LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Учитель математики Шевченко С.Н.

Тема: "Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой"
Цели:- организовать работу по введению новых понятий "положительные и отрицательные числа", координатная прямая;
-способствовать построению прямой и построению точек с заданными координатами;
-развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к применению противоположных чисел.
Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Урок.
Применяемая технология: Технология критического мышления.
Дидактические материалы и оборудование:
1) текстовые задания;
2) записи на доске;
3) карточки с разноуровневыми заданиями для этапа первичного закрепления.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Устные упражнения.
Игра: "Найдите различия".



Назовите, где координатный луч?
III. Актуализация знаний:
Продолжите словосочетания: положительные...; отрицательные...
IV. Изучение нового материала:
1) Рассмотрите рисунки.
2) Начертите таблицу с двумя колонками и третья колонка для нового.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

a) В левой колонке таблицы запишите всё, что вы знаете об этих объектах, их движении.
b) Обменяйтесь своими мнениями в паре
c) Давайте обсудим то, что у вас получилось. Что же мы узнаем о познавательном объекте. Запишите на доске в левой колонке всё, что было сказано учащимися
d) Классификация записанного на доске по каким-либо основаниям
3) Чтение с пометками
* Предлагается каждому ученику текст.
* Дается каждому ученику текст, читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут).
Пометки:
"V" - знаю; "-" - противоречит моим первоначальным представлениям; "?" - хочу узнать.
* Продолжите работу с маркировочной таблицей индивидуально
* Маркировать две оставшиеся колонки таблицы
* Обсуждение данного учащимися, запись в третьей колонке в ходе самостоятельной работы
* Заполняем вместе с учащимися третью колонку таблицы "Узнал новое"
* Задаются по ходу обсуждения вопросы: "Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?", "У кого есть энциклопедия?"
V. Первичное закрепление.
1. Начертите координатную прямую
2. Отметьте на ней точки А(3), В(-3), С(0), Д(5), К(7), Е(-5)
3. Выпишите точки с противоположными координатами.
VI. Домашнее задание.
Составьте сказку на тему "Противоположные числа" или напишите стихотворение, используя новые математические определения.
VII. Рефлексия.

В какой из этих квадратов вы сегодня попали?


VIII. Итоги урока.
Положительные и отрицательные числа
Рассматривая измерение величин, мы устанавливаем лишь размеры в каких-то единицах их отдельных значений, например, массу в килограммах. Однако, напрактике этого часто совершенно недостаточно. Например, рассматривается путь, пройденный поездом. Иустановлено, что поезд прошел 100 кмот станции Бологое. Можем ли мы? сказать на основе этих данных, где находится поезд в данныймоментНет, ведь поезд можетнаходиться на расстоянии 100 кмот станции Бологоесевернее, в точке А (по путииз Москвы в Санкт - Петербург), или южнее станции Бологое в точке А1 (по пути из Санкт - Петербурга в Москву )
Как видим, в данном случае одного указания значениявеличины пути недостаточно для установления положения поезда: нужно еще узнать направление, в котором двигался поезд.
Другой пример. Вам говорят: " На улице 20градусов"т.е. указать размер температуры воздуха. Достаточно ли этого, чтобы вы могли решить вопрос о то, как вам одеться, чтобы выйти на улицу? Очевидно, что нет. Ибо одно дело, если это 20 градусов тепла и совсем другое, если это 20 градусов холод. Значит, и в этом случае одного размера температуры недостаточно, надо ещё знать направление температуры от нуля. Таким примером, когда знать лишь значение величины недостаточно, можно привести многосуществует много величин, которые имеют два противоположных направления.
Путь - вправо - влево - вверх - вниз;
Температура - тепло - холодно;
Высота - выше - ниже какого-то уровня;
Деньги - прибыть - убыток.
Кроме того, каждая величина может изменяться в двух противоположных направлениях - увеличиваться - уменьшаться. Поэтому если нам нужноизмерить значение величины, имеющей два противоположных направления, то мы можем одно из этих двух направлений принять за главное и все значения этого направления описать (характеризовать) с помощью известных нам чисел - натуральных и дробных. Но тогда для характеристики значений противоположного направления у нас уже нет чисел. Например, расстояние, пройденное телом вправо, будем характеризовать известными нам числами, а как тогда характеризовать значение расстояния, пройденного телом влево? Или время в будущем направлении (от какого момента можно характеризовать обычными, известными нам числами, например, говорить: от начала суток прошло 8 часов, а как же говорить 8 часов до начала суток?).
Над этой проблемой люди задумывались уже давно и постепенно пришли к мысли о необходимости ввести новые числа для характеристики значений величины, направленных в противоположном избранном главному направлению. Эти числа стали называть отрицательными (они как бы отрицают главное направление - противоположное ему). Но тогда, чтобы отличать старые известные вам числа от вновь введённых, эти старые числа стали называть положительными.
Итак, сейчас мы имеем следующие числа:
* Положительные - это известные вам натуральные и дробные числа, характеризующие значения величины, имеющей главное направление.
* Отрицательные - это новые числа характеризующие значения величины, имеющей противоположное направление.
* Число нуль - нейтральное, отделяющее положительные числа от отрицательных.
+ - для главного направления;
-- для противоположного направления.
Наглядное изображение введённых чисел: для этого от начальной точки О числовой прямой, которой соответствует число нуль, нужно из двух направлений принять за главное и отметить положительные числа, тогда на противоположном луче от начала О соответствующие новым отрицательные числа.
Прямую, с выбранным на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.

Урок "Мастер класс"

учитель Мягкая Валентина Михайловна
Тема: Russia-Canada

Цели:
- познакомить учащихся с особенностями географического положения Канады, населением, политической системой;
- развитие способности к догадке ( по словообразовательным элементам, контексту, к сравнению и сопоставлению речевых единиц;
- воспитание уважительного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей культуре, через контекст культуры англоязычной страны;
- формирование лексических навыков чтения и говорения;
- развитие умения читать с целью извлечения детальной информации.

План урока.

1. Организационный момент.
2. Фонетическая зарядка: The poem Stopping by Snowy Evening.
3. Речевая зарядка: Актуализация знаний по предыдущей теме "Russia"
(фронтальная работа).
4. Teacher: Dear friend's, what do you know about Canada?
- формирование групп из 3 - x человек.
(на основе языкового материала изученного по теме "Russia", каждая группа Составляет рассказ о Канаде, используя знакомые учащимся сведения о Канаде).
- каждая группа представляет свой рассказ (участвуют все ученики).
- Учитель подводит итоги: So, friend's, all together we know about Canada the
following...
5. Чтение. Работа с текстом "Canada".
(Учащимся предлагается более подробная информация о Канаде).
- Учащиеся выписывают незнакомые слова, и не пользуясь словарем догады
ваются об их значении по контексту, знакомым словообразовательным
элементам. Учащиеся работают самостоятельно. На доске иллюстративная
наглядность.
- Работа в парах. Учащиеся обсуждают перевод слов. В парной работе про
исходит взаимообучение учащихся.
- Работа в малых группах. Наработки каждой группы записаны на листе.
Этап социализации.
Каждая группа вывешивает результаты своей работы на доску, зачитывает их в слух, знакомится с выводами других групп. Проводится самокоррекция, дается самооценка.
6. Обсуждение текста "Canada".
- Listen to the text and say which of the two is right.
- The name "Canada" comes from an Indian / French word.
- The largest country in the world is Canada/ Russia.
- Most of Canadians live in the north/south/
- Canada has 10 provinces and 3 territories/ 3provinces and 10 territories.
- Forest/ prairies about half of Canada.
- The Queen is represented in Canada by lord government general.
- There are 3Л political parties represented in the House of Commons.
- Every child in Canada can be educated in English / English and French.
- Read the text "Canada and match its paragraphs with their names.

a) Provinces and Territories
b) Population
c) General Facts
d) Natural Resources.
e) Climate.
f) Education
g) Political System
- Complete these sentences from the text "Canada".
- Now Canada is the second largest country after...
- The country's most important symbol is...
- The French were the first to settle in the country in the numbers during...
- Both.. .and.. .are.. .official languages.
- Canada has.. .provinces and... territories, each with its own...
- Forest cover about...
-Legislative power is vested in Parliament, which includes...,.. .of 104 appointed
members and.. .with about 300 elected members.
-... can be educated in either of the two official languages.
-Работа в парах. Answer the questions about Canada.
Use the map.
- Where is Canada situated and what countries does it border on?
- What ocean is the country washed by? What are Canada's biggest river's and
lakes? Where do the rivers rise and where do they flow?
- How can you characterise the relief of the country? Has it got any mountains
ranges? How high are they?
-Where do most of the Canadian populations live and why?
- What is the administrative division of the country?
- What iare the biggest cities of Canada and where are they situated?
- What natural resources is country rich in?
- What places in Canada would you like to visit and why?
- Teacher : A lot of people think that Canada is in many ways like Russia. Say
what makes our countries a like and different. (Монологическая форма речи).
6. Рефлексия. Домашнее задание: Speak about Canada, use plan.


Печатные работы педагогов и печатные статьи о школе

"Принципы и методические приёмы организации обучения информатике в старших классах"

Опубликовано на сайтах:( www.center.fio.ru, www.intergu.ru, www.belgorod.fio.ru, www.rvsn2.narod.ru )

учитель Радченко Алексей Петрович

За время моей работы в школе, как считают учителя нашей школы, я выработал своеобразную методику преподавания. Сразу скажу, что я не считаю себя автором данной методики, скорее всего авторами являются все учителя нашей школы, а скорее всего, все учителя и преподаватели, которые встречались мне в моей жизни. Я только лишь собрал, систематизировал и связал воедино то, что посчитал лучшим, отшлифовал и отполировал в процессе своей работы. Это не значит, что в данный момент данная методика закостенела и превратилась в штамп. Работа над ней продолжается и сейчас.
В чем же состоит главная линия преподавания, по которой я работаю? Отвечу честно, не знаю. Как можно описать нечто многогранное и многоликое. Существует сказ о трёх слепцах и слоне. Каждый из них был прав, хотя рассказали они о внешнем виде слона совершенно по-разному. Я, конечно, попробую описать методику преподавания, которую я использую, но это будет описание только одной грани этого сплетённого, переплетённого и взаимосвязанного клубка различных методик. Её ещё можно сравнить с конструктором, а, скорее всего, с кубиком Рубика. Казалось бы, совершенно несовместимые методы обучения и воспитания учащихся соединяются и органично дополняют друг друга. Увеличивая свои плюсы и уменьшая минусы ( а может наоборот). Каждая грань, вступая в противоречие с другой, не отчуждается, а идёт на компромисс, стараясь создать единое и неразделимое целое. Вот почему я не могу, да и никто не сможет в двух словах объяснить данную методику преподавания. Это очень гибкая методика. Хотя на первый взгляд может показаться довольно жёсткой и неприемлемой для школы.
Всё начинается с десятого класса, где формируется первый взгляд на жёсткость. В чём состоит ошибка некоторых учителей, особенно молодых ? Они в период знакомства с классом всеми силами стараются сделать так, чтобы ученики полюбили их. Любой ценой стараются добиться того, чтобы при встрече ученики улыбались, с радостью бежали на урок и по любому поводу и без повода кричали кто их любимый учитель. Достигается это простым всепрощением, выставлением положительных оценок за "мычание" у доски и т. д. И учителя парят на крыльях этой любви. Но это дешёвый авторитет. Потому что результатом такой учёбы является если не нулевые, то очень низкие реальные знания. В итоге в конце одиннадцатого класса или, в крайнем случае, при поступлении в ВУЗы, вчерашние ученики словосочетание "любимый учитель" будут произносить с совершенно другой интонацией. Все знают пословицу "от любви до ненависти один шаг", но никто не думает о том, что в обратном направлении тоже один шаг.
Именно, ненависть я получаю от учеников в течение всего десятого и первых трёх четвертей одиннадцатого класса. Если бы не было четвёртой четверти одиннадцатого класса, то я бы и не старался создавать что-то новое в методике преподавания. Списал бы один к одному методику преподавания у корифеев педагогики и жил бы спокойно, прикрываясь громкими именами. Именно, в последние два-три месяца обучения, когда учащиеся, оглянувшись в прошлое, увидят всю полноту и стройность полученных знаний, именно в этот период они делают этот шаг от ненависти к любви. Некоторые этот шаг совершают ещё в десятом классе, а некоторые его сделают только тогда, когда сама жизнь ударит по ним своей реальностью. Но все, абсолютно все, рано или поздно его сделают. И в этом я постоянно убеждаюсь, когда ко мне приходят бывшие ученики с благодарностью за то, что "Вы тогда над нами там сильно издевались". В чём же заключается смысл слова "издевались" ? Конечно же, не в общепринятом значении, а в том, что "Вы относились к нам, не как к детям, а как к взрослым людям". Именно, как к взрослым людям. Я считаю, что преступно применять методику обучения начальных и средних классов к старшеклассникам. И так считают многие учителя, но только в глубине души. А разве не преступление давать старшеклассникам права взрослого человека, но совершенно не требовать выполнение обязанностей взрослого человека. В итоге, старшеклассники живут, выполняя "детские" обязанности и то мы не требуем их выполнение, а только лишь просим. Но зато права им подавай все целиком и полностью, потому, что каждый из них "Личность с большой буквы". Я не собираюсь обсуждать методику обучения начальных и средних классов, это выходит за рамки данной статьи. Ко мне учащиеся приходят уже старшеклассниками. Какое обращение к учащимся можно услышать на уроках, кроме "дети" ? В крайнем случае - "ребята": "Дети, посмотрите сюда", "дети, обратите внимание туда", "ребята, зайдите в класс". Просто смешно применять слово "ребёнок" к детине ростом под метр девяносто и косой саженью в плечах. Да, я понимаю, что ему всего лишь 15-16 лет и он не до конца сформировался, как личность. Но надо добавлять, как взрослая личность. А кто сказал, что он не взрослая личность ? Да, мы же сами это и сказали.
Большинство учителей имеют своих детей этого возраста. Для любого родителя его сын или дочь, даже дожив до седых волос, всегда будут несмышлёными детьми. И это восприятие подсознательно, автоматически переносится на всех людей, равного и младшего возраста, относительно собственных детей. Вот в чём состоит главная ошибка !!! А потом спохватываемся и говорим об упущенном поколении. Начинаем выдумывать различные программы и концепции. Научно их обосновывать, защищая кандидатские и докторские, хотя дело-то не стоит выеденного яйца. Мы не упустили их, мы просто отстали от них, а они не стали нас посвящать в свои дела, не стали ждать нас, как им кажется с нашей неповоротливостью и закостенелостью. Зачем мы им нужны, если мы не понимаем их поступков, если мы их воспринимаем, как детей. Они себя ощущают вполне взрослыми людьми, да и, сознание и осознание себя в мире у них уже полностью сформировалось. В итоге мы получаем вечный и неизменный конфликт поколений "отцы и дети".
Хотя никакого конфликта не было бы, если бы мы не старались втиснуть "поколение next" в рамки своего восприятия мира. Наше восприятие мира, исходя из предыдущего абзаца, устаревшее и неприемлемое для них. И в этом виноваты мы сами, талдыча своё "дети", "ребёнок", "ребята" и т. д. Мы просто не захотели идти на компромисс. Не захотели получить доступ к их сознанию в обмен на наш опыт знания жизни. Не надо отставать от них, надо жить их жизнью. Только тогда они и будут прислушиваться к нашим советам. Ну, а этими советами, конечно же, вы и будете направлять их по жизни. Я не призываю кинуться в массы молодёжи, тусоваться на дискотеках, выпивать за углом, употреблять наркотики и т. д. Вас не поймёт правильно сама же молодёжь. И не надо говорить о том, что дети у нас паиньки. Официальная статистика даёт на этот счёт чудовищные показатели.
Я вкривь и вкось исколесил понятие "дети". Напрашивается резонный вопрос: "А как же к ним тогда обращаться ?" Да, как хотите. Можете "гражданин", "товарищ", "господин", я обращаюсь старорусским "сударь" и "сударыня", что поначалу действует, как гром среди ясного неба. Впоследствии же учащиеся привыкают к такому обращению и некоторые, как я заметил, начинают его применять в своих обращениях.
Ну, это так - лирическое отступление. Чем же я так досадил ученикам, что они меня люто ненавидят, пока учатся в школе. Ничем особенным, разве что требованием:
Строго выполнять правила поведения учащихся. Это и соблюдение дисциплины на занятиях и переменах, и ведение дневников. ( Хотя ведением дневников, казалась бы, я подменяю классных руководителей, но на самом деле я просто помогаю классным руководителям. Разве эта помощь им не нужна ? Ведь классные руководители, это обычные учителя. У каждого свой предмет, свои заботы. К тому же они в основном женщины. Приказ мужчины и приказ женщины звучит и, соответственно, выполняется различно, как бы не пыжилась эмансипации. Это различие не зависит от разума, оно идёт на генном, а точнее на гормональном уровне. Ни для кого не секрет, что любой человек выделяет ферромоны, "облако" которых ошибочно называют биополем. Хотя, если подумать, то тут никакой ошибки и нет. Это и есть биологическое поле человека, правда, если добавить ещё электромагнитную составляющую. Ну, конечно же, тестостерон, преобладающий в мужчине, является более агрессивным. А это значит, что приказу, подкреплённому агрессивным биополем, скорее подчинятся. К тому же мужчине для этого не надо прикладывать совершенно никаких усилий и никаких криков. Все происходит на уровне инстинктов и подсознания. Не надо говорить, что мы Homo Sapiens и разум сильнее всего. Все мы дети природы и подчиняемся её законам, законам инстинктов. Самый главный инстинкт природы - это инстинкт самосохранения. )
Кроме того, воспитанием культуры речи на занятиях и, особенно, на переменах. Это ведь не трудно сделать замечание и проследить его выполнение. Провести индивидуальную или групповую, доверительную беседу, обосновать неприемлемость, нелепость недостойного поведения. Не надо тянуть учащихся за уши к уровню культуры поведения, приемлемому в обществе. Это невозможно сделать в силу их доктрины: "Я - Личность, я сам себе голова и другие мне не указ". Любое насилие над личностью, даже из лучших побуждений, будет встречено ожесточённым сопротивлением. Надо просто увлечь их за собой. Действовать по принципу: "Делай и поступай, как я". Но в этом случае надо убедить человека в том, что ваше поведение, то, как вы поступаете в данной ситуации, лучше и благороднее смотрится со стороны. А мнением товарищей, мнением со стороны, видом со стороны подростки очень сильно дорожат. Здесь главное достучаться до сердца каждого. Чтобы каждый задумался и в дальнейшем, при недостойном поведении своего товарища, если даже открыто не будет осуждать, то уж точно не будет поддерживать. И ничего страшного, что на эту беседу уйдёт запланированное занятие, на котором нужно дать какой-то конкретный материал. Это затраченное время не пропадёт зря. Даже, если запала этой беседы хватит на два-три занятия и то, этого хватит, чтобы наверстать упущенный материал. Но в глубине души уже будет посеяно зёрнышко культуры поведения. Не стоит ожидать, что после одной такой беседы, каждый из подростков в своей компании будет себя вести культурно, с точки зрения нашего поколения. Нет, никогда. Но, оставшись один на один с самим собой, каждый невольно будет поступать так, как подсказывает ему это зёрнышко. Я повторяю, что это возможно только в том случае, если дойти до самых сокровенных уголков души человека. И так, капля за каплей, беседа за беседой мы в лучшем случае получим уже не тусовку дружбанов, а компанию друзей-единомышленников. В худшем же случае, мы воспитаем хоть и не внешне, но зато внутренне благородного человека. Это согласиться лучше, чем хам под личиной эстета. Злость же вызывает здесь то, что я проникаю каждому, именно каждому в его душу. В самые её глубины, прекрасно предвидя последствия. Хотя беседа может быть и групповой, но её надо вести так, чтобы каждый чувствовал, что я обращаюсь только к нему, а не ко всем в целом. А последствия не заставляют себя ждать. Принцип подросткового возраста: "Не лезь ко мне в душу". Обычная защитная реакция в таком случае - постараться как-то навредить душе учителя. Начинаются обвинения учителя от "плохой учитель" до "плохой человек вообще". И здесь немаловажно, то какую позицию займет администрация школы. Сумеет ли она устоять перед лавиной жалоб родителей и не согласиться с ними ? Сумеет ли принять огонь на себя ? В этом отношении мне повезло.
Что ещё я использую? Чёткое правило: никаких подсказок и списываний. Ни для кого не секрет то, как выполняются учениками письменные домашние задания. Стоит одному правильно решить, считайте, что весь класс выполнил домашнюю работу на "отлично". Некоторые учителя и этому рады. Показатель успеваемости идёт стремительно вверх. Следовательно, на педсовете не будут склонять за низкий уровень качества знаний. Ох, уж этот мне показатель. Только благодаря ему, никто не воспринимает всерьёз оценки школьного аттестата. Только благодаря ему в ВУЗах существуют вступительные экзамены. Правда, сейчас идёт эксперимент по зачёту школьных выпускных оценок, как вступительных ВУЗовских. Но давайте скажем честно, что это просто переместит некоторые финансовые операции из ВУЗа в школу. До тех пор, пока о мастерстве учителя будут судить по оценкам учащихся, ничего не изменится в лучшую сторону. Почему все напрочь забыли главную обязанность учащегося "Учиться" ? Почему ставят во главу принцип: "Учитель обязан заинтересовать учащегося учиться"? Это что игра ? А кто через полгода в ВУЗе будет с ним играть ?
Я целиком и полностью согласен, что элементы игры обязательно должны присутствовать в начальной школе, постепенно уменьшаясь к старшим классам. Я также согласен, что деловая игра в старших классах, как технология обучения, имеет право на жизнь. Но не на каждом же занятии !!! Максимум 1-2 занятия за весь курс обучения. Прежде всего, потому, что на занятии, проводимом по технологии игры, можно дать только небольшой объём знаний, а времени затрачено будет много. Это совершенно неприемлемо в современной информатике, с её возрастающим, с каждым годом объёмом знаний, и неизменным количеством часов, отведённых на изучение.
На своих занятиях я полностью отказался от оценок за письменные домашние задания. А с середины 11 класса от письменных домашних заданий вообще. Потому что сама методика направлена на постепенный переход от традиционного школьного преподавания в начале 10 класса к преподаванию в режиме ВУЗа к концу 11 класса. Этим я добиваюсь того, что учащимся не приходится привыкать в ВУЗе к связке "лекция - практическая - зачёт". А как же тогда быть с оценками за домашние задания ? Ведь если оценок не выставляют, то зачем тогда и выполнять домашнее задание ? Но как раз неприятия этого высказывания я и добиваюсь. Взамен я предлагаю учащимся другое понятие: "Если оценки не будет, то зачем списывать? Почему, хотя бы ради спортивного интереса, не попробовать самому решить задачу ?". Здесь главное сразу взять инициативу в свои руки. Большая часть второго занятия в самом начале учебного года в 10 классе уйдёт на "беседу". Не надо проверять правильность решения задачи, надо проверить наличие попытки самостоятельного решения. И узнать настоящую причину у каждого не пытавшегося решить. Бог с ним с занятием, с запланированным материалом. Вот оно первое зерно тяги к знаниям не по принуждению. Упустишь его сейчас, после ничем не добьёшься от учеников самостоятельного выполнения домашнего задания. Нет, списывать они самостоятельно будут, а вот решать - никогда.
Вот здесь и зарождается часть злости на меня. Никто ведь не обижается на учителя, поставившего "двойку" за невыполненное домашнее задание. В следующий раз умнее будет - спишет у "отличников". Всё в порядке - двойка "закрыта" хорошей оценкой. Учитель доволен, а ученик уже доволен тем, что "обманул" учителя. Я же устраняю себя из этого соревнования "снаряд-броня" и ученик остаётся сам против себя, а сам себя не обманешь. Он, пытаясь меня обхитрить, сам себя и обманул. Это всё равно, что хотел ударить другого, но, промахнувшись, ударил себя. Ну, разве не обидно ? Разве не обидно, что учитель оказался хитрее ? И недостижимо хитрее, потому что второй линией атаки на таких учеников служат "олимпийские пятёрки". На занятии даётся задание, отдалённо подобное домашнему заданию. Те, кто сам выполнял домашнее задание, быстро сориентировавшись, решают задачу и получают заслуженную "пятёрку". Но только один человек, ведь олимпийский чемпион бывает только один, остальные всего лишь призёры. Получив две "олимпийские пятёрки", он выбывает из игры, ввиду явного преимущества, давая возможность проявить себя другим. В этом случае я его отсаживаю в сторонку, запускаю игру, и пусть себе играет. А кто не хочет лишний раз поиграть ? И все просто рвутся в бой за "олимпийскую пятёрку". А тому, кто дома не решал и не знает, как решать до кончика хвоста обидно за себя и на себя: "А я что - хуже Сани ? Ведь вчера мы вместе были на дискотеке, но, правда, перед дискотекой он сидел над задачей и не решил. А я вообще её не решал. Какой толк её решать - двойку-то всё равно не поставят". Но он забывает, что Саня решал, он думал над задачей и ничего страшного, что он решил её неправильно. Ведь в начале каждого занятия я сам, с подробными объяснениями, решаю у доски домашнее задание. Ученики видят, где их рассуждения пошли по неправильному пути и впредь подобные ошибки не допускают.
Я никогда не доверяю разъяснение домашнего задания ученикам. Прежде всего, из-за законов психологии. Ученики привыкли, что новый материал ( процесс обучения начатый на прошлом занятии продолжается) объясняет учитель, при том один и тот же по данному предмету. Ведь, если занятие ведёт заменяющий учитель, то ученики воспримут, в лучшем случае половину материала. Это всё равно, что услышать хорошо запомнившуюся песню, но исполняемую другим певцом. Кажется и слова не те, да и поёт плохо. К тому же разве ученик может сравниться с учителем в методике подачи материала? Разве кто-нибудь доверит человеку ни разу, не водившему автомашину, вести ответственный груз ? По-моему, даже начинающему водителю не доверят. Что же мы делаем, уважаемые коллеги? Со стороны выглядит всё очень эффектно, но ей-Богу, напоминает бальные танцы малышей: умилительно смотреть, но не более того. Учитель своим биополем, своей импульсивностью, своей интонацией просто приковывает к себе внимание учащихся. Ученик же приковывает к себе внимание, в лучшем случае только учителя. И пусть кто угодно научно обосновывает этот приём, рассуждает о необходимости развития устной речи, я все равно буду отстаивать свою точку зрения. Для развития устной речи у нас имеются уроки литературы. Не будем же отбирать хлеб у наших литераторов. Своему же оппоненту я посоветую вспомнить свои школьные годы и то, какую пользу этот приём приносил ему, как для ученика. Да, и вообще, не надо учителям забывать свои школьные годы. Постоянно надо, заглядывая в прошлое, принимать решения в той или иной ситуации. Зная психологию учащихся, выбирать, как надо поступить, чтобы взять инициативу в свои руки. Я не призываю стать на уровень ученика-хулигана, но не надо и отмежёвываться от реальных учеников и реальных ситуаций, надевая розовые очки.
Как я уже сказал, на своих занятиях я не допускаю ни малейшей подсказки. Этим я снимаю ответственность с "отличников" и они уже с чистой совестью имеют повод отказать "двоечнику" в подсказке. ( Обычное дело: "Силён телом, а не умом". ) А способов подсказок очень много, и все я их пресекаю на корню. Ученики вначале удивляются моей осведомлённостью, а потом, вообще, даже и не пытаются подсказать. Что толку в подсказке ? Повторил чужие слова и забыл. Что толку в так называемой "помощи товарища" ? Например, Лена "затрудняется" с ответом, а попросту не знает ответ. "Кто дополнит ( поможет) ?" Лес рук, потому что пока Лена тянула время, все прочитали правильный ответ. Поднимают Васю. Вася отвечает, как по писаному.
- Лена, поняла?
- Да.
Но на самом деле ни у Лены, ни у Васи ответ даже не задержался в голове. Ну, и какой прок в такой помощи ? Не надо жалеть учеников, потому что потом останется только сожалеть. Как бы не было жаль учеников, но у Вас всегда должно быть только одно оправдание ваших действий: "Тяжело в учении - легко в бою". И чем больше Вы создадите трудностей в учёбе, тем легче им будет в дальнейшем. Например, опрос я провожу в конце занятия, и всё, что они подчитали на перемене перед уроком, улетучилось из головы, вытеснилось новым материалом. Остались только долговременные знания, то есть как раз те знания, которых я и добиваюсь. На любом занятии я произвожу опрос по всему курсу пройденного материала. И к выпуску волей-неволей учащиеся приходят со знаниями всего курса информатики.
На своих занятиях я стараюсь научить отстаивать свою точку зрения, невзирая на лица. Это очень легко сделать при изучении темы: "Арифметика в компьютере". Заранее подготавливаю пример с двумя-тремя ошибками из материала математики 7 - 8 класса. Объясняю новый материал, для наглядности решаю два примера правильно. Третий пример решаю в диалоге с учащимися. Когда вижу, что большинство поняли материал, решаю свой пример, обосновывая правильность ошибок, не акцентируя на них внимание. А сам слежу за реакцией класса. Вначале вижу у некоторых удивление в глазах: "Учитель ошибся". Потом оно сменяется безразличием: "Раз учитель так сказал, значит правильно". Но в любом случае, в каждом классе находится "камикадзе", который не выдерживает и, следуя фразе: "Сократ мне друг, но истина дороже", выкрикивает: "У Вас ошибка". " Где ?!!!". Дальше идёт спор. Он отстаивает свою точку зрения, сыплет аксиомами, теоремами. Боже, какой наивный. Я ведь основательно готовился к этой дискуссии. Во время спора очень внимательно слежу за его состоянием и реакцией класса. Его подзадориваю и пресекаю любые попытки учащихся его утихомирить. Когда я вижу, что у него заканчиваются доводы или в голове у него получился полный каламбур из имеющихся знаний математики, я грозным голосом требую его дневник и со словами: "Чтоб другим неповадно было", после паузы ставлю "пятёрку". А если при споре он проявил отличные знания, то две заслуженных олимпийские пятёрки будут красоваться в дневнике. Как следствие, на следующем занятии, даже те, кто плохо разбирается в алгебре, стараются в ходе моего объяснения найти ошибку. Этого запала мне с лихвой хватает на три-четыре темы. Когда огонёк в глазах опять начинает потухать, то я опять запускаю дезинформацию. В конечном итоге, они приучаются, не смотря ни на что отстаивать свою точку зрения. И как положительный побочный эффект, они перестают мне безоговорочно верить. А я только приветствую это: пусть перепроверяют, пусть изучают другие источники. В результате, они выработают свою точку зрения по конкретному вопросу, а не просто зазубрят мои мысли. И такие знания, я считаю, будут намного лучше и долговременней. Но найти и доказать ошибку можно только на основании собственных знаний. Это ещё один аргумент для учёбы без принуждения, по собственному желанию. Многие упомянут в этом случае ученический "телефон". Отвечаю, для каждой группы заготовлен свой пример или свои ошибки. Иногда, до смешного доходит. Когда, видя знакомый пример, взятый из предыдущей группы, ученики пытаются найти ошибку. Зная по "телефону" точно где и какая ошибка должна быть в этом примере и не находят её. Тогда идёт в ход довод: "Не знаю почему, но вот здесь должна быть ошибка" и т. д. Этим я доказываю бесполезность школьного "телефона" и бесполезность списывания.
Почему я подготавливаю пример не с одной, а с двумя-тремя ошибками? Очень просто: ошибки разной сложности. Это даёт мне пространство для манёвра, а так же даёт возможность выяснить обученность группы. Как правило, на занятии ученики находят не все ошибки, потому что их приучили в школе только к одной ошибке в задаче. Через два занятия, а это две недели, я возвращаюсь к этому примеру. Видели бы Вы, какая досада берёт учеников из-за того, что они проглядели ошибки. Цена ведь за такие ошибки - три пятёрки.
Почему я даю так много времени на размышление?
1. Этим я выявляю усердных, основательных по жизни учеников, которые дома не просто выполняют домашнее задание, а и самостоятельно переосмысливают изученный материал.
2. Ученики за это время уже забыли материал. Следовательно не грех ещё раз повторить для закрепления.
На своих занятиях я широко использую возможности компьютера при обучении. Но никогда не переоцениваю его способности. Сейчас вошло в моду компьютерное обучение, т. е. новый материал ученики получают, читая его на экране компьютера. В прошлом году по школам распространяли "Электронные издания учебного назначения". Конечно, хорошее подспорье, но сама идея большинства программ ошибочна. Программы составлены так, что заменяют собой учителя. Это непростительная ошибка. В самом начале своей работы учителем я составил несколько подобных программ и применил их на занятии. Но в результате, мне пришлось самому же тот же самый материал объяснять у доски. Хотя содержимое моей лекции абсолютно ничем не отличалось от содержимого компьютерной программы. Как мне сказали ученики: "Так намного понятнее". И я понял, что никакой, даже супермощный компьютер вкупе со сверхсовершенной программой не сможет заменить живого учителя. Не сможет заменить его жесты, его манеру разговора, его способность чутко реагировать на изменения восприятия материала учащимися. Ведь в этом случае мгновенно меняется методика подачи материала. Компьютер же этого никогда не сможет сделать. Теперь при объяснении нового материала я использую компьютер только как прибор для демонстрации. При практических занятиях компьютеры находятся в полном распоряжении учащихся, они тренируются, проверяют свои гипотезы. А при зачётах они меняются ролями. Теперь компьютер старается выяснить уровень усвоенности материала. И здесь, как никогда чётко работает дифференцированная оценка знаний учащихся. К тому же полностью исключён человеческий фактор - благосклонность учителя. Компьютер, в отличие от человека, беспристрастно выставит оценку.
При изучении алгоритмического языка происходит постепенный переход от традиционной схемы повторения нового материала - опрос, к блочной системе обучения, которая господствует при изучении языка программирования Basic. Сочетание блока с контрольным срезом в конце каждого занятия, даёт мне возможность подбирать скорость и метод подачи следующего блока конкретной группе.
С середины 11 класса в обучении преобладает связка "лекция - практическая - зачёт", в зависимости о обученности и обучаемости конкретной группы. Почему считают меня жёстким учителем ? Почему я учу так, как будто бы от знания информатики зависит жизнь учащегося ? Не я жестокий, жизнь жестокая. В большинстве городских школ обучение информатике начинается минимум с 5 класса. В школах же сельской местности только с 10 класса. Разве это не дискриминация ? Когда изначально, по приказу, городские школьники и наши находятся в разных условиях. То, что в городах проходят за 600 часов, наши должны пройти за 106 часов. К тому же, нашим школьникам после занятий надо заниматься домашним хозяйством, помогать родителям, а точнее заменять их, на приусадебном участке. Городские же работают только на шести сотках дачи и то, если родителям нужна помощь. Необходимость этой помощи можно понять, если сравнить 3 - 4 сотки пашни на даче и 50 соток пашни огорода в сельской местности. Да, и основная работа большинства наших родителей не от звонка до звонка, а от зари до зари. Я понимаю, что нашим школьникам трудно, понимаю, что материала к изучению много. Мне их искренне жаль. Но мне ещё больше жаль их выпускать со школы неконкурентоспособными по отношению к городским учащимся. И поэтому я молча, разве хирург обращает внимание на крики и пинки больного, выполняю свою работу. С помощью данной методики, мне удалось охватить не только вопросы обязательного минимума образования, но и добиться неплохого ( реального ) качества знаний, в пределах 70% ± 10. Это каждый год доказывают выпускники нашей школы, поступая в ВУЗы и успешно конкурируя по уровню знаний с выпускниками городских школ.
Но данная методика требует от учителя постоянной внимательности, самоотдачи, сообразительности и гибкости мышления. Не каждому это под силу, не у каждого хватит энергии, а главное, театрального мастерства. Ведь учитель должен один и тот же материал дать в каждой группе так, чтобы никто не заподозрил, что этот материал он повторяет уже в 5 - 10 раз и ему это повторение уже порядком надоело. Актёр играет свою роль два раза в день, а учитель 6 - 8 раз. К тому же свою роль в каждом классе и в каждой группе и учитель должен играть без фальши и наигранности, играть сердцем, а не разумом. Только тогда можно ожидать положительных результатов. Ну, и у кого из них должно быть больше театрального мастерства ?
Фальшь и заученность ученики чутко улавливают и отвечают в этом случае простым безразличием.
Я попробовал рассказать о методике, которую я использую на занятиях, затронув всего лишь два аспекта: культуру поведения и культуру речи, за кадром же осталось ещё очень много нитей Арианды в этом лабиринте. Вы сами видели, что мне приходилось обрывать объяснения, чтобы не отклониться от направлений, о которых я хотел рассказать: культуры поведения и культуры речи. Казалось бы, какое они имеют отношение к информатике ? Для меня они являются основополагающими. Это фундамент, без которого всё остальное бесполезно. Вам может показаться, что всё это я делаю, преследуя высокие цели нравственности. Я отвечу скорее "нет", чем "да". Нравственным воспитанием напрямую занят завуч по воспитательной работе. Хотя, по большому счёту, этим должен заниматься каждый учитель, но в моей работе это всего лишь побочный эффект. Цель моя более чем прозаична: приучить учащихся к своей требовательности и нетерпимости к нарушениям дисциплины. Зачем ? Я, иногда, с удивлением узнаю, что тот или иной ученик является злостным нарушителем дисциплины на уроке. У меня все себя ведут примерно. Почему ? А спасибо за это "школьному телефону", который из уст в уста, из поколения в поколение передаёт, что на информатике лучше не баловаться. Не то будет худо. Правда, никто не знает, насколько будет плохо. Тайна наказания затерялась в глубинах сознания. Как бы то ни было, но на уроке все сосредоточены, внимательны и не мешают друг другу посторонними разговорами о дискотеках и машинах. Надо отметить, что дискуссии по изучаемой теме я не только приветствую, но и специально провоцирую.
Когда же ученики интересуются: "А что же всё-таки будет, если нарушишь дисциплину ?", честно отвечаю: "Ничего". Но после пяти секунд паузы, с улыбкой, добавляю: "особенного ( Опять пауза. Простейший психологический приём, но какой эффект !!! Дальше опять без улыбки ) Просто отведу к директору". Пойди тут разберись, где я шучу, а где нет. Казалось бы, ну, что я ещё могу сделать кроме, как отвести к директору на беседу ? Ан нет, все склоняются к мысли, что я разберусь с таким учеником, не прибегая к помощи директора. Каким образом ? Никто не знает. И вот уже фантазия подростка рисует нечто среднее между сценой из фильма ужаса и фильма-боевика.
А я и не переубеждаю их в обратном. Как бы то ни было, но, на мой взгляд, главная задача учителя состоит не в преподавании какого-нибудь предмета, а в создании благоприятных условий для учёбы учащихся. О какой учёбе может идти речь, если на занятии нет дисциплины? Даже если кто-нибудь из учеников захочет понять какую-нибудь тему, то это ему не удастся, потому что его будут отвлекать его же товарищи.
Нужна ли такая методика обучения или же она неприемлема для школы, я надеюсь, что Вы мне подскажете, мой неизвестный критик. Если кто-то возразит, уповая на гуманизацию общества, что "на жизнь надо смотреть ширше, а к людям надо помягче", я с удовольствием выслушаю его и постараюсь понять его позицию



??

??

??

??


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign