LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ


МИХАЙЛОВА Е.Н.




ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

УЧЕБНО-СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ




ТОМСК – 2000



ББК 74+74.03+74.2+74. Учебно-справочное пособие
утверждено на заседании учебно-
методического совета ТГПУ
26.01.99




1
Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. Учебно-
справочное пособие.
-Томск:Томский государственный педагогический университет,
2000.



Учебно-справочное пособие состоит из ряда тем, хрестоматии,
словаря понятий и терминов и приложений, посвященных вопросам
психолого-педагогической коррекции проблемных,
школьнодезадаптированных детей.
Книга адресована школьным учителям, занимающимся вопросами
самообразования, студентам педагогических вузов, а также всем
читателям, заинтересованным данной тематикой.

Рецензенты: Пальянов М.П.,доктор педагогических наук
Алексеева Л.Ф.,доктор психологических наук


Научный редактор Ревякина В.И.,к.п.н., доцент кафедры педагогики
ТГПУ




©Томский государственный педагогический университет, 2000

©Михайлова Е.Н.




2
ВВЕДЕНИЕ

Экологическое, социальное, психологическое напряжение
современного мира в числе наиболее острых социально-экономических
проблем выдвинуло проблему экологии детства. Предметом острой
общественной тревоги стало отмечающееся в последние десятилетия
резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного
здоровья детей, которое отражается в проблемах школьной успеваемости,
росте числа проблемных, школьнодезадаптированных детей в массовой
общеобразовательной школе. Дезадаптация, по мнению С.А.Беличевой,
кандидата психологических наук, это нарушение успеваемости,
поведения, межличностных взаимодействий у значительной части
учащихся общеобразовательных школ. Данное явление свойственно как
детям с нормальным, так и с нарушенным развитием, увеличение числа
которых в массовых школах вызвано многими объективными факторами.
Среди новорожденных детей процент патологии значительно выше, чем
ранее (почти 97 %),и хотя к моменту поступления в школу, к 7 годам этот
процент несколько снижается, современному педагогу необходимы знания
о проблемах и аномалиях развития детей для своевременной диагностики,
а также сформированное умение определять цели, задачи и методы
педагогической коррекции проблемных детей на уроках и во внеурочной
деятельности с учетом принципов организации коррекционной работы в
массовой общеобразовательной школе
Цель данного учебно-справочного пособия - помощь будущим
педагогам в формировании профессиональной компетентности для работы
с проблемными, школьнодезадаптированными детьми, включаемыми ныне
в “группу риска” (дети с нарушениями интеллекта, сенсорными и
речевыми нарушениями, леворукие дети и другие).
Темы знакомят с историей развития коррекционной педагогики в
России, её местом в системе современных педагогических наук, отражают
теоретические аспекты коррекционной работы, определяют некоторые
виды дефектов, аномалий в развитии личности ребенка.
Словарь помогает освоить сложную и разнообразную
терминологию курса. Наличие в тексте лекции значка “ * ” после слова
означает наличие его в словаре с пояснениями.
Надеемся, что данное учебно-справочное пособие поможет Вам в
успешном изучении курса коррекционной педагогики и последующем
воплощении свои знаний в практической педагогической деятельности.



Михайлова Е.Н., преподаватель кафедры
педагогики ТГПУ.


3
ТЕМА 1: Коррекционная педагогика в системе современных
педагогических наук.


История развития коррекционного направления в педагогике.
Коррекционная педагогика в системе современных педагогических
наук. Индивидуализация и дифференциация обучения в
специализированных классах массовой общеобразовательной школы.


Коррекционная педагогика является на современном этапе одним из
приоритетнейших направлений педагогической мысли. Уже в 60-е - 70-е
годы многие педагоги и психологи были озабочены проблемой роста
неуспеваемости в школах. Исследователи разрабатывали классификации
проблемных, неуспевающих детей и пути оказания психолого-
педагогической помощи им. Наиболее известны в этой области работы
Бабанского Ю.К. , Мурачковского Н.И., Ивановой Е.К., Цетлин
В.С.,Калмыковой З.И.. Они и другие выделяли разное количество типов
неуспевающих, знакомили педагогов с типами неуспевающих, оказывая им
методическую поддержку в организации учебного процесса с учетом
индивидуальных особенностей детей, в использовании игровых методов
обучения и других способов повышения интереса и мотивации. Уже в то
время обсуждалась тревожная ситуация, что в обучении принято
ориентироваться на среднего ученика. На современном этапе проблема
рассматривается значительно шире. Неуспеваемость признана ныне одним
из показателей проявления школьной дезадаптации*. “Дезадаптация -
нарушение успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий у
значительной части учащихся общеобразовательных школ. «[С.А.Беличева
и др.,] Данное явление свойственно как детям с нормальным, так и с
нарушенным развитием, увеличение числа которых в массовых школах
вызвано многими объективными факторами. Экологическое, социальное,
психологическое напряжение современного мира в числе наиболее острых
социально-экономических проблем выдвинуло проблему экологии детства.
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в
последние десятилетия резкое ухудшение физического,
психоневрологического, нравственного здоровья детей. Среди
новорожденных детей процент патологии значительно выше, чем ранее
(почти 97 %),однако к моменту поступления в школу, к 7 годам этот
процент снижается, т.е. уже начинают работать механизмы коррекции и
компенсации за счет внутренних резервов организма за счет психолого-
педагогического влияния семьи, лечебных и воспитательных учреждений и
т.д., требующий продолжения в процессе школьного обучения.



4
Вопросы необходимости педагогической коррекции активно
обсуждаются на страницах педагогической периодики. Актуальность
проблемы доказывается включением данного курса в Государственный
образовательный стандарт высшего педагогического образования.
Вайзман Н., профессор кафедры специальной педагогики и психологии
Института повышения квалификации и переподготовки работников
образования Московской области и В.Зарецкий, заместитель директора
Центра психолого-педагогической реабилитации и психического развития
детей и подростков, г. Мытищи Московской области разработали
свободную классификацию детей, у которых велика вероятность
школьной дезадаптации, “”детей риска” (Приложение № 3) и методов
коррекции данной проблемы.
Развитие термина “Коррекция” Ранее термин “Коррекция”* и
коррекционно-воспитательная работа чрезвычайно редко использовался в
массовых общеобразовательных учреждениях. Подобная деятельность
практиковалась только в образовательных учреждениях специальной
педагогики*. Долгое время это обозначение соотносилось лишь со
взаимодействием педагога с умственно-отсталыми детьми.
В конце 18 века, в Париже В. Гаюи предпринял попытки обучения слепых
детей, затем данные эксперименты были продолжены в Великобритании,
Австрии, Германии и США. Еще ранее обучали детей с нарушениями
слуха / 1620г., Мадрид/. Обучение и воспитание умственно-отсталых
началось в нач. 19 в. во Франции / Ж.Итар /, а в середине века появилась
целостная медико-педагогическая система французского врача и педагога
Э. Сегена. Наибольшую популярность, однако, завоевала система
итальянского врача и педагога М.Монтессори, благодаря хорошим
результатам коррекционной работы, а также активной просветительской
деятельности, проводимой автором в разных странах. Вслед за Италией ее
“ дома ребенка” появились во Франции, Великобритании, Испании, США
и других странах. Проводя систему мер по формированию интереса детей
к познанию и комплексное сенсорное развитие ребенка, Монтессори
добивалась хороших результатов в работе по формированию некоторой
социальной самостоятельности / навыки самообслуживания, основы
знаний о мире, некоторые профессиональные знания /. С работами
М.Монтессори и О. Декроли связывают появление самого термина
“Коррекция”, что хронологически относится концу 19-началу 20 вв.
Вторым этапом эволюции термина “ Коррекция” можно считать
дальнейшее внедрение его в область специальной педагогики и развитие
направлений коррекционно-воспитательной работы не только с умственно
отсталыми, но также и детьми, имеющими другие нарушения и аномалии в
своем развитии. Это было вполне закономерно, т.к. первые попытки их
обучения были предприняты во многих странах еще задолго до развития
теоретического аспекта комплексной и целенаправленной коррекции.


5
Это способствовало активному становлению и развитию
дефектологии и пониманию термина “ коррекция” в рамках этой науки:
В определении педагогической энциклопедии “ Коррекция /от
лат.correctio - исправление, улучшение/ в специальной педагогике
обозначает исправление / частичное или полное / недостатков
психического и физического развития у аномальных детей с помощью
специальной системы педагогических приемов и мероприятий.”
В отечественной педагогике и дефектологии аномальными* считались
дети, имевшие значительные физические и психические отклонения,
которые приводили к нарушению общего развития, для которых было
необходимым специальное обучение и воспитание. Иногда такие дети
встречались и в массовой школе. Дефект /от лат. defectus - недостаток/
одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных
обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не определяет
аномального развития. /например потеря слуха на одно ухо, зрения на один
глаз и т.д/. Однако во многих случаях термины “дефективный” и
“аномальный” использовались как равнозначные. Данной терминологии
придерживались многие известные специалисты медицины, педагогики и
психологии / Выготский Л.С., Мясищев В.Н., Россолимо Г.И.,Граборов
Н.А.,Рауф и многие другие /.
Коррекционная педагогика изучает не только дефективных,
аномальных, но и детей, имеющих незначительные отклонения от нормы, а
также категорию детей, которых называют “исключительные дети”*. В
зарубежной педагогике / англоязычных трудах / появились и другие
термины: handcappid children / англ./- “ дети с нарушениями”, а также
exceptinal children - “исключительные дети”, “категория детей, развитие
которых по тем или иным показателям отклоняется от
среднестатистических норм. Наряду с теми детьми, которые в
отечественной дефектологии обозначаются как аномальные, к этой
категории относят также и одаренных детей, что пока не поддерживается
российскими педагогами и психологи, однако многие из них согласны с
утверждением, что не всегда легко определить в процессе обучения,
является ли ребенок одаренным или проблемным. (См. приложение № 4).
Вместо термина “коррекция” некоторые зарубежные авторы используют
понятие “интервенция”, содержанием которого являются теоретические
представления о природе онтогонистического развития, как процессе,
обусловленном взаимодействием наследственности, среды и проявлениями
активности самой личности. В наиболее широком смысле интервенция
понимается, как систематическое вмешательство в процесс развития с
целью повлиять на него (А.М.Clarke,A.Clarke,1986), поддержав или
улучшив тем самым потенциал развития ребенка. Направленная
интервенция, таким образом, рассматривается как система плановых (и
неплановых) воздействий, с целью произвести определенные изменения в


6
проблемных компонентах системы - личности, среде, либо во
взаимодействии личности и среды (H.Adelman,L.Taylor,1985). В книге
Карабановой О.А. “Игра в коррекции психического развития ребенка”,
психологическое значение интервенции уточняется в гуманистически
ориентированном подходе, где в центре внимания оказывается отношение
“ребенок-взрослый” и коммуникация в этой системе отношений. Здесь
интервенция рассматривается как вмешательство в “естественную”
ситуацию развития ребенка с целью устранения барьеров в коммуникации,
барьеров смысловой интеракции и взаимопониманий друг друга. В
отечественной литературе термин “ педагогическая интервенция” не
употребляется. Это связано, на наш взгляд, с негативным значением слова,
обозначающем в толковых словарях насильственное вмешательство.
Общественный прогресс, закономерно сопровождаемый
накоплением знаний и расширением сфер проникновения научной мысли
в реальную жизнь, сформировал новые отрасли теоретических и
прикладных данных, закономерности в новых областях педагогики,
образования и воспитания.
Современную систему педагогической науки можно анализировать по
различным признакам и критериям. Перечень педагогических наук
содержит в настоящее время множество разделов и направлений.
Например, И.П.Подласый выделяет историю педагогики, общую
педагогику, дошкольную и школьную педагогику, педагогику высшей
школы, социальную педагогику, специальную педагогику.
П.И.Пидкасистый дополняет этот перечень такими разделами, как
педагогика проф. - технического и специального образования,
исправительно-трудовая педагогика и др..Оба автора, как и многие другие,
определяют также ряд частных и предметных методик и отрасли,
формирующиеся на стыке педагогики с другими науками / педагогическая
психология, психопедагогика, математическая и компьютерная педагогика,
суггестология и т.д. /. Однако никто из них не выделяет как устоявшееся
направление новую отрасль - коррекционная педагогика, появившуюся на
базе специальной педагогики, дефектологии*, общей педагогики и
психологии. Сластенин В.А., определяет новое направление следующим
образом: “...коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и
воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и
воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и
воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного
развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи)”.
На наш взгляд, такое определение необоснованно узко с учетом
рассмотренного пути возникновения данной науки.
Сегодня существует несколько подходов к пониманию объекта, предмета
коррекционной педагогики, связи ее с другими схожими направлениями,
например с реабилитационной, социальной, специальной педагогикой и


7
др.. Следовательно, проблема определяет необходимость некоторой
терминологической ясности.
Во многих нормативных документах педагогической деятельности,
компенсирующее обучение рассматривается как одна из форм активной
психолого-педагогической помощи детям группы риска и школьной и
социальной дезадаптации. Цель организации компенсирующих классов -
создание для детей, испытывающих затруднения в освоении
общеобразовательных программ, адекватных условиям воспитания и
обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях
образовательного учреждения. В компенсирующие классы принимаются
дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки
психического развития, умственной отсталости, недостатков физического
развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Социальная педагогика (педагогика социальной работы) выделяет, по
мнению КраевскогоВ.В. педагогические аспекты непедагогической в
целом деятельности - социальной работы. Содержит теоретические и
прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования
детей и взрослых, способствующие лучшей социальной адаптации.
Лечебная педагогика - “ отрасль педагогики, разрабатывающая средства
и методы исправления физических и психических дефектов. Термин
употребляется главным образом в немецкоязычной литературе, в
современных отечественных педагогических науках практически не
используется.” ( Дефектология: словарь-справочник/ Под
ред.Б.П.Пузанова.-М.:Новая школа,- с. 41). Существует и другая точка
зрения: “ Лечебная педагогика - сравнительно новая отрасль педагогики.
Развивается она на границе с медициной. Основным предметом ее
является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов
с хворающими, недомогающими и больными школьниками”.
Коррекционная педагогика- система включения детей с отклонениями в
физическом и психическом развитии в нормальный учебно-
воспитательный процесс. Следовательно, это направление, объединяющее
все ранее перечисленные. В поле зрения коррекционной педагогики
включены не только аномальные, но и дети, которых можно объединить
термином “исключительные”.
Реабилитационная педагогика - педагогическое воздействие на больного
или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью
коррегирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния,
интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической
запущенности, с последующей его полной реабилитацией. ( Вайзман Н.П.
Реабилитационная педагогика .-М.:Аграф, 1996, с.8)
Данные отношения можно, на наш взгляд, схематизировать следующим
образом:
Коррекционная
медико-педагоги-
ческая работа,
ведущая к полной
реабилитации
ребенка
8
Реабилитационная педагогика

Коррекционная педагогика
Помощь в социаль-
Социальная педагогика ной адаптации
проблемным детям


Компенсирующее обучение
Обучение детей без
Лечебная педагогика особых отклонений
в развитии,
Пед поддержка
разработка
больных и
адекватных для них
ослабленных детей
программ
в процессе
обучения




Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка,
имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии
(сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах)
или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию
и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы
бы сказали, что объектом коррекционной педагогики являются дети,
имеющие четыре «Д», т.е дети, имеющие не ярко выраженный дефект,
перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio - лишение), в
силу этого испытывающие школьную дезадиптацию (фр. des... - от. ,
нарушение, лат. adapto - приспособление) и проявляющие девиацию (лат.
deviatio - отклонение) в поведении.
Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации
обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и
отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей,
способов и средств, направленных на своевременное выявление,
предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у
данных детей и подростков.
В коррекционной педагогике выделяются общепедагогические и
специальнопедагогические категории. К общепедагогическим относят
воспитание, обучение, развитие.
Воспитание - основополагающая и смыслообразующая педагогическая
категория, рассматривается как специально организованная деятельность
педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином
педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление
процессом формирования личности или отдельных ее качеств.
Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осуществляется
в рамках единого педагогического процесса.



9
При обучении проблемных, дезадаптированных детей становится
актуальной проблема индивидуализации и дифференциации. В

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign