LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

процессе обучения ребенок не достиг желаемых результатов, то решение
может быть принято только по такой схеме: учитель - психолог -



18
обследование ребенка - собеседование с родителями - коллегиальное
согласие - направление ребенка на ПМПК. (см. хрестоматию).
Цели коррекционной работы определяются с учетом
закономерностей психического развития и сензитивных периодов ребенка,
динамики его роста. Исследователи (Выготский Л.С.,Эльконин
Д.Б.,Бурменская Г.В., Дубровина И.В. и другие) выделяют три основных
направления в области постановки коррекционных целей:
• оптимизация социальной ситуации развития;
• развитие видов деятельности ребенка;
• формирование возрастно-психологических новообразований.
При конкретизации целей необходимо руководствоваться
некоторыми правилами:

1. Формулировка цели коррекции должна быть в позитивной форме, т.е.
включать описание тех форм поведения, деятельности и личностных
особенностей, которые должны быть сформированы у ребенка,
определять “точки роста” индивида.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с
продолжительностью коррекционной работы и возможностями ребенка
к переносу новообразований, появившихся в результате корекционной
работы в реальную практику жизненных отношений.
3. Необходимо определение дальних и ближайших перспектив развития, а
также конкретные показатели личностного и интеллектуального роста
ребенка.
Основные этапы коррекции:
• планирование целей и задач на основе проведенной психолого-
педагогической диагностики;
• разработка программы и содержания коррекционных занятий, методик и
техник работы. Планирование форм участия родителей в коррекционной
работе;
• организация условий осуществления коррекционной программы:
- консультирование родителей;
- подбор детей в группы;
- информирование и обсуждение коррекционных программ с
педагогами, администрацией;
• реализация коррекционной программы. Проведение коррекционной
работы с детьми и консультирование родителей и педагогов;
• оценка эффективности коррекционной работы с точки зрения
достижения планируемых целей и задач; разработка последующего
плана в случае необходимости.
Принципы построения коррекционных программ.



19
Ведущими принципами построения коррекционных программ ( по
работам Л.С.Выготского,Г.В.Бурменской,А.Н.Леонтьева,Д.Б.Эльконина,
А.Л.Венгер ) являются:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и
развивающих задач. Системность отражает возможную
неравномерность развития ребенка и определяет коррекционную задачу
(исправление нарушений развития), задачу профилактики
(предупреждение отклонений и трудностей развития), развивающую
задачу (оптимизация и стимулирование условий развития).
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей ребенка.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.


Литература:
1. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков-патопсихология.-
М.-Воронеж,1996
2. ЛапшинВ.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.,1991
3. Дефектология: Словарь- справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. -М. ,1996
4. Забрамная С.Д.Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей.-М.,1995
5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.
,1997

ТЕМА 4: Дети с нарушениями интеллекта в массовой школе
( социальная и педагогическая запущенность, задержка психического
развития).
Социальная и педагогическая запущенность: признаки,
профилактика, коррекция. ЗПР: виды. Особенности работы с детьми,
имеющими нарушения интеллекта.
Интеллект - это определенный уровень развития мыслительной
деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все
новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.
Интеллектуальное развитие человека может быть рассмотрено с позиций
нормы и отклонения (от умственной отсталости до одаренности):




20
Умственная Пограничное Норма Одаренность
отсталость состояние
Идиотия* ЗПР статистическая интеллектуальная
Имбецильность* СПЗ функциональная (как один из видов
Дебильность* идеальная одаренности)

В массовой школе практически не встречаются перечисленные
случаи умственной отсталости. Наиболее распространено пограничные
состояния (ЗПР* и социально-педагогическая запущенность*).
Задержка психического развития представляет наибольшую
сложность для постановки диагноза, хотя она довольно часто встречается в
массовой школе (как в специализированных, так и в обычных классах) и
вполне может быть обнаружена учителями-практиками, если вооружить их
наиболее важными в практической деятельности методами первичной
диагностики всех проявлений этого диагноза. В классификации
К.С.Лебединской выделяются несколько типов ЗПР:
• ЗПР конституционального происхождения (гармонический
инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера ребенка находится как бы
на более ранней ступени развития. Характерны преобладание
эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения,
непосредственность и яркость эмоций, легкая внушаемость. Частым
признаком бывает инфантильное телосложение. Имеет врожденно-
конституциональную этиологию, которая передается по наследству или
возникает из-за негрубых органических поражений во время
внутриутробного развития.
• ЗПР соматогенного происхождения возникают при длительной
соматической недостаточности, например при хронических инфекциях,
аллергических состояниях, пороках и т.д. Замедление идет за счет
ослабленности и режима запретов и ограничений.
• ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными
условиями воспитания, препятствующими правильному формированию
личности ребенка.
• ЗПР церебрально-органического характера - стойкий диагноз,
возникающий на основе негрубой органической недостаточности
нервной системы. Прогнозировать развитие и успешность
последующего обучения возможно при выявлении соотношения
признаков незрелости и поврежденности ЦНС (см. Хрестоматию
“Прогностическое значение комплексного клинико-
нейропсихологического исследования”.).
Общими чертами для ЗПР различной этимологии черты являются:
низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас
общих сведений и представлений, обедненный словарный запас,


21
несформированность навыков интеллектуальной деятельности, неполная
сформированность игровой деятельности. Частыми сопровождающими
диагнозами, как следствие, бывают дислексия, дискалькулия, дисграфия.
Основные признаки и особенности работа педагога с детьми ЗПР
совпадают с коррекционной деятельностью, направленной на преодоление
социально-педагогической запущенности
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности
ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства
субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно
выражается в нарушенном образе “Я”.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости,
необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от
собственных возможностей, требований возраста, вызванных
педагогическими причинами и подвергающихся коррекции
педагогическими средствами. На разных возрастных ступенях
педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику и
признаки проявления.
В дошкольном возрасте это:

• Неуспешность в ролевой игре, как ведущем виде деятельности,
проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игровых
отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию
предметных игр, несостоятельность в других видах деятельности.
• Неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая
выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об
окружающей действительности возрастным возможностям,
дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости
психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения,
неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой,
познавательной и других видов деятельности.
• Отклонения в поведенческой сфере.
В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность
характеризуется:

• психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к
обучению, в основе которого лежит несбалансированность развития
индивидуально-психологических качеств личности, вызванная
дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду
или школе.
• Неуспешностью, затрудненностью в учебе, а также других видах
деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью
познавательных процессов, несформированностью общественно


22
значимых мотивов учения, предпочтение ребенком-школьником игры,
или других видов деятельности, в которых ему сопутствует успех.
• Нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в
учении, со слабостью его представлений об окружающем мире,
нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения,
неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе
сверстников.
Показателями педагогической запущенности у подростков являются:
Нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития
познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые
познавательные потребности), неправильное, патологическое развитие
характера, выраженное в акцентуациях.
Таким образом, социально- педагогическая запущенность есть длительное
неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с
недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него
социальной микросреды(внешние обстоятельства) и преломляющимся
через внутренние условия.
Социальная и педагогическая запущенность возникает там, где не
создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации
личности ребенка; окружающая микросреда (прежде всего родители и
педагоги) отрицательно влияет на формирование личности ребенка как
субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для
проявления своей активности во взаимодействии с предметной и
социальной средой.
Психологическим механизмом социально-педагогической
запущенности является гиперобособление, которое выражается в усилении
позиции “не такой как все”, возникновении психологической
незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения,
прежде всего агрессивных. Для преодоления этих форм поведения педагог
может использовать систему стимулов, состоящую из определенных
эмоциональных реакций и педагогических техник.

Стимулы, используемые в работе с учащимися:
внимание сочувствие
ласка неодобрение
одобрение ирония
поощрение замечание
положительный пример угроза
тренировка наказание
упражнение порицание
организация успеха развенчание в глазах коллектива
сопереживание критика
сотрудничество


23
Причины педагогической запущенности учащихся
• низкий педагогический и культурный уровень родителей;
• неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность
поведения родителей);
• отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье,
безнадзорность ребенка в быту;
• нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;
• неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы,
физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека);
• незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к
обучению в школе, оказанию ему помощи в учении.
• слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;
• недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке
родителей дошкольников (младших школьников);
• недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению
в школе (организация их учения);
• отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость
представлений об окружающем мире);
• болезненность;
• нравственная невоспитанность;
• пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;
• неподготовленность к ведущему виду деятельности.
Профилактика педагогической запущенности может вестись в двух
направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т.е.
снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому
состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение
отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это
предупреждение ее развития, т.е. преодоление возникающих пробелов в
развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие
отрицательного эмоционального состояния ребенка.
Овчарова Р.В., кандидат психологических наук, предлагает учителям
начальных классов и классным руководителям примерную программу
организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению
педагогической запущенности, состоящую из 3-х основных направлений
помощи. Рассмотрим каждое из них:

1. изменение условий семейного воспитания ребенка:
• повышение психолого-педагогической грамотности родителей,
культуры взаимоотношений;
• создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение
родителей в воспитательный процесс;



24
• индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании
положительных и преодолению отрицательных качеств ребенка;
• контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение
его безнадзорности;
• помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд,
творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
• меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановление
воспитательного потенциала семьи.


2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
• коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы
с ним, активное использование методики позитивного стимулирования
ребенка, снятие психологических перегрузок;
• гуманизация межличностных отношений в детском коллективе,
создание благоприятного психологического микроклимата в классе,
способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
• рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
• взаимодействие учителей и родителей в воспитательном процессе.
3. Помощь ребенку в личностном росте:
• организация психологического обследования ребенка и оказание ему
необходимой психологической помощи;
• индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной,
нравственной, эмоционально-волевой сфер;
• включение ребенка в активную деятельность на основе использования
его положительных интересов и склонностей;
• преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
• организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
• руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на
положительные качества личности;
• работа по формированию мотивации достижений.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением внешних
причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в
развитии детей.
Психолого-педагогическая профилактика - система предупредительных
мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий,
вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Коррекция, в отличие от профилактики, предполагает работу с
конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого
ребенка. Следовательно, можно заключить, что
Психолого-педагогическая коррекция - совокупность специальных
психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка


25
с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и
самосознания.
Педагогическая коррекция запущенного ребенка.
Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний
развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольного
поведения являются сочувствие, понимание, сочувствие со стороны
педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-
образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-
образовательных возможностей ребенка. Важную роль играет метод
личностной перспективы, создающий у ребенка веру в себя, свои
возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и
реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных
ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога,
дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на
отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую
тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения,
неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус
ребенка.
Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений
детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждения игровой и
учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное
стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений
ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой,
учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъектов
игровой деятельности оказывают такие коррегирующие методы, как
руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог
педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого
самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные
методы, как наглядные опоры в обучении (схемы, средства наглядности,
опорные конспекты и т.д.), комментируемое управление, поэтапное
формирование умственных действий, опережающее консультирование по
трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных
школьников нужны учебные ситуации с элементами занимательности,
новизны, опоры на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная
нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушения образа “Я “,
неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание,
комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном
принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков,
эмоциональном поглаживании.
Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости,
к которому прибегают многие опытные педагоги.



26
Психологическая коррекция (психокоррекция) социально-
педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции
классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный
социум) и по предмету, на который мы будем указывать.
К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей
личности запущенного ребенка относятся методы развития
произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах,
поведении и общении (психогимнастические методы), методы
когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии
средствами искусства.
Психокоррекция свойств субъекта общения производится с помощью
метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов
позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и
упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и
статусного перемещения детей.
Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью
методов снижения функции доминирования учителя на уроке, снижения
потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы
снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной
самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне
метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного
ребенка.
Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют
применения таких методов, как психологический массаж, зеркальное
отражение, подтверждение уникальности ребенка, развития позитивного
восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения -
“Я хочу”, “Я могу”, ”Я буду”. Данную работу, по мнению Овчаровой Р.В.,
можно представить в следующей системе:
Система психолого-педагогической коррекции социальной и
педагогической запущенности младшего школьника (по Овчаровой
Р.В.). 1

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign