LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

причинами могут быть: косноязычие, недостаточный запас слов,
патологическое развитие произношения, межзубная речь, тахилалия,
ринолалия. При комплексной психолого-терапевтической помощи,
индивидуальной работе педагога заикание может быть исправлено (или
значительно ослаблено).

Профилактическая и коррекционная работа:

1. Своевременное обнаружение дефектов речи, направление к логопеду
детей с ярко выраженными дефектами речи для индивидуальной работы.
2. Создание благоприятной психологической обстановки в классе для
речевого общения.
3. Четкая речь учителя при объяснении нового материала.
4. Пение, развитие подвижности артикуляторных органов детей (главным
образом языка, губ, нижней челюсти) при помощи упражнений:
• Вытягивание губ в трубочку(“Хоботок”).
• Растягивание губ в улыбку (“Оскал”).
• Распластывание языка (“Лопата”).
• Узкий язык.
• Высовывание языка изо рта.
• Поднимание языка к верхним зубам.
• Высовывание языка трубочкой.

36
• Широкое открывание рта на 5-7 секунд.
5. Скороговорки (при замедленной речи), выразительная декламация (при
ускоренном темпе речи).
6. Развитие словарного запаса ребенка.

Литература:
1. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок.-М.1989
2. Парамонова Л.Г.Логопедия для всех.-М.,1997
3. Лапшин, Пузанов Основы дефектологии.-М.,1981
4. СеливерстовВ.И.Заикание у детей: психокоррекционные и
дидактические основы логопедических занятий.-М.,1994
5. Дефектология: Словарь- справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. -М. ,1996


ТЕМА 7 : Нарушения письменной речи.

Письменная речь, особенности ее формирования. Дисграфия как
нарушение письменной речи. Причины проявления, виды. Признаки
дисграфии. Коррекционная работа, основные направления.
Дислексия, виды. Работа над техникой чтения на уроках.



Письмо - сложный психический процесс, который включается в
речь. Письменная речь включает в себя устную речь, внутреннюю речь,
чтение и письмо. Письменная речь требует абстракции, она имеет ряд
существенных отличий от устной. В книге Цветковой Л.С. “Афазия и
восстановительное обучение” выделены следующие особенности
письменной речи:
• она произвольнее устной. Уже звуковая форма, которая в устной речи
автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа,
синтеза. Синтаксис фразы также произволен, как и фонетика.
• Осознанная деятельность тесно связана с намерением. Знаки и
употребление их усваиваются ребенком сознательно и намеренно в
отличие от устной речи.
Психологическая структура письма довольно сложна:
звуковой анализ слова (умение выделять отдельные звуки из звучащего
слова и превращать их в устойчивые фонемы).
1. Операция соотнесения каждого выделенного из слова звука
соответствующей ему буквой.
2. Перешифровка зрительного представления буквы, а адекватные ей
графические начертания.



37
Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка
головного мозга. Различают 2 вида нарушений (аграфия и дисграфия):

Аграфия*, формы:
• Речевые расстройства письма, входящие в синдром соответствующих
форм афазий, т.е. при органическом повреждении отделов головного
мозга возникают нарушения устной речи, звукобуквенного анализа
определяющие ошибки при письме.
• Неречевые формы, идущие в синдроме гнозиса ( гнозис - от греч. слова
знание) оптической и пространственной модальности. Ребенок не в
состоянии усваивать образ буквы из-за поражения соответствующих
центров головного мозга, вызывающих патологические нарушения
внимания, памяти.
Аграфия поддается частичному исправлению при длительной медико-
педагогической работе специалистов, что определяет необходимость
обучения детей с данным диагнозом в специализированных
образовательных учреждениях.
В массовой общеобразовательной школе значительно чаще
встречается другое нарушение письменной речи - дисграфия*.
Дисграфия может быть определена по следующим симптомам
(часто встречающимся “странным” ошибкам):
• замены букв (сляпа - шляпа, кусь вместо гусь и т.д.)
• пропуски букв (зотик вместо зонтик, стл, вместо стол)
• вставление лишних букв (ланмпа вместо лампа, мартка вместо марка)
• перестановка букв в слове (конри вместо корни, всет вместо свет)
• недописывание слов (красн вместо красный, дорог вместо дорога)
• слияние нескольких слов в одно (детииграли вместо дети играли)
• разделение одного слова на части (у тюг вместо утюг, о кно вместо
окно).

Различают разные виды дисграфий, требующие помощи учащимся и
коррекционной работы с ними на уроке:

1. Акустическая дисграфия, связанная с неразличением близких звуков на
слух.
Коррекция: воспитание четкой звуковой дифференциации слабо
различаемых звуков (например, ж и ш), иначе дети будут писать наугад.
Для этого необходимо проведение следующих форм коррекционной
работы:
А) раскладывание картинок, в названиях которых содержатся
соответствующие буквы на 2 стопки.
Б) называние ребенком слов с Ж и Ш.


38
В) показ Ш или Ж на произносимое слово
Г) называние ребенком пропущенной буквы в слове ( ко...ка, ко...а,
ло...ечка).
Устная работа должна обязательно сопровождаться письменными
упражнениями.
2. Артикуляционно-аккустическая дисграфия, связанная с неразличением
ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении
ребенка (замена в устной речи одних звуков другими).
Коррекция: исправление дефектов устной речи при индивидуальной
работе логопеда с ребенком.
3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого
потока.
Подобные нарушения отмечают 74,8% всех детей, страдающих
дисграфией. Коррекционная работа возможна с использованием
следующих упражнений:
А) научить делить предложение на слова, используя, например
графические схемы предложений.
. Девочка читает.
. Девочка читает книгу.
. Книга лежит на столе.
Задания детям: придумать такие предложения по схемам, составить
графические схемы предложений, определить место данного слова в
предложении.
Б) использовать слоговые схемы слов.
В) Упражнения:
• определить количество звуков в слове
• определить последовательность звуков в слове (какой звук первый,
третий и т.д.)
• определить место звука в слове
• придумать слово, состоящее из 3-х, 5-ти и т.д. звуков
• составить слово из звуков, данных в беспорядке
• образовать слово, путем добавления 1 звука (рот, крот)
• составить слово путем замены первого звука
• составить как можно больше слов из одного.

4. Оптическая дисграфия, связанная с трудностью зрительного различения
буквенных знаков.
Коррекция:
• складывание букв из составляющих элементов
• лепка букв из пластилина
• написание смешиваемых букв в воздухе
• вырезывание букв из бумаги и картона


39
• обводка контуров
• узнавание букв по-разному расположенных в пространстве
• узнавание букв, наложенных друг на друга
5. Аграмматическая дисграфия, связанная с несформированностью у
ребенка грамматических систем.
На практике встречаются и комплексные формы дисграфии,
требующие совмещения разного вида коррекционных упражнений.
Дисграфия чаще всего проявляется во время обучения ребенка
основам письма, т.е. в период начальной школы. Своевременная
психолого-педагогическая помощь довольно эффективна и помогает
основной части учащихся преодолеть данную проблему. Однако при
отсутствии коррекционной работы, или при обширном поражении коры
головного мозга данный диагноз может сохраниться в средних и старших
классах общеобразовательной школы. При наличии данного нарушения
письменной речи необходим индивидуальный подход к организации
письменной работы ребенка в тетради, в выборе видов письменных работ и
их оценивании. Конечно, основной объем коррекционной работы должен
будет реализовываться учителями русского и литературы, однако и
каждый учитель-предметник должен использовать особенности своего
предмета для посильной помощи ребенку. Например, в таких предметах,
как история, биология необходима тщательная проработка обширной
терминологии (составление словаря, диктанты и т.д.), помощь в
составлении конспектов, позитивная эмоциональная поддержка всех видов
письменных работ (оценивание смысла, а не формы написания). На уроках
труда, черчения, возможно проводить развитие мелкой моторики руки и
пространственной ориентации ребенка в упражнениях (например, из
пункта 4).
Эффективность проведения коррекционной работы, как показывает
практика, возрастает при индивидуальных занятиях ребенка с психологом,
который может в дальнейшем координировать и направлять деятельность
учителей-предметников в нужном направлении.


Литература:
1. Парамонова Л.Г.Логопедия для всех.-М.,1997
2. Цветкова Л.С.Афазия и восстановительное обучение.-М.,1988
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов.-М.,1991
4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?-М.,1991


ТЕМА 8: Профилактика и коррекция невротических состояний у
детей.

40
Невроз. Страх как основная причина неврозов Страхи и фобии у
детей, причины появления и фобии у детей, причины появления.
Профилактика и коррекция школьных неврозов.
Неврозы - группа наиболее распространенных невротических
расстройств, психогенных по природе. Возникают на основе
непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта, закладываемого
преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с
микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Н.
Составляют до 45% общих нервно-психических отклонений в детском
возрасте, преобладают у мальчиков. Проявления: заикание*, энурез*,
фобии*, тики*, плаксивость, эмоциональная лабильность,
раздражительность, бессонница или сонливость и т.д..
Возникновение невроза зависит от 3 основных факторов:
психотравмирующего, снижения реактивных сил организма под влиянием
перенесенных болезней, утомления и пр., особенностей личности.

Основные причины возникновения неврозов у детей:

Проблемы семейного воспитания:
• Влияние личности родителей (см. Хрестоматию)
• гиперопека со стороны всех членов семьи
• конкуренция отца и матери в стремлении доминировать
• гиперсоциализация воспитания
• атмосфера избыточной строгости в семье
Неблагоприятные факторы:
• нарушения адаптивного поведения учащихся (незнание норм поведения
в обществе, нарушение функции подражания ребенка и т.д.)
• нервно-психические перегрузки
• слабый тип ВНД
• Страхи и фобии, как основная причина неврозов.

Страхи и фобии у детей, причины появления.
Детские страхи возникают по разным причинам. Различают возрастные
страхи и страхи, возникшие в неблагоприятных жизненных и
воспитательных ситуациях.
В большинстве случаев детские страхи вполне объяснимы, сила
раздражителя примерно равна силе проявления эмоции, (страх перед
незнакомыми людьми - 6-9 месяцев, страх перед животными, перед
темнотой - после 3 лет, одиночеством, страх сказочных персонажей, страх



41
воров и приведений, страх смерти около 6-7 лет, как завершение этапа
детской наивности и др.).
К наиболее типичным причинам появления страхов специалисты
относят следующие факторы:
• неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм родителя, скандалы,
развод и другие)
• индуцирование страха от матери
• запугивание животными, милиционерами и другие
• излишняя строгость родителей
• психологическое заражение от сверстников
• эмоциональные потрясения
Фобии - навязчивые неадекватные переживания страха конкретного
содержания, сопровождающиеся вегетативными нарушениями (учащенное
сердцебиение, потливость, потеря сознания). Например: нозофобия -
болезнь заболеть, социофобия - страх публичных выступлений, агрофобия
- страх открытого пространства и т.д.

Проявления фобии во многом сходны с проявлениями неврозов, это
плаксивость, эмоциональная лабильность, раздражительность, бессонница
или сонливость, энурез, нервные тики, навязчивые идеи и мысли, нервные
тики, усталость, ритуальные движения, потеря сознания при наличии
объекта фобии и многие другие.


Профилактика и коррекция школьных неврозов.

По словам Сухомлинского, школа и страх - такие же несовместимые
понятия как красота и уродство. Однако практика не всегда сочетается с
этой теорией.
Причиной школьных неврозов чаще всего являются дидактогении, т.е.
неправильное педагогическое воздействие на ребенка.
Например:
“Учительница пригрозила шалившим первоклассникам оставить их в
школе на ночь и, уйдя из класса, закрыла дверь на ключ. У одной девочки
возник приступ страха: вдруг забудут открыть дверь и придется прыгать с
3-го этажа. Она кричала, плакала, стучала в дверь. Дома, после этого, не
оставалась при закрытых дверях: возник страх закрытых дверей.” (
Вайзман Н. Реабилитационная педагогика). Реакцию невроза может дать и
длительное моральное давление на ребенка (например, перекладывание
ответственности за те проблемы, в которых учащиеся не виноваты:
невыплата заработной платы педагогу, плохие результаты обучения из-за
неправильного выбора методики обучения и другие).


42
Профилактика школьных неврозов:

• знание семейной обстановки и предрасположенности ребенка к
невротическим реакциям
• благожелательная атмосфера на уроке
• уроки физкультуры, двигательная разгрузка детей
• повышение самоконтроля педагога
• выбор правильного стиля общения
• неформальное общение

Коррекция:

• рисование страхов (см. Хрестоматию)
• физическая закалка организма ребенка, соблюдение режима дня
• игровые формы коррекции (см. Хрестоматию)
• устранение источника страха (вплоть до перехода в другую школу)

Литература:
1. Дефектология : словарь-справочник /под ред.Пузанова Б.П.-М.,1996.
2. Захаров А.И.Неврозы у детей и подростков.-Л.,1988.
3. Захаров А.И.Как преодолеть страхи у детей.-М.,1986
4. Петрунек В.П., Таран Н.Л.”Колыбель неврозов”: заметки врачей
психоневрологов.-М.,1988
5. Рабочая книга школьного психолога/под ред. Дубровиной И.В.-М.,1995


ТЕМА 9 : Особенности обучения и воспитания леворуких детей.

Леворукость, причины возникновения, виды. Результаты
переучивания левшей. Определение леворукости. Характерные
ошибки левшей и пути их предотвращения. Индивидуальный подход в
обучении и воспитании.

Леворукость* веками была и остается загадкой, притягивающей
внимание человечества. Спорным остается и вопрос: считать ли
леворукость отклонением от нормы или индивидуальной нормой развития.
Как показывает статистика, основная часть человечества - праворукие и
только 5-12% из них леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что
количество леворуких увеличивается. Так, в 1928 среди взрослых было
выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973
число леворуких женщин возросло до 8,9%, а мужчин до10,4%. Долгое
время в отечественных школах левшей переучивали, поэтому среди


43
взрослых леворукость составляет 5,5%, в начальной школе в последние
годы число леворуких детей составляет примерно 15-23%.
Причины леворукости пока недостаточно определены. Существует
гипотеза, что в древности основная часть человечества была леворукими, а
преобладание правой руки появилось позднее в результате эволюции.
Другая теория определяет связь леворукости с особенностями
преднатального периода и влиянием на плод гормона тестостерона,
временно замедляющего рост левого полушария и способствующего
формированию леворукости. Меньшее количество исследователей считает
леворукость явлением, приобретенным в результате воспитания, хотя и
этот факт сложно отрицать из-за слабой иссследованности проблемы. Из
исследований Б.Гржимека, известного немецкого натуралиста, стало
известно, что явление “леворукости” встречается и среди животных (40%
попугаев, 50% лошадей).
Рассматривая особенности леворуких, необходимо знание особенностей
полушарий мозга человека и сфер психической деятельности, за которые
они ответственны:
Левое полушарие Правое полушарие
конкретное мышление абстрактное мышление
математические вычисления бессознательное
сознательное образная память
правая рука левая рука
речь ритм (музыка, интонация)
правый глаз левый глаз
чтение и письмо ориентировка в пространстве
двигательная сфера чувственная сфера

Доминирование того или иного полушария определяет преимущественное
развитие определенных функций у ”левшей” и “правшей”, знание которых
помогает учитывать индивидуальные особенности детей в процессе
обучения.

Характеристики доминирования
Левого полушария Правого полушария

- Хорошая память на имена -Хорошая память на лица
- Лучше воспринимают устно и -Лучше воспринимают наглядную
письменно изложенную информацию (демонстрируемую)
информацию (указание) - Охотно делятся своими
- Держат свои чувства и мысли при переживаниями
себе -Любят делать то, что раньше делать
-Продумывают несколько не приходилось
-Любят делать много дел
возможных путей, прежде чем


44
предпринять новое дело одновременно
-Предпочитают делать одно дело -Предпочитают тесты, где сами
-Любят тесты, в которых нужно придумывают ответы
выбирать только из двух (да\нет) -Могут понять состояние человека,
-Ждут, когда человек сам сообщит не спрашивая его об этом
им о своем состоянии -Остроумны (“большие шутники”)
-Серьезны (не остроумны) - Действуют наугад, опаздывают
-Любят памятки, программы, схемы, -Не любят ограничений,
списки, письменные контракты и детализации, планов
соглашения -Хорошо переносят суматоху,
-Ценят аккуратность в себе и других неорганизованны, беспорядочны
-Обладают устойчивым вниманием, -Невнимательны, “витают в
хорошо слушают, могут долго облаках”, мечтательны,
концентрироваться на одном восторженны
действии -Рисковые ( с авантюрной жилкой)

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign