LINEBURG


страница 1
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

»IUA?IAU-O·U?AIEA
2
ББК 74.202
И 73

Авторы:
Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И.

Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата
И 73
педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. —
216 с.

ISBN 5 9594 0015 4

Издание дает представление о новых тенденциях в развитии педагогических
технологий, а также средств обучения, созданных на основе современных ин
формационных и коммуникационных технологий. Помимо обширного теорети
ческого материала, знакомящего с общими проблемами личностно ориентиро
ванного обучения, авторы подробно рассматривают направления практического
применения данного подхода при создании курсов дистанционного обучения в
сети интернет. Читатели узнают о педагогической составляющей дистанционно
го обучения, основных организационных формах и методах обучения, а также
получат практические рекомендации по дизайну и разработке курсов, оценке
эффективности создаваемых электронных учебных материалов.
Книга написана специалистами по дистанционному обучению и педагогичес
кому дизайну и базируется на отечественном и зарубежном опыте проведения
обучения в условиях интернета.
Предназначена авторам и разработчикам электронных средств учебного на
значения, методистам и преподавателям учебных заведений, интересующимся
обучением в интернете.

Издание книги осуществлено при финансировании Программы Бюро куль
турных и образовательных программ Государственного Департамента
США «Обучение и доступ к Интернет» (Internet Access and Training
Program — IATP), которая осуществляется в России американской не
коммерческой корпорацией «Прожект Хармони, Инк.» в рамках «Акта в
поддержку свободы».


© М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина, 2004
ISBN 5 9594 0015 4
© Прожект Хармони Инк., 2004
© Издательский дом «Камерон» — оригинал макет, 2004


ООО Издательский дом «Камерон»
Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.,
105066, Москва, ул. Новая Басманная, д. 35,
Нежурина М.И.
стр. 1, офис 501
Тел./факс: 783 58 74
E mail: redaktor@iile.ru
ИНТЕРНЕТ ОБУЧЕНИЕ:
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
Подписано в печать 27.02.2004.
ДИЗАЙНА
Формат 70?100/16. Усл. печ. л. 13,5.
Под редакцией М.В. Моисеевой Печать офсетная. Бумага офсетная.
Гарнитура «JournalC». Тираж 2000 экз..
Медведева Ж.В.
Редактор Заказ №
Постникова Е.А.
Корректор
Митрикова С.В.
Компьютерная
верстка



e-learning
¬‚A‰AIEA 3


?vA?¬A?O»?
От редактора книги .............................................................................................................. 6
Введение ........................................................................................................................................ 9
Глава 1. Личностно ориентированное обучение и технологии
педагогического дизайна .............................................................................................. 14
1.1. Новые парадигмы образования, или «Равнение
на личность!» .................................................................................................................... 14
1.2. Личностно ориентированный подход к обучению:
начнем с главного .......................................................................................................... 20
1.3. Конструктивизм и его место в гуманистической педагогике ..... 30
1.4. Педагогические технологии и педагогический
дизайн — разберемся в терминах .................................................................. 37
Глава 2. Интернет обучение: анализ ситуации ........................................ 48
2.1. Технологии, за которыми стремимся успеть ............................... 48
2.2. Технологии, которые мы уже «приручили» ................................ 50
2.3. Дистанционное обучение на основе интернета:
где мы и куда идем? .................................................................................................... 61
2.4. «Обреченные на успех?» — примеры курсов
и программ дистанционного обучения ....................................................... 72
Глава 3. Планирование дистанционного курса:
первые шаги в дизайне ................................................................................................... 77
3.1. Определение целевой аудитории ......................................................... 77
3.2. Постановка целей и задач ............................................................................. 79
3.3. Выбор темы и отбор содержания ........................................................... 80
3.4. Форма и содержание обучения ................................................................ 82
3.5. Формы организации учебного процесса .......................................... 88
3.6. «Классические» методы обучения ..................................................... 105
3.7. Новые педагогические технологии .................................................... 114
3.8. Учебно тематический план ..................................................................... 125
Глава 4. Разработка учебных материалов .................................................. 135
4.1. Понятие о программно методическом комплексе ................ 135
4.2. Медиатека в дистанционном обучении .......................................... 137
4.3. Размещение материалов курса в интернете ............................ 139
4.4. Формы контроля учебной деятельности ...................................... 147
4.5. Создание информационно образовательной среды ........... 152
Глава 5. От педагогического дизайна к практике обучения ....... 167
5.1. Установление контактов со студентами ....................................... 167
5.2. Мы все такие разные… ................................................................................. 170
5.3. Особенности коммуникации:
как лучше понять друг друга в сети? ....................................................... 173
5.4. От групп учащихся к учебному сообществу ............................. 180
5.5. Оценка педагогической эффективности созданного курса ..... 189
5.6. «Быть или не быть...» — как обеспечить
долголетие дистанционному курсу? ......................................................... 197
Заключение ........................................................................................................................... 213




e-learning
?„I‡‚IAIEA
4


Embassy of the United States of America


Moscow, Russia

March 2, 2004

Dear Readers,

It is a great pleasure for me to introduce you to “E learning: Technologies for Instructional
Design”, a book sponsored by the Bureau of Educational and Cultural Affairs of the U.S.
Department of State and produced as an initiative of Project Harmony, Inc., a non profit
organization, under the framework of the Internet Access and Training Program (IATP).
While the authors of the articles herein are already well known to Russian educators, this is
the first time they have joined their efforts to enlighten readers about new educational
concepts and methods.
Given the continuing transformation and reform the Russian educational system is
undergoing, the theme of distance learning is especially relevant. The authors maintain
that in democratic societies educational systems must be centered around the learner — this
is a significant and positive shift from the traditional authoritative pedagogy. New instructional
technologies are centered on the individual and emphasize the active involvement in the
educational process of students themselves, who develop critical thinking skills, learn to
analyze diverse information resources, including the Internet, and acquire team building
skills. Such skills help to enhance an individual’s ability to adapt to modern society and
develop professionally.
“E learning: Technologies for Instructional Design” is a practical guidebook. It takes
stock of successful distance learning courses and educational websites and demonstrates
how electronic educational materials are designed, beginning with the identification of
educational goals and objectives, and continuing on through the selection of instructional
forms and methods, and the evaluation of results. We are convinced that alumni of U.S.
programs will be especially interested in this book, and furthermore that many of the
book’s recommendations will help alumni who are implementing international e learning
programs and actively contributing to the development of international e learning society.
I wish you every success in your efforts to advance new distance learning technologies
and develop professional communities in the field of instructional design.



Sincerely,



Edward J. Salazar, Ph.D.
Cultural Affairs Officer




e-learning
?„I‡‚IAIEA 5

Embassy of the United States of America

Москва, Россия

2 марта 2004

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Я с большим удовольствием представляю вам книгу «Интернет обучение: техноло
гии педагогического дизайна», изданную при поддержке Бюро образовательных и куль
турных программ Государственного департамента США и подготовленную по инициа
тиве некоммерческой организации Прожект Хармони, Инк. в рамках Программы «Обу
чение и доступ к Интернет» (IATP). Хотя авторы данной книги уже хорошо известны
российским преподавателям, именно в этом издании они впервые представляют свой
коллективный труд, в котором речь идет о новых образовательных концепциях и ме
тодах обучения.
Принимая во внимание продолжающийся процесс трансформации и реформирова
ния российской системы образования, тема дистанционного обучения звучит особенно
актуально. Авторы убеждены, что в демократическом обществе учащийся должен на
ходиться в центре образовательной системы, что является важным и позитивным изме
нением по сравнению с традиционной авторитарной педагогикой. Новые педагогичес
кие технологии направлены на активное вовлечение учащихся в учебный процесс, а
также развитие у них критического мышления, навыков групповой деятельности и уме
ния работать с различными источниками информации, включая Интернет. Подобные
умения помогут усилить индивидуальную способность человека адаптироваться в со
временном обществе и развивать свою профессиональную карьеру.
Книга «Интернет обучение: технологии педагогического дизайна» представляет со
бой практическое руководство. В ней дается обзор успешно действующих дистанцион
ных курсов и образовательных веб сайтов, а также демонстрируется процесс создания
электронных учебных материалов — от постановки целей и задач обучения до выбора
форм и методов преподавания и оценки результатов. Мы убеждены, что эта книга
вызовет особый интерес у выпускников американских программ обмена, поскольку
представленные в ней рекомендации помогут тем из них, кто участвует в проведении
международных программ по дистанционному обучению и вносит свой вклад в созда
ние международного сообщества преподавателей, использующих электронные сред
ства обучения.
Я желаю вам успехов в продвижении новых технологий дистанционного обучения и
создании профессиональных сообществ специалистов в области педагогического ди
зайна.

С уважением,



Эдвард Салазар
Атташе по вопросам культуры




e-learning
»IUA?IAU-O·U?AIEA
6




?“ –??? “?–?  O»v»

Авторы книги относятся к тем представителям сферы образова
ния, которые «несмотря и невзирая» на сложные обстоятельства
последнего, бурного для России десятилетия не изменили своей про
фессии, а продолжали настойчиво заниматься анализом возможно
стей современных средств информационных и коммуникационных
технологий и их внедрением в учебный процесс на различных уров
нях — от средней школы до вузов и системы повышения квалифи
кации. Евгения Семеновна Полат на протяжении многих лет воз
главляет Лабораторию ДО Института общего среднего образова
ния Российской Академии образования, Марина Юрьевна Бухар
кина, являясь также, как и автор этих строк, научным сотрудником
названной выше Лаборатории, совмещает работу с участием в раз
нообразных образовательных проектах, среди которых можно вы
делить проект «Виртуальная школа» компании «Кирилл и Мефо
дий», Программу «Открытый мир — выпускникам», проводимую
«Прожект Хармони, Инк.», инициативы в области дистанционного
обучения Международного союза ORT, Марина Игоревна Нежури
на возглавляет Центр дистанционного обучения МИЭМ и является
признанным экспертом в области вузовского дистанционного обу
чения и лидером такого известного европейского проекта, как Tacis
DELPHI.
Данное издание не случайно появилось в ходе реализации чет
вертого этапа Программы «Обучение и доступ к Интернет» (IATP).
История дистанционных курсов началась еще в 2000 г., когда при
грантовой поддержке «Прожект Хармони, Инк.» было создано не
сколько дистанционных курсов для системы повышения квалифи
кации учителей и библиотекарей. Среди них был первый в россий
ском образовании курс подготовки координаторов для системы ди
станционного обучения (http://courses.urc.ac.ru/). И что очень важ
но — этот курс, созданный совместными усилиями авторского кол
лектива из Лаборатории ДО ИОСО РАО (Москва) и специалистами
из отдела глобальных коммуникаций ЮУрГУ (Челябинск), продол
жает жить и в настоящее время проводится теми, кто учился на
этом курсе четыре года назад. Не это ли является свидетельством
преемственности и устойчивого развития создаваемых в сфере ди
станционного обучения ресурсов?




e-learning
?U ?A‰‡IUO?‡ IIE„E 7
Начиная с 2002 г., разработка курсов дистанционного обучения
стала одним самых приоритетных направлений в Программе IATP.
Была поставлена сложная задача — за короткий срок подготовить
несколько дистанционных курсов для целевой аудитории выпуск
ников обменных программ Государственного департамента США.
В результате к началу 2004 г. было разработано около 20 курсов по
наиболее актуальным для выпускников темам и обучено более
800 человек со всей России. Более того, фактически был создан
своеобразный «инкубатор» дистанционных курсов, сходный по сво
ей форме и сущности с сетевыми бизнес инкубаторами. Благодаря
этому «инкубатору» педагоги разработчики не только смогли ос
воить совершенно новую для них технологию дистанционного обу
чения, но и создать свои первые веб учебники и поработать с груп
пой дистанционных учащихся. Признанием их работы являются не
только гранты, получаемые от Программы IATP, но и то, что в своих
университетах эти преподаватели привлекли внимание коллег и
администраторов и, как следствие, получили предложения стать
директорами центров ДО или заведующими кафедрами.
Познакомившись с содержанием книги, можно выделить три
важные составные ее части. В первой части дается психолого педа
гогическое обоснование современных подходов к обучению и воспи
танию, во второй — детальная характеристика технологии педаго
гического дизайна применительно к курсам дистанционного обуче
ния, создаваемым на основе технологий интернета, а в третьей —
примеры успешной реализации подобных «педдизайнерских» про
ектов в высшей школе и системе повышения квалификации. Наша
книга больше сориентирована именно на преподавателей, занима
ющихся разработкой дистанционных курсов в интернете. Однако
книга снабжена компакт диском, на котором собраны различные ма
териалы для самообразования слушателей дистанционных курсов,
а также фрагменты лучших курсов, созданных в 2002—2004 гг. Ма
териалы компакт диска можно использовать для подготовки к обу
чению в виртуальной среде, а также надеемся, что они помогут тем,
кто собирается повышать свою квалификацию и заниматься само
образованием.
От имени авторского коллектива выражаем благодарность всем
нашим коллегам из Программы IATP, кто активно поддержал идею
создания книги и компакт диска, а также оказал большую помощь в
их редактировании и создании — Дэвиду Конигу, Леониду Клюеву,
а также Александру Швамбергеру и Василию Фокину, без высоко
го профессионализма которых не появился бы сайт http://
vle.projectharmony.ru, который объединяет в единое целое ресур
сы по дистанционному обучению, создаваемые в рамках Програм
мы IATP. Необходимо также особо отметить тех авторов дистанци




e-learning
»IUA?IAU-O·U?AIEA
8

онных курсов, кто прошел большой путь от первоначального зна
комства с технологиями дистанционного обучения до создания и ус
пешного проведения своих первых курсов — Виктора Пилюгина,
Александра Ишкова, Виктора Ингилевича, Вадима Степанова и Ека
терину Баринову, Ирину Самаркину, Михаила Гундарина, Марию
Романову, Ольгу Колосову и Никиту Культина, Александра Серге
ева, Дмитрия Тупицина, Александра Купермана и Марию Татари
нову. Более того, мы уверены, что эти курсы послужат катализато
ром дальнейшего развития дистанционного обучения на основе тех
нологий интернета в тех вузах, где работают наши авторы, а это —
МИФИ, Государственный университет управления и Московский
государственный строительный университет, Тульский государ
ственный педагогический университет, Кубанский, Алтайский,
Томский и Санкт Петербургский государственные университеты,
а также Псковский институт повышения квалификации учителей.
Мы приглашаем читателей присоединиться к обсуждению
книги и учебного пособия на компакт диске. Присылайте нам
свои замечания и предложения по электронной почте
(mois@projectharmony.ru). Будем вам очень признательны за идеи
по дальнейшему развитию темы педагогического дизайна в дистан
ционном обучении.

Желаю вам успехов!

От имени авторов,

Марина Моисеева,
координатор дистанционного обучения
Программы «Обучение и доступ к Интернет»




e-learning
?U ?A‰‡IUO?‡ IIE„E 9




?·?AOU‚‡ O?O?‚AU‡?U, IO„‰‡ U·AE‰AIE? E UA?IO-
IO„EE OO„I‡OI? IAE‰U OO·OE; OIE O?E?O‰?U ‚ UO‡-
‰OI, IO„‰‡ IAEA·AEI?A EAIAIAIE? U·AE‰AIEE E
UA?IOIO„EE IA OO„I‡OU?UO? IAE‰U OO·OE.

Лестер Туроу. Будущее капитализма



¬¬???O»?
В конце двадцатого столетия человеческое общество столкну
лось с целым рядом проблем, вызванных развертыванием инфор
мационно телекоммуникационной революции, быстрым распрос
транением информационных технологий, глобализацией обще
ственных процессов, а также международной конвергенцией и мно
гопрофильной кооперацией. Что именно происходит? С одной сто
роны, формируется новая глобальная информационно коммуника
ционная среда жизни, образования, общения и производства, кото
рая получила название «инфосфера». Организационно технологи
ческой основой информационного общества являются глобальные
информационные сети, ядро которых составляет интернет. Эти про
цессы происходят на фоне быстрой смены информационных пото
ков, постоянных изменений в сфере экономики и миграций населе
ния. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формиро
вание нового социального заказа, предъявляемого обществом к ка
честву подготовки специалистов. На передний план выходят такие
качества, как:

страница 1
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign