LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Подструктуры Предметы Педагогические Психологически
личности коррекции приемы е методы

1 2 3 4
Индивидуально- Дисгармония Понимание. Развитие
типологические развития. Сочувствие. произвольности
особенности Нестабильность и Снятие в двигательной
личности ригидность напряжения сфере.
нервной системы. Рационализация Развитие

1.

27
Неразвитость воспитательно- произвольности
произвольности образовательного в познавательной
психических процесса. сфере.
процессов в Выравнивание Развитие
сравнении со культурно- произвольности
сверстниками образовательных в эмоциональной
возможностей сфере.
детей. Развитие
Личная произвольности
перспектива. в общении и
поведении.
Систематическая
десенсибилизаци
я. Терапия
средствами
искусства.
Свойства Высокая Доверие к Игровая
субъекта тревожность. личности коррекция
общения. Слабая ребенка. поведения в
социальная Формирование группе.
рефлексия. реально Развитие
Трудности осознаваемых позитивного
общения. мотивов общения.
Неадекватное поведения. Ролевое
Анализ
поведение. научение.
Низкий конфликтных Коммуникативн
социальный ситуаций. ые игры и
статус. Пример и упражнения.
авторитет Расшатывание
педагога в традиционных
отношении к позиционных
детям. ролей.
Позитивная Статусное
иррадиация перемещение
авторитета детей.
педагога на
отношения
ребенка со
сверстниками.

Свойства Дисгармония Позитивное Снижение
субъекта мотивов учения. стимулирование. значимости
деятельности. Школьная Авансирование учителя.

28
тревожность. успеха. Снижение силы
Низкая учебно- Акцентуация потребностей,
познавательная достижений связанных с
активность. ребенка в внутренней
Несформированн деятельности. позицией
ость основных Парциальная школьника.
учебных умений. оценка Десенсибилизац
Слабая результатов. ия к
обучаемость. Наглядные опоры оцениванию.
в обучении. Формирование
Комментируемое адекватной
управление. самооценки
Создание школьных
учебных успехов.
ситуаций с Релаксация и
элементами эмоциональное
новизны, отреагирование
занимательности, школьных
опоры на страхов.
жизненный опыт
детей.
Поэтапное
формирование
умственных
действий.
Опережающее
консультировани
е по трудным
темам.
Щадящая
учебная нагрузка.
Свойства Нарушенный Безусловное Психологически
субъекта образ “Я”. принятие й массаж.
самосознания. Неадекватная ребенка. Идентификация.
Выборочное Зеркальное
самооценка.
Неудовлетворенн игнорирование отражение.
ое притязание на негативных Подтверждение
признание. поступков. уникальности
Комплекс Эмоциональное ребенка.
неполноценности поглаживание Развитие
. ребенка. позитивного
Позитивное восприятия
побуждение к других.


29
деятельности Самовнушение
общению. (“Я хочу”, “Я
Ожидание могу”, “Я буду”)
завтрашней
радости.


Реализация предъявленной системы психолого-педагогической коррекции
поможет, на наш взгляд, эффективно преодолеть проблему социальной и
педагогической запущенности не только младшего школьника, но и
ученика среднего звена.


Литература:
1. Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения
десоциализации несовершеннолетних. -М.,1989,-45с.
2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. -М.:Аграф,1996.-160 с.
3. ЛапшинВ.А.,Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.,1991
4. Дефектология: Словарь- справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. -М. ,1996
5. Овчарова Р.В. Как помогать социально и педагогически запущенным
детям. - М.1996.
6. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В.Астапов. - М.,1995



ТЕМА 5: Проблема обучения и воспитания детей с
сенсорными нарушениями в массовой школе.

Сенсорное восприятие мира как основа интеллектуального
развития ребенка. Классификация сенсорных нарушений. Зрение и
слух как основные источники информации.
Основные виды нарушения зрения (анофтальм, микрофтальм,
дальнозоркость, близорукость) и причины их возникновения. Слепые
дети. Профилактика нарушений зрения на уроке.
Классификация нарушений слуховой деятельности.
Сурдопедагогика. Особенности педагогической работы с детьми,
имеющими нарушения слуха.


Сенсорное восприятие мира является основой интеллектуального
развития ребенка. Общая картина мира начинает складываться у
новорожденного с момента зрительного, слухового, тактильного,
обонятельного и вкусового контакта с окружающим его. Дифференцируя


30
сенсоры по степени количества воспринимаемой информации, необходимо
подчеркнуть, что более важными для обучения являются зрение и слух.
Рассматривая проблему первичных и вторичных дефектов, можно сделать
вывод, что вторичным дефектом сенсорных нарушений может быть
недоразвитие интеллекта, что определяет актуальность данной проблемы
для массовой общеобразовательной школы и ее педагогического
коллектива.


НАРУШЕНИЯ СЛУХА
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с
различными отклонениями слуха.
Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений,
способность человека воспринимать и различать звуки. Силу звука
измеряют в децибелах - дБ:
(10дБ - шелест листьев, речь средней громкости - 60-70 дБ, крик -90 дБ,
рев авиационного мотора - 120 дБ).
Слух имеет огромное значение для формирования речевых навыков
ребенка, а, следовательно, для включения его в процесс воспитания и
социализации.
Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденные нарушения встречаются значительно реже, примерно у 25 %
детей с недостатками слуха. Они появляются как следствие воздействия на
развивающийся плод вредных факторов со стороны организма матери:
вирусные инфекции, внутриутробные интоксикации: химические
вещества, алкоголь, механические повреждения. Различают следующие
уровни нарушений слуха у детей:
Глухие дети - дети, страдающие полным отсутствием слуха и вследствие
этого неспособные к самостоятельному овладению речью. Обучение
проводится в специальных образовательных учреждениях, в которых
дефект компенсируется за счет овладения навыками дактилологии*,
мимико-жестовой и письменной речью. В этой группе традиционно
выделяются 2 категории:
• ранооглохшие, глухие без речи
• позднооглохшие, т.е. с остатками речи.

Слабослышащие (тугоухие).
Дети с подобным диагнозом могут обучаться в массовой школе.
Родители часто отказываются от спецшколы, т.к. она удалена от дома,
является школой-интернатом и т.д. Бывает также иногда, что в силу
невнимательного отношения к ребенку они не замечают недостатков слуха
своего ребенка. Очевидно, что первыми на них смогут обратить внимание
учителя русского языка и литературы. Сигналами к возможным проблемам

31
могут быть характерные недоразвития и ошибки в речи слабослышащих
детей:
• - ограниченный объем словарного запаса
• - нарушения звукобуквенного состава слова
звонких согласных глухими и наоборот, напр. “крафин” вместо
графин, “блакала” вместо плакала и другие
• замена:
твердых согласных мягкими, « всу» (всю), “испугалься»
(испугался)
свистящих согласных шипящими “сахматы”, « пирозное”
аффрикат (ц, ч) с составляющими их звуками “светы”,
“кришит” и др.
звуков С и З со звуками Т и Д “схвасил”, “кординка”
пропуск звуков при скоплении нескольких согласных
“латочка” вместо ласточка, “ оманул” вместо обманул
• особенности грамматического строя, неправильное использование
предлогов, ошибки морфологического уровня “ Мы разучивали стихи,
песни, танцевать”, синтаксического уровня “ Где птичка поет в лесу?”,
“На небе было ни облачка” и т.д.
Профилактическая и коррекционная работа учителя со
слабослышащими учащимися базируется на следующих обязательных
правилах:

• ребенок должен сидеть близко к источнику звука, хорошо видеть лицо
учителя для “чтения с губ”
• необходимо заранее сообщать тему слабослышащим детям, чтобы они
могли сориентироваться в необходимом словарном запасе
• стимулировать участие ребенка в уроке (Повтори, что сказал Саша,
Продолжи, пожалуйста)
• не перегружать формально-языковыми упражнениями (поиски
орфограмм в словах, грамматический разбор, заучивание правил).
Необходимо “заставить” ребенка больше упражнять в составлении
словосочетаний, предложений.
• проводить“ письменные зарядки” (по словарю учебника), осуществлять
индивидуальный подход в написании диктантов и изложений на уроках
русского языка
• работать над пониманием смысла читаемого текста
• на уроках предотвращать механические повреждения органов слуха
(напр., в случаях, когда ученики из шалости вставляют ручки в уши и
т.д.).

НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.


32
Зрение - способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую
действительность посредством зрительного анализатора. Наибольшее
количество впечатлений о внешнем мире человеческий мозг получает
через зрение.
Выделяют 2 группы детей, имеющих нарушения зрения. Это слепые дети
(менее 0,04)
слабовидящие дети (с остротой зрения при использовании обычных
средств коррекции от 0,05 до 0,4). Причины нарушений различны,
существуют врожденные и приобретенные нарушения:
• врожденные (Анофтальм, микрофтальм)
Обучением детей занимаются тифлопедагоги. Для обучения детей с
врожденной слепотой в специализированных школах используется
шрифт Брайля*.
• приобретенные (дальнозоркость*, близорукость*, астигматизм,
катаракта). Обучение детей с указанными дефектами, как правило,
проводится в обычной общеобразовательной школе. Профилактика
нарушений зрения на уроке вменяется в профессиональные обязанности
педагога, поэтому каждый учитель и классный руководитель должен:

• содействовать своевременному обнаружению нарушений зрения детей
(обращать внимание на дополнительную фокусировку зрения, жалобы
ребенка на то, что он не видит с доски и т.д.)
• правильно выбрать место в классе для слабовидящего ребенка
• следить за соблюдением санитарно- гигиенических норм (освещение,
светоотражение) в классных комнатах
• соблюдать культуру оформления доски (величина букв, аккуратность)
• создавать доброжелательную эмоциональную обстановку в классе
(например при ношении очков учениками не допускать шуток и
прозвищ в их адрес)
• регламентировать зрительные нагрузки (кол-во читаемого и время
чтения не более 15-20 мин., не раздражающие цвета одежды учителя)
• организовывать тренировку мышц глаз.

Литература:
1. Дети с отклонениями в развитии/ сост. Н.Д. Шматько.-М.,1997
2. Лапшин В.А, Пузанов Б.П. Основы дефектологии. -М.,1991
3. Дефектология: Словарь- справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. -М. ,1996
4. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика.-М.:Аграф,1996.-160 с.




33
ТЕМА 6: Проблемы нарушения устной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения людей.
Динамика речевого развития детей. Причины, виды нарушений
устной речи Психолого-педагогические классификации нарушений.
Логопедия - наука о речевых нарушениях. Совместная деятельность
логопеда и родителей как условие эффективной помощи ребенку в
освоении правильной речи. Основные принципы коррекционных
занятий. Логопедическая работа на уроке.

Речь является исторически сложившейся формой общения людей,
как результат совместной деятельности. Примеры воспитания детей
животными наглядно показывают, что данное явление не является
врожденным показателем, оно формируется в процессе воспитания и
социализации ребенка. Многих родителей волнует вопрос, о том,
правильно ли развивается их ребенок в речевом плане, что привело к
необходимости определения примерных рамок речевого развития детей.
Логопеды определяют следующие этапы речевого развития ребенка от
рождения до 6 лет:
Новорожденный ребенок издает только крик.
2 месяц жизни. Начинает появляться гуление, агуканье (б, п., м, к, г,
х) рефлекторного происхождения, независящее от воли ребенка
3-4 месяц Характер гуления меняется, оно приобретает различные
интонации, постепенно начинает переходить в лепет.
5 месяц. Неосознанное повторение звуков за окружающими.
6 месяц. Начинается повторение отдельных слогов, постепенно они
закрепляются в памяти ребенка.
До 1 - 1,5 Период подготовки ребенка к речи. Общение происходит
в основном за счет мимики, жестов, “ собственных слов”.
С 2 лет начинается различение всех звуков речевого общения.
К 3-4 годам ребенок начинает осознавать свои ошибки и недочеты в
сравнении с речью окружающих. Недочеты возможны (громкость,
отдельные звуки, замена звуков на более простые и др.).
К 5-6 годам ребенок овладевает нормальным произношением.

Нарушения речи, не исчезнувшие к 5 - 6 годам, должны вызывать особое
внимание родителей и обязательное обращение к специалистам, т.к. могут
быть вызваны органическим недоразвитием органов речи, нарушением
слуха, поражением речевых центров коры головного мозга и др. Логопед,
психоневролог, фониатр определят причины неправильного
произношения ребенка, определяют направления и методы
коррекционной работы. Вся начатая на занятиях работа должна
продолжаться дома под контролем и, конечно, при эмоциональной


34
поддержке родителей, что является одним из важнейших условий ее
эффективности. Родители могут отрабатывать с ребенком скороговорки
для коррекции темпа речи, чистоговорки* для исправления неправильного
произношения отдельных звуков, продолжать заниматься с ним
гимнастикой языка, губ и т.д. Если совместная работа логопеда и
родителей не будет проведена, то дефект речи может приобрести стойкий
и выраженный характер.
Все существующие нарушения речи можно разделить на 2 большие
группы. Это нарушения устной и письменной речи, включающие в себя
ряд различных диагнозов. Данные отношения можно схематизировать

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Нарушения устной речи Нарушения письменной речи

дислалия дисартрия дисграфия дислексия


Рассмотрим проявления данных диагнозов.

Дислалия - нарушения в произношении звуков, которые не связаны с
органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов.
Механическая дислалия (строение челюстей и зубов, мягкого неба, губ)
Например, расщелина верхней губы и расщелины мягкого и твердого неба
(называемая неспециалистами заячьей губой и волчьей пастью). Моторная
дислалия - неловкость движений губ и языка (слишком маленький или
большой язык, короткая уздечка языка, не позволяющая языку
подниматься вверх и др.). Сенсорная дислалия - в основе ее лежат
нарушения слуха. Ребенок недостаточно дифференцирует речевой поток
окружающих из-за дефекта слуха, и поэтому определяет свои нормы
произношения, не совпадающие с общепринятыми, имеющими вид
дефектов речи.

Дизартрия - расстройства произношения, вызванные нарушением
иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам. Чаще
всего это обусловлено органическим поражением центрального отдела
речедвигательного анализатора, (расстройства звукопроизношения,
речевого дыхания, темпа и ритма речи)
Афония - неспособность к звучной и громкой речи при сохранной
шепотной речи. Бывает истинная (при поражениях артикуляционного
аппарата) и функциональная (следствие психических травм, истерии и
неврозов).
Афазия - нарушения речи, проявляющиеся в полной или частичной утере
пользоваться языковыми средствами при сохранении функций
артикуляционного аппарата. Возникает при органических поражениях

35
речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных
заболеваний и травм.

Баттаризм - патологически ускоренная речь, нечеткость артикуляции,
проглатывание окончаний. Речь становится очень неразборчивой. Крайняя
степень - полтерн, сопровождающийся еще и нарушениями ритма речи.

Ринолалия - носовой оттенок речи, гнусавость, вызванная различными
причинами (недоразвитие речевых органов, аденоиды).

Тахилалия - патологически ускоренная речь с сохранением
фонетического оформления, лексики, грамматического строя.

Брадилалия - патологическая замедленность речи (преобладает
торможение). Необходима коррекция речевых движений, медицинская
коррекция, ритмика, пение, физиотерапия

Заикание - речевые судороги, возникшие, как правило, в результате
расстройств высшей нервной деятельности.
Р.М.Боскис называет заикание заболеванием, в основе которого лежат
речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных
высказываний, требующих для своего оформления фразы. По ее мнению

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign