LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и т. д. Вербальный способ получения новой информации был оправдан в
условиях нехватки книг, учебников и прочего учебного материала.
В век новых информационных технологий, когда компьютерные
издательские системы и современная копировальная техника позво
ляют осуществить публикацию в считанные часы, необходимость оз
вучивания знаний, изложенных в книгах, казалось бы, отпала. Но при
вычка (стереотип, менталитет?) вербально воспринимать новый учеб
ный материал настолько крепка, что преподаватели и даже студенты
с трудом представляют себе какой либо альтернативный способ по
дачи нового материала. С этой точки зрения организация материала в
курсах ДО — и есть другой, невербальный способ организации учеб
ного материала. И этот другой способ влияет на выбор формы обуче
ния и способ организации учебной деятельности. Чтобы избежать не
допонимания, сначала договоримся о том, что мы подразумеваем под
учебной деятельностью и обучением.
В Педагогическом энциклопедическом словаре учебная деятель
ность определяется как «один из основных видов деятельности чело
века, направленный на усвоение теоретических знаний и способов
деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое




e-learning
3.4. ‘O?I‡ E OO‰A?E‡IEA O·U?AIE? 83
осуществление учебной деятельности способствует
?A‰‡„O„E?AOIEE
интенсивному развитию у ее субъектов теоретическо ?I?EIIOOA‰E?A-
го сознания и мышления, основными компонентами ко OIEE OIO‚‡?? o
торого являются содержательные абстракции, обоб http://dictionary.fio.ru
щения, анализ, планирование и рефлексия. Учебную дея
тельность нельзя отождествлять с теми процессами
учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятель
ности (игровую, трудовую и др.). Учебная деятельность сознатель
но направлена на усвоение знаний и способов деятельности.

В конце 50 х гг. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о стро
ении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии
ребенка. Особенность учебной деятельности состоит в том, что
ее результатом является изменение самого учащегося, а содержа
ние учебной деятельности заключается в овладении обобщенными
способами действий в сфере научных понятий. Дальнейшее разви
тие эта идея получила в исследованиях В.В. Давыдова.

В структуре учебной деятельности выделяются потреб
ность, задача, мотивы и операции. Исходная форма учебной де
ятельности — ее коллективно распределенное осуществление
учащимися под руководством учителя. Формирование и разви
тие учебной деятельности проходит несколько этапов, каж
дому из которых соответствуют определенные ступени об
разования. При переходе с этапа на этап видоизменяются ее
основные характеристики (содержание, формы организации и
т. д.).»
Из каких компонентов складывается учебная деятельность? Ка
ковы цель, результат и содержание учебной деятельности?
Д.Б. Эльконин, описывая учебную деятельность, отмечал, что це
лью и результатом учебной деятельности является изменение са
мого себя как субъекта этой деятельности. Любая другая деятель
ность имеет целью получение внешних результатов. Например, ис
следовательская деятельность имеет целью (и результатом) сде
лать научное открытие.
«Специфической потребностью и мотивом учебной деятельнос
ти человека является овладение теоретическим отношением к
действительности и соответствующими ему способами ориентации
в ней. Предметным содержанием учебной деятельности выступают
взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (науч
ного, художественного, нравственного, правового). В основе созда
ния людьми всех форм теоретического сознания лежит диалекти
ческое (разумное) мышление. В этом смысле можно сказать, что со
держанием учебной деятельности выступает овладение основами
диалектического мышления, которое дети должны активно приме
нять при усвоении научных понятий, художественных образов, нрав
ственных ценностей и правовых норм» (В.В. Давыдов).




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
84
Под обучением мы понимаем совместную целенаправленную
деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется
развитие личности, ее образование и воспитание. Педагогический
энциклопедический словарь определяет обучение следующим об
разом:
«Понятие “обучение” многозначно. Свойство обучаться принад
лежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Ки
бернетика понимает обучение еще шире, говоря, например, о само
обучающихся системах. В ходе социального развития обучение ста
новится отдельным, специфическим видом общественной деятель
ности, превращается в средство передачи социального опыта. Глав
ные составляющие процесса обучения — преподавание и учение. В их
единстве заключается основная дидактическая функция обучения.
В элементарной форме отношение “преподавание — учение” прояв
ляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако
только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе
дидактических отношений выступает как объект преподавания и
как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии при
надлежит учителю. Отношение “преподавание — учение” опреде
ленным образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность
преподавания в этом виде обучения представлена в виде письменных
заданий, учебников и т. д.
В условиях непрерывного образования прямое педагогическое
руководство заменяется опосредованным, учение все более при
нимает форму самообразования. Содержательная и процессуаль
ная стороны обучения находятся в единстве и влияют друг на
друга. Объем и структура содержания образования должны со
ответствовать закономерностям и принципам обучения, усло
виям, в которых оно протекает, возможностям и особенностям
формирующейся личности учащихся. Единство образовательной,
воспитывающей и развивающей функций обучения выступает как
принцип педагогической деятельности; нужны специальные уси
лия педагогов, чтобы его обеспечить.
Существуют различные системы организации обучения: инди
видуальная, классно урочная система, лекционно семинарская си
стема, предметно курсовая система обучения, курсовая система
обучения и др. Каждая из них использует характерные организа
ционные формы обучения, способствует созданию специфических
условий обучения, воспитания и развития учащихся».
И, наконец, осталось разобраться еще с одним важным
?A‰‡„O„EI‡.
понятием — форма обучения. Форма обучения — это
?OIO‚? O·?AE
внешняя сторона учебного процесса, отображающая
OA‰‡„O„EIE.
внутреннее содержание и взаимодействие всех компо
?E‰‡IUEI‡ / ?‚UO??:
??OIOO?A‚ ».»., AE?‡I- нентов учебного процесса, к которым относятся: цель,
IO‚E? O.¬. o A.: “AU-
учитель и ученики, содержание, методы, дидактичес
?‡—EOUAIO, 2002.
кие средства обучения.




e-learning
3.4. ‘O?I‡ E OO‰A?E‡IEA O·U?AIE? 85
Форма обучения зависит от содержания. Обучение говорению
эффективно в малых группах, а технике чтения — индивидуально,
обсуждать проблемы литературного героя — фронтально, т. е. вме
сте с классом. Формы обучения всегда имеют четко очерченное со
держание и в то же время они зависят от различных условий, на
пример, количество учащихся в классе влияет на выбор учителем
таких форм обучения, как индивидуальные, групповые и фронталь
ные. Различают формы обучения по месту проведения занятий —
школьные, внешкольные, дистанционные; по времени — классные,
внеклассные; по виду учебной деятельности — урок, лекция, лабо
раторная работа, консультация, зачет, семинар; по степени участия
преподавателя — самостоятельная, формы взаимообучения, про
граммированное обучение. В нашем курсе будем придерживаться
точки зрения академика М.И. Махмутова, который различает два
понятия: а) формы обучения (коллективная, фронтальная, группо
вая, индивидуальная); б) формы организации учебной деятельнос
ти: урок, факультатив, лекция и т. д.
Таким образом, суммируя все вышесказанное, определимся с
педагогическими терминами, которыми необходимо свободно опе
рировать любому автору или разработчику электронных учебных
материалов и дистанционных курсов:

Понятие Определение
Учебная деятельность — это один из основных видов деятельности чело
века, направленный на усвоение теорети
ческих знаний и способов деятельности в
процессе решения учебных задач
Под обучением мы понимаем совместную целенаправленную деятель
ность учителя и учащихся, в ходе которой
осуществляется развитие личности, ее
образование и воспитание
Под формой обучения мы внешнюю сторону учебного процесса,
понимаем отображающую внутреннее содержание и
взаимодействие всех компонентов учебного
процесса
Формы обучения бывают: коллективная, фронтальная, групповая,
индивидуальная
Формы организации учебной урок, факультатив, лекция и т. д.
деятельности бывают:
Компоненты учебного процесса цель, учитель и ученики, содержание,
следующие: методы, формы обучения, дидактические
средства обучения

Далее остановимся подробнее на формах обучения и разберем
ся, что же понимается под индивидуальной, групповой и фронталь
ной формой обучения.
Под индивидуальной формой мы понимаем целенаправленную
деятельность учителя и ученика, в ходе которой осуществляется
обучение последнего знаниям, умениям и навыкам. Она может вклю




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
86
чать в себя и самостоятельную работу обучаемого с учебным мате
риалом, который может представлять собой просто план работы с
указанием источников, или же специальным образом организован
ный материал, или учебно методический комплекс печатных и элек
тронных учебных материалов. В современных учебных заведениях
существуют такие виды индивидуальной формы обучения, как кон
сультации, индивидуальные занятия по практике вождения авто
машины, или, например, индивидуальные занятия по обучению игре
на музыкальных инструментах.
В системе дистанционного обучения часто используется модель
обучения, основанная исключительно на индивидуальной самосто
ятельной работе студента. В этом случае он чувствует себя один
на один с предметом, у него должна быть очень сильная мотивация
учения, иначе психологический стресс будет очень велик и сту
дент просто бросит учебу. Эта модель в большей степени подхо
дит для самообразования. Как правило, лишь самые одаренные
учащиеся могут работать в таком режиме. В США дистанционное
обучение на основе индивидуальной работы со студентом счита
ется элитным и стоит дороже обычного очного обучения. Индиви
дуальное обучение применяется также для обучения детей, име
ющих проблемы со здоровьем или с задержкой развития. То есть у
индивидуального обучения есть своя ниша в современной системе
образования.
Достоинствами индивидуальных форм обучения являются:
• возможность учесть уровень и стремления каждого учащегося;
• свобода творчества;
• более тесный контакт с преподавателем.
К недостаткам индивидуальных форм обучения относятся:
• высокая стоимость;
• студент не общается с другими студентами, а значит, не мо
жет оценить уровень своих знаний или углубиться в тему.
Таким образом, индивидуальная форма предполагает соответ
ствие заданий способностям учащихся, подбор таких приемов и
средств, которые обеспечат оптимальное развитие каждого уча
щегося.
Самыми современными формами организации учебной деятель
ности являются групповые. Именно на них основаны новые педаго
гические технологии, на которых, в свою очередь, зиждятся техно
логии дистанционного обучения. Под групповой формой обучения
мы понимаем совместную познавательную деятельность учащих
ся, объединенных в учебную группу, направленную на обучение и
взаимообучение членов группы знаниям, умениям и навыкам. Груп
повая форма работы отличается по структуре большой долей са
мостоятельной работы учащихся в процессе освоения знаний и при
обретения каких либо навыков, чем, например, фронтальные фор
мы обучения.




e-learning
3.4. ‘O?I‡ E OO‰A?E‡IEA O·U?AIE? 87
Групповые и парные формы работы на уроке способствуют раз
витию у школьников и студентов критического мышления и адек
ватной самооценки, развивают самостоятельность и ответствен
ность, способность к кооперации и сотрудничеству, повышают кре
ативность, развивают навыки общения и т. д.
Достоинствами групповых форм работы являются:
• использование широкого спектра исследовательских и про
блемных методов;
• активное применение полученных знаний в практической
деятельности;
• развитие критического мышления, познавательной активно
сти и самостоятельности студентов;
• формирование собственной точки зрения на многие проблемы.
К недостаткам групповых форм относятся:
• возможность «спрятаться за спину» другого студента;
• большая подготовительная работа преподавателя.
Однако данные недостатки можно преодолеть при правильном
планировании деятельности слушателей в процессе учебной рабо
ты в курсе ДО.
При групповой форме состав класса разбивается на группы, бри
гады, звенья. В этом случае нужно определить задания группам,
обеспечить контроль за их учебной деятельностью. Такая форма
предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем
работа в них строится на принципах самоуправления школьников с
менее жестким контролем учителя. Групповые формы правомерно
подразделять на звеньевые, бригадные, кооперативно групповые,
дифференцированно групповые, работа в парах. Отличительный
и существенный признак групповой формы учебных занятий: в каж
дый момент общения одного говорящего слушает группа людей.
Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию
учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной
форме учебной работы организуется учебная деятельность специ
ально сформированных для выполнения определенных заданий вре
менных групп учащихся.
Таким образом, групповая форма вызывает у каждого учащего
ся заинтересованное отношение к общей работе, требует творчес
кой активности, рождает подлинные коллективистские отношения,
общественно ценные мотивы деятельности и поведения.
Фронтальные формы обучения — организация учебного про
цесса, при котором учитель обращается ко всему классу (группе,
аудитории) сразу. Любая реакция ученика или группы учеников
воспринимается как реакция всего класса. Например, кто либо из
слушателей комментирует материал или задает вопрос препода
вателю. Преподаватель не планировал ответ на вопрос. Что же про
изойдет? Скорее всего, преподаватель постарается кратко пояснить
непонятое или сжато ответить на вопрос. Но ведь вопрос происхо




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
88
дит от одного учащегося, а учитель воспринимает его как реакцию
всей группы.
Лекция — наиболее распространенный пример фронтального
обучения. На лекции удается занять малое количество учителей
при большом числе обучаемых. Она особенно эффективна при ис
пользовании высококвалифицированных лекторов. Однако, как по
казали специальные наблюдения, даже у лучших лекторов в особо
подготовленных студенческих аудиториях (мехмат МГУ им. Ломо
носова) непосредственно во время лекции слушатели успевают ус
воить приблизительно 40% материала. Но на мехмате МГУ это не
страшно: студенты умело конспектируют лекцию, и после они на
семинарских занятиях и в индивидуальной домашней работе уве
ренно достигают необходимого уровня усвоения. Но вот возможно
ли это в школе? К тому же именно лекция требует полного прекра
щения контакта между учащимися, полного подчинения требова
ниям формальной дисциплины. Так что и фронтальные формы ра
боты влекут за собой десоциализацию обучения.
Таким образом, фронтальная форма организует учащихся, задает
единый темп работы. Она прививает умения слушать чужое мнение,
сравнивать, дополнять, находить ошибки, оценивать. Однако такая
форма организации обучения не рассчитана на учет индивидуаль
ных различий школьников. Может получиться так, что взятый темп
занятия слабым учащимся будет высоким, а сильным — низким.
Отсюда вывод: фронтальные формы, групповые формы, как и
индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др.
Они могут применяться как на обязательных (классных), так и до
полнительных занятиях.



3.5. ‘O?I? O?„‡IEA‡?EE U?A·IO„O O?O?AOO‡
Форма организации учебного процесса или органи
?I‰?AA‚ ?.?. зационная форма обучения — это процесс обучения с
?OIO‚? »IUA?- точки зрения места, времени, количества обучаемых,
IAU-O·U?AIE?:
особенностей взаимодействия участников образова
AAI?EE. o A., 2003.
тельного процесса (т. е. учителя и ученика), а также це
лей, содержания и различных технологий обучения.
Всем известны такие традиционные формы организации обучения,
как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки. Однако техно
логические особенности ДО привносят свою специфику в традици
онные формы обучения.
Прежде чем рассмотреть возможные формы обучения в ДО, нуж
но выяснить, какую учебную деятельность технически возможно
организовать в интернете? Приведем конкретные примеры исполь
зования возможностей интернета в учебных целях, которые можно
применять как в традиционной организации обучения, так и при




e-learning
3.5. ‘O?I? O?„‡IEA‡?EE U?A·IO„O O?O?AOO‡ 89
работе с новыми педагогическими технологиями. Но прежде выяс
ним, что может обучаемый делать в интернете и как эти возможно
сти можно использовать в ДО.
Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователя
ми интернета, можно условно разделить на три группы:
1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных,
справочными системами и т. п.;
2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on
line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;
3) публикация в сети — создание веб страниц, сайтов.
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможно
сти для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации:
а) поиск информации в интернете может сопровождать такие
виды учебной работы, как:
• написание рефератов,
• составление аннотированных ссылок,
• рецензия на сайт по теме,
• работа с веб квестами,
• поиски «сокровища»,
• сбор мультимедийного материала к теме,
• иллюстрирование своих текстов материалами из интер
нета;
б) сбор информации происходит во время:
• проведения опросов,
• консультации экспертов.
Общение:
• виртуальные встречи,
• переписка,
• обсуждение,
• ролевые игры.
Публикация в сети:
• создание тематических веб страниц,
• создание веб квестов,
• публикация курсовых, дипломных работ, статей,
• создание тематических банков данных,
• создание фотосериалов и других мультимедийных ресурсов.
А теперь поговорим об этих видах деятельности подробнее.

?OEOI EIUO?I‡?EE
Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на
две составляющие:
• поиск опубликованной в сети информации;
• сбор информации, не представленной в сети, с целью ее пуб
ликации в сети.


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign