LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Сводная таблица возможных
организационно-правовых форм попечительского совета

Форма
Характерные особенности
Имущество
Общественная организация
Добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы и не отвечают по обязательствам общественных организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам своих членов.
Автономная некоммерческая организация
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Учредители могут пользоваться услугами АНО только на равных условиях с другими лицами.
Имущество, переданное учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, и не отвечают по ее обязательствам, а АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Некоммер-ческое партнерство
Основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Имущество, переданное его членами, является собственностью партнерства. Члены не отвечают по обязательствам НП, которое также не отвечает по обязательствам своих членов.
Члены НП вправе по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и получать при этом часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами НП в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства.
Фонд
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для этого фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Попечительский совет фонда осуществляет на общественных началах надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.



3.4. Принципиальные отличия попечительских советов образовательных учреждений от попечительских советов на муниципальном и региональном уровнях

Предметностью деятельности попечительских советов на муниципальном и региональном уровнях является решение вопросов, определенных в качестве политически приоритетных в области образования:

- поддержка инновационных программ общего и профессионального образования;
- оформление социального и регионально-муниципального заказа;
- создание системы мер по стимулированию труда работников системы образования;
- поддержка целевых долгосрочных программ в масштабе региона и муниципалитета;
- разработка моделей конкурсного и экспертного сопровождения региональных и муниципальных программ и проектов в области образования;
- развитие системы информационных каналов и мероприятий, способствующих привлечению населения к обсуждению проблем модернизации образования;
- обеспечение представительства заинтересованных гражданских институтов, профессиональных сообществ, заинтересованных групп населения (родители выпускники, учащиеся) в обсуждении и решении вопросов образовательной политики.

В качестве предмета деятельности объединения попечителей на муниципальном уровне в настоящий момент могут быть следующие вопросы:

* Формирование государственного заказа на образование.
* Процедура перехода образовательных учреждений в статус Муниципальных автономных некоммерческих организаций. Экспертиза заявок.
* Разработка конкурсных оснований размещения государственного заказа на образовательные (бюджетные услуги).
* Описание норматива финансирования образовательного заказа ( Условия обеспечения образовательного процесса, содержание, результативность, мониторинг эффективности и качества оказания образовательных услуг.
* Выбор приоритетных образовательных программ в контексте развития региона и муниципального образования. Поддержка программ дополнительного образования детей и подростков, иных видов образования, обеспечивающих стратегическое развитие региона и муниципального образования.

Такие задачи могут решаться только объединениями ( Ассоциациями, Союзами, Советами) попечителей на региональном и муниципальном уровне. Либо другими сложными, зонтичными структурами, в которые входят различные гражданские институты, объединяемые независимой и операционной системой внутреннего регулирования процессов.
В любом случае предусматриваются разные схемы организованности субъектов образовательной политики. При этом представительство попечительских советов отдельных школ не является обязательным. Важен контекст их общей политики. Механизмы взаимодействия с органами государственной власти и управления отрабатывается по каждому направлению деятельности попечительского объединения, или общественного движения в области образовательной политики.
Если принцип конституирования попечительского совета школы не вызывает сомнений (есть учреждение, есть его попечительский совет), то вопрос о попечительском совете на уровне района (а тем более региона) не столь очевиден.
Как возможно участие общественности на уровне муниципалитета, города? Как возможен городской попечительский совет? Каковы его цели и задачи? Какие проблемы он будет решать? Кто в него может войти? Какие мотивы могут двигать власть и общественность навстречу друг другу? Ответы на эти вопросы и станут основой для построения модели муниципального (регионального) союза попечителей.



Базовые условия создания муниципального (регионального) союза попечителей:
1. Образовательные учреждения муниципалитета (региона) должны позиционироваться как единая система образования;
2. Муниципальные (региональные) власти должны быть способны увидеть потребность в привлечении местного сообщества к решению проблем образования на уровне города и, соответственно, поделиться полномочиями;
3. Законодательная ветвь муниципальной (региональной) власти должна создать нормативную базу для участия общественности в решении проблем и задач городского образования;
4. Формируются общегородские (региональные) программы по образованию, которые финансируются муниципальным (региональным) союзом попечителей. Эти программы должны быть разработаны муниципальным (региональным) союзом попечителей, в который входят представители высшей школы, руководители ассоциаций предприятий, кадровых агентств и других структур, которые могут сформулировать качества выпускников и программы по формированию этих качеств, наиболее востребованные экономикой и обществом.

На муниципальном (региональном) уровне союз попечителей может сложиться в четырех видах:
* Влиятельные попечительские советы образовательных учреждений, которые поднимают вопросы и предлагают решения на муниципальном (региональном) уровне;
* Муниципальный (региональный) союз попечителей, который создается по инициативе местной администрации (иной порядок формирования вряд ли возможен);
* Союз (или ассоциация), попечителей района, региона (созданная по инициативе попечительских советов образовательных учреждений (организаций);
* Ежегодная конференция попечителей района (региона), на которой вручаются знаки отличия и благодарности наиболее деятельным попечительским советам.

Каждая из этих моделей может быть эффективна для формирования образовательной политики на муниципальном (региональном) уровне. Все зависит от конкретных условий и специфики местного сообщества. Многое будет зависеть от персональных качеств харизматических лидеров, их предпочтений и способов взаимодействия друг с другом.
В любом случае, нужно законодательно закрепить полномочия общественных форм самоуправления на муниципальном (региональном) уровне. Возможно, новое законодательство о местном самоуправлении откроет возможности представительным органам муниципалитетов принимать такие законы. Но это будет означать, что местная власть должна будет поделиться своими полномочиями с общественностью.

В 2001-2002 году в Кировской области изучалось состояние и перспективы развития попечительских советов образовательных учреждений в рамках проектной деятельности аппарата полномочного представителя Президента в Приволжском Федеральном округе. В ходе исследования данной проблемы выявлены принципиальные отличия попечительского совета образовательного учреждения от его аналога на муниципальном и региональном уровнях. Эти отличия могут быть представлены в виде следующей таблицы:


Попечительский совет
образовательного учреждения
Попечительский совет
на региональном уровне
Состав членов
Достаточно неоднородный, преимущественно включает родителей обучающихся, а также выпускников школы, не имеющих специальной подготовки к работе в совете.
Руководители различных предприятий, организаций, видные ученые, деятели искусства, бизнесмены, прошедшие специальное обучение и получившие сертификат.
Участие
педагогов
Принимают участие в работе в качестве членов совета и участвуют в принятии решений.
Опытные педагоги, прошедшие специальное обучение выступают в качестве общественных консультантов.
Основная
мотивация
Направлена на создание более благоприятных материально-технических условий обучения своих детей, а также носит форму некой благодарности учителям и школе. В некоторых случаях диктуется политическими или предвыборными интересами.
Направлена на желание участвовать в образовательной политике области, исходя из интересов, потребностей и перспектив развития местного сообщества и региона.
Инициирование вступления
в совет
Предложения войти в совет формулируются администрациями школ или другими общественными структурами, существующими в школах (родительские комитеты, организации выпускников и пр.) Выявление кандидатур происходит через изучение социального и имущественного уровня родителей и выпускников.
Предложения войти в совет формулируются представителями правительства субъекта РФ на основании образовательного, возрастного, имущественного ценза, социального статуса, готовых и способных пройти специальное обучение. Выявление кандидатур происходит через "инвентаризацию" основных налогоплательщиков (собственников и руководителей бизнес-организаций, хозяйствующих субъектов и т.п.) муниципальных образований.
Основная
функция совета
Дополнительный материально-финансовый ресурс, выявленный для содействия развитию конкретной школы.
Непосредственное влияние на содержание образования с учетом общественного заказа, кадровые вопросы, бюджетное и внебюджетное финансирование сети образовательных учреждений региона.
Юридический статус
Создаются и юридически регистрируются при каждом образовательном учреждении или в качестве отдельного юридического лица. Решение о создании принимается на общем собрании образовательного учреждения с обязательным участием учредителей. Действует на основании Положения о попечительском совете, которое разрабатывается учреждением самостоятельно.
Создается и регистрируется при правительстве субъекта РФ на основании соответствующего закона. Решение о создании принимается областным законодательным собранием. Действует на основании Устава или Положения, которое разрабатывается администрацией муниципалитета или правительством субъекта РФ.
Место в системе образования
Взаимодействует с администрацией образовательного учреждения в качестве распределителя средств созданного им фонда.
Между законодательной и исполнительной властью в качестве эксперта, участника формирования образовательной политики.
Таким образом, главным отличием деятельности попечительского совета на региональном уровне является ее масштабность, обеспечиваемая партнерством с региональной властью и возможностью реализации инновационной образовательной политики. В самом деле, попечительский совет на уровне субъекта федерации, действующий на основании постановления правительства, имеет совершенно другой политический вес и сферы влияния. Такой институт становится той самой "точкой роста", благодаря которой становится возможным формирование сети попечителей и эффективной региональной образовательной политики. Укажем три существенные выгоды, которые может получить регион от создания регионального попечительского совета:
1. Активизация "социальной ответственности бизнеса".
2. Инвестиции в "человеческий капитал".
3. Повышение инвестиционной привлекательности региона как для отечественных, так и западных инвесторов.
1. Реальное воплощение тезиса о "социальной ответственности бизнеса", который в основе своей связан с теорией "общественного (человеческого) капитала". Суть этой концепции заключается в том, что "общественный капитал" является условием возможности любого другого капитала. Теория "общественного капитала" предполагает способность к объединению и самоорганизации в добровольные ассоциации, а также безвозмездный труд во благо общества. "Без социального капитала нет гражданского общества, а без гражданского общества не может быть эффективно работающей демократии" (А.Токвиль).
2. Концепция "человеческого капитала" в России обрела конкретные черты в виде четырех национальных проектов, которые будут профинансированы из Федерального бюджета в 2006 году. Региональная образовательная политика с участием общественности и бизнеса создает условия для быстрого и качественного развития "человеческого капитала". Действительно, социологи начали говорить о разделяемых обществом ценностях как о социальном капитале. Как и фактический капитал (земля, строения, машины), как и человеческий капитал (способность к знаниям), социальный капитал производит богатство и, таким образом, является экономической ценностью национальной экономики. Он является также предпосылкой всех форм совместного предпринимательства, которое существует в современном обществе. Люди расширяют свои собственные возможности и способности, следуя правилам сотрудничества, которые хоть и стесняют их свободу выбора, но позволяют вступать во взаимодействие с другими индивидами и координировать свои действия. Ценности - такие, как, честность, взаимность, выполнение обязательств - не являются предметом выбора, каким являются этические ценности, они имеют осязаемую стоимость и помогают группам, которые их придерживаются, достигать общей цели ...
3. Чтобы оценить влияние попечительского движения на региональном уровне на инвестиционный климат, необходимо также рассмотреть понятие "инвестиционного потенциала". Конечно, нет прямой зависимости между созданием общественных институтов образовательной политики и инвестиционной привлекательностью. Однако ряд существенных индикаторов при расчете инвестиционного потенциала региона могут серьезно повлиять на эти показатели опосредованно.
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях. Для оценки инвестиционной привлекательности необходимо учесть не только совокупный потенциал, но и инвестиционные риски.
Из совокупного потенциала, включающего ресурсно-сырьевой, производственный, финансовый, потребительский, инфраструктурный, институциональный, возьмем только два вида:
* инновационный, при расчете которого учитывается комплекс научно-технической деятельности в регионе;
* трудовой, для расчета которого используются данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне.
Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

* Политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;
* Экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
* Социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности.
* Криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений;
* Экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
* Финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов.
* Законодательный - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Отсюда видно, что факторы, на которые институты общественного управления на региональном уровне могут оказать непосредственное воздействие, связаны с понятием "человеческий капитал". В случае, когда мы имеем дело с оценкой потенциала - инновационный и трудовой, - в случае оценки рисков состояние системы образования оказывает косвенное влияние на таки виды рисков как социальный и криминальный, а возможно и политический. Региональная образовательная политика может иметь своей целью повышения инвестиционного потенциала поддержкой инновационных проектов и повышения качества образования для повышения качества "человеческого капитала" и снижение инвестиционных рисков за счет программ, направленных на выравнивание социальных разрывов и программ в области занятости молодежи.
Таким образом, попечительский совет на региональном уровне ставит среднесрочные и долгосрочные цели развития региона на 5-10-30 лет. Именно такие стратегические цели и задачи могут объединить интересы власти и бизнеса, гражданского общества и государства, что, несомненно, отразится на инвестиционной привлекательности региона.


3.5. Порядок и процедуры создания и деятельности попечительских советов

Прежде всего, следует отметить, что порядок создания органа самоуправления на любом уровне - школы или муниципалитета - будет иметь свои характерные черты. Тем не менее, можно выделить общий порядок создания попечительских советов в виде необходимых шагов, чтобы этот общественный институт был создан не только на бумаге, но проявил себя деятельностно и с пользой для местной системы образования. В этой пошаговой стратегии важны два элемента: общественная или профессиональная инициатива и проектный характер построения социального института.

Шаг №1 - актуализация проблемного поля. На этом этапе важно, чтобы проблематика образования стала явной прежде всего для профессионального сообщества и власти. Общественность, как правило, "носит" накопившиеся проблемы в себе до тех пор, пока их кто-то не озвучит. Лучше всего, если проблемы образования в общем виде начнут обсуждаться в СМИ и законодательной ветви власти региона или муниципалитета.

Шаг №2 - формирование субъекта инициативы. От того, кто станет субъектом инициализации институтов общественного управления, в дальнейшем будет зависеть форма, содержание и стиль работы, а в конечном счете - эффективность и полезность попечительского совета. Очень важно, чтобы инициативу не перехватили и не возглавили чиновники, не заинтересованные в привлечении общественности для решения социальных проблем. Если речь идет о попечительском совете на муниципальном или региональном уровне, то субъектом инициативы здесь предпочтительнее видеть общественную организацию или профессиональную ассоциацию.

Шаг №3 - переговоры и PR-кампания. Как только сформировался субъект инициативы, следующий шаг - переговоры со всеми целевыми группами, так или иначе заинтересованными вопросами образования. Этих групп несколько. Во-первых, это власти, которым надо показать выгоды и преимущества общественного органа самоуправления как для местного сообщества, так и для них самих; во-вторых, это бизнес, которому надо показать его интересы (политические, экономические, общественные) и возможность проявить "социальную ответственность"; в-третьих, это руководители учреждений образования, культуры и здравоохранения; в-четвертых, это СМИ, задача которых сделать "попечительство" актуальной повесткой дня. Собственно PR-кампания будет состоять из освещения в СМИ группы мероприятий - таких, как общественные круглые столы, семинары, акции, оглашение результатов переговоров и др. Актуальным может стать специальный марафон, отражающий динамику продвижения идеи создания муниципального или регионального попечительского совета.
Шаг №4 - учреждение попечительского совета. Этот последний шаг должен быть предварен созданием нормативной базы с участием заинтересованных сторон и профессиональных юристов. Нормативная база будет строиться на проработанных целях и задачах попечительского совета, в результате переговоров должны быть разграничены полномочия между общественным органом и органами региональной и муниципальной власти. Таким образом, региональные и городские законодательные органы должны будут принять соответствующие регулирующие нормативные акты, законы, постановления, решения.
Приведем краткий "перечень мотиваций" для вовлечения потенциальных попечителей, подтвердивших свою действенность на практике:

1. Школьной уровень
* Влияние на образовательную программу;
* Улучшение условий обучения детей;
* Влияние на кадровую политику в школе.

2. Муниципальный уровень
* Представление преференций при распределении муниципального заказа;
* Электоральная поддержка;
* Инновационные образовательные программы.

3. Региональный уровень
* Предоставление льгот;
* Влияние на образовательную политику;
* Повышение инновационной привлекательности региона за счет инноваций.

Подобно тому, как был пошагово опреден общий порядок формирования попечительского совета, можно представить и общий алгоритм, конкретизирующий методику создания институтов общественного управления:

1. Субъект
* ОУ - родитель, организации, бизнес
* Муниципалитет - общественная организация, бизнес-сообщества, проф.сообщества
* Регион - общественная организация, ассоциация
2. Проблематизация
* ОУ - анкетирование, опрос, переговоры
* Муниципалитет - социологические исследования, СМИ, презентации
* Регион - СМИ, социологические исследования
3. Проблемное поле
4. Задачи
5. Определение дефицита ресурсов
6. Определение основных партнеров
7. Предложение образовательной программы для подготовки общественных управляющих
8. Создание программ развития образования
9. Учреждение ПС

Как видим, и здесь все направлено на то, чтобы попечительский совет (союз попечителей) с самого начала стал, с одной стороны, переговорщиком с властью в интересах образования общества, а с другой - прямым заказчиком, показывающим, какого типа, уровня, объёма, направленности программы являются наиболее востребованными родительским сообществом, сообществом работодателей и других возможных "потребителей образования".
Основной коллективной формой работы попечительского совета являются заседания, которые могут быть как очными, так и заочными. Заочные заседания проводятся путем изучения посланных по электронной почте документов и заполнения бланков голосования по обсуждаемым вопросам. Количество рабочих заседаний определяется общим голосованием на первом установочном заседании.
Возглавляет попечительский совет избранный его членами Председатель, который:
- осуществляет общее руководство;
- отвечает за разработку стратегии деятельности ПС, планов работы на год;
- привлекает новых членов в состав попечительского совета;
- представляет общественное управление школой в государственных органах, бизнес-сообществах, некоммерческих организациях;
- тесно взаимодействует с администрацией школы.
Текущей деятельностью попечительского совета руководит Исполнительный директор, который также возглавляет некоммерческую организацию "Фонд поддержки школы". Указанный фонд создается как самостоятельное юридическое лицо, ведет обособленный бухгалтерский учет попечительских взносов. Вся оперативная координационная работа обеспечивается Исполнительным директором, в обязанности которого входит:

* планирование совместной работы на учебный год с Председателем и администрацией школы;
* подготовка всей документации к совещаниям;
* согласование расписания заседаний со всеми членами попечительского совета и администрацией школы;
* организация встреч Председателя попечительского совета;
* ведение протоколов на очных заседаниях;
* рассылка отредактированных протоколов по электронной почте;
* подготовка заочных голосований: проекты, документы, предложения;
* подготовка ежеквартального и годового отчетов о выполнении решений попечительского совета и о реализации программ, финансируемых им;
* составление персональных графиков попечительских взносов;
* подготовка квартальных и годовых отчетов по использованию Фонда попечительских средств;
* обеспечение всех оперативных контактов с попечителями, лицами и организациями, которые вступают в отношения с ПС.

Основная нагрузка по обеспечению текущей деятельности попечительского совета ложится на Исполнительного директора и администрацию школы.
Что касается управления деятельностью попечительского совета, состоящего из занятых людей, - то это дело непростое. Речь скорее идет не об "управлении", а о координации. Ниже перечислены основные трудности, которые необходимо предвидеть и искать нестандартные решения для их преодоления:
1. Организация встреч - в рейтинге трудностей занимает одно из первых мест. Если на совещание удается собрать половину состава, то это хорошо; а если две трети - это чрезвычайный успех.
2. Сбор средств, согласованных на учредительном собрании, - трудность, занимающая заслуженное второе место. С деньгами всегда расставаться трудно, особенно когда нет обязывающего принуждения в виде договора. Единых рецептов решения этой проблемы нет, но если ее удается решить, программы будут работать.
3. Организация конструктивного диалога - сделать так, чтобы никто из членов ПС не "перетягивал одеяло на себя"...
4. Подготовка совещаний, предложений по программам и отчетов (плюс переписка по электронной почте) - это проблема ресурса времени Администрации школы. Создавая ПС, надо спланировать специальное время и помощников директора школы для достаточно большого документооборота. И в данном векторе отношений неприемлемы "отписки", как это часто практикуется в административно-чиновничьей вертикали.
Если администрация школы переформулирует вышеназванные трудности в задачи, то взаимодействие с попечительским советом будет конструктивным и принесет желаемые результаты.
В конечном счете, все принципы, компетенции, зоны ответственности, процедуры и правила должны быть зафиксированы в Положении "О Попечительском совете". Если Положение составлено грамотно, то оно будет работать на школу, привлекая в попечительский совет новых членов, а вместе с ними - новые возможности для обогащения образовательной программы школы.
Важно заметить, что на практике многие попечительские советы оформляют в своих положениях те зоны влияния, которые не пересекаются с полномочиями учредителя. Подобное "разделение территории" приводит к тому, что не возникает никакого официально закрепленного взаимодействия по наиболее важным вопросам жизнедеятельности школы: какой быть образовательной программе, планам финансовой деятельности, реорганизации, ликвидации и т.д.


3.6. Определение целей и приоритетов попечительской деятельности

В соответствии с предлагаемой инновационной моделью, эффективность работы попечительского совета зависит не от объема собранных средств или количества привлеченных влиятельных персон, а, прежде всего, от постановки цели, которая сможет объединить попечителей между собой и со школой. Например, идея "поднять заработную плату учителям" не несет в себе объединяющего начала - и, разумеется, не только потому, что легко можно увязнуть в спорах о критериях надбавок. А вот цель создать с помощью общественных институтов сильный конкурентоспособный педагогический коллектив, в том числе за счет повышения общего уровня заработной платы, - подобная цель вполне может объединить интересы учеников, родителей, администрации школы и попечительского совета. Попечительский совет в таком понимании - это команда, реализующая интересный социальный проект.
Но если цель поставлена и ее поддерживает большинство членов попечительского совета, возникает необходимость согласования со школой приоритетов общей деятельности. Соответствующий механизм должен быть предусмотрен процедурами и правилами работы попечительского совета.
В проекте федерального закона "Об автономных учреждениях", разработанном ГУ ВШЭ, предложены, по нашему мнению, оптимальные процедуры и правила создания, функционирования, ротации состава и механизмов принятия решения попечительского (наблюдательного) совета образовательной организации (учреждения). Авторы этого законопроекта справедливо исходят из того, что в случае, когда собираются бизнесмены или иные влиятельные и занятые граждане, вносящие свои денежные или иные взносы в фонд попечительского совета (а не назначенные чиновники или приглашенные представители общественности), реализация формальных и согласованных процедур становится не так проста.
Формы коммуникации, деловой этикет в сегодняшней России скорее вырабатываются "на ходу", чем "впитываются с молоком матери". Поэтому лидеры бизнеса, встречаясь на попечительской "площадке", могут очень жестко противостоять друг другу, считая тот или иной процедурный момент принципиальным. Такое противостояние, как правило, приводит к тому, что один из участников конфликта выходит из состава попечительского совета. В этой ситуации проигрывает и школа, и попечительский совет.
К самым общим методологическим правилам относится разделение полномочий между администрацией школы и попечительским советом. Сначала необходимо разделить сферы влияния этих субъектов управления, а затем формализовать процедуры. Например, наиболее общей процедурой является разграничение между предложением какой-либо программы на средства попечительского совета и принятием решения по утверждению этой программы. Как правило, администрация школы предлагает список программ, расставляет свои приоритеты, а попечительский совет выбирает, корректирует и принимает к работе одну или несколько из них. Последние могут носить самый разнообразный характер: от реконструкции туалетов до системы мотивации учителей. Чаще всего попечители выбирают программы, связанные с людьми, а это значит , что на туалеты администрация должна искать средства из других источников.

Основные принципы деятельности попечительского совета:
* открытость - попечительский совет открыт для новых идей и предложений от всех заинтересованных в развитии гимназии людей;
* прозрачность - финансовая деятельность попечительского совета строится на принципах прозрачности и ясности для всех инвесторов и заинтересованных лиц;
* гибкость - попечительский совет оперативно реагирует на любые изменения как в образовательном учреждении, так и вне его.

Каждый из попечителей включается в практическую реализацию тех или иных программ попечительского совета. Он может присоединиться к воплощению существующей программы или инициировать свою. Например, в то время, как отдельная группа попечителей активно поддерживает программу "Мотивация учителей", а другие взяли на себя программу "Благоустройство территории", кто-то может включиться в спортивной программы, нацеленной на создание спортплощадок, закупку инвентаря и т.д. Можно организовать программу "Свежий воздух", суть которой заключается в замене старых, не открывающихся окон на новые, в закупке ионизаторов или других приборов, очищающих воздух.




3.7. Полномочия попечительских советов на разных уровнях

Рассмотрим сначала полномочия попечительского совета на уровне образовательного учреждения. Некоторые из пунктов являются инновационными и предоставляют широкие возможности для формирования индивидуального "профиля" школы:
* определение специфики образовательной программы и правил приема детей в ОУ;
* определение (согласование) требований и стандартов к условиям обучения: кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение образовательной программы;
* привлечение и распределение ресурсов;
* создание механизмов привлечения кадров;
* согласование Положения распределения ФОТ;
* связь между разными уровнями системы образования (общее-профессиональное) + рынком труда;
* согласование и внесение корректив в контракт руководителя с учредителем, размера заработной платы руководителя школы.

Если попечительскому совету будет предоставлено право определять специфику образовательной программы школы и, соответственно, правила приема детей это будет революционным событием в российском образовании. Юридически такая возможность есть: в ст.16 ФЗ "Об образовании" говорится, что порядок приема устанавливает учредитель, порядок "обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня". Эта уравнительная формулировка применятся в 99% уставов российских школ, но фактически, если школа что-то из себя представляет и пользуется спросом, то эта норма не действует. Так почему не легализовать реальное положение дел и передать эти полномочия попечительскому совету?
В общем виде взаимодействие попечительского совета со школьной администрацией организуется следующим образом: администрация готовит программу развития учреждения в организационном, кадровом, программном и материально-техническом аспекте, а попечительский совет принимает решение, какие именно программы он будет финансировать.
В некоторых субъектах Федерации действуют региональные законы о деятельности попечительских советов. В соответствии с ними допускается некоторое влияние Попечительских советов на образовательную политику школ, особенно если они негосударственные. Летом 2005 года в Государственную Думу поступил законопроект "Об автономных учреждениях", в котором большинство вопросов взаимодействия наблюдательного совета, учредителя и администрации школы прояснено и направлено в конструктивное русло. В частности, в статье 12, где речь идет о компетенции наблюдательного совета, говорится:
"1. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:
1) предложения о внесении изменений и дополнений в устав автономного учреждения;
2) предложения о создании филиалов и открытии представительств автономного учреждения;
3) предложения о реорганизации и ликвидации автономного учреждения;
4) предложения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или об их передаче иным образом другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника);
5) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения и отчетов о его исполнении;
6) годовой бухгалтерский баланс;
7) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;
8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;
9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в отношении которых имеется конфликт интересов (сделок с заинтересованностью)".
Собственно говоря, в указанном проекте перечислены все ключевые компетенции наблюдательного (попечительского) совета, которые позволят эффективно влиять на образовательную политику школы. Особенно важно, что план финансово-хозяйственной деятельности и годовой бухгалтерский баланс становятся предметом рассмотрения общественного органа. Однако в интересах построения полноценной модели инновационной школы с общественным органом соуправления к этому достаточно полному списку компетенций следует, на наш взгляд, добавить еще ряд полномочий:
1. Определять специфику, уклад внутренней жизни и образовательную программу школы.
2. Формулировать требования и стандарты к условиям обучения: кадровому, методическому, материально-техническому обеспечению образовательной программы.
3. Определять правила приема в школу, исходя из специфики школы и образовательной программы.
4. Согласовывать и вносить коррективы в контракт руководителя с учредителем.
5. Согласовывать размер заработной платы руководителя школы.

Только нормы, закрепляющие индивидуализацию школ и непосредственную включенность общественности в наиболее важные функции управления, могут дать толчок к повышению качества, поиск своего лица для школы реальный мотив для инновационной и исследовательской деятельности педагогических коллективов. Уравнительные тенденции, свойственные централизации, идут вразрез со всеми мировыми трендами в образовании и экономике.
Что касается муниципального уровня, то приведем лишь те полномочия, которые являются характерными именно для него:
* Инициировать организации и проведения депутатских слушаний по вопросам системы образования;
* Участвовать в разработке, согласовании программ развития системы образования муниципалитета;
* Участвовать в обсуждении бюджета системы образования муниципалитета;
* Привлекать, распределять внебюджетные средства на целевые программы в муниципальной системе образования;
* Инициировать муниципальные конкурсы и гранты в сфере образования;
* Контролировать качество инфраструктуры образования (питание, мед.обслуживание, ремонт и т.д.)
* Выступать с законодательной инициативой.
Богатый опыт по работе муниципального попечительского совета представлен в отчете ФАЭШ МОУ СОШ № 24 г.Брянска.

На региональном уровне наиболее важные черты, присущие данному уровню выглядят следующим образом:
* Участвует в разработке и экспертизе долгосрочных планов развития территории;
* Участвует в разработке нормативов подушевого финансирования;
* Участвует в разработке региональной системы оплаты труда;
* Участвует в оптимизации образовательной сети региона;
* Выступает экспертом по реализации национальных проектов и программ в регионе.

Разумеется, крайне важно, чтобы члены попечительского совета были достаточно компетентными людьми для решения подобных сложных вопросов. Поэтому существенная часть проблематики по формированию попечительских советов муниципального и регионального уровней относится непосредственно к персоналиям их членов. Наиболее полезным и эффективным для работы является участие лиц следующих категорий:
1. Предприниматели (собственники предприятий и организаций, представители бизнес сообщества), имеющие педагогическое образование и собственных детей - учеников школ области.
2. Предприниматели, а также менеджеры и директора предприятий и организаций, выпускники, не потерявшие связь с образованием.
3. Бывшие руководители муниципальных структур и подразделений, имеющие опыт управленческой работы, директора сельхозпредприятий, представители районных администраций и муниципальных учреждений.
4. Членами регионального попечительского совета должны быть влиятельные люди, имеющие успех в своем деле, готовые заниматься самообразованием, в возрасте от 25 до 50 лет.

3.8. Структура регионального попечительского совета

Если региональный попечительский совет создается на основе соглашения с администрацией субъекта федерации, то вполне логичным может стать учреждение специального регионального Фонда с Советом попечителей. Модель деятельности такого фонда хорошо представлена в отчете НОУ "Унисон" г.Санкт-Петербурга. Главные цели Фонда:
* оказания помощи администрациям, родительским комитетам, родителям учащихся образовательных учреждений (далее - учреждения), а также общественным и коммерческим организациям в создании Попечительских советов учреждений (далее - советы), организации и ведении их текущей работы;
* подготовки типовых нормативных документов, обеспечивающих юридическую и методическую помощь в деятельности советов, на базе действующего законодательства РФ;
* подготовки совместно с Правительством Российской Федерации, с региональным Правительством и комитетами законодательных и иных нормативных документов, регулирующих вопросы организации работы советов, учебного процесса, внеклассного обучения и внешкольного досуга в сфере уставной деятельности учреждений;
* подготовки и реализации совместно с советами и администрациями учреждений целевых программ и проектов, направленных на ремонт, оснащение оборудованием и учебными материалами, улучшение питания и условий создаваемых для учащихся;
* оказания помощи в привлечении внебюджетных средств, в формировании фондов и отраслевых общественных и коммерческих объединений и товариществ с целью оказания содействия в работе советов и учреждений;
* объединения и координации общественной, финансовой и административной работы советов.
Ниже предлагается структура регионального фонда развития образования и краткая характеристика возможных составов советов.
































Структура управления самого попечительского совета выглядит так:


















В президиум совета входит председатель, заместитель председателя и руководители комитетов по направлениям работы.
За каждым ответственным за направления работы закрепляется консультант общественного управления из профессионального педагогического сообщества. Консультанты должны пройти соответствующую подготовку. Они не принимают участия в решении вопросов совета, а помогают общественным управляющим сформировать свою позицию, разъясняя положение дел в образовании по интересующей проблеме.


3.9. Организационно-правовые формы организации попечительских советов в качестве самостоятельных юридических лиц.

Законодательство предоставляет широкие организационно-правовые формы для организации деятельности попечительских советов в форме отдельного юридического лица. Здесь приведена таблица всех видов некоммерческих организаций с общими характеристиками, составом учредителей, формой членства и особенностями различных форм НКО. Такой сравнительный анализ позволяет выявить оптимальную организационно-правовую форму для создания попечительского совета, учитывая все характеристики местных условий













НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
(Федеральный закон "О некоммерческих организациях" №7-ФЗ от 12.01.96
Федеральный закон "Об общественных объединениях" №82-ФЗ от 19.05.95)

НКО
Характеристика
Учредители
Членство
Особенности
Автономная НКО
Создается на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг.
Гражданин и/или юридические лица.
Не имеет; учредители не отвечают по обязательствам НКО.
Учредительные взносы - собственность АНКО.
Не имеет налоговых льгот.
Некоммерческое учреждение
Создается и финансируется собственником в целях осуществления управленческих и иных функций в интересах учредителя.
Гражданин и/или юридическое лицо
(юридические лица).
Не имеет; управляется учредителем.
- Имущество - в оперативном управлении; - субсидиарная ответственность учредителя (ей).
Некоммерческое партнерство
Создается для содействия членам в достижении некоммерческих целей.
Гражданин и/или юридические лица
(не менее двух).
Имеет, основана на членстве; члены не отвечают по обязательствам НКО.
Имущество - в собственности; Вступительные, членские взносы; возврат имущества партнерам при выходе /ликвидации НКО.
Не имеет налоговых льгот.
Фонд
Создается на основе имущественных взносов учредителей в некоммерческих целях.
Гражданин (не) и/или юридические лицо (а).
Не имеет; учредители не отвечают по обязательствам фонда.
- Имущество в собственности;
- ежегодный публичный отчет;
- ликвидация только по решению суда.
Может быть признан банкротом.
Ассоциация или союз юридических лиц
Создается для координации, представления и защиты интересов.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign