LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

образования и УНПО к участию в конкурсах по поддержке
педагогических инициатив в области использования ИКТ
в образовательном процессе (в рамках региональных кон
курсов, организованных РКЦ), предоставление техничес
ких ресурсов ММЦ для выполнения инновационных
проектов в рамках этих конкурсов.
65
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ ММЦ

Предоставление образовательных услуг с помощью дистанцион
ных технологий
Услуги ММЦ в рамках этого направления включают в себя:
1) консультационную поддержку дистанционного обучения
по курсам профильного обучения и элективным курсам для
учащихся, а также обучения одаренных детей в заочных спе
циализированных школах; поддержку обучения детей с огра
ниченными возможностями (учебные курсы предостав
ляются НФПК);
2) консультационную поддержку использования педагогами
дистанционных учебных курсов, разработанных в рамках
Проекта;
3) предоставление доступа через интернет к образователь
ным ресурсам федерального и регионального уровней для
всех образовательных учреждений, прикрепленных к ММЦ;
4) поддержка телекоммуникационных образовательных
проектов.
Осуществление мониторинга хода реализации Проекта на уровне
ММЦ, оценка его результативности в муниципальном
образовании
Услуги ММЦ в рамках этого направления включают в себя:
1) подготовку финансовых и содержательных отчетов в
рамках договорной деятельности по Проекту и их согласо
вание с РКЦ;
2) осуществление контроля учета слушателей курсов повы
шения квалификации в области ИКТ и учащихся, дистан
ционно обучающихся по профильным курсам на базе ММЦ;
3) регулярное наполнение и обновление муниципального
раздела базы данных мониторинга Проекта по результатам
анкетирования УО на базе информационной методической
среды, предоставленной РКЦ;
4) проведение мониторинга ИКТ компетентности выпуск
ников 9 х классов учреждений образования, прикреплен
ных к ММЦ.
66 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Осуществление регулярной технической поддержки ММЦ
и образовательных учреждений, прикрепленных к ММЦ
Услуги ММЦ в рамках этого направления включают в себя:
1) организацию профилактических работ оборудования
ММЦ, своевременное обновление программного обеспече
ния;
2) регулярную консультационную помощь образовательным
учреждениям и индивидуальные консультации педагогам
по вопросам технического обслуживания оборудования,
установке ПО.
Освещение опыта функционирования ММЦ
Услуги ММЦ в рамках этого направления включают в себя:
1) организацию ежегодных муниципальных конференций,
направленных на продвижение педагогического опыта и
поддержку инициатив в области использования ИКТ в об
разовательном процессе, а также на продвижение опыта
Проекта в муниципальном образовании, с привлечением
средств массовой информации;
2) организацию участия представителей ММЦ, включая
инициативных педагогов и методистов, в региональных вы
ставках и конференциях в целях освещения опыта реализа
ции Проекта в муниципальном образовании;
3) подготовка материалов для выставки конференции
«День открытых дверей» в РКЦ по результатам реализации
Проекта в муниципальном образовании за год.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
Рекомендации по организации учебно методической работы,
обучению персонала ММЦ и повышению квалификации
педагогов, прикрепленных к ММЦ
Повышение квалификации педагогов в области ИКТ на базе
ММЦ
Обучение педагогов ИКТ компетентности, в том числе педа
гогов предметников, осуществляется с 1 января 2006 года по
67
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

30 апреля 2008 года в соответствии с графиком, подготовлен
ным РКЦ, по 72 часовой программе. Все учебно методические
материалы для осуществления обучения педагогов предос
тавляются в ММЦ от РКЦ по результатам их разработки в
Проекте на федеральном уровне. Общее количество педагогов,
которые должны пройти повышение квалификации в области
использования ИКТ за все время Проекта, определено в Дого
воре. Количество педагогов, проходящих повышение квали
фикации в течение одного года, определяется РКЦ и согла со
вывается с НФПК при составлении ежегодного бюджета РКЦ.
Количество обучаемых в ММЦ педагогов рассчитывается по
формулам, указанным в таблице с учетом процентного распре
деления по годам и в соответствии с параметрами региона, где:
К — коэффициент прикрепленных педагогов к ММЦ, кото
рый вычисляется как отношение количества прикрепленных
к ММЦ педагогов к общему количеству педагогов в регионе;
У— плановое количество обученных педагогов в регионе за
весь период реализации Проекта.
Таблица 6
Планируемое количество обучаемых в ММЦ в год
Код ММЦ 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Х ммц= К*У*43% Х ммц= К*У*43% Х ммц= К*У*13%

Всего за год:

9 «Планы обучения педагогов в регионах проекта на
2005—2008 годы»
Обучение педагогов УО и УНПО, прикрепленных к ММЦ,
осуществляется на базе ММЦ без отрыва от работы в рамках
методического дня, еженедельно предоставляемого педагоги
ческим работникам, и субботних дней. Занятия проводятся в
соответствии с графиком обучения, согласованным с РКЦ,
и расписанием занятий в ММЦ. В соответствии с установлен
ным графиком обучения и расписанием занятий в ММЦ на
учебный год требуется согласовать с директорами учреждений
общего и начального профессионального образования, прикреп
68 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

ленных к ММЦ, предоставление методических дней педаго
гам, проходящим повышение квалификации на базе ММЦ.
По итогам повышения квалификации педагогов по ИКТ ком
петентности РКЦ организует на базе ММЦ аттестацию
слушателей.
Формы очных учебных занятий, предусмотренные в центрах:
• теоретическое занятие (лекция, семинар, презентация,
в том числе проводимые в рамках конференций и выставок);
• практикум (лабораторная работа, занятия в рамках
мастер класса, консультация, в том числе сетевая);
• контрольное занятие (зачет, курсовая работа, защита про
екта, открытый урок в рамках мастер класса или летних и
зимних школ, доклад на конференции, материалы для стен
дов выставок).
Продолжительность учебных занятий составляет:
• одна учебная смена — 6 часов;
• две смены работы — 1 я (8.30—13.00), 2 я (14.00—18 30).
Нагрузка на одну ставку преподавателя ММЦ должна состав
лять не более 72 часов в месяц.
В процессе обучения количественный состав слушателей дол
жен определяться следующим образом:
• группа — 24 слушателя для проведения лекционных
(аудиторных) занятий;
• подгруппа — 12 слушателей для проведения практичес
ких работ;
• бригада — 4—6 слушателей для подготовки курсовых и
проектных работ.
Программы обучения педагогов базовой ИКТ компетентности
передаются в ММЦ из РКЦ. Обучение осуществляют препода
ватели ММЦ, которые прошли повышение квалификации по
72 часовой программе в РКЦ на первом этапе выполнения
Проекта.
10 «Примерные нормы времени для расчета объема учеб
ной работы»
69
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Организационные модели повышения квалификации в ММЦ
Выбор моделей проведения занятий осуществляет ММЦ и со
гласует с РКЦ в соответствии с планами по количеству обу
ченных в ММЦ за год.
Модели обучения могут быть следующими:
1. Модель погружения с отрывом от работы. Обучение про
водится по курсу 36 или 72 часа (см. летние и зимние школы).
Можно проводить обучение один раз в год, например, в ка
никулярное время (каникулярная сессия на 72 часа). Такая
форма целесообразна для региональных координационных
центров и потоков, когда большую часть слушателей состав
ляют специалисты из удаленных территорий, администра
тивные работники и управленцы.
2. Распределенная модель (занятия проводятся регулярно по
расписанию — 1—2 раза в неделю в течение года). Для
слуша телей, которые могут обучаться без проживания, при
этом рекомендуется использовать транспортное средство
ММЦ. Рекомендуется устанавливать часы обучения либо
после уроков, с 14 часов, либо рекомендовать директорам
школ для слушателей, направляемых в ММЦ на обучение,
выделить единый методический день.
3. Накопительная модель. Рекомендуется проводить обуче
ние без отрыва от работы в сессии выходного дня. При этом в
ММЦ необходимо обеспечить работу точки питания. Для уда
ленных слушателей также возможно организовать проживание.
4. Дистанционная модель обучения с очной сдачей зачетных
и итоговой работ. Для слушателей, имеющих интернет
ресурс по месту работы.
Формы организации учебной деятельности в кабинетах РКЦ
и ММЦ

Организация индивидуальной формы обучения в кабинете ИКТ
Эта модель предусматривает реализацию индивидуальной
формы обучения (с возможным делением обучающихся на
группы) в кабинете ИКТ в рамках одного занятия.
70 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

При использовании компьютерного кабинета обучающиеся
должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабине
те, утвержденных руководителем образовательного учрежде
ния. Инструктаж проводит ответственный за кабинет.
Компьютерный кабинет обычно оборудуется по такой схе
ме: одно рабочее место учителя и 10—12 учебных рабочих
мест, а также может использоваться 1 сервер для поддерж
ки локальной сети образовательного учреждения. Допол
нительное оборудование: принтер, сканер, медиапроектор,
цифровое оборудование, а также выход в интернет, локаль
ная сеть.
Занятия в кабинете ИКТ должны способствовать формирова
нию умений:
• встраивания средств ИКТ в профессиональную деятель
ность;
• формирования информационной обучающей среды в
рамках предмета, методического объединения, межпред
метной информационной среды, на основе имеющегося
информационного пространства школы, района, города и
т.д. в зависимости от уровня центра и характера решаемых
задач;
• организации взаимодействия с учебными заведениями
различных типов;
• построения электронных версий уроков с использованием
периферийного оборудования, медиатеки, сетевых инфор
мационных ресурсов, учебных материалов нового поколения
на различных носителях.
В кабинете ИКТ используются следующие формы учебных
заданий:
• практические работы по отдельным темам курса. Препо
даватель демонстрирует экранные приемы работы. Способы
подачи материала могут быть различными в зависимости от
тематики, творческой инициативы преподавателя, но схема
проведения практического занятия также носит обучающий
характер для слушателей, т.к. это станет моделью их педаго
71
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

гической деятельности. Обязательным требованием при
проведении занятий является пользование медиатекой и
обучение навыкам встраивания ее возможностей в учебную
деятельность;
• индивидуальные задания по освоению программного
средства. Слушатели выполняют учебно тренировочные
задания;
• индивидуальные задания по проектированию урока или
каких либо других видов учебной деятельности (организа
ция педагогического совета, семинара и т.д. — в зависимости
от категории слушателей) на основе имеющейся медиатеки:
конструирование видеоряда урока, использование готовых
шаблонов с их последующим заполнением, создание соб
ственных шаблонов урока, конструирование собственных
информационных объектов;
• опрос, демонстрация и обсуждение выполненных индиви
дуальных и проектных заданий с использованием экранных
представлений, дискуссия;
• защита проектных, курсовых, дипломных работ;
• дистанционное обучение: подготовка и отправка заданий.
Формирование учебных групп производится в соответствии
с их категорией: учителя предметники, муниципальные мето
дисты, администраторы школ, библиотечные работники, мето
дисты ММЦ, работники органов управления образованием.
Для поддержания учебного процесса привлекается лаборант,
который заблаговременно осуществляет установку подобран
ного к уроку методического материала, рассылку методических
и учебных материалов, практических заданий по рабочим
станциям и на рабочее место преподавателя.
Установленное программное обеспечение должно поддержи
вать функции контроля и оценивания качества выполняемой
работы преподавателем, а также средства самооценки и анали
за качества процесса обучения для внесения коррективов на
этапе внедрения методики преподавания с различными кате
гориями слушателей.
72 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Бригадная форма обучения в медиакабинете центра
Для групповой/бригадной формы обучения (проектная форма)
возможно организовать компьютерную поддержку занятий
в медиакабинете, мастерской, предметном кабинете.
Медиакабинет представляет собой кабинет, снабженный 3—7
компьютерами, подключенными в локальную сеть, имеющий
стационарный медиапроектор, возможно, с выходом в интернет
и наличием веб камеры на каждом компьютерном рабочем
месте для организации видеоконференций как в локальной
сети образовательного учреждения, так и с удаленными поль
зователями. Такой кабинет является современным аналогом
читального зала компьютеризированной библиотеки и может
быть оборудован именно в читальном зале образовательного
учреждения. В медиакабинете необходимо предусмотреть и
традиционные рабочие учебные места — учебные столы, стел
лажи для раздаточных настольных пособий.
В медиакабинете рекомендуется организовать обучение с по
мощью метода проекта. Для этого группа делится на целевые
бригады по 2—4 человека, для которых предусматривается
рабочая зона: 2 учебных стола, 1 компьютерное рабочее место,
настольные пособия и дополнительное цифровое оборудо
вание (видео и фотокамеры, сканер, графический планшет,
музыкальная клавиатура, датчики для исследовательских и
измерительных целей и пр.) Работа за компьютером в бригаде
регулируется проектным заданием, определяющим чередова
ние компьютерной и настольной деятельности обучающихся.
Медиакабинет предназначен для формирования и обеспече
ния свободного доступа к учебным материалам нового поколе
ния, предусматривает организацию такого доступа к интернет
ресурсам учебного назначения, медиаресурсам и видеомате
риалам учебного назначения с помощью специального обору
дования.
Использование медиатеки играет ключевую роль в обучении
педагогов предметников и требует регулярного консультиро
вания.
73
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Для успешности встраивания возможностей медиатеки в пред
метную деятельность необходимо овладение определенными
компетенциями. Среди них:
1) умение определять свои информационные потребности,
2) знание возможных источников информации,
3) навыки поиска и получения информации,
4) умение оценить и отобрать информацию,
5) умение комплексно использовать учебную информацию,
6) навыки использования электронных каталогов и готовых
программных средств.
Встраивание медиатеки в учебный процесс требует овладения
новой методикой преподавания, включающей:
1) методы применения новых информационных техноло
гий поиска, передачи и организации информации,
2) способы работы с различными носителям и видами ин
формации,
3) способы использования и создания учебных материалов
на основе применения цифрового оборудования,
4) методы организации ресурсов медиатеки для проведения
уроков, телеконференций, исследовательских работ,
5) способы поиска информации в сетевых ресурсах,
6) приемы использования компьютерного и презентацион
ного оборудования,
7) способы и формы сетевого взаимодействия с коллегами
через ресурсы Интернета и локальной сети.
Для проведения занятий в медиакабинете работает методист,
оказывающий помощь при поиске информации, в том числе в
интернете по вопросам организации и структурирования
учебного материала. Функции таких консультантов выполняют
методисты медиатеки и методисты предметники.
Методист медиакабинета должен владеть профессиональными
навыками и уметь:
1) работать в поисковых системах,
2) вести электронный архив,
3) работать с экспертной анкетой,
74 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

4) выполнять целевой заказ по поиску и подбору образова
тельных ресурсов,
5) анализировать и эксплуатировать электронные учебные
пособия.
Мастерские и предметные кабинеты
Назначение: организация обучения и демонстрация использо
вания средств ИКТ в учебной деятельности (в том числе в
форме открытых уроков) по различным направлениям:
1. Издательский комплекс: учителя филологии, истории,
МХК, заместители директора по воспитательной работе
(мини издательство, пресс центр);
2. Аудиовидеомонтажный комплекс: музыкальные работ
ники, заместители директора по воспитательной работе, ди
зайнеры, координаторы ИТ, методисты, учителя информа
тики (сайт, тематические сайты, архив мероприятий образо
вательного учреждения);
3. Мастерская эстетического цикла — кабинет ИКТ в режиме
использования графического планшета: учителя ИЗО;
4. Естественно научный кабинет— кабинет ИКТ с
цифровыми микроскопами: учителя биологии (учебная
исследовательская деятельность).
Открытые уроки возможно проводить как с аудиторией
учащихся во время урочного расписания в образовательном
учреждении, так и с аудиторией слушателей курсов — педаго
гов. Такие уроки позволяют организовать работу методистов и
учителей совместно со специалистами в области педагоги
ческого проектирования на базе творческих мастерских и пред
метно ориентированных компьютерных кабинетов, имеющих
специализированное оборудование для использования ИКТ
в предметной деятельности.
Фронтальная форма организации обучения в медиалектории
Для реализации фронтальной формы обучения (лекции) воз
можно организовать занятия в интеграции с предметами на базе
лектория, оборудованного одним компьютером с CD/DWD
75
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно —
медиапроектором с настенным экраном или цифровой па
нелью, подключенной к компьютеру. Дополнительно данный
компьютер должен быть подключен в локальную сеть обра
зовательного учреждения, имеющего выделенный сервер под
медиатеку и выход в интернет.
Работа в лектории проходит в режимах:
• докладчик — слушатели (лекция),
• докладчики — слушатели (дискуссия, обсуждение, кон
ференция, защита проекта, мастер классы по передаче
опыта и т.д).
Обучение в этом случае проводится для потока слушателей
(от 25 до 50 человек).
Преподаватель должен владеть базовыми навыками работы с
компьютером и презентационным оборудованием: уметь поль
зоваться образовательными ресурсами медиатеки образова
тельного учреждения и централизованного внешнего
хранилища, иметь представление о работе на компьютере с
презентацион ными программными средами, с интернетом,

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign