LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В
основе Д. У детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности
наблюдается недоразвитие фонематического слуха и недостатки
произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова.
Наиболее тяжелая степень - аграфия.
Дискалькулия - нарушения счета, вызванные поражением или
недоразвитием отделов ЦНС. Крайне выраженная форма - акалькулия.
Дислексия (от греч.dis-приставка, означающая расстройство и lego -
читаю) - нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием
речевых отделов ЦНС. Крайне выраженная форма - алексия.
Дисфония (от греч.dis-приставка, означающая расстройство и phono
- голос) - частичное расстройство голоса, при котором звукопроизношение
сохраняется, но характеризуется необычным тембром, слабостью или
прерывистостью.
Дифференцированное обучение - организация обучения детей с
дефектами развития в специальных образовательных учреждениях в
зависимости от характера и степени выраженности дефекта, т.е. с
изоляцией их от сверстников, не имеющих данного дефекта. Например,
школы для глухих и слабослышащих, образовательные учреждения для
слепых и другие.




Задержка психического развития - особый тип аномалии,
проявляющийся в нарушении темпа психического развития ребенка.
Может быть вызвана различными причинами. Различают несколько видов
ЗПР:
• ЗПР конституционального происхождения (гармонический
инфантилизм).
• ЗПР соматогенного происхождения возникающая при длительной
соматической недостаточностью, например при хронических инфекциях,
аллергических состояниях, пороках и т.д.
• ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными
условиями воспитания, препятствующими правильному формированию
личности ребенка.



54
• ЗПР церебрально-органического характера - стойкий диагноз,
возникающий на основе негрубой органической недостаточности
нервной системы.
Общими чертами для ЗПР различной этимологии черты: низкая
работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих
сведений и представлений, обедненный словарный запас,
несформированность навыков интеллектуальной деятельности, неполная
сформированность игровой деятельности. Частыми сопровождающими
диагнозами, как следствие, бывают дислексия, дискалькулия, дисграфия.
Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся
расстройством ее ритма и плавности. В логопедической практике
существуют разнообразные методы коррекции З., которые в случае
необходимости используют в сочетании с медикаментозным,
физиотерапевтическим и психотерапевтическими методами лечения. Дети
с тяжелыми формами З. Обучаются в специализированных
образовательных учреждениях.
Р.М.Боскис называет заикание заболеванием, в основе которого лежат
речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных
высказываний, требующих для своего оформления фразы. По ее мнению
причинами могут быть: косноязычие, недостаточный запас слов,
патологическое развитие произношения, межзубная речь, тахилалия,
ринолалия.
Запущенность педагогическая - устойчивое отклонение в сознании
и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и
недостатками воспитания. Школьная неуспеваемость, обусловленная
педагогической запущенностью, не имеет в основе нарушений интеллекта
и других аномалий развития.
Зона ближайшего развития - расхождение между уровнем
актуального развития определяется степенью трудности задач, решаемых
ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого
ребенок может достичь, решая задачи под руководством взрослого).
Понятие было введено известным педагогом и психологом Л.С.Выготским.
Определение зоны ближайшего развития играет решающую роль в
разграничении ЗПР и олигофрении.



Игротерапия - метод лечебно-педагогического воздействия на детей
и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами,
неврозами. Игры в своей практике применяли такие известные
исследователи, как З.Фрейд, Анна Фрейд,Г.Л.Лэндрет, Д.Б.Эльконин, А.И.
Захаров.



55
Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-
идиотам недоступно осмысление окружающего, часто встречаются
тяжелые речевые нарушения. Дети с таким диагнозом не обучаются,
воспитываются в семье, или (с согласия родителей) в специальных детских
домах.
Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень
умственной отсталости. Данный диагноз сопровождается грубыми
дефектами восприятия, памяти, мышления и т.д.. Дети - имбецилы
малообучаемы и находятся, как дети-идиоты в семье, или (с согласия
родителей) в специальных детских домах.
Интегрированное обучение аномальных детей - обучение и
воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в
учреждениях общей системы образования вместе с нормально
развивающимися детьми. Данное направление развивается в России и
давно используется во многих других странах, напр. В США ( в сочетании
с индивидуальной работой педагога- дефектолога). Интегрированное
обучение способствует, по мнению многих лучшей социальной адаптации
аномальных детей.
Исключительные дети - термин, которым в зарубежной педагогике
(в основном англоязычной) научной литературе обозначается широкая
категория детей, развитие которых по тем или иным показателям
отклоняется от среднестатистических норм. Наряду с теми детьми,
которые в отечественной дефектологии обозначаются как аномальные, к
этой категории относят также одаренных детей. Данного термина
придерживался известный отечественный врач и педагог
В.П.Кащенко(1870-1943), который является одним из основателей
коррекционной.



Конфликт - (conflictus - лат . столкновение) - предельно
обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными
переживаниями. Социальная психология выделяет внутриличностные
конфликты, межличностные и межгрупповые. Довольно часто возникают у
аномальных детей как следствие невозможности удовлетворения тех или
иных потребностей в силу ограничений накладываемых дефектом.
Коррекционно-воспитательная работа - система специальных
мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостатков
развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIXвека
(появился в работах М.Монтессори и О.Декроли). На современном этапе
развития коррекционной педагогики коррекционно-воспитательная работа
направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на
развитие позитивных сторон личности в целом. Она проводится


56
педагогами не только специализированных, но массовых
общеобразовательных школ.
Коэффициент интеллекта - IQ (аббревиатура от англ. Intellingence
quotient) -количественный показатель уровня умственного развития.
Представляет собой отношение умственного возраста (УВ) к паспортному,
хронологическому (ХВ) соответственно формуле IQ = УВ: ХВ x 100% .
определяется на основе тестов (Векслер, Айзенк и др.). Для умственной
отсталости характерен низкий IQ ( 50-75% для дебилов, 25-50 % для
имбецилов, ниже 25% для идиотов).
Кризисы возрастные - ( от греч. сrisis- поворотный пункт) -
условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода
к другому. Напр. кризис 3-х лет, кризис подросткового периода и др.
Негативные проявления кризиса не являются неизбежными и могут быть
смягчены правильно организованные условия воспитания.



Леворукость - предпочтительное использование левой руки для
осуществления моторных актов. Чаще носит врожденный характер и
обусловлена спецификой функционирования ЦНС. Переучивание может
привести к психическим травмам и неврозам. Способность одинаково
успешно пользоваться как правой, так и левой рукой называется
амбидекстрия (от лат. Amba - оба dexter - правый).
Лечебная педагогика - синтез медико-терапевтических, учебно-
педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью коррекцию
недостатков характера и личности ребенка в целом.
Логоневроз - невротическое заболевание с преимущественным
поражением речевой функции, возникшее в результате психической
травмы. Проявляется в виде мутизма или заикания. Лечится
преимущественно методами психотерапии.



Неврозы - группа наиболее распространенных невротических
расстройств, психогенных по природе. Возникают на основе
непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта, закладываемого
преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с
микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Н.
Составляют до 45% общих нервно-психических отклонений в детском
возрасте, преобладают у мальчиков. Проявления: заикание, энурез, фобии
и т.д.
Невротизм - состояние, характеризующееся эмоциональной
неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением. Невротизм не следует



57
отождествлять с неврозом, т.к. невротические симптомы может
обнаружить и здоровый человек.


Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь,
сформированную на основе нормального слухового восприятия. Чем
раньше теряет слух ребенок, тем сильнее проявляются нарушения речи
(вплоть до полного исчезновения).
Олигофренопедагогика - отрасль дефектологии и коррекционной
педагогики, изучающая проблемы обучения и воспитания, пути коррекции
недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.
Ослепшие дети - дети, которые в результате заболевания или
травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное
зрение с остротой до 0,4 диоптрий.




Писчий спазм - невроз, который чаще всего встречается у детей и
проявляющийся в нарушении почерка. Встречаются различные формы:
дрожательная форма, болевая форма, паралитическая форма. Самая частая
форма - смешанная.
Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-
воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является
предупреждение и преодоление нарушений психического развития и
отклонений в развитии личности.
Психология специальная - отрасль психологии, изучающая
особенности психики людей, для которых характерно отклонение от
нормального развития, вызванное врожденными и приобретенными
дефектами. Научные основы данного направления были заложены в
отечественной науке в 20-е годы Л.С.Выготским. Психология специальная
разрабатывает методы учебно-воспитательной работы с аномальными
детьми.



Ранний детский аутизм (РДА) - аномалия психического развития,
состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от
внешнего мира. Симптомы РДА: одиночество, отсутствие стремления к
общению, сопротивление любым переменам обстановки, склонность к
стереотипным занятиям, речевые нарушения и т.д. РДА встречается у 3-6
из 10 000 детей. Аутоподобные реакции иногда возникают в подростковом
возрасте.



58
Реабилитация - это комплексная многоуровневая, этапная и
динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на
восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в
собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты
профилактики и коррекции отклонений.

Ринолалия - носовой оттенок речи, гнусавость, вызванная
различными причинами (недоразвитие речевых органов, аденоиды).



Сензитивный возраст - (от лат . sensibilitas - чувствительный) - этап
возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения
каких-либо видов деятельности, формирования каких-либо психических
функций. Понятие введено М.Монтессори, затем расширено и
конкретизировано Л.С.Выготским.
Синдром - (от греч . syndrome - скопление, стечение) - определенное
сочетание признаков болезни (симптомов), обусловленных единым
происхождением.
Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением
остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической
коррекцией. При данном нарушении особое значение приобретает
специально-педагогических и гигиенических требований (рациональное
распределение занятий, обеспечение оптимального уровня освещенности,
применение корригирующих и тифлотехнических средств и др.).
Слабослышащие дети (тугоухие) - дети, страдающие понижением слуха.
Степень понижения может быть различной. Дети с подобным диагнозом
могут обучаться в массовой школе. Родители часто отказываются от
спецшколы, т.к. она удалена от дома, является школой-интернатом и т.д.
Слепые дети - дети, страдающие полным отсутствием зрения либо
имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения до 0,04
на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками).
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения -
учреждения, предназначенные для детей и подростков с различными
аномалиями психофизического развития, например школы для глухих и
слабослышащих, школы для слепых и слабовидящих, школы для детей с
глубоким нарушением интеллекта и другие.
Сурдопедагогика - отрасль дефектологии и коррекционной
педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с
нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).




59
Тахилалия - патологически ускоренная речь с сохранением
фонетического оформления, лексики, грамматического строя.

Тик (от франц . tic) - стереотипные непроизвольные движения в форме
подергивания век, лицевой мускулатуры, плеч и т.д. Тики имеют разное
происхождение, например, сопутствуют неврозам, невропатиям,
проявлениям подавленных отрицательных эмоций.
Тифлопедагогика (от греч . typhlos -слепой и педагогика) - отрасль
коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и
обучения детей с глубокими нарушениями зрения. Методы специального
обучения позволяют учащимся получать образование в объеме средней
школы при некотором увеличении срока обучения.
Тремор - неуверенное выполнение точных целенаправленных
движений.



Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной
деятельности, возникающее в результате органического поражения
головного мозга. У многих умственно отсталых детей дополнительным
диагнозом наблюдается нарушения эмоционально-волевой сферы,
аномалии физического развития, нарушение высших психических
функций.



Фобии - навязчивые неадекватные переживания страха конкретного
содержания, возникающие в определенной фобической обстановке и
сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное
сердцебиение, повышенная потливость и т.д.). Различают нозофобия -
боязнь заболеть, социофобия - боязнь публичных выступлений,
клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства, агрофобия - страх
открытого пространства. Проходят при содействии психотерапевта.

Холдинг-терапия - (от англ . to hold - держать) - метод коррекции
эмоциональных нарушений в детском возрасте. Разработан американским
психотерапевтом М.Велшем. Метод эффективен при раннем детском
аутизме. Процедура: мать крепко обнимает ребенка и держит его в среднем
около часа, при этом лица матери и ребенка обращены друг к другу.

Чистоговорки - небольшие рифмовки с постоянным повторением
одного звука, используемые при логопедической работе с детьми.
Имеющими проблемы звукопроизношения. Например, Жу-жу-жу,

60
Жу-жу-жу.
Я на лавочке сижу.
Я на лавочке сижу
И на улицу гляжу.
Чтение с лица - зрительное восприятие речевой мимики говорящего
человека, позволяющее воспринимать устную речь в условиях
затрудненного или нарушенного слухового восприятия.


Энурез - недержание мочи. Возникает по разным причинам,
например невротический энурез возникает под влиянием психической
травмы и, как правило, проходит по мере ослабления нервно-психического
напряжения.




61

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign