LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ному образованию в России «Дистанционное обучение и новые ин
формационные технологии в образовании» и выставка «Создание
учебной среды» — ICDED’94;
1995 —1998 гг. — международный проект обучения студентов
МИЭМ в Monash University и других университетах Австралии
для получения степени бакалавра в области менеджмента и мар
кетинга;
1996 г. — Конгресс ЮНЕСКО, выставка, Вторая международная
конференция по дистанционному образованию в России «Открытое
и дистанционное обучение — стратегия развития» — ICDED’96.
В этом же году в академической среде родилась идея проведения
широкомасштабного эксперимента в области дистанционного обу
чения. По инициативе МЭСИ и СГУ Минобразованием России был
начат эксперимент в области ДО на базе ряда вузов с различными
формами собственности по программам высшего и дополнительно
го профессионального образования в традиционных формах обуче
ния с использованием дистанционных технологий.
Приказом Минобразования России от 16.06.2000 г. № 1791 созда
ется Объединенный проект по разработке нормативно правовых
документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения.
Этот проект длился год и объединил проекты и финансы целого
ряда организаций в рамках научно методической подпрограммы
«Научное и научно методическое обеспечение функционирования
системы образования»:
• «Создание отраслевых стандартов технологии дистанцион
ного обучения» (руководитель проекта — директор Государствен
ного научно исследовательского института информационных тех
нологий и телекоммуникаций «Информика» А.Н. Тихонов);
• «Обоснование и разработка комплекта стандартов для систе
мы дистанционного обучения» (руководитель проекта — ректор
Московского государственного университета экономики, статисти
ки и информатики В.П. Тихомиров);
• «Создание основ комплексного обеспечения системы дистан
ционного образования» (руководитель проекта — ректор Москов
ского государственного технического университета им. Н.Э. Баума
на И.Б. Федоров);
• «Разработка технологий дистанционного образования в сис
теме среднего профессионального образования на основе модуль
ного принципа» (руководитель проекта — начальник отдела Науч
но методического центра среднего профессионального образования
А.М. Долгоруков);
• «Разработка автоматизированной системы управления со
вместной образовательной деятельностью вузов “Электронный уни




e-learning
2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡ 69

верситет”» (руководитель проекта — директор Института дистан
ционного обучения Томского государственного университета
В.П. Демкин).
Также было привлечено большое число исполнителей из раз
личных образовательных учреждений.
В 2001 г. по заказу Управления лицензирования, аккредитации и
аттестации и Управления образовательных программ и стандар
тов высшего и среднего профессионального образования проводи
лась НИР по направлению «Лицензирование, аккредитация, аттес
тация в области дистанционного обучения» в рамках проекта «Со
здание нормативной базы дистанционного обучения» (руководитель
проекта — директор ГНИИ ИТТ «Информика» А.Н. Тихонов) МНТП
«Научное и научно методическое обеспечение функционирования
и развития системы образования».
Большой вклад в развитие подходов к созданию системы дис
танционного обучения в России и ее нормативно правовой базы сде
лал проект DELPHI в его 4 й компоненте «Развитие открытого и
дистанционного обучения для распространения образовательных
программ», который осуществлялся по программе Tacis Европейс
кого Союза и управлялся Европейским фондом подготовки кадров.
Бенефициарием проекта было Министерство образования РФ. Про
ект DELPHI в рамках 4 й компоненты объединил опыт ведущих
университетов России в области открытого и дистанционного обу
чения (далее — ОДО), что позволило выработать еди
ный подход к обучению команд специалистов, к созда —‡EU O?OAIU‡
DELPHI o
нию комплексов учебно методических материалов,
www.delphi.ru
консолидировать усилия 6 регионов России по разви
тию ресурсов в области ОДО. Это способствовало рас
пространению положительного опыта как на другие компоненты
проекта DELPHI, так и в регионы России, а также для всех органи
заций, заинтересованных в продвижении ресурсов в системе от
крытого и дистанционного обучения.
В 2001 г. по приказу Минобразования России создается Рабочая
группа по разработке перечня отраслевых стандартов для системы
открытого образования, которая формулирует структуру техно
логических стандартов отрасли в части распределенного электрон
ного обучения.
Судьбоносными событиями в развитии системы дистанционного
образования России становятся проекты, открытые в 2001 г.:
• федеральная целевая программа «Развитие единой образо
вательной информационной среды (РЕОИС)»,
• межвузовская научно техническая программа «Создание си
стемы открытого образования (ССОО)».
Полемика по вопросам внедрения технологий ДО и корректи
ровки законодательной базы бурно велась на протяжении после
днего десятилетия. До сих пор существует несколько точек зрения




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
70
по вопросу готовности действующего законодательства к перехо
ду на новые образовательные технологии в государственном мас
штабе.
Одни эксперты считают, что нет необходимости в изменении су
ществующего законодательства, не надо вмешиваться в инициати
вы учебных заведений. По мнению других, необходима строжайшая
регламентация всего образовательного процесса на федеральном,
региональном и институциональном уровнях, введение стандартов
отрасли в части дистанционных технологий и, как следствие этого,
монополизация законотворчества в ущерб самостоятельности об
разовательных учреждений.
Наиболее часто возникают баталии вокруг того, является ли ди
станционное обучение новой формой обучения или технологией
обучения в уже существующих формах, кто отвечает за организа
цию деятельности по формированию системы дистанционного обу
чения в образовательном учреждении и регионе, как считать на
грузку преподавателей и студентов при дистанционном обучении,
из каких параметров рассчитывается ставка участников дистанци
онного обучения, как защищаются имущественные и авторские пра
ва разработчиков учебных курсов ДО и т. д. Вопросы стандартиза
ции и нормативного регулирования ДО должны учитывать между
народный опыт, а также практику и традиции, сложившиеся в рос
сийском образовательном законодательстве.
Сторонники введения стандартов опираются на результаты экс
перимента, проводившегося в высшей школе, и фиксируют необхо
димость разработки пакета Отраслевых стандартов (ОСТа). В этот
пакет должны войти такие документы, как «Дистанционное обуче
ние: принципы, требования и технология обучения в среде интер
нет», «Дистанционное обучение: принципы формирования и требо
вания к сетевой электронной библиотеке изданий учебно справоч
ного назначения»,— в качестве основы нормативно правовой базы
дистанционного обучения в России в системе отраслевых стандар
тов Министерства образования РФ.
Позиция другой группы экспертов сводится к борьбе против
монополизации, недопущению выделения отдельного образова
тельного учреждения как центра экспертизы, аттестации, коорди
нации, обязательной стандартизации развития ДО, недопущению
утверждения одного производителя (провайдера) учебных матери
алов, оборудования, технологий, учету распространенной практи
ки развития ДО в образовательных учреждениях за счет самофи
нансирования, доходов от платных образовательных услуг и хозяй
ственной деятельности, независимо от нормированного финансиро
вания за счет госбюджета и за его пределами, осторожному отно
шению к нормам и стандартам как таковым, введению новых норм и
стандартов только после длительной и тщательной аналитической
и экспериментальной апробации.




e-learning
2.3. ?EOU‡I?EOIIOA O·U?AIEA I‡ OOIO‚A EIUA?IAU‡ 71

Организационно нормативная и правовая базы процесса дистан
ционного обучения должны включать перечень нормативных и пра
вовых документов, организующих и регламентирующих процесс
поступления в образовательное учреждение, обучение на разных
ступенях, переход с одной ступени на другую, присвоение квали
фикаций, выдачу дипломов и сертификатов, создание учебных цен
тров при школах, библиотеках и других муниципальных учрежде
ниях, их сертификацию и т. д.
Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском об
разовании» установлены лишь четыре формы обучения: очная, очно
заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Необходимо органично впи
сать в существующие формы дистанционные технологии обучения и
узаконить их на первых порах в отраслевом масштабе. Учебные за
ведения всех видов собственности, имеющие государственную ли
цензию на ведение образовательного процесса, прошедшие государ
ственную аттестацию и аккредитацию, имеют право самостоятель
но определять форму обучения. При разработке учебных планов и
программ основным требованием является их соответствие требо
ваниям Государственных образовательных стандартов, а к техноло
гии обучения — требование обеспечения качества образования.
Несмотря на принятые в ходе эксперимента разовые и норма
тивные акты, которые сделали легитимными некоторые специфи
ческие особенности дистанционного учебного процесса, до сегодняш
него дня не разработаны нормативные документы, позволяющие
использовать дистанционные образовательные технологии вне ра
мок эксперимента. В нормативно правовом обеспечении ДО можно
выделить следующие проблемы:
• несоответствие особенностям ДО существующих лицензион
ных нормативов, аккредитационных требований и процедуры оцен
ки качества подготовки выпускников при аттестации вуза;
• ведение образовательной деятельности вне места нахожде
ния образовательного учреждения;
• организация труда преподавателей и работников вуза в сис
теме дистанционного обучения.
В настоящее время десятилетняя история внедрения НИТ в учеб
ный процесс на законных основаниях свелась к двум основополага
ющим документам:
1. Методика применения дистанционных образовательных тех
нологий (дистанционного обучения) в образовательных учрежде
ниях высшего, среднего и дополнительного профессионального об
разования Российской Федерации, утвержденная приказом Миноб
разования России от 18.12.2002 г. № 4452 (зарегистрирована в
Минюсте России 24.12.2002 г. № 4071).
2. Предложения в Федеральный закон от 01.07.2002 г. № 110819 3
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
72
ции “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послеву
зовском профессиональном образовании”» (в части дистанционных
образовательных технологий), подготовленные Минобразованием
России и прошедшие обсуждение в Государственной Думе в несколь
ких чтениях и сейчас находящиеся на подписи у Президента РФ.
В рамках существующих программ и проектов Минобразования
России готовятся разъяснения и дополнения к методике, лицензи
онные требования к организациям, ведущим обучение с использо
ванием дистанционных образовательных технологий, отраслевые
технологические стандарты и т. п.

2.4. ??·?A?AII?A I‡ UOOA??? o O?EIA?? IU?OO‚
E O?O„?‡II ‰EOU‡I?EOIIO„O O·U?AIE?

Российские университеты приступили к разработке собствен
ных дистанционных курсов относительно недавно (около 5 лет на
зад) по сравнению с зарубежными вузами. Первоначально дистан
ционными курсами стали называть все заочные курсы, работаю
щие по классической модели заочного обучения: студенты полу
чали комплект учебных материалов, включающий несколько учеб
ных пособий и в лучшем случае аудио или видеоматериалы в
дополнение к ним. В настоящее время ситуация изменилась, а ди
станционными курсами, как вы уже знаете, называют курсы, орга
низованные преимущественно с использованием средств новых ин
формационных и коммуникационных технологий, обеспечивающие
постоянный контакт между участниками учебного процесса на про
тяжении всего периода обучения. Приведем примеры некоторых
учреждений системы образования, которые пользуются наиболь
шей известностью на российском рынке образовательных услуг.

?EOU‡I?EOII?A IU?O? UIE‚A?OEUAUO‚
(„OOU‰‡?OU‚AII?? E ?‡OUI??)
Институт дистанционного образования МЭСИ, работающий
в составе Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики. Обучение на дистанционных курсах
МЭСИ дает возможность всем желающим получить высшее или
среднее специальное образование в форме дистанци
онного обучения. Институт имеет множество филиа
http://www.ido.ru лов по всей стране. Обладая большим опытом органи
зации заочного обучения, сотрудники МЭСИ разрабо
тали специальные учебные планы, дающие возмож
ность студентам работать с учебными материалами непосред
ственно в интернете, в удобном для них режиме индивидуального
обучения. При этом студенты имеют возможность получить сво




e-learning
2.4. ??·?A?AII?A I‡ UOOA???... 73
евременную консультацию по возникающим вопросам у препода
вателей кураторов дистанционных курсов.
Институт дистанционного образования Томско
го государственного университета является головным http://ido.tsu.ru
учебным заведением ассоциации «Западно Сибирский
открытый университет», реализующей на практике
концепцию интеграции информационно образовательной среды
вузов и университетов Западной Сибири. В составе ассоциации та
кие известные российские университеты, как Алтайский государ
ственный университет, Новосибирский государственный техничес
кий университет и Томский государственный университет. Студен
ты университетов, входящих в ассоциацию, имеют возможность
выбрать любой из дистанционных курсов, разработанных как в их
собственном, так и в любом другом университете, входящем в ассо
циацию. Таким образом, университеты объединяют и рационально
используют свой интеллектуальный потенциал и расширяют пе
речень дистанционных курсов, доступных учащимся.
ИДО ТГУ также участвует в работе Казахстанско Российского
университета дистанционного образования, обеспечивающего об
разовательные потребности двух соседних стран — России и Ка
захстана, имеющих давние крепкие связи в области образования.

?AIU?? ‰EOU‡I?EOIIO„O O·U?AIE? O?E I‡U?I??
E U?A·I?? A‡‚A‰AIE??
На сервере Южно Уральского государственного уни
верситета представлено несколько дистанционных кур http://
scholar.urc.
сов, предназначенных для системы повышения квалифи
ac.ru
кации учителей. Эти курсы разработаны совместно с Ла
бораторией дистанционного обучения ИОСО РАО. Данные
дистанционные курсы отличает интерактивный характер организации
учебного процесса и широкое использование новых педагогических тех
нологий — обучение в сотрудничестве, метода проектов и пр. Среди
курсов, представленных на сайте университета, присутствуют курсы
для учителей («Компьютерные коммуникации в системе школьного об
разования», «Методика изучения компьютерных телекоммуникаций в
школе», «Новые педагогические технологии»), а также эксперименталь
ные курсы для учащихся средних школ («Курс обучения чтению на не
мецком языке», «Курс английского языка для 5—8 го классов»).
Центр дистанционного обучения Академии народ
ного хозяйства РФ предлагает дистанционные курсы
http://www.cdo.ru
по ведущим специальностям АНХ РФ, в основе кото
рых лежат технологии интернета. Курсы являются ин
терактивными; помимо веб учебника, студенты полу
чают доступ к разнообразным учебным материалам в сети интер
нет, а также участвуют в телеконференциях и семинарах, проводи
мых в режиме реального времени.




e-learning
vI‡‚‡ 2. »IUA?IAU-O·U?AIEA: ‡I‡IEA OEUU‡?EE
74
На сайте Института дистанционного педагоги
http://www.
ческого образования Российского государственного
emissia.spb.ru
педагогического университета представлен дистан
ционный курс «Введение в педагогику», дающий воз
можность студентам работать с учебными материалами веб учеб
ника и участвовать в различных сетевых «мероприятиях» — те
леконференциях и семинарах.
Центр «Эйдос», являющийся экспериментальной
учебной площадкой Российской академии образования,
http://www. специализируется на дистанционном обучении уча
eidos.techno.ru
щихся средних школ, организованном в форме разнооб
разных эвристических проектов. В процессе выполне
ния учебных эвристических проектов в интернете каждый учащий
ся работает с индивидуальным консультантом (тьютором), помога
ющим учащемуся выработать свою собственную образовательную
траекторию в рамках выбранной учебной темы.

?EOU‡I?EOII?A IU?O?, O?A‰I‡„‡AI?A IAA‡‚EOEI?IE IOIIA??AOIEIE
OU?UIUU?‡IE
Сайт «Открытого колледжа» компании «Физи
http://www. кон», специализирующейся на разработке програм
college.ru мных средств учебного назначения (электронные энцик
лопедии «Открытая физика», «Открытая геометрия» и
пр.). На сайте представлены интернет версии интерактивных элек
тронных энциклопедий на CD ROM, выпускающиеся компанией
«Физикон», на основе которых учащиеся средних школ могут улуч
шить свои знания в области математики, физики, астрономии, хи
мии и биологии. Также на сайте представлены дистанционные кур
сы для взрослых по экономике, английскому языку и пр.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия — образо
вательный проект компании «Кирилл и Мефодий». На
hhttp://
vschool.km.ru сайте представлены информационные ресурсы, энцик
лопедии и справочники, а также онлайновые учебные
курсы по различным предметам школьного цикла.
В настоящее время в российском секторе интернета существует
немало сайтов, предлагающих дистанционные курсы иностран
ных языков. Эти сайты, как правило, обеспечивают доступ к веб
учебникам, онлайновым тестам и в некоторых случаях дают воз
можность получить консультацию преподавателя по электронной
почте. Подобные сайты создаются и поддерживаются совместными
усилиями коммерческих фирм, проводящих очные курсы иностран
ных языков, например:
http://www.study.ru;
http://www. language.ru;
http://www.foreign languages.com.




e-learning
2.4. ??·?A?AII?A I‡ UOOA???... 75
Курсов и программ дистанционного обучения, построенных на
технологиях интернета, создано уже довольно много, и их число про
должает расти в геометрической прогрессии. Неискушенному
пользователю интернетом, обучаемому или преподавателю доволь
но сложно сориентироваться в том, какие из этих дистанционных
курсов выполнены на очень высоком методическом и организаци
онном уровне, а какие требуют еще серьезной доработки. Для выбо
ра той или иной программы обучения в интернете можно использо
вать следующие критерии оценки:
Академическая база
• На базе какого учебного заведения существуют эти курсы ДО.
• Есть ли у учебного заведения государственная лицензия, ак
кредитация.
• Соответствуют ли предлагаемые программы и курсы ДО су
ществующим стандартам образования.
• Какие сертификаты/дипломы выдаются по завершении обу
чения.
• Кто является преподавателем и автором курсов. Есть ли у
них ученая степень и звание, опыт очного преподавания данной дис
циплины.
• Какие учебные пособия используются в качестве базовых и
дополнительных. Есть ли собственные учебники, написанные спе
циально для курсов ДО преподавателями, работающими в этом учеб
ном заведении.
Формы и методы обучения
• Используются ли интерактивные учебные пособия (сред
ства обучения на CD ROM, мультимедийные включения в веб
курсах).
• Учитываются ли возрастные особенности обучаемых и их ба

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign