LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

-Не склонны к риску, осторожны, не -Не любят предписаний
-Отвечают наугад или интуитивно в
любят ошибаться, любят
проблемных ситуациях
определенность
-Следуют предписаниям и правилам. -Для осуществления замысла
-До принятия решения задают много используют все, что попадает под
вопросов, в проблемных ситуациях руку
бывают упрямы и излишне -Предпочитают систему
предусмотрительны организации по типу “феерии”
-Любят читать, для них книги всегда -Любят рисовать
лучше, чем фильмы

По исследованию ученых леворукость бывает скрытая и явная:
Явная леворукость - ведущая левая рука и преимущественное развитие
правого полушария.
Скрытая (при ненасильственном переучивании с раннего детства)
леворукость определяет преимущественное развитие правого полушария и
использование правой руки для выполнения основных жизненных
операций. При равноценном использовании и правой и левой рук
(например, путем доразвития в упражнениях) возникает амбидекстрия*.
Определить леворукость можно при длительном наблюдении за ребенком
в выполнении различных операций, в беседе с родителями ребенка, а
также при помощи ряда тестов (см. Приложение № 7).
Долгое время существовало убеждение, что леворуких детей в школе
следует переучивать. Для этого использовались различные
“псевдометоды”:
-на левую руку надевали толстую варежку;
-левую руку привязывали к парте;



45
-леворукого ребенка стыдили перед классом за использование левой руки
для письма.
Результатами подобной “коррекции” были явления невротизма*, писчие
спазмы*, комплексы неполноценности, тремор* и многие другие
проблемы. В современной школе переучивание левшей не используют,
поэтому каждому педагогу необходимо знать особенности организации
процесса обучения для леворуких детей, меры психолого-педагогической
помощи им в процессе адаптации к школе. Основными этапами помощи
являются следующие действия:
• Развитие мелкой моторики руки в системе игровых упражнений.
• Предупреждение характерных ошибок левшей - зеркального написания,
через сравнения картинок с нормальным и зеркальным изображением.
• Индивидуальный темп для выполнения письменных упражнений (чаще
более медленный для левшей).
• Правильная организация рабочего места (освещение, место на парте
слева).
• Опора на правое полушарие в объяснении нового материала, развитие
левого полушария в выполнении упражнений.
• Знакомство ребенка с методами релаксации и укрепления нервной
системы.



Литература:
1. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома.-Екатеринбург,1998
2. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.-М.,1997
3. Макарьев И.Если ваш ребенок - левша.-СПб, 1995
4. Дефектология: Словарь-справочник/под ред.Б.П.Пузанова,-М.,1991


ТЕМА 10 : Отклонения в поведении детей и подростков.

Проблема отклонений в поведении детей и подростков. Виды
отклонений: патологические и непатологические формы, девиантное
поведение, делинквентное поведение. Санкции и законы как способы
регулирования поведения. Агрессия в подростковой среде.
Профилактика отклонений в поведении.

Напряженная социально-экономическая, экологическая и
идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем
обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном
развитии и поведении подрастающего поколения. Для современной
молодежи характерна прогрессирующая отчужденность, духовная

46
опустошенность, стремление к материальному обогащению не считаясь со
средствами достижения этой цели, жестокость, цинизм, проявления
агрессии. Определенные возрастные особенности детей нередко
оказываются причинами их трудновоспитуемости и дисгармоничного
развития.
В педагогической практике современному учителю почти каждый
день приходится сталкиваться с проблемами нарушений дисциплины на
уроке, с разными видами отклонений в поведении,
Выделяют делинквентное поведение и девиантное поведение.
Делинквентное поведение связано с нарушением законов,
принятых в обществе и наказывается согласно соответствующей статье
уголовно-процессуального кодекса (постановка на учет в детской комнате
милиции, обучение в специализированных школах для правонарушителей,
изоляция от общества на определенный срок при достижении
совершеннолетия и т.д.). Например, к случаям делинквентного отклонения
поведения относят убийство, кражу, нанесение тяжких телесных
повреждений и т.д.
Наиболее распространено в школе девиантное поведение детей и
подростков. Оно не связано с законодательной деятельностью, а
включает в себя все нарушения поведения учащихся (за исключением
случаев делинквентного поведения). Девиантное поведение регулируется
санкциями, т.е. реакциями окружающих на те или иные поступки. Санкции
бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными.
Например, к числу формальных позитивных санкций относят объявление
благодарности, награждение грамотами и подарками и т.п., формальных
негативных - выговоры, штрафы. К неформальным позитивным санкциям
относят улыбку, похвалу, одобрение, а к негативным - неодобрение,
приглашение родителей в школу и другие.

Все виды поведенческих отклонений можно разделить на две группы:

1. патологические формы, вызванные поражением ЦНС, отклонениями в
психике и т.д.. В массовой общеобразовательной школе это, обычно,
незначительная патология, например синдром гиперактивности (см.
Хрестоматию).

2. непатологические формы отклонений в поведении, возникающие по
различным причинам:
• недостаточное усвоение норм и правил школьного коллектива
• реакция самоутверждения и протеста
• неправильное педагогическое воздействие на ученика
• возрастные трудности
• негативное влияние коллектива сверстников и другие.

47
Правильное определение причины отклонения в поведении
помогает учителю выбрать нужные формы и методы педагогического
воздействия на ребенка, чтобы при возможности устранить проблему или
помочь ребенку преодолеть ее.
Как показывает педагогическая практика, основная часть проблем с
поведением учащихся возникает в подростковый период, для которого
характерны такие реакции, как реакция самоутверждения; стремление к
проявлению индивидуальных качеств, не всегда одобряемых
окружающими; эмоциональная нестабильность подростка из-за
повышенного гормонального фона и другие. Характерной реакцией
подросткового периода признано проявление агрессивных форм
поведения. Под агрессией понимают вредоносное поведение. Агрессия (и
агрессоры) чаще всего оцениваются окружающими негативно, однако есть
случаи и позитивной оценки, например, так называемая “спортивная
злость”, помогающая победить в соревнованиях, редкие случаи агрессии,
направленной на реализацию позитивных целей. В подростковом возрасте
агрессивные формы поведения чаще всего определяют как “драчливость”,
“задиристость”, “ершистость”, “враждебность”, “озлобленность”,
“жестокость”.
По исследованиям СеменюкЛ.М. (за основу был принят опросник Басса -
Дарки (см. Приложение № 6), показатели подростковой агрессивности
распределились следующим образом:


Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и
девочек подросткового возраста

№ Формы Возраст и пол подростков
агрессивности
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
мальчики/дево мальчики/дево
льчики/девочки чки чки
1. Физическая 70/30 59/38 61/59
2. Косвенная 40/25 49/41 39/59
3. Вербальная 62/38 52/49 81/60
4. Негативизм / 68/36 69/62 82/52
Физическая агрессия:
(нападение) - использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия:




48
агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни,
злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (крик,
битье кулаками по столу, топанье ногами)
Раздражение:
готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при
малейшем возбуждении.
Негативизм:
оппозиционная мера поведения, обычно направлена против начальства; это
поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной
борьбы против установившихся законов и обычаев.
Обида:
зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи,
гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность:
недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на
убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия:
выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и
через содержание (угрозы, ругань, проклятья).
Угрызения совести, чувство вины:
отражает сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм
поведения, которые не одобряются нормами общества. Данная форма
агрессии может перейти в аутоагрессию (агрессию непризнания себя,
вплоть до суицидального поведения, т.е. попытки самоубийства).
В психолого-педагогическую профилактику отклоняющегося
поведения среди детей и подростков обязательно должны быть включены
следующие направления деятельности:
• формирование позитивной самооценки воспитанника и положительного
отношения к другим членам детского коллектива;
• выполнение норм педагогического такта по отношению к учащимся;
• помощь в адаптационном процессе, разъяснение норм и правил школы;
• разумная организация свободного и досугового времени (кружки,
секции, привитие позитивных интересов, хобби и увлечений);
• пропаганда здорового образа жизни, меры профилактики и борьбы с
вредными и пагубными привычками;
• работа по сплочению и самоуправлению детского коллектива
(коллективно-творческие дела, совместная деятельность).
Практическая реализация перечисленных направлений деятельности
окажет позитивное, на наш взгляд, влияние на поведение учащихся,
помогая предотвратить делинквентное и девиантное отклонения.

Литература:
1. Вайзман Н.П.Реабилитационная педагогика.-М.:Аграф,1996.-

49
2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-
М.,1993
3. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся/ Под
ред.В.А.Титаренко, Т.М.Титаренко.-Киев,1989
4. Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции.-М.-Воронеж,1996

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ




Адаптация социальная (от лат. Adapto - приспособляю и socium -
общество) - активное приспособление к условиям социальной Среды
путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения,
принятых в обществе. В процессе становления личности происходит
главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных
воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и
т.д.). Адаптация аномальных детей существенно затруднена в силу
ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая
значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с
аномальными детьми.
Алексия ( от греч. а- приставка со значением отрицания и лат.lego
-читаю) - расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а
также усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по
сравнению с менее выраженной формой - дислексией. Возникает при
поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или
афазии.
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт
характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по
отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям при
устойчивости к другим. А.х. граничит с психопатией. От последней
отличается отсутствием свойственного психопатиям сочетания 3
признаков: стабильность по времени, тотальность проявления, социальная
дезадаптация. Типы акцентуаций:
1. Акцентуация циклоидная
2. Акцентуация гипертимная
3. Акцентуация лабильная
4. Акцентуация астеническая
5. Акцентуация сензитивная
6. Акцентуация психастеническая
7. Акцентуация шизоидная
8. Акцентуация паранояльная (эпилиптоидная)


50
9. Акцентуация истероидная (демонстративная)
10.Акцентуация дистимная
11.Акцентуация неустойчивая
12.Акцентуация конформная
Оформляясь к подростковому возрасту, А.х. впоследствии, как
правило, сглаживается. Может являться почвой для развития аффективных
реакций, неврозов, нарушений поведения.
Учет А.х. необходим для осуществления индивидуального подхода в
воспитании детей и подростков, выбора адекватных форм
индивидуальной и семейной психотерапии.
Амбидекстрия (от лат. Ambo-оба и dexter- правый) - способность
одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. В
некоторых случаях обусловлена врожденными особенностями ЦНС; чаще
является результатом успешной тренировки правой руки у людей с
леворукостью.
Аномальные дети (от греч. Anomalos - неправильный) - дети,
имеющие значительные отклонения от нормального физического и
психического развития, вызванные серьезными врожденными и
приобретенными дефектами, и вследствие этого, нуждающиеся в
специальных условиях обучения и воспитания.
Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря
на наличие некоторого дефекта (напр., потери зрения на один глаз), не
относятся к категории аномальных.
Развитие А.д. в принципе подчиняется тем же закономерностям, что и
развитие нормальных детей. В процессе аномального развития
проявляются не только негативные, но и положительные возможности
ребенка: своеобразие А.д. обусловлено процессами естественной
компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того,
чтобы развитие А.д. было максимально приближено к нормальному
требуется система спец. Педагогических воздействий, имеющих
коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта.
Необходимые для этого условия в наиболее адекватной форме создаются в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в которых
большинство А.д. получает образование соответствующее объему
неполной или полной средней общеобразовательной школы.
В зависимости от аномалии выделяются следующие категории А.д.
(подразделяемые на группы по степени выраженности и времени
наступления дефекта):
• дети с нарушениями зрения ( слепые дети, слабовидящие дети,
ослепшие дети);
• дети с нарушениями слуха ( глухие дети, слабослышащие дети,
оглохшие дети);
• дети с нарушениями интеллекта (олигофрения, ЗПР и т.д.);

51
• дети с нарушениями речи;
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• дети с эмоциональными нарушениями;
• дети со сложными видами нарушений.
Анофтальм (от греч. A- приставка со значением отрицания и
ophthalmos- глаз) - врожденная аномалия, заключающаяся в отсутствии
глазного яблока (чаще двустороннем). Микрофтальм - уменьшение в
размере глазного яблока (одного или обоих).
Афазия - нарушения речи, проявляющиеся в полной или частичной
утере пользоваться языковыми средствами при сохранении функций
артикуляционного аппарата. Возникает при органических поражениях
речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных
заболеваний и травм.
Афония - неспособность к звучной и громкой речи при сохранной
шепотной речи. Бывает истинная (при поражениях артикуляционного
аппарата) и функциональная (следствие психических травм, истерии и
неврозов).




Баттаризм - ( от франц. вattre- бить, ударять) - нарушения речи при
котором, как и при тахилалии, слова произносятся в чрезмерно быстром
темпе, а также сопровождаются нечеткостью артикуляции,
«проглатыванием окончаний” окончаний и т.д.. В результате речь
становится очень неразборчивой.

Близорукость, миопия - нарушения зрения, вследствие которого
страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы. Различают 3
степени Б.:слабая - до 3 ,0 диоптрий, средняя - 3,0-6,0 диоптрий и высокая
- свыше 6,0 диоптрий.

Брайля шрифт - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения
слепых, разработанный в 1829 г. Франц. Слепым тифлопедагогом Л.
Брайлем. Состоит из комбинации выпуклых точек ( от одной до шести ). В
России книгопечатание шрифтом Брайля началось в 1885г..

Брадилалия - патологическая замедленность речи (преобладает
торможение). Необходима коррекция речевых движений, мед. Коррекция,
ритмика, пение, физиотерапия




52
Глухие дети - дети, страдающие полным отсутствием слуха и
вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью.
Обучение проводится в спец. образовательных учреждениях благодаря
компенсации дефекта за счет овладения навыками дактилологии, мимико-
жестовой и письменной речью.




Дактилография - форма общения с грамотными глухими
посредством начертания пальцем контура букв (в воздухе или на какой
либо поверхности). Д. Имеет особое значение для общения со
слепоглухонемыми; в этом случае буквы воспроизводятся пальцем на
ладони слепоглухонемого.
Дактилология - своеобразная форма речи, воспроизводящая слова
посредством пальцев рук.
Дальнозоркость, гиперметропия - нарушение зрения, при котором
лучи света в средах глаза соединяются позади сетчатки.
Дебильность - наиболее легкая (по сравнению с идиотией и
имбецильностью) степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и
особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им
овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Нуждаются
в специальном обучении. За 9 лет они усваивают учебный материал,
примерно соответствующий программе начальной общеобразовательной
школы.
Дефект (от лат . defectus - недостаток) - физический или
психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития
ребенка. Понятие разработано в трудах Л.С.Выготского
Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - наука) -
наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей,
закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входят ряд
разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия.
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося,
вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя
(воспитателя). Для аномальных детей особенно болезненным является
акцентирование внимания на их дефекте. Д.выражается в повышенном
нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.д.
отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет
общение. В основе возникновения Д. Лежит психическая травма,
полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость
симптоматики Д.и неврозов у детей. Нередко встречается перерастание Д.в
невроз.


53
Дизартрия (от греч. Dis - приставка, означающая расстройство, и
arthron - сочленение) - расстройство артикуляции, вызванное иннервацией
речевого аппарата, возникшее различных поражений ЦНС.
Дисграфия - (от греч.dis-приставка, означающая расстройство и
grapho - пишу) - частичное специфическое расстройство процесса письма.
Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign