LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ






КИБИРЕВ А.А.

СЕНЬЧУКОВА И.В.



МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Учебно-методическое пособие


















Х А Б А Р О В С К
2005
ББК 88,8 Печатается по решению
К 38 редакционно-издательского
совета ХК ИППК ПК



Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.- 73 с.





В учебно-методическом пособии раскрываются особенности работы с детьми группы риска; приведены нормативно-правовые основы социально-педагогической поддержки этих детей. Представлена модель и методика создания индивидуальных программ профилактики рецидивов правонарушений среди несовершеннолетних (на опыте МОУ СОШ № 53 г. Хабаровска), обобщены и представлены результаты работы с трудными подростками по разработанной модели на базе МОУ СОШ № 11 г. Николаевск-на-Амуре.
Учебно-методическое пособие предназначено социальным педагогам, психологам, классным руководителям, специалистам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


















(c) ХК ИППК ПК, 2005




СОДЕРЖАНИЕ



Введение


4
1.
Правовые основания профилактики детского неблагополучия в современной России
5
2.
Роль и значение школы в профилактике правонарушений
или их рецидивов среди несовершеннолетних
11

3.



4.


5.



Модель деятельности школы по созданию индивидуальных программ профилактики рецидивов правонарушений
несовершеннолетних

Технология комплексного сопровождения и педагогическая
поддержка подростков группы социального риска

Опыт деятельности МОУ СОШ № 11 г. Николаевска-на-Амуре по профилактике девиантного поведения учащихся

Литература

Приложения

14



29


37


52

54





Введение

В настоящее время, для науки и общества остаются болезненными, хотя и вполне разрешимыми, вопросы:
- Как в обществе с высочайшим уровнем образованности, вековой традицией государственного воспитания подрастающего поколения феномен "детей группы риска" приобрел масштаб национального явления?
- Почему советская, а потом и российская семья в новейших социальных условиях стремительно утратила (ослабила) свою способность удерживать ребенка в системе собственных отношений?
- В чем должна проявиться сущность и целительная сила новейших открытий и технологий социальных наук в преодолении проблем детского и молодежного неблагополучия в России?
Сегодня, развитие детского неблагополучия в современной России, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Несостоятельность государственных органов и служб в решении проблем детства, отсутствие возможности у общества воздействовать на семью в деле воспитания, бездейственность механизмов реальной материальной и социально-педагогической поддержки семье противоречат проявлению ответственного воспитания детей родителями, перекладывая бремя ответственности на школу. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей "группы риска".
В настоящий момент, когда словосочетание "дети группы риска", термины "безнадзорность" и "беспризорность" стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной. Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований (Н.М. Байков, Л.В. Каширина, В.В. Ковалёв, А.Б. Фомина, Л.В. Ясман и др.), то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Российского общества.
Вместе с тем в работе с ребёнком группы социального риска для педагога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
Исходя из этого, в нашем исследовании мы поставили следующую цель:
- Разработать подходы и технологию организации профилактической работы педагогического коллектива относительно правонарушений (или их рецидивов) среди несовершеннолетних в общеобразовательной школе через создание индивидуальных программ профилактики.
В пособии рассматривается технология создания индивидуальных программ профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях взаимодействия школы с другими субъектами системы профилактики на примере конструирования данной деятельности в МОУ СОШ № 53 г. Хабаровск и МОУ СОШ № 11, г. Николаевск-на-Амуре.



1. Правовые основания профилактики детского неблагополучия
в современной России

В новых социально-экономических условиях, вопрос о простом воспроизводстве общества и сохранения в нем феномена детства является краеугольным как для науки, так и для практики.
Противоречивый путь отрицания роли и места коммунистического воспитания в системе общественных отношений, пройденный российской педагогической наукой и общественностью, приводит педагогическое сообщество к пониманию приоритетности воспитания как "функции социокультурного воспроизводства человека" (Л.А. Беляева).
Новые социально-экономические и социально-психологические реалии требуют рассмотрения вопроса о защите детства, о социально-педагогической работе с детьми с позиций соотнесения приоритетных задач воспитания и реальных возможностей школы в социальном воспитании подрастающего поколения.
Болезненный, стихийный процесс "сброса" российским государством всей полноты ответственности за воспитание ребенка школе, обеспеченной минимальной поддержкой общества, до крайности обострил вопрос об ответственности школы перед государством в подготовке ребенка к будущему.
В то же время тенденции развития состояния детства в России отражают общую неадекватность отношений семьи и общества к ребенку.
Эти отношения можно охарактеризовать как технологическую ошибку, системно порождающую отклонения и проблемы в развитии ребенка. Впрочем, эти предположения аргументировано подтверждают цифры и факты:
- Распространенность бытового пьянства среди несовершеннолетних. С 1997 по 2003 г. количество официально зарегистрированных несовершеннолетних, больных алкоголизмом, увеличилось на 73%.
- Уровень правонарушений среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых.
- Темпы роста употребления наркотических веществ несовершеннолетними выше, чем в старших группах. С 1998 по 2002 год употребление наркотиков среди взрослого населения возросло в 7 раз, тогда как среди несовершеннолетних - в 10 раз.
Очевидно, что негативная динамика состояния психического и физического здоровья, а также резко возросший уровень правонарушений среди несовершеннолетних - реакция на падение уровня социального благополучия и защищенности детей.
По данным министерства внутренних дел Российской Федерации, 424,3 тыс. подростков состоят на учете в органах внутренних дел.
В российской действительности появился и получил долговременную прописку феномен "уличные дети" (А.А. Реан), или безнадзорные дети, в соответствии с общепринятой терминологией, "феномен социальное сиротство".
"Уличные дети" - это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает на них основополагающее влияние. Показательными на этом фоне являются рост детской преступности и делинквентного поведения (А.А. Реан). Сравнительный анализ числа несовершеннолетних, совершивших преступление на 10 000 человек по странам СНГ, демонстрирует абсолютное лидерство России по этому показателю:
- в России совершенно 189 преступлений на 10 000 человек;
- в Беларуси - 124;
- на Украине - 91;
- в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане - 9-14.
При этом в структуре правонарушений произошли качественные изменения:
- выросло число убийств, совершенных несовершеннолетними (18,5 %);
- стало больше умышленных причинений вреда здоровью (27,3 %);
- возросло число изнасилований и разбоев, совершённых несовершеннолетними (около 6 %).
В последние годы наблюдается постоянное снижение уровня образованности несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ПДН. Число, детей, не имеющих даже начального образования, среди подростков-правонарушителей составляет, по ориентировочным оценкам МВД, около трети от общего числа стоящих на учете.
Это дети, выдворенные на улицу и обреченные на уличную жизнь семьей.
Новейшим явлением в жизни современного образовательного учреждения стал так называемый "скрытый отсев". Современная школа пытается оградить социально неблагополучного ученика от улицы (бродяжничества, преступлений и др.) при помощи формального прикрепления его к образовательному учреждению. В соответствии с ФЗ "Об образовании", школа пытается вернуть (посадить за парту) от 1 до 2,5 млн. детей, оказавшихся на улице в последнее время. В тоже время отчёты школ в органы образования по так называемому "всеобучу" говорят едва ли не о стопроцентном выполнении данного закона, что далеко от действительного положения дел.
Среди других факторов роста числа детей "группы риска" исследователи (А.Н. Корнев, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и др.) выделяют насилие в семье. По данным Садовникова И.Н., ежегодно в России около 50 000 детей и подростков покидают семьи из-за насильственных действий со стороны родителей. Так, по результатам криминологических исследований, в настоящее время 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений совершаются в семье. При этом 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье, - это женщины и дети. По данным Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ из 35 млн. российских детей ежегодно около 2 млн. избиваются родителями. Для 10% из них результатом жестокого обращения родителей становится смерть, для 2000 - самоубийство, а 50 000 уходят из дома (Д.И. Балибадова).
Соответственно, мы вынуждены говорить о том, что современное положение семьи в российском обществе не позволяет представлять ее в качестве института защиты прав и интересов детей. Велик процент семей, которые необходимо отнести к разряду неблагополучных. При этом спектр особенностей плохого обращения родителей со своими детьми широк - от безответственного отношения к их безопасности, до жестокого обращения и даже детоубийства (102 случая в 1990 г. и 231 - в 2000 г.).
Сегодня, специалистами выделяются 4 основные формы жестокого обращения родителей с детьми:
- физическое насилие;
- сексуальное насилие;
- психическое (эмоциональное) насилие;
- пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость).
В настоящее время требуется глубинное изучение не столько причинной обусловленности совершения насилия в семье, сколько особенности проявления насилия в семье.
Перечень характеристик ухудшающих социальное и психологическое благополучие детей в современной России не исчерпывается настоящими данными. К ним следует отнести также сексуальное насилие над детьми и подростками, динамику изменения положения семьи в целом, ряд других параметров.
Ситуация детского неблагополучия в Хабаровском крае по своим тенденциям не многим отличается от общероссийской, но здесь есть свои особенности. В частности очень тревожной является демографическая ситуация, связанная с сокращением рождаемости, увеличением смертности трудоспособного населения, внутренней миграцией населения края. Удельный возраст детей и подростков в социальной структуре общества в Хабаровском крае составляет 74.0%, в то время как в среднем по России - 79.4%. За период 1992-2001 год населения в возрасте моложе трудоспособного стало на Дальнем Востоке меньше на 0.7 млн. человек (2.2 млн. чел. в 2002 г. и 1.5 млн. чел. в 2001 г.).
Очень сложной остаётся ситуация по так называемым социальным болезням среди детей и подростков. Если в Хабаровском крае из 100 000 подростков в возрасте 15-17 лет в 1992 г. заболели наркоманией 13.3 человек, то в 2000 г. - 61.4. За этот период сифилисом заразились соответственно 13.3 и 247.1 человек; психическими расстройствами 236.0 и 589.5 человек. Одним из главных факторов заболевания детей "взрослыми болезнями" учёные признают неблагополучие детей в семье, связанное с насилием, пренебрежением их нуждами, алкоголизмом и наркоманией родителей. Поэтому не случайно растёт число детей отобранных у родителей вследствие лишения родительских прав (в 2000 г. 872 ребёнка против 312 в 1995 г.) и велика численность остаётся выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (1610 детей в 2000 г. и 1633 ребёнка в 1995 г.) - /Данные приводятся из коллективной монографии - Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. Хабаровск, 2003. С. 75./
По данным МВД края число преступлений среди несовершеннолетних в 2002-2003 г.г. стало снижаться. Вместе с тем при сокращении тяжких преступлений связанных с причинением тяжёлого вреда здоровью, разбоями, кражами имущества выросло число преступлений по незаконному сбыту наркотиков среди несовершеннолетних (+ 9.4%). Несмотря на снижение преступлений совершённых в группах их удельный вес составляет ещё значительную долю - 48.0%. В 2002 году органами внутренних дел выявлено 1420 подростков, входящих в состав 542 антиобщественных групп (2001 г. - 1687 и 636 соответственно). Сегодня приоритетными направлениями в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних обозначены: предупреждение групповой и повторной преступности, пресечение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних /там же С. 171-172/.
Приводя эти данные, мы ставили целью - добиться осознания органами управления образованием необходимости не просто понимания сложности процесса воспитания детей "группы социального риска", их возвращения в общество, а необходимости практической подготовки специалистов к профилактической деятельности и превентивным мерам по предупреждению социальных патологий в подростковой среде.
Принятие профилактики правонарушений и рецидивов среди подростков в качестве стартовой позиции в настоящих условиях - первый показатель и требование к новому социальному и педагогическому профессионализму в поддержке детей, нуждающихся в помощи государства.
Система работы по профилактике правонарушений и рецидивов среди несовершеннолетних, возникает и развивается в первую очередь там, где происходит непосредственное взаимодействие с детьми и их проблемами. Именно поэтому для авторов настоящей работы принципиально важно в анализе многообразных форм и способов оказания помощи детям найти и обосновать систему работы специалистов, обеспечивающих профилактическую деятельность среди подростков - правонарушителей.
Рассмотрим правовые основания в организации деятельности школы по профилактике правонарушений (или рецидивов) среди подростков. Для этого проанализируем компоненты общегосударственной системы работы с детьми группы риска и вычленим требования к работе специалистов, занимающихся этой проблемой.
Общегосударственная система работы с детьми группы риска представлена в текстах российских законов "Об основах социального обслуживания населения", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В нашем пособии, мы более пристальное внимание уделим ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений".
В качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в данном законе выступают следующие (см.: ст. 2):
- предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 с. 2 к ним отнесены:
- законность;
- демократизм;
- гуманное обращение с несовершеннолетними;
- поддержка семьи и взаимодействие с ней;
- индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Закон "Об основах системы профилактики..." рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактики. Именно здесь законодателем вычленены специфические признаки групп детей - объектов профилактической работы, а именно:
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
При этом профилактика правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Законом предусмотрена и определенна ответственность лиц за распространение конфиденциальной информации о ребенке, декларируется невмешательство в жизнь семьи, а также уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.
Впервые в российской практике профилактической работы приоритеты наказания и ответственного воздействия на ребенка, несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные. В тоже время, роль и полномочия семьи настолько аморфно представлены в решение проблем правонарушений среди несовершеннолетних, что практика реализации Закона "Об основах профилактики..." выявила феномен: невозможность привлечения семьи к реальной ответственности за отсутствие воспитание ребенка, за создание угрозы его жизни и здоровью.
Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, которая решает как минимум две задачи:
- организация адресной работы с детьми, которые совершили или могут совершить противоправные действия;
- защита прав несовершеннолетних, перешедших грань законопослушного поведения и оказавшихся в зоне риска.
Но поскольку ведомственная разобщенность в решении этих задач играет крайне негативную роль, то организатором индивидуальной профилактической работы в отношении детей данной группы чаще всего видится только школа.
Хотя в соответствии с Законом "Об основах системы профилактики..." к субъектам, реализующим профилактическую деятельность, отнесены:
- органы социальной защиты населения;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы здравоохранения;
- органы внутренних дел;
- комиссия по делам несовершеннолетних;
- органы образования.
И опять в составе субъектов не просматривается семья, что, в конечном счете, как показывает практика, провоцирует развитие форм отклоняющегося поведения и детского неблагополучия как такового.
Противоречивыми и трудновыполнимыми представляются в этих условиях обязанности школы, ибо именно ей отводится существенное место в планировании и организации действий в общей системе профилактики. Об этом речь пойдет далее.


2. Роль и значение школы в профилактике правонарушений
или их рецидивов среди несовершеннолетних

Школа в России традиционно играет определяющую роль в воспитании и развитии представлений подрастающего поколения о перспективах и ценностях жизни.
До принятия в 1999 г. ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" школа осталась в малом числе государственных учреждений, не подвергшихся изменению в ходе преобразований в российском обществе в начале 90-х годов.
В советской государственной системе школа обладала серьезными полномочиями в вопросах контроля условий проживания, обучения, воспитания и трудоустройства подростков. Выполняя функцию контроля и разрешения острых проблем детей, она реализовала воспитательный процесс в микрорайоне, но более всего осуществляла функции воспитания и обучения детей в школе и привлечения к ответственности подростков и родителей, допустивших общественные проступки и правонарушения.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики..." миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.
Таким образом, современное российское законодательство определило роль и место школы в качестве реального общественного и государственного института, обеспечивающего реализацию важнейших прав детей на жизнь, образование, здоровье, на самореализацию.
Изменения, внесенные в ФЗ "Об образовании" в 1996 г., как и содержание ФЗ "Об основах системы профилактики..." поставили точку в дискуссии о необходимости выполнять требования всеобуча в современной школе и сохранять контингент обучающихся, несмотря на личностные трудности в их поведении и развитии. В этой связи законодатель подчеркнул общественную миссию школы - миссию педагогического сопровождения ребенка в реализации его права на образование.
Разрешен спор о соотношении образовательной и воспитательной деятельности в современном образовательном учреждении. Воспитанием по-прежнему занимается школа, и оно остается содержанием педагогического взаимодействия.
На сегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.
Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:
- Выявление детей этой категории в детской среде
- Мониторинг социальной ситуации развития
- Организация работы с детьми
- Организация работы с семьёй и ближайшим окружением ребёнка.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требуют участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, может принадлежать команде школьных специалистов.
Центральная роль школы в этом процессе объясняется следующими обстоятельствами:
- во-первых, система образования способна отслеживать судьбу ребёнка от трёх летнего возраста (до трёх лет эту работу могут выполнить работники здравоохранения и специализированных детских учреждений) до момента его совершеннолетия;
- во-вторых, в учреждениях дошкольного, дополнительного, основного и специального образования детей есть специалисты, которые при некотором дополнительном обучении, могут квалифицированно выполнять эту работу;
- в третьих, в системе образования существует отработанная система повышения квалификации педагогов и специалистов, охватывающая практически все компетенции, связанные с осуществлением социально-ориентированного обучения и комплексной помощи детям разных возрастов;
- в четвёртых, школа имеет давние традиции (методы, технологии) работы с родителями и при некоторой оптимизации этой деятельности может опосредованно (в некоторых случаях напрямую) влиять на тех родителей, которые неэффективно осуществляют свои родительские функции;
- в пятых, это устоявшаяся, проверенная временем система общественного воспитания и образования детей, имеющая свои гуманные цели (ценности) и адекватные решению выше поставленных задач средства, методы и технологии.
Таким образом, педагоги школьной команды могут своевременно выявить детей группы риска, определить социальную ситуацию развития ребёнка, факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребёнка (внутренние и внешние), разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу сопровождения. На этапе реализации программ сопровождения школе целесообразно было бы привлекать тех специалистов, которые в комплексе способны более эффективно решать выявленные проблемы, как ребёнка, так и его семьи. Это позволит создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не проводить отдельные несогласованные мероприятия. Необходимым условием для осуществления сопровождения должна стать передача полномочий, средств и ресурсов органам и учреждениям образования, которые и отвечали бы за результаты этой деятельности.
Заказ на разработку программ и технологий, контроль над их исполнением, а также общий анализ ситуации в крае (городе, районе) целесообразно поручить комиссиям по делам несовершеннолетних различных уровней. Наиболее оптимальным решением, на наш взгляд, здесь является объединение усилий и согласованных действий комиссий по делам несовершеннолетних с их полномочиями и административным ресурсом с Советами по профилактике как представительскими организациями, аккумулирующими и распределяющими средства под проекты и целевые программы, осуществляющими мониторинг детского неблагополучия и выполняющих ряд других функций не входящих в компетенцию КДН.
Необходимо отдать себе отчет и в том, что институт семьи за последние 15-20 лет подвергся мощным воздействиям и влияниям, которые не позволяют многим семьям полноценно выполнять свои родительские функции. Хотя, немалое количество российских семей от них попросту отказались добровольно. Именно поэтому актуальной задачей современной педагогической науки и практики становится помощь семье в социализации ребёнка. И как одно из основных направлений такой целенаправленной помощи становится деятельность по созданию индивидуальных программ профилактики девиантного и адиктивного поведения школьника и выводу его из социально опасной ситуации.


3. Модель деятельности школы по созданию индивидуальных
программ профилактики рецидивов правонарушений
несовершеннолетних

Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи.
Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, то именно введение должности и ставки социального педагога в штаты образовательных учреждений воспринималось в большинстве случаев как долгожданная мера, в соответствии, с которой большинство детей группы риска были автоматически переданы в руки нового специалиста. В свою очередь, полная передача социальным педагогам профилактической работы с трудными подростками поставила вопрос о возможностях и ограничениях нового специалиста в решении сложнейших задач социально-педагогической практики и его эмоциональном "сгорании". По некоторым исследованиям (С.С. Гиль, М.С. Мартынов) в связи с физической и психологической невозможностью осуществлять в одиночку профилактическую деятельность среди детей "группы риска", привело к появлению профессиональных деформаций среди социальных педагогов.
И только к началу 2001 - 2002 учебного года произошло окончательное признание роли и места социального педагога в качестве одного из специалистов сферы педагогической профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 года № 3572).
Поскольку деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно, мы предлагаем рассматривать ее в аспекте профилактики, в структуре школьного социально-психологического консилиума (СПк). Консилиум - это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к противоправным действиям. Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи:
1. Определение путей социально-психологического сопровождения ребенка.
2. Выработка согласованных решений по определению образовательного и социального маршрута.
3. Динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
4. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.
Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника.
Таким образом, состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям. Кроме этого школа должна использовать диагностику для выявления слабых звеньев в работе по профилактике и вносить предложения в вышестоящие инстанции о целесообразности включения в решение конкретных проблем ребёнка, специалистов системы профилактики для улучшения общего взаимодействия.
Поскольку сил нескольких человек - социального педагога, психолога и инспектора по делам несовершеннолетних (школьного инспектора) - недостаточно, поэтому желательно построить такую систему работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Таким образом, деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время.
Смысл данного взаимодействия - техническая и практическая помощь ребенку-правонарушителю в усвоении им нужных форм поведения и обеспечение условий для становления и развития его личности в процессе решения жизненных задач. В то же время социальный педагог в деятельности по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет в предлагаемой модели преимущественно функцию социального представительства интересов ребенка. Он объективно не может осуществлять непосредственное консультирование по вопросам, требующим особой компетентности и подготовки, но с другой стороны, специфика проблем правонарушений, заключается в том, что контактным лицом по отношению к ребенку, переживающему подобную проблему, может стать далеко не каждый педагог. Поэтому социальный педагог - ключевая фигура в профилактической работе с детьми группы риска, осуществляющий представительскую и посредническую функции.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и с их родителями.
Организация контактов социального педагога заключается в следующем:
- установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.
- в осуществлении посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера.
В настоящий момент, государство предоставляет образовательным учреждениям широкие возможности для корректного творчества и построения локальных моделей профилактики правонарушений или их рецидивов среди несовершеннолетних. На ниже представленной схеме мы отразили своё видение взаимодействия школы с другими органами и учреждениями по первичной и вторичной профилактике правонарушений, где аналитическим и координирующим центром является СПк.

Схема 1

"Взаимодействие специалистов средней школы № 53 Южного округа г. Хабаровска
по программе профилактики правонарушений или их рецидивов
среди несовершеннолетних"




Административное Научно-методическое
руководство руководство


практика СПк


МО классных руководителей и
СПк образовательных учреждений




Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей.
Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся:
- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;
- помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления;
- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;
- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;
- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;
- организация летних профильных смен для детей "группы риска".
В данном пособии мы представляем своё видение работы школы в решении проблемы профилактики правонарушений или их рецидивов, реализуемой на базе образовательного учреждения. Ключевой характеристикой предлагаемой модели является - организация системного взаимодействия всех субъектов профилактики в школе.
Здесь, в основу решения задачи профилактики заложен принцип взаимодействия различных специалистов и целостное понимание роли школы, как органа, объединяющего работу этих специалистов.
При этом деятельность школы направлена на оказание своевременной помощи детям "группы социального риска" и привлечение специалистов для поддержки образовательного учреждения в профилактической работе с ними.
Таким образом, перед школой ставятся две главные задачи:
- организация действенного взаимодействия специалистов социально-педагогических и других организаций в решении проблем несовершеннолетних;
- создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.
В деятельности школы по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:
- создание банка данных детей группы "риска";
- диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления;
- разработка индивидуальных программ профилактики;
- реализация программ.
На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях "группы риска" и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам.
Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные решения, опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.
В данном исследовании мы не ставим задачи выработки единых требований и показателей для банка данных о детях и семьях "группы риска", так как заказ на такую работу должен исходить от правительства Хабаровского края. Вместе с тем предложенные нами диагностические методики и процедуры могут стать основой для сбора информации, её последующего анализа и систематизации с целью выработки решений по профилактическим мерам в отношении того или иного ребёнка "группы социального риска".
Основная проблема здесь связанна с трудностью решения практических задач по преемственности подходов и продолжению процесса сопровождения. Ведь с переходом из одного учреждения в другое принимающая сторона не получает полной и достоверной информации о ребёнке, включающей его личностные особенности, проблемы, причины лежащие в их основе, осуществлённые учреждением меры по их устранению.
Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции:
1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;
2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.
В первом случае школа может простраивать с опережением воспитательную работу, а не ждать когда груз неразрешённых проблем и педагогическая запущенность приведут ребёнка к серьёзному правонарушению или преступлению. Во втором случае речь идёт о ребёнке, находящемся в социально опасном положении и профилактика здесь носит вторичный характер, т.е. направлена на предупреждение рецидивов правонарушений.
Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений, мы предлагаем использовать разработанную нами анкету (см. Приложение 1).
Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов (можно сократить круг детей до школьников, у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения. Затем анкеты обрабатываются по формуле представленной в Приложении 3 - "Шкала оценки уровня социальной адаптации". После проведения анкетирования социальный педагог предлагает классному руководителю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.
- Во-первых, за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;
- Во-вторых, как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма;
- В-третьих, достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам;
- В-четвёртых, она затрагивает все значимые зоны развития ребёнка и позволяет выявить по стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника.
Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу.
Эта простая скрининговая методика, наряду со структурированным наблюдением и анализом ситуации поможет выявить детей потенциально способных совершить противоправные поступки и отнести их к первой (начальной) группе риска. Школьники этой группы помещаются в зону особого внимания, но официально их нельзя поставить на школьный учёт, так как эта санкция может применяться только к подросткам, совершившим противоправное действие.
Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в школе, можно использовать разработанную нами методику, представленную в Приложении № 2. Эта методика помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации ребёнка. Она может быть использована как при анализе ситуации в школе или классе, так и применятся в отношении конкретного ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы противоправного поведения (12).
Со школьниками, попавшими в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение "индикаторов детского неблагополучия", показателей статуса ребёнка и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики социальный педагог заполняет "Карту личности школьника группы риска" (см. Приложение 4).
В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребёнке и его ситуации, мы предлагаем использовать: "Анкету для подростка группы риска" и "Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения" (см. Приложения № 5 и № 6).
Если "Анкета для подростков" (Приложение 1) даёт нам возможность вывить детей "группы риска", то вторая анкета, которую заполняют подростки целевой группы, выводит нас на причины их неблагополучия, лежащие в личности ребёнка и его ближайшем окружении (семья, школа, сверстники). Кроме этого она позволяет определить факторы защиты, имеющие положительное значение для подростка (любимые занятия, люди, которым он доверяет, его видение выхода из создавшейся ситуации).
Методика изучения личности в свою очередь позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка согласно следующим значимым критериям:
1. Здоровье ребёнка
2. Общественная активность
3. Структура или состав семьи
4. Моральный климат в семье
5. Потребности семьи, её социально-нравственную направленность
6. Характер эмоциональных отношений в семье
7. Отношения со сверстниками
8. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений
9. Степень сознательности в учебной деятельности
10. Уровень развития полезных интересов, знаний, умений
11. Отношение к педагогическим воздействиям
12. Способность считаться с общими интересами и нормами
13. Способность морально оценивать поступки сверстников
14. Самокритичность, наличие навыков самоанализа
15. Отношение к окружающим, способность к сопереживанию
16. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию
17. Внешний вид, культура речи и поведения
18. Отношение к алкоголю
19. Отношение к курению
20. Отношение к нецензурным выражениям.
Педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты диагностики, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития. Оценки по методике выставляются экспертами (не менее двух человек, хорошо знающих подростка) на основе консенсуса. Для получения сведений о некоторых областях, например о характере отношений в семье, собирается информация из разных источников (анкетирование и беседа с подростком, опрос соседей, структурированное наблюдение в ситуациях контакта с родителями). Замеры по методике изучения личности проводятся периодически, примерно через каждые 6-8 месяцев. На их основе социальный педагог фиксирует результаты проделанной работы, уточняет их по другим методикам и вносит изменения в программу профилактики.
Таким образом, данная диагностика позволяет выявить детскую проблематику, определить её причины и факторы риска, лежащие в основе противоправного поведения и приступить к созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов. При этом сама программа как совокупность целенаправленных мер и мероприятий имеет гибкий характер и может корректироваться по ходу деятельности.
Индивидуальную программу профилактики правонарушений мы предлагаем рассматривать, как долговременный социальный проект. При этом она может иметь следующий характер: информационно-пропагандистский; ролевой; игровой; деловой; досуговый и предназначаться для формирования как устойчивого негативного отношения подростка к возможным правонарушениям, так и для формирования позитивных установок на здоровый образ жизни и конструктивные отношения с людьми. Основными видами деятельность педагогической команды могут стать реабилитация, т.е. восстановление и укрепление статуса подростка, его психофизических возможностей, ресоциализация и создание ситуации успеха.
Ресоциализация в свою очередь включает два процесса:
1. десоциализацию, т.е. развенчание прежних негативно заряженных аморальных установок и стереотипов поведения;
2. воссоздание на "расчищенной территории" новых - социально приемлемых паттернов поведения.
Коррекцию здесь мы рассматриваем как набор социально-педагогических методов и технологий по достижению состояния успешной социализации.
Ситуация успеха для подростка "группы риска" достигается по технологии представленной в пособии - Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск: 2004, С. 56-61. Основными составляющими данной деятельности должны стать трансформация и удовлетворение основных потребностей подростка, поддержка и взращивание личностных новообразований, организация основных видов деятельности, характерных для подросткового возраста. В общем виде данные характеристики представлены в Таблице 1.



Таблица 1

Ведущие потребности возраста

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign