плана. Пер
вый сориентирован на традиционные методы и технологии обуче
ния, второй уже включает элементы новых педагогических техно
логий и ориентирован на обучение в дистанционной форме.




e-learning
3.8. ”?A·IO-UAI‡UE?AOIEE OI‡I 131
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса «Мультимедийные технологии
в школьной медиатеке»
Количество часов
лекции семинар самосто практи
Наименование разделов и тем
ятельная ческие
работа работы
Введение
Презентационные программы 1 1/0 2 3
Раздел I. Новые информационные и педагогические технологии
1. Влияние информатизации 2 1/0 1 3
общества на развитие образова
тельной системы в России
2. Новые педагогические 3 1/0 2 2
технологии
3. Создание школьного инфор 3 2 3
мационного пространства
4. Школьная медиатека — 3 1 2
системообразующее звено ШИП
5. Интернет технологии в профес 3 0/1 2 3
сиональной деятельности школь
ного медиатекаря
6. Дистанционное образование (ДО) 3 1 1 3
7. Графические редакторы 6 2/0 2 6
и основы веб дизайна
Раздел II. Мультимедиа технологии в средней школе
1. Общие сведения по работе 2 0/1 2 2
с медиа объектами
2. Мультимедийные и интернет 2 0/1 2 2
ресурсы для школы
3. Информационное право 2 1/0
Раздел III. Практика использования мультимедийных изданий в УВП
(однопользовательские версии)
1. Введение 1
2. Мультимедийные уроки 3
и учебники
3. Репетиторы и тренажеры 3
4. Энциклопедии и справочники 3
5. Виртуальные мастерские 3
6. Развивающие игры 3
7. Обучающие программы 3
Раздел IV. Практика использования сетевых версий мультимедийных
пособий и УМК
1. Введение 1
2. Виртуальная школа 4
3. Медиатека КМ 4
4. Работа над индивидуальным 6
проектом




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
132

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса повышения квалификации по направлению
«Технология и методика создания дистанционных курсов»

Категория слушателей — специалисты с высшим образовани
ем из числа профессорско преподавательского состава высших
учебных заведений Российской Федерации
Период обучения — 72 академических часа
Форма обучения — заочная с использованием технологии дис
танционного обучения
Итоговый контроль обучения — защита профессионального пор
тфеля разработчика дистанционных курсов

В том числе
Наименование дисциплин Всего лекции практ. самостоят.
занятия подготовка
1. Введение в систему дистанцион 10 3 4 3
ного обучения
1.1. Понятие о дистанционном 2 0,5 1 0,5
обучении
1.2. Отличие дистанционного 2 0,5 1 0,5
обучения от заочного обучения
и самообразования
1.3. Модели дистанционного 2 0,5 0,5 1
обучения
1.4. Виды дистанционного обучения 2 0,5 0,5 1
1.5. Примеры курсов дистанцион 2 1 1 –
ного обучения
2. Инструментальные средства 8 2 4 2
создания курсов
2.1. Характеристика интернет 1 0,3 – 0,7
ориентированных технологий
и услуг, использующихся для ДО
2.2. Обзор специальных инстру 2 0,4 1 0,6
ментальных средств и оболочек
для создания курсов ДО
2.3. Понятие об интерактивности 1,5 0,4 1 0,1
2.4. Критерии отбора инструмен 1,5 0,4 1 0,1
тальных средств
2.5. Создание информационно 2 0,5 1 0,5
образовательной среды в усло
виях интернета
3. Основы создания интернет 10 3 5 2
ориентированных курсов
3.1. Понятие о программно мето 1 0,5 0,5 –
дическом комплексе (ПМК)
3.2. Подбор учебных материалов 2 0,5 1 0,5
и ресурсов для создания курса ДО
3.3. Создание электронного учеб 2 0,5 1 0,5
ного пособия




e-learning
3.8. ”?A·IO-UAI‡UE?AOIEE OI‡I 133
Продолжение

В том числе
Наименование дисциплин Всего лекции практ. самостоят.
занятия подготовка
3.4. Создание медиатеки курса ДО 2 0,5 1 0,5
3.5. Система тестирования 2 0,5 1 0,5
в условиях интернета
3.6. Формирование коммуника 1 0,5 0,5 –
ционной среды
4. Проектирование курсов 13 5 5 3
4.1. Общие вопросы разработки 3 1 1,5 0,5
технического задания на созда
ние курса
4.2. Правила создания дружест 2 0,5 0,5 1
венного интерфейса и удобной
навигации по продукту
4.3. Психологические особенности 3 1 1,5 0,5
восприятия учебной информации
в интернете
4.4. Графическая концепция, 2 1 0,5 0,5
верстка, дизайн
4.5. Включение графических ил 2 1 0,5 0,5
люстраций и средств мультимедиа
4.6. Авторское право и материа 1 0,5 0,5 –
лы курсов
5. Управление учебным процессом 15 4 7 4
5.1. Планирование учебного про 4,5 1 2 1,5
цесса, организованного в форме ДО
5.2. Создание и поддержка баз 2,5 0,5 1 1
данных по учебному процессу
5.3. Создание и поддержка баз 3 1 1 1
данных по учащимся интернета
5.4. Мониторинг учебной деятель 1,5 0,5 1 –
ности учащихся в сети интернет
5.5. Вопросы администрирования 2 0,5 1 0,5
процесса коммуникации (создание
и управление списками рассылки,
чатами и пр.)
5.6. Характеристики средств 1,5 0,5 1 –
управления системами ДО
6. Развитие и поддержка дистан 6 3 2 1
ционных курсов
6.1. Нормативно правовое обеспе 1,5 0,5 0,5 0,5
чение учебной деятельности на
основе технологий ДО
6.2. Лицензирование и сертифика 1,5 0,5 0,5 0,5
ция дистанционных курсов
6.3. Примерная оценка стоимости 1 0,5 0,5 –
создания дистанционного курса
6.4. Расчет бюджета на проведе 1,5 1 0,5 –
ние и дальнейшее сопровождение
дистанционного курса




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
134
Окончание
В том числе
Наименование дисциплин Всего лекции практ. самостоят.
занятия подготовка
6.5. Перспективы развития дис 0,5 0,5 — —
танционного курса
7. Стандарты, протоколы, со 5 3 1 1
вместимость
7.1. Анализ проектов в области 1 0,5 — 0,5
стандартизации
7.2. Основные направления 0,5 0,5 — —
стандартизации
7.3. Требования к программному 1 0,5 — 0,5
обеспечению
7.4. Применение стандартов 1,5 1 0,5 —
при разработке систем ДО
7.5. Совместимость, адаптивность, 1 0,5 0,5 —
многократное использование
Всего 67 23 28 16
Подготовка к защите профес 4 1 0,5 2,5
сионального портфеля
разработчика
Защита профессионального 1 — — —
портфеля разработчика (прово
дится в онлайновом режиме
на основе технологий интернета)
Итого 72 24 28,5 18,5




e-learning
4.1. ?OI?UEA O O?O„?‡IIIO-IAUO‰E?AOIOI IOIOIAIOA 135




vA?¬? 4

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign