LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
90
К поиску информации можно отнести следующие виды учебных
заданий:
• написание и защита рефератов разных видов на основе мате
риалов из сети: реферат обзор, реферат рецензия (реферат в элек
тронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в
виде чата или обсуждения в телеконференции);
• анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их
оценивание, создание рейтинга студенческих работ;
• составление коллекции аннотированных ссылок интернета по
теме;
• рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация;
• работа с веб квестом, подготовленным преподавателем или
найденным в сети;
• обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуж
дения актуальных проблем;
• «поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет)
где то в сети интересный документ, который учащиеся должны
отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые сло
ва, формулируя другими словами заданную проблему;
• сбор мультимедиа материалов к заданной теме (текст, ил
люстрации, анимации, видео, аудио);
• иллюстрация найденного текста своими мультимедиа ма
териалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).
К сбору информации можно отнести следующие виды учебных
заданий:
• консультация экспертов. Студенты могут обратиться за
разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной об
ласти;
• проведение опросов. Выбирается интересующая студентов
тема, например отношение к выборам, и опрашивается возможно
большее количество людей в сети или используются обычные ме
тоды опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем
желающим.

?·?AIEA
• Переписка между отдельными учащимися (например, зна
менитый проект «Тандем» по изучению иностранных языков, когда
в пару объединяются два носителя разных языков, чьей целью яв
ляется овладение языком собеседника).
• Обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной те
леконференции или форуме). При этом следует учить студентов
аргументированию собственной позиции.
• Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся
ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за
маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и




e-learning
3.5. ‘O?I? O?„‡IEA‡?EE U?A·IO„O O?O?AOO‡ 91
т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы,
и чтобы ответить на них, ведущему приходится много читать и раз
бираться в обсуждаемой теме. Данную игру можно проводить как
по электронной почте, так и в чате или видеоконференции.
• Ролевая игра, которую ведет преподаватель. В качестве при
мера приведем один из сайтов в Квебеке (Канада). Преподаватели
организовали виртуальную деревню конца XIX в. Каждый из них
взял на себя разные роли — кузнеца, доктора, почтальона и т. п.
Учащиеся, чтобы пообщаться с данными персонажами, должны хо
рошо представлять себе, какой была жизнь в ту эпоху, а для этого
им придется прочитать немало книг.
• Виртуальная встреча — учащиеся могут обратиться с воп
росами к какой либо известной личности. Например, к нобелевско
му лауреату. Сообщение о встрече сопровождается досье следую
щего содержания:
• как участвовать во встрече;
• краткая биография приглашенного;
• публикация одного из его произведений (например, статьи);
• как будет происходить встреча.
Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или
видеоконференции.
• Консультации. Могут проводиться по электронной почте,
иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель
назначает регулярное время, когда он будет в сети, на
пример, по средам с 18.00 до 19.00.
• Тематический чат. Он может иметь различные сценарии
проведения, но должен отвечать следующим требовани
ям: до чата рассылается объявление о дате и времени его
проведении. Студенты заходят в чат под своими реаль
ными именами и фамилиями.
• Присутствие на расстоянии. Видеоконференции могут дать
студентам возможность наблюдать за работой лунохода, присут
ствовать на экспериментальных медицинских операциях и т. п. На
пример, в ноябре 1999 г. было осуществлено первое заседание ар
битражного суда Челябинской области, на котором обвиняемый
присутствовал в режиме видеоконференции (в этот момент он на
ходился в местах заключения). За ходом данного заседания могли
наблюдать студенты юридического факультета Южно Уральского
государственного университета.


?U·IEI‡?E? ‚ OAUE
В ходе дистанционного курса возможны:
• создание тематических веб страниц индивидуально и в мини
группах (совместное творчество — одна из наиболее популярных ис
пользуемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, со




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
92
здают учебные пособия и т. п., работая в мини группах и предоставляя
всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество);
• создание веб квестов для работы по теме и раз
—‡EU IOIIU?O‡ мещение их на сайте курса. Например, огромной попу
ThinkQuest o лярностью в мире пользуется конкурс ThinkQuest, где
http://
учащимся разных стран предлагается создать образо
www.ThinqQuest.com
вательные странички на любую интересующую их тему.
Главное условие — читатели данных страниц должны
получить полное представление о затронутой проблеме;
• публикация курсовых и дипломных работ студентов на сайте;
• создание банка данных об инженерных, литературных и т. п.
находках студентов, банка игр и упражнений;
• конкурсы — элемент состязательности дает дополнительную
мотивацию для выполнения задания (например, сетевая виктори
на). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за
определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудирован
ность и грамотность изложения, а также оформление ответов;
• социальные акции — они дают возможность оказания реаль
ной помощи кому то. Например, в Бельгии студентами факультета
сурдо и тифлопедагогики университета Брюсселя была проведе
на акция поддержки детей. С помощью сетей они организовали сбор
средств, которые были перечислены в детские дома для слабослы
шащих детей;
• создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фо
тоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему.
Это может быть заданием для студентов — создать веб страницу с
описанием какого либо процесса. Фотосериал занимает значитель
но меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же
операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать в ходе обу
чения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать
развитие ситуации.
Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь
все зависит от творчества преподавателя и его умения использо
вать возможности интернета. В представленной таблице обобща
ется информация о возможных видах учебной деятельности уча
щихся в интернете.

Виды работ в интернете Учебная деятельность
• написание рефератов
1. Работа с информацией:
• составление аннотированных ссылок
поиск информации
• рецензия на сайт по теме
• работа с веб квестами
• поиски «сокровища»
• сбор мультимедийного материала к теме
• иллюстрирование своих текстов материалами из
интернета
• консультация экспертов
сбор информации
• проведение опросов




e-learning
3.5. ‘O?I? O?„‡IEA‡?EE U?A·IO„O O?O?AOO‡ 93
Окончание
Виды работ в интернете Учебная деятельность
• переписка
2. Общение
• обсуждение
• ролевые игры
• виртуальные встречи
• создание тематических веб страниц
3. Публикация в сети
• создание веб квестов
• публикация курсовых, дипломных работ, статей
• создание тематических банков данных
• создание фотосериалов и других мультимедий
ных ресурсов



Теперь, когда мы знакомы с основными сервисами интернета, мо
жем обсудить непосредственно формы организации учебного процес
са в сети. На основе классификации, предложенной А.А. Андреевым,
предлагаем следующую классификацию форм организации обучения
с учетом технологических возможностей ДО на базе интернета:
1. Телелекция и медиа лекция (аудио, видео, слайд презента
ция, текстовая с гиперссылками на медиа объекты).
2. Консультации (индивидуальные, групповые; техническая
база: электронная почта, форумы, чаты).
3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эписто
конференция).
4. Проекты (групповые, индивидуальные исследовательские,
творческие, информационные, техническая база: все сервисы ин
тернета).
5. Лабораторно практические занятия.
6. Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, зада
чи и др.).
7. Контроль (онлайн тестирование, экзамены, зачет; требу
ется специализированное программное обеспечение).
8. Игры (обучающие, ролевые и др.).
9. Ситуационный анализ (кейс стади).

AAI?EE
Лекции в системе дистанционного образования могут проводить
ся в реальном и отсроченном времени, фронтально и индивидуаль
но. Для фронтальных лекций в реальном времени может использо
ваться телевидение или видеоконференция, для индивидуальных
лекций — видеокассеты, CD диски, видеоконференции.
Телевизионные лекции
Учебное телевидение давно известно в нашей стране. В после
днее время телевизионные лекции начинают активно использовать
ся и в дистанционном образовании. Ведущим российским вузом,




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
94
применяющим данную технологию, является Современный гума
нитарный университет.
К достоинствам телевизионных лекций можно отнести:
• возможность записи на видеокассету;
• доступность (не нужно специального оборудования — муль
тимедийного компьютера);
• возможность повторной трансляции.
Аудиолекции
Хорошим примером организации аудиолекций может служить
французский проект «Сонотека». В его рамках были записаны ре
альные лекции ведущих специалистов из различных университетов
по самым разным, преимущественно гуманитарным, направлениям.
Эти лекции хранятся в медиатеках университетов. Любой желаю
щий может прийти и переписать себе нужную лекцию на аудиокас
сету или CD диск (аудиофайл). Кроме того, в сети интернет есть сайт
проекта, который ежедневно транслирует лекции, а также предос
тавляет возможность скачивания их для прослушивания. К недостат
кам данных лекций стоит отнести отсутствие зрительной опоры.
Лекция через видеоконференцию
Данный вид лекции — дорогое удовольствие. Ее целесообразно
использовать, если приглашается действительно выдающийся лек
тор (например, нобелевский лауреат или глава какой либо компа
нии). Однако в последнее время идет возрастание скорости каналов
телекоммуникационных сетей и подобные лекции могут быть ши
роко востребованы.
Достоинства данных лекций:
• живое общение студентов и преподавателя;
• нет ограничения количества студентов — их может быть от
одного до нескольких тысяч человек;
• возможность записи в виде файла на компьютер и многократ
ный ее просмотр в случае необходимости;
• возможность обратной связи — студенты могут задавать воп
росы лектору в режиме реального времени.
К недостаткам можно отнести дороговизну и малое количество
времени на обдумывание вопросов и ответов, диалог ведется, как
правило, в довольно жестком темпе.
Лекция на видеокассете
Многие вузы фактически дискредитировали данный вид лекции
из за того, что просто записывали речь в специальной студии. Сту
денты иронично называют эти лекции «говорящими головами»
(talking heads), так как съемка велась с одной точки и показывала
только голову лектора, изредка — записи, которые он делал на дос
ке (но их обычно в записи плохо видно).
Современные лекции на видеокассетах изменились. Они, как
правило, включают следующее:




e-learning
3.5. ‘O?I? O?„‡IEA‡?EE U?A·IO„O O?O?AOO‡ 95
• заставку курса, к которому относится лекция;
• представление лектора;
• план лекции;
• богатый иллюстративный материал, который появляется на
экране в случае необходимости. Это компьютерная графика, компь
ютерные модели, которые отчетливо видны на экране в отличие от
записей мелом на доске;
• лекции снимаются в «живой» аудитории, и у студентов со
здается эффект присутствия. Они могут слышать вопросы, кото
рые задает лектор, видеть реакцию зала.
Электронная лекция
Это набор учебных материалов в электронном виде: текст лек
ций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из
научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде
файлов. Существуют два вида таких лекций: линейный и комплек
сный. Линейные лекции дают материал в виде веб страницы со ссыл
ками — студент может, щелкнув на ссылку, открыть другой доку
мент или мультимедийный файл, когда посчитает нужным. Данный
вид лекции широко используется в интернет курсах. Текстовая лек
ция имеет следующие преимущества:
• возможно многократное обращение к непонятным при чте
нии местам;
• возможно чередование чтения с обдумыванием, анализом;
• легче увидеть общую структуру содержания;
• больше глубина проникновения в содержание лекции;
• могут быть использованы мультимедийные элементы;
• учащийся имеет возможность распечатать любой ее фраг
мент;
• в ходе изложения каждой лекции студенту должны ставиться
проблемные вопросы, даваться задания разных уровней сложности.
Другой вариант — лекция является специально созданным про
граммным продуктом на компакт диске. В этом случае материал
автоматически разворачивается на экране по мере продвижения
записи лекции. Экран в данном случае разделен на несколько секто
ров:
• видеозапись лекции (с возможностью отключения видеоизоб
ражения, звук при этом остается);
• основные тезисы лекции;
• качественный иллюстративный материал (схемы, рисунки,
таблицы, графики и т. п.), который возникает на экране по мере про
движения по лекции;
• возможность перемотки лекции, возврата к нужной части;
• проблемные вопросы;
• возможно постепенное появление формул с той же скорос
тью, с какой пишет лектор на доске — создается эффект присут
ствия.




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
96
Подобные лекции выпускает компьютерный центр MediaLab
Ярославского государственного университета. Именно этот вид лек
ции имеет хорошие перспективы в дистанционном обучении, так
как включает в себя многие достоинства реальной лекции и помога
ет преодолеть многие ее недостатки. Кроме того, в интернете неце
лесообразно размещать файлы большого объема.

 OIOUI?U‡?EE
Консультации могут быть индивидуальными и групповыми (но
не более 5—7 человек одновременно). Они могут проводиться в ре
альном (чат, телефон, ICQ, IRC, факс) и отложенном (электронная
почта, форум) времени. Наиболее распространенным является ис
пользование для данной цели электронной почты. Однако время
ответа на заданный вопрос не должно превышать сутки. При кон
сультации в реальном времени рекомендуется заготовить «клише»
ответов на ожидаемые типичные вопросы; под рукой весь учебный
и справочный материал, а также возможность обращаться к ассис
тенту консультанту по техническим вопросам (особенно, если кон
сультация проводится в виде видеоконференции).

—AIEI‡??
Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами
темы учебной программы под руководством преподавателя. Это один
из видов практического занятия. Семинар, наряду с лекцией, отно
сится к основным формам организации учебного процесса и выпол
няет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.
Эти функции семинара можно реализовать и в дистанционном обу
чении. Для этого можно использовать несколько технологий.
Общим правилом подготовки семинара в ДО является тщатель
ная его разработка. Преподаватель должен:
• подготовить вопросы, список литературы, методические ре
комендации по содержательной части;
• составить график (время и дату начала и конца, указать вид
семинара — синхронный или асинхронный);
• распространить разработанные документы среди участников
семинара (через список рассылки или доску объявлений);
• убедиться, что все участники семинара имеют идентифика
ционное имя и пароль;
• подготовить тесты (в случае необходимости);
• в конце семинара выставить оценки за пройденный модуль.
Семинар видеоконференция
В педагогическом аспекте данный вид семинара практически не
отличается от традиционного, потому что участники процесса ви
дят друг друга на экранах мониторов. К видеоконференциям, как




e-learning
3.5. ‘O?I? O?„‡IEA‡?EE U?A·IO„O O?O?AOO‡ 97
показывает опыт, надо привыкнуть, так как наблюдается некото
рая задержка изображения на экране при движении участников,
сказывается некоторая необычность интерьера, начиненного аппа
ратурой, и др. Однако данный вид семинаров используется доволь
но редко, так как требует сложного оборудования и дорого стоит.
Семинар чат
Семинары можно проводить и в виде чатов. Но использование
данной технологии накладывает некоторые ограничения:
• продолжительность семинара не более 1 часа (высокое пси
хологическое напряжение, студенты быстро устают);
• количество участников — не более 5 человек (сообщения на
экране перемешиваются, трудно следить за мыслью).
Общие рекомендации по проведению семинара в виде чата зву
чат так:
1. Заранее составить список участников и, возможно, порядок
их выступления.
2. Входить в чат под «нормальными», узнаваемыми именами
(лучше всего — имя + фамилия), а не «никами» (от англ. nickname),
псевдонимами. (Очень сложно бывает иногда быстро сориентиро
ваться и понять, кто за каким «ником» скрывается.)
3. Чат — это разговор скоростной. Нужно не бояться опечаток,
быть предельно лаконичными, не использовать витиеватые фразы.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign