LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

зовое образование. Каковы требования к уровню подготовки обуча
емых по данной дисциплине.
• Реализован ли в программе ДО модульный подход к форми
рованию учебных планов и программ.
• Используются ли групповые формы учебной деятельнос
ти, дискуссии, ролевые игры и пр., новые педагогические техно
логии.
• Существует ли контроль учебной деятельности слушателей,
постоянное взаимодействие преподавателя и слушателей в период
между сессиями.
Кадры
• Сколько преподавателей поддерживают учебный процесс в
рамках ДО в целом и на одну группу учащихся в отдельности.
• Проходили ли эти преподаватели специальное обучение по
работе в условиях ДО.
• Имеется ли достаточное количество консультантов и адми
нистраторов, обеспечивающих организацию обучения.




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
76
• Имеет ли учебное заведение специальное подразделение
(учебно методический центр ДО и т. п.), обеспечивающее разработ
ку новых и актуализацию уже созданных учебно методических по
собий и информационно образовательных ресурсов на сайте учеб
ного заведения.
Технологическая база
• Имеет ли учебное заведение отдельный сайт, освещающий
все вопросы, связанные с ДО.
• Налажен ли электронный документооборот, ведение баз дан
ных слушателей курсов ДО и пр.
• Как представлены учебные материалы (наборы CD ROM,
кейсы, веб курсы и пр.).
• Действует ли служба информационной поддержки слушате
лей.
Региональная структура филиалов и представительств
• Имеет ли учебное заведение сеть региональных учебных цен
тров, филиалов и представительств.
• Есть ли преподаватели консультанты в регионах.




e-learning
2.4. ??·?A?AII?A I‡ UOOA???... 77




vA?¬? 3
?A?O»–?¬?O»? ?»—“?O?»?OO?v?
 ”–—?: ??–¬¤? y?v» ¬ ?»«?…O?

3.1. ?O?A‰AIAIEA ?AIA‚OE ‡U‰EUO?EE
Прежде чем приступать к разработке какого либо курса, необходимо
ответить на важные вопросы: кому это нужно и зачем? То есть определить
контингент слушателей — кто они: студенты, преподаватели, предприни
матели, работники банков, сферы обслуживания и т. д. Важно учесть воз
растную группу предполагаемой аудитории, уровень компьютерной
грамотности, базовую (продвинутую) подготовку в области знаний плани
руемого курса, региональные особенности. В некоторых регионах важным
оказывается и гендерный фактор. Вот примеры определения целевой ауди
тории уже существующих курсов:

Адрес цитируемой Для кого
страницы в сети предназначен курс
http://edu.nstu.ru/ Для преподавателей высших и средних профессио
ebooks/ecourse_1.php нальных заведений, приступающих к разработке
учебно методических материалов по дисциплине,
в том числе в электронном виде
http://www.chemistry. Учебник предназначен учащимся старших классов
ssu.samara.ru/about.htm средней школы для компьютерной поддержки
изучения органической химии. Может быть полезен
выпускникам средних учебных заведений для
систематизации и углубления знаний при подготовке
к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по
химии
Предлагаемый курс дистанционного обучения
http://scholar.urc.ac.ru:
предназначен, главным образом, для учителей
8002/courses/Manual/
средних общеобразовательных школ любых
kurs.html
типов, желающих использовать компьютерные
телекоммуникации в своей практике. Пользова
телями курса (всего или отдельных его модулей)
могут быть и учащиеся, студенты педагогических
вузов, желающие ознакомиться с возможностями
использования компьютерных телекоммуникаций в
практике преподавания. Курс не ставит своей целью
обучение пользовательским навыкам телекоммуни
кационных технологий. Он предназначен для лиц,
владеющих в достаточной мере необходимыми
навыками




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
78
Окончание
Адрес цитируемой Для кого
страницы в сети предназначен курс
http://edu.nstu.ru/ Курс адресован преподавателям и руководителям
ebooks/ecourse_3.php образовательных учреждений, использующих
любые образовательные технологии, в том числе
технологии открытого и дистанционного образования
http://edu.km.ru/ Курсы подготовки организаторов авторизованных
educenter/about_1.htm учебных центров «Кирилла и Мефодия» предназ
начены для работников образования государствен
ных и частных учебных заведений, а также коммер
ческих структур, работающих на рынке образова
ния, желающих на своей базе открыть авторизован
ный Учебный центр «Кирилла и Мефодия»

Итак, проектируя курс ДО, вам необходимо начать с определе
ния целевой аудитории:
• определить контингент слушателей: кто они?
• учесть возрастную группу фокусной аудитории: сколько им
лет? или в более общем виде — подростки студенты, молодые спе
циалисты, опытные профессионалы;
• учесть уровень компьютерной грамотности: пользовались ли
компьютером и интернетом или нет?
• выяснить уровень подготовки в области знаний планируемо
го курса: базовая или продвинутая?
В приведенной ниже таблице показано, как можно систематизи
ровать данные, полученные в результате предварительного ана
лиза аудитории учащихся, для которых создавался курс.
Основной контингент Предлагаемый курс дистанционного обучения
слушателей: предназначен, главным образом, для учителей
средних общеобразовательных школ любых
студенты, преподаватели,
типов, желающих использовать компьютер
предприниматели, работни
ные телекоммуникации в своей практике
ки банков, сферы обслужи
вания и др.
Возрастная группа: Пользователями курса (всего или отдельных его
до 18 лет модулей) могут быть молодые учителя и студен
от 18 — 35 лет ты педагогических вузов, желающие ознако
от 35 — 50 лет миться с возможностями использования компью
от 50 лет терных телекоммуникаций в практике препода
вания
Уровень компьютерной Курс предназначается для лиц, владеющих в
грамотности: достаточной мере необходимыми навыками, т. е.
нулевой курс предполагает первый уровень подготовки
первый (умеют работать компьютерной грамотности, что подразумевает
c одной—двумя програм умение работать c одной—двумя программами,
мами) или
продвинутый Курс предполагает знание основ представления
профессиональный гипертекстовых документов в HTML, MS Office,
основ представления информации в базах данных
и наличие навыков редактирования гипертексто
вых докуметнов в MS Word




e-learning
3.2. ?OOU‡IO‚I‡ ?AIAE E A‡‰‡? 79
Окончание
Уровень подготовки Для обучения на курсе требуются профессио
в области знаний плани нальные знания и практический опыт в области
руемого курса: педагогических технологий
базовый
профессиональный


3.2. ?OOU‡IO‚I‡ ?AIAE E A‡‰‡?
Определив целевую группу будущих студентов, нужно понять
и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед ними, ка
кие навыки планируем у них сформировать и чему хотим обучить.
Обратите внимание, что целью является конечный результат, к ко
торому вы стремитесь, в то время как задачи обучения — это этапы
выполняемых работ, действия, которые вы совершаете для дости
жения поставленной цели.
Посмотрим примеры целеполагания существующих в интерне
те курсов.

Адрес цитируемой
Цели и задачи курса
страницы в сети
Цели курса:
http://edu.km.ru/
• ознакомить слушателей с технологией, программой и
educenter/
about 1.htm сетевыми продуктами КМ, используемыми в процессе
переподготовки педагогических кадров в авторизован
ных учебных центрах КМ;
• подготовить специалистов — организаторов учебных
центров, специализирующихся на повышении квалифи
кации работников образования (директоров и замести
телей директоров, учителей предметников, работников
медиатек, педагогов дополнительного образования) в
области использования мультимедиа и интернет тех
нологий в учебно воспитательном процессе, владеющих
современными методами и технологиями обучения и
готовых к организации (в том числе и разработке)
школьного информационного пространства и авторских
мультимедийных предметных курсов.
Задачи курса:
• дать слушателям необходимый минимум знаний для
самостоятельного администрирования сетевых продук
тов КМ;
• дать слушателям необходимые знания и умения для
организации учебных центров КМ;
• познакомить слушателей с особенностями использо
вания электронных пособий КМ (учебников, справочни
ков, обучающих программ, самоучителей), разработан
ных на базе мультимедийных технологий;
• познакомить слушателей с современными информаци
онными и педагогическими технологиями, использующи
мися в образовании
Главная цель данного учебного курса — подготовить
http://courses.urc.ac.
ru/guest/index.html специалистов в области дистанционного обучения,
владеющих современными методами и технологиями
обучения и готовых к организации (в том числе и разра
ботке) и проведению дистанционных курсов в условиях
специфической телекоммуникационной учебной среды.




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
80
Окончание
Адрес цитируемой
Цели и задачи курса
страницы в сети
Задачи курса:
• выявить индивидуальные личностные и профессио
нальные качества слушателей курсов, влияющие на
успех их деятельности в качестве координаторов;
• познакомить слушателей с особенностями дистанци
онных курсов, организованных на базе интернет
технологий;
• познакомить слушателей с современными педагоги
ческими технологиями, использующимися при дистан
ционном обучении на базе интернета;
• определить ключевые проблемы взаимодействия
координатора преподавателя и слушателей курсов
дистанционного обучения;
• дать слушателям необходимые знания и умения для
организации интерактивного взаимодействия со слуша
телями, работающими в сети, показать пути решения
конфликтных ситуаций и т. д.



3.3. ¬?·O? UAI? E OU·O? OO‰A?E‡IE?
Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необхо
димо отобрать тематическое содержание курса, которое позволит дан
ной фокусной группе достичь вышеназванных целей. То есть нужно
сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути,
будут являться кратчайшим путем достижения целей. Например, у
нас целевая аудитория студентов третьекурсников Мос
ковского государственного лингвистического университе
AUI?UEIA‰EE-
та, которых нужно обучить работе с большими объемами
I?E U?A·IEI o
информации, включая интернет. Итак, целевая аудито
?UO OEIUAA U?A·-
рия — студенты третьекурсники, базовое образование —
IOE IIE„E, ‚E‰AOIIEO‡,
EAO·?‡AEUAI?IO„O EO- гуманитарии, цель курса — умение работать с большими
IUOOU‚‡, ‡IUA?OIO„O I‡- объемами информации, включая интернет. Чтобы достичь
OUA?OU‚‡, ?AEEOOU??,
этих целей, необходимо решить следующие задачи:
OA‰‡„O„E?AOIO„O E IAUO-
• сформировать у студентов навыки владения ком
‰E?AOIO„O OO?U‡, O?A-
O·?‡AO‚‡II?E ‚ IOIA?- пьютерной грамотностью;
I?E O?O‰UIU o ‚E?UU- • сформировать умения и навыки критического
‡I?IU? O·U?‡??U?
мышления в условиях работы с большими объемами
O?A‰U. ??U„EIE OIO‚‡-
информации;
IE, U?A·I?E I‡UA?E‡I
• сформировать навыки самостоятельной работы
‰OIEAI ·?U? O?AO·?‡-
AO‚‡I ‚ ?AEEOOA?OIEE с учебным материалом с использованием новых инфор
O?AI‡?EE, ‚ A„O OOA‰‡-
мационных технологий;
IEE ‰OIEI? O?EIEI‡U?
• сформировать навыки самообразования, развитие
U?‡OUEA ?AEEOOA??,
O?AI‡?EOU?, O?OUAOOE- способности к академической мобильности студентов;
OI‡I?I?A ‡IUA??, OA‰‡- • сформировать компетенции, касающиеся владе
„O„E, OOE?OIO„E, O?O-
ния устным и письменным общением;
„?‡IIEOU?.
• сформировать навыки самоконтроля.




e-learning
3.3. ¬?·O? UAI? E OU·O?‡ OO‰A?E‡IE? 81
Какова может быть тема курса, имеющего такие
”?A·IO-IAUO‰E-
цели и задачи? Вариантов может быть много: ?AOIOA O·AOOA-
1. Информационные технологии в подготовке сту ?AIEA ?? o
?UO OEOUAI‡ O?A‰OU‚,
дентов гуманитариев.
IAUO‰O‚, O?„‡IEA‡?EOI-
2. Использование интернета в работе учителей
I?? UO?I O·U?AIE? ‚
иностранного языка: образовательные семинары в ин UOIO‚E?? ?? ‰I? ‰OOUE-
тернете. EAIE? OOOU‡‚IAII??
3. Интернет технологии для школьного учителя. ?AIAE I‡ OOIO‚A OUO-
·?‡IIO„O E OOOU‚AUOU‚U-
4. Интернет и новые информационные технологии
??EI O·?‡AOI OU?UIUU-
для пиар деятельности в организациях образования. ?E?O‚‡IIO„O OO‰A?E‡-
Пример удачного формулирования целей, задач курса IE?, UO?‡‚IAIE? OOAI‡-
и примерного плана содержания курса представлен ниже. ‚‡UAI?IOE ‰A?UAI?IOO-
U?? U?‡?E?O? O ?IAIAI-
U‡IE O‡IOUO?‡‚IAIE?.

 U?O ?—O?EOIO„E? E OOE?OIO„E? I‡OOO‚OE
IOIIUIEI‡?EE?
Цель курса состоит в формировании у слушателей
—EOUAI‡
современных знаний о сущности, моделях, социальных O?A‰OU‚ O·U?A-
и психологических механизмах массовой коммуника IE? ‚ ?? o
?UO OO‚OIUOIOOU? IOOE-
ции и базовых навыков анализа процессов в этой сфере.
UAIAE U?A·IOE EIUO?-
По окончании курса студенты будут знать:
I‡?EE E EIOU?UIAIUO‚
• Что такое массовая коммуникация? ‰A?UAI?IOOUE OA‰‡„O„‡ E
• В чем особенности печатных, аудиальных, визу U?‡?E?O?, O?EIAI?AI‡?
‚ ??, ‡‰AI‚‡UI‡? EO-
альных и электронных средств массовой коммуника
OOI?AUAI?I ‚ ‰‡IIOE
ции с точки зрения их влияния на адресата, исследо
IOI?AO?EE IAUO‰‡I E
вания и использования в науке или бизнесе? O?„‡IEA‡?EOII?I UO?-
• Как влияет массовая коммуникация (МК) на че I‡I O·U?AIE? ‰I? ‰OOUE-
EAIE? I‡IA?AII?? ?A-
ловека? Каковы механизмы манипуляции? Как час
IAE O·U?AIE?, ‚OOOEU‡-
то используется манипуляция в МК? Как ее распоз
IE? E ?‡A‚EUE?.
нать и противостоять ей?
• Какими способами можно исследовать влияние МК на чело
века, эффективность использования МК?
По окончании курса студенты будут уметь:
• Оценить эффективность использования средств массовой
коммуникации для реализации конкретного проекта.
• Распознать механизмы манипуляции и предвидеть их по
следствия.
• Описать основные методы исследования МК и использо
вать некоторые из них на практике.
• Найти информацию о проблематике, связанной с предме
том курса в сети интернет.
Продолжительность курса 6 недель (42 часа занятий в сети
интернет)
Основные темы:
Массовая коммуникация в современном мире.




e-learning
vI‡‚‡ 3. ?I‡IE?O‚‡IEA ‰EOU‡I?EOIIO„O IU?O‡
82
Массовая коммуникация как предмет научного анализа. Ос
новные теоретические подходы к исследованию феномена мас
совой коммуникации. Структура и модели массовой коммуни
кации.
Свобода печати и опыт отношений СМК — государство в
современном мире.
Человек в мире массовой коммуникации. Психологические эф
фекты массовой коммуникации на уровне индивида, группы и
общества. Манипуляции и способы противостояния. СМК –
«кривые социальные зеркала»?
Как исследовать сложный мир массовой коммуникации? Со
циологические инструменты для ученого и бизнесмена. Как ис
следовать аудиторию? Как узнать намерения коммуникато
ра? Как измерить содержание сообщения? Факторы, способ
ствующие повышению эффективности МК.
А также:
МК и реклама. Как «достучаться» до потребителя?
Мораль и нравственность. СМК в роли пастыря?
СМК и политика. Власть четвертая или первая?


3.4. ‘O?I‡ E OO‰A?E‡IEA O·U?AIE?
В России на протяжении двух столетий традиционен и привычен
вербальный способ презентации нового материала почти на всех сту
пенях образовательной системы: учитель объясняет у доски, учащиеся
пассивно внимают, делают записи в тетради (часто под руководством
того же учителя); профессор читает лекции, студенты конспектируют

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign