LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сестра, брат


Другие родственники

В таблицу внести сведения о родителях, братьях, сестрах и других родственниках.

Которым по счету в семье является ребенок. Материальное положение семьи. Культурный уровень семьи. Характер внутрисемейных отношений (отношений между родителями, между родителями и детьми). Тип и методы воспитания ребенка. Кто осуществляет основное воспитание детей в семье. Имеется ли единство требований в семье в воспитании школьника. Поведение школьника дома. Трудовые обязанности по дому.

Б. Данные медицинского обследования
Анамнез. Диагноз. Общее физическое развитие и наличие физических нарушений. Особенности сенсомоторной сферы: состояние зрения, слуха, речедвигательного аппарата, моторики (расторможенность, скованность, нарушение координации движений, их целенаправленности).

В. Успеваемость ученика за две четверти текущего года и два предыдущих года
№ п/п
Учебные предметы
Классы
Отношение к учебным предметам (со слов ученика)

1-я четверть
2-я четверть

Русский язык


Чтение


Математика


Физкультура


Труд


Пение


Рисование

Дисциплинированность ученика на различных уроках. Особенности усвоения знаний, формирование практических навыков и умений учащихся по основным предметам, проявления самостоятельности в овладении знаний. Анализ успешности усвоения школьниками программного материала по основным предметам: что ребенок усвоил, какую часть программного материала ребенок не усвоил, какие трудности он испытывает, какая помощь ему была оказана учителем и к каким результатам это привело. Причины затруднений.

Г. Особенности готовности учащихся к обучению в школе
1. Первичное обследование готовности к обучению в школе посредством использования методики Керна-Йирасека.
2. Оценка готовности обучаться в школе с помощью теста Г. Вицлака.
3 Дополнительное обследование готовности обучаться в школе:
- Физическая готовность. (Общее физическое развитие, состояние тонкой моторики руки, координация движений, ловкость движений, точность движений).
- Интеллектуальная готовность. (Состояние общей осведомленности, знаний и представлений об окружающей действительности, произвольного внимания, произвольной памяти, умений действовать по правилу, воображения, мыслительных операций, умений выделять причинно-следственные зависимости, закономерности и аналогии, общая оценка интеллекта).
- Личностная готовность. (Оценка структуры мотивационной сферы, мотивация учебной деятельности, отношений к школе и учению).

Д. Заключение
Сделать заключение о состоянии готовности учащегося к обучению в школе. Провести психологический анализ ее структуры. Выявить причины школьной незрелости.
Разработать программу индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с учеником. Показать особенности личности и интеллекта школьника, на которые можно опереться в деятельности педагога и психолога.
Сформулировать рекомендации по работе с ребенком для учителей, психологов и родителей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДОШКОЛЬНИКОМ
А. Наблюдение за деятельностью дошкольника
Отметить целенаправленность, характер действий, отношение к результатам деятельности, продолжительность, интенсивность, принятие помощи, наличие постепенного усложнения.
1. Игровая деятельность:
- интерес к игрушкам (степень выраженности, избирательность, устойчивость, эмоциональная реакция);
- выбор игрушек (случайный, ориентация на количество, с целью организовать игру, с учетом их функционального назначения);
- адекватность использования игрушки (адекватное использование-использование игрушки в соответствии с ее назначением и функциональными возможностями, а также содержанием и условиями игры; неадекватное использование - нелепые действия, не соответствующие логике игры и качествам игрушки);
- уровень развития игры (манипуляция, процессуальная игра, сюжетно-ролевая игра);
- характер игры (ее продолжительность, стереотипность, творческая направленность, склонность к застреванию, переключаемость, наличие постепенного усложнения игры в процессе воспитания ребенка);
- осмысленность, самостоятельность (в выборе игрушки, способность планировать игру, степень зависимости от помощи взрослых при организации и проведении игры, способность соблюдать правила и соотносить свои действия с действиями партнеров);
- поведение во время игры (адекватность эмоциональных реакций, аффективные, негативные реакции, безразличное отношение к игре, реакции на успех, неуспех, замечания).
2. Учебная деятельность:
- отношение к учебной деятельности (заинтересованное, положительное, индифферентное, негативное отношение, усидчивость, прилежание);
- работоспособность, утомляемость;
- успешность (степень овладения программным материалом, характер трудностей в обучении, наличие позитивной динамики).

3. Предметная деятельность (полнота, степень освоения навыков, активность, настойчивость, самостоятельность, степень объективной необходимости и психологической зависимости от помощи взрослых).

4. Состояние навыков самообслуживания (полнота, степень освоения навыков, активность, настойчивость, самостоятельность, степень объективной необходимости и психологической зависимости от помощи взрослых).

Б. Наблюдения за эмоционально-волевыми проявлениями
личности дошкольника:
- общий фон настроения (депрессивный, тревожный, эйфоричный, адекватный, нормальный);
- эмоциональные свойства личности (возбудимость, аффективность, раздражительность, впечатлительность, отзывчивость, обидчивость, плаксивость, склонность к возникновению страхов и застреванию на переживаниях);
- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение (адекватность, сила, наличие негативизма, индифферентности, степень психологической зависимости);
- эмоциональное реагирование на замечание и требование (адекватность, сила, наличие негативизма, индифферентности, степень психологической зависимости);
- эмоциональное реагирование на трудности и неудачи в деятельности (адекватность, сила, наличие негативизма, индифферентности, степень психологической зависимости);
- понимание эмоциональных состояний окружающих;
- понимание эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках (картинки-нелепицы, сюжетные картинки, картинки с изображением полярных эмоций на лице);
- отношение к окружающим (безразличное, заинтересованное, адекватное, способность к сопереживанию, отзывчивость);
- отношение к себе (адекватное, нормальное);
- способность к волевой саморегуляции (решительность, инициативность, упорство, самостоятельность, настойчивость, терпеливость, способность к самоограничению и к самоконтролю);
- наличие негативных волевых проявлений (упрямство, внушаемость, своеволие, капризность, негативизм, импульсивность, развязность).


ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
А. Общие сведения о классе
Вспомогательная школа № _______ класс ______. Всего учащихся _____, количество мальчиков ______, девочек ______.

Состав класса по этиологии:
Первая группа (неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза).
Вторая группа (патология внутриутробного развития).
Третья группа (родовые травмы и постнатальные поражения центральной нервной системы).
Примечание: неясная (не уточненная) этиология,
Состав класса по диагнозу и структуре дефекта.
Олигофрения: неосложненная форма, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубым нарушением личности, с психопатоподобной формой поведения, олигофрения со сложно структурными нарушениями.
Слабоумие: травматическое, вследствие перенесенного менинго-энцефалита, интоксикационного происхождения
Деменция: вследствие воспалительных и атрофических процессов в головном мозге, шизофреническая, эпилептическая, в следствие гидроцефалии, ревматического поражения центральной нервной системы, сифилиса центральной нервной системы.
Состав класса по количеству лет: а) пребывания в массовой школе; б) пребывания в специальной школе; в) возраст учащихся.
С какого времени большинство учащихся учатся вместе. Сколько лет с классом работает данный классный руководитель. Семейные условия учащихся.

Б. Успеваемость и дисциплина в классе
Успеваемость класса по отдельным предметам в текущем году: а) русский язык, б) чтение, в) математика, г) история, д) естествознание, е) география, ж) физкультура и другие предметы.
Выделить хорошо и слабоуспевающих учеников. Причины неуспеваемости. Затруднения в учебной деятельности, как они преодолеваются. Второгодники класса и причины второгодничества. Число учащихся, занимающихся по индивидуальной программе.
Отношение класса к учебной деятельности: активно-положительное, индифферентное, пассивно положительное, активно-отрицательное, пассивно отрицательное.
Отношение класса к трудовой деятельности: самообслуживание, общественно полезный труд, уроки труда, производственная практика.
Дисциплина класса: число учащихся с примерным поведением, число учащихся с удовлетворительным поведением, основные дезорганизаторы класса, какая с ними ведется работа.
В. Взаимоотношения в классном коллективе
Анализ взаимоотношений в классном коллективе провести посредством организации наблюдений за учащимися на уроках и во внеурочное время, бесед с педагогами, родителями и детьми, а также с использованием методик "Социометрия", Р. Жиля, ЦТО, социомет-рических опросников.
Характеристика межличностных отношений в классе. Степень популярности учащихся в межличностных отношениях, уровень благополучия отношений, взаимность положительных выборов, устойчивость межличностных отношений, наличие изолированных учащихся. Дружба и товарищество, взаимопомощь, их проявление. Конфликты между учащимися. Их причины, частота, продолжительность, особенности проявления, возможности их устранения. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Внутригрупповая дифференциация:
1. Социометрические "звезды". Причины высокой популярности учащихся. Их роль в системе внутригрупповых отношений.
2. Лидеры класса:
- Формальные лидеры. Краткая характеристика актива класса и его роли в жизни класса (инициативность, настойчивость, требовательность к себе, другим, наличие авторитета и его основа, забота о товарищах, роль актива в формировании общественного мнения). Совпадение формального и неформального лидерства.
- Неформальные лидеры. Их характеристика, роль в жизни класса. Тип неформального лидерства (универсальный, ситуативный, асоциальный, авторитарный).
3. Коллективисты. Их характеристика, роль и значение в жизни класса. Степень их активности.
4. Дезорганизаторы. Их характеристика, роль в жизни класса. Типы дезорганизаторов (активные, пассивные, ситуативные, асоциальные). Отношение к ним учащихся класса.
5. Изолированные учащиеся. Их характеристика и особенности. Варианты: самоизолирующиеся, изолируемые, отвергаемые. Причины изоляции в межличностных отношениях.
6. Конформные учащиеся. Их характеристика, особенности проявления, роль в жизни класса.
Характеристика основных микрогрупп в классе. Количество микрогрупп. Их структура, численность, устойчивость. Мотивы объединения учащихся в микрогруппы. Их роль и значение в жизни коллектива.
Уровень сформированности коллектива. Его сплоченность, наличие общих целей и задач, ценностей и традиций. Степень их значимости для членов коллектива. Наличие общественного мнения, чувство коллективной ответственности, гордости за класс, школу. Влияние коллектива на отдельных учащихся. Взаимоотношения между учителем и классным коллективом. В каких случаях коллектив поддерживает мнение учителя.

Г. Роль классного коллектива в жизни школы
Взаимоотношения класса с другими классами школы. Участие класса в общественной жизни (дежурства, общественно полезный труд, соревнования, игры, общественные дела).

Д. Роль классного руководителя в формировании коллектива класса
Авторитет классного руководителя. Основные методы работы с активом класса и с отдельными учащимися. Учет индивидуальных особенностей в работе с отдельными учащимися и с коллективом класса (конкретные примеры). Как учитываются особенности внутриколлективных отношений в организации работы класса. Приемы формирования активности, коллективной инициативы и самостоятельности класса (конкретные примеры).
Какую работу проводит классный руководитель по сплочению классного коллектива, опора классного руководителя на актив класса. Как классный руководитель использует класс для воспитания отдельных учащихся.

Е. Заключение
Дать общую характеристику классного коллектива. Раскрыть его специфику, положительные и негативные особенности. Показать перспективы и тенденции дальнейшего развития коллектива и отношений в нем. Отметить учащихся, имеющих неудовлетворительное положение в системе межличностных отношений. Разработать рекомендации по коррекционно-воспитательной работе с ними.

Высказать свои предложения об основных задачах и направлениях коррекционно-воспитательной работы с данным классным коллективом, с его активом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ А. Я. ИВАНОВОЙ

Цель: методика предназначена для оценки умственного развития детей в возрасте 7-9 лет. Она направлена на выявление потенциальной готовности испытуемых к усвоению новых знаний, восприимчивости к помощи и способности к логическому переносу.
Оборудование: два набора карточек (по 24 в каждом) с изображением геометрических фигур, различающихся по цвету, форме и величине. Первый набор (основное задание) составляют прямоугольные карточки размером 6х8 см. На них изображены фигуры разных цветов и размеров: квадрат, круг, треугольник, ромб, красный, желтый, зеленый, большой, маленький. К первому набору прилагается доска-таблица размером 40х40 см. с изображением тех же фигур, что и на карточках (рис. 1 ).


?0
¦
0
¦
¦
?
?
¦
^
?
?
^
¦
?
?0
¦
?
¦
0
^
¦
^
?0
?


Доска-таблица разделена 8 соответствии с размером карточек на 24 прямоугольника (6х8 см), в которых нарисованы геометрические фигуры. Диаметр большого круга - 45 мм, малого -30 мм, сторона большого квадрата - 42 мм, малого - 28 мм, сторона большого треугольника - 42 мм, малого - 28 мм, сторона большого ромба - 42 мм, малого - 25 мм.
Дополнительный набор (для аналогичного задания) состоит из 24 карточек размером 6х6 см. На них изображены три формы: (квадрат, развернутый как ромб ?, круг, пятиугольник в форме домика ¦) красного, желтого, зеленого и синего цветов, большого и маленького размеров. Диаметр большого круга - 45 мм, малого - 30 мм, сторона большого квадрата - 38 мм, малого - 24 мм. Большой пятиугольник (домик): скат крыши 30 мм, боковая стена 23 мм, основание 44 мм, высота 45 мм. Малый пятиугольник (домик): скат крыши 20 мм, боковая стена 15 мм, основание 29 мм, высота 28 мм.

Ход исследования
/ этап. Ориентировочный. Ребенку издали показывают карточки первого набора, сложенные в колоду, и говорят: "Эти карточки тебе надо разложить на группы - подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту таблицу - тут они все нарисованы - и подумай, как ты это будешь делать". Ребенку предъявляется таблица в течение 30 с для свободной ориентировки. В течение этого времени 40 пояснений ребенку не дают. Слова и действия ребенка фиксируются в протоколе. Затем доска убирается.
2 этап. Основное задание. Ребенку дают в руки карточки первого набора, сложенные в колоду в случайном порядке.
Первая задача. Еще раз повторяем инструкцию: "Разложи эти карточки рядом с подходящими. Можешь сделать три или четыре группы". Далее в течение 30 с регистрируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.
В тех случаях, когда ребенок пассивен и не приступает к работе, или действует хаотично и чрезмерно поспешно, ему оказывается организующая помощь: "Не спеши, выкладывай карточки аккуратно, по одной" или "Выложи несколько карточек на стол".
Ребенок может приступить к самостоятельной группировке карточек по цвету или по форме. Если он начинает с группировки по форме (4 группы) его не следует поправлять Однако если ребенок самостоятельно не приступил к группировке карточек и экспериментатор вынужден приступить к обучению, то делать это надо с группировки по цвету (три группы). Если ребенок в течение 30 с не начал правильно группировать карточки, ему дается один урок-подсказка.
1-й урок. Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающихся только по одному признаку (по цвету). Например, большой зеленый треугольник и большой красный треугольник. Спрашивает у ребенка: "Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?" Если ребенок сам не отвечает, экспериментатор заканчивает: "Они отличаются цветом - одна фигура зеленая, другая - красная". Таким образом, содержание первого урока является указанием на различие двух карточек по цвету. Далее фиксируются высказывания и действия ребенка в течение 30 с. Если за это время ребенок не начинает правильную группировку карточек, то обучение продолжается, дается второй урок-подсказка.
2-й урок. Из оставшихся на столе карточек выбирается третья, сходная с одной их двух первых по цвету. Например, большой красный ромб. Экспериментатор показывает ее ребенку, спрашивая: "Куда мы положим эту карточку - сюда или сюда?", и если ребенок не может правильно ответить, продолжает: "Мы положим ее сюда, к красному, потому что фигура тоже красная". Таким образом, содержанием второго урока является указание на сходство двух карточек по цвету. Затем ребенку дается 30 с на самостоятельное решение задачи. Его действия и высказывания фиксируются в протоколе. Если за это время ребенок не начинает правильную группировку карточек, то обучение продолжается, дается третий урок-подсказка.
3-й урок. Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими карточками еще одну желтого цвета и, начав, таким образом, составлять все три группы, говорит: "Сюда будем класть все красные, сюда - все зеленые, а сюда - желтые". Следовательно, содержанием третьего "урока" является наглядный показ и объяснение данного способа группировки. Высказывания и действия ребенка протоколируются. Если данной помощи оказывается недостаточно, обучающие уроки-подсказки продолжаются с интервалом в 30 с.
4, 5, 6-й и т.д. уроки. В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор выкладывает еще одну карточку в соответствующую группу по цвету, сопровождая свои действия словесными пояснениями. В протоколе каждый раз фиксируется номер урока и действия испытуемого.
По окончании эксперимента регистрируется общее время, затраченное на выполнение первой задачи.
По завершении данного этапа работы ребенку предлагается дать обобщающую "словесную формулировку", т.е. сделать завершающий обобщающий вывод о способе группировки карточек, назвать признак, на основании которого выполнялась группировка. С этой целью используются вопросы. Например, "Ты хорошо разложил карточки на группы, но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?" Если ребенок не может ответить на вопрос, то экспериментатор сам формулирует принцип группировки карточек: "Значит, мы разложили карточки по цвету: зеленые, красные, желтые".
Вторая задача. Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает и дает их снова ребенку со словами: "Теперь разложи их по-другому, но тоже рядом с подходящими, но уже иначе - на четыре группы". Если ребенок в первой задаче раскладывал на четыре группы, то конец инструкции может звучать так: "...на три группы". После этого в течение 30 с в протоколе фиксируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.
Здесь также, в случае необходимости, возможна организующая помощь экспериментатора: "Не спеши, выкладывать по одной" или: "Выложи несколько карточек на стол". В протоколе это регистрируется.
В тех случаях, когда ребенок пытается в новых условиях использовать для группировки признак, применявшийся в первой задаче, то это регистрируется в протоколе как "проявления инертности".
Если в течение 30 с ребенок не приступил к правильной группировке, то переходят к первому уроку-подсказке.
1-й урок. Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающийся только одним признаком (например, большой зеленый круг и большой зеленый квадрат), показывает их ребенку и спрашивает: "Чем отличается эти карточки? Чем они не похожи?" Если ребенок самостоятельно не отвечает на вопрос, то после паузы экспериментатор продолжает: "На одной - квадрат (кубик), на другой - кружок". В протокол заносятся действия и высказывания ребенка в течение 30 с. Если за это время он не начинает правильно раскладывать карточки, то переходим ко второму уроку-подсказке.
2-й урок. Из оставшихся на столе карточек выбирается третья, сходная с одной из первых двух по форме (например, большой желтый квадрат). Экспериментатор показывает ее ребенку со словами: "Эту карточку куда положим - сюда или сюда?" И если ребенок не может правильно ответить, продолжает: "Положим ее к этому квадрату (кубику), потому что на ней тоже квадрат (кубик)". Затем регистрируем в протоколе высказывания и действия ребенка в течение 30 с. При отсутствии адекватной группировки за это время переходим к третьему уроку-подсказке.
3-й урок. Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще две карточки с фигурами разной формы, начав, таким образом, формировать все четыре группы, говорит: "Сюда мы положим все квадраты, здесь будут лежать треугольники, здесь - все кружки, а тут - все ромбы (конфетки)". Высказывания и действия ребенка протоколируются. Если данной помощи оказывается недостаточно, обучающие уроки-подсказки продолжаются с интервалом в 30 с.
4, 5, 6-й и т.д. уроки. В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор выкладывает по одной карточке в соответствующую группу по форме, сопровождая свои действия словесными пояснениями. В протоколе каждый раз фиксируется номер урока и действия испытуемого.

По окончании эксперимента регистрируется общее время, затраченное на выполнение второй задачи.
По завершении данного этапа работы ребенку предлагается дать обобщающую словесную формулировку, т.е. сделать завершающий обобщающий вывод о способе группировки карточек, назвать признак, на основании которого выполнялась группировка. С этой целью используются вопросы. Например, "Ты молодец, правильно разложил карточки на группы, а теперь скажи, как ты их раскладывала, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?" Если ребенок не может ответить на вопрос, то экспериментатор сам формулирует принцип группировки карточек: "Значит, мы разложили карточки по цвету фигур: зеленые, красные, желтые". Если ребенок не может ответить на вопрос, то экспериментатор сам формулирует принцип группировки карточек: "Сейчас, мы разложили карточки по форме фигур: все кружки вместе, все квадраты, все треугольники и все ромбы". В протокол заносим слова ребенка.
Третья задача. Экспериментатор собирает все карточки, перемешивает и дает их ребенку в руки со словами: "Снова, в последний раз, разложи их на группы, рядом с подходящими, но иначе, так, чтобы получилось всего две группы". После этого в течение 30 с в протоколе фиксируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.
Здесь также, в случае необходимости, возможна организующая помощь экспериментатора: "Не спеши, выкладывать по одной", или "Выложи несколько карточек на стол". В протоколе это регистрируется.
В тех случаях, когда ребенок пытается в новых условиях использовать для группировки признак, применявшийся в первой или во второй задаче, то это регистрируется в протоколе как "проявления инертности".
Если в течение 30 с ребенок не приступил к правильной группировке, то переходят к первому уроку-подсказке.
7-й урок. Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающийся только одним признаком (например, большой красный круг и маленький красный круг), показывает их ребенку и спрашивает: "Чем они отличаются, чем они не похожи?" Если ребенок самостоятельно не отвечает на вопрос, то после паузы экспериментатор продолжает: "Они отличаются размером: одна фигура большая, другая - маленькая". В протокол заносятся действия и высказывания ребенка в течение 30 с. Если за это время он не начинает правильно раскладывать карточки, то переходим ко второму уроку-подсказке.
2-й урок. Из оставшихся на столе карточек выбирается третья, сходная с одной из первых двух по величине (например, маленький зеленый квадрат). Экспериментатор показывает ее ребенку со словами: "Куда эту карточку положим - сюда или сюда?" И если ребенок не может правильно ответить, продолжает: "Положим ее к маленькому кружку, потому что она тоже маленькая". Затем регистрируем в протоколе высказывания и действия ребенка в течение 30 с. При отсутствии за это время адекватной группировки переходим к третьему уроку-подсказке.
3-й урок. Экспериментатор берет еще одну карточку, сходную с одной из первых по величине (например, большой желтый квадрат), укладывает ее на место к большому красному кругу и говорит: "Все большие фигуры будем класть сюда вместе, а все маленькие сюда вместе)". Таким образом, экспериментатор объясняет и наглядно показывает принцип группировки по величине. Затем высказывания и действия ребенка протоколируются. Если данной помощи оказывается недостаточно, обучающие уроки-подсказки продолжаются с интервалом в 30 с.
4, 5, 6-й и т.д. уроки. В ходе каждого из последующих уроков экспериментатор выкладывает еще одну карточку в соответствующую группу по величине, сопровождая свои действия словесными пояснениями. В протоколе каждый раз фиксируется номер урока и действия испытуемого.
По окончании эксперимента регистрируется общее время, затраченное на выполнение третьей задачи.
По завершении данного этапа работы ребенку предлагается дать обобщающую "словесную формулировку", т.е. сделать завершающий обобщающий вывод о способе группировки карточек, назвать признак, на основании которого выполнялась группировка. С этой целью задается вопрос: "Какие карточки ты собирал вместе, чем похожи карточки одной группы?" Если ребенок не может ответить на вопрос, то экспериментатор сам формулирует принцип группировки карточек: "Мы разложили фигуры по величине - большие в одну группу, маленькие - в другую". В протокол заносятся слова ребенка. После этого все карточки первого набора убираются.

3 этап. Аналогичное задание.
Экспериментатор дает ребенку второй набор карточек, собранных в колоду в случайном порядке, со словами: "Ты уже научился складывать карточки. Эти - другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно это сделать".
Не следует называть признаки или оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать ребенку вопрос: "А как еще можно их собрать?", стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе регистрируется общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.
Обработка и интерпретация полученных результатов. При обработке полученных данных учитываются следующие параметры: 1 ) активность самостоятельной ориентировки ребенка на первом этапе; 2) количество помощи полученное ребенком, выраженное в количестве уроков-подсказок; 3) проявление инертности; 4) способность дать обобщающую словесную формулировку, способность к логическому переносу.
Если ребенок при выполнении третьего этапа "аналогичное задание" свободно перечисляет все три признака группировки, это оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценивается как частичный перенос в словесной форме. Если ребенок правильно совершает все три группировки, не умея сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершение только двух правильных группировок, без соответствующего словесного оформления расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. При выделении ребенком менее двух (т.е. одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного задания расценивается как отсутствие логического переноса.
Результаты исследования переводятся в баллы по следующим правилам:
1. Ориентировка - ОР:
* активная - 0;
* пассивная - 1.
2. Восприимчивость к помощи - ВП:
* за каждый урок в каждой из трех задач - 1;
* за каждое проявление инертности - 1.
ЛП:

3. Способность к логическому переносу - ЛП
* отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой задачи -1;
* полный перенос в словесной форме - 0;
* частичный перенос в словесной форме - 1;
* полный перенос в наглядно-действенной форме - 2;
* частичный перенос в наглядно-действенной форме - 3;
* отсутствие переноса-4.
Итоговый числовой показатель обучаемости - ПО:
ПО = ОР + ВП + ЛП.
Количественный показатель обучаемости здоровых детей находится в диапазоне
ПО = от 0 до 5 баллов. Средние значения ПО == 3 балла.
Количественный показатель обучаемости для детей с пограничными состояниями находится в диапазоне ПО = от 5 до 9 баллов.
Количественный показатель обучаемости умственно отсталых детей находится в диапазоне ПО = от 9 до 20 баллов. Средние значения ПО == 13 баллов.



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

А. Анализ деятельности школьников
1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли внимание, быстро ли переключалось с одной задачи на другую.
2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и т.д.), какие и как решались задачи, как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания.
3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным. Отметить случаи самостоятельного нахождения задачи.
4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.
5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники. Какие умственные действия учащиеся используют чаще? Какие реже? Каков уровень осознания выполняемых действий?
6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано?
7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.
8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось. Если отношение менялось, то с чем это связано?
9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отметить случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи.

Б. Анализ деятельности учителя
1. Информационная функция: характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделять главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), умение прогнозировать усвоение информации школьниками.
2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность ребенка.
3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.
4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.
5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистских отношений.
6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность, своевременность и разнообразие форм оценок учителя. Особенности самоконтроля учителя.

В. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся
1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное значение знаний.
2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности.
3. Характеристика отношения учащихся к предмету.
4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем.
5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Г. Предложения по совершенствованию урока как основной формы
учебно-воспитательной работы учащихся
В соответствии с результатами анализа урока сформулируйте конкретные предложения:
1) по улучшению управления учебной деятельностью учащихся;
2) по формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению;
3) по совершенствованию выполнения учителем системы профессионально-значимых функций.



ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ФОРМА СПРАВКИ-ОТЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Где и когда проводилось исследование.
Цель и задачи исследования.
Объект и предмет исследования.
Основные результаты исследования (в обобщенном виде).
Выводы.
Рекомендации.
Примечание: объем справки-отчета 1-2 машинописных страницы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

А. Коррекция внимания младших школьников с ЗПР
Цель: повышение уровня внимания
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения.
2. Формирование первичных навыков самоанализа, умения контролировать свою деятельность. Перенос контроля с результатов выполнения деятельности на способы выполнения деятельности.
3. Повышение интереса к учебной деятельности.
4. Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки.
Занятия по развитию внимания можно проводить, включив в расписание (на третьем-четвертом уроках) 1-3 раза в неделю. В группу отбирается 5-6 учащихся младшего школьного возраста с уровнем внимания ниже среднего. Каждое упражнение предлагается детям вначале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение каждого упражнения за счет увеличения темпа его проведения и увеличения семантической нагрузки в словарных упражнениях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребенка нужно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.
Для занятий необходимы тетрадь, карандаши, ручки с зеленым, синим и красным стержнями.
В структуру каждого занятия включаются:
Разминка:
1. Упражнения на объем внимания ("Что изменилось", "Живые картины").
2. Упражнения на переключение внимания ("Построиться по...", "Запретное движение", "Четыре стихии" и их модификации).
3. Упражнения на устойчивость внимания ("Селектор", "Не думай о... "). Основная часть:
1. Упражнения на устойчивость внимания ("Слушаем тишину", "Минутка").
2. Упражнения на концентрацию внимания ("Слова-невидимки", "Найди различия", "Кто первый заметит ошибку" и пр.).
3. Упражнения на переключение внимания ("Корректурная проба" или "Проверка диктанта").
4. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимнастике.
Заключительная часть:
1. Рефлексия проведенного занятия ("Что я могу и как мне это использовать", "Как мне развить или приспособиться к тому, чего у меня еще нет"). 3. Ритуал закрытия группы.

Б. Коррекция памяти младших школьников с ЗПР
Цель: коррекция недостатков памяти младших школьников с ЗПР.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса в игровых и коммуникативных упражнениях.
2. Развитие произвольной памяти через выделение особых задач запоминания.
3. Обучение выделению главного и второстепенного, установлению связи между объектами с использованием мнемотехник.
4. Активизация образных представлений.
5. Обучение упражнениям на расслабление и восстановление нервной системы.
Реализация программы предполагает воспроизведение детьми прошлого опыта, чередование заданий вербального и невербального характера, постепенное усложнение заданий.
В структуру каждого занятия включаются:
Разминка:
1. Игры-загадки ("Что достать тебе, дружок", "Буквы заблудились").
2, Упражнения на двигательную память ("Замороженные", "Живые картины", "Несуществующее животное", "Повтор движений в танцах").
3. Коммуникативные упражнения ("Конспиратор", "Прятки в уме", "Построиться по...").
4. Упражнения на непроизвольную память ("Кто во что одет", "Расскажи, как прошел вчерашний день").
Основная часть:
1. Упражнения на расширение активного словарного запаса (игры "Аукцион", "Теремок", "Аналогии", "Бег ассоциаций").
2. Графическое воспроизведение по памяти изображенных символов, пиктограммы, игры с удалением предметов по типу: "Что изменилось" с обучением приемам пространственной и смысловой группировки.
3. Пересказ текста с обучением выделения главного и второстепенного, разбивки на смысловые части (с постепенным увеличением сложности текста).
4. Упражнение на развитие образной памяти, воображения ("Из каких овощей, фруктов, растений составлено лицо? Если не знаешь названия, нарисуй", "Составь портреты сказочных героев, используя карточки с изображением фруктов, овощей, злаков", "Какого цвета голос, нарисуй").
5. Ассоциативное запоминание с использованием мнемотехник ("два набора картинок, подобрать пары; два набора слов, объединить в пары; цифры и картинки объединить в пары. Воспроизведение сочетания по одному из пары", "Составить предложение из отдельных слов").
6. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимнастики.
Заключительная часть:
1. Рефлексия проведенного занятия ("Что я могу и как мне это использовать", "Как мне развить или приспособиться к тому, чего у меня еще нет"). Ритуал закрытия группы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (для V курса)

1. Коррекция сенсорных способностей.
Задачи: вооружение ребенка средствами ориентировки в перцептивных свойствах предметов - сенсорными эталонами и правилами их использования; организация их усвоения путем поэтапной отработки перцептивных действий.
Средства: включение сенсорных эталонов в контекст продуктивной деятельности, где основной задачей выступает моделирование свойств предмета в другом материале (рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность).
2. Коррекция мышления ребенка-дошкольника.
Задачи: развитие познавательных мотивов.
Средства: развитие внеситуативно-познавательного общения ребенка, создание проблемных учебных ситуаций на коррекционных занятиях, использование игр-загадок, стимулирование самостоятельной активности ребенка.
Воспитание самостоятельности при условии поддержки и руководства со стороны взрослого (коррекция авторитарно-директивного стиля воспитания).
3. Коррекция речевого развития в дошкольном возрасте. Психологические задачи коррекции речи.
Задачи: формирование планирующей и регулирующей функций речи, формирование связной контекстной речи, формирование выразительности речи на основе адекватного применения интонационных и лексических средств.
Средства: внеситуативно-познавательное общение со взрослым: ответы на вопросы, беседы об окружающей действительности, рассматривание картинок, чтение книг, игры с партнерами и совместно-разделенные продуктивные виды деятельности, осуществляемые со взрослым.
4. Коррекция развития памяти.
Задачи: выделение особых задач запоминания, формирование внешнего опосредования.
Средства: воспроизведение прошлого опыта, игры с удалением предметов по типу "Что изменилось?".
5. Коррекция развития внимания.
Задачи: становление умения ребенка контролировать свою деятельность, Перенос контроля с результатов выполнения деятельности на способы выполнения деятельности.
Средства: Игры типа "Найди различия", "Кто первый заметит ошибку" и пр.
6. Коррекция наглядно-образного мышления в школьном возрасте.
Задачи: выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач.
Средства: конструктивные и изобразительные задачи, дидактические игры, предполагающие использование различного рода схем, моделей, чертежей.
Ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата.
Конструирование по образцу (модельное, по элементам, путем отбрасывания элементов из фоновой фигуры), по условиям и по замыслу.
Можно использовать и сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и игры драматизации.
7. Коррекция логических форм мышления у школьников.
Задача: развитие обобщающей и символической функции речи, развитие операций анализа, сравнения, обобщения. Развитие действий классификации.
Средства: дидактические игры на обобщение типа "Четвертый лишний", "Назови что подходит", логические упражнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 12

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign