LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Теория и методика воспитания
Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Понятие воспитания
Издревле слово "воспитание" означало вскармливание. Но люди еще на заре человеческого общества поняли, что ребенок нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Рассмотрим традиционную и нетрадиционную трактовку воспитания. В педагогике традиционно понятие "воспитание" употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река жизни воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.
Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание - это вечная категория.
Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.
Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.
Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.
С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.
Дело в том, что воспитанием -передачей накопленного опыта - занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?
Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может| быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами. Таким образом, мы рассмотрели социальную сущность воспитания.
В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
В педагогике, как и других социальных науках, понятие "воспитание" часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, "физическое воспитание", "эстетическое воспитание".
Нетрадиционное понимание воспитания сформировалось в русле гуманистической педагогики, где под воспитанием понимается процесс культуроемкого развития человека.
Воспитание взаимосвязано с перевоспитанием.
Перевоспитание - это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.
Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе.
Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития и самовоспитания личности.
Л.С. Выготский писал, что "Человек, в сущности, воспитывает себя сам...С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого". Педагог не может сделать воспитанника не лучше, не хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким бы хотел его видеть педагог.
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.
Выделяют два основных источника самовоспитания:
1. внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия.
2. внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий Я-реального и Я-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.
Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Это позиция - позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержания понятия "субъект" сводится к следующему: это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся как субъек-субъектные отношения. И характеризуются не воздействием, влиянием одной стороны на другую, а взаимодействием.
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:
1. Реализм целей воспитания
2. Совместная деятельность детей и взрослых
3. Самоопределение
4. Личностная направленность воспитания
5. Добровольность воспитания
6. Коллективистская направленность воспитания
Процесс воспитания имеет следующие особенности:
- целенаправленность,
- многофакторность,
- длительность,
- непрерывность,
- воспитание как взаимодействие, двусторонний характер воспитания,
- комплексность,
- вариативность и неопределенность результатов.
Факторы воспитания:
Объективные.
1. Генетическая наследственность и состояние здоровья человека.
2. Социальная и культурная принадлежность семьи.
3. Обстоятельства биографии.
4. Культурная традиция, профессиональный и социальный статус.
5. Особенности страны и исторической эпохи.
6. Социальная среда.
7. Деятельность (игра, учение, труд, общение).
Субъективные.
1. Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, потребности интересы воспитателя и воспитанника.
2. Система отношений с социумом.
3. Организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений, всего общества.
4. Осмысление своего Я.
Воспитание может быть реализовано на следующих уровнях:
1. Социетарном.
2. Институциональном.
3. Социально-психологическом (уровень группы, коллектива).
4. Межличностном.
5. Интраперсональном (внутриличностном).
Стадии воспитательного процесса:
1. Овладение знаниями норм и правил поведения.
2. Формирование убеждений.
3. Формирование чувств.
4. Формирование поведения.
Пути повышения эффективности воспитательного процесса:
1. проектирование системы воспитательных задач
2. совершенствование содержания воспитательного процесса
3. целесообразный отбор форм и методов воспитания
4. комплексный подход к организации воспитательного процесса
5. координация усилий всех социальных институтов в процессе воспитания
6. создание благоприятных материальных, гигиенических, морально-психологических условий.
Критерии оценки воспитанности человека:
1. Н.В. Бордовская, А.А. Реан
- добро как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества);
- истина как руководство при оценке действий и поступков;
- красота во всех формах проявления и созидания.
Мера воспитанности определяется широтой и высотой восхождения человека к вышеизложенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях и мерой руководства ими в действиях и поступках; личностными качествами.
2. И.П. Подласый
- критерии жесткие (количество правонарушений, отказных детей, наркоманов, алкоголиков, проституток) и мягкие
- общие (конечный результат - общий уровень воспитанности) и частные (промежуточные результаты)
- внешние (слова, действия и поступки)и внутренние (мотивы, убеждения, направленность личности)
Законы воспитания (В.М.Коротов) - устойчивые и необходимые, повторяющиеся связи между явлениями, их зависимость друг от друга.
- Закон параллельного педагогического действия - в жизни детей нет ничего, что кроме обыденного жизненного смысла не имело бы смысла воспитательного
- Закон единства воспитания и жизни детей, т.е. каково содержание и характер жизнедеятельности детей, таков результат воспитания
- Закон исторической обусловленности воспитания.
Закономерности воспитания
Закономерность - необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают общие, специфические и универсальные закономерности.

Эффективность воспитания зависит от:
1. Сложившихся воспитательных отношений
2. Соответствия цели организации действий
3. Соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников
4. Совокупного действия объективных и субъективных факторов
5. Интенсивности воспитания и самовоспитания
6. Активности участников педагогического взаимодействия
7. Сопутствующих ему процессов - обучения и развития
8. Качества воспитательного воздействия
9. Интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитанника
10. Интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками
11. Включенности личности в значимую деятельность
12. Скрытый характер воспитания, обусловленный развивающейся автономией и эмансипацией ребенка
Цели и задачи воспитания
Одна из главных характеристик воспитания - его целенаправленность.
Цель воспитания, по словам В.И.Смирнова: "в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане - предвосхищаемый результат воспитательной деятельности".
Цель выступает как идеальный образ будущего человека, группы, общества.
Многообразие целей воспитания:
Платон - воспитание ума, воли и чувств.
Аристотель - воспитание мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
Я.А.Коменский - познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание).
Дж.Локк - воспитание джентельмена - человека умного, предусмотрительного, деятельного, инициативного.
Гельвеций - воспитание гуманизма, гражданственности и патриотизма.
Ж.Ж.Руссо - воспитание осознания общечеловеческих ценностей.
Песталоцци - развитие способностей и дарований.
Кант - подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Гербарт - всестороннее развитие интересов, гармоничное развитие человека.
В.Г.Белинский - воспитание борца с крепостничеством и царизмом.
А.И.Герцен - воспитание свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.
Н.Г. Чернышевский - воспитание человека общественного, идейного, прямого, честного, с разумной долей эгоизма.
К.Д. Ушинский - развитие ума.
А.Тихомирнов - воспитание разума и доброты.
Следует выделять два уровня целей воспитания:
- социальная цель (общественно ценная),
- личностная цель (цель самовоспитания).
Цель воспитания - создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гармоничного развития личности, возможно более полную ее самореализацию, воспитание человека "способного строить жизнь достойную человека..., основанную на добре, истине, красоте" (Шуркова Н.Е.).
Разностороннее развитие предполагает включение воспитанника в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно-спортивную и др. Выработку активной позиции в различных социальных группах: в семье, в ученическом коллективе, в неформальных организациях. Разнообразие бытия территориальное и временное. Разнообразие душевных состояний в зависимости от сложившихся ситуаций. Разнообразие содержания жизни.
Гармоничное развитие предполагает гармонию интеллекта, тела и души; сознания, эмоций и поведения. Для обеспечения гармоничности развития сам воспитательный процесс должен быть гармоничен: гармония всех воспитательных воздействий; гармония свободы и ответственности личности; уважения и требовательности; руководства и самостоятельности; средств самовыражения и требований общества.
Всесторонность и гармоничность находят выражение в самоактуализации личности, которая, по словам А.Маслоу, выражает "непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих внутренних возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственны дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаиваю свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию".
Признаки самоактуализирующейся личности, по А.Маслоу:
1. Более эффективное восприятие реальности и комфортабельное отношение к ней.
2. Принятие себя, других, природы как они есть.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче, а не на себе.
5. Некоторая автономность, потребность в уединении.
6. Личная автономия, относительная независимость от культуры и среды.
7. Чувство нового, постоянная свежесть оценок.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
9. Чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими.
10. Демократическая структура характера.
11. Различение средств и цели, добра и зла.
12. Философское, неврожденное чувство юмора.
13. Самоактуализирующееся творчество.
14. Сопротивление раскультивированию.
Педагогическая цель конкретизируется стратегическими и тактическими задачами.
Стратегические задачи предполагают отбор содержания воспитательной работы, выбор ее основных направлений: материальное и духовное, пассивное и активное, зло и добро, ложное и истинное, низменное и высокое, грязь и чистота, ненависть и любовь, бездействие и действие, невежество и просвещенность.
Тактические задачи конкретизируют стратегические.
Принципы воспитания - это основные идеи, следование которым позволяет наилучшим образом достигать решения воспитательных задач.
Специфика принципов воспитания:
1. Обязательность
2. Комплексность
3. Равнозначность
Выделяют следующие принципы воспитания:
- Культуросообразность (воспитание на основе общекультурных ценностей - истины, добра и красоты)
- Общественная направленность воспитания
- Связь воспитания с жизнью и трудом
- Опора на положительное в воспитании - оптимистичная гипотеза
- Гуманизация воспитания - уважение и любовь к воспитаннику
- Личностный подход в воспитании (персонификация)
- Дифференциация
- Единство воспитательных воздействий
- Природосообразность
- Принцип субъективности
- Принцип целостности воспитания
Содержание воспитательного процесса - это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром, с педагогом.
1. Подход к рассмотрению содержания воспитания
Содержанием жизни человека становятся проживание им различного рода отношений.
Формирование у воспитанников системы ценностных отношений является содержанием воспитания. Три основных блока ценностей: 1.Формирование ценностного отношения к человеку составляет фундамент воспитания. 2.Ценностное отношение к жизни. 3. Ценностное отношение к обществу. 4. Ценностное отношение к труду.
Принять человека как ценность означает:
- обнаружить его присутствие в окружающем мире
- уважать его автономию, самочувствие, интересы
- помогать человеку
- понимать человека во всех его проявлениях
- содействовать благу человека.
Ценностное отношение к жизни предполагает:
- признание права на жизнь каждого человека
- бережное проявление к любым проявлениям жизни (не ограничивается жизнью человека)
- восприятие жизни во всех разновидностях, этапах и формах
- содействие жизни
- образ жизни достойный человека
- осмысление жизненной позиции
- сознательное жизнетворчество
Ценностное отношение к обществу предполагает:
- осознание своего долга перед обществом
- уважение норм и правил общественной жизни
- любовь к Родине, патриотические чувства
- осознание себя гражданином страны, Земли, Вселенной
Ценностное отношение к труду подразумевает:
- уважение и любовь к труду
- сознательный выбор между ролью "homo faber" "человека делающего" и ролью "homo usuris" "человека берущего"
- развитие созидательной, творческой направленности личности.
2. Подход к рассмотрению содержания воспитания.
- нравственное
- эстетическое
- трудовое
- физическое
- умственное и др.
В рамках каждого направления выделяют знания, умения, навыки, ценностные отношения, опыт творческой деятельности.
Методы воспитания
Термин "метод" от греч. слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод отвечает на вопрос "Как воспитывать?".
Метод - это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно - воспитательных целей.
Классификация методов воспитания
1. Методы формирования сознания
- убеждение
- рассказы на этическую тему
- разъяснения
- внушение
- этическая беседа
- диспут
- пример
- увещевание (разъяснение+внушение)
2. Методы организации деятельности
- упражнения
- требование (прямое, косвенное: тр.- совет, тр.-игра, тр.-доверие, тр.-просьба, тр.-намек, тр.-одобрение; тр. непосредственные и опосредованные)
- приучение
- поручение
3. Методы стимулирования
- поощрение (одобрение, благодарность, награждение)
- наказание (наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение прав; выражение порицания, осуждения)
- соревнование
- субъективно-прагматический метод - создание условий, когда быть невоспитанным, необразованным становится невыгодно (контракты между воспитанниками и педагогами, тесты воспитанности, штрафы в баллах)
4. Методы контроля и самоконтроля
- наблюдение
- беседа
- консилиум
- анкетирование
- интервьюирование
5. Методы самовоспитания
- самонаблюдение
- самоанализ
- самоконтроль
- самостимулирование
- самоодобрение
- самонаказание
Взаимосвязь методов обучения и воспитания
Методы обучения и воспитания взаимосвязаны.
Обучая, мы воспитываем, воспитывая, обучаем.
Используя один и тот же педагогический метод, мы можем решать как обучающие так и воспитательные задачи.
Выбор методов зависит от:
Пед.цели
Особенностей направления воспитательной работы
Материального оснащения
Особенностей воспитанников
Возможностей педагога
Средства воспитания
Педагогические средства - это
1. материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления В.П.
2. предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в ВП в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащегося для достижения поставленных целей обучения и воспитания.
3. это то, с помощью чего достигаются цели воспитания.
СВ отвечают на вопрос, с помощью чего воспитывать.
К средствам воспитания относятся предметы искусства, литература, речь, общение, личность педагога, телевидение, радио, средства массовой информации, нормы, принятые в обществе.
Выбор СВ зависит от:
* пед. цели
* особенностей направления воспитательной работы
* особенностей мероприятия
* материальной базы
* особенностей воспитанников
* особенностей педагога (предпочтения, знания и умения использовать те или иные средства)

Формы воспитательной работы
Философское понятие "форма". Понятие "форма" пришло в педагогику из философии. Традиционное философское понятие "форма" заключается в определении ее как структуры какого - либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.
Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Педагогической теорией и практикой создано множество форм: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.
Классификация педагогических форм организации учебной и воспитательной работы
А) по степени сложности - простые, комплексные, сложные педагогические формы.
На сегодняшний день насчитывается свыше тысячи разнообразных форм организации педагогического процесса.
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности на простые, составные и сложные.
Простые формы построены на минимальном количестве методов, средств и посвящены одной теме. К ним относятся : беседа, экскурсия, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, выпуск газеты и др. Простые формы в количественном отношении представляют одну четверть от всех имеющихся. Из простых форм образуются простые и комплексные формы.
Составные формы строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразном сочетании. К ним относятся урок, конкурс, субботник, праздничный вечер, конференции, КВН, митинги, собрания и др.
Часто составные формы включают в себя ряд простых форм. Например, урок может включать в себя беседу, лекцию, инструктаж, диспут и др. Простые формы в рамках составной рассматриваются как методы.
Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.
Комплексные формы представляют собой сочетание простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни физкультурника, дни выбранной профессии, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, памяти, науки и др.; недели театра, музыки, спортивные, предметные и др.; месячники ,декадники и даже годы (ребенка, грамотности). Сюда относятся также лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения. В состав комплексной формы входят простые и составные. Например, неделя классической музыки может включать в себя посещение концертов, культпоходы в музеи музыкальных инструментов, дома - музеи различных композиторов, встречи с композиторами, музыкантами, выпуск газеты, вечер музыкальной самодеятельности.
Б) по организации деятельности - индивидуальные, групповые, фронтальные.
В процессе обучения и воспитания по разному может быть организована деятельность учащихся, при этом могут быть использованы индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные) формы работы. Индивидуальная форма предполагает организацию деятельности одного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей. Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая предполагает деятельность воспитанника по выполнению общего для всего класса задания самостоятельно в едином для всех темпе работы. Вторая предусматривает выполнение воспитанниками специфических индивидуальных заданий, что позволяет реализовать индивидуальный, дифференцированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальную форму организации деятельности воспитанников уместно использовать как при закреплении пройденного материала, совершенствовании умений и навыков, так и при их формировании.
Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности воспитанников, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.
Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников имеет также свои недостатки: она ограничивает общение воспитанников и возможность участия в коллективных достижениях.
Групповая форма предполагает работу воспитанников в группах по 3-6 человек или в парах. При этом группы могут выполнять одинаковые или дифференцированные задания. Работа в группах строится под руководством лидера группы - консультанта или педагога. Роль консультанта могут выполнять разные учащиеся. Для наибольшей успешности и экономичности в работе педагог может заранее готовить учащихся - консультантов. Состав групп и их величина непостоянные, они зависят от характера выполняемой работы. В группах не должно быть негативно настроенных друг к другу воспитанников.
Групповая форма работы целесообразна при изучении литературных текстов, копий исторических документов, при подготовке тематических конференций, диспутов, докладов и др.
Достоинства такой формы организации: возможность приобретения воспитанниками навыков совместного планирования деятельности, распределения обязанностей, взаимопомощи, развитие нравственных качеств воспитанников, воспитание ответственности, взаимного уважения.
Групповая форма работы несет в себе также ряд недостатков: трудности комплектования групп и организации работы в них, сложности в планировании и осуществлении деятельности воспитанников в группах, проблемы при организации оценки деятельности членов группы.
Фронтальная форма работы представляет сосбой совместные действия всех воспитанников класса, при этом они одновременно выполняют одинаковую, общую для всех деятельность, педагог ведет работу со всем классом. Данная форма дает наибольший эффект при сообщении новых знаний воспитанникам.
Достоинствами фронтальной формы работы являются: возможность активного взаимодействия в группе воспитанников, создание атмосферы коллективного думания, воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе, умения вести диалог с товарищами и педагогом, экономичность по временным и энергетическим затратам.
Недостатками фронтальной формы работы являются: нацеленность на некоторого абстрактного усредненного воспитанника, недостаточность в учете индивидуального темпа в деятельности, особенностей работоспособности, подготовленности воспитанников.
Педагогу необходимо помнить, что только разумное сочетание указанных форм организации деятельности учащих позволит достигать наилучших результатов в учебно-воспитательной работе.
В) по характеру связей между воспитанниками - индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.
По характеру связей между воспитанниками в процессе деятельности можно выделить индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.
Индивидуализированные формы предполагают различные цели и пути их достижения у всех учащихся группы (консультация, беседа, доклад и др.).
Формы взаимодействия характеризуются тем, что результат деятельности достигается усилиями каждого члена группы (субботник, эстафета, соревнование, смотры и др.).
Кооперативные формы предполагают распределение функции в группе при выполнении деятельности, направленной на достижение общей цели (кооперативный труд, игры, сборы, собрания).
Выбор ФВ зависит от:
Пед цели
Пед. содержания
Методов
Средств
Индивидуальных особенностей воспитанников
Пед. возможностей
Современные подходы к воспитанию
I. Системный подход
Данный подход сформировался в конце 40 - начале 50 гг. XXв., его автор австрийский биолог Берталанфи, который впервые изложил его положения на философском семинаре в Чикагском университете.
Педагоги действуют в мире систем: личность учащегося, коллектив детский и педагогический, природная и социальная среда.
Целесообразность СП объясняется:
1. Личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны
2. объединение усилий субъектов воспитания способствует повышению эффективности педагогического процесса
3. созданная воспитательная система позволяет экономить силы и время, так как имеются традиции, позволяющие воспитывать эффективно и в экономном режиме
4. моделируются условия для самореализации личности и самовыражения личности учащегося, педагога, родителя, что способствует их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений
5. в процессе построения воспитательной системы формируется "лицо" воспитательного учреждения, что отражается на индивидуальности членов школьного сообщества
6. создание воспитательной системы позволяет расширить диапазон воспитательного влияния на личность
7. системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов воспитательного заведения.
Принципы системного подхода
- принцип целостности (5 компонентов системы воспитания: индивидуально - групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный). Необходима взаимосвязь и взаимодействие этих компонентов. Следует учитывать, что на развитие личности влияет не только воспитательная система, но и другие социальный и природные системы.
- принцип коммуникативности. Знание системы предполагает знание ее внешних и внутренних связей. Управление системой означает управление связями (академик В.М.Глушков "дирижирование связями есть управление"). И.Блауберг и Э.Юдин выделяют семь групп связей: 1. Связи взаимодействия объектов, их свойств и сторон. 2. Генетические связи. 3. Связи преобразования. 4. Структурные связи. 5. Связи функционирования. 6. Связи развития. 7. Связи управления. Педагог Г.П. Лузина указывала на следующие взаимосвязи: а) взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей, б) взаимосвязь всех компонентов воспитательного процесса (целевого, содержательного, организационно - деятельностного, оценочно-результативного), в) взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, г) взаимосвязь воспитательного заведения и окружающей среды, д) взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего воспитательного учреждения.
- принцип структурности. Благодаря устойчивости структуры обеспечивается целостность системы, от структуры зависит эффективность системы
- принцип управляемости и целенаправленности. Целевые ориентиры должны быть должны быть направлены на развитие личности, сопряжены с интересами и ценностями государства и общества, соответствовать особенностям воспитательного учреждения, условиям его жизнедеятельности, должны быть трудными, но достижимыми, должны быть конкретными с временной и ресурсовой определенностью, гибкими и диагностичными. Признается приоритет самодеятельных и самоуправленческих начал.
- принцип развития. Выделяют четыре этапа в развитии любой системы: возникновение, становление, период зрелости и период преобразования. Необходимо правильно определить зону ближайшего развития ребенка, детского коллектива, всего воспитательного учреждения.
В рамках системного подхода уместно выделить 3 страта (слоя) взаимодействия с личностью ребенка:
- воспитательная система всего воспитательного учреждения
- воспитательное пространство детского коллектива
- обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка
II. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев)
Деятельность рассматривается как средство становления субъективности ребенка. Для формирования субъективности личности одинаково значимы обучение и воспитание. Воспитание рассматривается как восхождение к субъективности (М.С.Каган). По словам В.В.Серикова, становление ребенка субъектом - это не моиент воспитания, а его суть.
Учитывается человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функция деятельности.
ДП означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.
ДП можно рассматривать как личностно-деятельностный, т.к. он предполагает учет личностных особенностей воспитанников.
Единство личности и деятельности: деятельность влияет на развитие личности, от особенностей личности зависит выбор деятельности, ее организация и результаты.
ДП предполагает: 1. совместную деятельность детей и взрослых, 2. создание ситуаций воспитывающей деятельности.
ДП предполагает учет: а) сензитивных периодов развития, б) ведущей деятельности.
Принципы деятельностного подхода:
- принцип субъективности воспитания
- принцип учета ведущих видов деятельности
- принцип учета сензитивных периодов
- принцип со-трансформации
- принцип организации совместной деятельности ребенка и взрослого в зоне ближайшего развития
- принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития
- принцип использования ситуаций воспитывающей деятельности
- принцип результативности деятельности
- принцип высокой мотивированности деятельности
- принцип обязательной рефлексивности деятельности
- принцип сотрудничества
- принцип нравственного обогащения деятельности.
III. Личностно ориентированный подход (В.В.Сериков, О.С.Газман, И.С. Якиманская)
Популярность объясняется:
1. необходимостью развития в личности не только социально-типичного, но и индивидуального
2. необходимость гуманизации взаимоотношений между педагогами и воспитанниками
Суть в обеспечении и поддержке процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Сравнительный анализ личностно ориентированного и индивидуального подходов
ЛОП
ИП
Цель - развитие индивидуальности
Цель - освоение воспитанником социального опыта
Содержание воспитания - развитие в воспитаннике ярко индивидуального
Содержание воспитания -формирование социально - типичного

Принципы:
1. п. самоактуализации (помощь в реализации потребности в самоактуализации)
2. п. индивидуальности (создание условий для ее развития)
3. п. субъектности (способствовать становлению как субъекта деятельности)
4. п. выбора (право выбора воспитаннику)
5. п. творчества и успеха (творчество способствует развитию индивидуальности, успех - развитию позитивной Я - концепции)
6. п. доверия и поддержки (вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремлений к самореализации)
Требования к методам воспитания:
- диалогичность
- деятельностно-творческий характер
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка
- предоставление воспитаннику необходимых пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения
Виды педагогических методов:
диагностические методы,
рефлексивные методы,
диалог,
педагогическая поддержка,
создание ситуаций выбора,
создание ситуаций успеха.
IV. Философско - антропологический подход (в основе лежат идеи К.Д. Ушинского, М.Шелера, Г.Плесснера)
Этот подход предлагает учение о человеке обучающемся и воспиттывающемся.
Предмет, цель и ценность воспитания - человек и его бытие в мире.
Принципы:
- антропологический принцип (человек - базовая категория, ценность, а также воспитательный процесс направлен на осуществление человеческого в человеке)
- онтологический принцип - воспитание рассматривается как образ бытия человека, методы воспитания как способы бытия субъектов воспитательного процесса
- принцип диалогизма - субъект - субъектный характер взаимоотношений, ценностно - смысловое равенство, паритетность воспитания и самовоспитания
- принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания (жизнь воспитателя есть понимающее бытие)
- принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания
- принцип креативности
- принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиций соответствия их сущности человека
- принцип свободосообразности (свободы от и свободы для; свободосообразное воспитание предполагает обеспечение индивидуального саморазвития)

Методы:
- понимающее бытие воспитателя как метод воспитания (толерантность, беспристрастность, свобода от установок, способность увидеть воспитанника вне создаваемой им легенды о себе, способность видеть мир глазами ребенка как в первый раз, бережное отношение к индивидуальности, неприятие какого бы то ни было насилия, способность к самопониманию)
- метод диалога как способ со-бытия всех участников воспитательного процесса
Содержание воспитания - духовная реальность и бытие, развитие человеческого в человеке, обеспечение "свободы от" (комплексов, дурных привычек, излишних страстей) и "свободы для" (для самопознания, самореализации), мир преобразовался реально до человека, человек должен идеально преобразоваться до мира (М.Шелер), а не тренировка. В ткань воспитательного процесса вплетены общение, понимание, диалог, сопереживание и др.
Требования к педагогу: способность к пониманию, изменениям, к диалогу, полилогу.
Воспитанник - микрокосмос - реально существующая, бесконечная, сложная духовная и физическая организация, развитие которой незавершенно, безмерно
V. Синергетический подход (физики Г.Хакен, И.Пригожин)
От греч. синергейя - совместное действие, сотрудничество.
Учение об открытых, неравновесных, нелинейных развивающихся системах.
Патерны (образцы):

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign