LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

уроков с использованием дополнительного оборудования,
подключаемого к компьютеру, по различным предметным
областям знаний и профилям обучения системы общего и
начального профессионального образования.
86 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Проведение региональных конференций и семинаров
Региональные конференции и семинары включают в себя
организацию в регионе массовых мероприятий три раза в год.
Подготовка конференций в рамках Проекта осуществляется
региональным координационным центром. РКЦ обеспечивает
привлечение организаций для размещения участников: их про
живания и питания, предоставления залов и аудиторий, а также
привлечение СМИ и телевидения.
Региональная конференция проводится ежегодно с 2006 года
(сентябрь) в рамках отчетных мероприятий по выполнению
инновационных проектов по поддержке педагогических ини
циатив по следующим направлениям:
1) поддержка педагогических инициатив отдельных педа
гогов и групп педагогов в области информатизации общего
и начального профессионального образования,
2) поддержка инновационных сетевых проектов коллекти
вов образовательных учреждений, направленных на рас
ширение доступа обучающихся к конкурсам и олимпиадам
на основе использования ИКТ.
Продолжительность мероприятия — 3 дня, количество участ
ников — до 100 человек.
В рамках мероприятия организуются выставочные стенды по
всем направлениям педагогических инициатив.
Региональные летние и зимние школы организуются РКЦ в
форме выездного 7 дневного семинара с привлечением баз
отдыха. Эти мероприятия ориентированы на всех учителей
новаторов в регионе, особенно тех, кто активно участвует в
конкурсах педагогических инициатив в качестве разработчи
ков. Семинары предусматривают активное обучение методом
погружения, предпочтительно в период каникул. Они являются
одной из коллективных форм обучения и передачи опыта в
использовании новых образовательных технологий для учите
лей, управленцев, методистов. В рамках этих мероприятий
требуется обобщать, передавать и распространять опыт в
области информатизации образования, полученный в рамках
87
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Проекта, включая опыт разработки программ информатиза
ции регионально муниципального и школьного уровня, опыт
реальной педагогической практики использования цифровых
образовательных ресурсов в учебном процессе, опыт исполь
зования ресурсов ИКТ в управлении образованием.
Количество участников семинаров определяется в соответст
вии с количеством учителей в регионе. Так, от каждого района
принимают участие от 1 до 5 педагогов из прикрепленных к
ММЦ образовательных учреждений и по 1 методисту ММЦ.
Периодичность проведения семинаров — 2 раза в год (канику
лярное время: июль—август и январь). Длительность каждого
мероприятия — 7 дней.
Каждое мероприятие фиксируется для участников как 36 часо
вой модуль обучения. Количество участников одного меро
приятия — от 50 до 100 человек. Необходимо засчитывать эти
часы участникам региональных семинаров как модуль курсов
повышения квалификации в области применения ИКТ в обра
зовательном процессе с накоплением часов до 72 и дальней
шей аттестацией педагогов по итогам обучения за весь период
Проекта.
Все мероприятия летних и зимних школ фиксируются техни
ческими специалистами РКЦ с помощью аудиовидеоресурсов
и формируются как учебно методические материалы для
использования в работе с ММЦ и для формирования реги
онального учебно методического хранилища на сайте инфор
мационной методической службы в РКЦ.
Проведение муниципальных выставок конференций
Муниципальные выставки конференции проводятся на базе
ММЦ для межшкольного обмена опытом в рамках Проекта.
Цели — определение приоритетных направлений развития
школьных программ информатизации, выработка рекоменда
ций по их реализации на основе функционирования регио
нальной системы ММЦ и презентация образовательных проек
тов в районе.
88 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Необходимо организовывать эти мероприятия в виде «Дня
открытых дверей» один раз в год (март — май) начиная с 2005
года. Длительность мероприятия — 1 день, количество
участников одного мероприятия — до 100 человек (по одному
представителю от учреждений общего образования и УНПО,
прикрепленных к ММЦ). Основной состав участников — спе
циалисты органов управления образованием, директора и
методисты учреждений общего образования и УНПО. Конфе
ренция должна включать в себя подготовку и оформление
стендов для отражения достижений в области информати
зации образования в районе, включая презентации программ
информатизации ОУ и УНПО.
Каждый ММЦ в регионе должен отражать на выставочных
стендах в рамках конференции «День открытых дверей» одно
из направлений в области информатизации общего образо ва
ния во взаимосвязи с начальным профессиональным обра зо
ванием. Требуется привлекать оборудование предметных ка
бинетов ММЦ для демонстрации на основе использования в
учебном процессе УМК и дополнительного оборудования,
подключаемого к компьютеру, возможностей новых образова
тельных технологий по различным предметным областям зна
ний и профилям обучения системы общего и начального про
фессионального образования. В соответствии с комплекта ци
ей модулей ММЦ в каждом ММЦ имеются аудиовидеомон
тажный комплекс и технический кабинет. В БММЦ имеется
также предметный кабинет с комплектом датчиков и изда
тельский комплекс, в РММЦ — несколько предметных каби
нетов по профилям обучения. Эти ресурсы должны быть мак
симально задействованы в мероприятиях выставки кон фе
ренции «День открытых дверей» в целях демонстрации педа
гогического мастерства на основе использования УМК и ИКТ.
Проведение муниципальных семинаров (мастер классов)
Муниципальные семинары предназначены для представления
опыта предметных команд директоров, учителей, методистов
школ и специалистов УНПО по использованию ИКТ в учеб
89
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

ном процессе. Они проводятся на базе ММЦ в форме мастер
классов. Мастер класс включает в себя открытые уроки, знако
мящие с опытом реальной педагогической практики, и «круг
лые столы», на которых анализируется и обобщается такой
опыт, педагогические мастерские, где происходит обмен опы
том педагогов и директоров образовательных учреждений с
демон страцией элементов инновационной работы и ее отра
жения в программах информатизации образовательных уч
реждений.
Периодичность проведения семинаров — один семинар в квар
тал. Количественный состав участников — по 3 человека от каж
дого учреждения общего и начального профессионального обра
зования. Учебные группы комплектуются по предметным облас
тям общего образования и темам секций в количестве
12—25 человек. Число групп рассчитывается по количеству уч
реждений образования. В случае необходимости предусмат рива
ется оплата проезда и проживания членов групп за счет на прав
ляющей стороны. Число групп одного мастер класса определяет
ся исходя из количества учителей, прикрепленных к ММЦ.
Продолжительность мастер класса — 3 дня (рекомендуется
использовать и выходные дни), что составляет 18 учебных ча
сов. Координирует и планирует тематику и расписание мастер
классов на весь год РКЦ совместно со всеми ММЦ в регионе.
Каждое мероприятие фиксируется для участников как 18 ча
совой модуль обучения по схеме накопительного обучения.
Необходимо засчитывать эти часы участникам региональных
семинаров как модуль курсов повышения квалификации в
области применения ИКТ в образовательном процессе с на
коплением часов до 72 и дальнейшей аттестацией педагогов по
итогам обучения за весь период Проекта.
Форма организации мастер классов: открытые уроки педаго
гов предметников (специалистов ММЦ), презентация лучших
курсовых работ учителей (слушателей курсов повышения ква
лификации на базе ММЦ), лучших образовательных проектов
и технологий, проектов программ информатизации образо
вательных учреждений, лучших инновационных проектов,
90 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

разработанных в рамках конкурсов педагогических инициатив
педагогическими коллективами и авторскими коллективами
учителей, передача опыта реализации этих инновационных
проектов и образовательных технологий в рамках соответ
ствующих учебных секций семинара.
Все мастер классы фиксируются техническими специалиста
ми ММЦ с помощью аудиовидеоресурсов и оформляются как
учебно методические материалы для использования в работе
ММЦ и для формирования муниципального учебно методи
ческого хранилища в рамках информационной методической
среды на сервере ММЦ.
Проведение учебных семинаров в ММЦ
В ММЦ регулярно проводятся следующие виды однодневных
учебных семинаров в объеме 6 часов каждый для различных
целевых групп:
• для педагогов предметников учреждений общего образо
вания и мастеров производственного обучения учреждений
начального профессионального образования по вопросам
использования УМК,
• по ознакомлению завучей и методистов учреждений об
щего и начального профессионального образования с новы
ми поступлениями УМК, медиатеки и дистанционными
курсами,
• для специалистов органов муниципального управления
образованием и директоров прикрепленных к ММЦ обра
зовательных учреждений.
Учебные семинары для педагогов предметников учреждений
общего образования и мастеров производственного обучения
учреждений начального профессионального образования по
вопросам использования в учебном процессе разработанных в
рамках Проекта учебно методических комплектов регулярно
организуются на базе ММЦ один раз в неделю с сентября 2006
года по апрель 2008 года. Количественный состав групп слу
шателей — по 25 человек. В проведении семинаров участвуют
методисты ММЦ, прошедшие соответствующее обучение на
91
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

базе РКЦ по вопросам использования в учебном процессе УМК,
которые поставляются РКЦ в ММЦ в процессе реализации
Проекта.
Учебные семинары по ознакомлению завучей и методистов
учреждений общего и начального профессионального образо
вания с новыми поступлениями медиатеки, УМК и дистанцион
ными курсами, в том числе для УНПО, проводятся с 2006 года
по май 2008 года с периодичностью один раз в квартал. От
каждого учреждения общего и начального профессионального
образования приглашается по одному человеку. В семинарах
участвуют методисты медиатеки ММЦ и методисты ДО.
Учебные семинары для специалистов муниципального упра
вления образованием и директоров прикрепленных к ММЦ
образовательных учреждений проходят по предоставленным
НФПК программам СПКМП на базе ММЦ ежегодно в сог
ласованные с учреждениями общего и начального профессио
нального образования муниципальных образований сроки не
реже одного раза в год.
Организация накопительного обучения
Для организации накопительного обучения целесообразно
ввести зачетную книжку учителя, утвержденную РКЦ, где
фиксировать все часы участия в учебных семинарах в течение
учебного года и зачеты по итогам семинара (реферат, доклад,
проект). По результатам участия в серии семинаров следует
предложить педагогу по накоплению им 72 часов обучения
и при наличии всех зачетных работ пройти итоговую аттеста
цию в ММЦ.
В рамках накопительного обучения следует засчитывать учеб
ные модули участникам муниципальных и региональных семи
наров (летних и зимних школ, мастер классов, семинаров по
вопросам использования УМК в учебном процессе) при на
коплении ими до 72 часов и проводить дальнейшую аттестацию
педагогов по итогам обучения. Для этого целесообразно по
зачетной работе после каждого семинара формировать раздел
92 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

курсовой работы педагога для ее защиты в качестве итоговой
аттестации. Форму итоговой аттестации предлагается согла
совать с РКЦ. Например, это может быть доклад на конферен
ции, презентация на выставке «День открытых дверей»,
учебно методические материалы, предложенные педагогами
для ММЦ и отобранные для сайта информационной методи
ческой службы РКЦ как имеющие практическую ценность.
Рекомендации по организации конкурсов педагогических
инициатив
В деятельности РКЦ предусмотрены консультационные услу
ги по поддержке педагогических инициатив в области инфор
матизации образования в форме проведения конкурсов среди
инновационных образовательных проектов, которые должны
проводиться РКЦ с 2005 го по 2008 год.
Тематика конкурсов представлена двумя направлениями:
1. Поддержка педагогических инициатив отдельных педа
гогов и групп педагогов в области информатизации общего
и начального профессионального образования.
2. Поддержка инновационных сетевых проектов коллекти
вов образовательных учреждений, направленных на расши
рение доступа обучающихся к конкурсам и олимпиадам на
основе использования ИКТ.
В каждом конкурсе может быть предусмотрено несколько ло
тов. В рамках тем конкурсов, представленных НФПК, регион
самостоятельно решает, на какие лоты и в каком количестве из
предложенного перечня лотов будут объявлены конкурсы,
соответственно перераспределяя средства между лотами, отве
денные под конкретный конкурс, в случае изменения коли
чества лотов. По каждому конкурсу и лотам в нем РКЦ должен
разработать и согласовать с НФПК условия проведения
конкурса и технические задания к каждому лоту, включая
перечень услуг, требования к исполнителю, сроки выполнения
и объемы финансирования услуг.
93
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Участниками конкурсов могут являться учреждения образо
вания, а также инициативные педагогические группы и/или
отдельные педагоги — авторы образовательных проектов.
Победители финансируются в рамках индивидуальных/кол
лективных договоров из средств РКЦ на оказание ими кон
сультационных услуг.
Конкурсы объявляются в соответствии с календарным планом
два раза в год — в марте и августе, начиная с августа 2005 года
и заканчивая мартом 2007 года, чтобы итоги реализации ин
новационных проектов, выполняемых по результатам конкур
сов, были подведены не позднее марта 2008 года.
Продолжительность реализации педагогической инициативы
по различным лотам предусматривается от одного года до двух
лет и определяется условиями конкретных конкурсов,
сроками мероприятий в рамках реализации инновационных
проектов и временными границами учебного года.
В процессе реализации педагогических инициатив РКЦ пре
доставляет всем исполнителям инновационных проектов
имеющееся в системе ММЦ необходимое программное обес
печение и коллекцию цифровых образовательных ресурсов,
сформированную в рамках Проекта. Специалисты ММЦ
предоставляют свои ИКТ ресурсы и доступ к сети Интернет,
а также оказывают необходимую консультационную
поддержку исполнителям.
Все результаты выполнения инновационных проектов пред
ставляются в форме докладов исполнителей на региональных
конференциях (март, сентябрь), проходят процедуру сдачи
приемки в РКЦ и после этого размещаются на сайте РКЦ.
Ответственность за сохранность, организацию доступа
пользователям и дальнейшего сопровождения результатов
реализации проектов авторами несут специалисты РКЦ.

14 «Приоритетные направления педагогических ини
циатив»
94 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Рекомендации по информационной поддержке и организации
мониторинга функционирования системы ММЦ региона
Проекта
Информационная методическая среда системы ММЦ (ИМС)
предназначена для организации единого информационного
пространства для РКЦ и всех ММЦ в регионе Проекта с даль
нейшим охватом всех образовательных учреждений общего и
начального профессионального образования.
ИМС разрабатывается и устанавливается отобранной НФПК
организацией в каждом РКЦ. ИМС вводится в эксплуатацию
в январе 2006 года. При этом предусматривается обучение
специалистов РКЦ процедурам эксплуатации программных
инструментов ИМС на базе РКЦ. К таким специалистам
относятся системный администратор, инженер программист,
инженер администратор баз данных, методисты дистанцион
ного обучения РКЦ (всего 5 человек). В рамках данного
технического задания в РКЦ проводятся регулярные
семинары, на которых эти подготовленные специалисты РКЦ
обучают использованию программных инструментов ИМС
специалистов ММЦ: инженера — системного администратора
и методистов ДО.
ИМС обеспечивает методическую поддержку педагогов ре
гиона в сети Интернет, реализует свободный доступ к регио
нальному учебно методическому хранилищу, размещенному
на сервере РКЦ, и доступ к каталогу национальной общедос
тупной коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Методическое обслуживание ИМС осуществляют методисты
дистанционного обучения центров. Они проводят ежедневные
сетевые консультации с помощью инструментов ИМС для всех
педагогических работников региона и учащихся. Специалисты
РКЦ организуют наполнение регионального учебно методи
ческого хранилища ИМС разработками в области педагоги
ческих инициатив в течение всего Проекта.
Средствами ИМС должно обеспечиваться межрегиональное
взаимодействие всех ММЦ, в том числе в рамках участия ре
95
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

гиона в видеоконференциях, презентации материалов всех
региональных и муниципальных конференций и семинаров.
Они отображаются в ИМС с помощью новостной ленты, тема
тических форумов, путем представления результатов деятель
ности мастер классов, летних и зимних школ, а также публи
каций и интервью для СМИ. Силами инженеров РКЦ и ММЦ
совместно с педагогами и методистами регулярно осуще
ствляется подготовка и размещение в ИМС указанных
презентаций и материалов в соответствии с календарным
планом проведения соответствующих мероприятий.
ИМС обеспечивает информационное взаимодействие с НФПК
по результатам мониторинга функционирования системы ММЦ
и реализации Проекта в регионе. Для этого в ИМС от НФПК
передаются электронные формы содержательных и финансо
вых отчетов для РКЦ и ММЦ и инструменты их обобщенного
представления в соответствии с перечнем форм отчетов ММЦ.
Методистами дистанционного обучения и методистами по ИКТ
во всех ММЦ осуществляется сбор мониторинговой информа
ции по индикаторам эффективности Проекта в регионе с
помощью компьютерных форм тестирования педагогов и
учащихся по ИКТ компетентности, анкетирования и регистра
ции программ информатизации образовательных учреждений.
Сбор мониторинговой информации проводится в рамках
функциональной нагрузки указанных методистов. Специалис
тами РКЦ осуществляется объединение и передача в НФПК
мониторинговой информации по региону (Таблица индикато
ров эффективности реализации Проекта в регионе) в соответ
ствии с графиком отчетности.
Минимальное количество тестируемых учащихся в одном
потоке по ИКТ компетентности ежегодно должно составлять
не менее 4500 учащихся во всех регионах проекта. Рекомен
дуется проводить тестирование в 2—3 потоках за год.
Таблица распределения количества тестируемых учащихся по
ИКТ компетентности в одном потоке по регионам Проекта
представлена ниже.
96 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Таблица 12
Объем тестирования по ИКТ компетентности 9 классников в
одном потоке.
Количество тестируемых
от РММЦ от БММЦ от ЭММЦ учащихся
по 3 группы по 2 группы по 1 группе по ИКТ компетенции,
учащихся по 12 чел. в год в каждом регионе
ежегодно
Регион
Республика Карелия 36 72 144 252
Хабаровский край 72 240 96 408
Красноярский край 180 72 540 792
Ставропольский край 288 264 12 564
Челябинская область 540 504 156 1200
Калужская область 108 120 180 408
Пермская область 288 360 240 888

?L L. ?L ? LL ??L ? ?? ? L ?? ? ? ?L ,
??? ?L .
Технологическое обслуживание программных инструментов
ИМС, поддержку базы данных мониторинга функциониро
вания системы ММЦ, а также обеспечение технических
консультаций образовательных учреждений и педагогов,

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign