LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведе
ния.
3. Проведение. Участники могут занимать разные позиции. На
пример, организационные позиции в группе: генератор идей, раз
работчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик; позиции по отно
шению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор;
социально психологические позиции: лидер, предпочитаемый,
принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
4. Анализ. Выступления экспертов, анализ игры. Обсуждение.
Отмечаются результаты и ошибки.

—EUU‡?EOII?E ‡I‡IEA (IAEO-OU‡‰E)
Ситуационный анализ наиболее часто применяется
?OI??EIOU‚O
в бизнес образовании. Значительно повышает степень
OU?AOU‚U??E?
освоения материала. Используется также как элемент
IU?OO‚ EIA?U
деловой игры и мозгового штурма. Основная цель ситу UAI‰AI?E? IOOE?O‚‡U?
ационного анализа — научить обучающихся применять ‚??AI‡A‚‡II?A O?„‡-
IEA‡?EOII?A UO?I? EA
теоретические знания в практике и принимать верные
O?IO„O O·U?AIE? ?‡OUO
стратегические и оперативные решения. Для этого не
O IAU‰O‚IAU‚O?EUAI?-
обходимо понимание сложившейся ситуации, учет мак I?I ?AAUI?U‡UOI. ›U-
симально возможного спектра факторов и достоверной UAIUE‚IOOU? U?‡‰E?E-
OIIOE IAI?EE ?‡‚I‡ 5%,
информации. Задача ситуационного анализа состоит в
‰AIOIOU?‡?EE o 30%,
комплексном исследовании конкретной ситуации и
‡ O?‡IUE?AOIOE ?‡·O-
оценке эффективности принятых решений. Ситуаци U? o 70%.
онный анализ включает описание ситуации, выявление
и группировку факторов, определяющих выбор необ
ходимых решений, оценку аргументированности и эффективности
этих решений с точки зрения текущих и перспективных послед
ствий.

3.6. ? I‡OOE?AOIEA? IAUO‰? O·U?AIE?
Методы обучения — это система последовательных
—OA?E‡IEAE?O-
взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспе
‚‡II?E O‡EU
чивающих усвоение содержания образования. Метод обу
OO IAEO-IAUO‰U
чения характеризуется тремя признаками: обозначает ??IIO ‚ OEUU‡?EOIIU?
цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия IAUO‰EIU O·U?AIE?? o
http:// www.
субъектов обучения. Понятие «метод обучения» отече
casemethod.ru
ственные педагоги трактовали по разному. Одни понима
ли его как «способ передачи другим познаний» (Д.И. Тихо
миров) или относили к нему «вообще все способы, при




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
106
емы и действия учителя» (К.В. Ельницкий). Другие рассматривали
метод обучения как «совокупность координированных приемов пре
подавания» (С.А. Ананьев) и т. д.
Методов обучения множество. Каждая группа методов (и даже
каждый метод в отдельности) решает определенный класс методи
ческих задач. Для того чтобы понять, какие методы можно исполь
зовать для решения таких то задач, необходимо свести все методы
обучения в какую либо систему, т. е. классификацию. Разные авто
ры в основу подразделения методов обучения на группы и подгруп
пы кладут различные признаки, поэтому существует ряд класси
фикаций. Можно даже сказать, что в настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим наиболее распростра
ненную классификацию методов обучения, взяв за типологический
признак источник получения знаний.
В соответствии с таким подходом выделяют:
1) словесные методы — источником знания является устное или
печатное слово;
2) наглядные методы — источником знаний служат наблюдае
мые предметы, явления, наглядные пособия;
3) практические методы — учащиеся получают знания и выра
батывают умения, выполняя практические действия.
Остановимся подробнее на каждом методе.

—IO‚AOI?A IAUO‰?

Словесные методы включают рассказ, объяснение, беседу, дис
куссию, лекцию, работу с учебником и книгой.
–‡OOI‡A
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изло
жение содержания учебного материала. Этот метод применяется
на всех этапах школьного обучения. Меняются лишь характер рас
сказа, его объем, продолжительность. К рассказу, как методу изло
жения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических
требований:
• рассказ должен обеспечивать идейно нравственную направ
ленность преподавания;
• содержать только достоверные и научно проверенные фак
ты;
• включать достаточное количество ярких и убедительных приме
ров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
• иметь четкую логику изложения;
• быть эмоциональным;
• излагаться простым и доступным языком;
• отражать элементы личной оценки и отношения учителя к
излагаемым фактам, событиям.




e-learning
3.6. ? I‡OOE?AOIEA? IAUO‰? O·U?AIE? 107
?·??OIAIEA
Под объяснением следует понимать словесное истолкование за
кономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдель
ных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма
изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении тео
ретического материала различных наук, решении химических, фи
зических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных
причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
• точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы,
вопроса;
• последовательного раскрытия причинно следственных свя
зей, аргументации и доказательств;
• использования сравнения, сопоставления, аналогии;
• привлечения ярких примеров;
• безукоризненной логики изложения.
?AOA‰‡
Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов под
водит учеников к пониманию нового материала или проверяет ус
воение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым
методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ,
от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
В Средние века особенно распространенной была так называемая
катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведе
нию вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учите
ля. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практи
куются.
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного мате
риала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,
места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды
бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы
сообщения или выявления и формирования новых знаний (сократи
ческие, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или
закрепляющие беседы.
Цель вводной беседы — актуализировать ранее усвоенные зна
ния, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциаль
ные и реальные возможности учащихся для активного включения
их в предстоящую учебно познавательную деятельность по реше
нию стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется
степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятель
ности, к познанию нового.
Беседа сообщение предполагает включение ученика в сам про
цесс активного участия в добывании новых знаний, в поиски способов
их получения, формулирования собственных ответов на поставлен




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
108
ные учителем вопросы. В ходе эвристической беседы учитель, опи
раясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к по
ниманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и вы
водов. В результате такой совместной деятельности учащиеся при
обретают новые знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующая, или закрепляющая, беседа нацелена на систе
матизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и
способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их
в решение новых учебных и научных проблем на межпредметной
основе.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику
(индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная
беседа). Одной из разновидностей беседы является собеседование.
Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными
группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседова
ние в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоя
тельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, вы
сказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учи
телем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности по
становки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, что
бы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть крат
кими, четкими, содержательными, сформулированными так, что
бы будили мысль ученика. Не стоит ставить двойных, подсказыва
ющих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не сле
дует формулировать альтернативных вопросов, требующих одно
значных ответов типа «да» или «нет». В целом метод беседы имеет
следующие преимущества:
• активизирует учебно познавательную деятельность уча
щихся;
• развивает их память и речь;
• делает открытыми знания учащихся;
• имеет большую воспитательную силу;
• является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
• требует много времени;
• содержит элемент риска (учащийся может дать неправиль
ный ответ, который воспринимается другими учащимися и фикси
руется в их памяти);
• необходим запас знаний.

”?A·I‡? ‰EOIUOOE?
Значительное место среди словесных методов обучения отво
дится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначе
ние в процессе обучения — стимулирование познавательного ин
тереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных науч




e-learning
3.6. ? I‡OOE?AOIEA? IAUO‰? O·U?AIE? 109
ных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к ос
мысливанию различных подходов, к аргументации чужой и своей
позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная
подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном
плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений
по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится бес
предметной, бессодержательной и неточной, а без умения выра
зить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности,
запутанной и противоречивой.
Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у
учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, стро
ить систему аргументированных доказательств, с другой — учит
их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации,
естественно, учитель должен сам демонстрировать перед ученика
ми образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно из
лагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школь
ников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, нена
вязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя
на истину в последней инстанции. Хорошо проведенная дискуссия
имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит бо
лее глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою по
зицию, считаться с мнениями других.
AAI?E?
Лекция — монологический способ изложения объемного мате
риала, который используется, как правило, в старших классах и
занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заклю
чается в возможности обеспечить законченность и целостность вос
приятия школьниками учебного материала в его логических опос
редованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность исполь
зования лекции в современных условиях возрастает в связи с при
менением блочного изучения нового учебного материала по темам
или крупным разделам.
Лекции могут также использоваться при повторении пройден
ного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся
они по одной или нескольким темам для обобщения и систематиза
ции изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современ
ной школы позволяет значительно активизировать познаватель
ную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные по
иски дополнительной научной информации для решения проблем
ных учебно познавательных задач, выполнения тематических за
даний, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, гра
ничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объяс
няется тот факт, что в старших классах средних школ удельный вес
лекций в последнее время стал возрастать.




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
110
–‡·OU‡ O U?A·IEIOI E IIE„OE
Это один из наиболее традиционных и широко распространен
ных методов обучения. Существует ряд приемов самостоятельной
работы с печатными источниками. Основные из них:
• конспектирование — краткое изложение, краткая запись со
держания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от
себя) или третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше
развивает самостоятельность мышления;
• составление плана текста. План может быть простой и слож
ный. Для составления плана необходимо после прочтения текста
разбить его на части и озаглавить каждую часть;
• тезирование — краткое изложение основных мыслей про
чтенного;
• цитирование — дословная выдержка из текста. Обязательно
указываются выходные данные (автор, название работы, место из
дания, издательство, год издания, страница);
• аннотирование — краткое свернутое изложение содержа
ния прочитанного без потери существенного смысла;
• рецензирование — написание краткого отзыва с выражением
своего отношения к прочитанному;
• составление справки — сведений о чем нибудь, полученных
после поисков. Справки бывают статистические, биографические,
терминологические, географические и т. д.;
• составление формально логической модели — словесно схе
матического изображения прочитанного;
• составление тематического тезауруса — упорядоченного
комплекса базовых понятий по разделу, теме;
• составление матрицы идей — сравнительных характерис
тик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.


O‡„I?‰I?A IAUO‰?
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы,
при которых усвоение учебного материала находится в существен
ной зависимости от характера применяемой в процессе обучения
наглядности.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными
и практическими методами обучения и предназначаются для на
глядно чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процес
сами, объектами в их натуральном виде или в символьном изобра
жении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и
т. п. В современной школе широко используются с этой целью эк
ранные технические средства. Наглядные методы обучения услов
но можно подразделить на две большие группы: метод иллюстра
ций и метод демонстраций.




e-learning
3.6. ? I‡OOE?AOIEA? IAUO‰? O·U?AIE? 111
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстра
тивных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на дос
ке, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с
демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кино
фильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядно
сти на иллюстративные и демонстрационные является условным.
Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств на
глядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных
(например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп).
Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телеви
дения, видеомагнитофонов, компьютеров, интернета) расширяет
возможности наглядных методов обучения. Компьютеры не только
позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процес
сы, которые раньше усваивались из текста учебника, но и дают воз
можность моделировать определенные процессы и ситуации, вы
бирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по оп
ределенным критериям, т. е. значительно расширяют возможности
наглядных методов в учебном процессе. При использовании нагляд
ных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
• применяемая наглядность должна соответствовать возрасту
учащихся;
• наглядность должна использоваться в меру и показывать ее
следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
• наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы
все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
• необходимо четко выделять главное, существенное при пока
зе иллюстраций;
• детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонст
рации явлений;
• демонстрируемая наглядность должна быть точно согласова
на с содержанием материала;
• привлекать самих учеников к нахождению желаемой инфор
мации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

??‡IUE?AOIEA IAUO‰?
Практические методы обучения основаны на практической дея
тельности учащихся. Этими методами формируют практические
умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения,
лабораторные и практические работы.
”O?‡EIAIEA
Это планомерно организованное повторное выполнение дей
ствия (умственного или практического) с целью его усвоения. Уп
ражнение лежит в основе приобретения тех или иных навыков и
умений. В различных условиях обучения упражнение является




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
112
либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляют
ся все компоненты процесса учения — уяснение содержания дей
ствия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной
из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые пред
шествуют упражнению и обеспечивают первоначальное уяснение
содержания действия и его предварительное закрепление. Упраж
нение в этом случае способствует завершению уяснения и закреп
ления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит
к полному овладению действием и превращению его в умение или
навык. Упражнения по своему характеру подразделяются на уст
ные, письменные, графические и учебно трудовые. При выполне
нии каждого из них учащиеся совершают умственную и практи
ческую работу.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении уп
ражнений выделяют:
• упражнения по воспроизведению известного с целью закреп
ления — воспроизводящие упражнения;
• упражнения по применению знаний в новых условиях — тре
нировочные упражнения.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух про
говаривает, комментирует предстоящие операции, такие упраж
нения называют комментированными. Комментирование действий
помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить кор
рективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений. Устные уп
ражнения способствуют развитию логического мышления, памяти,
речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не тре
буют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления зна
ний и выработки умений в их применении. Они способствуют раз

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign