LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Личностные
новообразования
Ведущий вид
деятельности
* В признании
* В уважении личности
* В самовыражении и самоутверждении
* Чувство взрослости
* Личностная рефлексия
* Профессиональное самоопределение
* Я-концепция
* Интимно-личностное общение
* Экспериментирование
(проба сил и возможностей)
* Социально-значимая и общественно-полезная деятельность
* Социальное проектирование


Организация социального проектирования для всего класса может стать эффективным способом включения в социально-значимую деятельность подростков группы риска. Структура социального проектирования предполагает:
1. Организацию социальной практики как вида взаимодействия, в результате которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, осознаёт опыт социального взаимодействия;
2. Проведение социальных проб - освоение подростком социальных навыков, познание сущностных характеристик выбранных им объектов социальной действительности;
3. Разработку и реализацию социального проекта по созданию нового социально и личностно значимого продукта совместной деятельности (5).
В ходе подготовки проекта сопровождения может возникнуть необходимость принятия определенных управленческих решений по разработке и согласованию индивидуальных программ профилактики, уточнению должностных инструкций специалистов, введению (если есть необходимость) новых специалистов социально - педагогических учреждений и др. Исходя из этого, для решения выявленных проблем и работы с причинами неблагополучия определяется педагогическая команда. В случае, когда деятельность по устранению факторов риска выходит за область компетенции школы, через КДН привлекаются специалисты других служб и ведомств. В каждом случае эта программа будет носить индивидуальный характер и строится исходя из анализа ситуации конкретного подростка.
Вместе с тем в качестве модели для построения индивидуальных программ мы предлагаем использовать "Примерную программу по профилактике рецидивов правонарушений" (Таблица 2), отражающую содержание и основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения. Общие задачи и функции педагогической команды, осуществляющей сопровождение, также представлены в "Положении о социально-психологической службе образовательного учреждения (см. Приложение 7).
Примерная программа по профилактики правонарушений

Таблица 2
Цель этапа
Основные направления в работе
Методы работы
1 этап
Цель:
Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или в ПДН

Первичная диагностика
Определить "зоны" детского неблагополучия;
Выявить индекс благополучия;
Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу

Методы изучения личности
(анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).
2 этап
Цель:
Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.

1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;
3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Методы коррекции
- метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.
3 этап
Цель:
Формирование законопослушного поведения подростка

1. Формирование доверительных отношений с подростком;
2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;
3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.
Индивидуальная педагогическая поддержка
Социальное проектирование.


Для того чтобы деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних была эффективной, важно классифицировать детей по группам, каждая из которых предполагает свою, особую систему работы. В качестве основного индикатора классификации нами был взят "индекс благополучия", т.е. степень включенности ребенка в позитивную для него среду (семья, школа).
При разработке обобщенных критериев, мы исходили из распределения свободного времени ребенка по указанным типам сред. Нами предполагалось, что связь со средой пропорциональна тому времени, которое проводит ребенок в той или иной среде с учетом того, что в среднем 8-9 часов в сутки у ребенка уходит на сон.
Рассмотрим типологизацию детей, ориентируясь на реальные жизненные ситуации подростков средней школы № 53 г. Хабаровска.


Индикаторы детей в зависимости от включенности их в жизненные среды

Таблица 3

Номер группы

Сохранность семейных отношений


Сохранность связей со школой

Совершение противоправных действий)

Включенность в уличную среду

Индекс благополучия
1)
1
1
1
1
4
2)
1
1
0,5
0,5
3
3)
1
0,5
1
0,5
3
4)
1
1
0
0,5
2,5
5)
1
0,5
0,5
0,5
2,5
6)
1
0,5
0
0,5
2
7)
0,5
1
0
0,5
2
8)
0,5
0,5
0,5
0,5
2
9)
0,5
0,5
0
0,5
1,5
10)
0,5
0
0,5
0,5
1,5
11)
0,5
0,5
0
0
1
12)
0,5
0
0,5
0
1
13)
0
0,5
0,5
0
1
14)
0,5
0
0
0
0,5
15)
0
0,5
0
0
0,5
16)
0
0
0,5
0
0,5
17)
0
0
0
0
0

Условные обозначения:
Для 1-2-го столбцов (сохранность семейных связей и связей со школой):
1 - полное наличие признака;
0,5 - частичное наличие признака (например, ребенок посещает школу время от времени, но еще окончательно не бросил);
0 - отсутствие признака.
Для 3-4 столбцов (связь с криминалом и включенность в уличную среду): 1 - отсутствие признака;
0,5 - частичное наличие признака (например, ребенка время от времени видят с лицами из криминальных структур, но в правонарушениях он не задействован);
0 - полное наличие признака.
Как мы видим, в таблице представлено 17 основных типологических групп. Следует отметить, что не все арифметически возможные варианты сочетаний вошли в таблицу.
Охарактеризуем и прокомментируем представленные типологические группы:
№ 1 (индекс благополучия - 4) - идеальный вариант: ребенок не имеет проблем в семье, регулярно посещает школу, не общается с криминальными "элементами", при этом улица не занимает в его жизни важного места.
№ 2 - полностью сохранены связи с семьей и школой, но из-за того, что много времени проводит на улице, замечен был в общении с криминалом. В данном случае необходимо своевременно обратить внимание на вакуум свободного времени у ребенка и организовать его досуг.
№ 3 - полная сохранность связей с семьей, отсутствие связей с криминальными "элементами". Но возникают проблемы со школой, ребенок много времени предоставлен улице. В перспективе такая ситуация приводит к тому, что ребенок бросает школу, у него возникают проблемы с семьей и он полностью уходит на улицу. В данном случае важно выстраивать позитивные взаимодействие родителей и представителей школы (классный руководитель, психолог, социальный педагог и др.) с целью оказание помощи ребенку.
№ 4 - полная сохранность связей с семьей и школой, но ребенок часто прибывает на улице и замешан в криминальной деятельности. В этой ситуации, пока подросток не усвоил еще ценности уличного мира и криминальные порядки необходимо взаимодействие заинтересованных специалистов (ПДН, КДН, школы) и семьи, а также привлечение подростка к разнообразной досуговой деятельности.
№ 5 - сохранены семейные отношения, но существуют некоторые проблемы со школой. Соответственно частичная включённость в уличную среду и замечено общение с криминальными "элементами".
№ 6 - семья обладает большим потенциалом для изменения ситуации, ибо у ребенка возникли проблемы со школой, много времени он проводит на улице, замешен в деятельности криминальных структур.
№ 7 - подросток успешно продолжает обучение в школе, но совершил противоправные действия. Кроме того, ребенок в семье не получает необходимой помощи, большую часть времени предоставлен улицы.
№ 8 - у ребенка трудности в семье и школе, он пропускает занятия и конфликтует с родителями. Из-за отсутствия поддержки школы и семьи, он подвержен влиянию улицы и криминальных структур.
№ 9 - ситуация, во многом схожая с описанной в №8, но из-за совершенного правонарушения сильно усугубляется.
№ 10 - ребенок не ходит в школу, связи с семьей частично сохраняются. Возможно, дестабилизация состояния в семье произошла в результате трудной жизненной ситуации, так как ребенок много времени проводит на улице и замечен в общении с криминальными структурами. Возможно, к этой группе, можно отнести тех детей, которые вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь.
Детей в группах с №11 по 17 можно назвать "уличными" в прямом смысле слова, т.е. подверженными негативному ценностному влиянию уличной субкультуры. Качественная характеристика этих групп - зависимость от уличной среды. Начиная с 11-й группы можно констатировать, что семейные и социальные установки у детей замещаются установками уличной среды.
№ 11 - ребенок ходит в школу нерегулярно, домой приходит только ночевать, все свободное время проводит на улице, замешан в совершении преступлений.
№ 12 - ребенок не ходит в школу. Все свое время проводит на улице, общается с криминальными "элементами", домой приходит только ночевать.
№ 13 - связи ребенка с семьей утрачены, но он продолжает кое- как учиться. "Живет" на улице, замечен в общении с криминалом.
№ 14 -17 - дети, полностью утратившие связи с семьей и проживающие на улице.
Группы можно выделить по видам той профилактической работы, которую могут получить дети от школы. Так, можно выделить группу детей, совершившие противоправные действия (0) и редко посещающих школу (0,5) или не посещающих совсем (0), для организации центра дневного пребывания, где им будет предложена некоторая образовательная программа и содержательный досуг.
Что касается профилактической работы с каждой конкретной группой, то очевидно, если для № 2 - 6 семейные связи сохранены, то взаимодействие с семьей даст хороший результат в работе с ребенком.
Начиная с № 7, когда семейные связи частично нарушены (0,5) или полностью утрачены (0), речь идет уже о необходимости включения в работу учреждений соответствующего профиля.
Для отслеживания социальной ситуации развития школьника "группы риска" нами взята и творчески переработана система статусов ребёнка, позволяющая в достаточно простой и удобной форме проводить мониторинг ключевых сфер развития. Эта методика, хорошо зарекомендовала себя в Шекснинской специальной школе для подростков с девиантным поведением и может быть использована как в общеобразовательной школе, так и в спецшколе.
Ниже мы предлагаем программу мониторинга динамики детского неблагополучия школьников, состоящих на учете в школе или ПДН. Программа решает следующие задачи:
- формирует у членов школьного коллектива целостный образ воспитанника;
- содержит доступные формулировки критериев наблюдения и диагностики, содействует формированию общего терминологического поля среди членов учительского коллектива;
- представляет обобщенные наблюдения различных специалистов (психолога, социального педагога, классного руководителя и др.) в единой форме;
- позволяет подключить родных ребенка и учитывать эти данные в материалах мониторинга;
- обладает возможностями количественной и качественной оценки индивидуальных особенностей учащегося;
- предоставляет возможность для оценки результативности используемых индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов.
Критериальную основу мониторинга детского неблагополучия составляют признаки психофизической, педагогической, социальной и психологической готовности воспитанника к успешному изменению в ходе профилактической деятельности педагогического коллектива.
Количественная оценка осуществляется по 5-ти балльной системе. Качественная оценка записывается в виде комментария по каждой шкале. На протяжении двух месяцев все специалисты, используя в основном метод наблюдения, ведут сбор информации о ребенке. Затем полученные данные оформляются в обобщенный портрет воспитанника - профиль.
Таким образом, на основе программы мониторинга члены педагогического коллектива:
- проводят первоначальную, динамическую и итоговую диагностику;
- создают профиль (портрет) ребенка;
- составляют индивидуальную программу профилактики правонарушения воспитанника или его рецидивов;
- распределяют между собой "зоны ответственности" по реализации профилактической деятельности;
- оценивают эффективность профилактических программ;
На основе данных мониторинга формируются группо-ориентированные программы профилактики правонарушений, с выделением общих для группы воспитанников проблем. Система статусов ребёнка группы риска в рабочем варианте представлена в Приложении 8.




4. Технология комплексного сопровождения и педагогическая
поддержка подростков группы социального риска

По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств. А.А. Реан предлагает следующую модель взаимодействия школы с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (28).
Центральной организационно-стратегической идеей программ профилактики правонарушений несовершеннолетних, по мнению учёного, является интеграция усилий органов государственной и муниципальной власти, общественных и некоммерческих организаций, а также бизнес структур в решении социальных проблем детства. Приоритетным признаётся направление этих интегративных усилий на построение системной комплексной профилактической работы, предметом которой является предупреждение развития социального сиротства, безнадзорности, асоциального и криминального поведения среди детей и подростков.
При этом объектом внимания и заботы становится не только ребёнок, но и его семья, как основополагающий институт социализации ребёнка. Реан приводит результаты исследования, которые совпадают с результатами исследований, проведённых лабораторией "Дети улицы" в 2003 году о первостепенной роли родителей как источнике эмоциональной поддержки растущего человека. При этом отвержение подростком родителей, их неприятие является признаком тотального негативизма ребёнка к самому себе, другим людям, обществу в целом, что приводит к нарушению им всех правил и норм как объектов враждебного мира.
Основными задачами профилактики учёный видит следующие:
* Формирование информационного банка данных семей и детей группы риска (каждая структура предоставляет свои картотеки, их сличают и вырабатывают согласованный список);
* Проведение диагностического обследования детей и семей группы риска;
* Проведение индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска (в зависимости от проблемы ими занимаются медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, психологи и др.);
* Создание рабочих мест путём формирования трудовых бригад из взрослых членов семей группы риска (данный опыт мы наблюдали в пос. Эльбан в Хабаровском крае);
* Внедрение новых психолого-педагогических технологий в области профилактической и коррекционной работы с семьями и детьми группы риска в практику работы образовательных и воспитательных учреждений;
* Совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений, занимающихся проблемами детей;
* Создание общественного мнения по приоритету семейного воспитания детей;
* Повышение профессионализма педагогов в области профилактики развития социальных отклонений семьи и детей;
* Привлечение волонтёров из числа студентов педагогических вузов и училищ для работы с семьями и детьми группы риска.
Предлагаемые А.А. Реан этапы программы совпадают в основных моментах с этапами, предложенными нами в пособии "Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Хабаровск, 2004. Ниже в доработанном варианте приводим последовательность этапов сопровождения ребёнка "группы социального риска" и задачи по каждому из них:
1. Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса:
* Определить к какой целевой группе риска относится ребёнок.
* Провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
2. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:
* Выявить основные факторы риска.
* Определить факторы защиты.
* Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка.
* Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.
3. Разработка индивидуальной программы сопровождения:
* Определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов).
* Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).
4. Реализация индивидуальной программы сопровождения:
* Для детей "группы повышенного внимания", тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития - организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
* Для детей "группы особого внимания" - в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок.
* В случае выявления рисков в семье применить технологии "Примирение в семье" или "Круг заботы" (12).
5. Измерение результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением:
* В качестве индикаторов оценки можно использовать - стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка.
* Методы оценки - обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности, социо и референтометрия.
* Источники информации - результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, милицейские сводки и др.
6. Если действия оказались не эффективны:
* Определить причины (что не сработало в программе действий);
* Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок;
* Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы;
* Рассмотреть вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве.
7. Если программа действий дала положительный результат:
* Завершить программу (снять ребёнка с учёта, перевести в вышестоящую группу);
* Проанализировать и описать социально-педагогический опыт;
* Внести изменения в банк данных.
Результаты воспитательного процесса обычно носят неоднозначный характер. Это зависит от индивидуально-типологических различий подростков, их жизненного и нравственного опыта, внутренней позиции. Вот почему одни и те же воспитательные воздействия могут вызвать "эмоциональные потрясения личности" (А.С. Макаренко), но могут и не приводить к изменению духовного мира, поведения подростка.
Процесс перевоспитания (сопровождения) непрерывен, идет с разной скоростью, его нельзя форсировать. А.С. Макаренко отмечал, что перевоспитание требует и больших сил, больших знаний, и большого терпения. Он носит скачкообразный характер, его результаты не видны сразу. Между началом педагогического воздействия и проявлениями устойчивого нормативного поведения может лежать длительный период.
Подросток "группы риска" - это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому у него необходимо развивать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Субъект - субъектный характер взаимоотношений наставника и воспитанника позволяет реализовать возможности двух основных каналов передачи позитивного социального опыта: общения и взаимодействия.
Сопровождение - это трудный процесс и для воспитанника и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить в подростка, проанализировать прошлое, настоящее и будущее воспитанника, не упрекая его прошлым. Выстроить стратегию индивидуальной профилактической работы наставника (в этом качестве может выступать не только психолог, социальный педагог, классный руководитель, но и любой значимый для подростка взрослый) с подростком-правонарушителем поможет не только знание особенностей процесса перевоспитания, но и изучение подростковой дезадаптации.
Социально- психологические исследования свидетельствуют о том, что противоправное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на различных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый переходный особый период от детства к зрелости. Однако, как известно, сами по себе особенности подросткового возраста к нарушениям, а тем более к преступлениям не приводят. Для этого необходимы внутренние деформации и соответствующие им ситуативные условия, способствующие социальной дезадаптации. Под социальной дезадаптацией понимают нарушения взаимодействия индивида со средой, которые характеризуются невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам.
С.А. Беличева (1994) рассматривает общую дифференциацию и типологию детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от природы, характера и степени выделяют следующие виды: патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно - психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально - органические поражения центральной нервной системы и психики.
Психосоциальная дезадаптация, связана с половозрастными и индивидуально - психологическими особенностями ребенка, подростка. Различные проблемы психосоциальной дезадаптации исследователи делят на временные и устойчивые.
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации относят следующие: психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития; различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке, либо опережении развития отдельных психических процессов; опережающего, либо отстающего психосексуального развития и т. п.; отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживания супружеских разладов в родительских отношениях и т.п.)
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации относят акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление норм, за которыми начинаются психопатические проявления. В подростковом возрасте черты акцентуацией характера заостряются, а при наличии в социальной ситуации развития подростка психогенных факторов, адресующихся, по выражению А.С. Личко, к "месту наименьшего сопротивления", характерному для данной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности по соответствующему психопатическому типу.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации относятся также неблагоприятные индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (безволие, неоправданное упрямство...).
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Анализ психолого-педагогической литературы (Беззубова Е.В., Беличева С.А, Иванова А.Я., Кумарина Г.Д., Кочетов А.И., Санников Г.В. и д.р.) позволяет выделить характеристики педагогически запущенных подростков: нарушения в познавательной сфере; особенности поведения, выражающегося в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, систематически повторяющееся асоциальное поведение, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях; затрудненность в общении, нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе.
Часто педагогически запущенные подростки переходят в группу социально запущенных, для которых характерны серьезные отклонения: бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение др. (Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994. - С. 94-95.)
Исследователи отмечают, что в отношении такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социально-педагогической поддержки. А.С. Беличева (1994) сформулировала принципы социально-педагогической поддержки по реабилитации трудновоспитуемых: умение видеть положительное в поведении "трудного" и опираться на положительные качества подростка; формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией; включение в общественно-полезную коллективную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении; развитие полезных интересов и высших духовных ценностей; глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростом.
Реализация данных принципов в индивидуально профилактической работе воспитателя может осуществляться с помощью технологии педагогической поддержки, разработанной О.С. Газманом.
С организационной позиции педагогическая поддержка в деятельности специалиста (психолога, социального педагога, классного руководителя) может быть представлена следующими этапами: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным. В условиях школы данные этапы могут быть представлены следующем алгоритмом деятельности педагогической команды.
Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики - с другой.
Диагностика проводится посредством определения уровней личностной зрелости на основе описания четырёх статусов подростка: психофизического, педагогического, социального, психологического. Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и специалистов в данной области по специально разработанной пяти бальной шкале с использованием количественного и качественного анализа. Кроме этого идёт заполнение "Карты личности подростка группы риска" и диагностика, значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии, ригидности.
Уровень актуального состояния по статусам отслеживается рабочими группами, начиная с определения подростка в группу "социального риска", но оценки по каждому статусу выставляются только через два месяца с помощью комплексного изучения различных сторон личности на основе выработки консенсуса между членами рабочей группы. Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, продуктов деятельности, беседы, интервью, результаты медицинских осмотров, экспертная оценка и др. Описание методики проведения данной диагностики представлены в Приложениях, а также в нашем предыдущем пособии (12).
Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе - установить контакт с воспитанником. Л.Б. Филоновым разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия.
Поисковый - организация совместного со школьником поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие подростком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой факторов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Если на первом этапе важно увидеть проблему глазами самого подростка, чтобы понять его состояние, то на втором этапе специалист выстраивает рабочие гипотезы по поводу возможных причин вызвавших ту или иную проблему, отслеживает ситуацию как бы со стороны.
Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора: по ходу выяснения факторов и причин проявляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения целей как выхода из проблемы. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Договорный - проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших специалист применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне. Здесь же к подростку "группы особого внимания" прикрепляется наставник, персонально сопровождающий процесс изменений в личности и поведении воспитанника.
Деятельностный - для обеспечения успеха педагог-наставник должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов, выступающих в двух качествах поддержания или "расшатывания" избранной позиции (психолога, социального педагога, учителя предметника и др.). Причём социальный педагог может выполнять функцию расшатывания, развенчания негативных установок, а психолог взять на себя роль "эмоциональной отдушины", человека, безусловно принимающего подростка, как автономную личность, стремящуюся реализовать свой творческий и социальный потенциал. Педагог-наставник не только обращается к специалистам за консультацией, но и даёт необходимую информацию об особенностях личности и поведения своего подопечного для более эффективной помощи ребенку в разрешении проблем.
Рефлексивный - это совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут "открыться" невидимые раннее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути ее разрешения. Обсуждая с подростком продвижение к разрешению проблемы, выделяются ключевые моменты, подтверждающие правильность либо ошибочность спроектированных действий. Важно помочь подростку замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него! Рефлексивный этап может быть выделен как самостоятельный, а может и пронизывать всю деятельность поддержки.


5. Опыт деятельности МОУ СОШ 11 г. Николаевска-на-Амуре
по профилактике девиантного поведения учащихся

В 2002 году в г. Николаевске-на-Амуре открылась краевая экспериментальная площадка по теме: "Проблемы социализации подростков, склонных к девиантному поведению в рамках образовательного процесса в школе". Эффективность деятельности школы за два года по данному направлению была подтверждена следующими результатами:
Категория "Профессиональная деятельность"
- Разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность коллектива по проблеме эксперимента:
> "Положение о документации классного руководителя"
> "Положение о документации социального педагога"
> "Положение об организации доплат классным руководителям"
> "Положение о постановке на внутришкольный учет"
- Был структурирован и приведён в систему функционал руководителей школы и воспитателей в работе с "трудными детьми".
- Составлен пакет диагностик для выявления девиаций и причин трудновоспитуемости подростков, процедуры отслеживания их личностных характеристик и изменений социальной ситуации развития.
- Подобраны и разработаны методические рекомендации по воспитанию трудных подростков для педагогов и родителей.
- Скомплектован фонд справочных пособий, литературы по проблеме социализации подростков, на основе которого составлена картотека методик и методических разработок, направленных на помощь в выстраивании индивидуальной и групповой работы с данной категорией детей.
В целях направленности образовательного процесса на успешное прохождение социализации в учебном плане, за счет школьного компонента появились:
* Уроки "Граждановедения" (5 - 9 класс, авт. Соколов Я.В.)
* Факультатив "Познай себя" (5 - 11 класс, авт. Селевко Г.К. и др.)
* Уроки ОБЖ (1 - 11 класс, авт. Смирнов А.Т. и др.)
В режим работы школы были введены, проводимые классным руководителем или учащимися, пятнадцатиминутки:
* Организационные (по вопросам успеваемости, посещаемости, плана работы и т.д.)
* Тематические (интересная информация, расширяющая кругозор)
* Тренинговые (психологические игры, тесты и т.п.)
В план воспитательных мероприятий школы вошли акции, ставшие традиционными: "Помоги собраться в школу"; "Подросток и закон"; "За здоровый образ жизни"; "Брось сигарету!" А так же специальные (1 раз в четверть) психолого - педагогические тренинги для подростков, состоящих на внутришкольном учете.
Благодаря содействию администрации города, в школе стал осуществлять свою деятельность старший школьный инспектор. В его функционал вошли:
* Информирование школы о правонарушениях подростков и выявление фактов асоциального поведения семьи;
* Индивидуальная профилактическая работа с подростками и семьей по предупреждению правонарушений;
* Правовое просвещение, консультирование детей и родителей;
* Взаимодействие с другими структурными единицами, организациями по решению проблем, связанных с проявлениями девиаций у подростков.
- В процессе работы была проведена серия "Круглых столов" и интерактивных семинаров (в том числе с привлечением специалистов ХК ИППК ПК), совещаний, педсоветов посвященных выявлению проблем и изучению новых технологий, способных повысить уровень педагогической компетентности в работе с "трудными" детьми.
- Для психолого - педагогического просвещения родителей организован лекторий "Наши дети", являющийся составляющей комплекса мероприятий по реализации школьной программы "Семья".
Категория "Социализация детей группы риска"
Проделанная с педагогическим коллективом методическая работа позволила выявить в среде школьников подростков, склонных к девиациям, провести диагностику их личностных качеств, и в последствии отслеживать изменения в их развитии.
- На основе результатов диагностик и системного подхода к работе с подростками был создан банк данных "Трудные дети".
- Для координации совместных усилий, направленных на социализацию подростков, склонных к девиациям заключены договора о совместной деятельности школы и ИДН, школы и Отдела по Делам молодежи (в частности службой "Доверие" и "Домом молодежи"). В соответствии с договорами осуществлялась разноплановая работа с подростками.
- В ходе эксперимента были разработаны и внедрены следующие программы:
> "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних";
> "Здоровье";
> "Каникулы";
> "Дети в защиту детства";
> "Здоровое поколение"
- Разрабатывались и прошли апробацию индивидуальные программы социально - педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
Программы сопровождения включили в себя следующие шаги:
1. Выявление подростка, склонного к девиациям, включение его в зону особого внимания педагогов.
2. Мониторинг социальной ситуации развития, с использованием специально подобранных методик, с опорой на результаты обследования жизненных условий и ближайшего окружения (семьи) ребенка.
3. На основе полученных данных, составление индивидуальной программы сопровождения по направлениям:
- Социально - психологическая помощь:
> Оказание материальной помощи;
> Обеспечение учебниками, горячим питанием и т.п.
> Консультирование по социально - психологическим проблемам.
- Обучение навыкам социальной компетентности:
> Уроки, часы общения, 15 - минутки, факультативы, тренинги, акции и др.
> Консультирование по правовым вопросам.
- Организация досуга, занятости:
> Вовлечение в общественно - полезную трудовую деятельность;
> В организаторскую, творческую, спортивную и др. деятельность;
> Обеспечение каникулярного отдыха.
В результате проделанной работы за последнее время отмечена положительная динамика в снижении количества детей, состоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних. И наоборот возросло в полтора раза количество "трудных подростков" занимающихся в кружках, секциях, факультативах. 79% детей данной категории были направлены в лагеря, утроены на оздоровительные площадки или биржу труда в летний период. Все без исключения подростки, состоящие на внутришкольном учете, обеспечены горячим питанием в школе, им оказана в той или иной форме социально-педагогическая помощь. Это произошло в результате целенаправленных действий школы по включению в этот процесс партнёров по взаимодействию. Большинство учащихся данной группы на сегодняшний день задействовано в воспитательных мероприятиях, проводимых как на уровне класса, так и на уровне школы (об этом свидетельствуют фотоматериалы и результаты мониторинга, представленные в 2004 году на выставке-форуме в ХК ИППК ПК).
Однако, в процессе работы были отмечены трудности, связанные с социализацией подростков, склонных к девиантному поведению в рамках образовательного процесса в школе. Данные диагностик свидетельствуют, что только у 25% подростков, склонных к девиациям, произошли качественные изменения их личностного развития (это всего 5 - 6 ребят), т.к. сказалось негативное влияние ближайшего окружения подростка и проблемы работы с кризисными семьями. Особенно с теми, где уже произошла морально-нравственная деградация родителей. Самостоятельно влиять на этих родителей школа, как правило, не в состоянии, поэтому для изменения ситуации нужны комплексные меры на уровне государства. И в первую очередь - изменение законодательства в отношении усиления ответственности нерадивых родителей за содержание, воспитание и обучение своих детей, меры по раннему выявлению и пресечению различных видов насилия и нарушения прав детей, особенно в семье.
И все же одним из важнейших результатов своей деятельности педагогический коллектив считает факт осознания и попытки подтверждения на практике возможности создания в школе особого педагогического пространства, способного стать полигоном социального опыта для вывода детей группы риска по правонарушениям из социально опасной ситуации.
Вместо заключения хочется отметить, что работа по совершенствованию, апробации и внедрению индивидуальных программ профилактики правонарушений и сопровождению детей и семей группы "социального риска" продолжается. Сотрудники краевой лаборатории "Дети улицы" ждут ваших отзывов и предложений о вариантах сотрудничества. Нас можно найти по тел. 34-67-59, 34-01-16 и электронной почте: Kibirev2@yandex.ru.

Литература:

1. Алексеева И.А. Дети риска. Санкт-Петербург 2002.
2. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. Хабаровск 2002.
3. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. с. 76-89.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
5. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. М., 2003.
6. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
7. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
8. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996.
9. Каверин С.Б. Психология потребностей. Тамбов, 1996.
10. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003.
11. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
12. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.
13. Ковалёв В.В. "Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., "Медицина 1992".
14. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск, 2001.
15. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, 2001.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign