LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(для начальной школы)
1. Мотивационный блок (одно занятие).
Формирование познавательных мотивов:
* создание проблемных учебных ситуаций;
* стимулирование активности ребенка на занятии;
* анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность ребенка).
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры.

2. Операционно-регуляторный блок (неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию - одно занятие):
- Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
- Предварительная организация ориентировки ребенка в задании.
- Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Приемы:
- Обучение ребенка продуктивным видам деятельности (конструирование, рисование, лепка, моделирование).

3. Блок контроля (неумение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы - три занятия):
* Обучение контролю по результатам деятельности.
* Обучение контролю по способу деятельности.
* Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приемы:
* дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
* обучение конструированию и рисованию по моделям.


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КОНСТРУКТИВНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
(для дошкольника)

Задачи психокоррекционных занятий по конструктивному моделированию:
1. Обучение детей самостоятельным способам обследования образцов.
2. Обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач.
3. Обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции.
4. Обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

1 этап. Подготовительный. Знакомство детей со строительным материалом. Обучение простым конструктивным действиям.
Обучение планомерному обследованию образцов и деталей.
Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов (рядом, на, над, под, около и т.п.).
Задания:
* Конструирование "башни" из трех-пяти кубиков разного цвета.
* Конструирование "дорожки" из кирпичиков разного цвета.
* Конструирование "забора" из кирпичиков разного цвета (вертикальное расположение деталей).
* Конструирование фигур из одинаковых по величине и форме блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях.

2 этап. Модельное конструирование. Обучение планомерному рассматриванию образцов-моделей и выделению их существенных компонентов.
Обучение эффективным способам конструирования с использованием развернутых деталей в виде прикладывания, приставления, примеривания.
Обучение использованию пространственных и метрических признаков предметов.
Обогащение словаря специальной пространственной терминологией (квадрат, круг, треугольник и пр.)
Задания:
* Конструирование объемных образцов-моделей из деталей одинаковой величины и формы.
* Конструирование объемных построек из деталей разной величины и формы.
* Конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы.
* Конструирование плоскостных моделей из деталей разной величины и формы.

3 этап. Конструирование по нерасчлененным образцам-рисункам (объемным). Обучение детей рассматриванию образцов-рисунков, выделению их существенных элементов. Обучение называнию пространственных отношений. Обучение правильному воспроизведению в постройках пропорциональных отношений деталей.
Задание: конструирование построек в вертикальном и горизонтальном направлениях с различными деталями по величине и форме.

4 этап. Конструирование по символическим рисункам. Обучение правильному воспроизведению в постройках пропорциональных отношений деталей.
Обучение детей воспроизведению в постройках пропорций, количества и величины деталей.
Задание: конструирование построек по символическому рисунку с учетом количества деталей, их формы и величины.



ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПЛАН-СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. Установление контакта с родителями и/или педагогами; разъяснение целей и задач консультирования; разъяснение необходимости и возможности направления ребенка на консультацию к другим специалистам. Первичная диагностика проблем развития ребенка.
2. Уточнение запроса в ходе консультирования. Обсуждение общего состояния психического развития ребенка, характера, степени и причин выявленных трудностей.
Обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка. Определение задач психодиагностического обследования.
3. Определение особенностей психического развития ребенка Выявление источников, факторов и механизмов влияния на формирование личности ребенка. Обобщенное описание психологических факторов риска для каждой семьи. Вовлечение членов семьи в самодиагностику и самоанализ стратегий собственного поведения.
4. Психологическое заключение по результатам обследования ребенка и анализа семейных взаимоотношений. Разработка рекомендаций. Обсуждение с родителями и /или педагогами возможностей реализации рекомендаций.


ПРИЛОЖЕНИЕ 15
ПЛАН-СХЕМА ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: совершенствование механизмов переживания. Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
1-я часть. Вводная.
Цель: настроить группу на совместную работу. Установить эмоциональный контакт между всеми ее членами.
Основные процедуры работы; приветствия, психогимнастичесские упражнения.

2-я часть. Рабочая
Цель: коррекция проблем эмоционально-личностной сферы. Этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры:
* элементы сказкотерапии с импровизацией;
* элементы психодрамы;
* игры на развитие навыков общения;
* игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения,
* рисование, кляксография.

3-я часть. Завершающая.
Цель: создание чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Процедуры: общие игры-забавы или другая общая коллективная деятельность (например, общий рисунок).
Процедуры, способствующие саморегуляции, могут быть включены в любую часть занятия в зависимости от ситуации:
* упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
* дыхательная гимнастика (успокаивающе действует на нервную систему);
* мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
* двигательные упражнения, предполагающие попеременное или одновременное выполнение разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
* чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).


ПРИЛОЖЕНИЕ 16
ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
1. Установочная фаза.
Задачи: образование группы как целого; формирование положительного настроя на занятие; диагностика поведения и особенностей общения.
Психотехнические приемы: спонтанные игры; игры на невербальные коммуникации; коммуникативные игры.

2. Подготовительная фаза.
Задачи: структурирование группы; формирование активности и самостоятельности; формирование эмоциональной поддержки у членов группы.
Психотехнические приемы: сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения.
3. Реконструктивная фаза.
Задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; эмоциональное отреагирование и вытеснение негативных переживаний; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
Психотехнические приемы: разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.

4. Закрепляющая фаза.
Задачи: закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт; формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Психотехнические приемы: специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми.


ПРИЛОЖЕНИЕ 17

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Задачи: снятие неадекватных стереотипов поведения; снижение конфликтности; изменение самооценки; расширение представления о себе, увеличение арсенала средств общения, снятие тревожности.
1-е занятие диагностическое, жестко структурированное: процедура знакомства, введение норм, диагностика, ритуалы.
Дальнейшая стратегия работы определяется по результатам первого занятия.

1-й этап: (3-4 занятия) проведение спонтанных игр для активной группы или направленных игр для пассивной группы (продолжается до тех пор, пока не сложится групповая структура).
Двигательные игры с возможностями тактильного контакта (жмурки, моргалки, показ зверей, восковая палочка, жучок, кто громче, портфель, путанка, крепость, зеркало, коллективная сказка).
Выбор водящего по считалке (вид укрепления личности). Водящими должны побывать все дети. Признаки того, что групповая структура сложилась:
1) спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы;
2) водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию;
3)появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.

2-й этап: (5-6 занятий) коррекция неадекватных способов поведения и общения, освоение новых форм поведения и получение нового опыта общения.
С использованием обратной связи, зеркала, ролевых игр, с проекцией желаемых форм поведения.

3-й этап: (2-3 занятия) закрепление навыков, необходимых для адекватного поведения в обществе. Формирование навыков культурного поведения. Основные средства: сюжетно-ролевые игры.


ПРИЛОЖЕНИЕ 18

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ
В ПОВЕДЕНИИ

Цель: формирование моделей более адаптивного поведения
Задачи:
* коррекция личностных нарушений (тревожности, агрессивности, гиперактивности, доминантности и т.д.);
* осознавание неадаптивных стереотипов поведения.
Средства: Воссоздание субъективно сложных для участников группы ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию (обязательно включение вербальных заданий, так как процессы саморегуляции связаны с речью).
Ход занятия:
* разминка, включающая упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности;
* обучение оречевлению собственных действий;
* формирование умений действовать по правилам;
* развитие умения импровизировать;
* разыгрывание участниками по очереди ролевой ситуации, наиболее значимой для всех детей группы;
* групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации;
* снятие психоэмоционального напряжения;
* возможно повторение наиболее сложных ситуаций и дискуссий.
??

??

??

??

87



<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign