LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. все системы нелинейные и открытые
2. механизм функционирования - самоорганизация и саморазвитие
3. хаос выполняет конструктивную роль в процессе самоорганизации, разрушая, он строит, строя, он разрушает
4. система способна обмениваться энергией, информацией со средой
5. система удалена от точки равновесия
6. неравновесность системы может привести к изменению ее структуры
7. для жизнедеятельности саморегулирующихся систем большое значение имеет неустойчивость и случайность
8. новое появляется с одной стороны как непредсказуемое и в то же время оно запрограммировано в виде возможных путей развития
9. системе нельзя навязать то, что противоречит ее логике
10. управлять системой можно в случае, когда внешнее влияние согласуется с логикой системы
11. замкнутость системы препятствует ее развитию, приводит к эволюционному тупику
Методы: диалог, метод сценарного мышления (мозговой штурм). Методы направлены на преодоление стереотипов мышления, культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности.
Парадигмы воспитания:
Парадигма социального воспитания - ориентируется на приоритет социума в воспитании человека, ее сторонники предлагаю кооректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социкультурного окружения воспитанников (Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Фурастье, П.Бурдье).
Биопсихологическая парадигма - признают важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно признают независимость индивида от влияний последнего (К.Роджерс, А.Медичи, Р.Галь).
Парадигма диалектической взаимосвязи социального и биологического (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
Типы воспитания
- первый тип воспитания в первобытном обществе - высокая эффективность, соответствие цели, средств, результатов воспитания. Воспитывала сама жизнью. Воспитание было сопряжено с борьбой за выживание.
- второй тип воспитания детерминирован общественным разделением труда
+ дальневосточный тип воспитания - Китай, Карея, Япония. Почтительное отношение к старшим, стремление к достойному образу жизни, ориентация на бесконечное самосовершенствование, стремление к добродетели, высок престиж образованности, культ образования. Воспитание носит семейно- сословный характер.
+ южноазиатский тип воспитания - Индия. Общинный уклад жизни и кастовая организация общества. Воспитание на основе трех обязательств - перед богом, перед мудрецами, перед предками. Суровое воспитание и самовоспитание помогает человеку преодолеть его природу и слиться с божественным абсолютом, то есть достичь нирваны. Воспитание не является всесильным, многое зависит от природы, сословной принадлежности (брашманы - интеллект, кшатрии - сила и мужество, вайшьи - трудолюбие итерпение, шудры - покорность)
+ ближневосточный тип воспитания - ислам. Человек - слуга аллаха. Воспитание должно культивировать добродетели - единство слова и дела, послушание, исполнение религиозных обязанностей и общепринятых норм поведения. Ограничение индивидуальной свободы и независимости мышления, самостоятельности в различных жизненных сферах.
+ западная цивилизация - зародилась в эпоху античности. Спарта - общественное и военно-физическое воспитание. Афины - всестороннее и гармоничное развитие личности. Рим - гражданский и политический характер воспитания, риторическое образование. Византия - самопознание и самосовершенствование, светское и книжное образование. Сегодня: ценностно-рациональный характер обучения и воспитания, ориентация на развитие воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческих начал, гармоничные отношения с социумом.
Виды воспитания по институцианальному признаку:
- семейное воспитание
- школьное воспитание
- внешкольное воспитание
- конфессиональное воспитание
- воспитание по месту жительства
Виды воспитания по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками:
- авторитарное воспитание - основано на признании единой истины, транслятором которой является взрослый, на принуждении, единоначалии. Основные методы воспитания - приказы, требование, упражнение, строгий контроль, инициатива не поощряется или поощряется редко. Постоянно усиливается роль процедур и правил. Присутствует гиперопека. Позиция взрослого - позиция отца, позиция командующего.
- демократический стиль - полномочия распределяются между педагогом и воспитанниками. Воспитанник имеет возможность высказывать свое мнение, делать самостоятельный выбор. Основные методы воспитания - просьба, совет, рекомендации, контроль и саомконтроль. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Позиция взрослого - равный среди равных, первый среди равных.
- либеральный стиль - позиция невмешательства, отсутствие активного участия педагога в управлении процессами обучения и воспитания. Педагог является промежуточным звеном между администрацией и детьми, ожидает указаний сверху. Основные методы воспитания - уговоры. Низкая требовательность и слабая ответственность педагога за результаты воспитания.
- попустительский стиль - равнодушие педагога или гипертрофированная любовь к ребенку (полная свобода действий). Воспитанникам дается полная свобода действий, без каких - либо ограничений.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в чистом виде. Чаще имеют место смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический. Педагог может использовать различные стили руководства в зависимости от ситуации. Однако у каждого педагога в процессе многолетней практики формируется свой индивидуальный стиль отношений с воспитанниками.
Модели воспитания:
1. Идеализм - предполагается создание такой среды, которая способствовала бы расцвету заложенных в душе вечных идей, что определяет развитие совершенной личности. Роль воспитания - помощь воспитаннику в открытии высшего мира идей. Воспитание обеспечивает восхождение человека от природного к духовному. Необходим высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия педагога и воспитанника. Мастерство педагога в раскрытии потенциала человеческой души. Песталоцци - осознание воспитанником себя как самоценности, Фребель - развитие ребенка есть одухотворение физического существования, Гербарт - .цель воспитания рассматривал как гармонию воли и этичесикх явлений.
2. Реализм - подразумевает передачу воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, всего того, что необходимо в жизни, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности. Имеет место рационалистический подход к воспитанию, не признается иррациональность поведения человека.
3. Прагматизм - цель воспитания - научить решать реальные жизненные проблемы, способствовать накоплению жизненно необходимого опыта. Процесс воспитания должен приучить воспитанника активному поику путей улучшения своего благосостояния. Крайнее выражение философии прагматизма проявляется в воспитании жестких прогматиков и индивидуалистов.
4. Антропоцентризм - человек понимается как открытая система, которая изменяется соразмерно изменениям мира. Нет предела развитию возможностей человека. Воспитание должно способствовать самосовершенствованию личности. Педагог оказывает помощь воспитаннику в его саморазвитии и обретении индивидуальности, творческих проявлениях.
5. Социоцентризм - воспитание ориентировано на выполнение социального заказа. Во главу угла ставятся социальные ценности (ценности семьи, религиозные ценности, национальные ценности, общественные ценности), а все остальные ценности признаются ложными. Примерами могут быть коммунистическая система воспитания (гегемон - класс трудящихся, цель воспитания - воспитание труженика), националистическая система воспитания (нация - высшая ценность, цель воспитания - воспитание достойного представителя нации, готового служить ее интересам).
6. Гуманизм - учет личностных особенностей, помощь становлению и совершенствованию личности. Создание комфортных условий для воспитанников, воспитание в атмосфере доверия, уважения и любви.
7. Свободное воспитание - создание условий свободного выбора способов и средств удовлетворения личностных потребностей, а также выбора жизненных ценностей. Цель воспитания - научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь. Человеческую сущность представляет совершаемый им выбор. Воспитатель должен помочь воспитуемому понять себя, свои потребности и научиться в различных ситуациях согласовывать их с потребностями других людей.
8. Технократическая модель - процесс воспитания строго направлен, управляем, контролируем, технологично организован. В основу воспитания положен алгоритм "стимул - реакция - подкрепление". При таком подходе возможна манипуляция человеком, происходит воспитание человека - функционера.
Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.
Спартанская система воспитания - воспитание сводилось к физическим упражнениям и испытаниям, при фактическом невежестве молодого человека. Цель воспитания - подготовка воина, члена военной общины. До 7 лет воспитание в семье няньками - кормилицами. 7-15 лет - овладение письмом, чтением, закаливание организма (босоножье, сон на холодном полу), аскетический образ жизни, привитие немногословия. В 14 лет - мальчики проходили суровое испытание - посвящение в эйрены - члены общины с предоставлением гражданских прав. 15 - 20 - обучение пению и музыке, ужесточение воспитания - приучали самих добывать еду, потерпевших неудачу в охоте сурово физически наказывали. В 20 лет - посвящение в воины, получение полного вооружения. 20-30 лет - юноша становился постепенно полноценным членом общины.
Афинская система воспитания - цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности, овладение совокупностью добродетелей - семью свободными искусствами - грамматикой, диалектикой, искусством спора, арифметикой, геометрией, астрономией и музыкой). Главный принцип - принцип агонистики (соревновательности в гимнастике, танцах, музыке, словословии). До 7 лет - семейное воспитание. С 7 до 16 лет посещение мусической и гимнастической палестра (школ), где давалось литературное, музыкальное и военно-спортивное образование. 1 16 до 18 лет обучение юношей в гимнасиях. Вершина обучения - обучение в эфебии - общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства
Рыцарское воспитание - пример сословного воспитания. Основа - соблюдение кодекса чести, формирование чувства собственного достоинства, эстетическое, физическое развитие. Предполагалось развитие жертвенности, послушания одновременно с личной свободой, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение кодекса чести. В процессе воспитания ребенка приобщали к семи рыцарским добродетелям - владению копьем, фехтованием, верховой ездой, плаванием, охотой, игрой в шахматы, пением, игрой на музыкальных инструментах. До 7 лет - домашнее воспитание, с 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) мальчик был пажом при супруге сюзерена и ее придворных, приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 до 21 мальчики становились оруженосцами при рыцарях двора сюзерена. За годы жизни при дворе мальчик должен был освоить начала любви, войны и религии. В 21 год происходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую, нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах.
Воспитание джентльмена (Д.Локк) - воспитательная система ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанников, развитие его личности, становление индивидуальности. Джентльмен - высокообразованный и деловой человек, выходец из высшего общества, образование получает на дому при помощи приглашенных педагогов. Джентльмену присуща утонченность в обращении с людьми, качества дельца и предпринимателя. Составляющие системы воспитания: физическое воспитание, выработка характера и воли; нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, при этом умственное воспитание должно было иметь как теоретическую так и практическую направленность. В качестве воспитательных средств использовались пример, труд, окружение.
Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко реализована в России в период с 1930 по 1980 гг., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель - воспитание человека - коллективиста, для которого общественные интересы всегда выше собственных. 1 этап - низкий уровень развития коллектива, педагог формирует коллектив, он ставит цели деятельности, выбирает ее формы, руководит ею и оценивает ее результат. 2 этап - появляются актив коллектива и лидер группы, управление частично отдается наиболее активным членам группы. Стабилизируется структура коллектива. Развивается саморегуляция и самоорганизация коллектива. Преодолеваются противоречия между коллективом и отдельными учениками, между общими и индивидуальными перспективами развития, между различными группами учащихся. 3 этап - расцвет коллектива, развивается самоуправление. Усиливается значимость общественного мнения для каждого члена группы, ослабляется ведущая роль педагога. Каждый член коллектива предъявляет высокие требования к себе и к товарищам. На всех стадиях развития коллектива складываются традиции - большие (крупные события в жизни коллектива) и малые (будни). Признаки сформировавшегося коллектива - мажор, постоянная бодрость и готовность к действию; ощущение собственного достоинства, гордость за коллектив; дружеское единение членов коллектива; ощущение защищенности каждого члена коллектива; привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах. Педагогические находки А.С. Макаренко - разновозростные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона жизни коллектива, система перспективных линий (завтрашняя радость, перспективы близкие, средние и далекие), принцип параллельного и индивидуального действия.
Основы семейного воспитания
Семейное воспитание - это воспитание детей родителями или лицами их заменяющими.
Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для роста и развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и опыт семейных взаимоотношений.
4. Научить детей полезным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Принципы семейного воспитания:
- гуманность и милосердие;
- вовлеченность детей в жизнидеятельность семьи как ее равноправных членов;
- открытость и доверительность в отношениях;
- оптимистичность взаимоотношений;
- последовательность в своих требованиях;
- оказание помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Правила:
- исключение физических наказаний;
- запрет читать чужие письма и дневники;
- запрет на морализирование;
- не говорить слишком много;
- не требовать немедленного повиновения;
- не потакать и др.
Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко потому, что им рады.
Типы семейного воспитания:
1. по содержанию воспитания, определяющему место воспитанника в обществе:
- гражданское воспитание - воспитание гражданина, человека, отвечающего требованиям определенного общества, его принципам, нормам, правилам;
- светское воспитание - отвечает требованиям изысканного этикета, требования светского общества;
- элитарное воспитание (элита - от фр. elite - наиболее видные представители какой-либо части общества) - воспитание сложившееся в элитном обществе;
- маргинальное воспитание (от лат. marginalis - находящийся на краю) - воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок (на краю, на обочине) основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и традиций, нравственных устоев;
2. по социальному назначению:
- национальное воспитание - воспитание, основанное на национальномопыте, традициях, обычаях и направленное на формирование представителя определенной нации;
- религиозное воспитание - сложившееся в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде;
- интегральное воспитание - основано на межличностном опыте, носящее интегральный характер, сложившийся под воздействием многочисленных факторов среды;
- классовое воспитание - воспитание человека с учетом принадлежности его к определенному классу;
- партийное воспитание - воспитание в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями, идеями;
3. по стилю семейного воспитания, способствующему формированию своеобразия характерологических черт воспитанника, способу взаимодействия между родителями и детьми, выражающемуся в степени взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и в содержании испытываемых друг к другу чувств:
- авторитарное воспитание (от фран. avtoritarie - властный) - воспитание властного человека, не признающего и не прислушивающегося к чужому мнению, с непререкаемым авторитетом;
- анархическое воспитание (от греч. anarhia - безначалие, безвластие) - воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Анархическое воспитание способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, своевольного, хаотичного;
- гуманистическое воспитание (от лат. humanus - человеческий) - воспитание просвещенной, свободомыслящей, человеколюбивой личности;
- демократическое воспитание (от греч. demos - народ, kratos - власть) - воспитание человека, приверженного к общественному, способного отождествлять свою позицию с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
- инфернальное воспитание (от лат. infernalis - находящийся в аду) - воспитание человека, одержимого страстями, демонического;
- либеральное воспитание - воспитание провозглашающее абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий;
- плюралистическое воспитание (плюрализм - проявление в деятельности, в общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок) - воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении, с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям других мнений;
- прагматическое воспитание (от греч. pragma - действие) - воспитание, основанное на практической деятельности, направлено на развитие у человека того, что может пригодиться ему в жизни. Результат воспитания - человек - прагматик: практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в общении и деятельности того, что является полезным для него;
- творческое воспитание (или интеллектуальное, или инновационное воспитание) - воспитание, осуществляемое с учетом индивидуальности воспитанника, основанное на инициативе и творчестве, способствующее саморазвитию;
4. по направленности содержания воспитания:
- духовное - воспитание души, духовной культуры, часто отождествляется с религиозным воспитанием;
- нравственное воспитание;
- политическое воспитание;
- половое воспитание (рестриктивная модель (от франц. restriction - ограничение) - репрессивная модель, характеризуемая минимальной информацией, практикуется, например в Италии; пермиссивная модель - максимальное информирование, практикуется, например в Дании; демократическая модель - умеренная подача информации, практикуется, например, в Польше);
- трудовое воспитание;
- умственное воспитание;
- физическое воспитание;
- художественное воспитание;
- экологическое воспитание;
- экономическое воспитание;
- этическое воспитание.
Основные типы неправильного воспитания:
- безнадзорность, бесконтрольность - родители не занимаются воспитанием детей, последние полностью предоставлены сами себе, часто попадают под влияние дурных уличных компаний;
- гиперопека - жизнь ребенка находится под неустанным бдительным надзором, имеют место приказы, запреты. В результате ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным, не умеет постоять за себя. Нарастает чувство обиды. Часто возникает бунт против родительского насилия, дети сознательно нарушают запреты, убегают из дома. Разновидность гиперопеки - воспитание кумира. Ребенок привыкает быть в центре внимания, формируется завышенная самооценка, эгоцентризм, возникают трудности в общении, отстраненность, изолированность, развивается истероидная акцентуация характера;
- воспитание в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности при внешнем благополучии (по типу Золушки). Л.Н.Толстой: "Нет ничего хуже притворства доброты, притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". У ребенка возникают неврозы, чрезмерная чувствительность, озлобленность.
жесткое воспитание - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе. К.Д.Ушинский писал, что страх является самым обильным источником пороков - жестокости, озлобленности, приспособленчества, угодничества. О физических наказаниях - они вызывают физические, психические, нравственные травмы, ведут к изменениям в поведении ребенка, так у каждого второго физически наказываемого подростка возникают трудности в адаптации, в межличностных отношениях в коллективе сверстников, у этих детей снижен интерес к учебе. Ученые ввели в оборот понятие "синдром опасного обращения с детьми", в разных странах есть пункты правовой ответственности для знавших, но не сообщивших о СООСД. Чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, которые в последствии становятся сами жестокими людьми. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким социальным статусом отца, ущемленными матерями, при материальном неблагополучии;
- воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдывать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или на него возлагаются непосильные, недетские заботы. У ребенка развиваются комплекс гиперответственности, комплекс отличника, появляются навязчивые страхи, повышается тревожность.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений, когда родители с детьми испытывают устойчивую потребность в общении, проявляют откровенность, доверие, чуткость и такт, строят отношения на основе равенства и уважения, родители понимают мир ребенка, учитывают его возрастные особенности.
Показатели родительского поведения (Эйдемиллер):
1. Уровень протекции в процессе воспитания - сколько внимания и времени уделяется воспитанию. Возможны отклонения от нормы - гипопротекция (не уделяется внимание воспитанию или уделяется время от времени) или гиперпротекция.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка как материально -бытовых, так и духовных. Отклонения - потворство - максимальное удовлетворение детских потребностей, когда желание ребенка - закон для родителя, при этом родители оправдывают потворство слабостью ребенка, его исключительностью, желанием дать все то, чего сами были лишены, восполнить недостатки жизни ребенка (например, что растет один или без отца); игнорирование потребностей, особенно духовных, потребностей в любви, физическом контакте, общении с родителями.
3. Количество требований. Требования бывают требованиями - обязанностями (учеба, уход за собой, бытовые обязанности), требования - запреты. Невыполнения требования сопровождается санкциями -осуждением, замечанием и др. Отклонения: чрезмерность требований; повышенная моральная ответственность бытовая или связанная с учебой; недостаточность требований.
4. Количество требований - запретов. Отклонения: чрезмерность (как следствие может быть развитие реакции эмансипации, протест, отвержение авторитетов, сензитивность, психоастеническая акцентуация личности) или недостаточность требований (следствие - гипертимный тип личности или неустойчивый тип личности).
5. Санкции. Отклонения - чрезмерность (жестокость, чрезмерная реакция на незначительные нарушения требований) или минимальность (отсутствие наказаний, сомнения в их результативности, предпочтение поощрению).
6. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена характера взаимоотношений от строго к либеральному, от внимания к безразличию.
Негативные особенности воспитания способствуют формированию невротического типа личности у воспитанников.
Причины неправильного родительского воспитания
1. низкая педагогическая культура родителей - психолого-педагогическое просвещение, разъяснительная педагогическая работа с родителями.
2. отклонения характера и психопатии у самих родителей - при неустойчивой акцентуации характера - пониженный уровень требовательности к ребенку, эпилептоидная акцентуация характера - жесткое воспитание, доминирование родителя, истероидная акцентуация характера - противоречивый стиль воспитания (демонстративная забота и отвержение ребенка при отсутствии зрителей). Стиль доминирования может складываться при сензитивном или конформном типе характера характера. В указанных случаях необходима помощь психолога или психотерапевта. Родителя достаточно легко убедить в неправильности его отношений с ребенком, он легко соглашается заниматься с психологом и психотерапевтом.
3. личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит неосознаваемая потребность родителя, которую тот пытается удовлетворить за счет ребенка. Такие случаи представляют особую трудность для диагностики и коррекции.
Расширение сферы родительских чувств. Характерно для отношений ребенка с матерью. При этом возникает повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Проявляется при нарушении супружеских взаимоотношений: смерть супруга, развод, эмоциональная холодность, несоответствие характеров. Недостаток любви, внимания, заботы, тепла родитель пытается восполнить за счет отношений с ребенком. Отношения с ребенком становятся исключительно важными для родителя. Родитель жертвует собой ради ребенка (отказ от повторного брака), отдает ему всего себя, все свои чувства. В детстве стимулируется развитие у ребенка сильной привязанности к родителю. В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью ребенка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств родителем не осознается, является строго табуированным. Оно проявляется в высказываниях типа "никто не нужен, кроме сына", в противопоставлении идеализированных отношений с сыном и несложившихся отношений с мужем. Такие родители часто осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к избранницам своего ребенка.
Предпочтение в подростке детских качеств. При этом возникает потворствующая гиперпротекция. Наблюдается стремление игнорировать взросление детей, происходит стимуляция развития детских качеств (детской импульсивности, непосредственности, игривости). Такие родители частот говорят о том, что маленькие дети им нравятся больше, чем большие. Рассматривая подростка как еще маленького, родители снижают уровень требовательности к нему, стимулируют развитие инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителя. Возникает потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требовательности к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком. Родитель идет на поводу у ребенка, уступает ему во всем. Типичная для этого случая картина - бойкий, уверенный, решительно требующий подросток и нерешительный, с развитым чувством вины родитель. В такой ситуации часто оказываются родители с личностью психоастенического типа, у которых в детстве были требовательные, эгоцентричные родители. Такой родитель видит в своем ребенке подобное существо - требовательное и эгоцентричное, он проецирует свои чувства к своему родителю на своего ребенка. Для таких родителей характерны высказывания, где они говорят о массе ошибок, совершенных в воспитании ребенка. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят повод уступать им в любой ситуации.
Фобия утраты ребенка. При этом возникает гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). У родителей наблюдается крайняя неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости ребенка, его болезненности. Часто такое отклонение возникает в семьях, где долго не было детей. Другой источник фобии утраты ребенка - перенесенные ребенком длительные и тяжелые заболевания. Родитель или стемиться выполнять все детские капризы (потворствующая гиперпротекция) либо докучно опекает его (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств. При этом возникает гипопротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение. Причина неразвитости родительских чувств - отклонения в характере у родителей (шизоидность), опыт отверженного ребенка у родителя, молодость родителя. Внешнее проявление - нежелание иметь дело с ребенком, непереносимость его общества. На ребенка может перекладываться значительная часть обязанностей в семье (повышенная моральная ответственность) или к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Такие родители часто жалуются на утомительность родительских обязанностей, на то, что ребенок очень часто является для них помехой в жизни.
Проекция собственных нежелательных качеств на ребенка. Чаще наблюдается у отцов. При этом возникает эмоциональное отвержение ребенка, жестокое воспитание. Родитель в ребенке видит личностные черты, которые чувствует, но не признает в себе (агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, несдержанность, склонность к оппозиции). Ведя борьбу с явными и вымышленными качествами личности подростка, родитель получает эмоциональную выгоду - тем самым он уверяет и успокаивает себя тем, что качества гонимые из ребенка ему, родителю, совсем не свойственны. Родители с такими нарушениями часто любят говорить о своей непримиримости к порокам своего ребенка и о том, как они наказывают ребенка за его недостатки. В высказываниях родителя звучит неверие в ребенка, уверенность в его порочности. Причиной такого родительского поведения являются качества личности самого родителя, с которыми он неосознанно борется.
Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Имеет место противоречивый стиль воспитания - соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность выражать открыто недовольство друг другом, ссылаясь на заботу о благе ребенка. Позиции родителей в воспитании при этом диаметрально противоположные - один настаивает на строгости, другой склонен жалеть ребенка. Характерно выражение недовольства воспитательной методой друг друга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько воспитание, сколько просто победа в споре.
Сдвиг в установках родителя к подростку в зависимости от пола последнего. При этом возможны потворствующая гиперпротекция или эмоциональное отвержение. Отношение родителя к ребенку обусловлено теми чертами, которые родитель приписывает "вообще мужчинам" (грубые, неопрятные, агрессивные или наоборот, умные, рациональные, деловые) или "вообще женщинам" (нежные, деликатные, опрятные или наоборот, капризные, взбалмошные, глупые).
Пути преодоления конфликта между родителем и подростком.
При решении конфликта наиболее часто встречаются две ситуации - А) родители подавляют ребенка, то вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду; Б) родители уступают ребенку, испытывая чувство возмущения, бессилия, обиды. Оба эти варианта ведут к тому, что кто-то остается в проигрыше. Возможен и беспроигрышный вариант решения конфликта между ребенком и взрослым.
Первый шаг. Определение проблемы. При этом важно выяснить причины поведения ребенка и взрослого. При этом полезно выслушать ребенка, а потом изложить свою позицию, используя Я-высказывания. Первый шаг надо завершить формулировкой проблемы (например, как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму).
Второй шаг. Совместный поиск возможных вариантов решения, проводится по типу "мозгового штурма", то есть предлагается любая, даже самая абсурдная идея, при этом отсутствует критика предлагаемого.
Третий шаг. Обсуждение и оценка предложенных вариантов. Критерий - насколько предложенное решение удовлетворяет интересам обеих сторон.
Четвертый шаг. Выбор лучшего решения. При этом надо задавать друг другу вопросы: "Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? Каковы недостатки предложенного варианта?". Принятое решение можно зафиксировать письменно, обе стороны подписывают контракт.
Пятый шаг. Определить, как выполнить это решение, что нужно сделать, кто будет нести ответственность за каждый пункт контракта.
Шестой шаг. Оценка того, насколько хорошо намеченный способ действия решает проблему. При этом полезно спросить, исчезла ли проблема, довольны ли вы тем, что сделали.
Воспитательные функции семьи
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
- в семье формируются те качества личности, которые нигде как в семье сформированы быть не могут;
- в семье осуществляется социализация личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Модели семей
- семьи уважающие детей. Родители любят детей, знают об их жизни многое. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают стойкую потребность во взаимном общении. Их отношения строятся на порядочности, откровенности, взаимном доверии, равенстве;
- отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую стараются не нарушать взрослые и дети. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Дети и родители общаются, но их отношения не столь глубоки. Иногда имеют место недостаточная чуткость, душевная тонкость и такт;
- материально -ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Ребенка приучают смотреть на жизнь прогматически. Детей принуждают хорошо учиться для поступления в вуз. Часто, в этом случае, обеднен духовный мир родителей и детей. Интересы детей не учитываются, поощряется лишь выгодная инициативность. Детско-родительские отношения разворачиваются непредсказуемо: или это отношения холодности и отчужденности, или это отношения дружеские, отношения сотрудничества, так как ребенок знает и уверен в благих намерениях родителя;
- враждебные семьи. Неуважение к ребенку, недоверие, слежка, наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу
- антисоциальные семьи. Семья лишь временное, ненадежное пристанище для ребенка, его здесь не любят, не принимают. Родители ведут аморальный образ жизни (пьянство, драки, воровство). Дети из таких семей берутся под опеку государства.
Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье
1. невысокий экономический уровень семьи
2. низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза безработицы, приводящие человека в состояние повышенного нервного напряжения
3. двойная нагрузка на женщину (трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, средний рабочий день женщины -матери, включая выходные составляет 11 часов)
4. высокий процент разводов
5. бытующее мнение о том, что муж лишь помогает жене в воспитании детей
6. увеличение разрыва между семьей и школой (школа должна стремиться гуманизировать отношения с семьей, объединение усилий школы и церкви, координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами, организациями Красного Креста, разработки совместных благотворительно - воспитательных программ)
Рекомендации по воспитанию детей в семье:
1. Следует помнить, что именно родители могут сделать своего ребенка счастливым, так как установка ближайшего круга общения для человека имеет более важную роль.
2. Важно строить свои отношения с ребенком на любви - "власть любимого", то есть те, кого мы любим, имеют над нами власть и могут значительно повлиять на нас.
3. Выдвигать положительные гипотезы, общаясь с ребенком. Вольфган Гете "Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать".
4. Усиление просительного желания уменьшает вероятность отклонений от просьбы. "Делай со мной что хочешь, Братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай бросать меня в терновый куст".
5. Прием вызывания кризиса, сознательное обострение отношений. Применяется в случае, когда родителя не устраивает характер отношений с ребенком.
6. Требуйте от детей того, в чем можете служить им примером сами. Катон Старший: "Великий учитель тот, который выполнит сам то, чему учит". Когда дети подрастут и начнут глубже понимать своих родителей, следует говорить о том, что они должны идти дальше своих родителей. "Учитель воспитай ученика, чтобы учиться у него".
7. Избегайте действия давящего молчания. Молчание становится непереносимо неприятным, появляется чувство униженности, молчание может красноречиво говорить: "Отстань! Уйди!".
8. "Держание в строгости", в строгих рамках дети становятся непредсказуемыми и безопасными. Из посуды без трещин содержимое не вытекает.
9. В воспитании нет мелочей. Можно достичь крупных сдвигов в воспитании через мелочи.
10. Учитывать зависимость от установки, "заданности отношения".
11. Не начинайте там, где вы уже начинали. Расставшись с деревом плод не возвращается на свое место. Ребенок растет, отсекая вчерашние пути влияния на него.
12. Инерция интереса. Можно давать некоторые послабления в начале нового для ребенка дела, а затем постепенно наращивайте требования. Ощущение праздника оказывается стойким и продолжает быть даже тогда, когда исчезает сам повод.
13. Избегать усреднения в восприятии личности ребенка.
14. Собираться семьей за круглым столом. Замечено, что люди, сидящие за круглым столом непроизвольно доброжелательны.
15. Отношения между родителями и ребенком должны быть добрыми. Магическая власть добра и ласки. "Кто не взял строгостью, тот не возьмет и лаской".
16. В семье не должно быть места для мести. О.Уайлд: "Выходя на дорогу мести, не забудь приготовить два гроба, один из которых - для себя". Не мстить, а перевести отношения с ребенка в экономическое русло: не сделал, сделал не так - не получишь.
17. Не морализируйте, не читайте нотаций. Говорите о жизни, рассуждайте, думайте вместе, используйте опыт, притчи, истории.
18. Воспитывайте в ребенке человеческое достоинство, раздувайте гордость. Страх перед позором будет пропорционален стремлению стать лучше. Чем больше человек ценит себя, тем больше он приложит стараний, чтобы стать лучше.
19. Следует периодически устраивать ребенку проверку на прочность. В физике есть принцип Челомея: "Чтобы система была устойчива ее надо время от времени трясти".
20. У человека есть тенденция к оправданию своего поступка. Поэтому следует принимать взвешенные решения, заранее думать о последствиях своих действий.
21. Используйте в практике воспитания зависимость Парето: за первые 20% времени человек достигает 80% результатов, за последующие 80% времени - 20% результатов. Воспитание вдогонку малоэффективно.
22. Плавность и постепенность воспитания. Резкость и натиск - исключительные приемы.
23. Следует помнить, что совет, данный человеку в присутствие других людей, воспринимается им как упрек.
24. С непослушными детьми эффективен прием попадания впросак. Ставьте ребенка в неудобную ситуацию, давайте почувствовать неадекватность его поведения.
25. Дети чувствительны не столько к разумности, сколько к устойчивости. Самые правильные, но разовые воздействия менее эффективны, чем неразумные, но длительные.
26. Сила собственного негативного опыта очень велика.
Иногда следует разрешить ребенку "дотронуться до горячего".
27. Будьте интересны для ребенка.
28. В делах своих помните о дереве, которое сказало дровосекам: "если бы в руках ваших не было части моего тела, вы бы никогда не могли повалить меня" (Ахикар Премудрый).
Отклоняющееся поведение ребенка
1. Непослушание - форма сопротивления советам, требованиям, просьбам со стороны взрослого, установленным нормам поведения. Шалость - эпизодическое непослушание, для шалости характерно положительный эмоциональный тон, удовольствие от сделанного, доброжелательное отношение к окружающим. Озорство - имеет эпизодический характер, цель такого поведения - досадить, отомстить, получить выгоду. Проступок - социально опасное поведение, имеет продуманный, повторяющийся характер.
2. Негативизм - немотивированное, неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих. Негативизм пассивный - нежелание выполнять просьбу, требование; негативизм активный - действует противоположным образом. Преодолеть негативизм помогает чуткое, доброжелательное отношение к ребенку, устранение случаев несправедливости по отношению к ребенку, разумная требовательность, уважительное отношение к ребенку.
3. Упрямство - необоснованное, нерациональное противодействие просьбам, советам, требованиям, указаниям, упорное непослушание без видимых мотивов. Опасность упрямства - ведет к неврозу, развитию раздрожительности, скандальности, легкой возбудимости. Для борьбы с упрямством следует создать обстановку творческой деловитости, требовательности, доброжелательности и доверия к ребенку.
4. Капризы - недовольство, раздражительность, плач, двигательное перевозбуждение. Коррекция - спокойный тон общения, тактичное внушение.
5. Своеволие - результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения выбрать адекватные средства поведения. Ошибка родительского реагирования - чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, что порой ведет к подавлению инициативы и самостоятельности и ребенка.
6. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым - результат неправильной реализации ребенком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание, несдержанность, слабоволие, неумение владеть собой.
7. Недисциплинированность. Может быть злостной или незлостной. Характерна для мальчиков.
8. Правонерушения (воровство, жульничество и др.) - причина педагогическая запущенность.
Сопротивление воспитанию - такое состояние ребенка, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса.
1. Инфантилизм - сохранение свойств психики, поведения, свойственных детству, незрелость эмоционально-волевой сферы.
2. Регрессивное поведение - возвращение к примитивному поведению: грызет ногти, сосет палец, теребит одежду, боится темноты, уколов.
3. Эффект ореола - эффект первичной информации.
4. Эффект МЫ и ОНИ - бессознательная консолидация с определенной социальной общностью, отделение себя от другой: дети и родители, учителя и родители и др.
5. Эффект БЫТЬ КАК ВСЕ или НЕ БЫТЬ КАК ВСЕ - вызываающе демонстративная форма поведения.
6. Конформность - подверженность групповому влиянию. Особенно срабатывает чувство конформизма в критических ситуациях - все побежали, и я побежал...
7. Психическая атака - устрашение, подавление воли, морально-психического состояния любимчиков, слабых, неугодных.
8. Синдром хронической усталости. Причины - информационные, эмоциональные перегрузки, бытовая неустроенность.
9. Синдром посттравматического стресса - совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов -возбудимость, раздражительность, несдержанность, фиксация на обстоятельствах травмирующего события, уход от реальности, замкнутость.
Причины сопротивления воспитанию
1. глобальные причины
2. социальные причины (экономические, политические, культурные)
3. психофизиологические причины (здоровье, особенности развития)
4. педагогические причины
Критические ситуации развития и воспитания
- Стресс (англ. напряжение) - общая реакция организма на ситуацию, требующая перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил, сопровождается нарушением контроля и приспособления к окружающему.
- Фрустрация (лат. обман, тщеславное ожидание, расстройство) - состояние, вызванное двумя моментами: сильная мотивация достичь цели и преграда, препятствующая этому. Физические - ограничение свободы, биологические - болезнь, психологические - страх, застенчивость, нехватка знаний, моральнаые - нормы, правила поведения, запреты. Следствие - от небольшой дезорганизации до полной потери надежды и терпения.
- Конфликт (лат. столкновение) - ситуация выбора, которую личность не может разрешить. Конфликт дезорганизует поведение человека.
- Кризис (решение, поворотный пункт) - состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти (болезнь, изменение внешности, другие условия жизни, возрастные изменения)
??

??

??

??

1



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign