LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Методические рекомендации
по организации и проведению психолого-педагогической
стажировки слушателей курсов
профессиональной переподготовки
по специальности "Специальная психология"

Содержание стажировки определяется необходимостью закрепить у слушателей курсов теоретические знания и умения по курсам психологических и психодиагностических дисциплин, а также необходимостью формирования у них практических навыков консультативной, психопрофилактической, психокоррекционной и психодиагностической работы в коррекционно-образовательных дошкольных и школьных учреждениях различного типа. Стажировка является важным звеном в профессиональной подготовке высококвалифицированного специалиста - практического психолога.
Предполагается реализация следующих видов стажировок:
- в младших классах специальной школы;
- в школах для детей с задержкой психического развития;
- в ПМПК и коррекционно-образовательных дошкольных и школьных учреждениях.
Во всех упомянутых видах психолого-педагогической стажировки каждому стажеру предполагается реализовать следующие виды работы:
* Познакомиться с организацией и содержанием коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях.
* Накопить достаточную базу навыков обследования познавательной деятельности и личности детей в специальных дошкольных учреждениях и учащихся младших и старших классов специальной школы.
* Познакомиться с организацией и содержанием работы МПК, ПМПК, психолого-педагогических коррекционных центров.
* Приобрести навыки самостоятельной психодиагностической работы с детьми и детскими коллективами, а также умение проводить психоконсультативную и психокоррекционную работу с детьми и родителями.
* Стажер должен обрести умения квалифицированно составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося и на класс, профессионально грамотно формулировать прогноз психического развития каждого ребенка, опираясь на данные актуального и потенциального уровня развития детей.

Содержание психолого-педагогической стажировки
в младших классах специальной школы
1. Осуществление наблюдений за детьми на уроках и во внеурочное время. Психолого-педагогический анализ урока с использованием программы (Приложение 8).
2. Знакомство с медицинской и психолого-педагогической документацией.
3. Анализ и обобщение результатов психолого-педагогического наблюдения за детьми и работы с документацией.
4. Знакомство с обследуемым ребенком. Проведение диагностической беседы.
5. Проведение психологического обследования школьника. Обследование отдельных познавательных процессов. Обследование внимания. Обследование сенсорно-перцептивной организации и памяти. Обследование мышления. Обследование речи.
6. Диагностика обучаемости ребенка. Диагностический обучающий эксперимент А.Я. Ивановой (Приложение 7).
7. Диагностика учебных знаний и навыков школьников.
8. Обследование особенностей личности школьника.
9. Анализ и обобщение полученных результатов.
Содержанеие психолого-педагогической стажировки в школах для детей с задержкой психического развития
1. Осуществление наблюдений за детьми на уроках и во внеурочное время. Психолого-педагогический анализ урока с использованием программы (Приложение 8).
2. Знакомство с медицинской и психолого-педагогической документацией.
3. Анализ и обобщение результатов психолого-педагогического наблюдения за детьми и работы с документацией.
4. Планирование и проведение индивидуальных бесед с отдельными учениками: накопление опыта профессионального общения с детьми.
5. Анализ школьных тетрадей, продуктов графической деятельности ребенка. Беседа с педагогом и психологом об особенностях изучаемого ребенка.
6. Знакомство с обследуемым ребенком. Проведение диагностической беседы.
7. Диагностика интеллекта школьников с помощью теста WISC.
8. Диагностика особенностей познавательной деятельности школьников с использованием методики Равена.
9. Диагностика обучаемости ребенка. Диагностический обучающий эксперимент А.Я. Ивановой (Приложение 7).
10. Обследование готовности ребенка к обучению в школе. (Не менее трех первоклассников).
11. Обследование особенностей личности школьника.
12. Составление плана и проведение занятий по коррекции внимания и памяти с учетом результатов психодиагностики познавательной сферы. Проводится 3-4 занятия (Приложение 10).
13. Анализ и обобщение полученных результатов.



Содержание психолого-педагогической стажировки в ПМПК и коррекционно-образовательных
дошкольных и школьных учреждениях
1. Пассивная стажировка в ПМПК, ЦПМСС и ППМСЦ: ознакомление слушателей с организацией и содержанием основных направлений работы ПМПК и психологических центров. Стажеры проходят пассивную стажировку в кабинетах психологической диагностики, компьютерной диагностики, в коррекционных подразделениях, в кабинетах дефектологов, логопедов и т. д.
2. Стажировка в дошкольном коррекционно-образовательном учреждении:
* Осуществление наблюдений за дошкольниками на занятиях во внеурочное время.
* Знакомство с медицинской и психолого-педагогической документацией.
* Сбор предварительной информации о ребенке. Анализ продуктов учебной и графической деятельности ребенка. Беседа с педагогом и психологом об особенностях изучаемого ребенка.
* Знакомство с обследуемым ребенком. Проведение диагностической беседы.
* Исследование готовности к обучению в школе старших дошкольников.
* Диагностика интеллекта ребенка с помощью теста WISC.
* Консультирование (индивидуальное) по проблемам детского развития. Консультирование двух детей, родителей и педагогов (Приложение 14).
* Диагностика особенностей познавательной деятельности ребенка с использованием методики Равена (цветной вариант для дошкольника).
* Исследование отдельных познавательных процессов.
* Обследование особенностей личности дошкольника.
* Консультирование (индивидуальное) по проблемам детского развития. Консультирование двух детей, родителей и педагогов.
* Проведение работы по психокоррекции познавательной деятельности дошкольников (Приложение 11, 13 и 15).
* Анализ и обобщение полученных результатов.
3. Стажировка в младших классах специальной школы:
* Осуществление наблюдений за детьми на уроках и во внеурочное время.
* Знакомство с медицинской и психолого-педагогической документацией.
* Сбор предварительной информации о ребенке. Анализ школьных тетрадей, продуктов графической деятельности ребенка. Беседа с педагогом и психологом об особенностях изучаемого ребенка.
* Знакомство с обследуемым ребенком. Проведение диагностической беседы.
* Диагностика интеллекта ребенка с помощью теста WISC.
* Диагностика особенностей познавательной деятельности ребенка с использованием методики Равена.
* Диагностика обучаемости ребенка. Диагностический обучающий эксперимент А.Я. Ивановой (Приложение 7).
* Проведение психодиагностического обследования познавательной деятельности младшего школьника с проблемами интеллектуального развития. Исследование отдельных познавательных процессов.
* Проведение работы по психокоррекции познавательной деятельности школьников (Приложение 11).
* Психодиагностическое обследование личности младшего школьника с использованием опросников, анкет, проективных и клинических методик.
* Проведение наблюдений на уроках и во внеучебное время за особенностями межличностных отношений школьников.
* Обследования межличностных отношений младших школьников с помощью методик ЦТС), Р.Жиля и т. д.
* Построение рабочих психологических моделей, формулирование психологических диагнозов, прогнозов и рекомендаций.
* Обсуждение возможного содержания психоконсультативной, психопрофилактической и психокоррекционной работы со школьниками.
* Консультирование (индивидуальное) по проблемам детского развития. Консультирование двух детей, родителей и педагогов (Приложение 14).
* Проведение работы по коррекции учебной деятельности школьников (Приложение 12).
* Анализ и обобщение полученных результатов.

4. Содержание стажировки в старших классах специальной школы:
* Осуществление наблюдений за детьми на уроках и во внеурочное время.
* Знакомство с медицинской и психолого-педагогической документацией.
* Сбор предварительной информации о ребенке. Анализ школьных тетрадей, продуктов графической деятельности ребенка. Беседа с педагогом и психологом об особенностях изучаемого ребенка.
* Знакомство с обследуемым ребенком. Проведение диагностической беседы.
* Диагностика интеллекта ребенка с помощью теста WISC.
* Диагностика особенностей познавательной деятельности ребенка с использованием методики Равена.
* Диагностика обучаемости ребенка. Диагностический обучающий эксперимент А.Я. Ивановой (Приложение 7).,
* Исследование отдельных познавательных процессов.
* Психодиагностическое обследование личности старшего школьника с использованием опросников, анкет, проективных и клинических методик.
* Психодиагностическое обследование системы отношений старшеклассника.
* Организация и проведение социометрического исследования. Диагностика межличностных отношений и структуры классного коллектива.
* Обсуждение возможного содержания психоконсультативной, психопрофилактической и психокоррекционной работы со школьниками.
* Проведение консультативной работы с родителями, педагогами и школьниками по итогам проведенного психодиагностического обследования.
* Консультирование (индивидуальное) по проблемам детского развития. Консультирование трех детей, родителей и педагога (Приложение 14).
* Проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы со школьниками. Коррекция отклонений в поведении подростков. Выбрать три-четыре школьника подросткового возраста, нуждающихся в психокоррекции поведения. Провести психокоррекционную работу с каждым из подростков (Приложение 18).
* Анализ и обобщение полученных результатов, составление заключения и уточнение диагноза.

Отчетность по стажировке
Каждый слушатель представляет:
1. Дневник психологической практики (Приложение 1 ).
2. Психолого-педагогическую характеристику на учащегося с приложением протоколов обследования (Приложение 2).
З. Психолого-педагогическую характеристику класса, с приложением протоколов социометрического исследования, матриц и социограмм (Приложение 6).
4. Отчеты по консультативной работе с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, родителями и учителями. Программа консультаций, структура жалоб и рекомендаций.
5. Конспекты психопрофилактических и психокоррекционных занятий:
- конспекты занятий по коррекции эмоционально-личностных проблем дошкольника; отразить результаты наблюдений за детьми в ходе занятий, оценить их результативность, предложить рекомендации;
- конспекты занятий по коррекции познавательной деятельности дошкольника и младшего школьника; отразить результаты наблюдений за детьми в ходе занятий, оценить их результативность, предложить рекомендации;
- конспекты занятий по коррекции нарушений общения младших школьников; отразить результаты наблюдений за детьми в ходе занятий, оценить их результативность, предложить рекомендации;
-конспекты занятий по коррекции отклонений в поведении подростков; отразить результаты наблюдений за детьми в ходе занятий, оценить их результативность, предложить рекомендации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДНЕВНИКА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТАЖИРОВКИ

Дневник психолого-педагогической стажировки слушателя курсов профессиональной переподготовки ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________(Ф.И.О.)

Стажировка проходит в коррекционно-образовательном учреждении № _______
района ____________________________города ___________________________________ в _________ классе с ____________________ по ____________________ ________года

Директор школы _____________________________________________________________
Зам. директора по УВР _______________________________________________________
Классный руководитель ______________________________________________________
Психолог коррекционно-образовательного учреждения _________________________________
Адрес коррекционно-образовательного учреждения _____________________________________
___________________________________________________________________________________________
Телефон _________________________________________________________________________________

Далее в дневнике психолого-педагогической стажировки фиксируются:
1. Программа стажировки текущего дня.
2. Содержание и результаты работы текущего дня.

Дневник стажировки завершается подведением слушателями итогов о проделанной работе с анализом трудностей и с высказыванием замечаний и предложений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А. Общие сведения об ученике и его семье
Ф.И.О. Число, месяц и год рождения. В каком классе обучается. Год поступления в специальную школу. Откуда поступил в специальную школу. Сколько лет, в каких классах обучался до этого.
Состав семьи
№ п/п
Родители,
родственники
Год рождения
Состояние здоровья
Где и кем работает
Отец


Мать


Сестра, брат


Другие родственники

В таблицу внести сведения о родителях, братьях, сестрах и других родственниках.
Материальное положение семьи и ее благосостояние. Культурный уровень семьи. Религиозность семьи. Которым по счету в семье является ребенок. Характер внутрисемейных отношений (отношений между родителями, между родителями и детьми). Тип и методы воспитания ребенка. Кто осуществляет основное воспитание детей в семье. Имеется ли единство требований в семье в воспитании школьника. Поведение школьника дома. Трудовые обязанности по дому.
Слушатели проводят анализ внутрисемейных отношений использованием проективных методик Р. Жиля, ЦТО, "Рисунок семьи", а также опросников и анкет.

Б. Данные медицинского обследования и наблюдений школьного врача
№ п/п
Краткие данные медицинского обследования
Состояние организма и история развития ребенка
1
Анамнез
2
Диагноз
3
Общее физическое развитие и имеющиеся нарушения
4
Особенности центральной нервной системы: особенности органического поражения ЦНС, особенности ВНД.
5
Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторика: скованность, расторможенность, нарушение координации движений, целенаправленности)
6
Применяемые средства укрепления здоровья, физического развития и их эффективность
Таблица заполняется данными, полученными из медицинской документации на ребенка, из протоколов медико-педагогических комиссий, информацией, полученной из бесед со школьным врачом и родителями ребенка.

В. Успеваемость ученика за две четверти текущего года и два предыдущих года
№п/п
Учебные предметы
Классы
Отношение к учебным предметам (со слов ученика)

1-я четверть
2-я четверть

Русский язык


Чтение


Математика


Физкультура


Труд


Пение


Рисование

Дисциплинированность ученика на уроках. Особенности усвоения знаний, формирование навыков и умений учащихся по основным предметам, проявление самостоятельности в овладении знаний. Анализ успешности усвоения школьниками программного материала по основным предметам: что ребенок усвоил, какую часть программного материала ребенок не усвоил, какие трудности он испытывает, какая помощь учителем ему была оказана и к каким результатам это привело. Причины затруднений. Как учитель в процессе обучения учитывает особенности психофизического дефекта школьника. Как выражается коррекционная направленность процесса обучения ученика.

Г. Особенности познавательной деятельности (раскрыть на основе
наблюдений за учащимися на уроке, анализа учебного процесса,
бесед с учеником и психодиагностического обследования)
1. Особенности внимания.
Продуктивность внимания, его концентрация, устойчивость, распределяемость, переключаемость. Отвлекаемость и рассеянность внимания, их причины. Характеристика видов внимания. Особенности внимания в учебной деятельности.
Какие средства привлечения и поддержания внимания наиболее эффективны для ученика.
2. Особенности сенсорно-перцептивной организации. Восприятие формы, цвета, величины.
Узнавание, знание, соотнесение и дифференциация цвета, формы, величины.
Уровень овладения сенсорными эталонами и перцептивными действиями с ними.
Восприятия многопредметного пейзажа и сюжетных картин. Темп и динамичность восприятия, устойчивость, истощаемость, склонность к застреванию, объем и полнота восприятия, адекватность восприятия, наличие искажений и привнесений, дифференцированность, генерализованность восприятия, планомерность, систематичность, последовательность, хаотичность восприятия.
Восприятие пространства. Пространственная ориентировка на листе бумаги, на собственном теле, в комнате.
Восприятие времени. Знание мер времени, последовательности и длительности событий, их отдаленности или близости.
Особенности представлений. Адекватность, точность, полнота, целостность, фрагментарность, уподобляемость, дифференцированность, искаженность, обобщенность.
3. Особенности памяти.
Характеристика основных видов памяти (зрительной, слуховой, моторной).
Характеристика запоминания (темп, объем), сохранения (прочность), узнавания (известного в новом), воспроизведения (точность, последовательность, полнота). Характеристика опосредованного запоминания. Уровень развития памяти (преобладает механическая или словесно-логическая память).
4. Особенности мышления.
Характеристика динамической стороны мышления. Темп мыслительных процессов (ускоренный, замедленный, тугоподвижность, обстоятельность мышления), устойчивость мыслительных процессов, истощаемость мыслительных процессов.
Характеристика мыслительных операций. Особенности анализа, синтеза, сравнения, аналогии, абстрагирования, обобщения, классификации. Умение выделять существенные признаки.
Характеристика содержательной стороны мышления. Особенности усвоения понятий. Их дифференцированность, уподобляемость, обобщенность, степень овладения семантической нагрузкой, наличие псевдопонятий.
Характеристика мыслительной деятельности. Критичность мышления, логичность, доказательность, последовательность рассуждений, умение делать выводы, умозаключения, умение устанавливать закономерности и аналогии, умение выделять причинно-следственные связи, устанавливать последовательность событий, способность к прогнозу, понимание переносного смысла.
Характеристика основных видов мышления. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного мышления.
5. Особенности речевой деятельности.
Характеристика импрессивной речи. Особенности фонематического слуха. Понимание слов, пассивный словарь Понимание грамматических конструкций, простых предложений и контекстной речи.
Характеристика экспрессивной речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической и просодической стороны речи.
Характеристика монологической речи. Ее связанность, логичность, выразительность, завершенность.
Характеристика диалогической речи. Ее активность или пассивность, умение вести диалог, овладение ее навыками и приемами.
Характеристика письменной речи. Затруднения в выполнении письменных заданий: списывание, письмо под диктовку, самостоятельные работы. Дефекты речи: звукопроизношения, заикание, дисграфия, дислексия.
6. Результаты тестирования детей.
Обследование интеллекта с помощью теста WISC. Обследование отдельных сторон интеллекта с использованием теста Равена. Обследование обучаемости по методике А.Я. Ивановой.

Д. Особенности личности
1. Особенности направленности личности. Структура и иерархия мотивов школьника. Ведущие мотивы и особенности борьбы мотивов. Мотивация учебной деятельности. Общественная направленность личности учащихся.
Структура и иерархия интересов школьника. Их направленность, разнообразие, глубина, устойчивость, избирательность, осознанность, форма проявления интересов. Структура и иерархия идеалов школьника.
2. Особенности характера.
Особенности структуры характера. Волевые черты характера: черты активности (решительность, смелость, инициативность, активность); черты организованности (выдержанность, сдержанность, целеустремленность, самоконтроль, уверенность в себе); черты стойкости характера (терпеливость, настойчивость, мужество). Наличие негативных черт: упрямство, внушаемость, своеволие, капризность, негативизм, импульсивность, развязность.
Нравственные черты характера: доброта, гуманность, правдивость, искренность, скромность, вежливость, отзывчивость, трудолюбие, добросовестность, коллективизм. Наличие негативных черт: эгоцентризм, черствость, лживость, озлобленность и т. д.
Черты характера, связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, переключаемость - регидность.
Типология характера. Какие типологические особенности имеет характер школьника. Оценить тип характера ребенка, исходя из психологических классификаций (А.Е. Личко, К. Леонгарда, и т. д.).
Наличие патологических черт характера. Депрессивность, аффективность, агрессивность, склонность к жестокости и садизму, ау-тичность, склонность к бродяжничеству, побегам, сексуальная расторможенность, склонность к алкоголизации и токсикомании и т. д.
3. Особенности самооценки и уровня притязаний Рационально-оценочные компоненты самооценки (адекватность и неадекватность знаний о себе), эмоционально-оценочные компоненты самооценки (удовлетворенность и неудовлетворенность собой), устойчивость, дифференцированность, обобщенность самооценки. Уровень притязаний.
4. Особенности системы отношений школьника. Отношения к окружающим: к родителям, к семье, учителям, сверстникам, детской группе, людям, к старшим, к младшим. Отношение к своему дефекту, к будущему, к прошлому. Отношение к школе, учебным предметам.

Д. Заключение
Сделать заключение об особенностях познавательной деятельности и личности ребенка. Провести психологический анализ их структуры с позиций целостного и системного подходов. Выявить индивидуальные и типологические черты ребенка. Раскрыть структуру дефекта и ведущие нарушения психики школьника. Сформулировать диагноз и психологический прогноз дальнейшего развития учащегося.
Наметить задачи, формы и содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с учеником. Показать черты личности и интеллекта школьника, на которые можно опереться в деятельности педагога и психолога.
Разработать рекомендации по работе с ребенком для учителей, психологов и родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
А. Вопросы, вскрывающие знания ребенка о себе и о своей семье:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Когда у тебя день рождения?
4. Сколько человек в вашей семье? Кто именно?
5. Как зовут твою маму?
6. Как зовут твоего папу?
7. Где и кем работают твои мама (папа)?
Б. Ориентация в пространстве и во времени:
1. Где ты живешь? Назови свой адрес
2. В каком городе ты живешь?
3. Сколько комнат в вашей квартире?
4. Сколько этажей в вашем доме?
5. На каком этаже ты живешь?
6. Где находится твоя школа?
7. Покажи левую, правую руку.
8. Возьми левой рукой правое ухо.
9. Сейчас день или ночь?
10. Какие части суток ты еще знаешь?
11. Какое сейчас время года?
12. Какие ты еще знаешь времена года?
13. Назови летние месяцы.
14. Сколько месяцев в году?
15. Сколько часов в сутках?
16. Сколько минут в одном часе?
В. Выявление кругозора ребенка:
1. Как называется наша страна?
2. Как называется столица нашей страны?
3. Какие ты знаешь еще города?
4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются?
5. Каких ты знаешь домашних животных?
6. Каких ты знаешь птиц?
7. Перечисли, какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды.
8. Какие ты знаешь (зимние, весенние) праздники?
9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему?
10. Что происходит в природе осенью?
11. В какое время года дети на улице катаются на санках?
12. Какого цвета этот карандаш?
13. Какого цвета эта карточка?
14. Кто больше корова или коза? Птица или пчела?
15. У кого больше ног: у собаки или петуха?
16. Сколько у тебя пальцев на руке?
17. Покажи указательный палец.
18. Покажи два пальца, три пальца и т. д.
19. Перечисли, какие виды транспорта ты знаешь.
20. В каком магазине покупают хлеб?
21. Где покупают лекарства?
22. Кто лечит детей? Кто разносит письма? Кто подметает улицы?
Г. Выявление особенностей личности ребенка
(интересов, ценностей, отношений и т. д.):
1. Чем ты любишь больше всего заниматься в свободное время?
2. В какие игры ты любишь играть?
3. Какие у тебя самые любимые игрушки?
4. С кем ты любишь играть?
5. Какие передачи ты любишь смотреть по телевидению?
6.О чем любишь смотреть фильмы?
7. Любишь ли ты читать книги?
8. О чем ты любишь читать больше всего?
9. Помогаешь ли ты дома по хозяйству?
10. Что ты умеешь делать?
11. Нравится ли тебе учиться в школе? Почему?
12. Что тебе нравится в школе?
13. Что тебе не нравится в школе?
14. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?
15. Есть ли уроки, которые ты не любишь? Почему?
16. Зачем дети ходят в школу?
17. Где лучше, дома или в школе?
18. Если у тебя друзья?
19. У тебя бывают ссоры с одноклассниками?
20. У тебя хороший учитель?
21. Он тебя часто ругает?
22. Как ты поступишь, если твой друг попал в беду?
23. Что ты сделаешь, если найдешь на улице потерянный кошелек с деньгами?
24. Что ты сделаешь, если увидишь слепого человека, который не может самостоятельно перейти дорогу?
25. Как ты поступишь, если твой товарищ скажет учителю неправду?
26. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему?
27. Нужно ли помогать слабым? Почему?
28. Можно ли брать чужое без спроса? (Просим ребенка объяснить его ответ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Обследование готовности к школе проводится на базе дошкольных или школьных (первый класс) коррекционно-образовательных учреждений.

А. Общие сведения об ученике и его семье
Ф.И.О. Год рождения. Класс. В каком дошкольном или школьном коррекционном учреждении обучается ребенок. Сколько лет и в каких педагогических учреждениях обучался до этого,
Состав семьи

№ п/п
Родители, родственники
Год рождения
Состояние здоровья
Где и кем работает
Отец


Мать


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign